РУССКИ? ИСЛАМ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
RUSSIAN ISLAM: CURRENT SITUATION AND TRENDS OF PROGRESS
T.B. Излученко T.V. Izluchenko
Ислам, русские, мазхаб, религиозное образование, традиция, религиозная литература.
В статье рассматривается явление «русского ислама» в современном российском обществе, указывается наличие активной позиции при относительно небольшом количестве последователей. Путем приведения статистических данных, полученных в ходе исследования автора, изучается динамика внутри самого явления. Также обозначаются основные причины, побуждающие русских молодых людей к принятию ислама, и приводятся отличительные черты «русского ислама». Кроме этого, показаны возможные последствия данного явления для самих верующих и всего российского общества.
Islam, Russians, madhhab, religious education, tradition, religious literature.
This article examines the phenomenon of «Russian Islam» in contemporary Russian society, indicates the presence of an active position with a relatively small number of followers. By bringing the statistics, obtained from the author's research, the dynamics in the phenomenon itself is investigated. Also it shows the main reasons, which motivate Russian young people to accept Islam, and specific features of «Russian Islam». In addition, the article describes the possible consequences of this phenomenon for believers and for the entire Russian society.
В последние несколько десятилетий в мировых социально-политических процессах прочные позиции занимают мусульмане, в том числе и в России. Во многом это можно объяснить увеличением численности мусульман на территориях, являющихся экономическими центрами мира. На территории Евросоюза проживают легально до 30 млн. мусульман [Излученко, 2009, с. 159]. На территории России проживает около 15 млн. мусульман, что составляет 10 % от общего числа [Ислам в России, 2012]. Увеличение количества мусульман происходит в основном за счет миграции и естественного прироста, но в настоящее время в России наблюдается приток неэтнических - «русских» мусульман, т. е. людей, выросших и воспитанных не в культурных традициях ислама. Нередко можно встретить в СМИ имена русских мусульман, играющих заметные роли в общественной жизни государства. Например, В. Полосин - исламский богослов и общественный деятель, В. Порохова - автор смыслового перевода Корана, Р. Гаврусик - чемпион России по силовому троеборью.
На сегодняшний день актуальной является проблема восприятия явления русского ислама
общественностью. Наличие активных общественных деятелей, исповедующих и демонстрирующих ислам, но являющихися русскими по национальности, создаёт ложное представление о массовой исламизации русского населения и может вызвать ряд межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Для недопущения возможных дестабилизационных процессов в российском обществе необходимо дать развёрнутый анализ явления русского ислама.
Происходящими процессами в российском исламе заинтересованы многие российские исследователи, такие как Р. Силантьев «Новейшая история ислама в России», А. Малашенко «Ислам для России», А. Игнатенко «Ислам и политика». Основными направлениями работы являются рассмотрение ислама как религиозно-политического движения с наличием экстремистских идей, взаимодействие исламских организаций между собой и с государственными структурами и национальное возрождение на основе религиозного компонента. Авторы в рамках описания ислама в России затрагивают явление русского мусульманства, однако недостаточно уделяют внимание причинам
возникновения и тенденциям развития. «Высокая активность русских мусульман обусловливает их деятельное участие во внутренней жизни мусульманской общины и, как следствие - участие в расколах, которые приобретают с их помощью новое измерение» [Силантьев, 2007, с. 343]. В настоящее время можно говорить о недостатке полноценных исследований в этой области. Представленная статья стремится дать демографическую характеристику, определяет мотивацию людей в смене образа жизни и прогнозирует возможную динамику и последствия данного явления.
Данная работа представляет результат многолетнего исследования (2007 - 2012) на примере миллионного многоконфессионального г. Красноярска при использовании ряда социологических методов, таких как включённое закрытое наблюдение, интервьюирование, а также анализ печатных материалов, используемых в среде русских мусульман.
В результате проводимого исследования нами выявлено, что количество русских мусульман относительно общего количества приверженцев ислама невелико, однако на протяжении последних лет наблюдается стабильная положительная тенденция роста. Людей, принявших ислам в сознательном возрасте по собственному желанию и живущих по законам шариата, на территории г. Красноярска на 2012 г. насчитывается порядка 40 чел., хотя лет десять назад их было трое [Кабдулвахи-тов, 2010]. Эти данные позволяют предположить дальнейшее увеличение количества русских мусульман и возрастание роли самого явления русского ислама.
Русские мусульмане - это люди не старше 40 лет, принявшие в большинстве (90 - 94 %) суннитский ислам шафиигского мазхаба - богословско-правовое направление ислама, распространённое в Дагестане, Чечне, Ливане, Палестине, Иордании и др. [Али-заде, 2007], остальные склоняются к ха-нафитской школе. Редко встречаются русские шииты (0,3%). Все они являются интеллектуальной частью молодого поколения и стремятся к духовному развитию, имеют высшее образование (80 %), участвуют в спортивно-массовых мероприятиях и осуществляют деятельность как предприниматели. Семьи русских мусульман состоят из одного или обоих супругов единой национальности, име-
ют в среднем по два ребёнка (1 % семей с тремя и более детьми). Количество разводов в таких семьях ниже, чем в общем по России (10 % на общее количество семейных пар) [Сведения..., 2011].
В результате можно предположить, что современный русский ислам представлен молодыми людьми (доля пожилых старше 50 лет 5 %), в основном мужчинами (75 %), занимающими активную жизненную позицию, имеющими светское образование и стремящимися пополнить его религиозным через медресе на территории России и за рубежом. Создание семей русских мусульман как результат принятия религии одним или обоими супругами.
В принятии ислама русскими молодыми людьми обозначаются два пути мотивации. Во-первых, это своеобразный классический вариант - результат брачных отношений, он является самым распространенным среди русских девушек. Они, либо уже будучи в браке, либо перед его заключением, принимают ислам с целью создания семьи с выбранным человеком, который является этническим мусульманином: выходцем с Кавказа, турком, арабом и т. д. Русские девушки стремятся соблюдать все основные требования ислама: ношение хиджаба, молитва, чтение сур Корана и т. д. При этом они не получают религиозного специального образования, зачастую плохо знают историю ислама, вероучение, философию, слабо знакомы с культурным наследием. Для этой категории русских мусульман ислам заключается во внешних атрибутах как сохранение семьи. В духовном отношении они остаются приверженцами прежних взглядов, светских или же христианских.
Во-вторых, принятие ислама в результате своих духовных и мировоззренческих исканий, поиска своей роли и места в жизни. Практически всегда это происходит в сложные для человека жизненные моменты: развод, поиск работы или же психологический кризис. У человека возникает определенный мировоззренческий вакуум. Отказавшись от прежних жизненных ориентиров, он старается найти иные, отличные от первоначальных ценности, изменить образ жизни кардинально, тем самым высказав своеобразный протест сложившейся общественной ситуации. Зачастую такой человек выбирает ислам как антипод христианской цивилизации. Здесь он находит и традиции, и обы-
чаи, которых он не имел в своем окружении, и регламент своей жизнедеятельности, живя по которому человек идет единственным ИСТИННЫМ для него путем. Тем самым часть его духовных исканий и нестыковок уходят как психологические проблемы, а братья по вере помогают решить и некоторые материальные вопросы.
В обоих случаях русских мусульман подвигают на принятие ислама другие мусульмане, и они же помогают человеку закрепиться в нем в результате семейных отношений, дружеского участия и материальной поддержки. Главным направлением в этой работе является создание семей мусульман, при этом поощряются семьи из русских мусульман, т. е. когда оба партнера русские по национальности. Такие семьи представляют особый интерес для исследователей, т. к. они стремятся создать идеальные отношения на основе шариата без национальных традиций, которые неизбежны в этнических семьях.
Принимая ислам как религию, люди постепенно начинают изменять свой прежний образ жизни, находить в новом мировоззрении разнообразные ценности, которые отпечатаются в сознании. Интерес вызывает не только религиозная составляющая: духовные практики, постижение истины, чтение специализированной литературы, доступной для узкого круга читателей, но и достижение вполне мирских целей: создание семьи, возможности поездок в другие города и страны, налаживание деловых контактов. Нередко люди приходят, ведомые одной идеей, а остаются в результате возникновения совершенно иной. Например, человек увлекся исламской философией, познакомился с представителями русского ислама, наладил деловые контакты. Возникший интерес у человека определяет цели в данной ситуации, а от достижения поставленной планки зависит дальнейшее участие в религиозном сообществе.
Русский ислам как самостоятельный процесс внутри исламской жизни имеет ряд отличительных черт в понимании и исполнении вероучительных моментов, провозглашая одну позицию, в жизнедеятельности используют другую, зачастую нерелигиозную.
Во-первых, в стремлении создать идеальную модель мусульманской жизни в воспитании собственных детей они придерживаются методов, ко-
торыми их воспитывали свои родители. Это происходит, на наш взгляд, потому, что им не знаком иной способ воспитания детей, они не прочувствовали на себе иные исламские методы. В результате этого новое поколение русских мусульман растет со своеобразным эклектическим сознанием на основе светского образования и исламского образа жизни. Ярким примером различия в подходе к воспитанию детей между этническими и русскими мусульманами можно назвать получение образования. Так, этнические мусульмане (мы рассматриваем живущих по законам шариата), помимо светских школ, отдают своих детей в религиозные учебные заведения в России и за рубежом, а русские мусульмане - только в светские заведения с целью получения обязательного образования, религиозные знания даются в семье родителями.
Во-вторых, это слабое знание исторических фактов об исламе и его современном положении, а также непонимание внутрирелигиозных отношений, наличие мазхабов (правоведческих школ), неразличение шиитов и суннитов и т. д. Это объясняется тем, что светское образование, полученное ими, не дает такой информации, а имеющийся уровень религиозного образования подразумевает чтение священных текстов на языке первоисточника и исполнение основ ислама.
В-третьих, слабое знание переводов священных текстов. При наличии техники чтения на языках первоисточников наблюдается низкая способность к переводу и осознанию прочитанного. Для них важнейшим моментом является сам факт чтения, которое воспринимается как обязательное. Объяснение такой работе дается в форме, что душа понимает этот язык, т. к. он язык всего сущего, а осознание к человеку придет позже благодаря Аллаху. Несомненно, существует использование тафсиров (комментариев к Корану), их чтение как пособия. Однако в этом заложена трудность того, что определенное сообщество выбирает себе какой-либо тафсир и чтение других источников не поощряется, т. е. получить иную информацию без всего джамаата (религиозного сообщества мусульман, объединенных определенным толкованием религиозных норм) не представляется возможным. Тем самым контролируются круг интересов отдельных членов и его уровень образования. Так, например, если человек хо-
чет получить дополнительные знания, его отправят в то учебное заведение, в котором проходили обучение остальные члены, выбрать иное заведение и самостоятельно пройти обучение без рекомендации джамаата невозможно.
В-четвертых, при строгом соблюдении внешних сторон исламской жизни и буквальном понимании основ ислама в мусульманских сообществах, состоящих преимущественно из русских, наблюдается своеобразный плюрализм мнений относительно каких-либо вопросов. В таких сообществах отсутствует духовный лидер, чьи решения и толкования принимались бы всеми единогласно. В организации лидер существует, но он, зачастую соединяя в себе духовные и административные функции, не имеет абсолютности в истинности суждений. Если его решения, связанные с деятельностью сообщества, принимаются без сомнений, то в вероучительном аспекте русские мусульмане не всегда выказывают согласие. Однако если одни могут посчитать решение сомнительным, то другие вправе согласиться. При этом такое разногласие не ведет к внутреннему расколу, т. е. все с уважением относятся к мнению других и принимают его право на реализацию своего решения в рамках своего поведения. Например, при коллективном чтении намаза (молитвы) можно увидеть женщин в юбках или штанах, накрашенных или нет, с открытыми шеями или в никабе, принадлежащих к одному джамаату.
Русский ислам как явление российской действительности, которое существует несколько десятилетий и которое нельзя игнорировать, несет различные последствия как для самой личности верующего, так и для общественности.
Во-первых, смена образа жизни для человека несет изменения внутри личности с элементами синкретизма. Русские мусульмане поведением стремятся избавиться от своих национальных идей, отказавшись от прежнего образа жизни, ограничив контакты с друзьями и родственниками, и доказать приверженность своему новому окружению. Они отказываются от своих прежних семейных традиций, создают семьи по примеру пророка Мухаммеда, все основные обычаи, которые они имеют, лишены личностного участия, т. е. семейная жизнь регламентируется идеальным примером.
В первую очередь в мусульманском браке эти люди воспитывают себя как личности в исламе, а партнер выступает контролером, перед которым они не могут вести себя иначе, чем было решено. Они все предписания Корана воспринимают буквально, не допуская никакого снисхождения. Однако, прожив исламской семьей, укрепив свои отношения в вере, они могут вернуться к соблюдению некоторых прежних обычаев без смысловой нагрузки с сохранением внешних атрибутов. Так, например, на христианскую Пасху можно встретить женщину в хиджабе, несущую крашеные яйца домой, или с куличами, которые в это время можно встретить на столе практически любой русской мусульманской семьи. При этом такому поведению находится объяснение и обоснование, в частности, что Иисус - пророк Иса, только христиане неверно трактуют его роль.
Во-вторых, русский ислам стабильно увеличивает число своих сторонников, предлагая альтернативу общепринятому положению. В результате возникают ситуация смены общественной ориентации активной частью молодого поколения русского населения и его отток в иную культурную среду. Процент таких людей относительно невелик и не может влиять на общественную позицию. Однако русские мусульмане склонны к принятию форм нетрадиционного ислама, увлечению экстремистскими идеями, что приводит к возникновению запрещенных религиозных организаций, росту преступности и может негативно сказаться на развитии региона и государства. Показательным является уголовное преследование сторонников учения турецкого богослова С. Нурси в г. Красноярске [Дело против..., 2012].
Русские мусульмане - это люди, принявшие ислам вследствие брачных отношений или же мировоззренческих позиций в поиске своего места вне своего этноса, границы которого для них не ясны. Они принимают идеи ислама как наиболее, по их мнению, противопоставленные современному положению политико-социальной ситуации, их окружению в семье, в учебных заведениях. В своих стремлениях достичь успехов «на пути служения Аллаху» многие из них добиваются хороших результатов, проходят обучение в исламских институтах за рубежом. Для них характерны активная деятельность в жизни общины, полная отдача
себя как личности во власть своего нового. Однако прежний образ жизни, полученные знания, которые они приобрели в различных учебных заведениях, все то, что они принесли вместе с собой в ислам, в свою очередь, и создает своеобразный, несхожий с другими национальный ислам русских мусульман.
Библиографический список
1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. С. 400.
2. Дело против последователей Нурси в Красноярске прекращено. 1Ж1_: Нйр://\ЛАЛ/уу.50Уа-сеп1ег. ги/т!5и5е/пе\м5/соип1егас1поп/2012/03/с123803/
3. Игнатенко А.А. Ислам и политика: сб. ст. М.: Институт религии и политики. 2004. С. 256.
4. Излученко Т.В. Евроислам // Молодежь и на-
ука XXI века. Красноярск, 28 - 29 мая 2009. Красноярск, 2009. Т. 2. С. 159-163.
5. Ислам в России. 1Ш1_: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Иcлaм_в_Poccии
6. Кабдулвахитов К. Русские мусульмане Сибири: у каждого верующего внутри сидит полицейский. 1Ш1_: http://www.islamnews.ru/news-25089.html
7. Малашенко А.В. Ислам для России. М.: РОС-СПЭН, 2007. С. 192.
8. Малашенко А.В. Тень ислама над Европой. иии http://www.archipelag.ru/authors/ та1а5|1епко/?ПЬгагу=Г751
9. Сведения о зарегистрированных браках и разводах. 11141-: http://www.gks.ru/wps/wcm/ соппес1/го551а1/го551а15
10. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм, 2007. С. 574.