УДК 332.146.2
Рынок инноваций отраслевой экономической системы
Канд. техн. наук. Филатов В.В., [email protected] Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия
В данной статье приведена характеристика рынка инноваций отраслевой экономической системы как объекта исследования. Сформулировано авторское определение понятия «рынка инноваций отраслевой экономической системы», в соответствии с которым будем понимать под рынком инноваций - совокупность отношений, которые складываются между различными экономическими субъектами применительно к процессам разработки новых продуктов и технологий, и к процессам приобретения, передачи возникших имущественных прав в отношении результатов инновационной деятельности, которые представляют научно-практическую значимость и ценность для интенсификации темпов экономического развития отраслевых экономических систем.
Проанализированы наиболее существенные признаки отраслевой экономической системы: наличие определенного количества однородных самостоятельных предприятий, производящих продукцию и услуги; единство экономического или потребительского назначения всей производимой в отраслевой экономической системе продукции и услуг; существенная однородность всего перерабатываемого сырья; единая материально-техническая и ресурсная база, которая специализированы как определенная система машин, данная база способна осуществить заданные технологии производства конкретной продукции и услуг; специфический состав работников, который сформирован требованиями эффективного производства продукции, услуг; нацеленность на долгосрочное инновационное развитие и формирование устойчивого спроса на инновационные продукты и технологии.
Ключевые слова: инновация, рынок инноваций, отраслевая экономическая система, пищевая промышленность.
The innovation market industry economic system
Ph.D. Filatov V.V. [email protected] Moscow state University of technologies and management of K.G.Razumovsky,
Moscow, Russia
The characteristic of the market of innovations of branch economic system as object of research is provided in this article. Author's definition of concept of "the market of innovations of branch economic system" according to which we will understand as the market of innovations - set of the relations which develop between various economic subjects in relation to processes of development of new products and technologies, and to processes of acquisition, transfer of the arisen property rights concerning results of innovative activity which are of the scientific and practical importance and value for an intensification of rates of economic development of branch economic systems is formulated.
The most essential signs of branch economic system are analysed: existence of a certain number of the uniform independent enterprises making production and services; unity of economic or consumer purpose of all production made in branch economic system and services; essential uniformity of all processed raw materials; the uniform material and resource base which is specialized as a certain system of cars, this base is capable to carry out the set production technologies of concrete production and services;
specific structure of workers which is created by requirements of effective production, services; aiming at long-term innovative development and formation of steady demand for innovative products and technologies. Keywords: innovation, industry economic system, food industry.
Понятие «рынок инноваций» за последние годы стало самым востребованным понятием применительно к исследованию направлений, а также средств обеспечения развития нового технико -технологического уклада для отраслевых экономических систем. Причиной подобного факта являются происходящие серьезные изменения в экономической деятельности развивающихся и развитых стран с точки зрения последних 50 лет. В указанные годы финансово-экономические кризисы оказывают существенное влияние на возможности стабильного роста в отраслевых экономических системах при производстве товаров, услуг, при этом ни какая из реализуемых макроэкономических временных моделей, в определенной степени, не позволила выявить причины подобных кризисов [1]. Фактически, изучение природы появления экономической нестабильности привели исследователей к выводам, что отраслевая экономическая система, которая в основе своей содержит механизмы воспроизводства новых знаний или инноваций, имеет более высокую способность к восстановлению после кризиса [2].
С однозначных позиций дать определение понятию «рынок инноваций» достаточно сложно, поскольку по мере совершенствования процессов общественного производства, обращения применительно к сфере научно-технического прогресса данное понятие неоднократно изменялось и уточнялось. Прежде всего, рынок инноваций исследовался как место оптовой и розничной торговли различными новшествами.
Далее, по мере развития промышленности социальные и экономические отношения применительно к сфере инновационной деятельности расширялись, за локальными рынками инноваций в отраслевых экономических системах закреплялась совокупность определенных мест на промышленных выставках и ярмарках, также проводились выставки и ярмарки, которые были специально посвящены инновациям в различных отраслевых экономических системах. По факту углубления процессов применительно к общественному разделению труда и развитию товарных производств, понятие «рынка инноваций» становится все более сложным. Под указанным понятием уже понимается место, где отношения продавцов и покупателей различных новшеств - свободны, а цены на сами новшества - выравниваются [3].
По мере дальнейшего развития форм товарного обмена, комплекса товарно-денежных отношений в отраслевых экономических системах возникают ситуации разрыва в процессах купли-продажи различных новшеств в пространстве и во времени в виде торговых кризисов, в результате чего характеристика рынка инноваций как места для ведения торговли не отражает существующей реальности, так как формируются новые структуры общественного производства, а именно структуры сферы обращения. Де-факто возникает совершенно новое понятие «рынка инноваций», который теперь рассматривается как форма товарно-денежного и товарного обмена (обращения) новшеств [4]. Важным является также констатация того, что рынок инноваций — это не только сфера осуществления товарного обмена, а также и сфера обращения новшеств, в рамки которой включается еще и обращение капиталов, которые предназначены для вложений в сферу инновационной деятельности, включая и современный фондовый рынок при осуществлении венчурного финансирования нововведений (это, фактически, рынок осуществления финансовых инноваций).
При рассмотрении рынка инноваций с позиций субъектов экономических отношений могут появиться новые определения данного понятия, согласно которым рынок инноваций - это совокупность продавцов и покупателей новшеств, а также различных групп людей, которые вступают в деловые тесные отношения и заключают крупные коммерческие сделки по отношению к любому новому товару [5]. Следует, правда, отметить, что это исключительно одна характеристика рынка инноваций, которая, в тоже время, не позволяет охватить весь спектр субъектов экономических отношений (потребителей,
производителей, посредников), а также не включают в себя совокупность отношений по производству, распределению, потреблению новшеств применительно к сфере обращения. По мере своего дальнейшего уточнения, понятие «рынок инноваций» расширяется вплоть до понимания «рынка инноваций» как важного элемента процессов воспроизводства общественного совокупного продукта, а также как прогрессивной формы реализации, обеспечения движения ключевых составных частей данного продукта [6]. По факту данного тезиса возникают определения понятия «рынок инноваций», включающие, например, такие составные важные характеристики понятия, как:
-рынок инноваций - это комплекс экономических отношений, посредством которых обеспечивается обращение инновационного общественного продукта, выраженного в товарной и денежной формах;
-рынок инноваций - это сфера, обеспечивающая реализацию части инновационного общественного совокупного продукта, где проявляются специфические принятому способу производства социальные и экономические отношения применительно к производству и потреблению инноваций.
Наконец, самое большое распространение получило определение понятия «рынок инноваций» как адаптивной системы социально-экономических отношений между продавцами и покупателями новшеств. С этих позиций, рынок инноваций изучают как систему, а также как тип определенных общественных связей, сложившихся между участниками инновационной деятельности в промышленности и в сфере услуг (между исследователями, различными разработчиками, промышленниками, инновационными предпринимателями, различными группами потребителей). При этом хозяйственно-экономические связи, реализуемые в товарном виде и осуществляемые на базе рынка инноваций, будут характеризоваться взаимными соглашениями всех обменивающихся сторон, а также эквивалентной возмездностью ресурсообмена, свободным и конкурентным выбором партнеров, высоким качеством инновационных разработок [7].
Правда, в рамках данного определения, часто под понятием «рынок инноваций» ошибочно отождествляют и понимают условия по реализации инновационных товаров. В реальной действительности же, на рынке инноваций только складываются условия для реализации инновационных товаров, которые определяются соотношением предложения и спроса, которые относятся больше к состоянию рынка, а не к сущности рассматриваемого рынка инноваций, что делает ограниченным использование данного определения [8].
Поэтому, в аспекте всего сказанного в отношении определения «рынок инноваций», зафиксируем далее авторское определение, в соответствии с которым будем по рынком инноваций понимать совокупность отношений, которые складываются между различными экономическими субъектами применительно к процессам разработки новых продуктов и технологий, и к процессам приобретения, передачи возникших имущественных прав в отношении результатов инновационной деятельности, которые представляют научно-практическую значимость и ценность для интенсификации темпов экономического развития отраслевых экономических систем.
Как результат, посредством функционирования институтов рынка инноваций обеспечивается разработка, апробация, рациональное внедрение и эффективное распределение инновационных технологий в отраслевой экономической системе в виде единого комплекса инновационных процессов или производственных отношений. Иными словами, рынок инноваций для современных отраслевых экономических систем обеспечивает эффективную реализацию процессов по получению инновационных продуктов и технологий, имеющих заданные качественные характеристики, удовлетворяющие государственным, общественным и частным заказчикам данных продуктов и технологий.
Далее нам необходимо зафиксировать авторское определение рынка инноваций отраслевой экономической системы. Для этого последовательно раскроем структуру рынка инноваций с детализацией его сегментов и показателей, а также представим понятие отраслевой экономической
системы. Структура рынка инноваций определяется комплексом факторов, включающих в себя:
-фактор мирового порога знаний. Данный фактор следует рассматривать как границу между пробелами и достижениями в специальных и общих знаниях ведения инновационной деятельности хозяйствующими субъектами. Данный фактор дает научному сообществу ориентиры для перспективных прикладных и фундаментальных исследований, а управленческому и инженерному корпусу отраслевых экономических систему - основу для осуществления прикладных целевых разработок [9];
-фактор достаточности инновационных ресурсов. Определяется доступностью и наличием требуемых для ведения инновационной деятельности различных видов ресурсов. Доступность и наличие при этом зависят от экономической и социально-правовой среды, географического положения, рациональности взаимодействий между участниками инновационных процессов [10];
-фактор наличия инновационных предпринимателей (фактор развитости инновационного потенциала). Рынок инноваций не будет эффективно функционировать без присутствия на нем специфических типов бизнесменов, имеющих развитый инновационный потенциал, которые выступают связующим важным звеном между различными новаторами - создателями оригинальных научно-прикладных продуктов - и институтами общества, например, сферами производства, потребления;
-фактор структурированности поля инновационной активности. Данный фактор позволяет очертить границы концентрации системы потенциальных объектов, связанных с приложением знаний, навыков применительно к соответствующим иерархическим уровням, территориям, к определенным видам деятельности. Система потенциальных инновационных объектов - это совокупность «узких» мест в отраслевых экономических системах, которые функционируют в границах «общество - сфера обитания - технологии» [11];
-фактор привлекательности инновационного климата. Данный фактор приводит к возникновению своеобразной «питательной среды», обеспечивающей благоприятный фон, необходимый для рациональных взаимодействий всех участников инновационных процессов. Формируемая питательная среда включает комплекс взаимосвязанных юридических, социальных, информационных, экономических и прочих институтов, которые поддерживают и инновационную деятельность и непосредственно новаторов. Важными элементами питательной среды следует считать инновационные виртуальные корпорации, бизнес-инкубаторы, технополисы.
С учетом взаимодействия данных факторов современный рынок инноваций включает в себя совокупность взаимосвязанных по отраслевой принадлежности региональных и продуктовых сегментов. Региональные сегменты характеризуют инновационные процессы в отраслевой экономической системе, осуществляемые в конкретном регионе или территории. В свою очередь, продуктовые сегменты рынка инноваций включают в себя следующие разновидности сегментов:
-сегмент «Результаты фундаментальных исследований, новые общенаучные идеи, «ноу-уот»; -сегмент «Результаты прикладных исследований, новые научно-прикладные идеи, «ноу-хау»; -сегмент «Результаты ОКР, технологии по созданию новых продуктов, инновации в сфере организационно-технологической подготовки производства»;
-сегмент «Результаты освоения производства, возможные модификации реализуемых инноваций; -сегмент «Создание инновационных брендов, инновационных услуг».
Данная структуризация продуктовых сегментов позволяет утверждать, что рынок инноваций должен рассматриваться как организационный рынок, иными словами, здесь, как поставщики и покупатели действуют преимущественно учреждения и различные предприятия [12]. Хозяйствующие субъекты на рынке инноваций могут действовать как потребители одних инноваций (низкого уровня), а также как поставщики инноваций значительно высоких уровней ведения инновационной деятельности. Здесь, качество результирующих инновационных продуктов, услуг, существенно зависит от качества инноваций применительно ко всей цепочке организации и управления инновационной деятельностью в
отраслевых экономических системах. Из-за этого важным следует считать характер отношений, которые складываются при создании и распространении инноваций в отраслевой экономической системе [13].
Следует отметить, что выбор конкретных региональных и продуктовых сегментов рынка инноваций способствует целенаправленному формированию, воздействию на уровень спроса отраслевой экономической системы на новую инновационную продукцию, а также помогает провести учет хозяйствующими субъектами конструктивной специфики данной продукции, которая позволяет понять интересы конкретных потребителей инноваций (предприятия, другие отрасли и пр.), а также оформить наиболее приемлемый уровень цен на инновации, что в конечном итоге позволит достичь требуемого уровня спроса и инвестиций в инновационную деятельность.
Кроме этого, огромное значение для распространения инновационной продукции в отраслевой экономической системе имеют различные коммуникативные факторы. Например, здесь следует указать на уровень осуществления информационного обмена, характер установления тесных коммуникаций, возможности расширения условий, которые способствуют процессам быстрой диффузии разработанных инноваций [14]. Активное участие хозяйствующих субъектов и потребителей инноваций в семинарах, симпозиумах, научных и технических выставках позволяют обеспечить их знакомство с новыми видами продукции еще до осуществления процессов выведения данной продукции на товарные рынки, что рационализирует, тем самым, мероприятия участников рынка инноваций по формированию инновационного спроса.
В случае отсутствия предварительной информации в отношении новой продукции ее вывод на товарные рынки может быть встречен потребителями достаточно настороженно, в результате чего процессы по формированию спроса будут достаточно длительны, что в итоге отразится на уровне затрат и результатах финансовой деятельности фирм - производителей инноваций [15]. Все это определяет важность и значение использования следующих показателей, характеризующих структуру рынка инноваций: число инновационных продуктов, которые были внедрены на рынке за прошедший период; число инновационных идей, которые были выработаны и реализованы на рынке участниками в течение прошедшего периода; число клиентов, которые считают участников рынка инновационными и эффективными, к общему числу потребителей инноваций на рынке; уровень рентабельности инноваций, созданных на рынке; удельный вес осуществленных инновационных идей применительно к общему числу предложенных идей участниками рынка; время, которое проходит с момента разработки идеи до начала реализации проекта, программы внедрения результатов инновационной деятельности; динамика прироста нематериальных активов; динамика прироста чистой прибыли; динамика прироста выручки, связанной с продажами инновационной продукции; прирост числа клиентов у участников рынка инноваций; отношение уровня выручки при внедрении инноваций к суммарному объему прибыли применительно к прошедшему периоду. Использование данной информации позволяет сделать рынок инноваций прозрачным и понятным для его текущих и потенциальных участников.
Что касается понятия отраслевой экономической системы, то здесь можно отметить следующее. Важным экономическим законом развития современного производства выступает закон по разделению и обобществлению труда. Данный закон систематически позволяет создавать новые отраслевые экономические системы и интегрировать их в народное и мировое хозяйство по мере экономической целесообразности. В свою очередь, данная экономическая целесообразность фиксирует темпы и уровни реализации процессов по разделению и обобществлению труда. Мерой экономической целесообразности здесь выступают возможности и условия по ускорению темпов роста промышленного производства, удешевлению товаров, услуг, повышению их качества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Все это составляет суть процессов наибольшего удовлетворения потребностей общества и экономики с наименьшим уровнем затрат при существующих ограничениях ресурсов применительно к данному периоду времени хозяйствования [16].
Движущими силами, конкретными факторами постоянно и целенаправленно осуществляющихся сложных процессов по разделению и обобществлению труда, которые выражаются посредством появлением новых отраслевых экономических систем и последующей интеграции их в народное и мировое хозяйство, выступают научно-технический прогресс, различные формы по организации инновационной производства, комплекс потребностей национальной и мировой экономики в устойчивом экономическом развитии, возможности и инновационный потенциал - все то, что может быть представлено рынком инноваций, что и определяет тесную взаимосвязь между рынком инноваций и современными отраслевыми экономическими системами.
Фактически, возникнув, отраслевая экономическая система может функционировать самостоятельно, автономно с наличием множества организационных и управленческих структур, в составе межотраслевых сложных отраслевых формирований с аналогичными общими организационными и управленческими структурами, а также вне данных структур [17]. От понимания данного тезиса сущность отраслевой экономической системы, как объективно действующей специфической области материального производства, которая представлена комплексом первичных однородных ячеек «производство - предприятие», хозяйствующих субъектов, субъектов инфраструктурного обслуживания, не меняется. Изменяются исключительно лишь условия существования и инновационного развития отраслевой экономической системы - неблагоприятные или благоприятные, непривлекательные или привлекательные, что, в итоге, устанавливают показатели результативности функционирования отраслевой экономической системы [18]. При этом результативность функционирования отраслевой экономической системы, которая жестко оценивается конкурентным рынком, уровнем конкурентоспособности продукции, услуг, создаваемых в системе, фиксирует характер организационной и управленческой структуры системы как внешней надстройки, оболочки данной системы, взаимодействующей с участниками рынка инноваций по вопросам повышения уровня результативности функционирования отраслевой экономической системы. В аспекте всего сказанного, будем понимать под отраслевой экономической системой комплекс однородных предприятий, которые характеризуются единством экономического или потребительского назначения всей производимой продукции, услуг, общностью и характером перерабатываемого сырья, применяемой материально-технической и ресурсной базы, профессионального состава работников, нацеленностью на долгосрочное инновационное развитие посредством установления рациональных взаимодействий с участниками рынка инноваций и различными новаторами.
Далее нами приведены наиболее существенные признаки отраслевой экономической системы: наличие определенного количества однородных самостоятельных предприятий, производящих продукцию и услуги; единство экономического или потребительского назначения всей производимой в отраслевой экономической системе продукции и услуг; существенная однородность всего перерабатываемого сырья; единая материально-техническая и ресурсная база, которая специализированы как определенная система машин, данная база способна осуществить заданные технологии производства конкретной продукции и услуг; специфический состав работников, который сформирован требованиями эффективного производства продукции, услуг; нацеленность на долгосрочное инновационное развитие и формирование устойчивого спроса на инновационные продукты и технологии.
Следует также отметить, что существенные изменения в структуре и характере деятельности отраслевых экономических систем назрели достаточно давно, их требуется целенаправленно осуществлять, насколько тяжело это не было бы в экономическом, социальном и управленческом плане. Регулируемое падение уровня производства отраслевых экономических систем в силу современной прогрессивной структурной перестройки народного и мирового хозяйства неизбежно и оправдано.
Как результат, впоследствии реализации на рынке инноваций результатов научно-технического прогресса данное падение восполнится с точки зрения достижения качественно нового уровня, а самое
главное путем обеспечения прироста необходимой инновационной продукции, услуг для населения страны. Все вышесказанное в отношении зависимости и взаимосвязи отраслевых экономических систем и рынка инноваций представим на рис. 1.
Отсюда, в аспекте выделенной структуры сегментов рынка инноваций, обозначенного понятия отраслевой экономической системы и с учетом основных составляющих рис. 1 дадим авторское определение понятия «рынка инноваций отраслевой экономической системы», под которым будем понимать совокупность взаимосвязанных по отраслевой принадлежности региональных и продуктовых сегментов, объединяющих участников жизненного цикла зарождения инновационных идей, производства и реализации инноваций, а также конечных потребителей инновационной продукции и объектов соответствующей инфраструктуры, ориентированных на устранение экономической нестабильности отраслевой экономической системы и разработка механизмов восприятия новых знаний для исследуемой системы. Далее, представим характеристику рынка инноваций отраслевой экономической системы для пищевой промышленности России как одной из важнейших отраслевых экономических систем, обеспечивающих экономическую и национальную безопасность страны в условиях санкций и введения ограничений на осуществление экспортно-импортных операций продовольственной продукции в нашей стране. Пищевая промышленность как отраслевая экономическая система в Российской Федерации не является системой с революционными, динамично изменяющимися технологиями производства, из-за чего уровень осуществления инновационных процессов предприятиями системы относительно невысок, а также недостаточна активность данных предприятий системы на рынке инноваций.
Рынок инноваций - совокупность отношений между различными экономическими субъектами применительно к процессам разработки новых продуктов и технологий, и к процессам приобретения, передачи возникших имущественных прав
Факторы формирования рынка инноваций
Фактор мирового порога знаний фактор достаточности инновационных ресурсов фактор привлекательности инновационного климата
фактор наличия инновационных предпринимателей (фактор развитости инновационного потенциала) фактор структурированности поля инновационной активности
Продуктовый сегмент
Региональный сегмент
V-
7"
Результаты фундаментальных исследований, новые общенаучные идеи, «ноу-уот»
Результаты прикладных исследований, новые научно-прикладные идеи, «ноу-хау»
Результаты ОКР, технологии по созданию новых продуктов, инновации в сфере организационно-технологической подготовки
производства
Результаты освоения производства, возможные модификации реализуемых инноваций
Создание инновационных брендов, инновационных услуг
Устранение экономической нестабильности отраслевой экономической системы. Разработка механизма восприятия новых знаний отраслевой экономической системы.
Усиление способности восстановления производства после экономического кризиса
Т.
Систематические изменения в структуре и характере деятельности отраслевой экономической системы
к J
Наличие определенного количества однородных самостоятельных предприятий, производящих продукцию Единство экономического или потребительского назначения всей производимой продукции и услуг
Существенная однородность всего перерабатываемого сырья Единая материально-техническая и ресурсная база
Нацеленность на долгосрочное инновационное развитие и формирование устойчивого спроса на инновационные продукты и технологии Специфический состав работников, который сформирован требованиями эффективного производства продукции, услуг
Признаки отраслевой экономической системы
Е
Отраслевая экономическая система - комплекс однородных предприятий с единством экономического или потребительского назначения всей производимой продукции
Рис. 1. Взаимосвязь отраслевых экономических систем и рынка инноваций
Так, в 2013 году доля предприятий пищевой промышленности, которые осуществляли технологические инновации и взаимодействовали по этому поводу с участниками рынка инноваций отраслевой экономической системы, составила всего 9,2 % от суммарного количества предприятий (таблица 1).
Таблица 1.
Показатели рынка инноваций отраслевой экономической системы для пищевой промышленности России за 2005-2013 года
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доля предприятий
пищевои
промышленности, которые 8,04 8,82 8,55 9,94 9,55 9,23 8,92 9,00 9,20
осуществляли
технологические
инновации
Объем произ-
водства иннова-
ционной продук-
ции в пищевой
промышленности
-млн. рублей 50407,5 65408,6 86972,4 97581,9 102768,3 105467,8 109566,6 113444,8 118338,9
-% от суммарного объема выпуска 4,52 4,74 5,32 4,62 4,83 4,79 4,77 4,70 4,75
продукции
Затраты на
осуществление технологических 9231,2 11159,8 12798,4 12283,8 11038,7 11199,6 12134,8 12567,6 13044,8
инноваций, млн.
рублей
Затраты на осуществление технологических инноваций в пищевой промышленности составили в 2013 году 13 044,8 млн. рублей, что почти на 3,8 % больше значения 2012 года. При этом, если давать оценку эффективности инноваций в отраслевой экономической системе и сравнивать затраты и полученные результаты (каковыми можно считать объем произведенной инновационной продукции в пищевой промышленности), то следует указать на повышение уровня эффективности ведения инновационной деятельности в пищевой промышленности: в 2005 году на 1 рубль понесенных затрат на осуществление технологических инноваций было произведено 5,5 рублей инновационной продукции, то уже в 2013 г. - 8,85 рублей, что подчеркивает, в том числе, и нарастающую активность предприятий пищевой промышленности по взаимодействию с участниками рынка инноваций [19].
Кроме этого, подобная тенденция может быть объяснена изменениями структуры реализуемых инноваций в пищевой промышленности как отраслевой экономической системе. В частности, в структуре всех понесенных затрат на осуществление технологических инноваций на предприятиях пищевой промышленности доминируют затраты, связанные с приобретением оборудования и машин: в 2013 году удельный вес данных затрат составил почти 60 % [20]. Главный вывод, который вытекает из подобной структуры затрат на ведение инновационной деятельности в пищевой промышленности как отраслевой экономической системе, фиксирует тот факт, что сегодня ресурсные вложения в приобретение прогрессивного оборудования и машины дают, больший эффект в сравнении с прочими видами и типами инноваций, что определяет специфику спроса на идеи и инновационные продукции, технологии на рынке инноваций рассматриваемой системы. При этом для структуры сложившихся затрат предприятий пищевой промышленности на инновации характерны значительные диспропорции между различными направлениями ведения инновационной деятельности. Например, предприятия рассматриваемой отраслевой экономической системы совсем не уделяют внимания при разработке и реализации нововведений процессам обучения и подготовки персонала - в 2013 году на это направление приходилось всего 0,10 % от понесенных инновационных затрат [21].
В целом же, следует констатировать, что главными видами инноваций, которые интересны современным предприятиям пищевой промышленности как отраслевой экономической системы, выступают продуктовые, маркетинговые, процессные и организационные инновации. При этом на
рынке инноваций для пищевой промышленности как отраслевой экономической системы ключевыми направлениями формирования инновационного спроса выступают заказы на разработку современных систем по контролю качества, сертификации, продукции, а также заказы на разработку программ по профессиональному развитию и переподготовке персонала, по внедрению современных (посредством применения инновационных организационных технологий) механизмов и методов управления инновациями на предприятиях системы [22].
Тем не менее, еще раз подчеркнем, что инновационная активность современных предприятий, действующих в пищевой промышленности, недостаточна для гарантирования их конкурентоспособности применительно к внутренним и внешним товарным рынкам. Здесь, основными факторами, которые ограничивают распространение инноваций на предприятиях пищевой промышленности, следует считать экономические факторы - недостаток ресурсов, высокий уровень стоимости нововведений, достаточно длительный срок окупаемости вложений в инновации, недостаточная ресурсная поддержка государством данной отраслевой экономической системы[23].
В тоже время, применение инноваций для достижения стратегических конкурентных преимуществ предприятиями, действующими в пищевой промышленности, применительно к современным условиям санкций и ограничений, следует считать императивом. Сегодня ситуация складывается так, что только небольшая часть предприятий пищевой промышленности России может рассматриваться как крупные заказчики дорогостоящих организационных и технологических инноваций, создаваемых на рынке инноваций данной отраслевой экономической системы, а значительная часть малых и средних предприятий системы ориентируется преимущественно на гибкие и недорогие технологические решения. В этих условиях особый интерес приобретает исследование и систематизация проблем формирования и регулирования рынка инноваций отраслевой экономической системы в теории, методологии и на практике.
Список литературы (References)
1. Короткова, Т.Л. Коммерциализация и маркетинг инноваций [Текст] : монография / Т. Л. Короткова, А. В. Власов. - М. : Креативная экономика, 2012. - 166 с.
2. Filatov V.V. Forecasting of development of the market of innovations sectoral economic systems in conditions of uncertainty of the environment. International scientific-practical conference "Sustainable development and technological innovation". Azerbaijan Technological University, Ganja 157-163 p.
3.Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов [Текст] : монография / Б. Е. Токарев. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2013. - 271 с.
4. Filatov V.V. Methodology of formation and regulation of markets innovation industry economic system.// I International Conference "Global Science and Innovation" Chicago, USA, 16.12.2013 /. Chicago, USA, 2013. 234-238 p.
5. Управление лицензионной деятельностью: вопросы теории и практики. [Текст] : Коллективная монография. / Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Диброва Ж.Н. Женжебир В.Н., Колосова Г.М., Медведев В.М., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Филатов В.В., Филатов А.В. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, Москва : [б. и.], 2013. - 417 с.
6. Filatov V.V. Theoretical questions of formation and development of the market economic system industry innovation// II Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, 30.01.2014 / Westwood, Canada, 2014. 124-128 p.
7. Варшавский, А.Е. Проблемные инновации: риски и ответственность (на примере продуктов питания и внутреннего потребления) [Текст] : препринт / А. Е. Варшавский. - М., 2009. - 113 с.
8. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю. // Современные тенденции и перспективы инновационного развития экономики РФ в контексте затяжного кризиса, [Текст]: Коллективная научная монография «Проблемы формирования инновационной экономики», Центр развития научного сотрудничества, Новосибирск: Издательство НГТУ, 2013. - с. 290
9. Филатов В.В. Концептуальные вопросы активизации инновационной деятельности в Российской Федерации, [Текст] : Монография / Москва: Издательство НИИЭИСС, 2013. - 132с.
10. Филатов В.В. // Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе, [Текст] : Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 392 с.
11. Филатов В.В. // Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности, [Текст]: Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010. - 481 с.
12. Применение теории систем и системного анализа для развития теории инноваций [Текст] : монография / В. Н. Волкова [и др.]; под ред. В. Н. Волковой, Э. А. Козловской. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 351 с.
13.Финансирование науки и инноваций в России [Текст]: состояние, проблемы, перспективы / авт. кол. Э. Е. Антипенко [и др.]. - М. : ИПРАН РАН, 2010. - 286 с.
14. Глаголев, С.Н. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России [Текст] : монография / С.Н. Глаголев, Ю.А. Дорошенко, В.В. Моисеев. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2013. - 294 с.
15. Механизмы бюджетирования, ориентированного на результат, в сфере науки и инноваций [Текст] : монография / Л. Э. Миндели [и др.]. - М. : ИПРАН РАН, 2012. - 208 с.
16. Филатов В.В.// Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ., [Текст] : Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009. - 510 с.
17. Филатов В.В.// Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем, [Текст] : Монография, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008. - 481 с.
18.Проблемы управления рыночной экономикой [Текст] : межрегион. сб. науч. тр. / Нац. исслед. Том. политехн. ун-т. - Томск : Изд-во ТПУ, Вып. 14, Т. 2 : Финансы. Инвестиции. Экономика. Отраслевая экономика. Региональная экономика. - 2013. - 381 с.
19. Научно-техническое развитие как инновационный фактор экономического роста. [Текст] : Коллективная монография. / Ашалян Л.Н., Женжебир В.Н., Колосова Г.М., Медведев В.М., Паластина И.П., Положенцева И.В., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Филатов В.В., Филатов А.В. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, Москва : [б. и.], 2014. - 446 с.
20. Filatov V.V. The development of innovative industrial technologies in the functioning of the market of innovations sectoral economic system // VII International Conference on European Science and Technology [Text] : materials of the VII International Conference on European Science and Technology Germany, Munich,, 21/04/2014/ Germany, Munich,, 2014. 324-328 p.
21. Инновационная ориентация российских экономических институтов [Текст] : монография / С. Б. Авдашева [и др.]; под ред. В.Е. Дементьева. - 2-е изд. - М. : URSS, 2014. - 366 с.
22. Filatov V.V.. Study of the major economic control functions of the market of innovations sectoral economic system// V Science and Education [Text] : Materials of the V Science and Education, Germany, Munich,22/02/2014/ Germany, Munich,, 2014. 124-128 p.
23. Экономика и организация управления крупным городом. Учебное пособие с тестовыми заданиями для студентов вузов [Текст], авторский коллектив: Бурак П.И., Ростанец В.Г., Рукина И.М., Ануприенко В.Ю., Анфимова А.Ю., Барсуков И.Е., Беккер В.Я., Бобков В.Н., Гинзбург М.В., Глущенко В.М., Голованов В.И., Дадашев А.З., Зворыкина Т.И., Иванов А.Д., Ияшвили В.Б., Ильина И.Н., Кабалинский А.И., Касимов Л.Б., Комиссаров А.Г., Кириллова А.Н., Магомедов Ш.М., Марголин А.М., Оленева О.С., Рождественская И.А., Росляк Ю.В., Ростанец Д.В., Сучкова Г.В., Топилин А.В., Хомяченко О.Н., Янин О.Е. - Издательский дом Международного университета в Москве, [б. и.], 2014, 544с.