Научная статья на тему 'РУССКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЙЕЯХ'

РУССКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЙЕЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКСКАЯ ГРУППА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАНИЕ / УЧЕБНИК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / UZBEK GROUP / RUSSIAN / TEACHING / TEXTBOOK / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева А. И.

В этой статье рассматривается преподавание русского языка в академических лицеях как иностранный язык

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE IN ACADEMIC LEIYAS

This article considers the teaching of the Russian language in academic lyceums as a foreign language.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЙЕЯХ»

Абдуллаева А.И. преподаватель академический лицей ТашПМИ

РУССКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЙЕЯХ

Аннотация: В этой статье рассматривается преподавание русского языка в академических лицеях как иностранный язык

Ключевые слова: Узбекская группа, русский язык, преподавание, учебник, иностранный язык

Abdullaeva A.I.

The teacher of the academic lyceum TashPMI RUSSIAN LANGUAGE IN ACADEMIC LEIYAS

Annotation: This article considers the teaching of the Russian language in academic lyceums as a foreign language.

Key words: Uzbek group, Russian, teaching, textbook, foreign language

В современной действительности всё больший удельный вес приобретает знание иностранных языков.

В настоящее время у нас в стране, стремящейся занять достойное место в мировом сообществе, придаётся большое значение изучению и преподаванию иностранных языков. «Трудно переоценить значение совершенного знания иностранных языков нашими людьми, ведь народ наш видит своё великое будущее в согласии, сотрудничестве с иностранными партнёрами».

В число таких языков входит и русский язык, который (наряду с другими языками) является катализатором знаний. По данным ЮНЕСКО, на русском языке публикуется 1/3 всей научно - технической информации, 77% поступающей информации кодируется на язык.

В принципиально новых социально - экономических условиях интеграции нашей республики в мировое сообщество, интенсивного развития рыночных отношений назрела необходимость в создании и внедрению в образовательный процесс нового поколения учебников, современных педагогических и информационных технологий.

«Мы должны относиться к созданию учебников как к «выполнению святой прогрессивной задачи».

В Законе об образовании Республики Узбекистан важное место отводится среднему специальному, профессиональному звену.

Согласно Закону, лицеи и колледжи призваны обеспечивать интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углублённое, дифференцированное и профессионально ориентированное обучение учащихся.

Обучения иностранным языкам составляет одну из кардинальных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос «чему учить?».

Экономика и социум" №11(54) 2018

www.iupr.ru

61

Определение содержания обучения напрямую связано с определением задач и принципов описания русского языка как иностранного и в конечном счёте, определение содержание учебного пособия.

«Главной задачей описания русского языка как иностранного следует считать выделение основного русского языка, его базисной лексики и грамматики».

Современная дидактика в содержании обучения иностранному языку выделяет три основных компонента: лингвистический, психологический и методологический.

В качестве наиболее важных принципов описания русского языка как иностранного можно выделить следующие:

1. Минимизация языка в учебных целях:

2. Специфическая интерпретация фактов иностранного языка;

3. Двуплановость описания (активный и пассивный аспекты);

4. Функциональность описания основных единиц языка;

5. Учёт родного языка учащихся.

При составлении учебника по русскому языку как иностранному следует исходить из тех важных задач, которые, с одной стороны, отводятся средним специальным учебным заведениям в Национальной программе по подготовке кадров, с другой стороны, предъявляются к учебнику как основному пособию, определяющему совместную работу преподавателя и учащихся в сложном процессе обучения последних речевой деятельности и изучения ими языка как общественного явления и семиотической системы. Решение этих задач поможет формированию «второй языковой личности».

По словам К.Д.Ушинского, хороший учебник - это фундамент хорошего образования.

Содержание учебника русского языка для групп с узбекским языком обучения академических лицеев должно отличаться от учебных пособий для среднего специального звена прежде всего расширением его «лингвистических границ» и более целенаправленной реализацией принципа коммуникативной и прагматической направленности.

В целом занятия по русскому языку в академическом лицее на базе планируемого учебника должны сформировать у обучаемых комплекс знаний, умений и навыков как коммуникативно - речевых, так и общеучебных, необходимых для дальнейшего получения образования в вузах.

Использованные источники:

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство- Ташкент, 2005

2. Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. Ташкент. 1988.

3. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. Ташкент. 1996.

Экономика и социум" №11(54) 2018

www.iupr.ru

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.