№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
УДК 348.01
В. Ю. Карнишин
РУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЕДОВ
Аннотация.
Актуальность и цели. Анализ исследований, посвященных изучению роли церковного права в правовой системе императорской России, позволяет выявить тенденции, характерные для историко-правовой науки, определив новые перспективы работы в данном направлении.
Материалы и методы. Рассмотрение содержания монографий и научных статей проводилось с привлечением историко-сравнительного метода, позволяющего выявить общие закономерности исследований истории церковного права. Исторический метод создает возможности для восприятия исторической реальности, повлиявшей на эволюцию представлений о церковном праве.
Результаты. Исследователями в 1990-2000-х гг. внесен существенный вклад в развитие одного из направлений историко-правовой науки. Всесторонне рассмотрены оценочные суждения о роли церковного права в правовой системе Российской империи. Правоведы активно используют метод компаративного анализа, что позволяет найти общее и особенное в развитии церковного права России и других стран.
Выводы. Перспективы дальнейшего изучения церковного права могут быть плодотворны при введении в научный оборот новых комплексов архивных и печатных источников. Привлечение публикаций в местной епархиальной печати XIX - начала ХХ в., документов консисторий способно существенно расширить диапазон исследований.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Российская империя, церковное право, церковный суд, синодальный период, церковные наказания.
V. Yu. Karnishin
RUSSIAN CHURCH LAW OF IMPERIAL RUSSIA IN INVESTIGATIONS OF MODERN LAWYERS
Abstract.
Background. The analysis of investigations, devoted to the study of the role of the church law in the law system of imperial Russia, allows to reveal the tendencies which characterize historical-law science defining new perspectives of work in this direction.
Materials and methods. Using the historical-comparative method which allows to reveal general regularities of investigations of history of the church law, the author analyzed monographs and scientific articles. The historical method makes it possible to understand the historical reality which has influenced the evolution of views about the church law.
Results. In 1990-2000s scientists made an essential contribution into the development of one of the directions of historical-law science. The researcher comprehensively considered the views about the role of the church law in the law system of imperial Russia. Lawyers often use the method of comparative analysis. This allows to find something common and special in development of the church law of Russia and other countries.
Social sciences. Law
91
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Conclusions. Prospects of the further study of the church law may be effective under the condition of introduction of new complexes of archive and print sources into the science. Usage publications in local eparchial press of XIX - beginning of XX centuries, documents of consistories can widen the range of investigations.
Key words: Russian orthodox church, Russian Empire, church law, church court, sinod period, church punishments.
Устойчивый интерес к изучению истории русского церковного права отражает стремление осмыслить ряд актуальных проблем, среди которых взаимодействие отраслей права с церковным правом в контексте эволюции правовой системы Российской империи. Необходимо отметить, что модерни-зационный процесс оказывал всестороннее воздействие на все сферы жизни общества, порождая противоречия в правовой культуре и правосознании [1]. Нельзя недооценивать и то обстоятельство, что русское церковное право по-разному воспринималось на национальных окраинах [2].
В современной России изучение истории русского церковного права связано прежде всего с изданием фундаментальных работ доктора богословия, профессора, протоиерея В. А. Цыпина [3-5]. Известный ученый акцентирует внимание на трактовках церковного и канонического права в западноевропейской юридической литературе. Он полагает, что под каноническим правом понимается наука, изучающая каноны Древней Церкви. Таким образом, каноническое право - это право, церковное по своему содержанию. Церковное право представляет собой науку, предмет которой - правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древний канон, церковные постановления поздней эпохи или законы, изданные светской властью [5, с. 12]. Размышляя о принципиальных отличиях между церковным правом и светским правом, В. А. Цыпин приходит к выводу о том, что данные системы права ставят перед собой различные цели и, таким образом, используют различные методы. В этой связи уместно отметить приводимое автором описание намерения Великого князя Киевского Владимира отменить смертную казнь. Святые отцы заявили о божественной неискушенности Крестителя Руси. «Опыт прямого перенесения в область светского, государственного права норм церковного права, которое, безусловно, исключает не только смертную казнь, но и всякое вообще насилие из числа своих санкций, в любом случае, неcостоятелен» [6, с. 440-441], - отмечает В. А. Цыпин.
Рассматривая специфику церковного суда в синодальный период, В. А. Цыпин приходит к выводу о сокращении компетенции церковных судов по гражданским делам духовенства. Исключительно духовному суду подлежали только преступления, за которые уголовные кодексы не налагали уголовного наказания, а предусматривали только церковное покаяние (уклонение от исповеди по нерадению, соблюдение новообращенными инородцами прежних иноверческих обычаев, покушение на самоубийство, отказ в помощи погибающему, принуждение родителями своих детей вступить в брак или в постриг [4, c. 298-299].
Анализируя наследие одного из видных исследователей церковного права А. С. Павлова, автор обращает внимание на вывод о сущности церковных наказаний, проявляющийся в том, что лица, нарушившие церковные за-
92
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
коны, подлежат лишению прав и благ, находящихся в церковном распоряжении [4, с. 301]. Одна из особенностей исследований В. А. Цыпина - системный анализ, соединенный с использованием компаративного метода. Небезынтересны авторские наблюдения об отсутствии в католической церкви такой меры наказания, как «совершенное извержение из священства»: «Низложенный клирик согласно католическим воззрениям остается все-таки клириком» [3, с. 306].
Развитие церковного права рассматривается автором в контексте взаимоотношений между церковью и государством. Достаточно однозначна его оценка «Духовного регламента»: «С падением синодальной системы отпали резоны для апологетической оценки документа. Совершенно очевидны все негативные черты самой эпохи, а значит, и “Регламента”, который составлял фундамент правового устройства Церкви» [5, с. 65]. Более категоричен в оценке этого вопроса В. И. Цыганов, назвавший церковную реформу Петра I «подражательством протестантской Европе», обращая внимание на неприменимость западной политической идеологии к русской политической действительности [7, с. 450].
Особое место в изучении церковного права занимают многочисленные исследования доктора юридических наук, профессора А. А. Дорской. Две монографии, посвященные взаимодействию и взаимовлиянию государственного и церковного права в имперский период, а также влиянию церковно-правовых норм на развитие ряда отраслей российского права [8, 9], нашли высокую оценку в научном сообществе [10]. Согласимся с выводом о несомненных достоинствах монографий: действительно, А. А. Дорская весьма убедительно сформулировала критерии периодизации процесса развития науки церковного права в имперской России, показала значение личностного фактора степенью популярности ученых-правоведов, готовых исследовать различные аспекты проблемы, сделала вывод о том, что церковное право представляет собой совокупность его правовых норм, позволяющих определить статус церквей, а также права и обязанностей церковного сословия и подданных [10, c. 13].
А. А. Дорской обоснованы факторы, обусловившие расцвет церковного права в период правления Николая I. Во-первых, речь шла об интенсивной издательской деятельности в условиях кодификационной деятельности, что обусловило выход из печати нового издания Кормчей книги, решений Вселенских и Поместных соборов. Во-вторых, важную роль играло решение о преподавании церковного права в университетах (1835 г.). Наконец, выход в свет труда архимандрита Гавриила «Понятие о церковном праве и его история» стал удачной попыткой определения церковного права в системе российского права [11, c. 40].
Достаточно убедительно А. А. Дорской показано влияние церковного права на систему наказаний. Это отразилось прежде всего в том, что оно способствовало постепенной трансформации цели наказаний от устрашения к перевоспитанию преступника. Кроме того, государство активно использовало отлучение, церковное покаяние, лишение церковного погребения [12, c. 57].
В изучении истории церковного права следует выделить направление, связанное с осмыслением юридического наследия ученых-правоведов. В статье А. А. Дорской [13, с. 17-20] анализируются работы крупного исследователя Н. С. Суворова, чьи труды требуют, на наш взгляд, переиздания в совре-
Social sciences. Law
93
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
менной России (в этой связи следует отметить позитивный вклад издательства URSS, активно выпускающего фундаментальные монографии классиков правоведения [14-17]). А. А. Дорская выделяет ряд новаторских положений, выдвинутых Н. С. Суворовым. Во-первых, он поднял важный для науки церковного права вопрос о свободе совести, переиздав в 1882 г. в Ярославле перевод книги австрийского правоведа Ф. Б. Х. Маасена «Девять глав о свободной церкви и о свободе совести», что стало знаковым событием для юридической науки [13, с. 18]. Впоследствии правительством и экспертами были востребованы дискуссионные аспекты проблемы свободы совести при принятии Манифеста Николая II «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» (26 февраля 1903 г.), указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г.), обсуждении законопроектов в Государственной думе в начале ХХ в. Помимо этого, при формировании института свободы совести в позднеимперском законодательстве были востребованы наработки юристов. Во-вторых, познавательно рассмотреть аргументы Н. С. Суворова в пользу сохранения синодальной системы и правового статуса Императора в Русской православной церкви. А. А. Дорская справедливо отмечает значимость и логику суждений Н. С. Суворова о признании русским монархом высшей правительственной власти в православной церкви как проявлении исторического наследия византийских императоров. Наконец, необходимо согласиться с тем, что Н. С. Суворов стремился показать взаимосвязь православного церковного права с католическим и протестантским [13, с. 19-20]. Последнее положение было достаточно неоднозначным, принимая во внимание активность западного прозелетизма. Российское правительство весьма настороженно относилось к устремлениям Ватикана разъединить греческую и болгарскую общины, что не могло не настораживать церковную православную общественность [18].
Новаторской представляется работа А. А. Дорской, посвященная соотношению полицейского (административного) и церковного права [19, с. 175-184]. Обращено внимание на отсутствие четкого определения понятий полицейского и административного права. При этом автор констатирует факторы, определившие развитие церковного права в XIX в.: необходимость систематизации российского права в первой половине столетия; необходимость опровержения католических и протестантских ученых о подражании русского церковного права византизму, что противоречило теории «официальной народности»; распространение в России идей исторической школы права [19, с. 178]. Анализируя монографические исследования И. Е. Андреевского, И. Т. Тарасова, А. А. Дорская приходит к выводу о том, что полиция в России охраняла церковные каноны и правила различных конфессий, имевших государственную поддержку, что способствовало реализации норм церковного права [19, с. 183].
Резюмируя, необходимо отметить, что перспективы дальнейшего изучения церковного права могут быть плодотворны при введении в научный оборот новых комплексов архивных и печатных источников. Привлечение публикаций в местной епархиальной печати XIX - начала ХХ в., документов консисторий способно существенно расширить диапазон исследований по данному направлению. Фундаментальные работы В. А. Цыпина и А. А. Дорской заложили основу для определения новых научных проблем и их решений.
94
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
Список литературы
1. Карнишин, В. Ю. Модернизация и российское общество в начале ХХ в. /
B. Ю. Карнишин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3. - С. 3-8.
2. Карнишина, Н. Г. Национальные окраины Российской империи в середине XIX - начале ХХ в. / Н. Г. Карнишина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 22-28.
3. Цыпин, В. А. Курс церковного права / В. А. Цыпин. - М. : Христианская жизнь, 2004. - 700 с.
4. Цыпин, В. А. Церковное право / В. А. Цыпин. - М. : Изд-во МФТИ, 1994. -295 с.
5. Цыпин, В. А. Церковное право / В. А. Цыпин. - М., 1996.
6. Цыпин, В. А. Концепция права в свете христианской антропологии / В. А. Цыпин // Православное учение о человеке. Избранные статьи. - М. ; Клин : Христианская жизнь, 2004. - С. 388-401.
7. Цыганов, В. И. Взаимоотношения государства и церкви: от симфонии властей к цезарепапизму / В. И. Цыганов, Е. Е. Мезина // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Право». - 2012. -№ 6 (1). - С. 245-251.
8. Дорская, А. А. Государственное и церковное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 227 с.
9. Дорская, А. А. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права. - СПб. : Астерион, 2007. - 158 с.
10. Цыбулевская, О. И. Рецензия на монографии А. А. Дорской «Государственное и церковное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния» и «Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права» / О. И. Цыбулевская // История государства и права. - 2009. - № 12. -
C. 12-14.
11. Дорская, А. А. Эволюция места канонического (церковного) права в системе права России / А. А. Дорская // Юриспруденция. - 2010. - Вып. 2. - Т. 18. -
С. 37-43.
12. Дорская, А. А. Церковное и уголовное право Российской империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния / А. А. Дорская // История государства и права. -2005. - № 3. - С. 55-58.
13. Дорская, А . А . Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова /
A. А. Дорская // История государства и права. - 2009. - № 13. - С. 17-20.
14. Суворов, Н. С. О церковных наказаниях: Опыт исследования по церковному праву / Н. С. Суворов. - М. : Книжный дом «Либроком», 2012. - 347 с.
15. Веретенников, В. И. История Тайной канцелярии Петровского времени /
B. И. Веретенников. - М. : Книжный дом «Либроком», 2013. - 314 с.
16. Лаппо- Данилевский, А. С. Собрание и Свод законов Российской империи, составленные в период царствования императрицы Екатерины II / А. С. Лаппо-Данилевский. - М. : Книжный дом «Либроком», 2011. - 208 с.
17. Рейснер, М. А. Государство и верующая личность / М. А. Рейснер. - М. : Книжный дом «Либроком», 2011. - 428 с.
18. Венедиктов, В. Ю. Католический прозелетизм на территории Константинопольского патриархата во второй половине XIX века (на примере греко-болгарских церковных противоречий) / В. Ю. Венедиктов // Studia Humanitatis : электронный научно-образовательный журнал. - URL: http://www.st-hum.ru
Social sciences. Law
95
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
19. Дорская, А. А. Соотношение полицейского (административного) и церковного права в Российской империи / А. А. Дорская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 72. -
С. 175-184.
References
1. Kamishin V. Yu. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2012, no. 3, pp. 3-8.
2. Kamishina N. G. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2011, no. 2, pp. 22-28.
3. Tsypin V. A. Kurs tserkovnogo prava [Church law course]. Moscow: Khristianskaya zhizn', 2004, 700 p.
4. Tsypin V. A. Tserkovnoepravo [Church law]. Moscow: Izd-vo MFTI, 1994, 295 p.
5. Tsypin V. A. Tserkovnoe pravo [Church law]. Moscow, 1996.
6. Tsypin V. A. Pravoslavnoe uchenie o cheloveke. Izbrannye stat'i [Orhtodox studies about men. Selected articles]. Moscow; Klin: Khristianskaya zhizn', 2004, pp. 388-401.
7. Tsyganov V. I., Mezina E. E. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya «Pravo» [Bulletin of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Series “Law”]. 2012, no. 6 (1), pp. 245-251.
8. Dorskaya A. A. Gosudarstvennoe i tserkovnoe pravo Rossiyskoy imperii: problemy vzaimodeystviya i vzaimovliyaniya [State and church law of the Russian Empire: problems of interaction and mutual influence]. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004, 227 p.
9. Dorskaya A. A. Vliyanie tserkovno-pravovykh norm na razvitie otrasley rossiyskogo prava [Influence of ecclesiastic-legal norm on development of areas of the Russian law]. Saint-Petersburg: Asterion, 2007, 158 p.
10. Tsybulevskaya O. I. Istoriya gosudarstva i prava [State and law history]. 2009, no. 12, pp. 12-14.
11. Dorskaya A. A. Yurisprudentsiya [Jurisprudence]. 2010, iss. 2, vol. 18, pp. 37-43.
12. Dorskaya A. A. Istoriya gosudarstva i prava [State and law history]. 2005, no. 3, pp. 55-58.
13. Dorskaya A. A. Istoriya gosudarstva i prava [State and law history]. 2009, no. 13, pp. 17-20.
14. Suvorov N. S. O tserkovnykh nakazaniyakh: Opyt issledovaniyapo tserkovnomu pravu / [On church punishments: Experience of church law researching]. Moscow: Knizhnyy dom «Librokom», 2012, 347 p.
15. Veretennikov V. I. Istoriya Taynoy kantselyarii Petrovskogo vremeni [History of the Secret Chancellery in the days of Peter the Great]. Moscow: Knizhnyy dom «Librokom», 2013, 314 p.
16. Lappo-Danilevskiy A. S. Sobranie i Svod zakonov Rossiyskoy imperii, sostavlennye v period tsarstvovaniya imperatritsy Ekateriny II [Collection and the Code of laws of the Russian Empire, made during the reign of Catherine the Great]. Moscow: Knizhnyy dom «Librokom», 2011, 208 p.
17. Reysner M. A. Gosudarstvo i veruyushchaya lichnost' [The State and the religious ones]. Moscow: Knizhnyy dom «Librokom», 2011, 428 p.
18. Venediktov V. Yu. Studia Humanitatis: elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal [Studia Humanitatis: electronic scientific educational journal]. Available at: http:// www.st-hum.ru
19. Dorskaya A. A. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of Herzen State Pedagogical University of Russia]. 2008, no. 72, pp. 175-184.
96
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
Карнишин Валерий Юрьевич доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества, государства и права, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: valerykarnishin@mail.ru
Karnishin Valeriy Yur'evich Doctor of historical sciences, professor, head of sub-department of history of Russia, state and law, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 348.01 Карнишин, В. Ю.
Русское церковное право имперской России в исследованиях современных правоведов / В. Ю. Карнишин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2 (34). -
С.91-97.
Social sciences. Law
97