УДК 101
DOI: 10.18384/2310-7227-2023-1-107-114
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ШКОЛЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРЕССИВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Майкова В. П.1, Микосиба М.2
1Государственный университет просвещения
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация 2Университет г. Тиба (Япония)
263-8522, преф. Тиба, г. Тиба, р-н Инагэ, ул. Яёй, д. 1-33, Государство Япония Аннотация
Цель. Показать актуальность преподавания русской философии в школе и обозначить её роль в формировании мировоззрения. Проанализировать зарубежный опыт внедрения школьной философии. Раскрыть факторы, методы, стратегии включения русской философии в образовательные программы школы.
Процедуры и методы. Рассмотрено современное состояние изучения русской философии в системе образования как одного из важных компонентов российского мировоззрения. Методологией исследования выступает социально-философский анализ проблемы включения русской философии в образовательный процесс школы, а также общенаучные методы теоретического познания, методы системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме изучения знаний по русской философии как целостного организма и основных его принципов: логики и мышления, любви и справедливости, веры и России - как необходимого ядра современного прогрессивного мировоззрения в условиях расширения роботизации, искусственного интеллекта, внедрения цифровых инструментов в живых биологических индивидов. Результаты. На основании изучения цельного знания в русской философии и анализа зарубежной литературы по преподаванию философии в школе авторы приходят к выводу, что в сложившихся условиях неопределённости и социальной сингулярности обучение русской философии в школе является острой необходимостью и важным фактором формирования современного прогрессивного мировоззрения для сохранения человеческого в человеке. Теоретическая и/или практическая значимость. Преподавание русской философии в школе на самых ранних этапах становления личности формирует критическое мышление и гражданскую ответственность на основе высоконравственных принципов, согласующихся с государственной целостностью, традиционными для нашей страны ценностями, с научным сознанием.
Ключевые слова: критическое мышление, научно-технический прогресс, русская философия и образование, традиционные ценности, философия в школе, цельное знание
RUSSIAN PHILOSOPHY IN SCHOOL AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE FORMATION OF THE MODERN PROGRESSIVE WORLD VIEW
V. Maykova1, M. Mikoshiba2
1State University of Education
ul. Very Voloshinoy 24, Moscow Region, Mytischi 141014, Russian Federation 2Chiba University
1-33 Yayoi-cho, Inage-ku, Chiba-shi 263-8522, Japan
© CC BY Майкова В . П . , Микосиба М 2023 .
Abstract
Aim. To show the relevance of teaching Russian philosophy at school and outline its role in shaping the worldview. To analyze foreign experience in the implementation of school philosophy. To reveal the factors, methods, strategies for including Russian philosophy in the educational programs of the school. Methodology. The current state of the study of Russian philosophy in the education system as one of the important components of the Russian outlook is considered. The research methodology is a socio-philosophical analysis of the problem of including Russian philosophy in the educational process of the school, as well as general scientific methods of theoretical knowledge, methods of system analysis, comparison and generalization of foreign and Russian studies on the problem of studying knowledge of Russian philosophy as an integral organism and its main principles: logic and thinking, love and justice, faith and Russia - as a necessary core of the modern progressive worldview in the context of the expansion of robotization, artificial intelligence, the introduction of digital tools into living biological individuals.
Results. Based on the study of integral knowledge in Russian philosophy and the analysis of foreign literature on teaching philosophy at school, the authors come to the conclusion that in the current conditions of uncertainty and social singularity, the teaching of Russian philosophy at school is an urgent need and an important factor in the formation of a modern progressive worldview to preserve the human in man.
Research implications. Teaching Russian philosophy at school at the earliest stages of personality formation develops critical thinking and civic responsibility on the basis of high moral principles, consistent with state integrity, traditional values for our country, and scientific consciousness.
Keywords: critical thinking, scientific and technological progress, Russian philosophy and education, traditional values, philosophy at school, integral knowledge
Введение
Обострение отношений России и Запада в геополитической ситуации сопровождается усилением идеологической борьбы, в которой философия превращается в средство формирования современного прогрессивного мировоззрения. Президент РФ В. В. Путин ставит приоритетной задачей развитие традиционных ценностей1. Эффективность выстраивания такого мировоззрения складывается из многих параметров: важное значение имеет правильное освещение истории, актуальными становятся география, когнитивные и другие науки . Однако они не формируют целостной картины мира. Как говорил русский мыслитель А. С . Хомяков, «наука должна расширять область человеческого знания, обогащать его данными и вывода-
1 Стенограмма обращения Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://prezi-dent. org/tekst/stenogramma-obraschenija-prezidenta-rossiiskoi-federacii-30-09-2022.html (дата обращения: 13 .01.2023).
ми; но она должна помнить, что ей самой приходится многому и многому учиться у жизни . Без жизни она так же скудна, как жизнь без неё, может быть ещё скуднее» [7, с . 245]. «Странствующий» философ Г. С . Сковорода подчёркивал, что человек познаёт для того, чтобы истинно быть, возрастать в истине Знание определяет мировоззрение личности, выстраивает ценностные ориентации, культуру, устанавливает безопасность общества [6, с . 322]. Современная наука столкнулась с кризисом традиционных связей, утратой традиционных ценностей и дискредитировала себя, став причиной многих глобальных и нравственных проблем Неслучайно в последнее время актуализировалась в науке и философии тема духовно-нравственных ценностей и духовности в целом
Знание в русской философии как фактор формирования современного прогрессивного мировоззрения
Русская философия, ориентированная, прежде всего, на человека, на нравственное состояние личности и общества, на поиск правды как цели науки, всегда обращала внимание на её смысловую, духовную сторону и утверждала, что предмет исследования необходимо изучать в целостности, как целостный организм, соединённый духовной нитью, а не бездушный механизм. Схоластический метод расчленения предмета исследования на простые элементы, выдвинутый в качестве основного научного принципа ещё в древнем Риме, по мнению русских любомудров, приводит к уничтожению или искажению объекта изыскания, что меняет цель познания и устраняет из науки духовно-нравственный смысл
Основные принципы, положенные в основу знания в русской философии, -любовь и справедливость, вера и Россия, логика и мышление - делают знание живым. Эмпирически удостоверенное, верифицированное экзистенциально оно может служить современным потребностям общества как практическая репрезентация реальности, обеспеченная жизненными алгоритмами действия в целях решения смысла жизни, развития образования, науки, государства. Живое знание - это цельное знание, которое одновременно формирует и отражает целостное сознание и целостное мышление на основе высшего уровня свободы - целостной свободы, собирающей человека в целостную систему (в отличие от западной, так называемой «демократической» свободы, разрывающей человека). По мнению русских любомудров, истинно демократическая свобода определяет нравственное состояние человека и общества и потому является важным, но низшим уровнем свободы Русская философия на основе цельного знания реализует практическую задачу науки - служить жизни и человеку
Устойчивое развитие страны зависит от прогрессивного мировоззрения как ядра
целостного общественного сознания, выстроенного на основе возрождения жизненных начал в человеке искренней переменой его внутреннего существования через усвоение исторически накопленной русской мудрости, осмысления места России в науке и мире. В современных условиях трансформации личности и других социальных структур, когда сама наука, по словам, сказанным ещё в начале XX в . русским философом С . Н . Булгаковым, нуждается в оправдании (и это стало одной из важнейших проблем философского наукословия, по словам мыслителя), русская философия возместит рациональные и нравственные потери . Как считают русские любомудры, разум человеческий познает Истину только при помощи нравственного закона, который и объединяет мир [1, с. 173].
Культивирование философской чувствительности на базе русской философии сродно эстетической чувствительности и отвечает на вопросы: что делает вопрос философским? что сохраняет его духовно-нравственное содержание? как возможно цельное знание? и др Это способствует развитию способности, по словам М. К . Мамардашвили, мыслить мысли, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными, и формировать целостность познания и мышления [4, с . 368]. Осмысление философских аспектов обыденной жизни, способность ставить абстрактные вопросы в самых обычных аспектах повседневного опыта, острое внимание к конкретным деталям ситуаций, любовь к Отечеству, духовно-нравственная проблематика русской философии помогут жить в современной обстановке, когда «Запад не устраивает сама возможность существования самостоятельной России», - как сказал известный русский философ А. Г. Дугин [2, с . 325]. Такие проблемы современности, как виртуальная зависимость, манипулирование сознанием, мошенничество, плагиат, нарушение этических норм и правил поведения, виртуальный терроризм, ориентация на мнимые ценности провоцируют негативные последствия как для личности,
так и государства в целом. Ускоряющийся научно-технический прогресс в области искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники, трансформирующий человека и общество, ведёт к широкомасштабным дебатам о нравственном диссонансе для человечества киборг-существ с ИИ, распространение цифровых инструментов и их внедрение в живых биологических индивидов заостряют проблему сохранения человеческого в человеке. Эти обстоятельства ставят русскую философию в новые условия и определяют её способность формировать новейшее прогрессивное мировоззрение на базе её рационального и духовно-нравственного синкретизма в знании, и потому необходимость её преподавания на всех ступенях обучения - от начальной школы до аспирантуры - становится злободневной . Хотя дети могут быть ещё не в состоянии читать сложные первоисточники или писать сложные эссе, растущая учёность предполагает, что их постоянное любопытство, способность к абстрактному мышлению и чувство удивления новизной личности дадут им хорошие возможности для занятий философией
Философия в школе за рубежом
Учебные программы и исследования в области философии на довузовском уровне получили международное распространение. В течение нескольких десятилетий зарубежные философы и теоретики образования выступают за включение философии в школьную систему, утверждая, что философия в школах возможна и полезна. Авторы приводят аргументы, которые можно использовать, чтобы убедить учащихся, родителей, администраторов и широкую публику, что философия необходима на всех уровнях образования . Например, С . Геринг, Н. Я. Шудак, Т . Е . Вартенберг в своей книге "Philosophy in Schools: An Introduction for Philosophers and Teachers"1
разработали методологический инструментарий, разделив на отдельные подходы для элементарного и вторичного контекстов, убедительно и подробно описывают преимущества включения философии в школы. Книга М. Ханда и К. Уинстенли "Philosophy in Schools" ориентирована на некоторые отличительные особенности контекста британских школ, в которых школьная философия реализуется на высоком уровне [9]. Вероятно, наиболее полный обзор исторического возникновения вопроса о преподавании философии в школах, текущих тенденций, центральных дебатов и основополагающих теорий содержится в "The Routledge International Handbook of Philosophy for Children" (Международном справочнике по философии для детей)2 . В этих книгах научно и фактологически приводятся обоснования, аргументы и факты о необходимости включения философии в школьную программу, критики её противников и стратегии применения На фоне этого нового энтузиазма в отношении школьной философии сохраняются философские вопросы о том, кто готов заниматься философскими исследованиями. Должна ли философия быть исключительной прерогативой университетов? Многие текущие инициативы заявляют «нет» и стремятся вывести философию за пределы академий и учебных заведений . Приверженцы идеи о введении философии в школьные образовательные программы А. Штайнбауэр ("Philosophy for All"3), М. Сандель ("Public Philosophy" [10]) выступают за то, чтобы философией занимались в школах, т к она поможет решать общественные проблемы . Они начинают с вопроса: «Зачем знакомить молодёжь с философией?» и приводят очень веские аргументы в пользу её включения в школы, критикуя мно-
1 Philosophy in Schools: An Introduction for Philosophers and Teachers / eds . S . Goering, N . J . Shudak, T. E. Wartenberg . New York: Routledge, 2013.326 p .
2 The Routledge International Handbook of Philosophy for Children / eds . D . Chetty, M. Gregory, J . Haynes, K. Murris . New York: Routledge, 2017. 298 p .
3 Steinbauer A . Philosophy for All: Anja Steinbauer on an Ambitious New Attempt to do Philosophy in Public // Philosophy Now: [сайт]. URL: https://philosophynow. org/issues/22/Philosophy_For_All (дата обращения: 20.01.2023).
гие распространённые возражения. При описании обучения, ориентированного на учащегося и сообщество философских исследований, руководящих принципов, относящиеся к уникальным условиям работы с молодыми людьми, их можно считать «наилучшей практикой» философской работы с детьми Предположения
0 когнитивном развитии, которые стали доминирующими в педагогической психологии после Жана Пиаже, основывались на представлении о том, что абстрактный характер философии превышает когнитивные способности большинства ребят [5]. Но более поздние исследования утверждают, что молодёжь может участвовать в той или иной форме философских размышлений и дискуссий . Такие примеры включены в книгу Д . Уайт "Philosophy for Kids: 40 Fun Questions that Help you Wonder about Everything" (Философия для детей: 40 забавных вопросов, которые помогут вам задуматься обо всём1). Текст разбит на разделы: «Ценности», «Знания», «Реальность» и «Критическое мышление», упражнения, советы для преподавателей и глоссарий. К сожалению, аналогов в России для изучения русской философии в школе нет! Акцент делается на практических стратегиях, которые учителя могут использовать для продвижения философии в своих классных часах Авторы описывают хронологические или исторические подходы к преподаванию философии, которые, как они утверждают, вместе с традиционным форматом лекций учат философии, а не тому, как философствовать Хронологические подходы, представленные в формате лекций, могут познакомить студентов с содержанием философии -с тем, что говорили философы, но они не способствуют независимому целостному философскому мышлению Авторы выступают за реальное занятие философией с младших возрастов, более интерактивное участие в исследовании и диалогическом взаимодействии . Вопросы, которые помо-
1 White D . Philosophy for Kids: 40 Fun Questions That Help You Wonder About Everything! Milton-Park: Routledge, 2001. 214 p .
гут задуматься обо всем на уроках философии, включая необходимость уважения к детям как к маргинализованной группе, а также вероятность расширения прав и возможностей детей (что для американского и западного образования становится первоочередным) В книгах содержатся подробные планы уроков для каждого контекста Например, планы начальных уроков включают «Доску вопросов» с общей целью помочь развить навыки рассуждения Учащихся спрашивают: «Было бы хорошо или плохо, если...?», после чего предлагается любое количество возможных сценариев В качестве примера авторы приводят «шоколадный дождь» Детям предоставляются стикеры, которые можно разместить на доске, разделённые на два варианта: «хорошо, потому что» и «плохо, потому что» Авторы приводят примеры вопросов, которые можно задать после того, как учащиеся приклеят свои стикеры на доску: «Что было бы хорошего в таком выборе?», «Что могло бы или не могло бы случиться, если бы это было так?», «Ты думаешь, всем бы это понравилось? Иными словами, эта деятельность требует от детей не только сделать выбор, но и обосновать свои взгляды, отстоять свою позицию Учащиеся обсуждают с одноклассниками свои позиции относительно того, как следует управлять классом, создавая конституцию класса Они узнают о согласии, контрактах, компромиссе, переговорах и о том, как привести аргумент. Ученики заполняют анонимную анкету относительно своего мнения об учителях, учениках и классе, которой делятся с одноклассниками Анкета используется для создания трёх компонентов конституции класса, которые затем обсуждаются и голосуются Образцы уставов классов приведены в книге Большое исследование курсов философии в средней школе в Онтарио показало, что учащимся нравятся такие интерактивные и творческие занятия [8].
Проведя аналитический обзор зарубежной литературы по философии в школе, можно сделать вывод о серьёзном понимании за рубежом важной роли философии
в дальнейшем развитии человечества, озабоченности зарубежных стран в формировании с детства необходимого для них мировоззрения. Наравне с социальными и политическими проблемами выносятся на рассмотрение темы, которые, казалось, ушли в прошлое или табуированные, такие, как расизм, сексизм, пытки, аборты, эвтаназия, экологические проблемы и т . д . Это может быть глубоко тревожным опытом, а не просто упражнением в когнитивной дисциплине. Другими словами, книги упускают из виду, что философия имеет долгую историю разрушения. Ведь Сократа в Древних Афинах не особенно жаловали! С тех пор философы были в глубоком противоречии с религиозной верой, политической властью, социальными условностями, а иногда даже с научными утверждениями Этот разрушительный и тревожный характер философии, возможно, ближе к тому, как Сократ описал свою цель служить знанию, поиску истины. По оценкам самих зарубежных философов, западная философия подрывная, неконформная, опасная и разрушительная, и в этом они видят задачу западной философии - дать маленьким детям карт-бланш или один из способов участвовать в чём-то подрывном и даже воодушевляющем .
Культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведёт к духовному порабощению человека, так утверждал И . В . Киреевский [3]. Подчёркивание этой неоднозначной стороны философии может помочь привлечь научную общественность, молодых студентов к русской философии как противоположной, созидательной, ориентированной на будущее Рождение нового мышления возможно с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества, общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями Суть этого пути - стремление к сосредоточенной цельности духа и аскеза - необходимый элемент не только жизни, но и философии, -подчёркивали русские мыслители
Русская философия в школе: факторы, методы, стратегии
Во времена гибридных войн борьба идёт за души и сердца детей Предупреждение негативных последствий, в том числе и в ментальных картах людей, ответственность за будущие поколения - таковы целевые приоритеты российского образования Идея включения философии в школьные программы уже реализуется во многих европейских и американских школах: имеются книги, планы уроков, раздаточные материалы, проводятся соответственные мероприятия, определены учебные стратегии Философия в школах, безусловно, необходима Философские знания, ориентированные на всю широту мировоззренческого основания, могут предоставить огромные возможности для профессионального роста, т к всё меньше становится специалистов и управленцев, способных мыслить интересами в масштабах даже собственной страны (не говоря уже о мире), видеть её перспективы и возможности, а порой и следствия Педагогическое образование или даже выпускные курсы философии в школах, философии для детей или философии в рамках учебной программы могут вызывать интерес в сочетании с традиционными курсами философии образования Это может помочь сделать классы более философскими С другой стороны, курсы подготовки учителей по пропаганде критического мышления могут быть разработаны таким образом, чтобы в их основе лежала философия. Если мы думаем о критическом мышлении как о способности оценивать аргументы, оценивать причины, защищать утверждения, уточнять термины, судить о достоинстве доказательств и выбирать правильный материал из океана информации, можно утверждать, что нет лучшего способа развивать критическое мышление и понимание, чем философия Необходимость включения философии в школьные программы заключается в формировании критического мышления, или способности мыслить мысли
Мировая практика показывает, что преподавание философии детям развивает их
интеллект, укрепляет интеллектуальный потенциал, мировоззрение, и такая практика в США и Европе реализуется как элитарная, в Китае - как общедоступная В России в системе высшего и среднего профессионального образования на курс философии отводится 36 часов и меньше, из них только 4 (!) на русскую философию А она формирует мировоззренческий фундамент, способствует интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности и общества, позволяет консолидировать сообщество людей, усиливающих государственность и общественный интеллектуальный потенциал, открытиям запада придаёт человеческие начала, так утверждали русские космисты В . И. Вернадский, Н . Я. Чижевский и др .
Формирование учебных планов с необходимым количеством часов и качеством методического обеспечения, поддержка проектов социального развития русской философской мысли - мультимедийных, активных онлайновых клубов и социальных движений - всё это поможет создать условия, позволяющие людям усиливать свой деятельный интеллектуальный потенциал в различных профессиональных направлениях и управленческой активности Очень важно в современных условиях развития мирового сообщества не потерять своей самобытности, сохранить и приумножить то лучшее, что нам оставили наши соотечественники
Заключение
Глобальная образовательная перспектива связана с внедрением цифровых технологий и требует новых, более эффективных, методологических и методических установок, корреляций в педагогической теории и практике как инструментов современного образования Его системные характеристики становятся многообразнее и прогрессивнее, превращая образование в очень сложный, непредсказуемый в перспективе социальный институт В этих условиях необходимо в образование включать те новые методики и предметы, которые способны ментально противостоять
агрессивным разрушительным тенденциям, консолидировать российское общество вокруг государственной власти для сохранения и укрепления России на основе высоконравственных принципов, согласующихся с государственной целостностью, традиционными для нашей страны ценностями, с научным сознанием, с ответственностью за свою жизнь, жизнь своей семьи, страны и даже мира
Русская философия, являясь практической наукой, не просто может помочь в решении современных проблем, но сама представляет собой этот процесс разрешения задач социального бытия; проблем человека; единства мира как целостного организма; проблем морали и нравственности; исторического развития России, власти, социальной справедливости, общества, будущего страны и мира, когда процессы интеграции мирового сообщества превращают общество и общественное сознание в «открытую структуру», а цифровые и другие технологии трансформируют все сферы жизнедеятельности и самого человека как личности Поэтому включение русской философии в образование, в школу, начиная с начальных классов, является важным фактором формирования современного прогрессивного для нашей страны мировоззрения Чтобы быть хорошим учителем русской философии, нужно любить Россию и философию, чувствовать их единство и спаянность Как учитель со слабой «русской философской чувствительностью» может использовать эти предустановленные действия для развития русской философской чувствительности у других? Действия должны сочетаться с чувствительностью и обучением, потому что русская философия и есть мировоззрение Конкуренция знаний на мировом уровне и доминирующая роль цифровых инструментов ориентируют современное образование пересматривать свои возможности и принимать радикальные меры по решению актуальных проблем с учётом изменившихся условий
Статья поступила в редакцию 17.01.2023.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгаков С. Н . Философия хозяйства. М. : Юрайт, 2021. 282 с.
2 . Дугин А. Г. Бытие и Империя . Онтология и эсхатология Вселенского Царства . М. : АСТ, 2022. 786 с .
3 . Киреевский И . В. Разум на пути к истине: Философские статьи, письма, дневник. М. : Правило
веры 2002 662 с
4. Мамардашвили М . К. Как я понимаю философию . М. : Прогресс, 1990. 418 с . 5 . Пиаже Ж . Речь и мышление ребёнка / ред . Е. Булгакова . М. : АСТ, 2020. 320 с . 6. Сковорода Г. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1973. 511 с.
7 . Хомяков А . С. Всемирная задача России // отв . ред. О . А . Платонов . 2-е изд. М . : Институт русской
цивилизации: Благословение. 2016. 784 с.
8 . Bialystok L. Philosophy across the Curriculum and the Question of Teacher Capacity // Journal of
Philosophy of Education . 2017. № 51 (4) . P. 827-836.
9 . Philosophy in Schools / eds. M . Hand, C Winstanley. London: Continuum, 2008. 194 p .
10 . Sandel M. Public Philosophy: Essays on Morality and Politics. Cambridge: Harvard University Press, 2006.304 p.
REFERENCES
1. Bulgakov S . N. Filosofiya hozyajstva [Philosophy of Economy]. Moscow, Yurait Publ. , 2021. 282 p.
2 . Dugin A . G . Bytie i Imperiya. Ontologiya i eskhatologiya Vselenskogo Carstva [Being and Empire .
Ontology and Eschatology of the Universal Kingdom]. Moscow, AST Publ . , 2022. 786 p.
3 . Kireevsky I . V. Razum na puti k istine: Filosofskie stat'i, pis'ma, dnevnik [Mind on the Way to Truth:
Philosophical Articles, Letters, Diary] Moscow, Pravilo very Publ , 2002 662 p 4. Mamardashvili M. K. Kakyaponimayu filosofiyu [The Way I Understand Philosophy]. Moscow, Progress Publ. , 1990. 418 p .
5 . Piaget J. Le langage et la pensee chez l'enfant (Rus . ed. : Bulgakova E. , ed. Rech' i myshlenie rebyonka.
Moscow, AST Publ., 2020. 320 p .). 6. Skovoroda G . Sochineniya. T. 1 [Essays. Vol. 1]. Moscow, Mysl' Publ. , 1973. 511 p.
7 . Homyakov A . S . Vsemirnaya zadacha Rossii [Russia's Worldwide Problem]. Moscow, Russia's Worldwide
Problem Publ . , Blagoslovenie Publ. , 2016. 784 p .
8 . Bialystok L. Philosophy across the Curriculum and the Question of Teacher Capacity. In: Journal of
Philosophy of Education, 2017, no. 51 (4), pp. 827-836.
9 . Hand M. , Winstanley C. , eds . Philosophy in Schools . London, Continuum, 2008. 194 p.
10 . Sandel M. Public Philosophy: Essays on Morality and Politics. Cambridge, Harvard University Press, 2006.304 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Майкова Валентина Петровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Государственного университета просвещения; e-mail: valmaykova@mail. ru
Митио Микосиба - доктор философских наук, почётный профессор Университета Чиба, Япония
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Valentina P. Maikova - Dr. Sci. (Philosophy), Prof. , Department of Philosophy, State University of Education; е-mail: valmaykova@mail. ru
Michio Mikoshiba - PhD in Philosophical Sciences, Prof. Emer. , Chiba University;
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Майкова В . П . , Микосиба М . Русская философия в школе как важный фактор формирования современного прогрессивного мировоззрения // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Философские науки. 2023. № 1. С. 107-114. DOI: 10.18384/2310-7227-2023-1-107-114
FOR CITATION
Maikova V P., Mikoshiba M. Russian Philosophy in School as an Important Factor in the Formation of the Modern Progressive World View. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2023, no. 1, рр. 107-114. DOI: 10.18384/2310-7227-2023-1-107-114