т
Культура
Елена КУДЕЛИНА
РУССКИЙ РОДЕН
Статья посвящена творчеству выдающегося мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) (1876-1959) и открывшейся 23 октября 2009 г. выставке его работ в Гаперее Зураба Церетепи в Москве. Отмечается также неустанная деятельность Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. СД. Эрьзи в г. Саранске по попупя-ризации его творчества.
The article is devoted to the life and art of the outstanding Mordovian sculptor Stephan Erzia (Nefiodov) (1876-1959), and the exhibition of his works, opened on the 23th of October, 2009 in the Zurab Tseriteli Art Gallery in Moscow. The constant activity of Mordovian Republic Museum of Fine Arts in Saransk named after Stephan Erzia in popularization of his art is noted.
Ключевые слова:
скульптор Степан Эрьзя (Нефедов), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. СД. Эрьзи в Саранске; sculptor Stephan Erzia, Mordovian Republic Museum of Fine Arts in Saransk.
КУДЕЛИНА
Елена
Альбертовна — к.и.н., журналист-международник e_kudelina@ rambler.ru
« Русский Роден» — так французские критики называли в начале прошлого века мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзю (Нефедова). Сравнение с великим французом не случайно. Самобытный, яркий талант, уникальная техника и эмоционально-чувственное изображение натуры снискали С. Эрьзе заслуженную международную славу уже в самом начале его творческого пути.
А складывался он у него непросто. Родился будущий мастер 27 октября (8 ноября) 1876 г. в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Первые уроки художественного мастерства проходили в местных иконописных мастерских. Потом было Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он занимался скульптурой у С.М. Волнухина. Позднее он занимался в мастерской П.П. Трубецкого, чей импрессионистский стиль оказал определяющее влияние на формирование индивидуального почерка молодого скульптора.
Желание стать настоящим художником и познакомиться с лучшими образцами мировой культуры побудили его поехать в Европу. В 1907 г. он уезжает в Италию, где напряженно работает, создает первые общепризнанные шедевры — «Последняя ночь осужденного перед казнью» (1909), «Распятие» (1910) и др. Экспонируется на выставках в Венеции, Милане, Ницце, Париже, Мюнхене и Риме. Именно в это время он берет творческий псевдоним «Эрьзя» — название одной из мордовских народностей, который с гордостью носил всю жизнь.
Несмотря на творческий успех и восторженные отзывы иностранной прессы, материальное положение художника было очень сложным. В 1914 г. он возвращается в Россию, становится свидетелем Октябрьской революции. В 20-е гг. он участвует в работе по «монументальной пропаганде» на Урале и Кавказе. Создает памятники людям труда, строящим новую социалистическую жизнь. Продолжает заниматься станковой скульптурой, развивая любимую тему женских образов. В 1926 г. С. Эрьзя вновь приезжает во Францию. На этот раз с большой персональной выставкой работ, сделанных в России.
А в 1927 г. он едет в Буэнос-Айрес по приглашению президента Аргентины. Планируя поработать там всего несколько лет, он остается в Аргентине на 23 года. Именно этот период стал вершиной творческого поиска скульптора. Здесь он нашел уникальный материал для своих работ — кебрачо и альгарробо — плотные, очень тяжелые, причудливых форм и текстуры породы субтропических деревьев. Он буквально влюбился в открытый для себя новый материал.
11-Vlast.indd 140
30.11.2009 16:18:15
2009’ 11 ВЛАСТЬ 141
Именно работы, выполненные из кебра-чо, которые сочетали идеально гладкие поверхности с необработанной текстурой дерева, стали характерной и неповторимой особенностью стиля С. Эрьзи. Тонко чувствуя красоту, мощь и внутреннюю напряженность дерева, С. Эрьзя изобрел свою индивидуальную технику его обработки, которой виртуозно владел. В этот период автор создает сотни женских и мужских образов — лирических, драматичных, отрешенных. Это не конкретные персонажи, а воплощение человеческих чувств и психологических состояний в материальных обобщенных образах. Все герои С. Эрьзи эмоциональны, но сила их эмоций направлена не во внешний мир, а внутрь себя, что заставляет и зрителей обратиться к новому осмыслению духовности и внутренней гармонии. Виртуозность пластической формы и абсолютное совершенство передачи психологического состояния человека, воплощенного в работах С. Эрьзи, по праву ставят его в ряд выдающихся мастеров мира.
Именно поэтому 23 октября этого года в Галерее искусств З. Церетели на Пречистенке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Республики Мордовия и Российской академии художеств открылась выставка творческого наследия гениального мордовского скульптора. Впервые в ней представлены вместе работы из собраний Государственного Русского музея и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Совместная экспозиция приурочена к важным датам. В ноябре 2009 г. исполняется 50 лет со дня смерти скульптора, в январе 2010 г. — 50 лет со дня основания музея в Саранске, а в ноябре 2011 г. — 135 лет со дня рождения С.Д. Эрьзи.
Выставка проходит в рамках федеральной программы «Культура России 2006—2011 гг.». Она также является началом долгосрочного проекта празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
На выставке экспонируются 35 работ различных периодов жизни и творчества С.Д. Эрьзи — уральского, аргентинского и московского (в 50-е гг.).
Государственный Русский музей представил десять скульптур из своей коллекции — «Автопортрет» (1908), «Шепот» (1920), «Портрет скульптора Ю.А. Кун», «Людвиг ван Бетховен» (1929), «Лев Николаевич Толстой» (1930), «Музыка
Грига» (1936), «Голова Медузы» (1938), Волна» (1938), «Мельпомена» (1939) «Казак» (1942).
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи привез двадцать пять скульптур из своего собрания. Это ранние работы из мрамора «Отдых» (1915), «Калипсо» (1917), «Скорбь» (1918). И произведения аргентинского периода из дерева кебрачо: «Мать с ребенком» (1929), «Обнаженная» (1930), «Мужество» (1932), «Пламенный» (1934), «Портрет француженки» (1938), «Микеланджело» (1940), «Аргентинка» (1940), «Монашенка» (1941) и др. А также две работы позднего периода — это «Женская голова» (1954) из альгарробо и «Женская фигура» (1956) из кебрачо.
Мордовский музей С.Д. Эрьзи насчитывает более двухсот произведений мастера, что является крупнейшей в мире коллекцией произведений скульптора. Он имеет статус национального достояния Мордовии и является главным центром по сохранению, изучению и популяризации творческого наследия С. Эрьзи, в чем огромная заслуга всех сотрудников музея. В ее постоянной экспозиции представлены практически все периоды творчества мастера. Здесь же находится одно из самых гениальных произведений скульптора — «Моисей», созданный в 1932 г. в Аргентине и привезенный оттуда в 1950 г. автором вместе с большей частью экспонируемых в музее работ. От образа пророка веет мудростью человека, прошедшего через тяжелейшие испытания и сохранившего мощь духа и способность понимания и прощения, что было так сродни мастеру, создавшему это великое творение.
С каждым годом творчество С. Эрьзи вызывает все больший интерес любителей искусства. Его работы находятся в музеях России, Италии, Франции и Аргентины, а также в частных коллекциях по всему миру.
Директор Мордовского музея им. С. Эрьзи Людмила Николаевна Нарбекова отметила: «В искусстве есть явления, значение которых можно понять только со временем — оценить полностью масштаб творчества художника современникам порой не удается. Степан Эрьзя — яркий пример такого признания. Чем дальше от нас годы его жизни, тем глубже осознание мощности таланта и неоценимости вклада в мировое искусство нашего великого земляка».
П-УкэиМё 141
30.11.2009 16:18:15