Научная статья на тему 'Russian land is the territory of the state and the most important wealth of people'

Russian land is the territory of the state and the most important wealth of people Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ТЕРРИТОРИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / LAND RESOURCES / GOOD GOVERNANCE / ECONOMIC DEVELOPMENT / TERRITORY / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Komov Nikolay V.

There are more than 80% of total value of Russian national heritage depends on the ground with its soils, forests, mineral resources, water resources, and real estate, produced by labor, capital, rent. Therefore, there is an important task which the state should solve in the shortest possible time to involve the richest land in the world in the sustainable and effective development and ensure that it will be based on improving the quality of our people’s life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Земля России - это территория государства и самое главное богатство народа

На землю с ее почвами, лесами, недрами, водными ресурсами и недвижимостью приходится более 80 % от общей величины национального достояния России, получаемого от труда, капитала, ренты. Поэтому перед государством стоит наиглавнейшая задача в кротчайшие сроки вовлечь самый богатый в мире земельный капитал обширных российских территорий в устойчивое и эффективное развитие и обеспечить на его основе повышение качества жизни нашего народа.

Текст научной работы на тему «Russian land is the territory of the state and the most important wealth of people»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

УДК 631.980 https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-1-6-14

Земля России — это территория государства и самое главное богатство народа

Н. В. Комов

Государственный университет по землеустройству, г. Москва, Российская Федерация Russian Land is the territory of the state and the most important wealth of people N. V. Komov

State University of land Use Planning, Moscow, Russian Federation

На землю с ее почвами, лесами, недрами, водными ресурсами и недвижимостью приходится более 80 % от общей величины национального достояния России, получаемого от труда, капитала, ренты. Поэтому перед государством стоит наиглавнейшая задача — в кротчайшие сроки вовлечь самый богатый в мире земельный капитал обширных российских территорий в устойчивое и эффективное развитие и обеспечить на его основе повышение качества жизни нашего народа.

There are more than 80% of total value of Russian national heritage depends on the ground with its soils, forests, mineral resources, water resources, and real estate, produced by labor, capital, rent. Therefore, there is an important task which the state should solve - in the shortest possible time to involve the richest land in the world in the sustainable and effective development and ensure that it will be based on improving the quality of our people's life.

Ключевые слова: земельные ресурсы, эффективное управление, развитие экономики, территория, гражданское общество.

Образец для цитирования. Комов, Н. В. Земля России — это территория государства и самое главное богатство народа / Н. В. Комов // Экономика и экология территориальных образований. — 2019. — Т. 3, № 1. — С. 6-14. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-1-6-14

Keywords: land resources, good governance, economic development, territory, civil society.

For citation: N.V. Komov. Russian Land is the territory of the state and the most important wealth of people. Economy and ecology of territorial formations, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 6-14. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-1-6-14

Введение. Изложенный в статье материал является обобщением многолетней практической и научной деятельности по важнейшему вопросу земельных отношений — взаимодействию государственных и рыночных механизмов управления земельными ресурсами страны. На основе большого объема информации проведены социально-экономические исследования и анализ становления и развития принципиально новых форм земельных отношений в России, отличительными чертами которых являются новые подходы к земельной собственности и хозяйствованию на земле, многоуклад-ность экономики, платность землевладения и землепользования, правовые и экономические методы охраны земель и их защиты от деградации, комплексное развитие территорий. В предлагаемой статье рассматриваются комплексные меры по обеспечению территориальной целостности России и сохра-

нению ее богатств, по превращению земельных ресурсов в мощный фактор экономического и социального развития государства.

Территориальные аспекты использования земельных ресурсов России. Как показывает опыт развитых стран, никакая экономика не может развиваться без эффективного использования земли и вовлечения земельных активов в развитие территорий. Долгосрочная земельная политика, земельные отношения являются определяющими во всей системе производственных и общественных отношений.

Россия и наш народ награждены этим огромным богатством. Наша страна самая крупная земельная держава мира (1,7 млрд га). Ее земельное достояние оценивается в более 200 трлн долларов США. Но, к великому сожалению, этот мощный для развития страны природный дар продолжает использоваться крайне неэффективно и требует срочного вмешательства государства, а точнее — коренного пересмотра методов государственного регулирования и упорядочения земельных отношений. Нужна также эффективная система управления земельными ресурсами страны [1-2].

«Произвол и коррумпированность чиновников гасят, тормозят полноценное развитие земельных отношений в России. И, как следствие, замедляется продвижение страны в целом». Это оценка президента В. В. Путина состояния земельных дел в стране, данная им на заседании президиума Госсовета РФ «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», состоявшемся в октябре 2012 года. Казалось бы, все ветви власти незамедлительно должны после этого приступить к выполнению поручений высшего руководства страны.

Но, к великому сожалению, за шесть лет практически ничего не сделано. Богатейший земельный фонд России продолжает выходить из строя, сокращаются площади ценных земель. Не обрабатывается более 40 млн га пашни, а это площадь всей пашни в такой высокоразвитой стране, как Канада. Думается, что считать потери нашей страны в продукции, да и в финансах нет надобности. Они огромные [1-2]. Поэтому ни Минэкономразвития, ни другие ведомства, а само государство должно заботиться о рациональном использовании и охране всех российских земель, о создании условий для воспроизводства и повышения их плодородия, о сохранении и улучшении природной среды. Только оно и сможет это сделать. По всей стране следует приступить к развитию средних и мелких хозяйств, включая и личное подворье. Они всегда были в России хранителями земли и наших территорий.

Земля — ресурс особого рода. Она не только природный ресурс, который нас кормит, она еще и базис, а точнее фундамент создания и функционирования всего народного хозяйства России. Эта функция земли как пространства и как территории государства имеет не менее важное значение для укрепления и устойчивого развития страны [3]. Мировые события последнего времени заставляют государство это учитывать.

В подтверждение сказанного автор приводит следующие цифры. Сельскохозяйственные угодья занимают от общей земельной площади страны всего лишь 12 %, а пашня — только 8 %. Остальную часть, а это более 1,5 млрд га, занимают другие земли (леса, города, природно-охранные земли, обороны и др.). В основном это федеральные государственные земли.

Наряду с сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами, другими землепользователями, имеющими небольшие земельные участки, а их более 55 миллионов, на территории России функционирует более 150 тысяч населенных пунктов, около двух тысяч крупных и средних городов, около 400 тысяч несельскохозяйственных предприятий и организаций. Земельное хозяйство России огромное и очень сложное. А если принять во внимание протяженность и неравномерное размещение обжитых регионов на территории России, большие различия в качестве земельных угодий, а также наличие множества народностей и их национальные особенности, то можно с уверенностью сказать, что земельные отношения — это самый сложный вид производственных отношений и от них во многом зависит не только экономическая, но и в не меньшей степени социально -политическая обстановка в государстве.

Поэтому земельные преобразования должны осуществляться компетентно, с чувством величайшей ответственности, а управлять земельными ресурсами нужно только цивилизованным путем,

на основе надежного научно обоснованного и апробированного социально-экономического и правового механизма. Так поступали и поступают многие развитые страны [4].

Огромные территории государственных земель остались без пригляда, хотя находятся в ведении многочисленных федеральных ведомств. Особенно это касается такого монстра, как Росимуще-ство, которое себя давно изжило. Более 15 федеральных ведомств сегодня на чистом листе режут российскую землю. Настала пора руководству страны разобраться с ними.

Здесь поучителен опыт Китая, где уже 20 лет очень эффективно работает единое мощное министерство земельных и природных ресурсов. Еще в 1998 году там принят специальный закон об управлении землями, где основой политики страны признается высочайшая ценность земли [3-4]. Для реализации земельной политики государство разрабатывает генеральные планы использования земель (в России это землеустройство) и не отдельных предприятий, а территорий провинций, уездов и других административно-территориальных единиц. Все генеральные планы разрабатываются только в соответствии с планами социально-экономического развития территорий и страны в целом. Другие проекты, связанные с использованием земли, разрабатываются только в соответствии с генеральными планами.

В Китае раз в пять лет проводится полная инвентаризация всей земли и недвижимости, на основе которой министерство совместно с органами госстатистики ведет государственный учет всех земель страны. Это ли не пример для нас? Там все в единой земельной системе. Кстати, Китай практически внедрил у себя систему бывшего Госкомзема России, который неоправданно упразднен у нас еще в 2000 году.

Центральный вопрос земельной политики для России — это вопрос о правах собственности на землю. Не одно столетие он волнует умы россиян. Земельная собственность станет великим благом для общества, если земля будет использоваться рационально и эффективно [5]. Однако она станет бедствием для страны и для народа, если окажется в руках горстки латифундистов и спекулянтов, которые не отвечают ни за саму землю, ни за народ, на ней живущий, ни за развитие территорий.

Российской бедой является несовершенство большинства нормативно-правовых актов по земле, что создало кризисную ситуацию с их реализацией на местах. В стране не подготовлена даже теоретическая база оценки земли, учета и контроля за ее использованием, отсутствует система управления земельными ресурсами, не отработано взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных структур по проведению земельных преобразований, что и привело к полной неразберихе с землей. Высококвалифицированные кадры землеустроителей разогнаны, архиважная профессия зе-мельщика-государственника практически упразднена. Не об этом ведь мечтал наш великий реформатор П. А. Столыпин. Даже в XXI веке государство не осознало, что рыночная экономика, земельная собственность и новые формы хозяйствования на земле поставили много совершенно новых, более сложных проблем, связанных с использованием земли, управлением земельными ресурсами и земельными отношениями.

Число собственников, владельцев и пользователей земельных участков растет, а земельный оборот не развивается. Без него не только отсутствуют рыночные отношения, но и страна катится в «земельный тупик». А ведь земельный оборот — один из основных двигателей развития прежде всего местной экономики [5-6].

Формируя земельную собственность, нужно исходить из того, что она не должна быть постоянным источником социальных напряжений в обществе. Наоборот, она должна стимулировать развитие страны, чего сегодня в России нет, да и не может быть при таком отношении к главному национальному достоянию — земле.

В мире отсутствует абсолютное право собственности на землю в классическом понимании римских юристов — как «право употреблять и злоупотреблять». В законодательствах зарубежных стран существенным образом пересматривается концепция земельного собственника. Пределы его юридической власти резко сократились. Земельные отношения все теснее связываются с задачей служения общественным интересам. Абсолютным остается право собственности на продукты труда.

Поэтому широкое распространение в России должна получить долгосрочная земельная аренда и особенно аренда государственных земель. Преимущественной целью для России должно стать формирование хозяев земли, под которыми надо понимать эффективно работающих субъектов, а не субъектов института только частной собственности [5-6]. Первостепенное значение приобретает в этой связи разработка четкого научно обоснованного механизма аренды земли, которого сегодня нет.

В Китае, не взрывая глубинных основ экономического строя, аренда постепенно формирует реального хозяина, т. е. эффективного хозяйствующего субъекта и собственника созданного продукта. Акцент на землю как объект хозяйствования не исключает возможности земельного оборота (земельного рынка), а, наоборот, развивает его, тем более если она долгосрочная.

Любая собственность есть синоним власти, а земельная собственность — в особенности. Контроль над землей является важнейшим шагом к власти, причем к власти исключительной. И государство не может, не имеет права передать эту власть коммерческим структурам, спекулянтам, перекупщикам. Именно в земельной политике, в вопросе об обороте земли, о формах землевладения Россия должна определить свой путь, который может сыграть прогрессивную роль в развитии общества уже в ближайшее время. Нужно выбрать такой вариант, который был бы связан с духовными корнями российского народа и отвечал реальностям мировой цивилизации. Одна из составных частей этого пути — общинное землепользование, коллективное владение землей, которое имеет в себе такие ценности, как взаимопомощь, трудовая и гражданская демократия, нестяжательство, трудолюбие. Все это позволяет сочетать личные интересы с социальными целями.

И еще один очень важный вопрос. Сегодня в России взимается множество всевозможных налогов. Доля же налога на землю составляет мизерную часть. Преимущественная часть — это налоги на доходы, капитал, продукцию [7]. Сложившаяся система налогообложения не стимулирует производственную и коммерческую инициативу, особенно малый и средний бизнес.

Опыт развитых стран показал, что есть более эффективная, простая и понятная налоговая система, не требующая большого фискального аппарата, в основу ее положен налог на землю — наиболее рациональный и устойчивый источник государственных доходов. Тяжесть налогового пресса необходимо постепенно перенести с труда, капитала и продукции на земельную ренту, которая должна стать базовой основой для обоснования земельных платежей. Важнейшими звеньями земельных отношений являются цена и стоимость земельных участков, ставки земельного налога, размеры арендной платы и дивиденды на земельные доли. Земельная рента, земельный налог должны принадлежать обществу. Они должны стать надежным и устойчивым источником местного бюджета.

Для этого земельные преобразования должны ориентироваться не на физическое перераспределение земли, а точнее — деление без правил, а на перераспределение ее рентной стоимости. Многие ученые считают, что налогообложение доходов от труда неэффективно, потому что не вызывает желания трудиться, и несправедливо, так как то, что люди производят, должно принадлежать только им. А налогообложение доходов от капитала несправедливо, потому что заработанный капитал по праву должен принадлежать его владельцам.

Словом, суть российской модели землепользования должна состоять в создании системы, при которой земельная рента социализирована, а результаты труда (зарплата, прибыль, капитал) приватизированы. Такой подход может стать основой стратегии преобразования российской экономики в рыночную с человеческим лицом, как это сделал Китай. Это решит многие проблемы: повысит инвестиционную активность, улучшит и упростит сбор налогов и т.д.

Использование земельной ренты в качестве источника государственного дохода справедливо и естественно, так как поощряется личная инициатива, предупреждается спекуляция землей и появляется возможность изъятия земли при непродуктивном ее использовании [8-9].

В Россия большая часть бюджета формируется в топливно-энергетическом комплексе и в смежных производствах. Поэтому сегодня важным источником формирования бюджета должны быть налоги и арендная плата с земельных участков, занятых нефтяными, газовыми и другими сырьевыми месторождениями. К сожалению, у нас нет научно обоснованной концепции формирования средств

за счет налогов и арендной платы с этих богатейших земель, нет и законодательства, и нормативной базы. В таких условиях при создании совместных предприятий, в том числе с иностранным капиталом, в нефтегазовой и других видах горнодобывающей промышленности российская сторона по причине отсутствия финансовых средств вынуждена использовать в качестве взноса (пая) в уставный капитал значительные площади земель. А это не отвечает стратегии устойчивого развития страны.

Необоснованность ставок налога с различных категорий земель независимо от их ценности способствует разбазариванию земель, снижает налоговые поступления, ведет к социальному неравенству территорий, особенно тех, которые богаты природными ресурсами.

Россия сегодня имеет уникальную возможность выбрать свой путь земельных преобразований, отвечающий национальным интересам. У нас есть возможность дать гражданам и их коллективам право дополнительно получить землю при условии выплаты ежегодной ренты. Такое направление земельной политики может рассматриваться как необходимое расширение гражданских прав и как средство получения государственных доходов [10]. Этот путь сыграет прогрессивную роль в развитии нашего общества и государства.

Учитывая то, что земельный вопрос находится под постоянным вниманием высшего руководства страны и лично президента В. В. Путина, что в мире сегодня повышается роль земли не только как источника продовольствия, но и как неизменного пространства, среды обитания людей и финансового капитала, предлагается:

1. Для защиты своей территории, охраны и эффективного использования всех земельных богатств страны разработать и осуществить чёткую долгосрочную земельную политику и законодательно принять её.

Главное в земельной политике России должно быть признание высочайшей ценности земли и необходимости её рационального использования. С этой целью органы власти всех уровней обязаны разрабатывать и осуществлять генеральные планы землеустройства всех земель на своих территориях.

2. Создать единую систему государственного управления земельными ресурсами страны. Создать в структуре правительства Российской Федерации единый земельный орган, отвечающий за разработку и реализацию государственной земельной политики страны.

3. Определить земельно-ресурсный потенциал в качестве основного звена устойчивого развития общества и государства. Земельная территория — это базисная составляющая развития всех отраслей народного хозяйства страны.

4. Делегировать муниципальным образованиям отдельные государственные полномочия, направленные на увеличение налогооблагаемой базы за счёт передачи части государственных земель в муниципальную собственность и эффективного использования собственной земли.

5. Вовлечь в принятие решений и реализацию новой государственной земельной политики главную созидательную силу России — гражданское общество, которое обеспечит системную работу с народом на территории, тесные связи с социальными и профессиональными слоями, работу в трудовых коллективах и укрепит связь народа с властью. А это сегодня крайне необходимо.

Такие действия государства будут логическим завершением решений, принятых на заседании президиума Госсовета шесть лет назад [10].

Реализация предложенных мер обеспечит значительное увеличение бюджетных средств, которые будут использованы на улучшение земли, комплексное обустройство территорий, образование, медицину, социальные и другие нужды. Такие возможности у России огромные, и государство вместе с народом должно их реализовывать. Это его обязанность. Ведь от этого зависит успешное развитие России как самой богатой и мощной мировой державы и укрепление позиций нашей страны в мире.

Предлагаются меры, обеспечивающие реализацию новой земельной политики и создание современной системы государственного управления земельными ресурсами:

• проведение долгосрочной государственной земельной политики;

• разработка федеральных, региональных и местных планов, программ и проектов использования земельных ресурсов, организация и выполнение работ по охране и рациональному использованию земель;

• разработка проектов законов по охране и использованию земельных ресурсов, обеспечение руководство выполнением местными органами правоприменительной работы по вопросам, связанным с использованием и охраной земель;

• охрана прав и законных интересов собственников и пользователей земли;

• организация и выполнение работ по инвентаризации всех земель страны;

• организация и проведение землеустройства на всей территории РФ;

• осуществление землеустроительной экспертизы инвестиционных программ и проектов по использованию и охране земель;

• ведение государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав на землю и недвижимость;

• ведение мониторинга земли, разработка методик государственной кадастровой оценки земли, государственный надзор за использованием и охраной земель;

• выполнение топографо-геодезических, картографических, изыскательских и других работ специального назначения для организации охраны и рационального использования земель, землеустройства, кадастра и других;

• создание и ведение единой земельно-информационной системы, реестра цен на земельные участки и регистра стоимости земельных участков;

• осуществление информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, заинтересованным юридическим и физическим лицам специальных материалов в сфере земли и недвижимости;

• проведение в установленном законодательством порядке разграничения государственной собственности на землю и создание специальных земельных фондов для наделения граждан, бизнес -структур и других пользователей земельными участками;

• обеспечение совместно с органами статистики ведения государственного учёта земель на всей территории РФ.

Создание современной системы управления земельными ресурсами страны не потребует дополнительных финансов. Наоборот, за счёт сокращения чиновников в ведомствах и сосредоточения средств появятся дополнительные финансовые источники для реализации поставленных президентом России земельных проблем в интересах народа, общества и государства [10-11].

При этом резко сократятся земельные споры, государство надёжно защитит права граждан и бизнеса на землю и недвижимость, в разы увеличится налогооблагаемая база, соответственно и поступления, прежде всего, в местные бюджеты, которые в развитых странах составляют более их половины. А это в значительной мере разгрузит очень скромный федеральный бюджет и высвободит значительные средства как раз для пространственного развития нашей страны. Одновременно муниципалитеты возьмут на себя обязанность решения главной составляющей их работы — повысить качество жизни проживающих на их территории российских граждан.

По самым скромным подсчётам ученых и специалистов, в местные бюджеты уже в ближайшее время может поступить несколько триллионов рублей дополнительных средств от создания и функционирования предлагаемой земельной системы. А в дальнейшем сумма местных бюджетов должна сравняться с федеральным бюджетом. Это ли не прорыв? И не в будущее, а в настоящее развитие страны, где мощный земельный капитал вместе с человеческим потенциалом станет самым реальным гарантом устойчивого развития России.

Стране сегодня не нужна дорогостоящая земельная реформа. Как показывает наш собственный опыт и опыт многих наших соседей, в этом великом для нашего народа деле нужны политическое решение высшего руководства страны и упорный труд высококвалифицированных специали-стов-земельщиков и управленцев, а не дилетантов, как сегодня. Нам сегодня нужна смена курса российского землепользования от дележа земли без правил к разработке правил, программ, планов охраны и эффективного использования земли и проектов комплексного обустройства российских территорий. Народ давно этого ждет [11].

Предложения об изменениях в земельной политике, земельных отношениях и о создании системы единого государственного управления земельными ресурсами России поддержаны Всероссийским съездом делегатов сел, деревень и городов России, прошедшим 13 октября 2018 года и также поддержавшим «Национальный проект развития сельских территорий», гражданами России, научным сообществом, представителями бизнеса.

Заключение. Земельную проблему нужно решать уже сегодня. Без этого самая богатая в мире российская земля никогда не станет драйвером экономического развития страны, чего нельзя допустить. Поиски дополнительных финансовых источников пополнения бюджета, которые ведутся сегодня, без вовлечения земельного капитала с огромной рентной составляющей в устойчивое развитие страны не дадут желаемого результата. Другого пути для рывка России в светлое будущее просто нет.

Земля всегда была основой и базисной составляющей территориально-пространственного социально-экономического развития России. В этом ее главное преимущество перед другими природными ресурсами, которые используются крайне неэффективно. Также поэтому для вовлечения земельных активов в устойчивое развитие России государство должно принять эффективную долгосрочную земельную программу и для ее реализации создать также эффективную систему управления земельными ресурсами страны. Такое решение руководства страны будет одним из важнейших факторов для прорыва России в высшую лигу экономики, о чем говорил президент страны на пресс -конференции 20 декабря 2018 года. К сведению, 40 лет назад это уже сделал наш великий сосед Китай. И результаты его успешного развития заслужили особого внимания мирового сообщества.

Библиографический список

1. Комов, Н. В. Управление земельными ресурсами в новой России / Н. В. Комов. — Казань : РИВЦ, 2011. — 566 с.

2. Комов, Н. В. Российская модель землепользования и землеустройства / Н. В. Комов. — Москва : Институт оценки природных ресурсов, 2001. — 620 с.

3. Строев, Е. С. Земельный вопрос в России в начале XXI века (проблемы и решения) / Е. С. Строев, С. Н. Волков. — Москва : ГУЗ, 2001. — 55 с.

4. Лойко, П. Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке / П. Ф. Лойко. — Москва : ФКЦ «Земля», 2000. — 342 с.

5. Комов, Н. В. Эффективное управление земельными ресурсами — неотложная задача государства / Н. В. Комов, С. А. Шарипов // АПК: экономика, управление. — 2016. — № 4. — С. 24-31.

6. Волков, С. Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? / С. Н. Волков, Н. В. Комов, В. Н. Хлыстун // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2005. — № 3. — С. 3-7.

7. Комов, Н. В. Эффективное использование земли в аграрном секторе Республики Татарстан / Н. В. Комов, Н. М. Якушкин, С. А. Шарипов // АПК: экономика, управление. — 2016. — № 6. — С. 69-76.

8. Комов, Н. В. Экономика, экология и региональное землепользование: монография / Н. В. Комов, С. А. Шарипов. — Казань : Бриг, 2018. — 379 с.

9. Комов, Н. В. Земельные ресурсы в стратегии устойчивого развития России : монография / Н. В. Комов, С. А. Шарипов. — Казань : Бриг, 2017. — 478 с.

10. Хлыстун, В. Н. Земельная реформа: опыт и задачи по завершению / В. Н. Хлыстун // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 10 (141). — С. 5-11.

11. Комов, Н. В. Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов / Н. В. Комов, А. С. Чешев // Экономика и экология территориальных образований. — 2018. — Т. 2, № 1(4). — С. 6-21. БОТ https://doi.org/10.23947/2413-1474-2018-2-1-6-21

References

1. Komov, N.V. Upravlenie zemelnimi resursami v novoi Rossii. [Land management in new Russia.] Kazan, RICC, 2011, 566 p. (in Russian).

2. Komov, N.V. Rossiiskaya model zemlepolzovaniya I zemleustroistva. [The Russian model of land use and land management.] Moscow, Natural Resource Assessment Institute, 2001, 620 p. (in Russian).

3. Stroev, E.S. Zemelniy vopros v Rossii v nachale 21 veka (problem I resheniya). [The land question in Russia at the beginning of the XXI century (problems and solutions).] Moscow, SULM, 2001, 55 p. (in Russian).

4. Loyko, P.F. Zemelnii potensial mira I Rossii: puti globalizatsii ego ispolzovaniya v 21 veke. [World and Russian land potential: the path of globalization and its use in the XXI century.] Moscow, FCC "ZEMLYA", 2000, 342 p. (in Russian).

5. Komov, N.V. Effektivnoe upravlenie zemelnimi resursami. [Good land management - urgent task of the state.] Economics, Management, 2016, № 4, 24-31 pp. (in Russian).

6. Volkov, S.N. Kak dostich effektivnogo upravleniya zemelnimi resursami v Rossii? [How to achieve effective management of land resources in Russia?] International Journal of Agricultural, 2005, № 3, 3-7 pp. (in Russian).

7. Komov, N.V. Effektivnoe ispolzovanie zemli v agrarnom sektore Respubliki Tatarastan. [Efficient use of land in the agricultural sector of the Tatarstan Republic.] Economy, Management, 2016, № 6, 69-76 (in Russian).

8. Komov, N.V. Ekonomika, ekologiya I regionalnoe zemlepolzovanie: monographiya. [Economy, ecology and regional land use: a monograph.] Kazan, Brig, 2018, 379 p. (in Russian).

9. Komov, N.V. Zemelnie resursi v strategii ustoichivogo razvitiya Rossii. [Land resources in the sustainable development strategy of Russia: Monograph.] Kazan, Brig, 2017, 478 p. (in Russian).

10. Khlistun, V.N. Zemelnaya reforma: opit I zadachi po zaversheniu. [Land reform: experiences and challenges to complete.] Land management, cadastre and land monitoring, 2016, № 10 (141), 5-11 pp. (in Russian).

11. Komov, N.V. Kompleksnii podkhod k planirovaniu I ratsionalnomu ispolzovaniu zemelnikh resursov. [An integrated approach to the planning and management of land resources.] Economy and ecology of territorial formations, 2018, V.2, № 1 (4), 6-21 pp. DOI https://doi.org/10.23947/2413-1474-2018-2-1-6-21 (in Russian).

Поступила в редакцию 26.11.2018 Сдана в редакцию 27.11.2018 Запланирована в номер 16.01.2019

Received 26.11.2018 Submitted 27.11.2018 Scheduled in the issue 16.01.2019

Об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комов Николай Васильевич,

академик Российской академии наук, председатель совета МОО «Национальный союз землепользователей», профессор Государственного университета по землеустройству (РФ, 105064, г. Москва, ул. Казакова, д.15), доктор экономических наук, профессор [email protected]

Author:

Komov, Nikolay V.,

member of the Russian Academy of Sciences, President of the Council of an interregional voluntary organization «National Land-users Union», professor of land Use Planning State University (15, Kazakova ul., Moscow, 105064, RF), doctor of economics, professor [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.