Научная статья на тему 'Русская литература xix века - основа формирования патриотизма у студентов'

Русская литература xix века - основа формирования патриотизма у студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2590
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОАНИЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / RUSSIAN LITERATURE / RUSSIAN WRITERS / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / ARTISTIC IMAGE / EDUCATIONAL MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ци Хэй Мань, Сутягина Татьяна Евгеньевна

В данной статье на примере творчества трех русских писателей, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, рассматривается тема патриотизма, играющая огромную роль в образовании и воспитании студентов. Анализируя произведения русских классиков, автор статьи особое внимание уделяет таким темам, как противостояние внешнему врагу, критика крепостного права, любовь к Родине, воспевание российской природы. В современном Китае студенты очень остро ощущают нехватку народного духа, поэтому в образовательных организациях существует необходимость патриотического воспитания. При этом нужно сочетать объяснение с показом на практике, образование с самообразованием. Патриотическое воспитание имеет весьма значительную стратегическую ценность в формировании социалистического общества. Автор статьи отмечает, что современные студенты, молодежь будущее страны, на их долю выпала миссия национального пробуждения, которое способно активизировать образы и мотивы русской классической литературы, являющейся актуальной и современной на любом историческом этапе развития общественной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LITERATURE OF THE XIXTH CENTURY - THE BASIS FOR PATRIOTISM OF STUDENTS

The idea of patriotism, wich has a great role in education of students, is discussed in this article on the basis of the works of three Russian writers A.S. Pushkin, N.V. Gogol and L.N. Tolstoy. Analyzing the works of the Russian writers, the author pays special attention to such topics as confrontation with the outer enemy, criticism of serfdom, the love for motherland, admiration of Russian nature. Today many students in China feel lack of patriotic spirit that is why it is necessary to introduce patriotic education in educational establishments. It is important to combine theory and practice, education and self-education. Patrioti education has a strategc role in formation of socialistic society. The author of this article underlines, that modern students are the future of the country, their mission is reawakening of the national spirit. The images and motives created by the Russian writers may help to do it.

Текст научной работы на тему «Русская литература xix века - основа формирования патриотизма у студентов»

УДК 821.161.1:37.035.6-057.875(510)

ББК Ч448.005.22+Ч448.4(5Кит)+Ш33(2Рос=Рус)5

ГСНТИ 17.01.39

Код ВАК 13.00.02

Ци Хэй Мань,

магистр, Харбинский научно-технический университет; 150040, Китай, г. Харбин, район Сянфан, ул. Линьюань, 4; e-mail: 1591197005@qq.com.

Сутягина Татьяна Евгеньевна,

студент, секретарь руководителя Института филологии, культурологии и межкульттурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 282; e-mail: ya.sutyagina2013@yandex.ru.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русская литература; русские писатели; патриотизм; патриотическоание воспитание студентов; литературные образы; средства воспитания.

АННОТАЦИЯ. В данной статье на примере творчества трех русских писателей, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, рассматривается тема патриотизма, играющая огромную роль в образовании и воспитании студентов. Анализируя произведения русских классиков, автор статьи особое внимание уделяет таким темам, как противостояние внешнему врагу, критика крепостного права, любовь к Родине, воспевание российской природы. В современном Китае студенты очень остро ощущают нехватку народного духа, поэтому в образовательных организациях существует необходимость патриотического воспитания. При этом нужно сочетать объяснение с показом на практике, образование с самообразованием. Патриотическое воспитание имеет весьма значительную стратегическую ценность в формировании социалистического общества. Автор статьи отмечает, что современные студенты, молодежь - будущее страны, на их долю выпала миссия национального пробуждения, которое способно активизировать образы и мотивы русской классической литературы, являющейся актуальной и современной на любом историческом этапе развития общественной мысли.

Qi Hei Man,

Master's Degree Student, Harbin University of Science and Technology, Harbin, China. Sutyagina Tatiana Evgenievna,

Student, Secretary, Institute of Philology Culturology and Intercultural Communicaion, Ural State Pedagogical University, Eka-

terinbutg, Russia.

RUSSIAN LITERATURE OF THE XIXTH CENTURY - THE BASIS FOR PATRIOTISM OF STUDENTS

KEYWORDS: Russian literature; Russian writers; patriotism; patriotic education; artistic image; educational means.

ABSTRACT. The idea of patriotism, wich has a great role in education of students, is discussed in this article on the basis of the works of three Russian writers A.S. Pushkin, N.V. Gogol and L.N. Tolstoy. Analyzing the works of the Russian writers, the author pays special attention to such topics as confrontation with the outer enemy, criticism of serfdom, the love for motherland, admiration of Russian nature. Today many students in China feel lack of patriotic spirit that is why it is necessary to introduce patriotic education in educational establishments. It is important to combine theory and practice, education and self-education. Pat-rioti education has a strategc role in formation of socialistic society. The author of this article underlines, that modern students are the future of the country, their mission is reawakening of the national spirit. The images and motives created by the Russian writers may help to do it.

П

■атриотизм - основа формирования национального духа. Патриотическое воспитание должно не только продолжать и развивать традиции, за долгие годы сформировавшиеся в Китае, но и учитывать современные веяния.

XIX век - золотой век русской литературы, давший миру множество блистательных поэтов и писателей: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Толстой и т.д. До Пушкина русская литература переживала временное затишье, с его появлением начинается очередной расцвет. Изучение этого периода русской литературы имеет важное значение в формировании патриотизма.

После Отечественной войны 1812 г. в России постепенно начинает пробуждаться национальное, народное самосознание. Произведения А. С. Пушкина способны воспитывать в студентах патриотический дух, любовь к Родине, любовь к свободе. В повести «Станционный смотритель» читателям впервые показана жизнь «маленького человека», выходца из народа. Роман «Евгений Онегин» - первое изображение «лишнего человека», молодого представителя русского дворянства. Герои стихотворений «Вольность», «К Чаадаеву» - молодые, духовно богатые, свободолюбивые личности.

Н. В. Гоголь также занимает важное ме-

Статья опубликована в рамках проекта Минобрнауки России ФЦП «Русский язык» № 16.W16.25.0007 © Ци Хэй Мань, Сутягина Т. Е., 2016

сто в русской литературе. Его произведения содержат горькую иронию, сатиру. «Ревизор» и «Мертвые души» обличают суровую реальность крепостного российского общества. Любовь к родине проявляется у Гоголя в его художественных приемах: например, мрак современного ему общества он оттеняет патриотизмом людей.

Трудности общественной жизни России выходят на первый план в произведениях «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л. Н. Толстого. Например, роман «Война и мир» подробно описывает героическую борьбу русского народа, сопротивлявшегося врагу в агрессивной войне. Писатель возлагал большие надежды на счастливое будущее человечества.

Остановимся подробнее на творчестве некоторых русских писателей.

А. С. Пушкин (1799-1837) жил во времена, когда во многих европейских странах разразились революции. Он пережил события Отечественной войны 1812 г. и восстание декабристов. Многие социальные и политические события отражались в творчестве поэта. За свою недолгую жизнь он написал много замечательных произведений, разоблачающих крепостное право, недостатки правящего класса и призывающих к свободе («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), за которые поэт был сослан на Южный Кавказ. Любовь Пушкина к Родине не только проявляется в недовольстве социальным неравенством, но и в попытке передать народный дух, национальные традиции. Например, сюжеты некоторых произведений взяты из народной литературы («Руслан и Людмила», «Демон», «Золотая рыбка»), а в роман «Евгений Онегин» включено много описаний деревенской жизни.

1.1. Против внешнего врага.

В стихотворениях А.С. Пушкина можно почувствовать пульс времени, в частности, отголоски французской революции. В те времена в Европе, благодаря стремительному распаду феодальной системы, произошли большие изменения. Пушкин выражал глубокое сочувствие грекам, проявившим особое мужество и энергию в боях («Гречанка верная, не плачь», 1812 г.). Поэту было грустно от того, что в Западной Европе подавлено демократическое движение («Кто, волны, вас остановил» 1823 г.). Он по достоинству оценил известную европейскую личность - Наполеона («Наполеон», 1821 г.) и скорбел о гибели Байрона («К морю», 1824 г.).

В стихотворении «Воспоминания о царском селе» Пушкин писал: «Страшись, о,

рать! России двинулись сыны. Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных. Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья. Ты в каждом ратнике узришь богатыря. Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья».

Это стихотворение проникнуто духом патриотизма. Каждый россиянин был потрясен этими строками, а особенно люди, участвовавшие в Отечественной войне 1812 г. и давшие отпор агрессору.

В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин выражает собственное отношение к событиям того периода. «Как сон, как утренний туман...» в этих строках выражено чувство горя после крушения мечты. «Как ждет любовник молодой минуты верного свидания» - здесь поэт сравнивает чувства к Родине с ожиданием встречи влюбленных. «Звезда пленительного счастья» - яркие проявления света и свободы, как сверкающие звезды на небе. Стихотворение, написанное Пушкиным в 1814 г., до сих пор считается литературным гимном декабристов. В этом произведении автор выражал полную веру в победу.

1.2. Против крепостничества. Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Увы! Куда ни брошу взор -Везде бичи, везде железы. Законов гибельный позор. Неволи немощные слезы. Везде неправедная власть, Где всем простерт их твердый щит, Где старый верными руками Граждан над равными главами Их меч без выбора скользит. «Вольность» А. С. Пушкина передавалась из уст в уста и сильно повлияла на судьбу поэта. После поступления на службу поэт начинает еще больше сталкиваться с социальной реальностью, в связи с чем намечаются серьезные изменения в его творчестве. Изначально произведения Пушкина были, в основном, о любви, о жизни, о дружбе. Со временем в его стихотворениях все чаще начинают затрагиваться политические темы. Французская революция оказала большое влияние на творчество поэта, он выступает против рабства, поддерживает демократию. Пушкин считал, что России нужно стать на путь демократии, так же, как Франции. В таких условиях он писал стихотворение «Вольность», критиковал недостатки царского правления. После чего поэт был отправлен в ссылку - правители выбрали именно этот способ решения проблем, аналогичный сожжению книг и истреблению конфуцианцев в периоде Цинь Шихуанди (основатель дина-

стии Цинь, китайский император).

1.3. Любовь к природе России.

Несмотря на то что Пушкин родился в

дворянской семье, ему была очень близка природа. Он был сыном природы. Поэт очень любил петь в чистом поле, тем самым выражая свою любовь ко всему живому.

В поэмах «Кавказский пленник» и «Цыгане» очень характерно воссозданы природные пейзажи. В «Кавказском пленнике» Пушкин описал Черкеса - смелого, дерзкого, с удалым характером, мечтающего о свободной жизни. О герое А. С. Пушкина В. Г. Белинский писал: «Пленник - это герой того времени», в котором уже были намечены «черты героев нашего времени со времен Пушкина». «Но, - добавлял критик, - не Пушкин родил или выдумал их: он только первый указал на них, потому что они уже начали показываться еще до него, а при нем их было уже много». «В этом отношении, - замечал Белинский - "Кавказский пленник" есть поэма историческая».

Кавказ окружен горами и возвышается на небе, как будто соприкасается с ним. Земля там круглый год покрыта белым снегом, что составляет резкий контраст с пышным небом. Кавказ, созданный поэтом, очень яркий и разноцветный. Очарование природы словно сливается с душой Пушкина, поэтому много своих стихотворений поэт написал на Кавказе: «Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины Недвижной целью облаков, И в их кругу колос двуглавый В венце блистая ледяном Эльбрус огромный, величавый Белел на небе голубом». В этом произведении отражена жизнь местных жителей, примитивных племен. Их любили за открытое гостеприимство, приветливость. Но подобно диким животным у них дикие нравы и жестокие сердца. Такие гармоничные, законченные образы вызывают восхищение.

Поэма «Руслан и Людмила» навеяна образами Киевской Руси, не обошлось без влияния «Слова о полку Игореве», сюжетные линии поэмы разветвленные, но не спутанные, переход от одного сюжета к другому осуществляется через неожиданный перелом. В этом произведении героические мотивы остроумно переплетаются с комедийными.

1.4. Любовь к народной литературе России.

Произведения Пушкина играли огромную роль на литературном поприще, особенно стихотворения и сказки. Его лирике присуща ясность и простота, образы созданы скульптурно, отчетливо. Читателей приковывает сложная интрига, нечто неожиданное, непредсказуемое. Романтические

сказки поэта содержат глубокий жизненный смысл, наводят на размышления. Пушкин установил высокую планку, создав бессмертные шедевры мировой сказки.

Поэма «Руслан и Людмила» богата эстетикой и магическим реализмом, в ней повествуется о любовной истории Руслана и Людмилы. Руслан великодушен, храбр, чувствителен, решителен, верен своей любви и чести. Он очень сильный, щедрый, ненавидел порочного человека как врага. Это выявило твердую волю храбреца. В поэме магический персонаж смертен, кто-то из персонажей является символом добра и справедливости, кто-то - символом зла. Черномор творил зло не страшно, но очень смешно. Волшебный сюжет придал ироничность истории, например, Фарлаф убил Руслана, а старик воспользовался водой бессмертия и спас Руслана от смерти, заставил Бога очнуться от обморока. Добро торжествовало над злом. Народное творчество является тем источником, откуда черпалось настроение поэмы, в которой уродство всегда полно веселья и прозрачности.

«Сказка о Рыбаке и Рыбке» дошла до наших дней. Сказка рассказывает нам о старике, в сети которого однажды попалась золотая рыбка. Говорила рыбка с ним человеческим языком и обещала выполнить его желание, на котором настояла старуха. Так появилось у старухи новое корыто. Но ей все было мало, она просила больше и больше. В итоге старуха осталась ни с чем, а в народе появилось выражение «остаться у разбитого корыта».

Н. В. Гоголь (1809-1852)

Самые известные произведения Гоголя - сатирические комедии. В некотором смысле он продолжает традиции Пушкина. Гоголь обращается к литературным жанрам, которые несправедливо считались нежизнеспособными, например, к роману и драматургии. Романтические повести Н. В. Гоголя «Вечера на Хуторе близ Ди-каньки» (1831-1832) имеют явный юмористический элемент. В следующем сборнике «Миргород» (1835) автор обращается к жизни современного ему общества. В произведениях «Тарас Бульба», «Петербургские повести», входящих в состав сборника, Гоголь изображает бездуховную жизнь в Петербурге, критикует влияние денег и власти, сочувствует трагической судьбе маленького человека, воспевает казацкий патриотический дух. В 1836 г. писатель выпускает сатирическую комедию «Ревизор», в которой безжалостно иронизирует над русским феодальным обществом. В 1842 г. выходят поэма «Мертвые души», повесть «Шинель» и комедия «Свадьба». В этих

произведениях Гоголь обличает пороки самодержавного общества в надежде на блестящее будущее страны и беспредельную мощь русского человека. Его произведения -большой шаг в развитии не только литературы, но и всей русской свободной мысли.

2.1. Сопротивление врагу.

Самое известное произведение сборника «Миргород» - повесть «Тарас Бульба», воспевающая патриотический дух. Тарас Бульба - народный герой, украинский казак, жертвующий жизнью ради страны и народа. Он пользуется заслуженной славой среди казаков, даже будучи пойманным поляками, герой ничего не боится. Сцена смерти старого Бульбы в огне вызывает подъем патриотизма среди его войска. Старый атаман оглушительным криком, летящим по ветру, командует истощенным казакам, как уйти от преследования врага. Когда огонь уже охватил его ноги, Тарас Буль-ба с волнением и слезами прощается с товарищами, которые были спасены. Гоголь писал: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!». Образ Тараса Бульбы для писателя является воплощением всех благородных качеств национального характера: справедливый, прямой, твердый, непоколебимый. Это самый трогательный образ национального героя, окруженный романтическим ореолом.

В противовес восхвалению казацкого патриотизма в повести представлено осуждение изменников. Сын Бульбы Андрей, «казацкий сокол», не выдержав искушения красотой, не сумев сдержать страстное желание, сдается врагу, становится позорным изменником. Старый атаман без тени сомнения выносит приговор родины изменнику: «Я тебя породил, я тебя и убью».

2.2. Против феодализма.

В отличие от Пушкина Гоголь отрицает французское искусство как не глубокое, поверхностное. Хлестаков - представитель аристократической молодежи. Случайно попав в глухой провинциальный городок, он проигрывает в карты все свое состояние и хмурит брови, не зная, что делать дальше. Чиновники городка получают письмо о прибытии ревизора из Петербурга, за которого все и принимают Хлестакова. Своим появлением молодой человек наводит панику среди местных жителей. В этой комедии Гоголь обличает уродливую сущность крепостнического русского общества, поэтому пьеса вызывает сильный общественный отклик. Царь сам смотрит выступление и узнает себя в номере. Власти маскируют неправоту гневом по отношению к автору и произведению, а представители демократического

класса ощущают колоссальную критическую силу комедии. Значение «Ревизора» подтверждает и Белинский, называя его «глубоким и гениальным созданием».

«Мертвые души» - наивысшая точка Гоголя в создании критики реалистического. В поэме он разоблачил злоупотребление русского самодержавного, крепостного режима, гниение и паразитизм аристократии. Произведение Гоголя стало сильным оружием против крепостного права в России 40-х гг. XIX в.. Появление этих двух произведений вызывает отклик у всех слоев общества. Герцен: «"Мертвые души" потрясли всю Россию». В поэме представлены пять отличительных черт помещиков: глупый и наивный Манилов, мелочная и невежественная Коробочка, наглый и самовлюбленный Ноздрев, грубый и корыстолюбивый Собакевич, завистливый и скупой Плюшкин. Автор хитро использует муль-тистратегию: описывая похождения нелицеприятного Чичикова, желающего получить много денег нечестным способом, Гоголь главным объектом сатирического обличения делает русских помещиков. По мнению автора, крепостничество не должно существовать в России. Писатель отчетливо осознает, что этот режим неотвратимо приводит к гибели, но в силу некоторых исторических условий Гоголь не может найти путь России после истребления крепостничества. Несмотря на это, «Мертвые души» имеют очень высокий статус в литературе.

2.3. Любовь к русской природе.

В произведениях Гоголя довольно много описаний, пейзажей. Например, в повести «Сорочинская ярмарка» замечательно описание самой ярмарки: различные люди, красочные товары, восхитительные пейзажи раннего лета. Великолепные картины природы у Гоголя полны поэзии, привлекательности. «Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосные речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно. Только хлопанье по ру-

кам торгашей слышится со всех сторон ярмарки». В этом хорошо продуманном наброске видно, что Гоголь идеально сочетает жизнь с рисованием.

2.4. Любовь к русской народной

культуре.

«Вечера на Хуторе близ Диканьки» -шедевр Гоголя, по сюжету это истории, которые якобы рассказал «пасичник Рудый Панько». В основу этой книги положены украинские обычаи и народное сознание, описание народной жизни неразрывно связано с украинскими фантастическими слухами о богах и соборах, характерным национальным колоритом. В этом произведении автор остроумно сочетает волшебный мир фантазии с реальной жизнью, поэтому в повести совмещаются два стиля: реализм и романтизм. Древние фантастические мифы и слухи, поэтический язык, пламенная любовь, прекрасная украинская природа придает книге романтический оттенок.

В сборнике представлен и волшебный, фантастический элемент. В повестях «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь», «Страшная месть» автор представляет нечисть и привидения внешне похожими на человека, в отличие от клыкастой нечисти, которыми полны обычные романы. Гротескный сюжет Гоголя помогает раскрыть русские национальные особенности, передать любовь автора к своей родине. «Миргород» - это продолжение «Ночных переговоров», однако магическая древность заменена историческими фактами. Например, в повести «Тарас Бульба» реальная история переплетается с древним божьим описанием.

Л. Н. Толстой (1828-1910)

Лев Толстой - известный русский писатель, педагог и идеолог. Его называли зеркалом русской революции. Творчество писателя насчитывает множество произведений, в числе которых романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Многие сказки Толстого были включены в учебники для начальных классов. Объектом изображения в произведениях писателя часто становится народ, объединившийся в упорной борьбе с врагом.

3.1. Воспевание любви к стране.

«Война и мир» - произведение, наиболее полно раскрывающее события 1812 г. Действие романа охватывает период с 1805 по 1820 гг. В это время происходят битва под Аустерлицем, французская военная кампания, Бородинское сражение, Московский пожар. Кульминация романа - война с армией Наполеона, развязка - ее поражение. Толстой создает образы реальных ис-

торических персонажей (Наполеон, Кутузов, Александр I), описывает человеческие идеалы, воспевает моральный дух народа и ошеломляющую победу.

«Война и мир» - роман-эпопея именно о народной войне. Сам Толстой писал: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так... в "Войне и мире" я любил мысль народную...». В самый критический момент, в период национального бедствия, русскому народу, объединившись, удается победить врага, защитить родину. Русский полководец Кутузов воплощает собой гораздо больше, чем обычный человек: он отождествляет собой народную волю, сопротивление, уверенность в победе. На протяжении всего романа автор подтверждает это неоспоримыми фактами.

В этой книге Толстой также тщательно изучает судьбы представителей аристократии, подробно описывая жизнь и быт четырех семей: Болконских, Безуховых, Ростовых, Курагиных. Тесно связанными с народной жизнью показаны семьи Ростовых и Болконских. Толстой внушает читателям веру в то, что в этих аристократических людях еще остались добрые народные нравы и обычаи, любовь к стране. Они оказываются рядом с народом и в радости, и в горе, и в жизни, и в смерти. Однако автор разоблачает аристократов, близких к правящему классу. Например, Курагины в критический момент способны думать лишь о собственном выживании и совершенно не интересуются будущим государства. Одним словом, Толстой восхваляет людей, страстно любящих свою страну и резко критикует предателей родины.

3.2. Против крепостного права.

По происхождению Лев Толстой был аристократом, но позднее его мировоззрение меняется кардинальным образом - писатель начинает смотреть на мир и общество глазами крестьянина. Так появляется роман «Воскресение», герой которого - типичный аристократ Нехлюдов - испытывает тяжкую борьбу мыслей, узнав среди обвиняемых окружного суда Катюшу Маслову, десять лет назад соблазненную и брошенную им. Муки совести и позднее раскаяние разрывают душу героя. С этого момента все переворачивается в жизни Нехлюдова, начинается процесс его духовного обогащения. Толстой, долго наблюдая за российским обществом, приходит к мысли, что источник всех злодеяний - человек, управляющий судьбой другого человека. Нехлюдов, долгое время находившийся на «дне» общества, принимающий участие в жизни простых людей, ясно понимает, что причиной бедности крестьян являются помещики, отнимающие у них землю - единственное,

что может прокормить их.

Образ Нехлюдова имеет большое значение в романе, поскольку именно в нем Толстому удается органично соединить черты дворянина и представителя простого народа.

В рассказе «Утро помещика» Толстой не только описывает картину деревенской России накануне реформы крепостничества, но очень тонко анализирует внутренний мир крестьянина. За это П. И. Чайковский высоко оценил рассказ: «Лев Толстой не только изображает крестьян, он отражает их взгляд на вещи». «Утро помещика» обнажает непримиримое классовое противоречие крестьян и помещиков, а также провозглашает историческую неизбежность отмены крепостного права.

3.3. Любовь к природе России.

Изображая в своем творчестве российское общество, Толстой представляет взору читателя множество различных образов, в том числе природных. Например, в повести «Из записок князя Д. Нехлюдова»: «Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко, как будто выпукло расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезло в нагроможденных друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах».

Возвращение к природе - одна из главных мыслей в повести Толстого «Казаки». Произведение, описывающее горькую любовь между Олениным и Марьяной, показывает культурное, природное столкновение между людьми. Природа представляется Толстому идеальным жизненным оча-

гом, а современный город - местом, извращающим культуру и историю. Французский мыслитель Жан-Жак Руссо в «Общественном договоре» высказал свои мысли: «Человек рожден свободным, и все же все вокруг в цепях. Если отдельные люди порознь один за другим порабощаются одним человеком, то каково бы ни было их число. Я вижу здесь только господина и рабов, а никак не народ и его главу». В современном обществе нередко условия жизни, действительно, не удовлетворяют культурным потребностям человека. Осознавая это, Толстой в повести «Казаки» обрисовал перспективы светлого будущего, гармонично развивающееся человечество.

3.4. Любовь к народной культуре России.

В творчестве Толстого кроме романов, повестей и рассказов имеют место рассказы-легенды («Прыжок», «Бедные люди» и т.д.). Многие его произведения включены в учебные планы образовательных учреждений.

В данной статье на примере творчества трех русских писателей рассматривается тема патриотизма, играющая огромную роль в образовании и воспитании студентов. В современном Китае студенты очень остро ощущают нехватку народного духа, поэтому в образовательных организациях существует необходимость патриотического воспитания. При этом нужно сочетать объяснение с показом на практике, образование с самообразованием.

Патриотическое воспитание имеет весьма значительную стратегическую ценность в формировании социалистического общества. Современные студенты, молодежь - будущее страны, на их долю выпала миссия национального пробуждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваулина Е. Ю.Патриотизм в произведениях Гоголя и Блока. М. : Эксмо, 2005. С. 3~5-

2. Погорелый А. П. Патриотизм как ценность российского общества. М., 2004. С. 5-10.

3. Пушкин А. С. Патриотическое стихотворение 1828-1836. M. : Новые хроники, 1828. С. 30.

4. ffi/*, Ш*^: ffi±№ 2011, 2-6.

5. ШИШ, ШШ1 [J], Ш», 2015. ®9Я, 36-37.

6. ж/g, [J], ^жшжт 2015, ®35®®-®, 109-112.

7. ШЩ, М) (ШИШ) [M], жж 2® (ШМ, Лж: Лж^ЩШй, 2007^ 10Я, 130-131.

8. ш, [J], «^х^ (tWJ> 2015, Ш4я, 63.

9. ШЪ, [J], «#Ш^», 2012, ®иЯ, 80-81.

10. ШШШ, [J], ffi±i£X, 2006, 5-30.

11. [J], ffi±i£X, 2011, 2-10.

12. [«], ffi^«: «fig», ft 1983^11^®-®, 62.

REFERENCES

1. Vaulina E. Yu.Patriotizm v proizvedeniyakh Gogolya i Bloka. M. : Eksmo, 2005. S. 3-5.

2. Pogorelyy A. P. Patriotizm kak tsennost' rossiyskogo obshchestva. M., 2004. S. 5-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pushkin A. S. Patrioticheskoe stikhotvorenie 1828-1836. M. :Novye khroniki, 1828. S. 30.

4. № '¡Ш^: 2011, 2-6.

5. шиш, лжи, и, «х-^т* ш», 2015. Ш9Я, 36-37.

6. шш, «19тттжтщшш^,-и"жштш'» ш> ш, ^жшжт

2015, Ш35ШШ-Я, 109-112.

7. ШЩ, ««ЯХ^Й (ШИШ) [М], ШЖ 2® (ШМ, Лж: Лж^ЩШй, 2007^

10Я, 130-131.

8. ш, «яшт^-жт&щт^^яшшш» и, «шх^ (тдао» 2015, Ш4Я, 63.

9. тъ, «ш^&штшт&шкж» и, 2012, шия, 80-81.

10. шшш, и, 2006, 5-30.

11. [Л], щ±г££, 2011, 2-10.

12. [«], &ШШ: «®Й», 1983¥иЯШ-№, 62.

Статью рекомендует канд. филол. наук, доц. Н. А. Воробьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.