УДК 94
A.A. Хисамутдинов*
русские американцы в сиэтле**
Основанная на американских источниках и литературе, статья описывает деятельность российской общины в Сиэтле, штат Вашингтон, в XIX-XX вв., дает социальную, культурную и политическую характеристику русских американцев. Автор рассказывает об известных деятелях общины, оставивших след в истории русской Америки, а также о формировании общественных организаций и создании местной прессы.
Ключевые слова: Сиэтл, русские американцы, русское зарубежье, периодическая печать
Russian Americans in Seattle. AMIR A. KHISAMUTDINOV (Far Eastern Federal University)
Based on US sources and literature, the article describes the life of the Russian community in Seattle, Washington, in XIX-XX centuries, giving social, cultural and political characteristics of Russian Americans. The author tells the story of famous figures of the community, who left their mark in the history of Russian America, as well as of the formation of social organizations and the establishment of local press.
Keywords: Seattle, Russian Americans, Russians Abroad, periodical press
В первой половине XX в. Сиэтл был третьим городом на тихоокеанском побережье Северной Америки по числу выходцев из России. В нем всегда было много русских благодаря тому, что в этот порт приходило немало судов с российского Дальнего Востока. Сиэтл был промежуточным городом и для русских, приезжавших в США из Канады, и для жителей бывших поселений Российско-Американской компании. Русская община в Сиэтле считалась одной из наиболее многочисленных в Америке. Для ее становления здесь, как и в США в целом, были характерны три временные вехи: до 1917 г., после окончания Гражданской войны в России и после завершения Второй мировой войны. Но, как ни странно, не сохранилось почти никаких данных о том, как она зародилась.
В конце XIX в. в Сиэтле уже имелась устойчивая община выходцев из России. Местный священник отмечал: «В Сиэтле проживает до 100 человек чисто русских людей, в том числе немало беглецов из Сибири, занимающихся черновой работой. Есть также до 150 осетинцев из Кавказа, также чернорабочие. Русских евреев в Сиэтле наберется до 1500 человек. Последние занимаются бизнесом и проживают на Главной улице, где имеют свои лавочки и торгуют галантерейным товаром, вторичным сырьем и пр. Между ними много зажиточных людей, содержащих продовольственные магазины - гостиницы и пр. Они же состоят и руководителями русских, так как последние не знают английского языка» (The National Archives and Records Administration. Records of the Imperial Russian Consulates in the United States 1862-1922).
* ХИСАМУТДИНОВ Амир Александрович, доктор исторических наук, профессор кафедры журналистики и издательского бизнеса Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. Владивосток.
Email: khisamutdinov.aa@dvfu.ru
© Хисамутдинов А.А., 2016
** Автор благодарит русского библиографа Гавайского университета (Гонолулу, США) Патрицию Полански и заместителя председателя Музея русской культуры (Сан-Франциско, США) Ива Франкьена за возможность использовать в статье материалы из коллекций зарубежных собраний.
Начало Первой мировой войны несколько изменило это положение. В Сиэтле появились официальные российские представители, которые занимались закупкой продовольствия, было открыто Российское консульство. Февральская революция 1917 г. привела в Сиэтл много русских эмигрантов из других американских городов, желавших вернуться в Россию через Владивосток. На севере США к 1917 г. жило много выходцев из России, вынужденных покинуть свою страну по политическим или религиозным мотивам. Подавляющее большинство из них вернулось на родину. Окончание же Гражданской войны привело к тому, что образовался новый, более масштабный поток, но уже в обратном направлении. Одни, разочаровавшись в братоубийственной войне, хотели обрести покой, другие, в основном молодежь, надеялись получить за океаном образование. На начальном этапе молодёжи было больше, возможно, потому что получить визу для учебы было проще всего. Первыми в Сиэтле появились русские студенты, приехавшие на учебу в США в 1921 г. Они нашли приют в местной церкви. Следующая массовая группа русских с Дальнего Востока приехала в июле 1923 г.
В 1930-е гг. русских в Сиэтле было значительно меньше по сравнению с 1920-ми гг., так как здесь работало мало предприятий и уровень безработицы был значительно выше, чем в других городах. Русские могли устроиться на заводы Боинга или служить в армии. «Мы живем более семейно, - писала одна жительница, - более патриархально. Каждый живет своей семьей, своими интересами. По всей вероятности, из-за этого процент неудачных браков и разводов незначителен. Конечно, они бывают, но считаются единичными случаями. Такая индивидуальная жизнь способствует распыленности колонии, но если бы был дан настоящий толчок к объединению, то семейная жизнь этому бы не препятствовала» [13]. Оживление в русской общине наблюдалось во время Второй мировой войны, когда стал развиваться военно-промышленный комплекс США: тогда в Сиэтле жило более 500 взрослых жителей [12].
На первом этапе создания русских общественных организаций, как и везде в мире, большое значение имели ветеранские формирования бывших участников Первой мировой и Гражданской войн. Так, 15 февраля 1925 г. в Сиэтле были основаны Общество Ветеранов Великой войны и Союз Русских Инвалидов в Северной Америке. Первым председателем избрали А.Я. Ельши-
на1 (до 12 сентября 1950 г.), затем эту должность занимали А.А. Кур2, А.А. Жеденев3 (с 1953 г.) [16]. Так как организация была немногочисленной, ее деятели не стали собирать средства для постройки или покупки собственного здания, а занялись благотворительностью. Общество посылало деньги в Европу, оказывало помощь местным инвалидам. Поскольку в Сиэтле проживало не очень много бывших офицеров, это общество не играло большой роли в жизни русской диаспоры.
Регулярно собирались на свои встречи в «Кают-компании» Сиэтла бывшие моряки. Их организация была основана в 1930 г. и входила в состав Общества Русских Морских Офицеров в Америке. Председателями избирались самые уважаемые члены русской общины - Д.В. Никитин-Фокаги-
1 Ельшин Александр Яковлевич (1865 - 1951, Сиэтл). Окончил техническое училище морского ведомства и Николаевскую академию генерального штаба. Служил на Балтийском и Черном морях. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Генерал-лейтенант (1915 г.). Генерал от инфантерии. Через Одессу и Владивосток приехал в Омск, служил у адмирала Колчака. Жил в Харбине и Шанхае, эмигрировал в США и жил в Сиэтле (с 1 сент. 1923 г.). Основатель и председатель Общества ветеранов Великой войны и Союза русских инвалидов в Северной Америке, основал Русское православное братское кладбище Святого Николая и построил Храм-памятник Царю-мученику и воинам его, павшим в Великую войну. Скончался в результате автомобильной катастрофы.
2 Куренков Александр Александрович (1891 - 1971, Пало-Альто, Калифорния). Учился в Казанском военном училище, начал военную службу в крепости Аушвиц. Во время Первой мировой войны перенес отравление газами и ранение. Впоследствии специализировался на защите от газовых атак. Командующий 1-м химическим подразделением XLIV корпуса (1917 г.). Демобилизовавшись, присоединился к офицерскому отряду в Шадринске (лето 1918 г.). Командир 27-го Верхотурского Сибирского стрелкового полка (1919 г.). Приехал в Сиэтл в феврале 1923 г. Позже изменил свою фамилию на Кур. Принимал деятельное участие в монархических общественных организациях. Великий князь Владимир Кириллович присвоил ему звание генерал-майора (1937 г.). В Сан-Франциско переехал в 1950-е гг., издавал и редактировал монархическую газету «Вестник правды» (1964-1968 гг.). Получил степень доктора психологии в College of Divine Metaphysics в Индианаполисе, штат Индиана (1947 г.). В последние годы жил в Менло-Парке у дочери. Похоронен на Сербском кладбище в Колме.
3 Жеденев Александр Николаевич (1886 - 1962, Сиэтл). Инженер. Председатель сиэтлинского отделения Общества русских ветеранов Великой войны (19531962 гг.).
тов4, Н.С. Степанов5 и др. Моряки отмечали все морские даты, юбилеи и дни рождения, помогали тем, у кого была сложная жизненная ситуация.
После окончания Второй мировой войны в Сиэтл приехал Н.С. Запорожцев6. Живя в Сиэтле, он смог вдохнуть новые силы в деятельность «Кают-компании» [11]. После его смерти в 1993 г. клуб окончательно закрылся.
Проявляло инициативу и казачество, образовавшее свою «общеказачью» станицу. Многолетним деятелем станицы был Н.Н. Янцын7. «Он обладал, - писал А.П. Михайлов, - исключительными качествами: кристально честный, до застенчивости скромный, без малейшей тени рисовки; был ровный тактичный, приветливый, отзывчивый, был высококультурным человеком, приятным и интересным собеседником, был русским в лучшем смысле этого слова, был рыцарски преданным своей Родине. Ни житейские невзгоды, ни горькие разочарования, ничто не сломило и не изменило его» [8].
Так как большинство бывших офицеров не задерживалось надолго в Сиэтле, предпочитая пере-
4 Никитин-Фокагитов (наст. фам. Никитин) Дмитрий Владимирович (1869 - 1962, Сиэтл). Окончил Морской кадетский корпус, мичман (1891 г.). За отличную учебу получил премию адмирала Нахимова (1891 г.). Служил на Дальнем Востоке, участник Русско-японской войны. Награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом за 18 шестимесячных морских кампаний (1906 г.). Капитан 1-го ранга (1912 г.). В отставке с производством в контр-адмиралы (1914 г.). Находился во Владивостоке с декабря 1917 г., участвовал в Гражданской войне. Преподавал в Йоко-гаме в Русской школе (с января 1920 г.). В последние годы жил в Сиэтле, занимался общественной и журналистской деятельностью.
5 Степанов Алексей Николаевич (1892 - 1938, Сиэтл). Окончил Морской корпус (1911 г.). Участник Первой мировой и Гражданской войн, старший лейтенант. Офицер американского торгового флота. Памятник на его могиле поставлен на средства Общества морских офицеров в Америке.
6 Запорожцев Николай Семенович (1901 - 1993, Сиэтл). Получил морское образование (1916 г.). Эвакуировался из Севастополя вместе с армией Врангеля. В Константинополе работал на судах. Уехав в Прагу (декабрь 1924 г.), окончил Политехнический институт (1930 г.). Работал химиком на заводе органо-минераль-ных удобрений. Участвовал в деятельности «Морского журнала». Уехал из Чехии в США (1945 г.). Жил в Сиэтле, участвовал в общественной жизни. Последний председатель «Кают-компании» в Сиэтле.
7 Янцын Николай Николаевич (1884 - 29 марта
1962, Сиэтл). Окончил 3-й Московский кадетский кор-
пус (1904 г.) и Николаевское кавалерийское училище
(1906 г.). Служил в 1-м Семиреченском казачьем полку.
езжать в Сан-Франциско или другие города США, влияние ветеранских организаций было незначительно. По этой причине Сиэтл постоянно оставался в стороне от политической жизни русской эмиграции. Отделы Всероссийской фашистской партии Вонсяцкого и Союза Младороссов, образованные в Сиэтле, привлекли лишь единицы выходцев из России.
Очень активно работали культурные общества Сиэтла. С первых лет пребывания в этом городе русские иммигранты стали образовывать неформальные кружки, в которых устраивались встречи с известными деятелями эмиграции, проводились лекции и концерты. В феврале 1933 г. энтузиасты русской культуры организовали приезд в Сиэтл знаменитого хора донских казаков под управлением С.А. Жарова. После концерта все остались на чаепитие. Вскоре состоялся концерт С.В. Рахманинова. Зал был переполнен, а после выступления прошла встреча композитора с членами русской колонии. Выступал в Сиэтле и хор казаков имени генерала Платова. После концерта хора в 1936 г. казаков принимали деятели Свято-Спиридонов-ского храма [6].
В марте 1928 г. восемнадцатью учредителями был основано Русско-американское объединенное общество в Сиэтле (председатель Н.Н. Михайлов8, вице-председатель З.М. Иванина9). Цели ставились такие: «войти в американскую жизнь и воспринять высокую культуру этой, для многих ставшей уже своей, страны» [14]. Вместе с тем Общество уделяло большое внимание поддержанию русской духовности, открыло русскую школу, где одним из преподавателей стал П.В. Шкуркин10.
Несмотря на то, что в Сиэтле существовало большое число культурных организаций, они не смогли объединить русскую общину в единое
8 Михайлов Николай Николаевич (1889 - 1981, Сиэтл). Участник Первой мировой и Гражданской войн.
9 Иванина Зинаида Михайловна (1876 - 1952, Сиэтл). Профессор Петроградской консерватории.
10 Шкуркин Павел Васильевич (1868 - 1943, Сиэтл). После окончания Александровского военного училища (1888 г.) служил на Дальнем Востоке. Окончил Восточный институт с 1-м разрядом (1903 г.). Помощник Владивостокского полицмейстера (с 20 мая 1903 г.). Участник Русско-японской войны, штабс-капитан, командир разведки Ренненкампфа, неоднократно отличался в боях, имел награды с надписью «За храбрость», в том числе китайский орден Двойного Дракона 2-й степени. Переводчик на КВЖД, преподавал в учебных заведениях Харбина. Литератор. Эмигрировал в США (1927 г.). Член-учредитель Русского исторического общества в США. Участвовал в общественной жизни Сиэтла. Автор многих книг и статей по китаеведению.
культурное сообщество. Их деятельность целиком зависела от одного или нескольких инициаторов. По этой причине ни одно из этих объединений не смогло долго просуществовать, но свою положительную роль в русской общине Сиэтла они все же сыграли.
Первые русские благотворительные организации в Сиэтле были основаны при православных приходах. При Свято-Спиридоновском приходе в 1930-е гг. действовало Общество взаимопомощи имени Святого благоверного князя Владимира. Оно оказывало материальную помощь нуждающимся, выполняя при этом функции кооперативного страхового общества. В разное время его председателями избирались П.С. Троицкий11, П.В. Шкуркин, П.Ф. Коропачинский12, Г.Д. Петров13. Общество выпускало одноименное периодическое издание [1].
Во время Второй мировой войны многие молодежные благотворительные общества в Сиэтле были охвачены чувством патриотизма, который поддерживался старшим поколением. Сочувствие к воюющей стране выражалось в том, что молодые люди и их родители собирали деньги и вещи для пострадавших районов СССР [10]. Но окончание Второй мировой войны изменило отношение к Советской России на противоположное. В Сиэтле, как и в большинстве крупных городов США, появилась новая организация -помощи беженцам, не желающим вернуться в
11 Троицкий Петр Семенович (1869 - 1937, Сиэтл). Окончил гимназию в Красноярске и юридический факультет Московского университета. Городской голова и почетный гражданин Красноярска. Правительством А.В. Колчака назначен управляющим Енисейской губернии. В эмиграции жил в Харбине, где помогал русским студентам выехать в США для получения образования. Последние годы жил в Сиэтле, занимался общественной деятельностью, основал при Свято-Спи-ридоновском приходе Общество взаимопомощи имени Святого благоверного князя Владимира (Самопомощь) и др. Организатор вечера памяти А.С. Пушкина.
12 Коропачинский Петр Флегонтович (1863 - 1943, Сиэтл). Председатель Уфимской земской управы. Заместитель министра внутренних дел Омского правительства (1918 г.). С 1920 г. жил в Харбине, заведовал книжным складом и издательством учебников, лектор Педагогического института. В октябре 1930 г. приехал в Сиэтл, занимался общественной деятельностью. Вице-председатель Свято-Николаевского приходского совета, редактор журнала «Благовест».
13 Петров Григорий Диомидович (1869 - 1954, Сиэтл).
Окончил медицинский факультет университета. Зем-
ский врач, затем военный (с 1915 г.). Жил в Харбине (с
1920 г.) и в Сиэтле (с 1923 г.). Председатель общества «Взаимопомощь» (с 1938 г.).
СССР. В июне 1949 г. состоялось ее общее собрание, а 22 июля она была зарегистрирована как «Русско-американское общество помощи перемещенным лицам (Ди-Пи)». За первые десять лет работы общества было выдано 233 гарантии на въезд в Америку. Наибольшая часть их была отправлена в Китай. С 1952 г. одним из направлений деятельности общества стала благотворительность: в Рождество и на Пасху престарелым эмигрантам регулярно оказывалась помощь. Позднее деятели общества получили за это сотни благодарностей [14].
По-настоящему общественная жизнь русской общины в Сиэтле забурлила после открытия Русского общественного собрания, получившего впоследствии название Русского центра. Вначале русские арендовали для него большой дом на Ист-лэйк-авеню, но общественная жизнь по-прежнему в основном концентрировалась вокруг церковных приходов, а главной задачей был поиск денег на расширение деятельности и строительство собственного здания. Первое время большинство организационных проблем легло на плечи И.С. Слутского14, приехавшего в Сиэтл в 1923 г. За плодотворную деятельность его избрали первым почетным членом Русского центра.
30 октября 1953 г. состоялось освящение дома Русского общественного собрания, купленного в кредит. «По окончании богослужения, - писал очевидец, - отец Павел сказал слово, в котором выразил надежду, что только что освященный дом будет исключительно для культурно-просветительских целей, а также просил всех объединиться воедино, чтобы показать всем в Америке, насколько русский народ, если захочет, может дружно работать для процветания русской культуры, искусства, самой колонии» [9]. Здание нуждалось в капитальном ремонте, который был закончен только спустя семь лет - 29 октября 1960 г., в основном благодаря усилиям энтузиастов. За переделку зала, например, подрядчик запросил 22 500 долларов. Добровольцы же сделали эту работу за 9 000, установив газовое отопление и новую крышу. Долги были окончательно выплачены еще через 14 лет. 23 ноября 1974 г. состоялось торжественное сожжение закладной, и здание перешло в полную собственность Русского центра.
14 Слутский Иосиф Семенович (1882 - 1963, Сиэтл). Участник Гражданской войны в Сибири. В Харбине корреспондент газеты «Заря», заведовал издательством «Синий журнал». Приехав в Сиэтл (1923 г.), занимался общественной деятельностью, один из основателей Русского общественного центра. Первый почетный член Русского центра.
Деятельность Русского центра осуществлялась благодаря подвижникам, искренне желавшим объединения русской общины. Среди них была У.Д. Буряк15, вдова убитого офицера, которую все эмигранты называли «бабушкой». После жизни с пятью детьми в Харбине и Шанхае, она в 1948 г. эмигрировала в США. «Она всей душой, - писал в некрологе В. Морт, - отдалась этой идее и по пятницам ездила на автобусе на базар, чтобы заранее сделать пирожки или что-либо сладкое. Ни возраст, ни болезнь не могли одолеть ее энергии. Русский центр отпраздновал свое десятилетие, а бабушка Буряк из года в год, изо дня в день всегда на посту! Она помогает своим трудом, не ожидая просьб и благодарностей. Природа создала ее такой. Она не может спокойно сидеть, сложа руки, когда видит, что может быть полезной и нужной и дому, и русской общественности. Свои рукоделия она посылает «Сеатлийскому центру по воспитанию дефективных детей». Ни один «Базар» ни в той или другой церкви, ни в Русском клубе, ни в американской организации, к которой принадлежат ее дочери, не обходится без ее изделий...» [7]. Оценив заслуги У. Буряк, Русский центр избрал ее своим почетным пожизненным членом.
Финансовую помощь Русскому центру оказывал видный предприниматель Сиэтла Г.В. Вах-тин16, председатель Тихоокеанского Северо-западного отдела Американской ассоциации пассажирских агентов, основатель Всемирного пассажирского бюро в Сиэтле. Он был незаменим в установлении связей членов русской общины с родственниками с СССР.
Русский центр давал приют и другим общественным организациям Сиэтла. В нем было основано отделение организации Российских юных разведчиков, существовали различные кружки и секции. Часто проводились развлекательные мероприятия и концерты, нередко на сцене Русского центра выступали приезжие русские артисты или общественные деятели. Вот какое свидетельство было оставлено о здании Русского центре в 1965 г.: «Снаружи оно не блещет красотой и ничего особенного из себя не представляет, но внутри оно в полной мере отвечает всем требованиям
15 Буряк Улита Дмитриевна (1884 - 1969, Сиэтл). Вдова убитого офицера (1919 г.). Жила в Харбине и Шанхае. Эмигрировала в США (1948 г.). Занималась общественной деятельностью в Сиэтле.
16 Бахтин Георгий В. (1888 - 1973, Сиэтл). Владелец туристского агентства (с 1929 г.). Председатель Тихоокеанского Северо-западного отдела Американской ассоциации пассажирских агентов. Основатель Всемирного пассажирского бюро в Сиэтле.
хорошего общественного собрания. Вы увидите в нем огромный зал на 400 человек зрителей, приподнятую большую сцену, такую удобную, что все зрители могут свободно и легко видеть все, что происходит на ней, балкон, фойе, две столовых смежных комнаты: большая - для парадных приемов и малая - для небольшого количества публики, много других комнат для канцелярии и заседаний правления, просторные кулисы, комнаты для артистов и т.д. Согласно просьбам дам комитета особое внимание Р.О.Ц. при ремонте дома, после его покупки, было обращено на кухню, где дамы бывают всегда заняты по приготовлению парадных обедов и обедов для «регулярных пятниц» [5]. Русский центр в Сиэтле продолжает существовать и сегодня.
Предпринимались попытки создать некий координационный центр всех общественных организаций в Сиэтле. Некоторое время в городе действовал Объединенный комитет русских национальных Организаций в Сиэтле, учрежденный 7 июня 1932 г. В силу большой общественной разобщенности он просуществовал недолго (Музей русской культуры в Сан-Франциско. Коллекция А. Куренкова. Box 2. Folder 1. (Протокол учредительного собрания)).
Для Сиэтла, как и для ряда других городов США, где находились русские общины, была характерна своя культурная жизнь. «Русские поля» и «Бюллетень Русской колонии Сеаттля» регулярно знакомили горожан с новостями культуры и искусства. По этим изданиям можно составить и хронику культурной жизни Сиэтла. Так, 30 января 1937 г. в Women's Century Club состоялся вечер памяти Пушкина, в котором приняли участие не только русские, но и другие жители Сиэтла. 9 сентября 1938 г. на объединительном собрании местной молодежи был основан Культурный клуб [15].
В ноябре 1938 г. по сценарию В.В. Сосновско-го17 поставлен музыкально-вокальный спектакль «Праздник в Русской деревне». Каждое новое действие пьесы сопровождалось какой-нибудь сценкой и песней.
7 сентября 1934 г. скончался пианист и композитор М.И. Якобсон18. Он учился в консерватории Императорского Русского музыкального
17 Сосновский Василий Васильевич (1880 - 1941, Сиэтл). Генерал-майор семеновского производства. Начальник контрразведки. Жил в Сиэтле. Автор музыкально-драматической постановки «Праздник в Русской деревни» (1938 г.).
18 Якобсон Мирон Исаакович (? - 1934, Сиэтл). Музыкант. Учился в консерватории Императорского Русского музыкального общества.
общества, был учеником профессоров А.Н. Еси-повой и Н.А. Римского-Корсакого. «Кроме рояля и композиции, - отмечалось в некрологе, - М.И. очень интересовался вокальным искусством и, будучи учеником консерватории, аккомпанировал и проходил оперные партии с учениками консерватории в оперном классе профессора Палечека, который одновременно работал и в Мариинском театре. Таким образом, будучи учеником, он прошел великолепную школу аккомпанемента и разучивания оперных партий». В 1929 г. музыкант поставил в Сиэтле отрывки из опер «Фауст» и «Евгений Онегин». Он также давал концерты и основал в Сиэтле Société de L'Opera intime [5].
В поисками неизвестных исторических документов автору посчастливилось несколько раз побывать в Сиэтле. Библиотекари Вашингтонского университета, старейшей городской публичной библиотеки и православных храмов помогли просмотреть журнал «Русские поля». При этом все вспоминали покойного Ивана Федоровича Ковтуновича19, издателя Бюллетеня Русской колонии Сиэтла, который был настоящим экспертом по истории жизни русских в этом штате. Найдя в телефонном справочнике адрес вдовы издателя, автор этой статьи смог договориться с ней о встрече. Вдова рассказала о нем и предоставила редкие материалы.
В разгар строительного бума на Дальнем Востоке отец ее мужа Федор Ковтунович строил порт Дальний. Когда грянула война с Японией, его беременная жена Елена уехала в родное село Ки-селевку Черниговской губернии, а вскоре следом отправился и муж. Там-то и родился Иван Федорович. Через год семья Ковтунович отправилась на Дальний Восток. На этот раз они поселилась в Харбине. Там семья пережила Гражданскую войну, потеряв при этом хозяина. Осенью 1922 г. мать отправила Ивана, окончившего местную гимназию, в Америку по студенческой визе. «Хождение по мукам» - так называл свою жизнь в молодости Иван Ковтунович. Великая депрессия, незаслуженные обиды и многое другое было на пути молодого русского эмигранта. С Изабелл Армстронг,
19 Ковтунович Иван Федорович (1906 - 1994, Сиэтл). Жил в Харбине с 1907 г.. С группой студентов уехал в США и проживал в Сиэтле (с 1923 г.). Уволившись из почтового ведомства, служил в военно-морском флоте (с 1942 г.). Председатель Сеаттлийского отдела федерации Русских православных клубов. Председатель Общества Ди-Пи (1950-1956 гг.). Издатель-редактор «Бюллетеня Русского общественного центра в Сиэтле» (№ 1 - февраль 1961 г., независимый орган с 1971 г., № 1 - март), к изданию которого привлек многих деятелей местной общины. Публиковал статьи в газете «Русская жизнь» и др.
родом из Шотландии, он встретился на мебельной фабрике, где они вместе работали. Несмотря на различия в языке и воспитании, они подружились и вскоре решили создать семью. 28 августа 1932 г. молодых людей обвенчали в Свято-Спири-доновской церкви в Сиэтле. В 1942 г. И. Ковтуно-вич поступил на службу в военно-морской флот и стал военным переводчиком. Служа в Портленде, он серьезно увлекся местной церковной жизнью. С 1950 г. Ковтунович, как председатель общества «Ди-Пи», помогал переселяться в Сиэтл бывшим землякам-харбинцам.
Трудно преувеличить роль Ивана Ковтуновича в деле сохранения русской культуры в Сиэтле. Когда в штате Вашингтон открыли Общество сохранения этнического наследия, он был делегирован туда русской общиной. Но целью его жизни стал выпуск «Бюллетеня русского центра», первый номер которого увидел свет в 1962 г. Ежемесячно на двух десятках страниц рассказывалось о событиях, которые происходили в русской общине. Это издание знакомило читателей и с прошлым русской культуры.
Русский Сиэтл существует и сегодня. Свидетельство этому является сайт русскоязычной общины Сиэтла (http://www.russianseattle.com/). Интересен и сайт Свято-Николаевского кафедрального собора (http://www.irpz.ru/institution-svyato-nikolaevskiy-kafedralnyy-sobor-v-sietle-/). Множество форумов и блогов дают советы тем, кто приезжает в этот американский город.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б.М.О. Памяти от нас ушедших: (Корреспонденция из Сиэтла) // Русская жизнь. 1943. 10 декабря.
2. З.И. Памяти Мирона Исааковича Якобсона, пианиста и композитора // Русские поля. 1934. № 30 (2-15 сентября).
3. Запорожцев Н. Светлой памяти атамана Михайлова: (некролог) // Бюллетень Русской колонии Сеаттля. 1971. № 5 (июль).
4. Из жизни Русской колонии Сеаттля // Бюллетень Русской колонии Сеаттля. 1989. № 222 (август).
5. Козулина М. Русские в Сеаттле // Новая заря. 1965. 17 декабря.
6. Концерт и пребывание Платовских Донских казаков в Сеаттле: (Из жизни русского Сеаттля 40 лет тому назад) // Бюллетень Русской колонии Се-аттля. 1976. № 68 (октябрь).
7. М. Виктор. Конец беспокойной старости: (Некролог) // Бюллетень Русского центра. 1969. № 97 (октябрь).
археология, антропология И этнология В ciRcuM-PAdFic
8. Михайлов А. Н.Н. Янцын: (некролог) // Бюллетень Русского общественного центра в Сеаттле. 1962. № 14 (апрель).
9. Михайлов Н. Освящение дома Русского общественного собрания в Сеаттле // Новая заря. 1953. 11 сентября.
10. Никитин-Фокагитов Д.В. В Сеаттле в дни войны // Русская жизнь. 1942. 10 октября.
11. Новый член общества лейтенант Н.С. Запорожцев // Бюллетнь Общества Бывших русских морских офицеров. 1951. № 2 (15 июня).
12. П.А. Русские в Сеаттле // Новая заря. 1942. 4 ноября.
13. П.С. Жизнь русских в Сеаттле более патриархальна, но менее деятельна, чем в Сан-Франциско // Новая заря. 1935. 12 июля.
14. Р.А. Общество в Сеаттле // Новая заря. 1929. 6 апреля.
15. Русские поля. 1938. Сентябрь.
16. Сеаттлиец. Хроника русской жизни в Сеаттле // Русская жизнь. 1953. 12 июня.
REFERENCES
1. B.M.O., 1943. Pamyati ot nas ushedshikh: (Korrespondentsiya iz Sietla) [In memory of those who left us: correspondence from Seattle], Russkaya zhizn', 10 dekabrya. (in Russ.)
2. Z.I., 1934. Pamyati Mirona Isaakovicha Yakobsona, pianista i kompozitora [In memory of Miron Isaakovich Yakobson, pianist and composer], Russkie polya, no. 30 (2-15 sentyabrya). (in Russ.)
3. Zaporozhtsev, N., 1971. Svetloi pamyati atamana Mikhailova: (nekrolog) [In memory of Ataman Mikhailov: an obituary], Byulleten' Russkoy kolonii Sietla, no. 5 (iyul'). (in Russ.)
4. Iz zhizni Russkoi kolonii Sietla [From the life of the Russian colony in Seattle], Byulleten' Russkoy kolonii Sietla, no. 222, avgust 1989. (in Russ.)
5. Kozulina, M., 1965. Russkie v Sietle [Russians in Seattle], Novaya zarya, 17 dekabrya. (in Russ.)
6. Kontsert i prebyvanie Platovskikh Donskikh kazakov v Sietle: (Iz zhizni russkogo Sietla 40 let tomu nazad) [Concert and stay of Don Cossacks in Seattle], Byulleten' Russkoy kolonii Sietla, no. 68, oktyabr' 1978. (in Russ.)
7. M. Viktor., 1969. Konets bespokoinoi starosti: (Nekrolog) [The end of restless age: an obituary)], Byulleten' Russkogo tsentra, no. 97 (oktyabr'). (in Russ.)
8. Mikhailov, A., 1962. N.N. Yantsin: (nekrolog) [N.N. Yantsin: an obituary], Byulleten' Russkogo obshchestvennogo tsentra v Sietle, no. 14 (aprel'). (in Russ.)
9. Mikhailov, N., 1953. Osvyashchenie doma Russkogo obshchestvennogo sobraniya v Sietle [Consecration of the Russian public meeting house in Seattle], Novaya zarya, 11 sentyabrya. (in Russ.)
10. Nikitin-Fokagitov, D.V., 1942. V Sietle v dni voiny [In Seattle during the war days], Russkaya zhizn', 10 oktyabrya. (in Russ.)
11. Novyi chlen obshchestva leitenant N.S. Zaporozhtsev [A new member of the society -lieutenant N.S. Zaporozhtsev], Byulleten' obshchestva Byvshikh russkikh morskikh ofitserov, no. 2 (15 iyunya 1951). (in Russ.)
12. P.A., 1942. Russkie v Sietle [Russians in Seattle], Novaya zarya, 4 noyabrya. (in Russ.)
13. P.S., 1935. Zhizn' russkikh v Sietle bolee patriarkhal'na, no menee deyatel'na, chem v San-Frantsisko [Russian life in Seattle is more patriarchal, but less active than in San Francisco], Novaya zarya, 12 iyulya. (in Russ.)
14. R.A., 1929. Obshchestvo v Sietle [Society in Seattle], Novaya zarya, 6 aprelya. (in Russ.)
15. Russkie polya [Russian Fields], 1938, sentyabr'. (in Russ.)
16. Seattliets, 1953. Khronika russkoi zhizni v Sietle [The chronicle of Russian life in Seattle], Russkaya zhizn', 2 iyunya. (in Russ.)