УДК 94(479.24)«1991/1998»:323 ББК 63.3(0=161.1) Г 79
Е.А. Гребенников,
соискатель кафедры международных отношений и внешней политики РФ Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ, г. Москва, тел: +79164742030, email: bengalia@ mail.ru
РУССКОЯЗЫЧНАЯ ДИАСПОРА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1991-1998 ГГ.): ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье исследуются различные аспекты жизнедеятельности русскоязычной диаспоры в Азербайджанской Республике в постсоветский период до начала нового тысячелетия. Раскрываются ее роль и степень участия в происходивших в республике сложных внутриполитических процессах, а также влияние на международные отношения Азербайджана с Россией. Рассматриваются этапы самоорганизации русскоязычного населения, взаимодействия с азербайджанским и другими народами в процессе становления новой независимой республики в первые годы постсоветского периода.
Ключевые слова: русскоязычная диаспора, Азербайджан, «Содружество», Эльчибей, Алиев, внутренняя политика, НФА, национализм.
E.A. Grebennikov,
Applicant for Candidate's degree of Department of the International Relations and Foreign Policy of the Russian Federation of the Moscow State Institute of International Relations (University) of Russian Ministry of Foreign Affairs, Moscow, ph. +79164742030, email: [email protected]
RUSSIAN-SPEAKING DIASPORA IN AZERBAIJAN (1991-1998): PROBLEMS AND CHALLENGES
Abstract. The paper investigates various aspects of activity of Russian-speaking diaspora in the Azerbaijan Republic during the Post-Soviet period before the beginning of the new millennium. Its role and extent of participation in the com-picated internal political processes happening in the Republic, as well as influence on the international relations between Azerbaijan and Russia are described. The publication shows stages of self-organization of the Russian-speaking population and interaction with Azerbaijani and other people in the course of formation of the new independent Republic in the first years of the Post-Soviet period.
Keywords: Russian-speaking diaspora, Azerbaijan, "Commonwealth", Elchi-bey, Aliev, domestic policy, NFA, nationalism.
В современной исторической науке проблема азербайджано-российских отношений приобрела очень важное значение. Интерес к
истории становления и развития независимости и государственности Азербайджанской республики, ее дипломатической стратегии в
международных отношениях, т.е. в целом внешнеполитическим и историко-геополитическим факторам, с каждым годом растет. Отечественные и зарубежные ученые на сегодняшний день сформировали существенную исследовательскую (информационную) базу, относящуюся к этим аспектам.
Поскольку все же внешнеполитические факторы и геополитика остаются в приоритете в исторических трудах современных авторов, а внутриполитические события рассматриваются, как правило, в комплексе, в данной статье будет уделено внимание значимости внутриполитических процессов, происходящих в «стране огней»1* и, в частности, тому, как складывалась жизнь русскоязычной диаспоры в постсоветский период.
Для России, где внутриполитическая борьба в 1990-е гг. по накалу лишь немногим уступала Азербайджану, данная тема также весьма актуальна. Происходившие процессы на постсоветском пространстве, словно в зеркале, отражались на жизни всех независимых республик и на каждом представителе огромного многонационального народа. С распадом Советского Союза положение русских в независимых республиках значительно ухудшилось.
В новой реальности даже самые простые решения, которые раньше проводились в рамках общего законодательства, приходилось регулировать согласно собственным внутренним законам (которые еще только предстояло выработать).
В России важное значение факторов внутренней политики находило понимание на высоком дипломатическом уровне. Чрезвычайный и полномочный посол в Азербайджанской
р (прим. авт. Так испокон веков называют Азербайджан — страна богата нефтью и газом, который расположен близко к земле и может воспламениться из-за небольшой искры).
Республике Александр Викторович Блохин (1995-2000 гг.) отмечал: «Обретение Азербайджаном независимости и выход на мировую арену как самостоятельного субъекта поставили перед республикой задачу концептуального формирования своей внешнеполитической и экономической доктрины. Но из-за ряда внутренних причин за последние 4-5 лет Азербайджан несколько раз менял свои геополитические приоритеты, что не могло не отразиться как на самой концепции, так и на внутреннем состоянии республики» [1].
В республике русскоязычному населению наравне с азербайджанским пришлось столкнуться лицом к лицу с трудностями и лишениями и пережить множество трагических событий, наводнивших страну. В то же время проблемы русского населения носили не тривиальный характер для руководства Азербайджана.
В административных структурах страны понимали, что русская диаспора - это значимый внутриполитический фактор, которому необходимо оказывать поддержку, тем более что в связи с интенсификацией нагорно-карабахского конфликта и вызванной им внутриполитической нестабильностью русское население стало эмигрировать.
И если даже при правлении националистов во главе с Народным фронтом Азербайджана (19921993 гг.) во внешней политике все русское предавалось анафеме и отождествлялось с «имперской политикой», то внутри страны были попытки уделять объективное внимание русской диаспоре.
Одной из таких попыток стал указ президента А. Эльчибея «О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языка и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике» [2; 250].
Но эти положительные тенденции постепенно нивелировались
усиливающимся националистическим курсом правительства Народного фронта Азербайджана (НФА). Права русского населения стали подвергаться испытаниям, в особенности, в сфере использования русского языка. В итоге эмиграция продолжила расти.
Проблема беженцев и вынужденной эмиграции в первую очередь коснулась самих азербайджанцев. Конфликт из-за Нагорного Карабаха спровоцировал глобальное переселение азербайджанцев из Армении и районов, охваченных войной. Власть была не в состоянии оперативно реагировать на огромный поток беженцев, которые в основном оседали в Баку и Сумгаите. Условия жизни ухудшались, социальная напряженность росла.
События стали развиваться еще стремительнее, когда страна входила в состав СССР. В течение 3-4-х лет произошли: волнения в городе Сумгаит 27-28 февраля 1988 г., открытые боевые действия в Нагорном Карабахе, ввод войск в Баку для подавления протестов в январе 1990 г., ГКЧП и ликвидация СССР в 1991 г. - все это парализовало правовые и государственные институты, сделало невозможным организацию системного правопорядка. Власть в стране, оставаясь слабой и уязвимой, стала переходить из рук в руки.
Все эти испытания, выпавшие на долю русского и азербайджанского народов, не только не разрушили тесные гуманитарные связи, но и упрочили их. Ведь без должной защиты нередко оставались и сами азербайджанцы.
В этих непростых условиях в начале 1990-х гг. русские и другие национальные меньшинства стали объединяться в Республиканское общество солидарности народов Азербайджана (РОСНА) «Содружество», официально зарегистрированное в августе 1990 г. НПО объединило русских, украинцев, татар и другие народы, которые проживали в Азербайджане.
Деятельность данной структуры неоднократно поддерживалась правительством Азербайджана. При правлении Народного Фронта, как отмечалось выше, старались уделять определенное внимание русской общине. Почти сразу после инаугурации Эльчибея 29 июля 1992 г. учреждается общество «Азербайджан - Россия».
В учредительном собрании принимали участие многочисленные гости, представители духовенства, творческой интеллигенции, обществ, политических партий, ученые, сотрудники администрации Президента, в частности, заместитель премьер-министра республики Аббас Аббасов и советник Президента по национальным вопросам Расим Мусабеков [3; 48].
С усилением внутриполитического кризиса в Азербайджане и националистической риторики к концу 1993 г. положение русских в республике продолжало оставаться непростым. По-прежнему отсутствовала сильная власть, азербайджанская армия в боях в Нагорном Карабахе терпела поражение, стали учащаться случаи дезертирства, институты правопорядка находились под контролем представителей движения Бозкурд1**.
«Крайне сложная ситуация сложилась в районах Азербайджана, где были расселены беженцы из оккупированных территорий. Большинство из них проживало в антисанитарных условиях, без квалифицированной медицинской помощи и нормального питания. Адаптация беженцев к новым условиям жизни требовала больших затрат на возведение жилья и организацию рабочих мест, однако необходимых средств для этого не было, а гуманитарной помощи на всех не хватало» [4; 155].
1** (прим. авт. — протурецкое националистическое движение под руководством Искандера Гамидова).
Все это приводило к деградации и ухудшению криминогенной обстановки в республике. Появилась проблема экспроприации беженцами жилой площади у местного населения, в том числе и русских.
В этот период страна достигает высшей точки внутриполитического кризиса в истории независимого Азербайджана, когда отсутствие верховной власти в республике поставило существование самой государственности под вопрос. В таких непростых условиях руководить страной был избран Г. Алиев, которого на выборах 1993 г., несмотря на все вышеперечисленные трудности, единодушно поддержало и русское население Азербайджана [2; 257]. В этом же году русские учреждают полновесную диаспору, зарегистрированную Министерством юстиции Азербайджанской республики.
Чтобы преодолеть внутриполитический кризис и поднять уровень жизни населения страны, первые два-три года президентского срока г. Алиев посвятил борьбе с экономическим кризисом, а также провозгласил курс на прекращение войны в Нагорном Карабахе.
«По официальным данным, потенциал азербайджанской экономики в 1995 г. составил всего 30, а в реальности 15-20 процентов от уровня 1991 г. Практически полностью остановились предприятия тяжелой промышленности: металлургические, машиностроительные, нефтехимические. Прекратил свое существование сектор производства потребительских товаров. Рынок заполонили товары турецкого производства, качество которых оставляло желать лучшего. За чертой бедности оказалось около 85-90 процентов населения страны, при этом около четверти людей трудоспособного возраста остались без работы» [4; 155].
Тем не менее, из-за сильного внутриполитического давления (а порой и из-за рубежа) президенту приходилось тратить множество
усилий на борьбу с противниками выбранного им курса. Нужно было собирать страну заново, укреплять государственные институты и проводить экономические реформы, ведя одновременно борьбу с неоднократными попытками государственного переворота.
Русскоязычное население Азербайджана всегда поддерживало курс президента г. Алиева и неоднократно старалось донести информацию до российского руководства о сложившихся социально-экономических проблемах страны. Тем не менее, поскольку экономическое положение страны не улучшалось, эмиграция русскоязычного населения продолжалась, причем не только из больших промышленных городов, но и из деревни.
Как сообщал советник посольства РФ в Азербайджанской Республике Н.И. Русак после посещения с. Новосаратовка Кедабекского района: в селе в 1996 году проживало 140 представителей русскоязычного населения в 74 принадлежавших им хозяйствах. Остальные, как отмечается далее, выехали в Россию на постоянное место жительство. Из числа оставшихся 90% составляли пенсионеры. Ранее в селе проживало 1725 русских, которые содержали 450 хозяйств [5].
Чтобы улучшить ситуацию в аграрном секторе и помочь сельскому населению, власти провели аграрную реформу 1995-1996 гг. В феврале 1995 г. были приняты законы: «Основы аграрных реформ» и «О реформах колхозов и совхозов». 16 июля 1996 г. был принят революционный шаг в аграрном секторе страны. Был принят закон «О реформе земли», созданный под руководством г. Алиева. По этому закону, в отличие от всех постсоветских республик, земля отдавалась бесплатно в личное пользование гражданам, живущем в селе» [6; 18].
Все эти факторы оказывали негативное влияние на положение
русского населения в Азербайджане, эмиграция которого в итоге хоть и затормозилась со временем, но продолжилась даже при прагматичной политике Г. Алиева.
Согласно результатам социологического опроса, проведенного в декабре 1996 г. среди граждан русской национальности в Азербайджане, «около 60% респондентов заявило, что миграционные настроения на них навивает в целом усилившаяся социальная напряженность. При этом только 20% опрошенных указали на языковой фактор и еще меньший процент высказали беспокойство за будущую стабильность именно межнациональных отношений» [7; 223].
Несмотря на все трудности, со временем проблемы, беспокоящие русскую общину в Азербайджане, стали постепенно решаться. Большинство из захваченных квартир были возвращены «благодаря поддержке со стороны руководства Республики, Генеральной прокуратуры, государственных и правоохранительных органов, Посольства Российской Федерации в Азербайджане. Еженедельно прокуроры районов города Баку совместно с Русской Общиной на совещаниях в Генеральной Прокуратуре Республики рассматривали данный вопрос и принимали решения по каждой квартире» [2; 284-285].
Более того, данный аспект получил широкую огласку среди азербайджанских СМИ и самих азербайджанцев. Об этом свидетельствует обзор местной прессы за 1994 г.: «Вместе с тем ряд газет высказывает неодобрение тем, что в отношении этнических русских, проживающих в республике, допускается несправедливость, в частности в вопросе захвата квартир. «Истиглал» пишет об этих, хотя и не массовых, случаях с укором в адрес исполнительных органов, которые не заботятся о защите прав граждан. «Республика» выражает обеспокоенность сокращением
сферы влияния русского языка, в частности перебоями в доставке в республику российских газет. Айна уделяет внимание деятельности русскоязычных общественных организаций — «Содружество» и Русской общины» [8].
Руководство страны также не оставляло этот аспект вне поля зрения. Вопрос русскоязычного населения и национальных меньшинств в целом стал одним из главных на повестке дня в ходе визита Председателя Верховного Совета Азербайджанской Республики (АР) Гу-лиева Расула Байрам оглы в Москву 24-29 апреля 1994 г.
На встрече с Министром Российской Федерации по национальной политике С.М. Шахраем обсуждались вопросы: политики Азербайджанской Республики по отношению к национальным меньшинствам, совместной деятельности по обеспечению прав азербайджанцев в России и русских в Азербайджане, создания условий, предотвращающих выезд русских из Азербайджана и азербайджанцев из России, совершенствования законодательства, обеспечивающего права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, пресечения деятельности по разжиганию межнациональной розни и нарушению единства государства. В поле отдельного внимания оказался вопрос поощрения деятельности и конкретной помощи общественным организациям в упрочнении контактов [9].
Должное внимание стало уделяться русскому языку и культурным традициям, связывающим два народа. Азербайджан официально подписал межправительственное соглашение об учреждении и условиях деятельности центров науки и культуры, а также программу обменов в области культуры, науки и образования между РФ и АР на 1997 г. в дополнение к уже имеющимся документам по сотрудничеству в этих областях (в частности к подписанному 6 июня 1995 г.
соглашению о культурном и научном сотрудничестве).
Стал расти интерес к получению образования на русском языке юношами и девушками из русскоязычных и азербайджанских семей, в связи с чем в 1996 г. в г. Баку был открыт филиал Московского государственного открытого университета.
Удалось несколько продвинуться в установлении прямых связей между телеорганизациями России и Азербайджана: в декабре 1996 г. руководители ВгТРК и Национального телевидения АР подписали соответствующее соглашение «О развитии сотрудничества» [10].
На протяжении всего нелегкого пути независимого постсоветского Азербайджана русское сообщество внутри страны вместе с азербайджанцами с достоинством принимало вызовы и лишения. Не боялось открыто заявлять о недопустимости разрушения целостности страны. Неоднократно собирало митинги в поддержку различных инициатив властей и общественных организаций. Вело активную социальную политику не только в самом Азербайджане, но и за пределами республики.
«В 1993-1996 гг. состоялись акции республиканского масштаба, в частности против поставок Россией оружия Армении, многочисленные митинги и собрания протеста» [2; 258-259].
Негативная оценка в Русской Общине Азербайджана давалась и попыткам участия в войне в Нагорном Карабахе наемников из России. С целью исследования и обсуждения данной проблематики делегация Общины посетила места проживания казаков. Об этом в 1994 г. написали республиканские газеты.
Представители казачества решительно заявили, что казаки не принимают участия в конфликте. По словам атамана Всевеликого войска донского Николая Козицына: «Наши казаки не принимали
участия в военных действиях на стороне Армении. Настоящий казак не тот, кто одел казачье обмундирование, которое продается в любом магазине, а только тот, кто имеет специальное удостоверение» [2; 259].
В период с 1996 по 1998 гг. внутриполитическая ситуация в стране постепенно приходит в равновесие. К этому времени уже остановлены бои в Нагорном Карабахе, заключены выгодные нефтяные контракты, проведены первые экономические и институциональные реформы, выработана существенная договорная база между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией, значительно облегчающая положение русского населения в стране.
3 июля 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой [11; 12-18], а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев [12; 23-27].
4 мая 1998 г. вступило в силу Соглашение о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики [13; 37-38].
Русскоязычное население впервые за долгое время в этот период начинает чувствовать уверенность в будущем страны (несмотря на напряжённость в международных отношениях между Россией и Азербайджаном).
Подводя итоги, можно констатировать, что в постсоветский период и вплоть до окончания первого президентского срока г. Алиева (1998 г.) существенную роль (а иногда и определяющую) в жизни русской общины и азербайджанского народа в целом играли внутриполитические факторы. Азербайджанские и российские власти старались
в меру своих возможностей поддерживать русскоязычную диаспору.
В современной России отношение к этой проблеме наиболее точно сформулировал Сергей Викторович Лавров1***: «Развитие отношений партнерства с зарубежными
соотечественниками всегда будет среди приоритетов внешней политики России. это также касается защиты их законных прав и интересов, укрепления позиций русского языка и культуры за рубежом» [2; 2].
Примечания:
1. АВП РФ. Ф. 917. Оп. № 4. Д. № 2. П. № 7. Л. 1.
2. Заплетин Г., Ширин-заде Г. Русские в истории Азербайджана. Баку: Га-нун, 2008. 368 с.
3. Гребенников Е.А. Международное сотрудничество России и Азербайджана в годы правления Народного Фронта Азербайджана (1992-1993 гг.): проблемы и вызовы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 3/2. С. 53-58.
4. Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана. М.: Азер-Медиа: Книга и Бизнес, 2002. 352 с.
5. АВП РФ. Ф. 917. Оп. № 4. Д. № 2. П. № 7. Л. 19.
6. Шарифзянова Н.Х. Политика экономического возрождения и прогресса Азербайджанской Республики после распада Советского Союза (1991-2001) // Россия и Азербайджан: история, современность и перспективы сотрудничества. Ростов н/Д, 2010. 123 с.
7. Савченко О.А. Русская диаспора в Азербайджане: вчера, сегодня, завтра // Азербайджан и Россия: исторический диалог: сборник. М.: РАГС, 2004. 304 с.
8. АВП РФ. Ф. - отдел Азербайджана. Оп. № 1. Д. № 7. П. № 1. Л. 14.
9. Там же. Д. № 2. П. № 1. Л. 89.
10. АВП РФ. Ф. 917. Оп. № 4. Д. № 2. П. № 7. Л. 7.
11. Бюллетень международных договоров. М., 1993. Июль. № 7.
12. Бюллетень международных договоров. М., 2004. Сентябрь. № 9.
13. Бюллетень международных договоров. М., 1998. Октябрь. № 10.
References:
1. AVP RF. F. 917. Op. 4. D. 2. P. 7. L. 1.
2. Zapletin G., Shirin-zade G. Russians in the history of Azerbaijan. Ganun Publishing house, 2008. 368 pp.
3. Grebennikov E.A. International cooperation between Russia and Azerbaijan during the rule of the Popular Front of Azerbaijan (1992-1993): problems and challenges // Historical and social and educational thought. Vol. 9. No. 3/2. 2017. P. 53-58.
4. Chernyavsky S.I. The new way of Azerbaijan. M.: Azer-Media, Book and Business, 2002. 352 pp.
5. AVP RF. F. 917. Op. 4. D. 2. P. 7. L. 19.
6. Sharifzyanova N.Kh. Policy of economic revival and progress of the Republic of Azerbaijan after the collapse of the Soviet Union (1991-2001) // Russia and Azerbaijan: history, modernity and prospects for cooperation. Rostov-on-Don. 2010. 123 pp.
7. Savchenko O.A. Russian Diaspora in Azerbaijan: Yesterday, Today and Tomorrow // Azerbaijan and Russia: A Historical Dialogue: Collection. M. RAGS Publishing house, 2004. 304 pp.
8. AVP RF. F. - Department of Azerbaijan. Op. 1. D. 7. P. 1. L. 14.
1*** (прим. авт. С. Лавров, помимо прочего, занимал пост председателя правительственной комиссии по делам соотечественников).
9. AVP RF. F. - Department of Azerbaijan. Op. 1. D. 2. P. 1. L. 89.
10. AVP RF. F. - Department of Azerbaijan. Op. 4. D. 2. P. 7. L. 7.
11. Bulletin of international treaties. M., July. 1993. No. 7.
12. Bulletin of international treaties. M., September. 2004. No. 9.
13. Bulletin of international treaties. M., October. 1998. No.10.