Рынок иммуностимуляторов
54 рщЩццм
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
В данном обзоре представлен анализ рынка иммуностимуляторов1. Исследование включало продажи розничного сегмента (по данным розничного аудита IMS), больничного сегмента и ОНЛС и охватывало период 9 месяцев 2009—2010 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж иммуностимуляторов по итогам 9 месяцев 2010 г. составил 14,0 млрд. руб. в оптовых ценах, увеличившись на +12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. В натуральном выражении объем реализации составил 25,2 млн. упаковок (+15,3% относительно 2009 г.). Средняя цена за упаковку составила более 550 руб. (рис. 1). На отечественном фармрынке иммуностимуляторов представлено около 100 торговых наименований, которые производят около 80 компаний. Рассматриваемый рынок препаратов включает 8 фармацевтических групп (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в натуральном и денежном эквиваленте приходится на препараты группы МИБП-цитокины. Второе место занимают иммуномодулирую-щие средства.
Российский рынок иммуностимуляторов — это рынок дженериков, доля которых составляет около 80%. Оригинальные препараты занимают чуть более 20% сегмента в стоимостном выражении, доля в упаковках составляет всего 1,3% (рис. 3).
1 Исследование включало препараты АТС-группы L03 [Иммуностимуляторы].
Подавляющая часть этих ЛС (более 60% в упаковках) реализуется по рецепту врача через аптечные учреждения. В денежном выражении наибольшая доля приходится на ОНЛС в виду высокой стоимости препаратов.
Десятка лидирующих производителей группы иммуностимуляторов представлена в основном зарубежными компа-
ниями (табл. 1), среди которых есть и отечественные производители. С заметным отрывом от остальных лидирует компания Teva (в денежном выражении). Выросла доля компаний Ares Serono Group (за счет роста доли препарата Ребиф) и Novartis (вкл. Sandoz-Lek) (за счет препарата Экставиа) (+2,9 п.п. и +5,3 п.п., соответственно, по сравнению с прошлым годом). Лидером в натуральном выражении является отечественная компания ООО «Ферон», увеличившая долевое присутствие на +2,8 п.п. (за счет препарата
таблица 1 Рейтинг ведущих корпораций в сегменте
иммуностимуляторов по итогам 9 месяцев 2010 г.
Доля продаж, упак. % Доля продаж, руб. %
Рост, Рост,
9 мес. 9 мес. 9 мес. 9 мес. 9 мес. 9 мес.
Корпорация 2009 г. 2010 г. 2010 г. / 9 мес. 2009 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. / 9 мес. 2009 г.
Teva 0,4 0,4 0,0 21,1 20,7 -0,4
Ares Serono Group 0,4 0,5 0,1 7,9 10,8 2,9
Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 13,7 10,5 -3,2 4,6 10,0 5,3
«Биокад» ЗАО 4,3 5,3 1,0 3,1 8,3 5,2
«Ферон» ООО 17,6 20,3 2,8 6,8 7,0 0,3
F.Hoffmann-La Roche 0,6 0,7 0,1 4,8 5,0 0,2
Mucos Pharma 4,1 3,7 -0,4 5,7 4,9 -0,8
Bayer Healthcare 0,3 0,1 -0,2 20,7 4,4 -16,2
Nycomed 0,0 0,1 0,0 2,0 3,7 1,8
«Полисан» НТФФ ООО 9,5 8,7 -0,8 3,3 3,0 -0,3
Итого 50,9 50,2 -0,7 80,0 77,9 -2,1
РЫНОК ИММУНОСТИМУЛЯТОРОВ
РШЩЦЦМ 55
Ронбетал). Также важно отметить присутствие в десятке лидеров таких компаний, как ЗАО «Биокад» и ООО «Поли-сан».
Суммарная доля десятки лидеров сократилась по итогам 9 месяцев 2010 г. и составила 50,2% в натуральном и 77,9% в стоимостном выражении. Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении по итогам 9 месяцев 2010 г. стал препарат Копаксон-Тева (Teva), доля которого осталась почти без изменений. В натуральном выражении лидером является Виферон («Ферон»), показавший наибольший прирост (+2,9 п.п.) по сравнению с прошлым годом. Важно отметить рост доли препаратов Экставиа и Ронбетал (+5,8 п.п. и +4,5 п.п., соответственно, по сравнению с прошлым годом). Наибольшее падение продемонстрировал Бетаферон (-16,2 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении сократилась на -1,4 п.п., составив 66,2%, доля в упаковках, наоборот, увеличилась на +3,5 п.п., достигнув 33,3% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой фармацевтической группе рассматриваемого сегмента. Основная доля продаж изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 3), преимущественно в Швейцарии и Германии. Важно, однако, подчеркнуть, что в натуральном выражении около 80% приходится на препараты российского происхождения, в то время как в денежном выражении их доля составляет только 35,1%.
таблица з Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте иммуностимуляторов в фармацевтических группах по итогам 9 месяцев 2010 г.
МИБП — цитокин Иммуностимулирующее средство МИБП Иммуностимулирующее средство растительного происхождения
Ребиф Имудон Бронхо-мунал Иммунал
Виферон Цитовир-3 Рибомунил Эхинацея
Экставиа Ликопид Актинолизат Доктор Тайсс настойка эхинацеи
Иммуномодулирующее средство Противовирусное и иммуностимулирующее средство Лейкопоэза стимулятор Регенерации тканей стимулятор
Копаксон-Тева Циклоферон для инъекций 12,5% Лейкостим Метилурацил
Вобэнзим Циклоферона таблетки Граноцит
Генферон Циклоферона линимент 5% Нейпоген
таблица 2 Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте иммуностимуляторов по итогам 9 месяцев 2010 г.
Торговое наименование Доля продаж, упак. % Доля продаж, руб. %
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Рост, 9 мес. 2010 г. / 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Рост, 9 мес. 2010 г. / 9 мес. 2009 г.
Копаксон-Тева 0,3 0,3 0,0 20,2 20,1 -0,1
Ребиф 0,3 0,4 0,1 7,0 9,7 2,7
Виферон 17,3 20,2 2,9 6,7 7,0 0,3
Экставиа 0,0 0,1 0,1 0,0 5,8 5,8
Вобэнзим 4,1 3,7 -0,4 5,7 4,9 -0,8
Ронбетал 0,0 0,1 0,1 0,0 4,5 4,5
Бетаферон 0,3 0,1 -0,2 20,7 4,4 -16,2
Авонекс 0,0 0,1 0,0 2,0 3,7 1,8
Пегасис 0,1 0,2 0,0 3,2 3,5 0,3
Гриппферон 7,4 8,2 0,8 2,2 2,6 0,4
Итого 29,8 33,3 3,5 67,5 66,2 -1,4
рисунок 2 Структура сегмента иммуностимуляторов
100
80
60
40
20
9 мес. 2009 г.
0,3 0,4
2,8 2,2
8,7 8,9 2,6 2,9 2,7 2,9
-
11,5
15,6 6
0,2
0,1
5,6 32,9 31,8
12,7 12,8
—
50,4 51
38,2 1 41,1 1 1
9 мес. 2010 г.
9 мес. 2009 г.
9 мес. 2010 г.
| | — Регенерации тканей
стимулятор | | — Иммуностимулирующее средство растительного происхождения | | — Лейкопоэза стимулятор □ — МИБП | |— Противовирусное
и иммуностимулирующее средство | | — Иммуностимулирующее
средство | | — Иммуномодулирующее
средство | | — МИБП — цитокин
В натуральном выражении В стоимостном выражении
56 t0f; ршщццм
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
рисунок з Структура продаж сегмента иммуностимуляторов по группам стран по итогам 9 месяцев 2010 г.
Доля в натуральном выражении, % Доля в стоимостном выражении
4 ^ Л 5 ^____ >
--- -
1 — З.Европа, 8,8% 4 — В.Европа, 10,6% 2 — Россия, 78,3% 5 — Другие, 1,9% 3 — Азия, 0,3% 1 — З.Европа, 36,4% 4 — В.Европа, 4,2% 2 — Россия, 35,1% 5 — Другие, 3,9% 3 — Азия, 20,4%
СПбГУ передана уникальная программа по разработке лекарств
Американская фармкомпания MSD — торговое наименование компании Merck & Co., Inc. на безвозмездной основе передала С.-Петербургскому Государственному Университету (СПбГУ) право на использование уникальной онлайн программы «Фармакология: Разработка лекарственных средств». Учебный курс был создан компанией Merck в сотрудничестве с Йельским Университетом (США) специально для молодых ученых и студентов с целью их обучения процессу разработки новых ЛС.
Пройти обучение по предоставленной компанией MSD программе смогут не только студенты СПбГУ, но и молодые ученые, для которых возможность развития своего научного потенциала особенно актуальны. В ближайшее время новый учебный курс будет преподаваться в качестве факультатива, но в будущем, после того как можно будет оценить первые результаты обучения, будет рассмотрен вопрос о включении его в стандартную образовательную программу.
На сегодняшний день в России нет аналогичных программ для подготовки специалистов в области поиска и создания новых ЛС.
рисунок з Ценовая сегментация сегмента иммуностимуляторов
100 80 60 40 20 0
_24_
9 мес. 2009 г.
61,5
4,3
9 мес. 2010 г.
В натуральном выражении
7 1 5,7
20,9 0,5
18,8 0,3
1 0,8
9 мес. 9 мес.
2009 г. 2010 г.
В стоимостном выражении
| | — >500 руб. | | — >300—<500 руб. | | — >100—<300 руб. | | — >50—<100 руб. | | — < 50 руб.
72
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4).
По итогам 9 месяцев 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты высокоценового сегмента («>500 руб.»). В натуральном выражении львиная доля продаж (более 60%) приходилась на препараты среднеценового сегмента — «от 100 до 300» руб. за упаковку, которая выросла на +4,2 п.п. по сравнению с прошлым годом.
Таким образом, характерными чертами отечественного рынка иммуностимуляторов являются:
♦ Положительный рост продаж в натуральном и денежном выражении (+15,3% и +12,4% соотвественно, по итогам 9 месяцев 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.).
♦ Реализация происходит в основном через аптечный сегмент.
♦ Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами.
♦ Основной объем продаж сегмента иммуностимуляторов в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента («> 500 руб.» за упаковку).