Абдуллаева А.И. преподаватель академический лицей ТашПМИ
РУССКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЙЕЯХ
Аннотация: В этой статье рассматривается преподавание русского языка в академических лицеях как иностранный язык
Ключевые слова: Узбекская группа, русский язык, преподавание, учебник, иностранный язык
Abdullaeva A.I.
The teacher of the academic lyceum TashPMI RUSSIAN LANGUAGE IN ACADEMIC LEIYAS
Annotation: This article considers the teaching of the Russian language in academic lyceums as a foreign language.
Key words: Uzbek group, Russian, teaching, textbook, foreign language
В современной действительности всё больший удельный вес приобретает знание иностранных языков.
В настоящее время у нас в стране, стремящейся занять достойное место в мировом сообществе, придаётся большое значение изучению и преподаванию иностранных языков. «Трудно переоценить значение совершенного знания иностранных языков нашими людьми, ведь народ наш видит своё великое будущее в согласии, сотрудничестве с иностранными партнёрами».
В число таких языков входит и русский язык, который (наряду с другими языками) является катализатором знаний. По данным ЮНЕСКО, на русском языке публикуется 1/3 всей научно - технической информации, 77% поступающей информации кодируется на язык.
В принципиально новых социально - экономических условиях интеграции нашей республики в мировое сообщество, интенсивного развития рыночных отношений назрела необходимость в создании и внедрению в образовательный процесс нового поколения учебников, современных педагогических и информационных технологий.
«Мы должны относиться к созданию учебников как к «выполнению святой прогрессивной задачи».
В Законе об образовании Республики Узбекистан важное место отводится среднему специальному, профессиональному звену.
Согласно Закону, лицеи и колледжи призваны обеспечивать интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углублённое, дифференцированное и профессионально ориентированное обучение учащихся.
Обучения иностранным языкам составляет одну из кардинальных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос «чему учить?».
Экономика и социум" №11(54) 2018
www.iupr.ru
61
Определение содержания обучения напрямую связано с определением задач и принципов описания русского языка как иностранного и в конечном счёте, определение содержание учебного пособия.
«Главной задачей описания русского языка как иностранного следует считать выделение основного русского языка, его базисной лексики и грамматики».
Современная дидактика в содержании обучения иностранному языку выделяет три основных компонента: лингвистический, психологический и методологический.
В качестве наиболее важных принципов описания русского языка как иностранного можно выделить следующие:
1. Минимизация языка в учебных целях:
2. Специфическая интерпретация фактов иностранного языка;
3. Двуплановость описания (активный и пассивный аспекты);
4. Функциональность описания основных единиц языка;
5. Учёт родного языка учащихся.
При составлении учебника по русскому языку как иностранному следует исходить из тех важных задач, которые, с одной стороны, отводятся средним специальным учебным заведениям в Национальной программе по подготовке кадров, с другой стороны, предъявляются к учебнику как основному пособию, определяющему совместную работу преподавателя и учащихся в сложном процессе обучения последних речевой деятельности и изучения ими языка как общественного явления и семиотической системы. Решение этих задач поможет формированию «второй языковой личности».
По словам К.Д.Ушинского, хороший учебник - это фундамент хорошего образования.
Содержание учебника русского языка для групп с узбекским языком обучения академических лицеев должно отличаться от учебных пособий для среднего специального звена прежде всего расширением его «лингвистических границ» и более целенаправленной реализацией принципа коммуникативной и прагматической направленности.
В целом занятия по русскому языку в академическом лицее на базе планируемого учебника должны сформировать у обучаемых комплекс знаний, умений и навыков как коммуникативно - речевых, так и общеучебных, необходимых для дальнейшего получения образования в вузах.
Использованные источники:
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство- Ташкент, 2005
2. Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. Ташкент. 1988.
3. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. Ташкент. 1996.
Экономика и социум" №11(54) 2018
www.iupr.ru
62