Л.П. Чурилов, Ю.И. Строев, В.П. Тюкин
РУССКИЙ КОСМИЗМ, В.И. ВЕРНАДСКИЙ, БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА1
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, elpach@mail. ru
Космизм - это философское учение, интерес к которому в последнее время заметно нарастает. Возникшее еще во времена Аристотеля, Пифагора и Гераклита философское мировоззрение, в основе которого лежит знание о Космосе, глобальной эволюции материи и о человеке как вселенском феномене и факторе всеобщей эволюции, было достаточно известно в имперской России, однако при советской власти о нем предпочитали умалчивать. Даже в знаменитом многократно переиздававшемся «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «космизм» отсутствует. Его нет и в солидном «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1983). И это не удивительно, хотя и парадоксально для страны победившего теургического космизма, какой был СССР. С одной стороны, в стране осуществлялись масштабные преобразования природы, вполне в духе философии космизма, а космист-практик К.Э.Циолковский (1857-1935) был известен каждому, начиная с детсадовского возраста. Более того, такие видные космисты как В.И. Вернадский (1863-1945), А.А. Богданов (1873-1928), А.Л. Чижевский (1897-1964) на разных этапах давали стратегические советы высшему советскому руководству. Страна жила теургией Прометея, масштабными преобразованиями, а сам главный «теург» - архитектор СССР И.В. Сталин (1879-1953) - получил азы гуманитарного образования в Тифлисе в одной семинарии с космистом Ионой Брихничёвым (1879-1968) - примерно в одно время и у общих учителей. Сама идея преобразовать мир и человека и управлять бытием на научно-гуманистической основе, заимствованная из космизма, вообще была центральной в мировоззрении строителя коммунизма, хотя ее авторство и приписывалось коллективному разуму партии.
Но дело в том, что в СССР космизму отдавали должное многие, политически не совсем угодные для советской власти личности, как, например, Н.С. Гумилев (1886-1921), А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский (1882-1937) и В.И.
1 L.P. Churilov, Yu.I. Stroev, V.P. Tjukin The russian cosmism, V.I. Vernadskiy, biology and medicine.
Вернадский, который был лидером земского либерального движения, членом ЦК партии кадетов, сотрудничал с правительством барона П.Е. Врангеля (18781928) в белогвардейском Крыму, да к тому же весьма скептически и неприязненно высказывался о советской власти и ее кадрах в своих откровенных личных дневниках, предвидя её неизбежный крах, что, собственно, и произошло. Зато в советском «Философском энциклопедическом словаре» значительное место отведено термину «космополитизм». Он трактуется там как «реакционная буржуазная идеология, отрицающая государственный и национальный суверенитет, проповедующая отказ от национальных традиций, национальной культуры, патриотизма» [1]. Любопытно, что В.И. Даль (1801-1872) , которого уж никак нельзя обвинить в отсутствии патриотизма, в «Толковом словаре живого великорусского языка» считает, что «космополит - всемирный гражданин; человек, не признающий особых отношений родины; вселенец; вселенщина» [2]. Впервые толкование космизма как «философской естественнонаучной теории, рассматривающей Землю как часть космоса с общими универсальными законами развития» мы обнаружили в «Большом толковом словаре русского языка» (1998) [3], когда в стране уже назревали радикальные перемены.
Давно замечено, что чем бы ни занимался русский ум - он всегда создает мировоззрение. Выдающимся достижением современной цивилизации является неоаристотелевская теургическая философия космизма, которую создали лучшие российские умы.
Основоположник русского космизма Николай Федорович Федоров (Гагарин) (1827-1903) развил «философию общего дела». Согласно этой философии, тело человека несовершенно. Однако его эволюция продолжается, и на новом этапе, на основе развития наук, она создаст совершенное человечество, способное по информационным следам, оставляемым индивидами, вновь собрать рассеявшиеся атомы их тел, воскресить предков из мертвых, достичь бессмертия, подчинить силы природы и колонизировать океан и Космос. Это - оптимистическая философия гениального эрудита, библиографа Румянцевского музея, который провозгласил: «Наше тело станет нашим Делом». Она оказала огромное влияние на современников, в первую очередь - на естествоиспытателей и, конечно, врачей, существенно повлияв на отечественную медицину[4].
Автор первого труда в мире труда по космической биологии и медицине, основоположник космонавтики К.Э. Циолковский был прямым учеником Н.Ф. Федорова и признавал: «Он заменил мне университетских профессоров» [5].
Ближайшим учеником К.Э Циолковского и воплощением русского космизма стал основоположник гелиобиологии и биоритмологии, выдающийся биофизик, первооткрыватель саногенного и патогенного влияния аэроионов, пионер изучения реологических свойств крови А.Л. Чижевский, которого заслуженно прозвали «советским Леонардо» [6].
Врач и социолог, протокибернетик А.А. Богданов (Малиновский) (18731928), который считается основоположником отечественной экспериментальной геронтологии, теории систем и создателем самой эффективной в мире национальной службы переливания крови, в годы студенчества встречался с Н.Ф. Федоровым и испытал его идейное влияние. Именно под влиянием идей Н.Ф. Фёдорова друг А.А. Богданова инженер, изобретатель и дипломат Л.Б. Красин (1870-1926) предложил и технически проработал проект сохранения тела В.И. Ленина (1870-1924) [7].
В работах выдающихся биогеронтологов В.Ф. Купревича(1897-1969), и А.А. Богомольца (1881-1946) (последний поддерживал с В.И. Вернадским многолетние творческие контакты и переписку) также слышны отзвуки идей космизма. Любопытно, что некоторые строки из последних страниц дневника Н.И. Пирогова (1810-1881) «Вопросы жизни. Дневник старого врача» позволяют предположить, что он также был знаком с учением Н.Ф. Фёдорова и не без его влияния принял необычное для христианина решение о сохранении собственного тела, исполненное его учениками [8]. В главном мировоззренческом труде И.И. Мечникова (1845-1916) «О дисгармониях человеческой природы» (1904) [9], трактующем идею погрешимости организма, можно также найти отголоски учения Н.Ф. Федорова.
Идеи космизма развил Вл.С. Соловьев (1853-1900) который был вдохновлен Н.Ф. Федоровым, философию которого он считал важнейшим духовным достижением со времен появления христианства. Вл.С. Соловьев был близким другом и коллегой по Философскому обществу Санкт-Петербургского университета С.М. Лукьянова (1855-1935), который был видным патофизиологом, врачом и государственным деятелем (Обер-прокурор Святейшего Синода!) эпохи археомодерна, написавший восторженную биографию Вл.С. Соловьева, которого, кстати, предшественник С.М. Лукьянова - одиозный Обер-прокурор К.П. Победоносцев - открыто называл безумцем.
Оригинальное направление патологии, созданное С.М. Лукьяновым, которого считают основателем патохимии и системной патобиологии [10-11],
лежит именно в русле идей космизма. Ближайший Ученик С.М. Лукьянова и И.И. Мечникова Е.С. Лондон (1869-1938) первым начал изучать радиобиологию, создал первую модель лучевой болезни и метод авторадиографии, позволяющий проследить судьбу атомов в организме. Е.С. Лондон личным письмом убедил царя профинансировать закупку радия во Франции. Одновременно В.И. Вернадский, раньше всех осознавший потенциал ядерной энергии, написал известное письмо магнату П.П. Рябушинскому. Этот документ способствовал финансированию экспедиций по поискам ядерного сырья в России, а позже - бурному развитию отечественной ядерной науки и технологии [12-13].
Другой духовный последователь Вл.С. Соловьева - философ и естествоиспытатель П.А. Флоренский, писавший о культурных корнях древней медицины, будучи ссыльным, разработал в Соловецком лагере метод получения медицинского йода и агар-агара из водорослей, что было предметом последнего в его жизни авторского свидетельства [14].
Несомненно, что объединяющей фигурой в этом знаменитом ряду естествоиспытателей и мыслителей является титаническая личность В.И. Вернадского - одного из основоположников экологии, выпускника и профессора Петербургского университета, ученика блистательного системного мыслителя Д.И. Менделеева (1834-1907).
В учении Н.Ф. Федорова В.И. Вернадский почерпнул бесценные для медицины идеи. В дальнейшем он развил их в концепции биогенной миграции атомов и возрастания роли антропогенного фактора в управлении этой миграцией в ходе эволюции Земли.
Ряд своих исследований В.И. Вернадский посвятил изучению распространению в природе брома и йода.Он считал, что в образовании йода в земной коре большую роль играют космические лучи, которые, по его мнению, вызывают в ней ядерные реакции - превращение одних элементов в другие. Благодаря этому в горных породах могут образовываться очень небольшие количества новых атомов, в том числе атомов йода. Содержание йода в земной коре составляет всего несколько стотысячных процента, но он вездесущ, так как его атомы находятся в состоянии рассеяния. Под рассеянием В.И. Вернадский понимал такие формы, к которым «неприменимы наши обычные представления о газообразном, жидком или твердом состоянии материи», почему и назвал йод «микрокосмической смесью». «Нет ничего в окружающем нас мире, где тончайшие методы анализа, в конце концов, не открыли бы несколько атомов йо-
да», - писал его ученик академик А.Е. Ферсман (1883-1945).
Сегодняшнее учение о микроэлементозах, об эндемических геохимически обусловленных формах патологии - один из краеугольных камней превентивной медицины и патохимии - уходит корнями именно в учение В.И. Вернадского, а его основоположник А.П. Виноградов (1895-1975) - прямой последователь великого русского естествоиспытателя-космиста. Именно в работах В.И. Вернадского и А.П. Виноградова впервые стали изучаться физико-географические зоны, в которых наблюдается или недостаточность отдельных элементов (отрицательные аномалии) или их избыток (положительные аномалии).
Космизм - философия духовной преемственности поколений, изменяющей мир. Важнейшим является то, что воскрешение предков, которое станет итогом научного прогресса по Н.Ф. Федорову, уже происходит в мозгу ученого в ходе самих научных поисков.
Еще в 1886 году, в возрасте 23 лет,В.И. Вернадский очень точно уловил этот аспект космизма: «Когда работаешь над каким-нибудь научным вопросом, в уме мелькают облики лиц, раньше над этим думавших, чувствуешь, точно какая-то неведомая, невидная цепь сильно связывает тебя с философом-греком, средневековым монахом, арабским врачом или одним из великих ученых последних трех столетий - над тем же вопросом они работали, думали, на каждом шагу видишь следы их работы, их мысли и только дальше продолжаешь их, а твоя мысль сливается с их мыслью, и все вместе является общей непрерывной работой к неясному, но всем нам понятному идеалу, куда мы все неуклонно, сильно стремимся... точно моя мысль как-то тесно сплетается с мыслью стародавних эпох и людей. »[15].
Любой современный эрудированный и системно мыслящий ученый, использующий исторический подход в единстве с логическим, а не только тот, кто читал Н.Ф. Федорова, все равно является немного космистом. Сродни этому и идеи К.Э. Циолковского о миграции «мыслящих атомов» (а может быть, квантов сознания?) из одного мозга в другой.
Именно это и неоднократно происходило в истории русского космизма. Взять, хотя бы, судьбу поэта Н.С. Гумилева, слушавшего в Санкт-Петербургском университете лекции учеников и друзей В.И. Вернадского -М.М. Тихвинского (1868-1921), В.С. Таганцева (1889-1921) - и расстрелянного с ними по одному делу, и формирование в дальнейшем теории этногенеза его
сыном - Л.Н. Гумилевым (1912-1992). Следует отметить, что данная теория повлияла на медицинскую конституционологию - учение о типах групповой реактивности человека и их роли в патологии.
Конечно, и поныне далеко не все идеи В.И. Вернадского замечены и в полной мере освоены медициной. Непреходящее значение имеют его опубликованные в «Размышлениях натуралиста» [16] мысли о субъективном ходе биологического времени, дополняющие релятивистскую физическую модель пространственно-временного континуума Германа Минковского и ценные для геронтологии, а также для понимания таких биомедицинских феноменов как лихорадка, зимняя спячка, :^а1ёеагит и сумеречные состояния сознания.
Учение В.И. Вернадского о ноосфере и ее роли в эволюции биосферы только сейчас раскрывает медикам весь свой потенциал. Овеществило понятие ноосферы создание и развитие Интернета, причем реальный образ ноосферы оказался далек от прекрасной философской абстракции, рисовавшейся воображению духовных космистов: ведь это результат совокупных действий миллионов обычных (в массе своей - средних), а часто - и несуверенных умов, но совсем не творение лучших представителей рода человеческого. Тем важнее для психологии, психопатологии и психиатрии осознать новые вызовы, связанные с овеществлением ноосферы и ее интернет-опосредованным взаимодействием с биосоциальной сущностью индивидов [17].
Прежде природа человека эпохи модерна трактовалась как гуманистическая, биосоциальная. Каков же человек наступившей эпохи постмодерна? Может быть, он биокибернетичен? Может быть, это уже пост-человек?
Отнюдь. Изучение наследия русских естествоиспытателей и философов-космистов, особенно - В.И. Вернадского, дает иной ответ: человек во все эпохи был и остается биокосмическим явлением.
Идейная основа многих блистательных достижений отечественной науки и технологии, взлетов русского творческого духа в XX веке - русский космизм. Глобальность и системный мировоззренческий характер поисков отечественных ученых, в частности, представителей биомедицины - следствие стиля и концепта умственной деятельности, привитого русским интеллектуалам школой космизма. Это в полной мере проявилось в творчестве В.И. Вернадского.
Литература.
1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев и др. - М.: Сов. Энциклопедия», 1983. - 840 с.
2. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка»: Т.2. И-О. - М.: Русский язык, 1979. - С. 173.
3. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 1998 - С. 461.
4. Фёдоров Н. Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982.— 709 с.
5. Циолковский К. Э. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
6. Чижевский А. Л. Структурный анализ движущейся крови. — М.: АН СССР, 1959.
7. Тюкин В.П., Фионик О.В., Чурилов Л.П. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2010. вып. 1. с. 236-249.
8. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / [Сост. А. Д. Тю-риков]. Иваново, 2008. 427 с.
9. Мечников И. И. Этюды о природе человека. - Издательство Академии наук СССР, 1961.
10. Чурилов Л.П.// Бюл. ГХчитаным. В.В. Пщвисоцького, 27-28 травня 2010 року, Одеса : ОДМУ, 2010. - с. 30-34.
11. Лукьянов С.М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биогр. Пг., 1916—21. Кн. 1—3, вып. 1; Репринт., доп. изд. М., 1990. Кн. 1—3, вып. 1—2.
12. Чурилов Л.П.// Бюл. ГХчитаным. В.В. Пщвисоцького, 28-29 травня 2009 року, Одеса : ОДМУ, 2010. - с. 17-18.
13. Сапунов В.Б. /XXI век - молодежь, образование, экология, ноосфера. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001, с. 133-134.
14. Флоренский П.А., Литвинов Р.И., Брянцев И.Я. Способ комплексной переработки водорослей. А/с СССР / Заявлено 27 марта 1935 г. за № 190231. Опубликовано 31 мая 1937 г. //Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп. 13-5. Д. 4036.
15. Вернадский В.И. Письма Н.Е.Вернадской. 1886-1889. М., 1988, с. 58-60.
16. Вернадский В. И. Размышления натуралиста: В 2-х кн. - Наука, 1977.
17. Тюкин В.П., Чурилов Л.П. / Наука и техника: вопросы теории и истории. Тез. XXXVII междунар. годичн. конф-и СПб отд-я Рос. нац. комитета по истории и философии науки и техники РАН (28.11-2.12. 2011 г., С. Петербург). 2011. т.37. с. 373-375.
Ключевые слова: антропосфера, биогеронтология, глобальный эволюционизм, нео-аристотелизм, системный подход, биогенная миграция атомов, микроэлементы, эндемичeская патология, йод, ноосфера.
Keywords: anthroposphere, biogerontology, global evolutionism, neo-aristotelism, systemic approach, biogenic migration of atoms, trace elements, endemic pathology, iodine, noosphere.