2010 март РШШ1ШМ
Екатерина ПАУТОВА, IMS Health
РЫНОК ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ЛС В РОССИИ
На настоящий момент рынок гомеопатических лекарственных средств (ЛС) в России является активно растущим. Динамичный рост объемов потребления гомеопатических ЛС эксперты связывают со стремлением населения к безопасным методам лечения. Результаты современных клинических исследований доказывают высокую эффективность и безопасность гомеопатических препаратов1, это обуславливает повышенный интерес к данным препаратам со стороны врачей.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, доля продаж гомеопатических средств в общей структуре коммерческой розницы по итогам 2009 г. достигла 3,1% в денежном выражении и 1,4% в натуральном выражении (рис. 1). В период с 2007 г. по 2009 г. общий коммерческий рынок гомеопатических средств вырос почти вдвое — с 4,75 млрд. руб. в 2007 г. до 8,46 млрд. руб. по итогам 2009 г. в оптовых ценах. Среднегодовой показатель прироста объемов реализации составил 34%. Высокие темпы роста объемов реализации наблюдаются и в упаковках: c 41,5 млн. уп. в 2007 г. до 58,3 млн. уп. в 2009 г. (средний показатель темпов роста — 18,6%). Важно отметить, что среди средств безрецептурного отпуска гомеопатический рынок в России опережает по темпам роста рынок ОТС-препаратов и БАД. Для сравнения можно привести результаты проведенного анализа за период 2008—2009 гг.: аптечный ОТС-рынок (+19,3% в рублях, — 5,5% в упаковках) и рынок БАД (+2% в рублях и -2% в упаковках).
Ассортимент гомеопатических средств за последние 3 года расширился, что было обусловлено выходом на отечественный фармацевтический рынок крупных зарубежных гомеопатических фармацевтических фирм. Всего на сегодняшний день на полках аптек реально зафиксировано 658 торговых наименований гомеопатических препаратов. На долю отечественных компаний приходится порядка 41% объемов реализации в денежном выражении и порядка 60% в
1 Порталы: www.rmj.ru,www.doctor-n.ru/home-
opat/klinika/article1.shtml,
www.specialist.homeopatica.ru.
упаковках. В период 2007—2009 гг. доля иностранных компаний-производителей заметно выросла (рис. 2). Российский гомеопатический рынок отличается обилием представленных лекарственных форм (рис. 3). По итогам 2009 г. значительную долю в структуре потребления занимают твердые и жидкие пероральные формы (гранулы для рассасывания, таблетки, капсулы, драже, сиропы и капли). Во многом благодаря увеличению продаж гранул и таблеток объемы реализации перо-
ральных форм растут опережающими темпами роста как в деньгах (+29,2% в рублевом эквиваленте), так и в упаковках (+14,%). Парентеральные лекарственные формы аккумулируют порядка 4,3% рынка, тогда как формы для наружного применения (мази, кремы, масла, гели и оподельдоки) занимают менее 3% рынка.
В отличие от лекарственного рынка, сегмент гомеопатических средств еще более заметно поделен между фирмами (первые 10 препаратов занимают 98,9% рынка). Бессменным лидером рынка на протяжении последних трех лет является российский холдинг «Материа Медика» с долей рынка 37,75% по итогам 2009 г. (табл. 2). Стремительный скачок в развитии и наращивании объемов реализации по итогам данного периода продемонстрировала компания
таблица ^ Основные характеристики рынка
гомеопатических ЛС в России, 2009 г.
Объем продаж, млрд. руб. 8,46
Потребление на душу населения, руб. 59,6
Средняя розничная цена 1 упаковки ГЛС, руб. 192,3
Розничная торговая наценка, % 33,4
Количество торговых наименований 658
Источник: IMS Health
рисунок1
Структура аптечных продаж препаратов для самолечения и поддержания здоровья в России по итогам 2009 г.
Структура аптечного рынка в денежном выражении, руб.
3
Структура аптечного рынка в натуральном выражении, упаковки 3
1 — Аллопатические лекарственные
средства, 91,50%
2 — БАД, 5,40%
3 — Гомеопатия, 3,10%
1 — Аллопатические лекарственные
средства, 92,20%
2 — БАД, 6,30%
3 — Гомеопатия, 1,40%
Источник: IMS Health
РШШииМ 2010 март
таблица 2
Рейтинг ведущих компаний-производителей по объему продаж гомеопатических препаратов
Рейтинг по объему реализации Компания-призводитель Доля в общем объеме продаж гомеопатии
2009 г. 2008 г. 2007 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г.
1 1 1 «Материа Медика» 37,75% 37,93% 40,63%
2 2 3 Boiron Lab. 30,46% 24,08% 14,19%
3 3 2 Richard Bittner GmbH 11,62% 13,44% 18,60%
4 4 4 Biologische Heilmittel Heel GmbH 11,03% 13,00% 13,46%
5 5 5 Bionorica AG 4,14% 4,90% 5,90%
6 6 6 «Немецкий Гомеопатический Союз» 2,03% 2,26% 2,15%
7 7 7 «Эдас» Международный Концерн» ЗАО 0,71% 1,17% 1,19%
8 8 9 «Гомеопатическая Фармация» ООО 0,55% 0,67% 0,60%
9 10 8 «ТАЛИОН-А» ООО 0,32% 0,46% 0,72%
10 14 14 «Московская Фармфабрика» ОАО 0,31% 0,22% 0,21%
Итого Топ-10 98,9% 98,1% 97,6%
Источник: IMS Health
таблица з| Рейтинг ведущих торговых наименований гомеопатических препаратов по объему продаж
Рейтинг по объему реализации Торговое наименование гомеопатического средства Доля в общем объеме продаж гомеопатии
2009 г. 2008 г. 2007 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г.
1 1 2 Оциллококцинум 27,99% 21,70% 13,39%
2 2 1 Анаферон детский 14,08% 13,28% 14,01%
3 3 4 Анаферон 12,43% 8,49% 6,51%
4 6 7 Афлубин 5,70% 4,67% 5,43%
5 5 6 Мастодинон 4,08% 4,85% 5,90%
6 4 3 Импаза 3,90% 6,47% 8,40%
7 8 9 Траумель С 3,23% 3,70% 3,14%
8 7 5 Пропротен-100 2,37% 4,29% 6,37%
9 9 8 Ременс 2,11% 3,00% 3,47%
10 10 10 Гентос 1,69% 2,13% 3,02%
Итого Топ-10 77,58% 72,58% 69,64%
Источник: IMS Health
рисунок 2
| Сегментация рынка гомеопатических ЛС в России по стране-производителю
В денежном выражении, руб. В натуральном выражении, уп. 0,28 0,15 0,11 005 0,03 0,03
2007 2008 2009 2007 2008 2009
Россия
Франция
Германия
Австрия
■ Другие
Источник: IMS Health
Boiron Lab. (доля Boiron Lab. выросла с 14,2% в 2007 г. до 30,46%% в 2009 г.). На
сегодняшний день эта компания является основным конкурентом крупнейшего отечественного производителя «Материа Медика» и занимает вторую строчку рейтинга. На фоне динамично растущей компании Boiron Lab. другие участники приведенного перечня являются менее выразительными. Практически все компании в составе «десятки» потеряли в доле рынка. Единственным новым участником списка стала российская компания «Московская Фарм-фабрика» ОАО, продажи которой выросли в 1,8 раза.
В течение 2007—2009 гг. состав группы ведущих торговых марок сущест-
2010 март РШШ1ШМ
рисунок 3
| Структура российского рынка гомеопатических ЛС по лекарственным формам
1 1 1 2
1 — капсулы, 0,00% 11 — растворы
2 — карамель, 0,01% для инъекций,
3 — крем, 0,03% 12 4,26%
4 — драже, 0,84% — растворы для
орального ис-
5 — капли, 15,39% пользования,
6 — гель, 0,06% 0,08%
7 — гранулы, 29,73% 13 — назальные
8 — масла, 0,45% 14 спреи, 1,26%
9 — — суппозитории
мази, 2,31% ректальные,1,31%
10 - - оподельдо- 15 — сиропы, 1,21%
ки, 0,01% 16 — таблетки, 43,05%
Источник: IMS Health
рисунок 4
| Средняя розничная цена упаковки ОТС-препарата, БАД и гомеопатического средства
венно не изменялся, однако внутри первой «десятки» происходили заметные перемещения (табл. 3). Возглавив в 2008 г. рейтинг ведущих торговых наименований по объему продаж, Оциллококцинум существенно увеличил свое присутствие на рынке. По итогам 2009 г. доля рынка Оциллокок-цинума достигла 28%, что еще более значительно увеличило его отрыв от ближайших преследователей. Брэнды Анаферон и Анаферон детский отмечены высокими темпами роста объемов продаж. На фоне стремительно растущих участников рейтинга продажи Импазы, Пропротена 100, Ременса и Гентоса заметно упали. Так, препарат Импаза, в период 2007—2008 гг. стабильно занимавший положение в «тройке» лидеров, в 2009 г. переместился на 6-ю позицию с долей рынка 3,9%. По итогам 2009 г. ведущие 10 торговых наименований аккумулируют около 76% рынка.
Необходимо также отметить, что гомеопатические ЛС не отличаются де-
шевизной. Анализ показывает, что они в среднем стоят дороже БАД и ОТС-препаратов (рис. 4). В 2009 г. средняя стоимость упаковки гомеопатического средства составила около 192 руб., что было в 2,4 раза выше стоимости БАД и в 3,2 раза выше усредненного показателя стоимости упаковки безрецептурного ЛС. В то же время темпы роста цен на гомеопатические ЛС, в отличие от других видов средств, являются умеренными, что позволяет поддерживать стабильный спрос (+13,5% в период 2008—2009 гг.).
Естественный интерес к безопасной терапии гомеопатией и относительная стабильность цен в сочетании с активной промоцией в СМИ (радио и телевидение) создают благоприятную среду для динамичного роста гомеопатического рынка. В последние годы с появлением врачей-гомеопатов гомеопатические ЛС занимают все более прочные позиции на российском фарм-рынке.
НОВЫЙ ПРОЕКТ РОСНАНО
Наблюдательным советом РОСНАНО одобрен проект производства инновационных лекарственных препаратов для борьбы с возрастными заболеваниями на основе «Ионов Скулачева». Цель проекта — вывести на российский и мировой рынки препарат для лечения глазных заболеваний и препарат системного действия. «Ионы Скулачева» — инновационные антиоксиданты с размером молекулы около 1,5 нанометров — нейтрализуют активные формы кислорода в энергетических центрах клеток — митохондриях. Доклинические исследования показали, что офтальмологические препараты на основе митохон-дриальных антиоксидантов предотвращают развитие глаукомы и останавливают развитие возрастной дистрофии сетчатки у лабораторных животных. Препарат системного действия эффективен при профилактике и лечении возрастных заболеваний, таких как некоторые сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз и ревматоидный артрит. В России проектная компания планирует организовать производство лекарственной субстанции, из которой на контрактной основе будут изготавливаться готовые лекарственные формы. Выход на международный рынок планируется осуществить через лицензирование технологии производства зарубежным компаниям. Общий бюджет проекта составит до 1,8 млрд. руб., из них доля РОСНАНО — до 710 млн. руб. Заявителем проекта выступает ООО «Митотех» — инновационная компания, работающая в области медицинских нанотех-нологий. Финансирование будет проходить в несколько этапов, в зависимости от результатов клинических испытаний, которые были начаты в конце 2009 г. Вывод на рынок офтальмологических препаратов запланирован на 2013 г., препаратов системного действия — на 2016 г.