ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
2018/2(13)
" ■■■■ ■ Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582
THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ»
Лексин В.Н.
Русская цивилизация и русский народ
Аннотация. Представлены некоторые результаты исследований русской цивилизации - уникального системообразующего компонента цивилизационного конгломерата России. Показаны сокращение пространства этой цивилизации, «национальный суицид» русских, ослабление православных начал русской цивилизации, отсутствие «русского вопроса» в государственной политике и проявление этого в положении русского языка. Это - признаки самого глубокого цивилизационного кризиса за всю историю русской цивилизации, и его преодоление возможно только при условии осознания необходимости этого самим русским народом.
Ключевые слова: русская цивилизация, русский народ, православие, русский язык, цивилизационный кризис.
Постановка проблемы и дефинициальные уточнения
При обсуждении тематики конференции «Цивилизационный путь России» необходимо сразу же определиться с содержанием ключевых понятий, что особенно важно в связи с существующей в экспертном сообществе разноголосицей мнений о том, что есть «цивилизация» и «народ». А именно это во многом формирует всю совокупность представлений, бытующих в современной цивилизионистике.
Здесь и далее каждая цивилизация понимается как общность людей, консолидированных, во-первых, сходными представлениями о жизненной значимости своеобразно понимаемых блага и должного и, во-вторых, воплощением этих представлений в индивидуальное поведение, в содержание и организацию общественной жизни, в формирование материальной среды бытия, в социальные институты и в широком смысле — в культуру. Суть и особость каждой цивилизации определяют ее язык, самобытный менталитет (в т.ч. особое отношение людей к богатству и бедности, к потреблению и присвоению материальных благ), господствующая или сосуществующие религии, потенциал саморазвития и экспансии. Цивилизации рождаются, живут и умирают, и поэтому их следует рассматривать в категориях жизненного цикла, условий жизнеспособности, эволюции и
универсальных оснований упадка и гибели, цивилизационных аннексий, экспансий и заимствований и даже «цивилизационной самозащиты».
Все известное о современном состоянии русской цивилизации позволяет определить ее как все еще реальную общность и культуру (в том числе политическую и хозяйственную) людей с сокращающейся численностью и постепенной утратой цивилизационных ценностей, с пока еще сохраняющимся специфическим менталитетом, со своим языком, с латентно православной традицией, с принципиальными изменениями в культуре, с почти исчерпанным потенциалом пространственной экспансии, с гигантскими возможностями саморазвития и с крайне слабой устремленностью к использованию этих возможностей. Носителем этой цивилизации начала 21 века остается русский народ, понимаемый как сообщество той части этнических русских и людей других национальностей, которую отличают хорошо ощущаемая ими (и видимая со стороны) специфическая русская ментальность, русский язык как родной, подсознательное единство с миром русской истории, русской культуры и русского православия (что совсем не означает личностную православность).
Исходным пунктом моей концепции цивилизационной идентификации современной России является доказательное представление о ней как о «цивилизационном конгломерате» - результате спрессованных (в историческом времени и в географическом пространстве) и соединенных общим связующим нескольких зарождавшихся или состоявшихся цивилизационных компонентов (по Н.Я. Данилевскому - самостоятельных историко-культурных типов). Самым масштабным цивилизационным компонентом этого конгломерата и, одновременно, скрепляющим цивилизационным субстратом я считаю русскую цивилизацию, при том что другие цивилизационные компоненты современной России, независимо от их масштабов, пассионарности, силы притяжения и отторжения, самоценны и одновременно необходимы для того, чтобы «конгломерат» образовался [1].
Я скептически отношусь к тому, что многие называют «российской цивилизацией», поскольку не нахожу признаков, традиционно характеризующих любую цивилизацию. Ментальность? Язык? Религиозность? Навыки хозяйствования? Культура? Не следует и пытаться найти общность этих признаков не только у жителей республик Северного Кавказа и у населяющих бескрайние пространства российской Арктики представителей малочисленных коренных народов Севера, но даже у православных и у мусульман, сосуществующих на территории одной и той же Республики Татарстан. Не удивительно, что современные исследователи фиксируют на территории теперешней России адыгейскую и бурятскую цивилизации, культурно(религиозно)-цивилизационный анклав в Поволжье, кавказскую и северную цивилизации и ряд других. Замечу, что с этих позиций более обоснованным было бы считать отдельным цивилизационным образованием «советскую цивилизацию» с ее подчеркнутой особостью от остального мира.
Современная русская цивилизация не фантом, не «воображаемое сообщество» в духе Бенедикта Андерсена, не иллюзорный облик придуманного прошлого или феномен, зародившийся столетия назад и прошедший уникальный период имплантации в советскую цивилизационную систему, а сгусток живой реальности, существующий поныне в кризисном состоянии в «цивилизационном конгломерате» Российской Федерации. Именно это и определяет актуальность множества сюжетов, достойных обсуждения на этой конференции. Даже одно их перечисление в кратком докладе вряд ли
возможно, и поэтому остановлюсь только на трех вопросах: пространство русской цивилизации, русский народ и его вера, русский народ в большой политике. В заключении постараюсь кратко сформулировать свое представление о главной причине современного кризиса русской цивилизации и о возможностях его преодоления.
Русский мир сегодня
Одна из часто обсуждаемых тем - «русский мир и российская государственность». Словосочетание «Русский мир» содержится еще в известном памятнике древнерусской письменности «Слово на обновление Десятинной церкви» (вторая половина XI в.) и оно, не исчезая с тех пор из нашего языка, стало активно воспроизводиться во второй половине XIX в., а в наши дни - использоваться и в беллетристике, и в публицистике, и в политических заявлениях. Как и другие характеристики русской цивилизации, понятие «Русский мир» многозначно и приобретает отчетливость только в конкретных контекстах. Проще всего было бы признать, что Русский мир в самом общем смысле есть цивилизационное пространство, то есть пространство бытия тех компонентов русской цивилизационности, которые были обозначены в начале доклада. Проблема в том, что в различных частях пространства Русского мира эти компоненты выражены в разной степени, причем отдельные из них - в рудиментарном состоянии. Видимо, поэтому в последние годы утверждается мнение о том, что Русским миром следует считать большие и малые надгосударственные сообщества, объединенные только русским языком и узко понимаемой русской культурой (см., например, указ Президента РФ «О создании фонда "Русский мир"» [2]. В то же время специалистами давно показано, что русский - единственный в мире из крупных языков, который стремительно теряет позиции в мире, причем скорость этого сокращения за последние два десятилетия превосходит все известное в истории человечества. В материалах «правительственного часа» в Государственной Думе РФ 10 апреля 2013 г. и проведенного там же 6 июня 2013 г. круглого стола по проблеме «Законодательное обеспечение развития русского языка в современном информационном пространстве» прогнозировалось, что к 2025 году число знающих русский язык в различных странах сократится до 215 млн. человек, а в 2050 г. - до 130 млн. человек. Дело, естественно, не только в масштабах присутствия за рубежом тех, кто знает (не забыл, изучил с разными целями) русский язык, ставит пьесы А.П. Чехова или включает исполнение русских романсов в сюжеты кинофильмов. Единственным критерием русскости такого мира может быть только его русско-цивилизационная идентичность, а это можно видеть лишь в зарубежных общинах Русской Православной Церкви. Вместилищем же Русского мира во всей полноте этого понятия с каждым годом все ощутимее остается пространство внутри самой России - осколка и последнего средоточия русской цивилизации, вокруг которого и продолжают деградировать порожденные эмиграцией и распадом СССР сокращающиеся ареалы Русского мира.
Пространство Русского мира съеживается не только за границами нашей страны. Уменьшается доля русских на территориях их традиционного доминирования, например, в Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Тульской и Ярославской областях. В России появились и моноэтнические государственные образования с «выдавленным» русским населением: например, республики Ингушетия и Чечня (русских соответственно 1,2% и 3,7%). Менее трети русских проживают в республиках Северная Осетия,
Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и Калмыкия. Что бы ни говорили политические лидеры этих республик о неизменной дружбе народов, русские вытесняются из всех сколько-нибудь значимых сфер и этажей экономики и управления, - от государственного и муниципального до корпоративного, и чтобы убедиться в этом, достаточно пролистать телефонные справочники различных администраций. Все более моноэтнический состав населения большинства национальных республик России приводит к явному ослаблению воздействия системообразующей русской цивилизационной основы на территории страны: теряются не только ранее обретенные навыки государственного русского языка, но и само осознание национально окрашенных субъектов РФ как части России. Русские уходят и с территорий исторического освоения (Сибирь и особенно Дальний Восток): в массовом переселении людей с таких территорий «ближе к центру» подавляющая часть -русские. Геополитически это очень опасно, ведь уже сейчас половина территории страны, где, в частности, сконцентрирована основная часть ее природно-ресурсного потенциала, - это покидаемые русскими национально-государственные образования и приграничные зоны [3].
Анализируя отношения русской цивилизации и российского государства, отмечу, что они не были ни плохими, ни хорошими, - они было «впору» менталитету и мировоззрению русских, а пространственное расширение российского государства долгое время было и расширением пространства русской цивилизации. Несколько столетий русские «собирались» в народ так же, как «собиралось» российское государство, и это было особенно заметно при распространении московской власти на близлежащие земли. Существенно то, что снижение жизнеспособности русской цивилизации всегда было признаком снижения жизнеспособности российского государства. Его распад и пересмотр русских цивилизационных ценностей всегда фатально совпадали. Так было, в частности, и в 1917 г., и в 1991 г., и очередной распад нашего государства может стать концом русской цивилизации: она уже ни физически, ни духовно не сможет поместиться в пределы стародавней «Московии». Распространенное мнение о том, что русский человек более других «государственник», «патриот» и «державник», справедливо лишь в одном: мы исторически, ментально и религиозно соединены с созданным и защищенным нашими предками Отечеством, пространственно и государственно многократно превосходящим «малую Родину» каждого из нас. Россия — земля обетованная русского человека и его цивилизации. В связи со все более частыми предложениями о «статусном выравнивании» субъектов Российской Федерации и, в том числе, о придании «русским» областям и краям России статуса «русских республик», могу лишь сказать: слава Богу, что ни разу в своей истории наш народ не стремился к созданию русского моноэтнического государства или русских национальных республик в составе Российской Федерации. Мы не настолько слабы, чтобы нуждаться в государственной моноэтничности.
Русские люди и их вера сегодня
Кризисное состояние русской цивилизации я связываю с явлением, которое не могу назвать иначе, как «национальным суицидом» - ужасающим симптомом цивилизационного самоубийства. Самый низкий уровень рождаемости в стране - у русских, причем у русских женщин меньше всего детей в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области, где условия для рождения и воспитания детей не самые худшие в России. Примечательно также, что максимум рождений детей у русских женщин наблюдается в регионах, где русские не доминируют, а традиционная семья и дети — общественно
признаваемая ценность: например, в республиках Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Калмыкии, Дагестане, Ингушетии. За последние десять лет численность русских в России (без учета миграционного притока) сокращалась в 5(!) раз быстрее, чем остальное население страны, и в настоящее время смертность среди русских трудоспособного возраста - одна из самых высоких в России. Не удивительно, что русские - нация вдов. Уже к пятидесятилетию в каждой тысяче русских женщин - около ста вдов (каждая десятая!). В возрасте от 55 до 59 лет вдовствуют уже двести из тысячи русских женщин, в возрасте от 65 до 69 лет — 430, а среди семидесятилетних и старше их — более семисот. Не удивительно и то, что у русских (как, впрочем, и у живущих в России украинцев и белорусов) самые малочисленные мононациональные домохозяйства. Средняя численность чисто русского домохозяйства - всего 3 человека (в 2002 г. было 3,1) при том, что в период между двумя переписями общее число таких домохозяйств уменьшилось почти на миллион.
Причины «национального суицида» русских, конечно же, связаны с экономическими (жилищными и т.п.) проблемами десятков миллионов русских людей, не торопящихся обзаводиться потомством. Одна из главных причин, детально проанализированная в ряде моих исследований (в т.ч. в монографии «Обычная русская семья в период трансформации института семьи») - кризис цивилизационный и потеря практически всех выше названных оснований русской цивилизации как таковой. И здесь уместно хотя бы кратко охарактеризовать современное состояние русской православности - хранителя и пропагандиста семейных ценностей. Нелишне заметить, что ни по одному аспекту существования (или не существования, или бытия в прошлом) русской цивилизации нет столько противоречивых мнений, чем по вопросу о месте православия в жизни современного русского человека и его государства. К счастью, позитивные оценки сейчас доминируют, и в связи с этим можно напомнить слова В.В. Путина, сказанные в одном из фильмов-интервью, подготовленных по случаю его победы на президентских выборах 2018 г. Он процитировал известное изречение петровского фельдмаршала Миниха: «Россия управляется Богом» - и продолжил: «А если это не так, то непонятно, как она вообще существует».
Русская цивилизация генетически православная, но наследственность - не единственная гарантия долгого здоровья. Симптомы заболевания православного мироощущения начались еще тогда, когда среди русских не было некрещеных людей. Уже в 19 в. православную традицию в среде светски образованных людей разъедали симптомы раздвоенного сознания («научный» мистицизм, эзотеризм, оккультизм и т.п. «плоды просвещения»), в среде «простых людей» (особенно среди массово переселявшихся в города после Великой реформы) - представления о практической ненужности прежней церковности. Нужно ли удивляться тому, что «большевистской безбожной власти» удалось так легко справиться с остатками массового православия в первые же послереволюционные годы?
В наше время православные основы русской цивилизации (идеалы Святой Руси) входят в противоречие с реальностью сильнее, чем за всю тысячелетнюю историю русского православия. В обществе потребления русскому человеку все менее понятно, для чего нужно возлагать на себя крест православности, отвергающей мировой тренд современного отношения к жизни и личной успешности, зачем нужно жить по-православному в неправославной повседневности? И я могу лишь повторить слова Патриарха Алексия II о том, что России нужна вторая христианизация. Дело не только в том, что сейчас воцерковленных православных в России не более 2%, а в том, что русские уступают
мусульманам в религиозном единении и немалое число русских уходит в группы новых религиозных движений (в том числе неоязыческих). Считаю, что менее всего это связано с тем, что наше государство в Конституции РФ именуется «светским», т. е. государственно-нерелигиозным, в основание которого положены принципы свободы совести и отделения религиозных объединений от государства. В действительности, на государственном уровне проводится политика конструктивного диалога с Церковью и «отделение» понимается не как отторжение и не как игнорирование государством чего-то чуждого, а сама Церковь признается независимым и уже поэтому паритетным участником взаимоотношений.
Русский вопрос в большой политике
Национальный, а тем более, русский вопрос стремительно выводится из большой политики России. О том, что в России сосуществуют разные народы со своими национальными интересами, вспоминают лишь при нарушении прав коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири или при назначении очередного главы Республики Дагестан. Я (как и шесть лет назад) прочитал все предвыборные программы кандидатов в президенты РФ, и в них, в отличие от программ шестилетней давности, о русском народе лишь единожды и вскользь упомянул Президент РФ. Основатель же национал-консервативной партии «Российский общенародный союз» и один из организаторов националистических «Русских маршей» в Москве в 2006-2008 годах С.Н. Бабурин если что-то говорил о русском народе во время теледебатов, то в предвыборной программе - только о развитии культур и языков «всех братских народов России ...на основе общих духовных ценностей, общенациональной (!?) русской ментальности с опорой на всемирное наследие» и о необходимости упорядочения отношений с мигрантами и нелегалами. Выдвиженец КПРФ в своей программе «20 шагов Павла Грудинина» лишь единожды упомянул слово «русский», призвав «распространить компетенцию судов присяжных на дела об «экстремизме», по 282-й «русской» статье». В программе неоднократного кандидата в президенты РФ В.В. Жириновского был раздел о «русском вопросе» с предложениями об изменении существующей преамбулы Конституции РФ на "Мы, русский и другие народы России», о принятии закона о защите русского языка, об отмене уже упоминавшейся статье 282 УК РФ, о создании «Института истории истребления русского народа в XX веке» и о праве добровольно изучения в школе «местных языков». В программе К.А. Собчак речь шла, естественно, только о мигрантах; прочие кандидаты тоже упоминали в своих программах только об этом.
Политологические, социологические, культурологические исследования последних лет, а так же доступные региональные СМИ подтверждают общую тенденцию: на фоне внешнеполитических событий и внутрироссийских сенсаций «русский вопрос» теряет актуальность. Редким исключением являются сообщения о недовольстве родителей русских детей сокращением преподавания русского языка на фоне увеличения в школьных программах объема преподавания в республиках РФ языков «титульного» народа. Этот сюжет при всей его внешней ситуативности в судьбе русской цивилизации исключительно важен. Язык - мощное системообразующее основание русской цивилизации, и это подтверждено исследованиями таких ее характеристик, как языковой менталитет, языковая картина мира и специфическая языковая аксиоматика - вербальный каркас любых цивилизационных ценностей [4]. Об этом свидетельствуют история формирования языкового менталитета русского человека и его языковой личности, цивилизационные особенности языковой картины Русского мира,
удивительная судьба церковнославянского языка, перипетии непростого существования современного русского языка в стихии глобального английского и постепенно ухудшающееся положение русского государственного языка среди сорока других государственных языков Российской Федерации. Уменьшение числа русскоязычных людей на территории нашей страны, резкое сокращение использования русского языка за ее пределами и сокращение объема и снижение качества изучения и использования русского языка внутри самой России следует считать еще одним из признаков кризиса русской цивилизации.
Причины и следствия
Мы живем во время перехода одной из величайших цивилизаций мира в очередное принципиально новое состояние, которое я называю цивилизационным кризисом. Изучение универсальных причин кризисов и гибели цивилизаций доказывает, что это происходило не из-за силы нападающих, а из-за собственной слабости. Это в равной степени относится и к цивилизациям Запада, и Востока, и к нашей русской цивилизации, слабость которой, по моему убеждению, состоит не в ненадежности военно-оборонного комплекса и не в провалах экономической политики, а в презрительно-скептическом отношении многих русских людей к складывавшемуся столетиями защитному поясу русских цивилизационных ценностей, в небрежении языком русской цивилизации, в безразличии к агрессии иноцивилизационных экспансий, в легкомысленной неразборчивости русских по отношению к иноцивилизационным заимствованиям, в их стыдливости по отношению к собственной национальной ментальности и в оскорбительном равнодушии к чуду русской православности. Достоверные исследования констатируют необъяснимо низкую национальную самоидентификацию современных русских и своеобразные проявления русского «этномазохизма» (антитеза -замечательный пример воспитания национального самоуважения в школах современного Татарстана), чрезмерно болезненное отношение к темным страницам прошлого (антитеза -национальное отношение англичан и американцев к колониальному прошлому) и т.п.
В кризисном состоянии русской цивилизации можно винить что угодно: «тлетворное влияние Запада», «пятую колонну», «гибельность проводимых реформ», «развращающее влияние собственных СМИ (прежде всего телевидения)», - этими и подобными клише переполнены многие газеты, журналы и сайты. Но будем честными: дело в нас самих, в нашем равнодушии к судьбе собственной цивилизации. Проблема в том, что мы в большинстве своем добровольные «отказники» от своих цивилизационных ценностей. Я уже не говорю о том, что нам сегодня почти нечего предъявить человечеству в качестве нового образца для подражания и восхищения, а предлагаемые идеи переустройства жизни на началах нравственности, гуманности и т.п. не воспринимаются как конструктивные уже потому, что они не реализуются внутри самой России. Тот путь, по которому до сих пор двигалась «новая Россия», зримо разошелся с путем русской цивилизации, и исправление этой ситуации не обеспечат ни добавление нескольких слов в преамбулу нашей Конституции, ни восстановление статуса русского языка. Все это - желательно и полезно, но судьба русской цивилизации будет зависеть только от осознанного стремления самих русских к ее сохранению и развитию, к восстановлению утраченного русского самосознания. Национальность как осознанная принадлежность к какому-либо народу - величайшая ценность, и это подтверждают не только ученые авторы тысячи публикаций, но и каждый ныне живущий еврей, татарин, чеченец.
Переформатирование нашего национального самосознания - дело длительное, но (несмотря на неминуемое противодействие нынешних идеологов нового российского порядка) не безнадежное. Технологии его известны, и это тот случай, когда может стать обоснованным обращение к опыту цивилизаций, жизнеспособность которых во многом зиждется на ценностях, сращенных с национальным самосознанием.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Лексин В.Н. Судьбы цивилизаций и русский вопрос : Опыт системной диагностики. - М.: ЛЕНАНД, 2016. - 800 с.
[2] Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2007 г. № 796 «О создании фонда "Русский мир"» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (дата обращения: 14.04.2018).
[3] Всероссийская перепись населения - 2010. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. - М.: Росстат, 2011. - 318 с.
[4] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Либроком/URSS, 2014. - 208 с.
© В.Н. Лексин, 2018. Статья поступила в редакцию 10.04.2018.
Лексин Владимир Николаевич,
гл. научный сотрудник Института системного анализа ФИЦ «Информатика и управление» РАН (Москва)
Leksin V.
Russian civilization and Russian people
Abstract. Some results of studying the Russian civilization - a unique systems-component of civilizational conglomerate of Russia - are represented. Space reduction of this civilization, "national suicide" of the Russians, weakening of the Russian civilization Orthodox principles, absence of the "Russian problem" in the state policy and its revealing in the status of Russian language are shown. These are symptoms of the deepest civilizational crisis during the whole history of Russian civilization, and its overcoming is possible just on condition of realizing this fact by Russian people itself.
Key words: Russian civilization, Russian people, the Orthodoxy, Russian language, civilizational crisis.
Leksin Vladimir Nikolayevich,
Institute of Systems Analysis (Moscow)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-joumal.ru/ru/joumals/197.html