УДК 811.161
РУССКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКА ОПИСАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА
Г.П. Андриевская
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В статье рассматривается традиция русской музыкальной культуры и ее влияние на процесс формирования языка описания музыкального текста.
Ключевые слова: российское общество, музыка, музыкальная традиция, музыкальная жизнь, музыкальный текст, критика.
Развитие языка описания музыкального текста неотделимо от культурной традиции общества, от его музыкальной жизни и уровня музыкального сознания.
Одним из важнейших направлений в культуре, оформившихся как специфическая сфера деятельности, направленная на повышение способности общества к критическому осмыслению своего опыта творчества, является художественная критика, обращенная к широкой аудитории и нацеленная на формирование её эстетического сознания и эстетически выверенного взгляда на результат творчества.
Художественная критика - это социально-оценочное комментирование художественного произведения, нацеленное на его социальную репрезентацию, на раскодирование для широкой аудитории, содержащихся в нем смыслов.
«Фигура художественного критика, - как пишет Б. Гройс, - возникает... в конце XVIII - начале XIX века параллельно с повсеместным возникновением широкой, демократической общественности. Однако в те времена художественный критик понимался не как репрезентант художественного сообщества, а как его строгий внешний наблюдатель. Его функция состояла в том, чтобы от имени публики так рассматривать и оценивать художественные произведения, как это смог бы сделать любой другой образованный зритель, принадлежащий к тому же культурному кругу, имей он для этого достаточно времени и обладай он способностью формулировать свой вкус: правильный вкус расценивался как выражение эстетического common sense. Художественный критик должен был представлять законы хорошего вкуса и быть судьей для художника...»1.
Сегодня художественная критика занимает все более значимое положение, становясь более открытой и персонализованной. Как справедливо замечает В.М. Лип-ская, сейчас «нет “запретных тем” и “зон умолчания”, нет запрограммированного единодушия по поводу тех или иных событий в мире искусства»2.
1 Гройс Б. О современном положении художественного комментатора // Художественный журнал. -2001. - № 41. - Режим доступа: [http://xz.gif.ru/numbers/41/groys/].
2Липская В.М. Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова [электронный ресурс] //Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН, 1997. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/lipskaya/confess_18.html.
Современное российское общество становится все более чувствительным к вопросам музыкальной культуры. Не случайно объектом художественно-критической журналистики все чаще становится «музыка во всем спектре стилей и техник, современное исполнительство, современные музыкально-сценические искусства, театрально-концертная практика, массовая музыкальная культура - все, что “бурлит и пенит-
о
ся” вокруг» .
Музыка - исключительно важный феномен, обнаруживающий себя в разных аспектах - эстетическом, психологическом, этнокультурном, социальном, педагогическом. В настоящее время в России значительно расширяется общий объём специализированных периодических изданий, посвященных музыке. Среди них - «Музыкальная жизнь», «Музыка и время», «Старинная музыка», «Музыкальное просвещение», «Музыкальная академия», «Голос и речь» и др. Чрезвычайно важно то, что масс-медиа постепенно образуют необходимую обществу концептуальноэмоциональную среду, способствующую социальному продвижению эстетически и нравственно выверенных смыслов, репрезентированных языком музыкальной критики.
«Включение» музыкального текста в поле общественного сознания обеспечивается особым языком описания, отражающим ключевые параметры как вида искусства и самого произведения, так и социально-исторического периода с присущей ему идеологией и стилистикой.
Язык описания музыкального текста «представляет собой критическое, идеологически ориентированное художественно-аналитическое комментирование, выстраивающееся на системе понятий, эпитетов, сравнений и метафор, нацеленных на раскрытие авторского замысла, на анализ семантического пространства музыкального текста и включение его в культурно-исторические контексты социального бытия»4.
Язык описания музыкального текста как уникальный самобытный феномен культуры не образуется сразу, он начинает постепенно обретать особенные черты вместе с формированием в России полнокровной музыкальной жизни, в период «великих путешествий», в период знакомства русского общества с музыкальной культурой Европы и открывания «полифонической сентиментальности»5.
Огромное влияние на формирование языка описания музыкального текста оказала прежде всего музыкально-критическая деятельность В.Ф. Одоевского, по праву называемого исследователями «первым настоящим русским музыковедом». Его творчество связано с романтизмом, то есть с тем периодом, когда, по сути дела, обретала свое бытие русская критика, в формировании важнейших черт которой В.Ф. Одоевский принял самое активное участие.
В.Ф. Одоевского по праву называют музыкальным просветителем. Он был не только автором таких заметных работ, как «Музыкальная грамота для не-музыкантов» и «Музыкальная азбука для народных школ»6, но и собирателем русских песен, один из тех людей, кто стоял у истоков создания Российского музыкального общества и Московской консерватории. Кроме того, В.Ф. Одоевский был тем, кто заложил русскую традицию музыкальной критики. Оценка, которую давал В.Ф. Одоев-
3 Курышева Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -294 с.
4 Полонский A.B. Современность и ее текстовые парадигмы. - Рукопись. - 2012. С.134
5 Перси У. «Не пой, красавица, при мне»: Культурная территория русского романтизма / У. Перси; [Пер. с ит. Я. Токаревой и У. Перси; Под общ. ред. A.B. Полонского]. М.: Аграф, 2003. С.211
6 Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. - М., 1956. - 729 с.
ский музыкальным произведениям, выстраивалась, как известно, на требовании высокой содержательности, глубины и силы выражения, а язык его критики, отличавшийся глубокой аналитической мыслью, ясностью, живостью и образностью, был богат сравнениями и метафорами.
В.Ф. Одоевский видел связь музыки с философией, говорил, что объяснение музыки через поэзию или живопись не приводят к ее истинному пониманию: «Ни живописью, ни поэзией вы не выразите музыки; она неопределенна, потому что есть выражение души в степени ее дальнейшей глубины»7.
Музыкально-философская концепция В.Ф. Одоевского - яркое явление в области русской аналитико-критической мысли о музыке XIX в.
Вехой в становлении языка описания музыкального текста становятся музыкальные рецензии В.В. Стасова, благодаря деятельному участию которого появилось объединение композиторов, получившее имя «Могучая кучка», и А.Н. Серова, заведовавшего музыкальным отделом в «Музыкально-театральном вестнике», журнале «Искусство» и издававшего газету «Музыка и театр».
В.В. Стасов писал, что «у нас в России теперь уже немало людей, в самом деле любящих искусство. ...Эти люди страстными глазами следят за успехом русского художества, и считают всякий новый илаг его вперед - истинным торжеством и праздником для себя. ...Но симпатизируют новому искусству далеко не все. Напротив, большинство публики состоит у нас из людей, которым мало дела до того, что хорошо и талантливо. Им более всего нужно то, что в искусстве плохо и плоско, что в нем фальшиво, гнило и негодно. ...Между художниками для их сердец милы только те, что посредственны и бездарны; между художественными созданиями наполняют их сердца и волнуют лишь те, в которых вместо красоты присутствует смазливость, вместо правды -условность и даже полная нелепость, вместо чувства риторика, вместо вкуса - пошлость. ... Вот в таких людях и сидит помеха всякому правдивому и талантливому искусству, в том числе и новому русскому, они бы с восторгом стерли все это с земли. А когда нельзя вовсе стереть, то хоть бы задержать и затормозить так долго, как удастся»8.
А.Н. Серов в своих работах9 рассматривал широкий круг актуальных проблем зарубежной и отечественной музыки и выступал как пропагандист музыкального творчества. Его оценка, зачастую полемическая, всегда была аргументированной и чувствительной к национально-культурной традиции.
Начало XX в. для русской музыкальной критики стало временем больших перемен и напряжённой разработки нового языка, который не мог остаться в стороне от происходивших в стране перемен и от новых идейно-эстетических направлений. Появление новаторских произведений А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева сопровождалось бурными спорами и требовало иной, чувствительной ко времени аргументации и образности. Востребованными становятся политическая фразеология и метафора («бороться за лучшее будущее», «левацкий сумбур», терты “мейерхольдовщины” в умноженном виде», «клянется именем социалистического реализма»), а также метафоры движения («тормоз творчества»).
Огромный вклад в разработку критической мысли внес композитор, музыковед и музыкальный критик Б.В.Асафьев. В основе большинства его высказываний лежит требование связи музыкального творчества с жизнью, с запросами широкой аудито-
7 Одоевский В.Ф. Русские эстетические трактаты I трети XIX в. - Т.2. - М., 1981. С.183
8 Стасов В.В. Тормозы нового русского искусства // Стасов В.В. Избранные статьи. - М., 1977. С.201-202
9 Серов А. Статьи о музыке. - Вып. 4. - М., 1988
рии. Эта мысль с особой силой прозвучала в его статьях 1924 г. «Кризис личного творчества» и «Композиторы, поспешите!», вызвавших живые отклики в музыкальной печати. Работы Б.В. Астафьева «Задачи и методы современной критики», «О музыке XX века», «Современное русское музыкознание и его исторические задачи», «Кризис музыки» и др. открыли перспективы для дальнейшего развития музыкальной критики, ее способа осмысления произведения и говорения о нем.
Современная музыкальная критика отличается особенным разнообразием жанров, интересом к разным аспектам музыкальной культуры. Ее особое качество - полистилистика - формируется благодаря работам как критиков и исследователей-специалистов музыкально-исторической и музыкально-теоретической направленности, так и публицистическим выступлениям деятелей культуры, благодаря освещению в масс-медиа вопросов музыкального образования и педагогики, биографическим очеркам об исполнителях и композиторах, многообразию тем и форм высказывания современной музыкальной критики.
В язык критики, чувствительной к «высокой», иногда излишне «слащавой» образности («чувства героя подобны цветам, которые лишь по ночам раскрывают лепестки, и тогда цветет сердце героя»), врывается новое «массмедийное слово», заявляющее, иногда слишком жестко, свое мировоззрение, свой вкус и свою оценоч-ность {«драйв шаловливой экспрессии», «музыкальная агрессия», {{Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно»; {{Это музыка, умышленно сделанная “шиворот-навыворот”, так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью»).
Современный язык описания музыкального текста обретает новые особенности, например, такие, как языковая игра и интертекстуальность {{{это сладкое русское слово “шансон”»).
Таким образом, язык описания музыкального текста - это особый языковой феномен культуры, чувствительный к духовной традиции, а также к особенностям стилистики и «языкового вкуса», задаваемым масс-медиа.
Список литературы
1. Асафьев, Б.В. Избр. труды в 5 тт. М.: АН СССР. Т.1: 1952,- 400 с; Т.2: 1954,- 384 с; Т.4: 1955,-440 с; Т.5: 1957. - 388 с.
2. Гройс, Б. О современном положении художественного комментатора // Художественный журнал. - 2001. - № 41. - Режим доступа: [http://xz.gif.ru/numbers/41/groys/].
3. Курышева, Т. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.-294 с.
4. Липская, В.М. Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова
[электронный ресурс] // Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г. - СПб.: Изд-во Института Человека РАН, 1997. Режим доступа:
http://anthropology.ru/ru/texts/lipskaya/confess_18.html.
5. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие. - М., 1956. - 729 с.
6. Одоевский, В.Ф. Русские эстетические трактаты I трети XIX в. - T.2. - М., 1981.
7. Перси, У. «Не пой, красавица, при мне»: Культурная территория русского романтизма / У. Перси; [Пер. с ит. Я. Токаревой и У. Перси; Под общ. ред. A.B. Полонского]. М.: Аграф, 2003.
8. Полонский, A.B. Современность и ее текстовые парадигмы. - Рукопись. 2012. 186 с.
9. Серов, А. Статьи о музыке. - Вып. 4. - М., 1988.
10. Стасов, В.В. Тормозы нового русского искусства // Стасов В.В. Избранные статьи. - М., 1977.
RUSSIAN CULTURAL TRADITION IN THE FORMATION OF THE LANGUAGE OF THE DESCRIPTION OF THE MUSICAL TEXT
G.P. Andrievskaya
Belgorod state institute of culture and arts e-mail: [email protected]
The article considers the tradition of Russian musical culture and its influence on the process of formation of the description language of the musical text.
Keywords: Russian society, music, music tradition, the musical life of a musical text criticism.