Научная статья на тему 'Русское самосознание в условиях эмиграции первой волны'

Русское самосознание в условиях эмиграции первой волны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
513
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ СООБЩЕСТВО / SELF-AWARENESS / SELF-IDENTITY / EMIGRATION / CULTURAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щупленков Олег Викторович

В статье рассмотрено понятие самосознания, его различные формы. Показана практическая значимость самоидентификации в условиях эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the notion of identity, its various forms. Shows the practical importance of identity in exile.

Текст научной работы на тему «Русское самосознание в условиях эмиграции первой волны»

УДК 930.85 РУССКОЕ САМОСОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

Щупленков Олег Викторович, старший преподаватель

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки, Ставропольский край, Россия [email protected]

В статье рассмотрено понятие самосознания, его различные формы. Показана практическая значимость самоидентификации в условиях эмиграции.

Ключевые слова: самосознание; самоидентификация; эмиграция; культурное сообщество.

RUSSIAN CONSCIOUSNESS IN THE FIRST EMIGRATION WAVE Schuplenkov Oleg Victorovich, Lecturer

Stavropol State Pedagogical Institute, Essentuki Stavropol region, Russia [email protected]

In the article the notion of identity, its various forms. Shows the practical importance of identity in exile.

Keywords: self-awareness; self-identity; emigration; cultural community.

Когда мы говорим о русской идентичности и идентичности вообще мы имеем ввиду социальнопсихологический уровень идентификации. Это представление о себе, которое формируется как производное от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе, в данном случае — к этнической. Понятно, что этническая идентичность приобретается не произвольно, а в привязке с окружающей действительностью, т.е. в процессе социализации. Обретение идентичности значительно осложняется, если социализация проходит в этически смешанной среде — в итоге отдельные индивиды и целые группы могут характеризоваться двойным или даже тройным самосознанием и, соответственно, дифференцированной идентичностью.

Этническая идентичность является мощным ресурсом социальной общности. Во-первых, она удовлетворяет потребность в самобытности и, на основе которой члены такой общности отличаются себя от других подобных общностей. Во-вторых, обеспечивает потребность в принадлежности к определенной группе и, соответственно, защите. И, в-третьих, является мощным инструментом социальной и этнополитической мобилизации (чаще всего по формуле «наших бьют!»).

Вместе с тем, этническую идентичность и связанную с ней другую базовую категорию — этническое самосознание достаточно сложно описать методологически (этническая идентичность вытекает из этнического самосознания как форма отождествления и отнесения себя к определенной этнической общности). Существует множество подходов к определению сущности этих явлений. Самосознание проявляется в виде осознания своей принадлежности к определенному этнокультурному пространству с его культурным ядром, — традициями, обычаями, нравами, обрядами, специфическим фольклором и бытовым укладом, — образующим архетипическую основу самосознания, его этнокультурный менталитет.

Итак, этническое самосознание — сложный многокомпонентный феномен. Национальное (в данном случае имеется виду этническое) самосознание непременно приписывает «своему» народу «свой» хозяйственный уклад или «свой» собственный способ добывать себе «хлеб насущный», а также некие уникальные культурные и бытовые традиции. Непременными атрибутами национального самосознания являются «родной язык», а также «свои боги, вера отцов». Обязательно присутствуют и устойчивые представления о характере «своего народа» и о психологических особенностях соседей [1].

В целом, этнопсихологи выделяют семь типов этнической идентичности (самосознания): нормальный (образ своего народа положительный, благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм); этноцентричный (акцентированность на значимости этничности, некритическое к ней отношение, элементы этноизоляционизма, замкнутости); этнодоминирующий (представления о превосходстве своего народа, дискриминационные установки в отношении других этнических групп, стремление не смешиваться с представителями других народов); этнический фанатизм (абсолютное доминирование этнических интересов и целей, готовность идти ради них на любые жертвы); этноиндифферентный (равнодушие к проблемам эт-ничности, ценностям своего и других народов); этнонигилизм (полное отрицание этничности, этнических ценностей); амбивалентный (невыраженная, иногда «сдвоенная» идентичность, характерная для этнически смешанной среды) [2].

Однако есть еще и другая сторона самосознания — гражданская идентичность. С.С. Савоскул считает, что осознание человеком своей причастности к сообществу граждан того или иного государства является важной частью механизма функционирования политической структуры, фундаментом политической жизни и сознания общества [3]. По мнению Тишкова, общая гражданская идентичность, которая достигается через понятие нация, не менее важна для государства, чем конституция, общие правовые нормы и охраняемые границы. «Ибо этот общий дискурс о нации придает важную дополнительную легитимность государственной власти через создание образа, что власть представляет некую целостность и осуществляет управление от имени и с согласия этой целостности» [4]. Кроме того, подчеркивает Тураев, гражданская идентификация сопровождаются политикоОправовой идентификацией, т.е. осознанием и соотнесением человека своего декларируемого правового статуса с достигаемым в реальности статусом, со статусом других лиц, как в своем государстве, так и в зарубежных странах. Причем наиболее противоречиво такая идентификация происходит при национальном самоопределении представителей различных этносов и народов в составе многонационального государства [5]. По мнению, В.М. Капицына, государству при формировании национальной идентификации, «необходима специальная политика государственных структур, учитывающая интересы и самосознание нескольких этносов и народов, территориальных общностей... Другими словами необходима правовая политика, воспроизводящая состояния легальной, легитимной национально-государственной идентификации» [6] государства. По этому поводу написано огромное количество работ. Для того чтобы оценить основное направление российской научной мысли, приведем мнения некоторых авторов.

Отсюда вывод: национальная идея может иметь успех лишь в том случае, если реализация ее идет в одном направлении с формированием новой глобальной общности [7].

Между тем, в современной России власть до сих пор не может обозначить формулу, которая могла бы стать национальной идеей. Однако попытки предпринимаются. К примеру, к основным идеям гражданского патриотизма, по мнению А.Н. Вырщикова и К.М. Никонова можно в первую очередь отнести: державность, социальную ориентированность, духовность, просвещенность, историческую преемственность [8]. Г.В. Осипов считает, что сегодня объединить все партии и общественные движения, все российское общество осознанием национальных интересов России могло бы единство идеи духовности, идеи народовластия и идеи державности [9] и т. д.

Как бы то ни было, но пока наше государство обходится такими простыми формулами как «Единая Россия», «Сильная Россия» и прочее.

По мнению Л. Дробижевой лишь у русских ценности политического плюрализма и прав человека конкурируют с национальными, этническими интересами [10]. Савоскул полагает, что это связано с тем, что, у русских (как в значительной мере и у украинцев и белорусов) по сравнению с другими этносами бывшего СССР сильнее, чем этническое, было развито государственное самосознание, однако, со временем стала расти и его этническая составляющая [11]. Тураев также подчеркивает, что в русском национальном самосознании огромную роль всегда играла идея державности. «Понятия Родина, Государство — наиболее значимые ключевые ценности в русском культурном архетипе. Являясь носителем государственности, русский человек вольно или невольно всегда осознавал себя хозяином положения, за его спиной незримо стояло могучее государство, к помощи которого он мог обратиться (и обращался) в трудную минуту. Уже в силу этого обстоятельства в антитезе «мы — они», неизбежной при любых этнических контактах, русское представление о «мы» имело превосходную степень. Сказывалась, безусловно, и разность культурно-исторических потенциалов. На лестнице исторического прогресса русские стояли выше, чем их новые сограждане в Поволжье, Сибири или в средней Азии. Все это не могло не породить известного чувства снисходительности, пренебрежительного отношения к культуре, традициям и обычаям других народов, при этом русский человек искренне верил, что творит доброе дело. Сострадание к тем, кто «ниже», стремление поднять их до уровня «как все» (в данном случае «как мы»), замешанное на идее христианско- православного мессианства и милосердия, — не менее характерная черта русского культурного архетипа. Тоталитарно-имперская система СССР лишь усугубила это, прямо скажем, не очень прекрасное качество» [12]. Это основные точки зрения на характер гражданской/государственной идентичности русских.

Итак, русский не мыслит себя без своего государства, главной характеристикой которого считает его мощь и силу.

При этом абсолютно не важно как оно называется — Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация. Русские всегда знают, что за ними стоит великая Россия, за каждым из них.

Чтобы ответить на насущные вопросы: что собой представляет современная русская идентичность в России и других постсоветских государствах? Что различает русских, живущих по ту, и эту сторону границ современной Российской Федерации, и что их объединяет? Как происходит процесс самоорганизации русских общин в условиях становления новых независимых государств? Можно ли говорить о существовании «русской диаспоры» в этих новых государственных образованиях? Необходимо, на наш взгляд обратить внимание на совсем недалекое прошлое. А именно, русская эмиграция «первой волны».

Эмиграция, весь смысл существования которой заключался в надежде на возвращение на Родину, не могла остаться в стороне от тех проблем, с которыми столкнулся мир в ХХ в. и от решения которых зависела судьба не в последнюю очередь и России. Следует заметить, что сам патриотизм русской эмиграции — особый политический и социально-психологический феномен. Вынужденное изгнание из России способствовало выходу на первый план именно этого понятия в большинстве программ политических партий и движений. Если до Октября 1917 г. многие вообще не упоминали о патриотизме, то жизнь в эмиграции коренным образом повлияла на восприятие этой темы. Патриотические воззрения русских эмигрантов чрезвычайно многообразны. Можно выделить политический патриотизм, с чётко выраженными концепциями государственного устройства России, однако нельзя забывать и о своеобразном «романтическом» патриотизме, основанном на привязанности к своей Родине, но не выработавшем никаких конкретных программ и целей, а также патриотизме военных, гражданских лиц, наконец, мессианском патриотизме, признаки которого имеются почти во всех перечисленных видах патриотизма. Он основывался на представлении об особой роли России и русского народа в деле защиты Православия, и естественно, что при подобном взгляде на Отечество невозможно было примириться с восторжествовавшей в нём властью воинствующих безбожников. Собственно, развитие патриотических идей в Российском Зарубежье может быть признано среди прочего как проявление инстинкта самосохранения. Как подчёркивал известный публицист, один из лидеров партии народных социалистов В.А. Мякотин, «весь смысл существования русской эмиграции, как таковой, в её отношениях с Родиной» [13]. Только связь с Родиной, пусть хотя бы посредством теоретических дискуссий, могла помочь эмигрантам сохранить их национально-корпоративную целостность.

В потоке русской эмиграции первой волны (после 1917 года) оказываются многие представители интеллигенции, в том числе деятели науки, техники и высшей школы. Основная часть их покидает Россию в период 1920—1925 гг. Были они среди тех, кто пересек Черное море вместе с частями побежденной Белой Армии. Покидали они страну, случалось, и целой группой по гуманному решению Советского правительства, убежденного в их скрытой активной контрреволюционной деятельности (высылка в 1922 году более ста видных ученых). Уезжали они и поодиночке, используя для этого научные командировки, поездки по приглашениям и любые другие возможности пересечь границу, запиравшуюся на все более прочный замок.

Нельзя сказать, чтобы на Западе выходцев из России ожидали сколько-нибудь близкие к привычным условия для научной и педагогической деятельности. Тем удивительнее результаты, которых удалось достичь в течение нескольких лет.

Оказавшись за пределами родины, большинство русских ученых и преподавателей высшей школы видели свою задачу не только в том, чтобы найти лабораторию или кафедру для продолжения личных научных занятий. Не менее важной целью стало воссоздание русского научного (академического) сообщества, возможность обсуждения и публикации трудов на русском языке, обеспечение квалифицированного образования и передачи научных традиций молодому поколению Русского Зарубежья — работа в этом направлении велась с удивительной энергией и принесла вскоре ощутимые плоды.

Для большинства ученых, эмигрировавших из России, получить место в научных учреждениях страны пребывания было как правило непросто. Охотно приглашались для чтения лекций и научной работы лишь те русские ученые, которые имели высокий авторитет в научном мире еще до эмиграции. Так, Брюссельский университет предложил профессорскую должность историку средневековья А. Экку, руководить кафедрой славянской филологии Венского университета был приглашен Н.С. Трубецкой, в Парижской Высшей Практической школе работали Г.Д. Гурвич, А. Койре, Н.О. Щупак и т. д. Некоторые из институтов имели традиционные научные связи с Россией еще с дореволюционных времен, что способствовало появлению в них целой группы выходцев из России. Конечно, это было не правилом, а исключением. Яркими примерами такого сотрудничества являлись Институт Пастера, где работали А.М. Безредка, С.И. Метальников, И.И. Манухин, В.Н. Анри (Крылов) и др., Музей Человека, куда были приглашены Е.Г. Шрейдер, Б.В. Вильде, А. Левицкий. В основном же западные институты и университеты встречали эмигрантов из России без большого энтузиазма.

Шансы приезжих ученых повышались в случае свободного владения местным языком (так П.М. Бицилли оказался в Софии, а Ф.В. Тарановский — в Белграде), или отсутствия конкуренции при занятии вакансии (такая ситуация была более характерной для провинциальных городов).

Все названные научные центры, за исключением харбинского, были созданы в городах Западной Европы. То, что туда устремились выехавшие из России ученые и преподаватели высшей школы было вполне объяснимо: помимо традиционных научных связей существенным фактором являлось желание изгнанников оставаться поближе к России в надежде на недолговечность большевистского режима. Однако существовала и другая часть научно-технической интеллигенции, избравшая для себя местом эмиграции Америку. Стремление обосноваться в США было более характерным для тех, кто уже получил известность своими работами в области техники. Так за океаном оказались известный авиаконструктор И.И. Сикорский, крупный специалист в области теоретической и прикладной механики академик С.П. Тимошенко, химик, «великий пионер каталитических реакций» академик В.Н. Ипатьев.

Применение своим силам на фирмах США пробовали найти и сотни других менее известных инженеров и научных работников.

Лишь немногие из них достигли уровня всемирной известности, как например, «отец телевидения» В.К. Зворыкин или директор Национальной радиоастрономической обсерватории США О.Л. Струве.

Говорить об общем вкладе в науку эмигрировавших из России ученых, среди которых были как звезды мировой величины, так и рядовые исследователи, конечно трудно.

Одну из «болевых точек» русской интеллигенции составляла проблема ценностного отношения к Отечеству. Эмигранты не имели завышенных ожиданий по отношению к приютившим их странам, старались принимать тяжелые условия жизни как должное, но полученные психологические травмы ставили их на грань душевного срыва, зачастую приводили к трагическим последствиям. Процесс адаптации усугублялся случаями отторжения со стороны западного общества, устойчивым российским менталитетом, желанием сохранения культурного своеобразия и стремлением вернуться в Россию.

Эмиграция переживала сложный процесс столкновения разных культурных стереотипов и аккультурацию, когда элементы собственной и чужой культуры сливались настолько, что подгонка отношений под окружающую среду создавала опасность денационализации. Данный процесс распространялся как минимум на три поколения, когда могла бы завершиться культурная включенность в целом.

В результате русская интеллигенция стремится осмыслить ее собственную роль в условиях изгнания. «Смысл — в ее (интеллигенции) служении... «Эмиграция»? Это ведь одна сотая русского народа. Но она свободна — и, будучи свободна, она для русского народа и во имя русского народа. может и должна продолжать его духовную традицию, то есть помогать ее сохранению и продолжению» [14], — писал Н.С. Арсеньев. Чувство служения потерянной родине, русскому народу и попытки сохранения образа Отечества в условиях диаспоры и предопределили начало поиска русского духа.

Проведя историко-социальный анализ феномена Русского Зарубежья 20-х — 30-х гг., можно сделать следующие выводы.

Отличительными особенностями российской диаспоры за рубежом являлись:

• достаточно сложный спектр социально-политических предпочтений эмигрантов;

• будучи носителями русской и европейской культур, представители русской культурной диаспоры активно адаптировались в западное цивилизованное общество, пытаясь при этом сохранить собственную национальную идентичность;

• научный и образовательный изоляционизм больнее всего отразился на русской молодежи, что выразилось в глубоком эмоциональном потрясении. Старшее поколение акцентировало свое внимание на сохранении и передаче традиционных начал ментальности подрастающему поколению. В итоге это стало смыслом их жизни на чужбине;

• духовная связь с Родиной, продолжение традиций отечественного просвещения, творческий потенциал педагогов позволили сохранить историческую преемственность русской национальной культуры.

Литература

1. Филиппов В. «Нулевой вариант» в этнополитике — путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. 1997. №2. С. 27.

2. Тураев В.А. Этнополитология. М., 2004. С. 80.

3. Савоскул С.С. Русские нового зарубежья: выбор судьбы. М., 2001. С. 52.

4. Тишков В.А. Забыть о нации // Этнографическое обозрение. 1998. №5. С. 16.

5. Капицын В.М. Национальная идентификация и политико0правовые стратегии государства // Национальный вопрос и государственное строительство. М., 2001. С. 78.

6. Там же. С. 83—84

7. Пак Г.Н. Федеративное устройство России и проблемы гармонизации межэтнических отношений. Саратов, 1998. С. 73-74.

8. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Волгоград, 1998. С. 103.

9. Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М.,1997. С. 140.

10. Дробижева Л. Опыт национализма и демократизация в республиках Российской Федерации // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. С. 43.

11. Савоскул С.С. Русские нового зарубежья: выбор судьбы. М., 2001. С. 93.

12. Тураев В.А. Этнополитология. М., 2004. С. 93.

13. Мякотин В.А. Родина и эмиграция // Русское прошлое: Историко-документальный альманах. СПб., 1994. Кн. 5. — С. 248—249.

14. Арсеньев Н.С. О русской эмиграции (с 1920 по 1971 г.) и о духовном ее служении // Русское Возрождение. — Нью-Йорк — Москва — Париж, 1992—1993. — № 60 — 61. — С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.