Научная статья на тему 'Русская крепость Табынск и его окрестности: к вопросу о колонизации центральной части Башкирии в XVI - XVIII вв'

Русская крепость Табынск и его окрестности: к вопросу о колонизации центральной части Башкирии в XVI - XVIII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1372
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ XVI-XVIII ВВ / КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ / ТАБЫНСКАЯ КРЕПОСТЬ / СОЛЕВАРНЫЙ ГОРОДОК / ВОЗНЕСЕНCКАЯ ПУСТЫНЬ / ТАБЫНСКИЙ ОСТРОГ / ТАБЫНСКИЕ БАШКИРЫ / RUSSIAN SETTLEMENTS OF THE 16TH-18TH CENTURIES / CULTURAL LAYER / TABYNSK FORTRESS / SOLEVARNY TOWN / HERMITAGE OF ASCENSION / TABYNSK STOCKADE / TABYN BASHKIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камалеев Э. В., Ахатов А. Т.

В статье приведены результаты историко-архивных исследований русских поселений и крепостей XVI-XVIII вв. на территории современного Гафурийского района РБ. Строительство населенных пунктов в этой части Башкирии было связано с явлением одной из наиболее почитаемых христианами православной иконы Табынской Божией матери и открытием соляных источников на р. Усолка. Взаимодействия пришлого населения и табынских башкир долгое время носило напряженный характер. Недовольство коренного населения действиями русского правительства в крае выражалось периодическими открытыми вооруженными выступлениями. В связи с этим, строительство первых укрепленных форпостов в самом центре башкирских земель являлось необходимой мерой по защите пришлого населения, а также дальнейшей колонизации восточных окраин страны. Наиболее ранняя история края связана с Вознесенской пустынью второй половины XVI в., в которой проживали монахи-иноки. Разорение монастыря в 1584 г., сподвигло русское правительство к строительству в первой четверти XVII в. укрепленного Солеварного городка на левом берегу р. Усолка. Первые археологические исследования Солеварного городка под руководством В.В. Гольмстен в 1910 г. зафиксировали 2 ряда оборонительных валов со рвами. Распространение вещевых находок и керамического материала на расстоянии более 1 км от основной площадки памятника свидетельствуют о бурной хозяйственной деятельности его жителей. История табынского края XVIII-XIX вв. связана с Табынской крепостью и его оборонительным пикетом у Вознесенской горы Табынского острога. Значительные археологические изыскания на территории острога пополнили источниковую базу по изучению археологии Нового времени и определили значение данного памятника в системе оборонительных сооружений. Привлечение комплексных материалов историко-архивных и археологических исследований позволило по-новому взглянуть на историю табынского края и дополнить ее новыми сведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Камалеев Э. В., Ахатов А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Tabynsk fortress and it is neighbourhood: the issue of the central part of Bashkiria colonization in 16-18 centuries

The article presents the results of historical and archival research on Russian settlements and fortresses of the 16th-18th centuries within modern Gafuri District of the Republic of Bashkortostan. The emergence of the settlements in this part of Bashkortostan was associated with the appearance of the venerated Tabyn Icon of the Mother of God and discovery of salt springs on the Usolka River. Interactions between the alien population and local Tabyn Bashkirs remained rather tense for a long time. Dissatisfaction of the indigenous people in response to the actions of the Russian administration in the province was expressed by periodic open armed collisions. In this regard, the construction of the first fortified outposts in the heart of the Bashkir lands was a necessary measure for protecting newcomers and facilitated further colonization of the eastern peripheries of the country. The earliest history of the region is related to the Hermitage of Ascension (Russian: Voznesenskaya Pustyn) for male monks built in the second half of the 16th century. The ruin of the monastery in 1584 made the Russian government erect fortified Solevarny town on the left bank of the Usolka River in the first quarter of the 17th century. The first archaeological research of Solevarny town under the supervision of Dr. Golmsten in 1910 recorded two rows of defensive walls with moats. Findings of everyday items and ceramic material at a distance of more than 1 km from the main site of the town suggest intense economic activities of its inhabitants. The history of the Tabynsk region in the 18th-19th centuries is connected with the Tabynsk fortress and its stockaded outpost at the Voznesenskaya Mountain. Large-scale archaeological investigations in the stockade replenished the source base for studying the archeology of the recent period and determined its value in the system of fortifications. The combined use of archaeological evidence and archival sources allowed us to take a fresh look at the history of the region and supplement it with new information.

Текст научной работы на тему «Русская крепость Табынск и его окрестности: к вопросу о колонизации центральной части Башкирии в XVI - XVIII вв»

УДК 94+902+39(470.57)

РУССКАЯ КРЕПОСТЬ ТАБЫНСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ: К ВОПРОСУ О КОЛОНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ БАШКИРИИ В XVI - XVIII ВВ.

© Э.В. Камалеев,

кандидат исторических наук,

младший научный сотрудник,

Институт этнологических исследований

им. Р.Г. Кузеева,

Уфимский научный центр РАН,

ул. Карла Маркса, 6,

450077, г. Уфа, Российская Федерация,

эл. почта: [email protected]

© А.Т. Ахатов,

кандидат исторических наук, научный сотрудник

Институт этнологических исследований

им. Р.Г. Кузеева,

Уфимский научный центр РАН,

ул. Карла Маркса, 6,

450077, г. Уфа, Российская Федерация,

эл. почта: [email protected]

В статье приведены результаты историко-архивных исследований русских поселений и крепостей ХУ1-ХУШ вв. на территории современного Гафурийского района РБ. Строительство населенных пунктов в этой части Башкирии было связано с явлением одной из наиболее почитаемых христианами православной иконы Табынской Божией матери и открытием соляных источников на р. Усолка.

Взаимодействия пришлого населения и табынских башкир долгое время носило напряженный характер. Недовольство коренного населения действиями русского правительства в крае выражалось периодическими открытыми вооруженными выступлениями. В связи с этим, строительство первых укрепленных форпостов в самом центре башкирских земель являлось необходимой мерой по защите пришлого населения, а также дальнейшей колонизации восточных окраин страны.

Наиболее ранняя история края связана с Вознесенской пустынью второй половины XVI в., в которой проживали монахи-иноки. Разорение монастыря в 1584 г сподвигло русское правительство к строительству в первой четверти XVII в. укрепленного Солеварного городка на левом берегу р. Усолка. Первые археологические исследования Солеварного городка под руководством В.В. Гольмстен в 1910 г. зафиксировали 2 ряда оборонительных валов со рвами. Распространение вещевых находок и керамического материала на расстоянии более 1 км от основной площадки памятника свидетельствует о бурной хозяйственной деятельности его жителей.

История табынского края ХУШ-Х1Х вв. связана с Табынской крепостью и его оборонительным пикетом у Вознесенской горы - Табын-ским острогом. Значительные археологические изыскания на территории острога пополнили источниковую базу по изучению археологии Нового времени и определили значение данного памятника в системе оборонительных сооружений.

Привлечение комплексных материалов историко-архивных и археологических исследований позволило по-новому взглянуть на историю табынского края и дополнить ее новыми сведениями.

Ключевые слова: русские поселения ХУ1-ХУШ вв., культурный слой, Табынская крепость, Солеварный городок, Вознесенская пустынь, Табынский острог, табынские башкиры

© E.V. Kamaleev, A.T. Akhatov

RUSSIAN FORTRESS OF TABYNSK AND ITS NEIGHBOURHOOD: ON COLONIZATION OF THE CENTRAL PART OF BASHKIRIA IN THE 16TH -18TH CENTURIES

The article presents the results of historical and archival research on Russian settlements and fortresses of the 16th—18th centuries within modern Gafuri District of the Republic of Bashkortostan. The emergence of the settlements in this part of Bashkortostan was associated with the appearance of the venerated Tabyn Icon of the Mother of God and discovery of salt springs on the Usolka River.

Interactions between the alien population and local Tabyn Bashkirs remained rather tense for a long time. Dissatisfaction of the indigenous people in response to the actions of the Russian administration in the province was expressed by periodic open armed collisions. In this regard, the construction of the first fortified outposts in the heart of the Bashkir lands was a necessary measure for protecting newcomers and facilitated further colonization of the eastern peripheries of the country. The earliest history of the region is related to the Hermitage of

R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies,

Ufa Scientific Centre,

Russian Academy of Sciences,

6, ulitsa Karla Marksa,

450077, Ufa, Russian Federation,

e-mail: [email protected], [email protected]

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/ 2017, том 22, № 1 (85) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll

Ascension (Russian: Voznesenskaya Pustyn) for male monks built in the second half of the 16th century. The ruin of the monastery in 1584 made the Russian government erect fortified Solevarny town on the left bank of the Usolka River in the first quarter of the 17th century. The first archaeological research of Solevarny town under the supervision of Dr. Golmsten in 1910 recorded two rows of defensive walls with moats. Findings of everyday items and ceramic material at a distance of more than 1 km from the main site of the town suggest intense economic activities of its inhabitants.

The history of the Tabynsk region in the 18th—19th centuries is connected with the Tabynsk fortress and its stockaded outpost at the Voznesenskaya Mountain. Large-scale archaeological investigations in the stockade replenished the source base for studying the archeology of the recent period and determined its value in the system of fortifications.

The combined use of archaeological evidence and archival sources allowed us to take a fresh look at the history of the region and supplement it with new information.

Key words: Russian settlements of the 16th-18th centuries, cultural layer, Tabynsk fortress, Solevarny town, Hermitage of Ascension, Tabynsk stockade, Tabyn Bashkirs

Начавшиеся в ХУ1—ХУ11 вв. процессы колонизации на территории современной Башкирии привели к возникновению первых русских поселений, к которым относятся Уфимская крепость, с. Николо-Березовка, а также исследуемые в данной работе Табынская крепость, Солеварный городок и Вознесенская пустынь. Указанные населенные пункты находятся в центральной части Республики Башкортостан на территории современного Гафурийского района, на месте которых ныне расположены с. Табынское, ГУП санаторий «Красноусольский» в 2,5 км северо-восточнее с. Красноусольский и д. Белый Камень.

До появления в этой местности русских и пришлых поволжских народов территорию района населяли табынские башкиры родов дуван, кальсер и кесе. В XVI в. возникает одно из самых ранних русских поселений в Башкирии — Вознесенская пустынь у истока р. Усолка. В XVII в., по данным А.З. Асфандиярова, на территории района возникают еще два русских поселения — Солеварный городок и Солеварный острог (ныне с. Табынское) [1, с. 165—166]. В конце ХУП—середине ХУШ в. здесь были образованы около 40 новых преимущественно населенных башкирами деревень, что связано с разделением табынских родов и образованием новых волостей.

Целью статьи является комплексное историко-архивное исследование первых

русских поселений на территории центральной части Башкирии, в т. ч. с привлечением ранее не использованных археологических материалов.

Вознесенская пустынь (Вознесенский монастырь). История заселения пришлым населением Табынской земли связана с древнейшим в данной местности монастырем, основанным черным попом Иларионом, который был расположен в местности, именуемой Вознесенской пустынью. Следует отметить, что «пустыни в России стали развиваться еще с XIV в., а в XV в. превзошли по численности обычные монастыри более чем вдвое. Они имели более самобытное происхождение, основывались великими подвижниками, которые, отрекшись от мира, уходили в совершенную пустыню, лишенную человеческого жилища. Сами изыскивали средства для построения и содержания своего пустынного монастыря... В древнерусском понимании пустынный монастырь признавался совершеннейшей формой монашества, основание такого монастыря было высшим подвигом инока» [2, с. 17].

Первое упоминание о Вознесенской пустыни приходится на период царствования Федора Ивановича (1584—1598) и отражено в его грамоте: «А того ради царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руссии самодержец казал тебе старцу Ионе, не мешкав ехати в Уфимский уезд в Вознесенскую пустынь Нагайской дороги, что башкирами

сожжена, а братья разсеяна, .а того ради тое старцу Ионе, будучи в той пустыне Вознесенской, всякое церковное имущество, утварь, какие если остались или разграблены, равно колокола, все то переписати, а также какое есть строение, келий и службы также переписати...» [3, с. 55]. Приведенные в грамоте сведения фиксируют многочисленность строений и келий на территории монастыря, в т.ч. и церковный колокол, устанавливаемый на значимые храмовые сооружения, до его разграбления башкирами вероятнее всего во время восстания 1584 г.

Очевидно, что монастырь возник в Вознесенской пустыни задолго до его первого разорения башкирами и продолжал действовать до башкирского восстания 1681—1684 гг., когда был полностью уничтожен [4, с. 52]. В этой связи возникает вопрос о причине, месте и дате возникновения самой Вознесенской пустыни и его монастыря. Не без основания следует предположить, что переселение русских монахов в самый центр башкирских земель должно было иметь вескую причину, которой могло стать только явление значимых христианских реликвий на данной территории, коим является Табынская икона Божией матери. Аналогичным образом в Краснокамском районе возникло русское с. Николо-Березовка в XVI в. после явления иконы Николая Чудотворца, ставшего покровителем здешних мест.

В ином случае, явление почитаемой христианами иконы призвано было «узаконить» появление в этих краях русского населения. И «защита православных святынь, как оплота русской государственности, а также территории их появления, становилось отправной точкой выбора места строительства и формирования населения» [4, с. 48] с целью дальнейшей колонизации восточных башкирских земель в XУI—XУШ вв.

Так или иначе, появление Вознесенской пустыни и монастыря, на наш взгляд, относится ко второй половине XVI в. после таких значимых исторических событий, как взятие Казани в 1552 г. и присоединение племени табын к Русскому государству в 1556 г. [5, с. 152], т. е. в период с 1556 по 1584 гг.

__............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

Ж^^^^НвВНЁВНЙН

Во время башкирского восстания 1584 г., как утверждают исторические хроники, Вознесенская пустынь была разрушена. По нашему мнению, в период первоначального строительства и существования монастыря, вываривание соли на соляных ключах не имело столь широкого размаха, поэтому мы не находим упоминания о них в исторических источниках.

Однако огромное хозяйственное, промышленное, и экономическое значение соли в XVII—XVПI вв. подвигло царское правительство обратить пристальное внимание к соляным источникам и приступить к строительству укрепленного Солеварного городка, на территории которого был построен вновь образованный Пречистенский монастырь. Разрушенная Вознесенская пустынь продолжала действовать и, по мнению исследователей, локализуется в районе современной деревни Белый Камень в 3-х км северо-северо-западнее от соляных ключей.

Данная точка зрения возникла по нахождению фрагментов гончарной посуды на территории данного населенного пункта, которая не имеет установочных датирующих границ и может относиться к более позднему периоду. По мнению краеведа В.Н. Курмаева, в 1663 г. произошло окончательное разорение и разрушение Вознесенского монастыря, локализованного им на месте д. Белый Камень [6, с. 41].

Вполне вероятно, что первоначально Вознесенская пустынь находилась в окрестностях соляных ключей, а именно на вершине обрывистой горы правого берега р. Усолка, из которой бьют соляные ключи. У подножия этой горы произошло почитаемое у православных явление Божией Матери. В археологическом отчете о разведке на мысе близ Вознесенского монастыря В.В. Гольмстен за 1910—1912 гг. имеются сведения местных жителей о якобы «Чертовом городище», расположенном на Березовой горе у дороги по направлению на пчельник [7]. Однако у того же исследователя мы находим описание рва № 3, в котором были найдены неполивные изразцы с растительным орнаментом, фрагменты гончарной посуды, относящиеся, по мнению автора, к монастырю XУI—XУII вв.

В отсутствии достоверных сведений о местонахождении Вознесенской пустыни, данный объект XVI в. помимо историко-ар-хивных исследований требует проведения тщательных археологических изысканий, т. к. является одним из наиболее ранних русских поселений в регионе.

Солеварный городок (Солеварный острог, Пречистенский монастырь, Табынский острог). Наиболее раннее упоминание о городке относится к 20-м годам XVII в., из которого следует, что чуваш Казанского уезда Зюрейской дороги д. Карабаево Терегул Базаев продал «вотчину свою, бортные ухожьи и всякие ловли в Уфимском уезде... жильцу Солеварного острога Ивану Максимову сыну Мордвину» [8, с. 99].

Сведения об укреплении и пополнении городка служилыми людьми, чтобы ускорить умиротворение края путем подавления восстания башкир, находят отражение в наказе царя от 15 мая 1664 г. [9, с. 116]. Последующие упоминания о Солеварном городке и о сложных взаимоотношениях жителей городка с вотчинным населением в мирное время и в период башкирских восстаний также нашли отражение в материалах архивов и различных исторических документов за 1687 г. [1, с. 166], 1689 г. [10, л. 11], 1695 и 1700 гг. [11, л. 75-76], 1705 г. [9, с. 162].

Наиболее исторически подтвержденным местом расположения соляных варниц и Солеварного городка было у истоков р. Усолка (на месте современных корпусов санатория «Красноусольский»). Локализация Солеварного городка XVII в. на территории санатория подтверждают сведения и материалы первой археологической экспедиции на данной территории, проведенные под руководством В.В. Гольмстен. В своем отчете Вера Владимировна отметила, что были исследованы три нераспаханные площадки: «на одной из них находится вал и со рвом (№ 1), на другой также вал и ров (№ 2) и на третьей — яма (№ 3). вал протянулся с СВ на ЮЗ на 54 арш., ширина — 6 арш., высота — 2 арш. Со стороны леса вал огражден рвом в 3 арш. ширины и 1 арш. глубины (см. общий план — №

1). На расстоянии 35 саж. от этого вала на СЗ находится другой (см. общий план — № 2). Направление вала — с СВ на ЮЗ, длина его — 54 арш., ширина — 10 арш., высота — 2 % арш. С ЮВ вал ограничен рвом в 3 арш. ширины и 2 арш. глубины. На расстоянии 25 саж. к СВ от последнего вала находится яма четырехугольной формы (по преданию — место монастырского храма). Размеры ямы — длина — 30 арш., ширина — 15 арш., глубина — 2 арш.» [7].

В плане, составленном В.В. Гольмстен, довольно точно определяются выявленные объекты на современной местности с учетом периода составления, качества документа и ландшафтных изменений на указанной территории. Выявленные укрепления свидетельствуют о наличии крупного укрепленного поселения, которое по архивным данным и историческим свидетельствам может отождествляться только с Солеварным городком (Соловарный острог). Обнаруженный В.В. Гольмстен культурный слой в виде углей, кирпича, костей, черепков на расстоянии более 1 км в сторону Богоявленского завода, т.е. на Юго-Запад, по мнению автора, вполне соответствует площади укрепленного городка.

В дневнике С.Р. Минцлова, в биографии которого значится служба земским начальником в Уфимской губернии в 1910— 1911 гг. в селе Богоявленском (ныне село Красноусольское) приведено довольно интересное этнографо-археологическое описание печи для обжига кирпичей: «сложена она была из сырца, так что ни одного кирпича целым вынуть возможности не было — все они рассыпались как песок. В печи, вернее в остатках ее, нашли 3 ряда кирпичей, положенных для обжигания. Надо думать, что этот заводик работал там в монастырские времена и был разрушен башкирами в одно время с монастырем. От печи до предполагаемого местонахождения монастыря около полуверсты...» [12, с. 35].

Действительно, в ходе башкирского восстания 1662—1664 гг. и Сеитовского восстания 1681—1684 гг. Солеварный городок подвергся разорению и был разрушен. После нападения башкир в 1663 г. городок

отстроился заново и получил оборонительные укрепления и острог в центре поселения.

На основе архивных материалов краеведом В.Н. Курмаевым было установлено, что Табынск представлял из себя деревянную крепость со стенами длиной 400 сажень (около 854 м), с шестью башнями, куда «... велено перевести на вечное житье ис Чебоксар солдат из гулящих людей 200 человек» [6, с. 60]. В других материалах автора приводится текст архивного документа, в котором описаны следующие трагические события башкирского восстания 1704—1711 гг.: «... что те воры к Солеварному городку приступали и наложа на телеги сухова лесу зажегши подвезли под городовую стену, и тот город и церковь божию выжгли и людей побили, а оставшиеся отошли и сели в осаде в острожке» [6, с. 62]. Данное событие, приведшее к окончательному разорению Солеварного городка, случилось у истока р. Усолка в 1708 г. Сведения о судьбе выживших в острожке отсутствуют. Вполне вероятно, что они переселились в Солеварный острог на р. Белой.

Еще в 1696 г. был издан указ царя Петра Алексеевича, по которому часть стрельцов с Солеварного городка было приказано переселить на «пристанскую поляну» и отвести им «земли и всяких угодий, чего им не доставало» [13, с. 84]. Данная мера была связана с необходимостью обеспечения землей нового населения. Однако, как утверждает Р.Г. Буканова, отсутствуют источники, свидетельствующие об исполнении данного указа [13, с. 84].

После подавления восстания солеварение, вероятно, продолжилось, хотя уже не в тех масштабах. В 1735 г. соляной завод был разрушен окончательно [14, с. 136] и дальнейшая история табынского края была связана уже с Богоявленским заводом и Табынской крепостью.

Табынский острог (Табынский редут, Табынский пикет). Существует также мнение о том, что Солеварный городок возник на левом берегу р. Вознесенка в районе Воскресенской горы. Первоначально данную точку зрения находим в описаниях того же С.Р. Минцлова. В его этнографическом

..............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

шж

дневнике «Дебри жизни» приведены следующие записи: «Древний Табынск, оказывается, стоял верстах в четырех от нынешнего у, так называемой — Воскресенской горы; там и поныне, говорят, видны валы укрепления.» [14, с. 37]. Данная точка зрения в той или иной степени была воспринята последующими исследователями. Однако в том же дневнике С.Р. Минцлов указывает, что «никто ничего не помнит», и что «церковь там, сказывают, когда-то была и крепость. Казаки, будто бы, жили. На них Пугачев с войсками приходил, сражение там было» [12, с. 37]. Церковь и крепость могли находиться только на территории Солеварного городка, однако события, связанные с пугачевским восстанием 1773—1775 гг., относятся уже к истории Воскресенского завода.

Неточность полученных С.Р. Минцловым сведений привела к тому, что Солеварный городок XVП—XVШ вв. на р. Усолка стал локализоваться в районе Воскресенской горы в 3 км северо-восточнее современного с. Табынское. Приведенное исследователем описание городка в районе Вознесенской горы, вероятно, относится к Табынскому острогу (пикету, редуту) XVП—XVШ вв. Данный вывод соответствует описанию В. Зефирова в его заметке о Табынской крепости на страницах Оренбургских губернских ведомостей за 1850 г.

В материалах путешествия Зефирова из Стерлитамака в Табынск в середине в XIX в. описано, что «... эта мера Русского правительства не могла нравиться Башкирам, ., и они с злобою смотрели на Табынск, изыскивая все возможные случаи сокрушить его, как преграду своей бунтующей свободы, и в одну темную ночь, в чисел нескольких тысяч обложили Табынск; но, непобедимый по предварительно принятым мерам он отстоял; за тем, сторожевой редут его, расположенный на высотах Воскресенской горы с ротою солдат и казаков, хотя также не сдался, но был выморен голодом, и при физическом расслаблении сил герои-защитники наконец были все до одного истреблены Башкирцами» [15, с. 231].

Расположение оборонительных сооружений в северо-западном направлении

в сторону Воскресенской горы соответствовало направлению движения баш-кир-табынцев в случае нападения на соляные промыслы. Мнение исследователей по поводу первоначального расположения Солеварного острога в районе той же Воскресенской горы не имеет, на наш взгляд, практического смысла. Территория «острога» не способствует постоянному проживанию мирного либо военного населения, что подтверждается описаниями С.Р. Минцлова о том, что Табынск был значительно ниже за оврагом, и русским приходилось много терпеть от стрел башкир.

Видимо, со строительством Солеварного городка связано и появление Табынского острога у подножия Воскресенской горы, который предупреждал жителей городка и мог принять первый удар во время нападения. Ту же функцию данный пикет выполнял по отношению и к Табынской крепости на берегу р. Белой. Данные выводы подтверждаются материалами археологического исследования Табынского острога, проведенного под руководством Г.Т. Обыденновой в 2014 г. [16].

Материалы раскопок свидетельствуют о том, что памятник однослойный и основная масса находок сконцентрирована в верхнем культурном слое, не глубже 0,4 м, который объясняется кратковременностью существования памятника [16, с. 317], что связано с сезонностью занятия соляным промыслом, который мог проходить только летом, в виду отсутствия речных переправ в зимний период.

Приведенные выше историко-архивные сведения и, в первую очередь, материалы археологических раскопок, проведенных под руководством Г.Т. Обыденновой, фактически опровергают существование Солеварного городка в районе Воскресенской горы.

Табынская крепость (Табынский острог). Датой основания села является 1735 г., когда по указу Сената было принято решение о строительстве хорошего пригородка вверх по течению р. Агидели, называемой Табынск.

В истории возникновения Табынской крепости мы сталкиваемся с мнением о его возникновении на месте Солеварного

городка. Однако в записках выдающегося русского ученого П.И. Рычкова содержатся сведения по поводу локализации данных поселений. В его фундаментальном труде «Топография Оренбургской губернии» при описании Табынской крепости указано, что «верстах в 8 и 10 от сея крепости под горами имеются соляные ключи, которые в одно место стекаясь сочиняют вышеназванную речку Усолку, коя в вершинах своих от тех ключей имеет соленую воду, но к устью, коим она в реку Белую впадает, большей солености уже не имеет. На оных ключах издавна был городок и соляные варницы, кои на конец принадлежали Балахонским купцам Осокиным, и вываренная тут соль отправлялась судами вниз по реке Белой в города в Уфу, в Бирск и далее.» [18, с. 209].

Сведения П.И. Рычкова содержат резонные доводы в пользу самостоятельности двух населенных пунктов, которые стоят друг от друга на расстоянии 8—10 км. Наличие солеварных варниц, на развалинах которых могла бы быть построена Табынская крепость, в устье р. Усолка в месте ее впадения в р. Белую не имело практического смысла, т. к., по тем же сведениям П.И. Рычкова, вода в районе Табынска не была уже столь соленой.

В то же время, возникновение и строительство Табынской крепости происходило не на пустом месте. Промышленные обороты вывариваемой соли со строительством Солеварного городка требовали использования крупных барок и лодок, которые не способны были передвигаться по руслу р. Усолка. Вполне очевидно, что в качестве причала и перевалочного пункта для перегрузки соли использовался правый берег р. Белой на месте впадения в нее р. Усолка. И пристань на р. Белой существовала еще за долго до появления в этих краях острога, а затем и полноценной крепости в 1736 г. [19, с. 6].

По этому же принципу в целях переправки соли использовалась Стерлитамакская пристань во второй половине XVIII в., куда соль из Илецкой защиты доставляли за 260 км на конных повозках. Вываривание соли на р. Усолка в XVI—нач. XVIII в. и отправка грузов по р. Белая являлось безальтернативным и, по мнению Б.А. Азнабаева, крайне небла-

гоприятным в экономическом отношении мероприятием [20, с. 22]. Строительством острогов и крепостей в центральной части Башкирии русское правительство пыталось защитить солеваренный промысел в Уфимском уезде.

Мнения исследователей о преемственности Солеварного городка и Табынской крепости, как уже известно, связано с тем, что в 1696 г. Солеварный городок был перенесен на правый берег р. Белой, вероятно, сохранив свое прежнее название — Солеварный острог. Новое поселение, на наш взгляд, стало именоваться Табынский острог уже после разрушения в 1708 г. Пречистенского монастыря и переноса туда Табынской иконы Божией матери. Именно строительство монастыря в остроге, скорее всего, определило его новое название в честь данной святой иконы.

Дальнейшие события в Табынском остроге первой трети XVIII в. слабо отражены в исторических хрониках, что было связано с тяжелой внешнеполитической ситуацией в Русском государстве и отсутствием каких-либо волнений в крае.

Основные события в истории Табынска произошли в 1734—1735 гг. Весной 1734 г. обер-секретарь Иван Кирилович Кирилов направил в Сенат ряд предложений по укреплению юго-восточных границ России. Уже 1 мая 1734 г. данное предложение было утверждено императрицей, а сам И.К. Кирилов был назначен начальником Оренбургской экспедиции. Не ограничившись только строительством города Оренбурга на р. Орь, деятельность экспедиции привела к строительству в период с 1735—1736 гг. 26 крепостей. К концу 1740-х годов на Южном Урале насчитывалось уже 41 крепость и 39 форпостов и редутов [21, с. 11], в число которых вошла и Табынская крепость.

Строительство укрепленного форпоста было поручено солепромышленнику И.Д. Утятникову. Уже к началу июня 1735 г.

Табынская крепость была построена [14, с. 115]. Благодаря именно этой крепости русское население смогло пережить нападение башкир, организованное ими в ответ на действия Оренбургской экспедиции и строительство новых оборонительных сооружений, за что И.Д. Утятников был пожалован комиссарским чином.

По приезду в Табынск 10 июля 1736 г. И.К. Кирилов обнаружил здесь неплохо укрепленный острог. Местный гарнизон был пополнен еще одной ротой казаков и по приказу Кирилова от 14 июля 1736 г. был заложен «настоящий земляной город о пяти бастионах и в нем церковь Вознесения Господня.» [21, с. 67]. Помимо указанных сооружений имеются сведения о том, что «в самом центре, самой глуши Башкирии была основана крепость Табынская, укрепленная рвом и земляным валом и снабженная артиллерию и гарнизоном» [15, с. 233]. В табеле Кирилова о количестве назначенных городков от Оренбурга до Самары от 1736 г. в Табынске указано более 400 человек, среди которых ссыльные, определенные в казаки разночинцы, уфимские татары и нагайцы [21, с. 71].

Таким образом, довольно сложной и запутанной представляется нам история Табынского края XУI—XУШ вв. Табынская крепость являлась одним из центров колонизационной политики Русского правительства башкирского края, русскому населению предстояло решать довольно сложные задачи. Помимо строительства соляных промыслов и укрепления православной религии, приходилось терпеть разорительные набеги башкир, калмыков и казахов. Несмотря на наличие разнообразных архивных материалов и исторических сведений, у исследователей и краеведов до сих пор остаются вопросы о местонахождении Вознесенской пустыни в XVI, XVII вв., Солеварного городка XVII в. и о роли Табынского острога XУII—XУШ вв. в районе Воскресенской горы.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/2017, том 22, № 1 (85) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Л И Т Е РАТУ РА

1. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. 744 с.

2. Протоирей Владимир Сергеев. История Табынской иконы Божией матери: Колокол, 2004. 99 с.

3. Село Табынское и Вознесенская пустынь, Табынскоя икона Божией матери и крестный ход из села Табынского в г Оренбург и другие места Оренбургской епархии: историко-археологиче-ский очерк / сост. свящ. Н.Н. Модестов. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. 31. Оренбург: Губернская типография, 1914. 80 с.

4. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII-первой трети XVIII в. Уфа, 1978. 79 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. 198 с.

6. Курмаев В.Н. Очерки истории Табынского края (с древнейших времен до начала XX в.). Уфа: Конкорд-Инвест, 1994. 200 с.

7. Гольмстен В.В. Отчеты о произведенных археологических раскопках в 1910, 1911 и 1912 гг. на Чертовом городище, на могильнике близ него и на месте близ Вознесенского монастыря на р. Усолке (в Гафурийском районе) // Научный архив Уфимского научного центра РАН (НА УНЦ РАН). Ф. 3. Оп. 5. Д. 32.

8. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIII вв.: вопросы формирования небашкирского населения. М.: Наука, 1988. 188 с.

9. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1. Ч. 1. / под. ред. А.П. Смирнова. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1959. 304 с.

10. Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. 3. Оп. 2 Д. 74.

11. Национальный архив РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д.5696.

12. Минцлов С.Р. Уфа. Дебри жизни. Дневник 1910-1915 гг. Берлин: Сибирское кн. изд-во, 1915. 397 с.

13. Буканова Р.Г. Солеваренный городок // Актуальные проблемы отечественной истории: прошлое и современность: Межвуз. науч. сб. Уфа: Башк. ун-т, 1992. С. 77-85.

14. Акманов И.Г. Организация Оренбургской экспедиции и начало восстания 1735-1740 гг. // Очерки истории дореволюционной России. Вып. II. Уфа, 1975. С. 101-141.

15. Зефиров В. Поездка в Табынск // Оренбургские губернские ведомости. 1850. № 46. С. 230-238.

16. Обыденнова Г. Т. Научный отчет о проведении археологических раскопок «Табынского городка» (Табынск-3) в Гафурийском районе Республики Башкортостан в 2014 г. / Археологическая лаборатория Башкирского государственного педагогического университета.

17. Обыденнова Г.Т., Овсянников В.В. «Табынский острог» - исторический памятник XVII-XVIII вв. (к истории изучения) // Изв. Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. № 3. С. 312-318.

18. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887. 435 с.

19. Буканова Р.Г. Табынская крепость. Вып. 2. Уфа, 1993. С. 3-10.

20. Азнабаев Б.А. Промыслы солеваренного города Уфимского уезда и вотчинное право башкирского населения XVII в. // Вест. Челябинского гос. ун-та. 2015. Вып. 62. С. 18-23.

21. Рычков П.И. История Оренбургская по учреждению Оренбургской губернии. Уфа, 2001. 295 с.

REFERENCES

1. Asfandiyarov A.Z. Istoriya sel i dereven Bashkortostana i sopredelnykh territoriy [History of rural settlements and villages of Bashkortostan and adjacent regions]. Ufa, Kitap, 2009. 744 p. (In Russian).

2. Archpriest Vladimir Sergeev. Istoriya Tabynskoy ikony Bozhiey materi [History of the Tabyn Icon of the Mother of God]. Kolokol Publ., 2004. 99 p. (In Russian).

3. Modestov N.N. Selo Tabynskoe i Voznesenskaya pustyn, Tabynskaya ikona Bozhiey materi i krestnyy khod iz sela Tabynskogo v g. Orenburg i drugie mesta Orenburgskoy eparkhii [The village of Tabynsk and the Hermitage of Ascension, Tabyn Icon of the Mother of God and the cross procession from the village of Tabynsk to Orenburg and other places of the Orenburg Diocese]. Trudy Orenburgskoy uchenoy arkhivnoy kommissii - Proceedings of the Orenburg Scientific

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/21

Archival Commission, 1914, vol. 31. Orenburg, Gubernskaya tipografiya, 80 p. (In Russian).

4. Akmanov I.G. Bashkirskie vosstaniya XVII - pervoy treti XVIII v. [Bashkir uprisings of the 17th throughout the first third of the 18th centuries]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo, 1978. 79 p. (In Russian).

5. Usmanov A.N. Dobrovolnoe prisoedinenie Bashkirii k Russkomu gosudarstvu [Voluntary joining of Bashkiria to the Russian state]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo, 1982. 179 p. (In Russian).

6. Kurmaev V.N. Ocherki istorii Tabynskogo kraya (s drevneyshikh vremen do nachala XX v.) [Essays on the history of the Tabynsk region (from ancient times to the early 20th century)]. Ufa, Konkord-Invest, 1994. 200 p. (In Russian).

7. Golmsten V.V. Otchety o proizvedennykh arheologicheskikh raskopkakh v 1910, 1911 i 1912 gg. na Chertovom gorodishche, na mogilnike bliz nego i na meste bliz Voznesenskogo monastyrya na r. Usolke (v Gafuriyskom rayone) [Reports on field archaeological excavations in 1910, 1911 and 1912 on the Chertovo site, burial ground near it and on the place near the Hermitage of Ascension on the Usolka River (Gafuriyskiy District)]. Scientific Archives of the Ufa Scientific Centre, RAS. Fond 3, opis 5, delo 32 (In Russian).

8. Rakhmatullin U.Kh. Naselenie Bashkirii v XVII-XVIII vv. [The population of Bashkiria in the 17th and 18th centuries]. Moscow, Nauka, 1988. 188 p. (In Russian).

9. Ocherki po istorii Bashkirskoy ASSR [Essays on the history of the Bashkir ASSR]. A.P. Smirnov (ed.). Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo, 1959, vol. 1, pt. 1. 304 p. (In Russian).

10. Scientific Archives of the Ufa Scientific Centre, RAS. Fond 3, opis 2, delo 74 (In Russian).

11. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond 2, opis 1, delo 5696 (In Russian).

12. Mintslov S.R. Ufa. Debri zhizni. Dnevnik 1910-1915 gg. [Ufa. The wilds of life. Diary, 19101915]. Berlin, Siberian Publishing House, 1915. 176 p. (In Russian).

13. Bukanova R.G. Solevarennyy gorodok [Solevarenny hillfort]. Aktualnye problemy otechestvennoy istorii: Proshloe i sovremennost [Topical Problems of Russian History: Past and

Present]. Inter-university collected papers. Ufa, 1992, pp. 77-85 (In Russian).

14. Akmanov I.G. Organizatsiya Orenburgskoy ekspeditsii i nachalo vosstaniya 1735-1740 gg. [The organization of the Orenburg expedition and the beginning of the uprising of 1735-1740]. Ocherki po istorii dorevutsionnoy Rossii [Essays on the history of pre-revolutionary Russia]. Ufa, 1975, vol. 2, pp. 101-141 (In Russian).

15. Zefirov V. Poezdka v Tabynsk [A trip to Tabynsk]. Prenburgskie gubernskie vedomosti -Orenburg Province News, 1850, no. 46, pp. 230-238 (In Russian).

16. Obydennova G.T. Nauchnyy otchet o provedenii arheologicheskikh raskopok "Tabynskogo gorodka" (Tabynsk-3) v Gafuriyskom rayone Respubliki Bashkortostan v 2014 g. [Scientific report on archaeological excavations of "the Tabynsk Town" (Tabynsk-3) in the Gafuriyskiy District of the Republic of Bashkortostan in 2014]. Archaeological Laboratory of Bashkir State Pedagogical University (In Russian).

17. Obydennova G.T., Ovsyannikov V.V. "Tabynskiy ostrog" - istoricheskiy pamyatnik XVII-XVIII vv. (k istorii izucheniya) ["The Tabynsk stackade" as a historic site of the 17th and 18th centuries (research history)]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN - Bulletin of the Samara Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, 2015, vol. 17, no. 3, pp. 312-318 (In Russian).

18. Rychkov P.I. Topografiya Orenburgskoy gubernii [Topography of the Orenburg Province]. Orenburg, 1887. 435 p. (In Russian).

19. Bukanova R.G. Tabynskaya krepost [The Tabynsk Fortress]. Vol. 2. Ufa, 1993, pp. 3-10 (In Russian).

20. Aznabaev B.A. Promysly solevarennogo goroda Ufimskogo uezda i votchinnoe pravo bashkirskogo naseleniya XVII v. [Saltworks of the Ufa uezd and Bashkir patrimonial rights to the land in the 17th century]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Chelyabinsk State University, 2015, vol. 62, pp. 18-23 (In Russian).

21. Rychkov P.I. Istoriya Orenburgskaya po uchrezhdeniyu Orenburgskoy gubernii [The history of Orenburg after the establishment of the Orenburg Province]. Ufa, 2001. 295 p. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/2017, том 22, № 1 (85) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.