россия в пространстве мировой культуры
УДК 93/99
ББК 85.31
русские художники в китае
Хисамутдинов, Амир Александрович,,
доктор исторических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Ул. Полетаева, д.49 , г. Владивосток, Россия, 690041,
khisamut@yahoo.com
Аннотация
Статья посвящена культурному наследию российской эмиграции в Китае (1922-1940-е гг.). Осуществлен комплексный анализ достижений русского изобразительного искусства в Харбине, Шанхае и других городах Китая. Основные источники для данной статьи выявлены в специальных коллекциях, хранящихся в США. На основе уникальных источников периодической печати русского Китая и других стран, даются биографии русских художников в Китае.
Ключевые слова
Русская культура в Китае, живопись русских эмигрантов, русское искусство в Китае, русский Харбин, русский Шанхай.
66
Хотя центром русского живописного искусства в странах Дальнего Востока считался Шанхай, многие художники начали профессиональную деятельность в Харбине, разъезжаясь оттуда в другие города и страны. Одним из первых художественных объединений была студия «Лотос», основанная в 1920 г. В конце 1940 г. газета «Заря» опубликовала письмо А.Н. Клементьева с призывом устроить художественную выставку. Она открылась 14 февраля 1941 г. В ней приняли участие пять художников: И.Ф. Бринер, Л.П. Во-деников, А.Н. Клем, С.С. Кочкин-Лоскутов и Р. Янович-Цирульская, выставив около 60 полотен. А.Н. Клементьев представил на выставке городские пейзажи: «К весне», «Последний снег», «Уголок исчезающего Харбина» и акварели. Его ученица И.Ф. Бринер, окончившая художественную школу в Лозанне, выставила портреты и этюды. Сибиряк Л.П. Водеников - этюды Сибири и Мань-
чжурии. Художник-самоучка С.С. Кочкин - картины «Рыбачки», «Вечер в Затоне»1.
Как пейзажист и портретист в Харбине был известен А.Е. Степанов, эмигрировавший в Китай через Владивосток. 2 января 1941 г. он устроил выставку в честь 25-летия своей творческой
'Алпатова И. А. Русское декоративное искусство. Том
3. М., 1965. С. 284.
деятельности. «У Степанова, - писал Б. Муратов,
- как и у других москвичей, все исконно русское,
- и сюжет, и типы, и пейзаж. В исторических картинах его больше интересуют сюжеты из жизни допетровской Руси. Его пейзаж - чудесные русские холмы, перелески, тихие озера, ели, опушенные снегом[...] А.Е. Степанов бесконечно разнообразен в своем творчестве: исторические портреты, пейзажи, декоративная живопись - все мастерски выходит из-под его талантливой кисти. Масло, акварель, гуашь, пастель - все послушно
" 9
его искусной руке» .
Влияние на русских художников оказывало и китайское изобразительное искусство. Увлеченно занимался изучением китайского лубка А.И. Сун-гуров, организатор и участник 1-й этнографической выставки картин, которая состоялась в Харбине около 1934 г.3 Написав более 300 работ на китайские темы, он вернулся в СССР, где в 1951 г. открыл персональную выставку которая носила закрытый характер в помещении Московского института усовершенствования учителей рядом с Институтом востоковедения. БРЭМ не оставил без внимания мастеров живописи и организовал Кружок художников при культурно-просветительском обществе Мантецу (Коосейкай). 15 - 17 марта 1941 г. его члены В.Е. Панов, А.Е. Степанов, М.М. Лобанов, А.Н. Клементьев и П.Ф. Федоровский приняли участие в японо-русской выставке в Харбинском железнодорожном собрании.
В ней участвовали и японские художники. Выставка работала всего три дня, но ее успели посетить более 3 тыс. человек4. Обращали на себя внимание иллюстрации к журналу «Рубеж» В.Л. Загибаловой-Гулиной5.
В эмиграции проявилось немало талантов самодеятельных художников, в основном работавших в декоративно-прикладном жанре. В частности, многих удивляла изящная и замысловатая отделка православных храмов, выполненная непрофессионалами. В 1930 г. при столярном отделении Харбинских ремесленных курсов открылся подотдел художественной обработки деревянных изделий. Его руководители В.П. Козлов и Н.А. Вишневский решили претворить в жизнь в Харбине идею Абрамцовской школы.
Регулярно устраивались выставки. В 1936 г. БРЭМ организовал в помещении Харбинского биржевого комитета большую выставку самодеятельных мастеров, которая привлекла огромное количество посетителей. «Здесь яснее, чем где-либо, - писал Д. Невский, - чувствуешь всю напряженность эмигрантского труда в поисках средств к существованию. На выставке фигурирует немало эмигрантских изобретений, иногда очень остроумных и практичных»6.
В 1936 г. газета «Заря» предложила устроить в Харбине выставку предметов художественной старины и редкостей, на которой можно было бы продемонстрировать ценные семейные и исторические предметы, которые русские эмигранты смогли вывезти из России. Организационный комитет возглавил консул Чехословакии Гейна Р.Ф. Главными экспонатами были картины, принадлежащие меценату П., купленные им у художника Рачковского за 30 тыс. рублей (работы Ла-гранжа, Надари, Марантонио и др.)7. На выставке были также представлены подлинники картин И.И. Шишкина, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, Н.С.
2Муратов Б. Юбилей художника-москвича // Рубеж. 1941. № 1 (1 янв.). С. 2.
3Рогов В. Антонин Сунгуров - художник-китаевед. Харбин: Наука, тип. Г. Сорокина, 1934. 8 с.: ил.
4Выставка картин в Железнодорожном собрании // Луч Азии. 1941. Март. С. 39: фот.
5Псакян К. Памяти Виты // Рус. жизнь. 1987. 30 сент.
6Невский Д. Парад русского творчества // Рубеж. 1936. № 29 (11 июля). С. 15 - 16: фот.
7Выставка предметов художественной старины и редкостей // Рубеж. 1936. № 34 (15 авг.). С. 8: фот.; Шмидт М. Сокровища художественной старины в Харбине // Рубеж.
1936. № 43 (17 окт.). С. 12 - 13.
67
68
Самокиша, В.Д. Поленова и других знаменитых художников.
Первым известным русским художником в Шанхае был И.Л. Калмыков, которого Московское Строгановское училище официально командировало накануне Первой мировой войны на Дальний Восток для сбора музейных коллекций. В Шанхае он не задержался надолго, но успел устроить в Палас-отеле выставку своих картин, которая имела необычайный успех; сбор от нее составил 26 тыс. долларов.
В 1920 г. в Шанхай стали приезжать из России и художники-эмигранты. Поначалу им было не до искусства, и они брались за любое дело, которое давало заработок. Первым смог «пробить брешь в равнодушии» местного населения В.С. Подгурский. Выставка его картин во Французской муниципальной школе превзошла все ожидания. Большинство работ было раскуплено. Многие иностранные архитекторы стали приглашать Подгурского к совместной работе, и вскоре он стал профессором престижного Shanghai Art Club.
Крупным мастером-портретистом стал в Шанхае М.А. Кичигин. О своем отношении к жанру художник позднее говорил: «Помню начало своей карьеры. Только я закончил академию, как получил заказ на портрет. Портрет понравился. Сразу посыпались заказы. А я испугался и перестал портреты писать. Понял, что нравятся мои портреты потому, что в них недостаточно ярко выявлен характер. Портрет хорош с художественной точки зрения только тогда, когда художник запечатлеет в нем истинную сущность человека. Однако такой портрет не всегда нравится. Особенно не любят их женщины. Вот почему я и теперь всегда предпочитаю писать мужские портреты - мужчинам угождать не надо...»8.
Одним из самых обеспеченных русских художников Шанхая считался скульптор Я.Л. Лихо-нос. В свое время он отошел от театрального искусства и занялся архитектурно-декоративными работами. Особенно популярными были его росписи кабаре: он выполнил две крупные работы в «Lsis»-театре и «Moon palace», а также несколько
витражей и росписей по стеклу. Недостатка в заказах у Лихоноса не было9. В 1930 г. в Шанхае поселился К.И. Глуз, который основал живописную мастерскую, ставшую лучшей в городе. С 1905 г. до отъезда в Китай художник жил во Владивостоке, где имел мастерскую и выполнял заказы по росписи. На следующий год в Шанхае в доме № 101 по Seymour Road открылась Художественная студия и магазин С.Г.Расщепкина. Одним из первых он стал брать у художников на комиссию картины и продавать краски.
27 июня 1931 г. во Французском муниципальном здании открылась художественная выставка семи художников: М.Ф. Домрачева, В.А. Засыпкина, В.Е. Кузнецовой, М.А. Кичигина, Я.И. Лихоноса, В.С. Подгурского и М.Я. Шировского. Подгурский выставил интересные этюды: пейзажи Ханьчжоу, Лаоана и Пекина. Театральный художник Домрачев представил декоративные эскизы к спектаклям Харбинской оперы. Кичи-гин выставил портреты, несколько китайских пейзажей и картины из монгольской жизни. В.Е. Кузнецова, ученица Кичигина и В.А. Анастасье-ва, бывшего директора Екатеринбургской художественной школы, жившая в Шанхае с 1928 г., показала зрителям несколько талантливо выполненных пейзажей.
Для произведений Лихоноса был характерен модернизм, вдохновляли его тоже и китайские мотивы. В.А.Засыпкин представил на выставке свои портреты крупных шанхайских деятелей и
8Ростова Н. С палитрой в международном пекле Шанхая // Рубеж в Шанхае. 1941. 19 июля. С. 5.
9Васильев А. Успехи русского художника // Рубеж.
1930. 31 мая. С. 5.
консулов, а также этюды. М.Я.Щировский, показавший изысканную графику, был учеником художника А.А.Бернардацы и академика В.Панова. Он окончил Иркутское военное училище и участвовал в Первой мировой и в гражданской войнах в Сибири. Получив в Харбине диплом юридического факультета, Шировский стал заведовать в Шанхае художественной студией «Millington Ltd».
Хотя экспозиция называлась «Выставкой Семи», на ней экспонировались картины еще одного художника - П.П. Густа, который погиб 19 июля 1929 г. в Циндао, упав со скалы. В 1918 г. он окончил Казанскую художественную школу и присоединился к белому движению. Художник принимал участие в трех художественных выставках в Харбине, где работал художником-декоратором. «Выставка чрезвычайно интересна, - писал один критик, - и все любящие искусство никоим образом не должны пропустить этого случая ознакомиться, как и в каких направлениях работают наши русские художники за рубежом своей родины, используя мотивы китайской экзотики, но все же оставаясь по духу и настроению русскими»10. Осенью 1931 г. в Шанхай приехал архитектор-художник Б.И. Петров, который учился у знаменитых профессоров Бенуа, Померанцева и Соловьева. При студии художника За-сыпкина он открыл отдел архитектуры.
В конце декабря 1931 г. в Шанхае открылась новая выставка художников, учившихся когда-то в Москве: В.С.Подгурского, Н.А.Пикулевича и П.И.Сафонова. Затем к ним примкнули еще двое москвичей - М.А.Кичигин и Лихонос. Подгур-ский показал пейзажи Пекина, Ляо-Шаня, Хань-чжоу и Шанхая. Пикулевич - дикую красоту китайской глубинки. По свидетельству очевидцев, его пейзажи «После дождя», «Туман» были наполнены мрачной мглой, а «Джонка», напротив, прозрачным светом и синевой моря. Такими же солнечными были «Переулок» и «Китайская деревня». «Н.И.Пикулевич, - писал критик шанхайской газеты «Слово», - глубокий китаевед и этнограф, читал лекции на китайском языке по истории искусства в Шаньдунской академии художеств
10Выставка Семи // Слово. Воскрес. иллюстр. прил. 1931. 28 июня.
и был главным ее руководителем. Как выдающийся акварелист, он в этой области, бесспорно, занимает первое место. Его работы полны очарования. Большая чуткость, сочность и глубина красок непередаваемы»11. Историю белого движения увидели шанхайцы в картинах Сафонова. Один из критиков назвал его современным Верещагиным12. В феврале 1933 г. Арт-клуб открыл новую выставку в зале Шанхайского муниципалитета. В ней приняли участие 37 художников. «Уголок» русского художника В.С.Подгурского, - отмечал критик, - краса и гордость выставки. Перед вами в большой красивой раме декоративная «экзотика», наверху вправо «Барабанная башня в Путу», ниже - китаец за писанием, влево - портрет дамы, сцена в китайском магазине с группой китайцев, прекрасна пастель «Гадальщик» и т.д.»13.
В конце декабря 1940 г. в Шанхае с большим успехом прошли выставки молодых художников Т.П. Жаспар и К.К. Клуге. В 18 лет Жаспар училась в Харбине у художника А.Е. Степанова, но затем 8 лет совсем не бралась за кисть. Позже художница увлеклась прикладным искусством, а потом стала заниматься у знаменитого портретиста А.А. Ефимова, вскоре поменяв его на Кичи-гина. 8 месяцев Жаспар провела в Европе, где занималась в Лувре, изучая французский портрет. На выставку она отобрала наиболее интересные работы: женские портреты M-me A.G., М-м Кос-ман, детские портреты, написанные сангиной. «В ее портретах хороши краски, - писал журнал «Рубеж», - не только хорош рисунок, в портретах ее есть что-то большее, говорящее о даровании художницы: это - умение уловить и передать самое характерное в лице каждого, выявить выражением ли глаз, или верно пойманным поворотом головы внутреннюю сущность человека, чей портрет она пишет. Чисто женская интуиция помогает художнице улавливать то несказанное, что всегда есть и самое интересное в лице»14. К.К. Клуге получил в 1937 г. звание архитектора.
"Льдовский Л. К предстоящей выставке // Слово. Воскрес. иллюстр. прил. 1931. 13 дек. С. 17.
12Льдовский Л. Выставка русских художников // Слово. 1931. 20 дек. С. 7.
13Выставка арт-клуба // Прожектор. 1933. 25 февр. С. 16, ил.
"Резникова Н. Выставка двух молодых художников в Шанхае // Рубеж. 1941. № 6 (1 февр.). С. 12.
69
70
Его участие в выставке тоже было своеобразным отчетом о поездке во Францию.
Русским художникам жилось в Китае непросто. Редко кто обходился без приработка на рекламе и плакатах. На вопрос, как живут русские художники в Шанхае, признанный мастер кисти Кичигин однажды ответил: «Живут, как вообще можно жить оторванным от своей родины, которая нужна художнику не меньше красок и вдохновения. Если бы я не был оторван от Рос-сии...»15 А.А. Ефимов, портретист и единственный на Дальнем Востоке миниатюрист, был первым русским художником, который смог зарисовать Запретный город. Все императорские дворцы в Пекине находились в ведении директора Государственных музеев. В некоторые из них, окруженных Запретной стеной, доступ разрешался только по определенным часам, фотографировать и делать зарисовки там строго запрещалось. Был известен лишь единственный факт, когда американскому специалисту разрешили поработать в Запретном городе в течение часа. Ефимов оказался более удачливым.
Среди крупных художников-карикатуристов, работавших в Китае, был Г.А. Сапожников (Са-пажу), работавший для крупнейшей в Китае английской газеты «North China Daily News». «Карикатуры Сапажу, - писала «Шанхайская заря», -перепечатывались за эти годы в крупнейших иллюстрированных журналах Европы и Америки. Худ. Сапажу одинаково силен и оригинален, как в индивидуальном портрете-карикатуре на то или иное лицо, так и в композиции ряда остроумных зарисовок. Он чаще дает карикатуры на политические злобы дня, но нередко его бытовые сюжеты также выходят очень удачно»16. Острые политические карикатуры Сапожникова не прошли незамеченными мимо внимания японцев, оккупировавших Маньчжурию, и художник получил угрожающее письмо.
Конечно, и в других городах Китая деятельно работали художественные объединения, существовала творческая интеллигенция. К примеру,
15Ростова Н. С палитрой в международном пекле Шанхая // Рубеж Шанхае. 1941. № 29/ 2 (19 июля). С. 5.
16Худ. Г.А. Сапожников // Шанх. жизнь. 1932. 22 дек.:
портр.
центром художественной жизни в Пекине была деятельность К.А. Хорват, дочери художника А.Н. Бенуа и жены Д.Л. Хорвата17. Она была разносторонне одаренным человеком: занималась музыкой и была профессором Пекинской национальной консерватории, много времени посвящала изобразительному искусству и неоднократно устраивала в Шанхае персональные выставки акварелей. Роман «Торжество любви» К. Хорват посвятила своему брату А.А. Бенуа, который жил в их доме в Пекине. Будучи супругой главы русской эмиграции, она возглавляла «Русское благотворительное общество».
Немало свидетельств сохранилось и о культурной жизни в Дайрене. Особое место среди художников там занимал П.И. Сафонов. Все пережитое им нашло отражение в его произведениях. «Талант его многогранен, - писал критик, - на одном холсте он поражает взгляд сочностью красок, игрой света и тени, на другом - он захватывает передачей бытовой сцены и жанром, выполненным с большим мастерством. Третьи полотна блещут техникой кисти [...] Может быть, мимо этих картин равнодушно пройдет иностранец, которому никогда не понять, что такое мороз в сорок градусов, может быть, эти картины как вечные памятники недавнего прошлого некоторым придутся не по сердцу, но для русского патриота все творчество П.И. Сафонова есть могучий, страстный призыв к новой борьбе за освобождение нашей России»18. Картины П.И. Сафонова послужили иллюстрациями к известной книге И.И. Серебренникова «Великий отход».
К сожалению, невозможно рассказать, как закончилась карьера подавляющего числа русских художников в Китае.
Автор статьи благодарит русского библиографа Гавайского университета (Гонолулу, США) Патрицию Полански и заместителя председателя Музея русской культуры (Сан-Франциско, США) Ива Франкьена за возможность использовать в настоящей статье материалы из зарубежных коллекций.
17Русский бал в Пекине // Шанх. заря. 1932. 15 июня. 18Льдовский Л. К предстоящей выставке // Слово: Воскрес. иллюстр. прил. 1931. 13 дек. С. 17.
Список литературы
1. Аргус. Ниппоно-русская выставка // Рубеж. 1941. № 16 (12 апр.). С. 15: фот.
2. Аргус. У кустарей-художников // Рубеж. 1931. 21 февр. С. 16.
3. Васильев А. Успехи русского художника // Рубеж. 1930. 31 мая. С. 5.
4. Выставка арт-клуба // Прожектор. 1933. 25 февр. С. 16, ил.
5. Выставка картин в Железнодорожном собрании // Луч Азии. 1941. Март. С. 39: фот.
6. Выставка предметов художественной старины и редкостей // Рубеж. 1936. № 34 (15 авг.). С. 8: фот.
7. Выставка «Семи» // Слово. Воскрес. иллюстр. прил. 1931. 28 июня.
8. Льдовский Л. Выставка русских художников // Слово. 1931. 20 дек. С. 7.
9. Льдовский Л. К предстоящей выставке // Слово. Воскрес. иллюстр. прил. 1931. 13 дек. С. 17.
10. Муратов Б. Юбилей художника-москвича // Рубеж. 1941. № 1 (1 янв.). С. 2.
11. Невский Д. Парад русского творчества // Рубеж. 1936. № 29 (11 июля). С. 15 - 16: фот.
12. Парад изобразительного искусства шанхайцев: Выставка «Ателье» во Французском спортивном клубе // Рубеж. 1942. № 30 (25 июля). С. 8 - 9: фот.
13. Псакян К. Памяти Виты // Рус. жизнь. 1987. 30 сент.
14. Резникова Н. Выставка двух молодых художников в Шанхае // Рубеж. 1941. № 6 (1 февр.). С. 12.
15. Рогов В. Антонин Сунгуров - художник-китаевед. Харбин: Наука, тип. Г.Сорокина, 1934. 8 с.: ил.
16. Ростова Н. Русский художник в запретном городе // Рубеж в Шанхае. 1941. 12 июля. С. 3.
17. Ростова Н. С палитрой в международном пекле Шанхая // Рубеж в Шанхае. 1941. 19 июля. С. 5.
18. Русский бал в Пекине // Шанх. заря. 1932. 15 июня.
19. Фарафонтов А.П. Остатки Русской старины // Новая заря. 1938. 24 февр.
20. Хаиндрова Л. Волшебная сила кисти и красок в талантливых руках // Рубеж. 1940. 6 июля. С. 12.
21. Худ. Г.А.Сапожников // Шанх. жизнь. 1932. 22 дек.: портр.
22. Шмидт М. Сокровища художественной старины в Харбине // Рубеж. 1936. № 43 (17 окт.). С. 12 - 13.
RUSSIAN ARTISTS IN CHINA
Khisamutdinov, Amir Aleksandrovich,
Doctor of Historical Sciences, Professor Far Eastern Federal University, Poletaeva St., 49, Vladivostok, Russia, 690041, khisamut@yahoo.com
Abstract
Article is dedicated to one of the most difficult topics - cultural heritage of Russian emigration in China (1922-1940-ies.). For the first time in the Russian historiography, a comprehensive analysis of the achievements of Russian art in Harbin, Shanghai and other Chinese cities. The main sources for this article were revealed in special collections in the United States. Particular attention is paid to the painters, tells about the art societies. Based on a unique source of Russian periodicals in China and other countries are biographies of Russian art in China.
Keywords
Russian culture in China, Russian paintings in China, Russian art in China. Russian Harbin. Russian Shanghai.
71