Научная статья на тему 'Русский язык и культура речи в педагогическом университете'

Русский язык и культура речи в педагогическом университете Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3149
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черняк Валентина Данииловна

В последние годы общество все острее осознает значимость владения русским языком для социализации личности, для полноценной реализации в профессиональной сфере, внимание к речевой культуре является непременным условием повышения качества образования. Комплекс мероприятий, осуществляемых в последние годы на государственном уровне, свидетельствует об особой значимости культурной и общеязыковой составляющей в формировании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский язык и культура речи в педагогическом университете»

В. Д. Черняк,

заведующая кафедрой русского языка

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В контексте обсуждаемых на Ученом совете итогов и перспектив работы мне хотелось бы остановиться на тех проблемах, которые встают при освоении дисциплины «Русский язык и культура речи», которая, как известно, включена в качестве федерального компонента государственного образовательного стандарта, как ныне действующего, так и нового.

Антропоцентрические ориентации современной науки и современных образовательных концепций делают особенно актуальной проблему понимания, которая, в свою очередь, неразрывно связана с языком, языковой способностью человека, языковыми знаниями. Именно знание языка дает возможность воспринимать все учебные дисциплины, реализовать творческий потенциал личности в соответствующей предметной области.

В последние годы общество все острее осознает значимость владения русским языком для социализации личности, для полноценной реализации в профессиональной сфере, внимание к речевой культуре является непременным условием повышения качества образования. Комплекс мероприятий, осуществляемых в последние годы на государственном уровне, свидетельствует об особой значимости культурной и общеязыковой составляющей в формировании личности. Могу сказать, что наш университет занимает одно из ключевых мест в стране по вкладу, внесенному в учебно-методическое обеспечение этой дисциплины. С 2002 г. созданный коллективом кафедры русского языка учебник, изданный в издательстве «Высшая школа» (сейчас реализуется третье издание), является одним из самых востребованных и, по признанию преподавателей из разных регионов нашей страны, наиболее адекватно и полно отражающим основные целевые установки программы дисциплины. Активно используются в вузах России

несколько учебных пособий по культуре речи. Только что сдан в одно из центральных издательств учебник для средних специальных учебных заведений.

Преподаватели кафедры активно участвовали в составлении программ для разных направлений и профилей подготовки. Хочу подчеркнуть, что при наличии базовой программы нами всегда учитывается специфика факультета. Так, очень интересно идет работа со студентами математического факультета. Уже не первый год студенты этого факультета активно записываются на дисциплины по выбору, отмечая их значимость для написания итоговых и выпускных квалификационных работ. Недавно было издано небольшое пособие для студентов-химиков, где важный материал дисциплины представлен с учетом избранного направления подготовки. Эти примеры можно продолжить.

В опыте преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» соединились научные, социальные, психолого-педагогические, методические и организационные проблемы.

В прошедшем учебном году, в контексте решаемых университетом стратегических задач и опираясь на имеющийся опыт, мы предложили программу дисциплины и учебно-методический комплекс как компонент нового государственного стандарта. Эта работа имела для нас принципиальное значение, поскольку действующий сейчас стандарт не только концептуально ущербен, но и содержит явные ошибки. Все это, кстати, проецируется и на материалы интернет-экзамена по русскому языку.

Работая над программой, мы исходили из положения об особой социальной и культурной значимости дисциплины для формирования всесторонне образованной личности, неотъемлемыми чертами которой являются языковая, речевая и коммуника-

тивная компетенция. Эффективная современная подготовка специалиста в разных областях предполагает в качестве необходимой базы высокую речевую компетентность субъекта образовательного процесса, без которой невозможно или затруднено освоение образовательных маршрутов. Сегодня речь становится все более мощным средством регуляции деятельности людей, что нельзя не учитывать при формировании образовательных программ нового поколения.

Языковой стержень формирует терминологическую базу всех звеньев образования, играя доминирующую роль в становлении понятийной базы всех учебных дисциплин и в значительной степени обеспечивает качество образования по любому направлению. Проявляясь в речевом поведении человека, коммуникативная культура в значительной степени определяет его успех/ неуспех в обществе, комфортность при осуществлении тех или иных социальных ролей.

Одной из центральных становится проблема языкового образования в педагогическом университете, связанная с формированием важнейших качеств личности современного педагога, его профессиональной компетенции. Без воздействия языковой среды в самом широком ее понимании, без эффективного ее использования невозможна качественная подготовка педагога. В педагогическом университете внимание к речевой культуре личности особенно важно, так как за каждым студентом, будущим педагогом, мы должны видеть тех, на чье речевое сознание, на чей речевой вкус через несколько лет он начнет активно влиять.

Между тем даже при достаточно высоком уровне сформированности знаний в предметной области, речевая культура студентов, практическая грамотность, владение нормами письменной, в том числе научной, речи вызывают серьезные замечания. Хорошо известно, какие трудности испытывают многие студенты при необходимости устно, в спонтанной речи сформулировать определенный тезис, аргументировать свое мнение, дать оценку тем или иным явлениям. Наблюдается серьезная диспропорция

между усложнением и углублением учебных программ, естественным в условиях бурного развития науки, расширением областей знания, с которыми соприкасается современный студент, и объемом его словарного запаса, качеством и разветвленно-стью ассоциативных связей, характеризующих его лексикон. Устранение или, по крайней мере, уменьшение этой диспропорции — одна из важнейших задач дисциплины «Русский язык и культура речи» и та линия, по которой могут и должны осуществляться межпредметные связи.

Последовательная реализация в образовательных программах нового поколения компетентностного подхода предполагает формирование в процессе освоения программы следующих видов компетенций: а) общекультурных (способность использовать языковые средства для обобщения, анализа, восприятия информации по всем учебным дисциплинам; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; умение использовать словари и другие справочные материалы в учебной и профессионально ориентированной деятельности; осознание значения русского языка как средства сохранения и передачи культуры; способность использовать различные речевые средства для осуществления толерантного, гармоничного общения); б) общепрофессиональных (владение основами речевой профессиональной культуры; способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; в области педагогической деятельности — способность к эффективной коммуникации с родителями, коллегами, социальными партнерами, умение выбирать при этом необходимые речевые средства; в области культурно-просветительской деятельности — умение осуществлять публичную коммуникацию при реализации культурно-просветительских программ).

В процессе освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» основной целью является формирование и совершенствова-

Материалы заседания Ученого совета университета 31 августа 2009 г.

ние основных речеведческих компетенций: языковой, предполагающей знание языковых единиц разных уровней и умение оперировать ими (с ней связано умение соблюдать языковые нормы, она гарантирует говорящего от репутационных ошибок), текстовой, связанной с формированием умений строить тексты разных стилей и жанров, в частности, связанных с будущей профессиональной деятельностью, коммуникативной, предполагающей умение языковой личности реализовать себя в различных коммуникативных ситуациях, осуществлять свободную смену речевых регистров в разных ситуациях общения, владение всем богатством форм речевого этикета. Коммуникативная компетенция языковой личности связана с механизмом использования языка в определенных обстоятельствах, с искусством речевого общения, опирается на общекультурный багаж, формируется и корректируется в процессе речевой практики или целенаправленного обучения. Наличие коммуникативной компетенции является показателем коммуникативной культуры языковой личности, служит одним из важных показателей общей культуры человека.

Тесная связь языка с культурой народа делает актуальным выделение особого аспекта в освоении дисциплины «Русский язык и культура речи» — лингвокультуроло-гического, связанного с решением двух важнейших задач: 1) сформировать осознание русского языка как национальной ценности; 2) сформировать сознательное стремление к образцовому овладению и постоянному совершенствованию своих навыков в области русского языка.

Для будущего педагога является очень важным выделение метаязыковой способности, отражающей сознательное отношение к языку и к речи. Языковое сознание включает в себя оценку своей и чужой речи, рефлексию над фактами языка, критическое отношение к нарушениям нормы — качества необходимые для любого педагога.

Чрезвычайно важной задачей, решаемой в процессе освоения дисциплины, является формирование лексикографической компетенции, предполагающей потребность обраще-

ния к словарям различных типов для решения различных коммуникативных задач и умение эффективно пользоваться словарями.

В период обучения в вузе у носителя языка максимально возрастает роль активной деятельности, связанной с переработкой множества текстов разных стилей и жанров, а также с созданием текстов.

В соответствии с этими исходными положениями и составлена программа дисциплины, которая в органическом единстве с программами по другим гуманитарным дисциплинам призвана привлечь внимание студентов к своему языку, сформировать навыки сознательного (разумно критического) отношения к речи других людей.

Безусловно, ограниченные временные рамки дисциплины и заметно снижающийся уровень языковой и речевой подготовки абитуриентов переводят формирование всех названых компетенций в область идеального, однако последовательный их учет дает возможность даже в короткое время оптимально расставлять акценты.

Хотелось бы обратить внимание уважаемых деканов на то, что кафедра русского языка предлагает широкий спектр дисциплин по выбору, в которых учитываются разные направления подготовки бакалавров и магистров. Приведу некоторые примеры: «Язык философии и философия языка», «Речевые приемы экспрессивности рекламного текста», «Речевое поведение как важнейший фактор успешного трудоустройства», «Мужское и женское в языке и рекламе», «Пишем и редактируем научный текст», «Наивная ботаника», «Основы юрислингви-стики», «Язык — религия — культура».

Осознавая большой воспитательный потенциал дисциплины мы ежегодно проводим олимпиаду по русскому языку, в которой принимают участие студенты всех факультетов. Показательно, что во втором, итоговом туре олимпиады участвует более 100 человек. Практически не бывает случаев неявки студентов, а ведь никаких стимулов, кроме моральных, мы им предложить не можем. Очевидно, что студенты ощущают престижность качеств элитарной языковой личности (этот термин принят в лингвисти-

ке для характеристики высокого уровня языковой и речевой компетенции носителя языка) для своего профессионального становления.

Хочется поблагодарить деканов тех факультетов, которые считают нужным отмечать студентов-победителей, публично поздравлять их, участвовать в процедуре награждения, которую обычно проводит первый проректор В. А. Козырев.

Размышляя о перспективах работы, мы предлагаем осуществление коллективного исследовательского студенческого проекта, который можно условно назвать «Речевой портрет студента и культурная грамотность». На протяжении нескольких лет кафедра русского языка с активным участием студентов бакалавриата и магистратуры и аспирантов уже проводит мониторинг уровня речевой культуры студентов и уровня их культурной грамотности (отмечу, что уровень культурной грамотности — одна из ключевых психолого-педагогических проблем). В эксперименте участвуют студенты разных факультетов нашего университета, Некрасовского педагогического колледжа, ряда других вузов, а обработкой материалов занимаются магистранты и аспиранты. Хочется поблагодарить наше издательство, оперативно издавшее словарики «Правильно ли мы говорим» и «Как проверить культурную грамотность», позволяющие квалифицированно оценивать уровень речевой культуры.

Анализ полученных материалов убеждает в том, что отнюдь не только следование языковым нормам является важной педагогической проблемой.

Лексикон современной усредненной языковой личности характеризуется, с одной стороны, явным расширением определенных зон (показательно, например, интенсивное обогащение массового языкового сознания экономической, компьютерной, медицинской лексикой), с другой стороны, — заметным оскудением словарного запаса, связанным, прежде всего, с количественным сокращением и качественным изменением круга чтения, с экспансией экранной культуры. Приведем лишь два

примера из студенческих работ (требовалось составить предложения с заимствованными словами).

Электорат: Заседание электората прошло успешно. Вчера прошло собрание электората. Электорат фабрики остался доволен. Электорат утвердил приказ в кратчайшие сроки. Студенческий электорат принял важное решение. В моей группе был создан электорат, отвечающий за проведение праздников. Электорат провел совещание. В электорате прошла лекция об экономическом состоянии городов на этот год. Электорат в институте.

Депортация: Гражданское лицо депортировало с военной базы. После окончания войны некоторые территории были депортированы. Депортация происходила на территории России. Он подлежал депортации. Произошла частичная депортация имущества. Из России была произведена депортация товаров, их депортировали из города.

Серьезные проблемы связаны с так называемой культурной грамотностью, включающей базовые представления, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире. Приведу несколько примеров из работ студентов.

Декламировать — то же что рекламировать наоборот. «Человек — это звучит гордо!» — это сказал Евтушенко. Слова абсцесс и абсцисса различаются по полу. Грозный — столица Грузии. Папа римский — это римский философ. Гавана — это остров. Некролог — научная статья. Декада — это три месяца в году.

Приведенные примеры свидетельствуют о глубоких социокультурных последствиях оскудения лексикона. Нельзя не согласиться с Н. А. Купиной, рассуждающей о «тупиковом состоянии идеологического сознания молодежи, участвующей в политической жизни России»: «Последствия деидеологи-зации русского языка в соединении с факторами социальными и экономическими словно "ампутировали" у молодежи "вместилище для общих идей"» [С. С. Аве-ринцев], идеологические смыслы, без которых отдельные политические направления лишаются перспективы» (Купина Н. А. Молодежные политические движения в Рос-

Материалы заседания Ученого совета университета 31 августа 2009 г.

сии: смысловой идеологический тупик // Обретение смысла. СПб., 2006. С. 464-465).

Мониторинг речевой культуры не только указывает на недуги школьного образования, но и на отсутствие междисциплинарных связей и взаимодействий в образовании

студентов. Все это необходимо учитывать как в комплексных исследованиях с участием самих студентов, так и в реализации образовательных стратегий в области гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.