Л.Н. Вдовина
РЯЗАНСКИЙ КРАЙ В БИОГРАФИИ ИСТОРИКА, РЕКТОРА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА М.К. ЛЮБАВСКОГО (к 150-летию со дня рождения)
Статья посвящена малоизвестным страницам жизни уроженца Рязанской губернии, видного российского историка, ректора Московского университета, академика М.К. Любавского. На основе анализа широкого круга источников и литературы автор показывает, что период учебы в Рязанской духовной семинарии и окружающая обстановка во многом сыграли определяющую роль в выборе жизненного пути будущим ученым.
историк, Любавский М.К., Рязанский край, Рязанская духовная семинария, Ключевский В.О., Московский университет.
Рязанский край занимает особое место в жизни известного историка, академика Российской академии наук, ректора Московского университета Матвея Кузьмича Любавского (1860-1936). Детство и юность его прошли на Рязанской земле. Он родился 1 августа 1860 года в бедной семье дьячка церкви Михаила Архангела села Большие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1870-1874 годах учился в Сапожковском духовном училище, затем до 1878 года - в Рязанской духовной семинарии. После четвертого класса Матвей Любавский ушел из семинарии и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где ему предстояло пройти путь от студента до профессора и ректора.
М.К. Любавский был одним из многих молодых людей, родившихся в российской провинции, которые, окончив Московский университет, добились заметных успехов в научной, государственной, общественной деятельности на благо России. Московский университет с момента своего основания давал реальную возможность получения равного образования представителям разных сословных групп, в том числе выходцам из разночинной среды, расширяло их жизненные горизонты, давало шансы сделать успешную служебную карьеру. Социализация молодого человека из провинции и роль в этом процессе Московского университета - тема особая, хронологически охватывающая все периоды истории этого учебного заведения 36. Естественно, в определенную историческую эпоху этот процесс был наполнен своим содержанием, но результат, если понимать под ним личное продвижение выпускников Московского университета по социальной лестнице, - общим. Поэтому обращение к конкретным судьбам
36 Вдовина Л.Н. Московский университет и социализация молодого человека из провинции во второй половине XVIII - начале XIX века // Культура российской провинции: век XX -XXI веку : тез. докл. Калуга, 2000. С. 49-51.
питомцев университета особенно важно, поскольку позволяет представить не только общее, но и индивидуальное, личное, то, чем в действительности являлся процесс социализации для каждого из них.
М.К. Любавский принадлежал к духовному сословию, что само по себе давало некоторые права и налагало определенные обязанности. В России к концу XVIII века духовенство сложилось как сословие, для которого было характерно ограничение доступа и свободного выхода из него, требования специального духовного образования, практика наследования церковных должностей 37. Хотя дети духовенства, как правило, получали образование в духовных учебных заведениях, тем не менее, в составе университетского студенчества они составляли в 18501860-е годы 8,2-8,3 процента 38. Однако традиционный путь получения образования, особенно для детей церковнослужителей, к которым принадлежал Матвей Кузьмич, оставался прежним - духовные училища и духовные семинарии.
Воспитание детей в семье Любавских основывалось на православных традициях. Первоначальное обучение грамоте по часослову и Псалтири М.К. Лю-бавский получил дома под руководством деда, Федота Евтропиевича, сельского дьячка. Обучение продвигалось столь успешно, что в четыре года он читал церковнославянские тексты 39, а став постарше, продолжил учебу у дяди, Николая Игнатьевича Успенского, священника церкви Святой Троицы из соседнего села Малые Можары. В отличие от родителей М.К. Любавского, отца Кузьмы Ивановича, который не был силен в грамоте, и совсем неграмотной матери Матрены Федотовны, Н.И. Успенский получил духовное образование и тяготел к педагогической деятельности. В 1862 году он открыл в Малых Можарах школу, которая вначале находилась в его доме, пока в 1878 году не было построено для нее специальное здание. В церковноприходской школе у Успенского училось до 50 детей, что явно не охватывало всех детей школьного возраста. Население сел Большие Можары (191 двор) и Малые Можары (205 дворов) насчитывало в 1859 году 4159 человек. Селами в разное время владели известные дворянские фамилии - Стрешневы, Голицыны, Шереметевы, Шуваловы и Гурьевы 40.
В 1870 году М.К. Любавский поступил в духовное училище, которое находилось в Сапожке, маленьком захолустном уездном городе. Сапожковское духовное училище было открыто в 1816 году. В середине 1860-х годов на трех его отделениях обучалось 203 ученика, по 40-50 человек в классе 41. Общежития (или бурсы) в училище не было, поэтому ученики должны были снимать жилье. Воспоминания об этом периоде жизни у М.К. Любавского, по словам его дочери, были безрадостными: бедное и грязное жилище, скудная еда, грубые забавы. Примечательно, что в среде семинаристов в 1850-е годы появилась поэма «Се-минариада» о жизни воспитанника духовного училища и семинарии с иронич-
37 Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917. Ч. 1. М., 1996. С. 319.
38 Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1. СПб., 1999. С. 139.
39 Из воспоминаний В.М. Ливановой-Любавской // Исторический архив. 2000. № 4. С. 201-202.
40 Слепихин А.И. Это было в Можарах (на земле Рязанской) : очерки краеведа. М., 1997. С. 18, 65, 67, 72.
41 Макарий (архимандрит). Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии и подведомственных ей духовных училищ. Новгород, 1864. С. 147.
ными и горькими бытовыми зарисовками. Так, о выборе квартиры говорилось следующее: «Там тесно, пища здесь дурна, / А там хозяйка - сатана, / С ней дня не проживешь без брани, / На этой - лишней много дряни».
Сам процесс обучения в духовном училище оставлял желать много лучшего: «Во всем здесь хаос первобытный - / В словах, и в мыслях, и в делах: / Один твердит урок забытый, / А там хлопочут о лозах, / Шумят, шалят, дерутся, пляшут, / Теснятся, друг на друга скачут». К тому же учитель («настоящий был мучитель») «драл без оправданья», исправляя таким способом «неисправимые пороки». Но семинарский фольклор, если судить по «Семинариаде», изображал нравы в духовных учебных заведениях мягче и терпимее, чем появившиеся в то же время «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского 42.
В духовном училище дети духовенства получали первоначальное образование. Среди предметов, которые изучались на протяжении четырех лет, были Священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис, объяснение богослужения с церковным уставом, церковное пение, церковнославянский, русский и греческий языки, арифметика, география, чистописание. Первые испытания самостоятельной жизни М.К. Любавский выдержал с честью. Он не только сам прекрасно учился, но и постоянно занимался с отстающими в учебе товарищами. Из духовного училища для сына дьячка был только один путь - духовная семинария. Закончив в 1874 году Сапожковское духовное училище, М.К. Любавский блестяще сдал экзамены и был принят в Рязанскую духовную семинарию. Семинарское образование почти гарантировало в дальнейшем получение места священника.
Духовная семинария была предназначена для подготовки юношества в течение шести лет к служению в православной церкви. Кроме широкого круга богословских предметов, преподавались русская словесность и история литературы, всеобщая и русская гражданская история, математика, физика, логика, психология, основы философских учений, педагогика и дидактика, латинский, греческий, французский (или немецкий) языки, рисование, музыка, пение.
В Рязани начало духовного образования относится к 1724 году, когда в Переяславле-Рязанском была открыта архиерейская школа, где должны были учиться сыновья священников, дьяконов и причетников. С 1743 года рязанская архиерейская школа стала называться славяно-латинской семинарией. В 18121816 годах по проекту петербургского архитектора А.А. Михайлова для нее было построено каменное двухэтажное здание. На первом этаже располагались жилые помещения для семинаристов, рассчитанные на 150 воспитанников, на втором - классные комнаты, библиотека, два экзаменационных зала, канцелярия, помещение для шести учителей (по штату их должно было быть одиннадцать).
В библиотеке семинарии насчитывалось 5,5 тысячи книг, причем помимо учебной литературы имелись книги по истории, в том числе античной и средневековой, философии, русской литературе (летописи, «Деяния Петра Великого»
42 Петров Н.И. К истории внутренней жизни духовных семинарий. М., 1899.
И.И. Голикова, «Древняя Российская Вивлиофика», изданная Н.И. Новиковым, Собрание государственных грамот и договоров, Акты исторические, «История государства Российского» Н.М. Карамзина, издания сочинений М.М. Щербатова, Г.Р. Державина, труды Стефана Яворского («Камень веры») и Димитрия Ростовского и др.). На комплектование библиотеки в конце 1860-х годов выделялось ежегодно 400 рублей, что позволяло покупать книги и выписывать газеты и журналы («Московские ведомости», «Сын Отечества», «Северная пчела», «Библиотека для чтения», «Журнал Министерства народного просвещения») 43.
В 1862 году в Рязани проездом оказался В.О. Ключевский, в то время студент историко-филологического факультета Московского университета. В поисках своего учителя по Пензенской семинарии Н.Ф. Глебова он посетил Рязанскую духовную семинарию. Увиденное там привело его в полный восторг: «Вот здание-то! Полы чугунные, над классами доски с надписью, двор чистый, лест-
44
ницы - что в университете, церковь семинарская - просто шикарство» . При семинарии была церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Улица, на которой находилась семинария, так и называлась - Семинарская. Она пересекалась с одной из центральных улиц города - Астраханской и Соборной улицей, которая вела к кремлю и Успенскому собору, к набережной реки Трубеж, откуда открывался вид на окские дали. На Соборную улицу в 1832 году перевели духовное училище. На этой же улице в здании, построенном в 1862 году, находился драматический театр - центр культурной жизни города. Но учащимся духовных училищ и семинарий запрещалось посещать спектакли.
В 1864 году в Рязанской семинарии обучалось 428 человек, всего же с 1814 по 1864 год училось 5500 человек, из которых закончили полный курс обучения только 2585 45. Духовное образование уступало гимназическому в знании новых языков и естественных наук, но сравнение исключительно в пользу гимназий было бы односторонним. И.П. Павлов, будучи учащимся Рязанской духовной семинарии в 1864-1869 годах, вспоминая о том времени, с благодарностью замечал: «...в семинарии того времени... было то, чего так недоставало печальной памяти толстовским гимназиям... - возможности следовать индивидуальным умственным влечениям. Можно было быть плохим по одному предмету и выдвигаться по другому, что не только не угрожало вам какими-либо неприятностями до увольнения включительно, а даже привлекало к вам особенное внимание: а не талант ли?» 46. В упоминавшейся «Семинариаде» в воспоминаниях о годах учебы бывшего семинариста также звучат ностальгические нотки: «Так семинарии мне жаль! / Она была мне не чужая, / Но как-то близкая, родная.
43 Агнцев Д. История Рязанской духовной семинарии. 1724-1840. Рязань, 1889. С. 248-256 ; Попов И.П. Очерки истории культуры Рязанского края (Х^ХХ вв.). Рязань, 1994. С. 45 ; Титли-нов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 2. Вильна, 1909. С. 351-352.
44 Ключевский В.О. Соч. : в 9 т. М., 1990. Т. 9. С. 214.
45 Макарий (архимандрит). Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии... С. 68, 70.
46 Павлов И.П. Автобиография // «.. .Чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча не погасла». Изборник. К 900-летию Рязани. Рязань, 1995. С. 325.
/ В ней целых шесть я прожил лет, / В ней развились мои желанья, / В ней возросли мои познанья, / Она была мне - целый свет».
М.К. Любавский учился в Рязанской духовной семинарии с 1874 по 1878 год. В ведомости 4 класса за 1877/78 учебный год он значился в списке из 55 учеников пятым по успехам в учебе 47. В другой ведомости значилось, что Матвей Любавский, сын псаломщика из Сапожковского уезда села Большие Можа-ры Козьмы Любавского, «казенным содержанием не пользовался» и был приписан по месту жительства к первому участку города Рязани 48. Это означало, что он жил на частной квартире, а не в семинарском общежитии. Поскольку материальное положение семьи было более чем скромным и родители помочь ему ничем не могли, М.К. Любавский вынужден был зарабатывать частными уроками, заниматься с отстающими учениками. Известно также, что в семинарские годы он много читал, отдавая предпочтение книгам по истории. Гражданскую историю в семинарии увлеченно преподавал М.В. Зноров, повлиявший на выбор Любавским пути историка и преподавателя.
В пореформенные годы, по словам современника, «Рязань - тихий и сонный провинциальный город - как бы забродила. в ней стал нарождаться интерес и порыв к общественной деятельности, чувствовался общий подъем в ожидании чего-то» 49. Открытая в 1858 году на Почтовой улице городская публичная библиотека стала местом встреч гимназистов и семинаристов. Здесь читали по очереди литературные новинки, напечатанные в «Отечественных записках», «Русском слове», «Современнике», «Русском вестнике». В Рязани появились новые учебные заведения: женское епархиальное училище (1853), Александровская учительская семинария (1869), Мариинская женская гимназия (1870). В 1862 году Рязань связала с Москвой железная дорога.
Семинарская молодежь с середины 1850-х годов пополняла ряды разночинной левой интеллигенции. Приток выходцев из духовенства в народническую среду в 1870-е годы достиг 22 процентов 50. Еще Н.А. Бердяев пытался найти этому процессу объяснение. По его мнению, «семинаристы через православную школу получали формацию души, в которой большую роль играет мотив аскетического миросозерцания». В дальнейшем жажда социальной правды, идущая от христианства, проникнутая освободительными идеями просвещения, преломлялась в суровых, моралистических натурах семинаристов, закаленных тяжелой жизнью «по-русски, то есть экстремистки, нигилистически» 51. Но среди поповичей было немало молодых людей, ставших не на стезю разрушения, а избравших путь созидания, в том числе служения науке и образованию. Отчасти этому способствовали церковные реформы, начавшиеся в конце 1860-х годов. Для духовного сословия особенно важны были Указ 1867 года, отменивший наследо-
47 Государственный архив Рязанской области. Ф. 634. Оп. 1. Д. 55. Л. 9 об. 10.
48 Там же. Д. 54. Л. 11 об.-12.
49 Попов И.П. Очерки истории культуры Рязанского края (XV-XX вв.). С. 123.
50 Миронов, Б.Н. Социальная история России. С. 107.
51 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 40.
вание по родству мест священно- и церковнослужителей, и Указ 1869 года, освободивший детей духовенства от обязательной приписки к духовному сословию.
Наследственная замкнутость духовенства была нарушена, и дети смогли воспользоваться тем, чего были лишены их отцы. В числе таких молодых людей был и М.К. Любавский. Трудно сейчас с уверенностью сказать, что подействовало на его решение продолжить образование в университете: желание вырваться из привычной среды, жажда новых знаний и встреч с новыми людьми, оценка своих возможностей и реального приложения сил. Сделать выбор было непросто хотя бы потому, что на поездку в Москву не было денег. После четвертого класса, в 1878 году, сдав в семинарии экстерном экзамены за шесть лет, М.К. Любавский, благодаря материальной поддержке своего дяди Н.И. Успенского, уезжает из Рязани и поступает на историко-филологический факультет Московского университета. Рязанский период М.К. Любавского закончился. Началась новая страница его биографии.
Много лет спустя, будучи уже известным историком и ректором Московского университета, М.К. Любавский, вспоминая о своем учителе В.О. Ключевском, писал: «Первоначальная жизненная обстановка несомненно оказала сильное и в общем благотворное влияние на развитие будущего русского историка. Поставив его близко, лицом к лицу, к русской природе и к быту сельского населения, эта первоначальная обстановка дала его восприимчивой душе ряд неизгладимых впечатлений, ряд представлений, которые облегчили ему впоследствии понимание народной жизни в прошедшем. Эта же первоначальная обстановка обвеяла его юную душу и тем нравственным теплом, которым, несмотря ни на что, согрета трудовая жизнь русской деревни» 52. Эти удивительные, выстраданные и своей собственной жизнью слова могут быть отнесены и к юным годам самого М.К. Любавского.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агнцев, Д. История Рязанской духовной семинарии. 1724-1840. - Рязань, 1889. -С. 248-256;
2. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
52 Любавский, М.К. Василий Осипович Ключевский. М., 1914. С. 3.
3. Вдовина, Л.Н. Московский университет и социализация молодого человека из провинции во второй половине XVIII - начале XIX века // Культура российской провинции: век XX - XXI веку : тез. докл. - Калуга, 2000. - С. 49-51.
4. Государственный архив Рязанской области. - Ф. 634. - Оп. 1. - Д. 55. - Л. 9 об. - 10 ; Д. 54. - Л. 11 об. - 12.
5. Из воспоминаний В.М. Ливановой-Любавской // Исторический архив. - 2000. - № 4.
6. Ключевский, В.О. Соч. : в 9 т. - М., 1990. - Т. 9. - С. 214.
7. Любавский, М.К. Василий Осипович Ключевский. - М., 1914.
8. Макарий (архимандрит). Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии и подведомственных ей духовных училищ. - Новгород, 1864.
9. Миронов, Б.Н. Социальная история России. - Т. 1. - СПб., 1999.
10. Павлов, И.П. Автобиография // «.Чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча не погасла». Изборник. К 900-летию Рязани. - Рязань, 1995.
11. Петров, Н.И. К истории внутренней жизни духовных семинарий. - М., 1899.
12. Попов, И.П. Очерки истории культуры Рязанского края (XV-XX вв.). - Рязань, 1994.
13. Слепихин, А.И. Это было в Можарах (на земле Рязанской) : очерки краеведа. - М., 1997.
14. Смолич, И.К. История русской церкви. 1700-1917. - Ч. 1. - М., 1996.
16. Титлинов, Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. - Вып. 2. - Вильна, 1909.