УДК 028(571.1)
DOI 10.17223/23062061/9/6
Т.П. Карташова
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КЛАССИКА В СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ НАРОДНЫХ БИБЛИОТЕК ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА XX В.)
Статья посвящена изучению характера чтения в народных бесплатных библиотеках, открытых Обществом содействия устройству сельских библиотек-читален в Томской губернии, которое было учреждено известным сибирским просветителем и книготорговцем П.И. Макушиным для продвижения книг в деревню. Показана определяющая роль частной инициативы в создании местной библиотечной сети и формировании фондов бесплатных библиотек. Опираясь на новые архивные данные, автор показывает эволюцию читательских вкусов и предпочтений сельских жителей, а также их интерес к произведениям классической русской и зарубежной литературы.
Ключевые слова: чтение, классическая литература, народная бесплатная библиотека, Сибирь, Томская губерния, П.И. Макушин.
За последнее время заметно вырос интерес исследователей к изучению характера чтения не только в городах, как средоточиях культуры и образования, но и в сельской местности [1—3]. Если в европейской части России учреждением книжных складов и библиотек на селе занималось земство, представители от земства проводили исследования чтения [4-5], то в Сибири этим занимались предприниматели-книгопродавцы и общественные организации.
На территории Томской губернии в 1901 г. известным книготорговцем и просветителем П.И. Макушиным было учреждено Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии, которое за 1902-1919 гг. открыло около 600 бесплатных библиотек и взяло на себя ответственность за формирование читательского спроса на селе.
В настоящее время архив Общества содействия находится в фонде документов Томского краеведческого музея и после завершения обработки скоро будет введен в научный оборот. На сегодняшний день в нем насчитывается 1696 документов. Это переписка об открытии народных библиотек, о присылке книг и выписке периодических изданий для читален. Солидную часть архива составляют
80
Т.П. Карташова
отчеты о деятельности библиотек за разные годы. Отчеты, или сведения о деятельности библиотек, были составлены в форме ответов на вопросы анкеты, отпечатанной типографским способом на специальных бланках Общества содействия. Всего в архиве 434 анкеты за 1904-1918 гг., объем источников достаточно репрезентативный и имеет большой исследовательский потенциал для изучения характера чтения в сельских народных библиотеках. Наиболее информативными являются «Сведения о библиотеках» за 1912 г. (146 анкет) и за 1915 г. (188 анкет). Анкеты заполнялись заведующими библиотеками на местах и содержали как отчетные сведения о количестве книг и читателей, так и информацию о самых читаемых книгах и самых непопулярных отделах библиотеки.
В современной исследовательской литературе, в основном основанной на общероссийском материале, бытует мнение, что в крестьянской среде преобладала религиозная и лубочная литература, а классика была трудна для понимания людей, получивших грамотность, но не имеющих систематического образования [6. С. 33, 161— 168; 7. С. 326]. Выводы, сделанные на общероссийском материале, неоправданно распространялись на всю страну, в том числе и на Сибирь, хотя характер чтения в европейской части России и в Сибири различался. Так, в крестьянской среде Верхнего Поволжья духовная литература находилась по востребованности на 2-м месте и составляла 19,5% [3. С. 88—898].
По материалам Центрального Черноземья, среди читателей наибольшим спросом пользовалась беллетристика (48%), а духовно-нравственная литература составляла 26% [8. С. 268]. На материале народных библиотек Томской губернии доминирование религиозной и лубочной литературы не подтверждается. В целом духовно-нравственная литература не превышала в чтении сибирских крестьян 10—15%, а в большей части селений и 3% [9.
С. 42—48]. В сохранившихся каталогах бесплатных библиотек и списках ветхих и утраченных книг отсутствовала и лубочная книга. Скорее всего, это объясняется более поздним открытием самих библиотек, которое приходится на начало XX в., когда уже был накоплен определенный опыт в издании и распространении книг для народа. К этому времени крупные российские издатели вместо лубочных книг перешли к изданию более качественной литературы. Книга стала доступной, дешевой и разнообразной.
Русская и зарубежная классика в сибирской деревне | 81
Такие толстые журналы, как «Нива», «Родина», «Вокруг света», вместе с подпиской бесплатно рассылали в качестве приложений произведения наиболее популярных писателей. Таким образом, целые собрания сочинений русской и зарубежной классики попадали даже в самые отдаленные уголки.
Вопреки мнению о том, что открытые Макушиным сельские библиотеки комплектовались в основном изданиями промонархической и религиозной тематики, а классики русской и зарубежной литературы были представлены на книжных полках довольно скудно [10. С. 169], отчеты свидетельствуют о наличии разнообразного репертуара и большого интереса крестьян к классике.
Так, в бесплатной народной библиотеке в селе Койновском Барнаульского уезда Томской губернии, открытой при содействии Пав-ленковского фонда, среди 10 самых выдаваемых авторов за 1912 г. на первом месте оказался Ф.М. Достоевский, его роман «Преступление и наказание» был выдан 24 раза. Далее по количеству выдач следуют «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу (24 раза), «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя (20 выдач), сочинения А.С. Пушкина и А.Ф. Писемского [11. № 1145].
Повышению интереса к классической литературе способствовало повсеместное развитие школьного образования. Читательская аудитория сибирских народных библиотек в основном состояла из учащейся молодежи, в большей степени ориентированной на светскую книгу. В селе Керевском Богородской волости Томского уезда в 1915 г. книгами пользовались в основном учащиеся и молодежь. Читали И.С. Тургенева (выдавался 7 раз), Л.Н. Толстого «Воскресение» (5 раз), А.П. Чехова (12 раз), Большой популярностью пользовались «Князь Серебряный» А.К. Толстого (8 раз), «Сказки» Г.Х. Андерсена (25 раз) [11. № 274]. В селе Усть-Сосновском Кузнецкого уезда в 1912 г. читатели спрашивали «Робинзона Крузо» Д. Дефо (18 раз), «Хижину дяди Тома» Г. Бичер-Стоу (14), сочинения Н.А. Некрасова (13), «Войну и мир» Л.Н. Толстого (11), сочинения И.С. Тургенева (15), М.Ю. Лермонтова (19), А.С. Пушкина (10), очерки и рассказы
В.Г. Короленко (11) [11. № 571].
Особой популярностью пользовались рассказы из народного быта Л.Н. Толстого: «Где любовь, там и Бог», «Хозяин и работник», «Чем люди живы». Они считались доступными для народного по-
82
Т.П. Карташова
нимания и входили в обязательные и рекомендательные списки литературы для народного чтения, но его романы «Война и мир», «Воскресение» вряд ли можно назвать легким чтением, тем не менее именно эти романы мы находим в списках самых читаемых. Так, в деревне Яркуль Каинского уезда роман «Воскресение» Л. Н. Толстого в 1915 г. выдавался читателям 33 раза [11. № 539], в селе Петропавловском Мариинского уезда в 1912 г. «Воскресение» было выдано 58 раз [11. № 639], в селе Панфиловском Кузнецкого уезда в 1912 г. - 36 раз [11. № 586].
В одном из писем П.И. Макушину заведующий библиотекой, учитель Балыксанского училища Бийского уезда Павел Ушаков, прослушавший курсы по библиотечному делу, организованные Московским городским народным университетом им. А.Л. Ша-нявского, решил поделиться своими наблюдениями по поводу читателей: «Скажу о читателе. Читатель только нарождается, а потому нужна самая популярная книга, больших томовых изданий не надо пока». Далее он пишет, что такие классики, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, не пользуются тем вниманием, какого они заслуживают, а их место занимают Рубакин и Семенов. «Со временем будет ощущаться острая нужда в классиках, - пишет он далее, - но к этому нужна подготовка» [11. № 928]. Однако вопреки теории сибирские крестьяне увлеченно читали не только отдельные произведения, но и полные собрания сочинений русских и зарубежных авторов. Так, в с. Ново-Кривошеинском НовоАлександровской волости Томского уезда в 1915 г. собрание сочинений Н. В. Гоголя выдавалось 21 раз, собрание сочинений А.С. Пушкина - 17 раз, а Г. Сенкевича 1-й том - 14 раз, 2-й -9 раз, 3-й - 7 раз [11. № 152].
Крестьянская среда не была однородной, и разброс в читательских предпочтениях был большим. В одних библиотеках заказывали сказки для детей, в других - литературу по сельскому хозяйству и кооперации, большой популярностью пользовалась местная периодика, не забывали и про русскую и зарубежную классику, повести и рассказы современных писателей. В крупных промышленных и торговых селах, таких как Усть-Чарышская пристань, для более взыскательных читателей народной библиотеки-читальни были заказаны рассказы Л. Андреева, «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, 5 произведений К. Гамсуна, сочинения М. Горького, Ги де Мопассана
Русская и зарубежная классика в сибирской деревне | 83
(12 т.), Э. Золя, Г. Ибсена, «Борьба миров» Г. Уэллса, «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого и «Воскресение» (с рисунками Пастернака [!]), а также «Гений и помешательство» Ч. Ломброзо, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше и др. [11. № 911] Этот список говорит не только о более взыскательных, но и хорошо осведомленных о новинках литературы читателях.
Вопреки мнению, что книгопродавцы сбывают в деревню все ненужное, литература, которая считалась низкосортной или бульварной, в народные библиотеки Томской губернии не попадала. Отбор в народные библиотеки был очень тщательный и многоступенчатый. Этот отбор происходил как на уровне правительства с помощью цензурных ограничений и составления обязательных и рекомендательных списков книг для народа, так и на уровне издателей и книгопродавцев, а затем уже и библиотекарями на местах.
Так как характер чтения, прежде всего, зависел от содержания и состава фондов библиотек, особая ответственность за их комплектование возлагалась на библиотекаря. Чаще всего ими оказывались учителя (75% библиотек находилось при школах). В силу своей профессии библиотекари-учителя заказывали в основном лучшие произведения русской и зарубежной классики и не допускали в библиотеку уголовно-бульварную литературу, которой было очень много на рынке. Так, для библиотеки села Старо-Бардинского Бийского уезда в 1912 г. учитель Ф. Шевцов заказал следующих авторов: «Желательна русская классика: Достоевский, Гончаров, Писемский, Чехов, Салтыков-Щедрин» [11. № 850]. «Очень нужно [пополнить библиотеку] произведениями образцовых русских писателей: Л.Н. Толстого, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Жуковского, Лермонтова, Тургенева», - пишет учитель из поселка Балта Ояшинской волости Томского уезда [11. № 113]. Но не только учителя просили прислать «серьезную литературу».
Казак Георгий Степанович Губко (с. Ново-Кривошеинское Томского уезда) пишет: «Желательно иметь в виду большого спроса Тургенева «Записки охотника», Л. Толстого, Короленко, Чехова и другие» [11. № 152]. «Нужен Достоевский», - пишет отставной есаул Иван Лукич Мокин из станицы Антониевской Бийского уезда [11. № 923]. В Смоленскую народную библиотеку Бийского уезда в 1915 г. были пожертвованы священником Дмитрием Смирновым 200 книг различного содержания, среди которых рассказы Л. Анд-
84
Т.П. Карташова
реева, Л.Н. Толстого, К. Гауптмана и др. [11. № 869] Подбор авторов произведений для священника достаточно необычный.
Наиболее активные местные жители хотели получать не только книги и периодику, но и участвовать в распространении просвещения среди остальной крестьянской массы. Среди местных жителей с. Ново-Обинского Бийского уезда в 1915 г. был организован кружок любителей чтения, члены которого решили учредить библиотечное общество для привлечения и приучения крестьян к чтению. Материальную помощь кружку оказало местное кредитное товарищество, ассигновав 100 руб. на покупку книг. На эти деньги были заказаны собрания сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, и других русских писателей-классиков [11. № 884886].
Примеры из ежегодных библиотечных отчетов свидетельствуют о том, что не только библиотекари и учителя, но и сами крестьяне проявляли неподдельный интерес к произведениям классиков. На вопрос анкеты о том, нужно ли пополнить библиотеку и какими книгами, довольно часто встречаются следующие ответы: «Большой спрос на Пушкина, Лермонтова, Толстого и др. классику» (с. Тисуль, Мариинский уезд) [11. № 777]; «Желательно было бы иметь полное собрание сочинений Пушкина, Лермонтова, Тургенева и Гончарова (с. Прокудское, Томский уезд) [11. № 95]. Из с. Алтайского Бийско-го уезда в 1907 г. поступили запросы на следующие книги, которых не оказалось в библиотеке: произведения Аксакова, Ф.М. Достоевского, Островского, полное собрание сочинений Л. Н. Толстого (особенно «Война и мир», «Анна Каренина») [11. № 1004]. На основе анкетных данных архива мы видим, что на классику был и спрос, и предложение. Исследование механизма регулирования спроса и предложения при формировании фондов библиотек на региональном материале - одно из перспективных направлений для будущих исследований.
Заказы на книги были очень разными. Ю.В. Тимофеева в монографии, посвященной книжной культуре сельского населения Томской губернии пишет что на рубеже XIX-XX вв. в чтении крестьян происходили такие важные изменения, как секуляризация чтения, вытеснение лубочной книги более качественными «изданиями для народа». В изучаемый период стали больше читать произведения отечественных и зарубежных писателей, признанных позже класси-
Русская и зарубежная классика в сибирской деревне
85
ками мировой литературы. Интересуясь отечественной литературой, деревенские читатели спрашивали сочинения Н.В. Гоголя,
A. С. Пушкина, И. С. Тургенева (особенно «Записки охотника»), Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Рубакина, Н.А. Некрасова,
B. Г. Короленко, М.Ю. Лермонтова, Д.Н. Мамина-Сибиряка,
В.И. Немировича-Данченко, басни И.А. Крылова. Из иностранной литературы самыми читаемыми были Г.Х. Андерсен, Г. Бичер-Стоу, Д. Дефо, Ч. Диккенс, М. Твен, Г. Сенкевич и др. [1. С. 104-105] Архивные материалы подтверждают популярность перечисленных авторов и позволяют проиллюстрировать положения монографии конкретными ссылками из анкет.
Чтение русской и зарубежной классики свидетельствует о пробуждении духовных интересов в крестьянской среде, сельских читателей волновали вопросы не только практического, но и мировоззренческого характера.
При усилении внимания государства и общества к вопросам чтения и читателя мы вынуждены учитывать успешный опыт наших предшественников, предпринимателей-подвижников, которые блестяще сочетали воспитательные программы с коммерческой целесообразностью, тем более что просветительное движение в Сибири опиралось на собственный эффективный опыт самоорганизации и самореализации.
Дальнейшее изучение архивных документов позволит полнее представить картину читательской активности на селе, расширит наше представление о духовных потребностях крестьян, основных направлениях эволюции читательских предпочтений начала XX в.
Литература
1. Тимофеева Ю.В. Книжная культура сельского населения Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск, 2012. 292 с.
2. Зверева К.Е., Зверев В.А. Как Сибирь училась читать: школа, грамотность и книги в русской деревне конца XIX - начала XX века. Новосибирск, 2013. 234 с.
3. Нуждина А.А. Книга в крестьянской среде Верхнего Поволжья во второй половине XIX - начале XX вв. // Научные ведомости. 2007. № 8 (39), вып. 4. С. 86-92.
4. Быт великорусских крестьян-землепашцев: Описание материалов этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии). СПб., 1993.
5. Смирнов А. Что читают в деревне // Русская мысль. 1903. № 7.
6. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М., 2009. 448 с.
86
Т.П. Карташова
7. Буганов А.В. Духовная книжность и письменность русских крестьян XIX века // Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований. М., 2001. 363 с.
8. Кононова Т.Л. Читательская аудитория и чтение в российской провинции во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Центрального Черноземья) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 265-269.
9. Отчет совета общества содействия устройству сельских библиотек-читален в Томской губернии за 1904-1907 г. Томск, 1908. 49,4 с.
10. Косых Е.Н. Библиотечная сеть Западной Сибири накануне и в революционном 1917 году // Хозяйственное и культурное развитие Урала и Сибири в XIX-XXI вв. Томск, 2010. Вып. 2. С. 165-171.
11. Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова. Личный фонд П.И. Макушина. (№ 1-1696, нумерация предварительная).
RUSSIAN AND FOREIGN CLASSICAL LITERATURE IN A SIBERIAN VILLAGE (BASED ON SURVEY OF RURAL PUBLIC LIBRARIES IN TOMSK PROVINCE AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY).
Text. Book. Publishing, 2015, 2 (9), pp. 79-88. DOI: 10.17223/23062061/9/6 Kartashova Tatiana P. M.B. Shatilov Tomsk Regional Museum of Local Lore (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Key words: reading; classical literature; free public library; Siberia; Tomsk Province; P.I. Makushin.
Dissemination and existence of books in Siberia was significantly different from the experience in the European part of Russia, and in many ways dependent on public and private initiatives.
For the promotion of books in the countryside known Siberian enlightener and bookseller P.I. Makushin established the Society to Promote the Rural Free Library Reading Rooms in Tomsk Province which opened about 600 free libraries in 1902-1919 and assumed responsibility for the formation of the reader demand in rural areas.
Shaping the future of library funds and adding to the already open, the members of the society for the study of readers’ needs frequently used questionnaires. The information on the most popular and unpopular books in the library profiles is best known for 1912 and 1915. Based on the questionnaire data, the regional specificity of the repertoire was determined: the lack of cheap popular literature and little demand for the literature of spiritual content in the public libraries of Tomsk Province. Questionnaires also indicated great interest of peasants to the classics. The writings by A.S. Pushkin, N.V. Gogol, I.S. Turgenev as well as stories and novels by L.N. Tolstoy and F.M. Dostoevsky were very popular.
This explained the later opening of the libraries themselves, which occurred at the beginning of the 20th century. By this time, there had accumulated experience in publishing and distributing books for people. Major Russian publishers turned from popular cheap print (lubok-book) to better-quality literature. The book became available, cheap and varied. Increased interest in classical literature promoted the widespread development of school education. Readers of Siberian public libraries were mainly students mostly focused on secular books.
Русская и зарубежная классика в сибирской деревне
87
Russian and foreign classics reading indicates awakening spiritual interests among peasants; rural readers were concerned about issues of not only practical, but also ideological character.
References
1. Timofeeva, Yu.V. (2012) Knizhnaya kul'tura sel'skogo naseleniya Zapadnoy Sibiri (konets XIX - nachalo XX v.) [The Book Culture of the Rural Population of Western Siberia (the late 19th - early 20th centuries)]. Novosibirsk: TsRNS.
2. Zvereva, K.E. & Zverev, V.A. (2013) Kak Sibir' uchilas' chitat': shkola, gramot-nost' i knigi v russkoy derevne kontsaXIX- nachala XX veka [How Siberia learned to read: school, literacy and books in Russian village of the late 19th - early 20th centuries]. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University.
3. Nuzhdina, A.A. (2007) Kniga v krest'yanskoy srede Verkhnego Povolzh'ya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vv. [Books among the peasants of the Upper Volga region in the late 19th - early 20th centuries]. Nauchnye vedomosti. 8(39). pp. 86-92.
4. Firsov, B.M. & Kiseleva, I.G. (eds) Byt velikorusskikh krest'yan-zemlepashtsev. Opisanie materialov etnograficheskogo byuro kn. V.N. Tenisheva (na primere Vladimir-skoy gubernii) [The Life of the Great-Russian peasants. The Description of Ethnographic Materials of the Prince Tenishev’s Office (a Case Study of Vladimir Province)]. St. Peter-burg: Evropeyskiy Dom.
5. Smirnov, A. (1903) Chto chitayut v derevne [What people in the village read]. Russkaya mysl'. 7.
6. Reytblat, A.I. (2009) Ot Bovy k Bal'montu i drugie raboty po istoricheskoy sotsi-ologii russkoy literatury [From Bova to Balmont and Other Works of Historical Sociology of Russian Literature]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
7. Buganov, A.V. (2001) Dukhovnaya knizhnost' i pis'mennost' russkikh krest'yan XIX veka [Spiritual book culture and literature Russian peasants of the 19th century]. In: Listova, T.A. et al. (eds) Pravoslavnaya zhizn' russkikh krest'yan XIX-XX vekov: Itogi etnograficheskikh issledovaniy [The Orthodox Life of Russian Peasants in the 19th - 20th Centuries: The Results of Ethnographic Research]. Moscow: Nauka.
8. Kononova, T.L. (2014) Readership and Reading in the Russian province in the Late 19th - Early 20th Centuries (a Case Study of the Central Black Soil Region)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development. 2. pp. 265-269. (In Russian).
9. The Society for the Rural Library Promotion. (1908) Otchet soveta obshchestva sodeystviya ustroystvu sel'skikh bibliotek-chitalen v Tomskoy gubernii za 1904-1907 g. [Report of the Board of Society for the Promotion of the Rural Libraries in Tomsk Province for 1904-1907]. Tomsk: Siberian Printers’ Partnership.
88
Т.П. Карташова
10. Kosykh, E.N. (2010) Bibliotechnaya set' Zapadnoy Sibiri nakanune i v revolyut-sionnom 1917 godu [The Library Network of Western Siberia before and in 1917]. In: Fadeev, K.V. (ed.) Khozyaystvennoe i kul'turnoe razvitie Urala i Sibiri v XIX-XXI vv. [Economic and cultural development of the Urals and Siberia in the 19th-20th centuries]. Tomsk: Tomsk State University of Architecture and Building. pp. 165-171.
11. Tomsk Regional Museum named after M.B. Schatiloff (TOKMO). Lichnyy fond P.I. Makushina [P.I. Makushin’s Archive]. 1-1696.