У.К. БОЛДЫРЕВ,
адъюнкт * кафедры управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)
U.K. BOLDYREV, Adjunct** of the Department of Police Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 353
Руководство как функция организаторской деятельности начальника территориального органа МВД России
Guidance and Leadership as Functions of the Organizing Activity of the Head of a Territorial Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia
В статье рассматриваются вопросы разграничения понятий «организаторская деятельность» и «руководство». Автором предлагается рассматривать руководство в качестве функции1 организаторской деятельности. Это позволит руководителям правильно выбирать методы работы, создаст необходимые предпосылки для целенаправленной работы, что положительным образом отразится на эффективности правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России.
Территориальные органы МВД России, начальник территориального органа МВД России, организация, организаторская деятельность, руководство.
The author argues that «organizing activity» and «guidance and leadership» are distinctly different things, and the latter is a function of the former. This approach should enable police commanders to improve their choice of goals and methods. Accordingly, it should also open new ways to improve the results of law enforcement efforts by territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Territorial branches of the Ministry of Internal Affairs of Russia, head of a territorial branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia, organization, organizing activity, guidance.
Несмотря на значительный интерес к проблемам организационной деятельности в правоохранительной сфере, некоторые вопросы до настоящего времени в недостаточной степени исследованы. В частности, остается весьма широким спектр взглядов на организаторскую деятельность и руководство, что, в свою очередь, вызывает путаницу в понятиях, затрудняет четкое понимание терминов и способствует подмене их друг другом.
* Ранее - заместитель начальника отдела - начальник отделения
УУП УМВД России по г. Элисте.
1 В данном случае функция понимается как устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при котором изменения одних объектов приводят к изменениям в других [14].
В настоящее время органы внутренних дел подвергаются реформированию, направленному, в первую очередь, на повышение эффективности правоохранительной деятельности, осуществляемой системой Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России). Неэффективная правоохранительная деятельность системы МВД России не в последнюю очередь приводит к порождению правового нигилизма, недоверию граждан, что отрицательно влияет на социально-политическую
* Formerly - Deputy Section Head at the Branch of the Ministry of Internal
Affairs of Russia for the City of Elista.
О u О X
И
о
u
О ^
о <
о
<
X
^
ta
s
a H
105
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
106
обстановку и в конечном счете подрывает безопасность страны.
В связи с изменением структуры территориальных органов МВД России и сокращением штатной численности полицейские на местах испытывают чрезмерную нагрузку. Изменения сложившейся системы управления привели к нарушению принципа единоначалия, результатом явилось ухудшение управляемости подчиненными подразделениями [13]. В своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В.А. Колокольцев отметил: «На сегодняшний день, согласно экспертным оценкам, органы внутренних дел уже достигли предельной, если можно так выразиться, «пропускной способности» [5].
Как представляется, для восстановления положительно зарекомендовавшей себя на протяжении десятилетий системы управления в органах внутренних дел либо заимствования у нее всего того, что помогло бы реально повысить эффективность правоохранительной деятельности, требуется переосмысление теоретических подходов к организации этой деятельности. В этой связи, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на разграничение понятий «организаторская деятельность» и «руководство».
Организовывать (фр. organizer) — сообщать стройный вид, упорядочивать что-нибудь, объединять кого-нибудь для какой-нибудь цели посредством реализации совокупности процессов или действий, ведущих к установлению, формированию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого: операциями, действиями, людьми [11, 18, 19].
По мнению С.В. Валова, применительно к социуму «организация» употребляется в трех смыслах: 1) социальный объект (объединение людей), звено, связующее предметы труда и руководство людьми, важнейшее вспомогательное средство руководства; 2) процесс создания объекта и предварительных условий воздействия на него; 3) атрибут объекта, характеристика степени упорядоченности его внутренних элементов [4].
Интересен подход Д.В. Двинских, определившей способность организации не как процесс или ресурс, а как характеристику функциональных либо процессных систем, посредством которых организация осознает и реализует требования конкретного вида деятельности. Так как базовым понятием способности является чувствительность к изменениям среды функционирования организации, первичным элементом, реагирующим на изменения, становится лицо, принимающее решения и элементы системы, формирующие его видение управления [6]. В нашем случае этим лицом является
начальник территориального органа МВД России, а элементами системы — подчиненный ему аппарат управления.
Согласно сложившимся в теории управления представлениям, организационная деятельность включает в себя непосредственно организаторскую деятельность руководителя (субъекта управления), которая заключается в соединении индивидуальных усилий членов организации (объектов управления) в коллективное усилие, посредством чего достигается общая цель, а также руководство, т. е. работу по организации труда конкретных членов организации с учетом их индивидуальных особенностей и обеспечению их соответствующими ресурсами [12]. Но и та, и другая деятельности не всегда безупречны, что порой приводит к негативным последствиям, поскольку от «качества» организационной деятельности в целом во многом зависят общие результаты функционирования организаций.
Венгерский ученый М. Мароши отметил, что недостатки в функционировании системы могут вызываться: а) как связанными, так и не связанными со структурой организации факторами (в первом случае необходима организационная деятельность по совершенствованию структуры и ликвидации этих недостатков); б) некачественным программированием или планированием, неудовлетворительным исполнением, отсутствием дисциплины труда, неэффективным стимулированием, слабым контролем и т. д. В этих случаях плох не управленческий процесс как таковой (планирование, программирование, стимулирование, контроль и т. п.), а его организация, и у руководителя есть две альтернативы: 1) разработать и ввести новые процессы; 2) улучшить плановую работу, повысить трудовую дисциплину, усилить стимулирование и т. д., что дешевле, чем введение новых процессов, поскольку это не требует инвестиций на развитие структуры и связано с меньшим риском [10].
Можно предположить, что если у руководителя не получится правильно определить, чем вызваны существующие недостатки: структурой организации или процессом, то, скорее всего, он будет использовать реорганизацию. В результате неверного определения причин существующих недостатков они никуда не исчезнут, либо проявятся в иной форме, а средства и ресурсы будут потрачены нерационально.
Признавая справедливость высказанного выше мнения, отметим, что организаторская деятельность как таковая должна быть продуктивной. Необходимо постоянно стремиться к ее совершенствованию и устранению либо минимизации объективных, а иногда и возникающих по субъективным причинам недос-
татков. Организаторская деятельность (ее также можно назвать управленческой) основана на реализации организационных методов, посредством которых осуществляются управленческие воздействия, обеспечивающие достижение поставленных целей и поддержание упорядоченности (организованности) в состоянии системы, что дает возможность сохранять стабильность в условиях постоянных изменений окружающей среды.
Организационная деятельность осуществляется начальниками территориальных органов МВД России на всех уровнях системы органов внутренних дел. Чем выше этот уровень, тем больший объем управленческих функций реализуют соответствующие руководители и подчиненные им аппараты управления [12]. Отсюда следует, что организаторская деятельность в «чистом виде» чаще проявляется на более высоких уровнях управления (федеральном, межрегиональном, региональном), нежели на районном уровне, на котором выполняется основной объем правоохранительных функций органов внутренних дел. Начальники территориальных органов МВД России на районном уровне, как правило, имеют небольшой аппарат управления и относительно немногочисленный коллектив подчиненных. Таким образом, организационная функция осуществляется здесь в усеченном виде, руководство же, т. е. непосредственное воздействие на исполнителей (следователей, сотрудников оперативных подразделений, участковых уполномоченных полиции и т. п.), напротив, приобретает первостепенное значение.
Отсюда можно предположить, что организаторская деятельность - это деятельность по упорядочению функционирования системы, а руководство - деятельность по организации работы отдельных людей. Организаторская деятельность руководителя территориального органа МВД России осуществляется через аппарат управления, через руководителей структурных подразделений, а руководство - это прямое воздействие на конкретного подчиненного либо нескольких подчиненных. Этим, в частности, можно объяснить наличие прямых и непосредственных начальников.
Как в свое время отметил Р.М. Фалмер, организация - это логический процесс, который помогает преобразовать идею или некий план в достижимую реальность. Она обеспечивает основу для действий следующим образом: работающие знают, что конкретно ожидается от них, каким образом они должны действовать, к кому обратиться, когда возникают какие-либо проблемы. Дублирование работ сведено к минимуму, каналы коммуникации уже подготовлены к тому моменту, когда в них будет необходимость. Некоторые критики теории
организации полагают, что современные управляющие стремятся к тому, чтобы непосредственно руководить как можно меньшими коллективами подчиненных, а еще лучше - вообще не контактировать с подчиненными, используя для этого возможности новейших информационно-коммуникационных технологий [17]. При этом между высшим и низовыми уровнями управления возникает множество промежуточных звеньев, что затрудняет коммуникацию между ними и может привести к негативным последствиям, таким как искажение информации, снижение эффективности деятельности, непонимание целесообразности поступающих указаний, неверное планирование и т. д.
Отметим, что в научной литературе для определения одних и тех же явлений очень часто параллельно используется несколько понятий [8], хотя практически всеми признается, что организаторская деятельность руководителя - это связующее звено между ним как субъектом управления и подчиненными объектами управления, существующее во имя достижения определенных целей. И именно эффективная организаторская деятельность создает предпосылки для решения проблем управления в различных сферах социальной жизнедеятельности общества путем достижения взаимного согласия и уравновешивания интересов различных социальных групп общества [3].
Подобная ситуация порой приводит к терминологической путанице, смешению понятий, постановке знака равенства между разнопорядковыми явлениями. От этого не свободна и система МВД России. Так, например, в приказе МВД России от 10 июля 2013 г. № 535 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» определено, что «...начальник отдела (отделения, пункта) полиции осуществляет руководство отделом (отделением, пунктом) полиции на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел (отделение, пункт) полиции задач» [1].
Однако в п. 15 Положения, утвержденного данным приказом, сказано, что начальник отдела (отделения, пункта) полиции уже не руководит, а «.организует деятельность отдела (отделения, пункта) полиции, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений на территории обслуживания, .организует и обеспечивает в пределах компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в отделе (отделении, пункте) полиции; .организует и ведет прием граждан» [1]. Возникает вопрос: в чем же заключаются отличия между организаторской
о
и
О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
107
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
108
деятельностью и руководством как функциями данного начальника?
Думается, организаторскую деятельность в правоохранительной сфере можно определить как вид общественных отношений и специфический по форме реализации вид совместной деятельности субъекта управления и объекта (объектов) управления в целях обеспечения упорядоченности функционирования соответствующего подразделения (органа), поиска и реализации эффективных методов повседневной работы, постоянной заботы о профессионализме подчиненного личного состава.
Если обобщить взгляды ряда исследователей проблем организаторской деятельности, можно отметить, что она включает в себя такие элементы, как: 1) создание социальных систем, формирование их функциональной и организационной структур; 2) правовое закрепление целей системы, структуры подразделений, предоставляемых полномочий и прочее; 3) ресурсное обеспечение: материально-техническое, финансовое, информационное, кадровое и т. п.; 4) упорядочение процессов управления в созданной или действующей системе; 5) организационное обеспечение других функций, стадий и этапов управления; 6) разработка и внедрение в практику оценочных систем; 7) организация труда работников служб и подразделений [2, 4, 7].
Руководство же — это направляющая, организующая, регулирующая, мотивационная (стимулирующая) деятельность руководителя. Оно предполагает основанное на правовых нормах воздействие на коллектив (подчиненных) с использованием власти, данной ему обществом или коллективом. При этом руководитель оказывает влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать во имя достижения целей организации [16].
Однако необходимо учитывать, что руководство и организаторская деятельность (управление) тесно связаны между собой [12, 15]. Часто их применяют в аспекте взаимозаменяемости, однако различия между ними, как было показано, существуют. Руководство, в частности, принято рассматривать в качестве одной из стадий организации исполнения управленческого решения, наиболее важной из них, поскольку именно на этой стадии выявляются трудности, недостатки в исполнительской деятельности, оказывается помощь исполнителям, оценивается и коррегируется исполняемое управленческое решение и т. д. [9].
Но в любом случае руководство — это разновидность деятельности руководителя по достижению поставленной цели. Объектом воздействия при этом является труд отдельного человека, коллектива людей либо организации
в целом [2], а само руководство — это налаживание совместной деятельности людей на основе сотрудничества, базирующегося на материальных, моральных и других интересах.
Качественное отличие руководства от организаторской деятельности состоит в формировании устойчивой системы управления и консолидации членов организации. При этом происходит отделение функции организации от непосредственного руководства подчиненными. Иными словами, организаторская деятельность осуществляется как начальником территориального органа МВД России на районном уровне, так и организационным ядром в лице функциональных руководителей, а руководство осуществляется в том случае, когда начальник территориального органа МВД России, минуя функциональных руководителей, непосредственно и напрямую обращается к исполнителю.
Приходим к выводу, что между руководством и организаторской деятельностью имеются определенные различия, которые можно выявить по следующим основаниям.
Во-первых, по основе деятельности: в основе организаторской деятельности находится целе-полагание всей управляемой системы; в основе руководства — организация работы конкретных подчиненных.
Во-вторых, по форме выражения: руководство непосредственно выражается в соответствующих актах применения (письменные, устные); организаторская деятельность создает условия для успешной реализации нормативных актов.
В-третьих, по способу воздействия: руководство предполагает правовое воздействие руководителя на объекты управления на основе власти; организаторская деятельность осуществляется на основе социальной природы человека.
В-четвертых, по субъекту осуществления деятельности: руководство осуществляется конкретным должностным лицом, имеющим должностные обязанности по осуществлению руководства; организаторская деятельность осуществляется, как правило, не индивидуально.
В-пятых, по количеству подчиненных сотрудников: руководство преимущественно осуществляется в коллективах, где небольшой аппарат управления и относительно немногочисленное количество подчиненных сотрудников; организаторская деятельность в полной мере проявляется на более высоких уровнях управления, в крупных коллективах, при наличии большого аппарата управления.
Руководство выступает в качестве функции организаторской деятельности. Изменения в организаторской деятельности приводят к изменениям в руководстве как процессе. Категории
«организаторская деятельность» и «руководство» в правоохранительной сфере не могут быть использованы как синонимы, их взаимная замена недопустима, они соотносимы, но не тождественны друг другу. Сущностное разграничение указанных понятий позволит руководителям
правильно выбирать методы работы с личным составом, создаст необходимые предпосылки для целенаправленной работы, что положительным образом отразится на эффективности правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России.
Список литературы:
1. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 10 июля 2013 г. № 535 (ред. от 19.02.2015) // СПС КонсультантПлюс.
2. Аврутин Ю.Е., Александров А.И., Артамонов В.С. и др. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. М., 2002.
3. Андреев Н.А, Коробов В.Б. Социальное партнерство в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33).
4. Валов С.В. Управление органами предварительного следствия в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: http://www.armsexpo.ru/news/ obshchestvennye_organizatsii/vystuplenie_ vladimiri_kolokoltseva_na_rasshirennom_ zasedanii_kollegii_mvd_rossii/ (дата обращения: 23.03.2016).
6. Двинских Д.В. Определение понятия способностей в структуре управленческого знания // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 12.
7. Керженцев П.М. Принципы организации: Избранные произведения. М., 1968.
8. Кийко М.В. Теневая экономика: генезис, эволюция, современная структура // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1.
9. Косачев А.Н. Место и роль руководителя в системе управления органами внутренних дел: лекция. М., 1996.
10. Мароши М. Организация — Стимулирование — Эффективность / сокр. перевод с вен-гер. под ред. С.Е. Каменицера и В.Ф. Терехова. М.,1981.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 20-е изд., стереотипное. М., 1988.
12. Организация управления органами внутренних дел: учебник / под общ. ред. А.М. Коно- ь-нова, И.Ю. Захватова. 2-е изд., доп. и пере- д раб. М., 2013. |
13. Рыбянец В.И. Система обязана быть более гибкой // Полиция России. 2014. № 8. 2
14. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. М., 1998. ^
15. Ульянов А.Д., Жаглин А.В. Методы руко- О водства, применяемые в управленческой дея-
<
тельности руководителя территориального д органа внутренних дел // Вестник Воронеж- щ ского института МВД России. 2012. № 3. §
16. Управление организацией: энциклопеди- н ческий словарь / под ред. А.Г. Поршнева, А.Я. Кибанова, В.Н. Гунина. М., 2001.
17. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Организация как функция управления. М., 1992. Т. 2.
18. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева, Э.А. Араб-оглы, Л.Ф. Ильичева и др. 2-е изд. М., 1989.
19. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.
Е-таД: [email protected]
109