«РУССКИЙ ЯЗЫК В УПРАЖНЕНИЯХ» КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Н.М. Румянцева
Кафедра русского языка № 3 Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Российский университета дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы иностранных учащихся по русскому языку как эффективной возможности повышения качества их образования. Особое место в этом процессе занимает пособие «Русский язык в упражнениях».
Ключевые слова: пособие, русский язык, самостоятельная работа, иностранные учащиеся, оптимизация, учебный процесс.
Можно с уверенностью сказать, что пособие «Русский язык в упражнениях» С.А. Хаврониной, А.И. Широченской [1] — настольная книга как для иностранных учащихся, изучающих русский язык, так и для преподавателей-русистов. Особенно важно использовать указанное пособие на довузовском этапе обучения.
Более того, указанная книга приобретает, несмотря на свой «зрелый возраст» (50 лет!), все большую актуальность, когда мы рассматриваем ее как пособие, используемое для самостоятельной работы иностранных обучающихся разных этапов: как начального, так и продвинутого. А самостоятельность в изучении иностранных языков, как известно, фактор, в немалой степени влияющий на успешность обучения в целом.
Безусловно, любой вид самостоятельной работы ученика или студента предполагает педагогическое воздействие, осуществляемое учителем или преподавателем как непосредственное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельной работе, так и опосредованное управление через учебные материалы и программы.
Самостоятельная работа может осуществляться как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время (в компьютерном классе, дома, в библиотеке).
Роль самостоятельной работы как фактора оптимизации учебного процесса при обучении русскому языку на довузовском этапе высшего учебного заведения является чрезвычайно важной. Формирование у учащихся умения работать самостоятельно, обучение их владению такими видами учебной деятельности, которые они смогут выполнять в дальнейшем без непосредственного контакта с преподавателем или через опосредованный контакт с ним, является, по нашему мнению, важной задачей для подготовительного периода обучения и занятий на старших курсах вуза.
Главной целью в этот период является формирование у иностранных обучающихся базы для осуществления их учебно-познавательной деятельности на неродном языке, являющейся видом коммуникации, которая осуществляется при ус-
Румянцева Н.М. «Русский язык в упражнениях» как основной компонент учебных материалов...
ловии языковой и речевой компетентности студента и его общенаучной, профессионально ориентированной компетентности. Достижение данной цели едва ли возможно без оптимально организованной системы самостоятельной работы под руководством преподавателя на уроке, а также без его участия во внеаудиторной работе.
Многолетняя практика преподавания русского языка иностранным учащимся показывает, что книга «Русский язык в упражнениях» является неотъемлемой, если не главной, составляющей организации системы самостоятельной работы обучающихся как на довузовском этапе обучения, так и в процессе их дальнейших занятий на старших курсах.
Следует сказать о том, что в период обучения иностранных учащихся на старших курсах в расписании заметно уменьшается количество времени, отведенного на изучение (повторение) русского языка. Это вполне объяснимо, так как студенты должны получать знания по предметам, связанным с их будущей специальностью. Однако эти знания связаны, безусловно, с умением читать тексты, слушать и понимать лекции по специальности. К этому времени русский язык, в частности грамматика, частично «подзабыта», поэтому упражнения, предлагаемые С.А. Хав-рониной и А.И. Широченской в их пособии, в значительной степени помогают студентам восполнить пробелы в их языковой компетенции в процессе их самостоятельной работы.
Следует отметить, что виды упражнений и заданий, представленные в указанном пособии, несомненно, в своем большинстве отвечают тем видам самостоятельной работы, о которых пишут ученые-методисты: копирующему, воспроизводящему, собственно самостоятельному, творческому [2].
Проблема самостоятельной работы привлекала и привлекает к себе внимание многочисленных исследователей. Еще в 1950—1970-х гг. в работах известных психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной и других ученых были раскрыты механизмы развития и воспитания самостоятельности и активности личности в разных видах деятельности. Б.П. Елепов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и другие ученые исследовали сущностные признаки самостоятельной учебной работы, различные типологические и личностные приемы формирования навыков ее выполнения учащимися. В исследованиях освещались также вопросы классификации и систематизации видов самостоятельных работ.
В настоящее время термин «самостоятельная работа» (СР) употребляется отечественными методистами как метод обучения, форма организации учебного процесса, вид учебной деятельности, средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную и практическую деятельность.
В научно-методической литературе существует несколько определений понятия «самостоятельная работа». Так, А.В. Усова и З.А. Вологодская считают, что «самостоятельная работа выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время» [3]. Есть и другие точки зрения. В частности, самостоятельной работой, по мнению других ученых (Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов и др.), является деятельность, которую учащийся осуществляет без посторонней помощи, опира-
ясь на свои знания, мышление, умения, жизненный опыт, убеждения. Б.П. Есипов дает следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для это время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [4].
При множестве точек зрения на определение понятия СР нужно констатировать, что до сих пор так и не существует однозначного понимания термина «самостоятельная работа» и тесно связанных с ним понятий «самостоятельность» и «самостоятельная учебная деятельность», что часто ведет к их отождествлению и, как следствие, подмене одного термина другим.
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обучающихся рассматривается, с одной стороны, как свойство личности, проявляющееся в способности и стремлении человека совершать действия или поступки без помощи других, с другой — как свойство деятельности, которое выражается в способности по-своему интересно решать ту или иную задачу в условиях, когда есть свобода действий и возможность выбора.
Таким образом, самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации и как черта личности. Однако абсолютная, полная самостоятельность невозможна в учебе, поэтому ее следует оценивать с учетом того, в какой мере необходимо участие преподавателя. В первую очередь данный тезис относится к довузовскому этапу обучения.
В дидактической и методической литературе выделяют три ступени самостоятельности, которые проходит обучающийся в процессе формирования этого качества учебного познания: репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую. По мнению А.А. Леонтьева [5], самостоятельность начинается с подражательных действий на ступени совместной деятельности учебного процесса, проходит через стадию возникновения осознанности и произвольности собственных психических процессов, стадию усвоенных действий к стадии творческой деятельности.
Если говорить о классификации самостоятельной работы, то следует заметить, что в настоящее время существует не менее двадцати видов СР, в основе которых лежат разные критерии: дидактическая цель, источники знаний, характер познавательной деятельности, степень самостоятельности и активности учащегося, нарастание продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучаемых, учебные предметы, время обучения и т.д.
В существующей литературе отмечается две крайние позиции: одни исследователи связывают СР только с формированием языковой компетенции, другие — с совершенствованием речевой и коммуникативной [6]. Нам представляется, что самостоятельная учебная деятельность возможна при формировании и совершенствовании всех трех компетенций.
Румянцева Н.М. «Русский язык в упражнениях» как основной компонент учебных материалов...
Следует отметить, что те виды СР, о которых пишут исследователи, не исследованы в комплексе. Так, еще до недавнего времени многие методисты считали, что СР возможна лишь на этапе языковой тренировки. Однако в настоящее время специалисты связывают СР с практикой речевой деятельности, реализующей право выбора учащихся при решении речемыслительных задач.
Анализ основных характеристик и аспектов самостоятельной работы учащихся позволяет сделать вывод о том, что организационные мероприятия, обеспечивающие эффективное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
— любая СР должна иметь конкретную цель;
— каждый обучающийся должен знать порядок выполнения самостоятельной работы и владеть приемами ее выполнения;
— самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся;
— полученные результаты СР должны использоваться в учебном процессе;
— необходимо обеспечивать сочетание различных видов СР;
— содержание и процесс самостоятельной работы должен вызывать у учащихся интерес;
— самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей обучающихся;
— самостоятельная работа должна сопровождаться постоянным контролем и оценкой ее результатов;
— все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию;
— в заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности учащихся.
В настоящее время, когда в обучении иностранным языкам все чаще используются инновационные технологии, организация самостоятельной работы обучающихся, вне сомнения, должна предусматривать и по возможности максимально использовать этот эффективный рычаг повышения качества обучения. Именно различного ряда задания тренировочного и творческого характера, представленные разработчиками компьютерных программ (Л.В. Апакина, А.Л. Архангельская, А.Д. Гарцов, Л.А. Дунаева, О.И. Руденко-Моргун и др.) соответствуют всем видам самостоятельной работы, о которых пишут ученые, — копирующему, воспроизводящему, собственно самостоятельному и творческому. Безусловно, компьютер располагает огромным количеством функций, позволяющих расширить диапазон различного рода работ, в частности его информационная и контролирующая составляющие. Но этот вопрос — предмет другого исследования, которое в ближайшем будущем также будет способствовать интенсификации процесса обучения русскому языку как иностранному за счет усиления роли самостоятельной работы учащихся.
В настоящий момент книга «Русский язык в упражнениях» является центральным звеном в цепи различных пособий и компьютерных программ по русскому языку, предназначенных для использования их в процессе самостоятельной работы учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. — М.: Русский язык. Курсы, 2012. [Xavronina S.A., Shirochenskaya A.I. Russkij yazyk v uprazhneniyax. — M.: Russkij yazyk. Kursy, 2012.]
[2] Пидкасистый П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащегося в обучении: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 1974. [Pidkasistyj P.I. Process i struktura samostoyatelnoj deyatelnosti uchashhegosya v obuchenii: Avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. — M., 1974.]
[3] Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1981. [Usova A.V., Vologodskaya Z.A. Samostoyatelnaya rabota uchashhixsya po fizike v srednej shkole. — M.: Prosveshhenie, 1981.]
[4] Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения, 1961. [Esipov B.P. Samostoyatelnaya rabota uchashhixsya na urokax. — M.: Gosudarstvennaya uchebno-pedagogicheskoe izdanie ministerstva prosveshheniya, 1961.]
[5] Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Наука, 1967. [Leontev A.A. Yazyk, rech, rechevaya deyatelnost. — M.: Nauka, 1967.]
[6] Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. — 1985. — № 5. [Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatelnostnyj podxod v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu // Russkij yazyk za rubezhom. — 1985. — № 5.]
[7] Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий мультимедиа: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 2006. [Rudenko-Morgun O.I. Principy modelirovaniya i reali-zacii elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po russkomu yazyku na baze texno-logij multimedia: Avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. — M., 2006.]
[8] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 2009. [Garcov A.D. Elektronnaya lingvo-didaktika v sisteme innovacionnogo yazykovogo obrazovaniya: Avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. — M., 2009.]
"RUSSIAN IN EXERCISES" AS ONE OF THE MAIN TEXT-BOOKS FOR ORGANIZING FOREIGN STUDENTS' INDIVIDUAL ACTIVITY
N.M. Rumjanseva
The Chair of the Russian Language № 3 Faculty of the Russian language and general disciplines Peoples Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 10, Moscow, Russia, 117198
The article analyzes the problem of the organizing foreign students' individual activity in learning Russian as an opportunity to increase the quality of their education. The text-book "Russian in exercises" plays a very important role in the process.
Key words: a text-book, the Russian language, individual activity, foreign students, optimization, learning process.