Научная статья на тему 'Рукоположение через Слово Божье и молитву с возложением рук: некоторые замечания по поводу порядка рукоположения Мартина Лютера'

Рукоположение через Слово Божье и молитву с возложением рук: некоторые замечания по поводу порядка рукоположения Мартина Лютера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
служебник / евхаристия / порядок молитвы / адиафора / благодать / service book / eucharist / order of prayer / adiaphora / grace

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юхана Похьола

Статья представляет собой перевод работы, опубликованной в коллективной монографии «Servant of Christ’s Church — A Festschrift in Honour of John R. Stephenson» (2023). Перевод осуществлен И.О. Рясиком и О.А. Сосниной. В статье основное внимание уделено служебнику Мартина Лютера «Посвящение в сан cлужителя Слова». Очевидно, что Лютер рассматривал назначение человека на Священное служение как процесс призвания (vocatio), благословения (benedictio) и отправления (missio). Этот процесс был церковным, теологическим, литургическим и юридическим. Порядок сосредоточен, в частности, на благословении Словом Божьим и молитве с возложением рук в контексте общины и таинства Евхаристии. В свете обряда рукоположения Лютера нет никакой поддержки широко распространенному учению о том, что служение обществу происходит от человека, основано на потребностях общины и делегировании полномочий, а призвание и избрание человека на служение является единственным определяющим фактором и, в конечном счете, что сам обряд рукоположения — это адиафора, потому что он только подтверждает призыв и публично поручает служить в служении. В этой модели рукоположение — это скорее вопрос контракта, чем дар благодати. Этот функциональный взгляд на служение, демонстративное понимание рукоположения и судебного разрешения как единственного дара в обряде рукоположения не имеет под собой оснований в служебнике Лютера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ordination with Word of God and prayer with laying on of the hands — Some remarks on Martin Luther’s ordination agenda

This article is a translation of the text printed for collection of articles «Servant of Christ’s Church — A Festschrift in Honour of John R. Stephenson » (2023). Translation into Russian has been made by O. Sosnina and I. Rjasik. The article focuses on Martin Luther’s agenda The Ordination of Minister of the Word. It is evident that Luther saw putting a man into the Office of the Holy Ministry as a process of calling (vocatio), blessing (benedictio) and sending (missio). This process was ecclesial, theological, liturgical and juridical. The agenda itself concentrates especially on the blessing with the Word of God and prayer with laying on of hands in congregational and eucharistic context. In the light of Luther’s rite of ordination, there is no support to that widely spread teaching that the Office of Public Ministry is from human origin, founded on the congregational needs and delegation, and calling and electing a person for the ministry is the only constitutive factor and finally the rite of ordination in itself is an adiaphoron, because it only confirms the call and publicly commissions to serve in the ministry. In this model ordination is more a matter of contract than a gift of grace. This functional view of ministry, demonstrative understanding of the ordination and judicial authorization as the sole gift in the rite of ordination is unsubstantiated in Luther’s agenda.

Текст научной работы на тему «Рукоположение через Слово Божье и молитву с возложением рук: некоторые замечания по поводу порядка рукоположения Мартина Лютера»

о я н

с

н

Ordination with Word of God and prayer with laying on of the hands — Some remarks on Martin Luther's ordination agenda

This article is a translation of the text printed for collection of articles «Servant of Christ's Church — A Festschrift in Honour of John R. Stephenson» (2023). Translation into Russian has been made by O. Sosnina and I. Rjasik. The article focuses on Martin Luther's agenda The Ordination of Minister of the Word. It is evident that Luther saw putting a man into the Office of the Holy Ministry as a process of calling (vocatio), blessing (ben-edictio) and sending (missio). This process was ecclesial, theological, liturgical and juridical. The agenda itself concentrates especially on the blessing with the Word of God and prayer with laying on of hands in congregational and eucharistic context. In the light of Luther's rite of ordination, there is no support to that widely spread teaching that the Office of Public Ministry is from human origin, founded on the congregational needs and delegation, and calling and electing a person for the ministry is the only constitutive factor and finally the rite of ordination in itself is an adiaphoron, because it only confirms the call and publicly commissions to serve in the ministry. In this model ordination is more a matter of contract than a gift of grace. This functional view of ministry, demonstrative understanding of the ordination and judicial authorization as the sole gift in the rite of ordination is unsubstantiated in Luther's agenda.

Ключевые слова: service book, eucharist, order of prayer, adiaphora, grace

« Juhana Pohjqla

УДК 262.16

Doctor of theology, bishop of the Evangelical Lutheran Mission Diocese of Finland (Kalevankatu 53, Helsinki, Finland, 00180)

Д [email protected] S

Volume XIII

o

юхана похьола ?

К

д-р теологии, епископ Евангелическо-лютеранской u Миссионерской провинции Финляндии ^ (Kalevankatu 53, Helsinki, Finland, 00180) .

[email protected] о

о

РУКОПОЛОЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ СЛОВО БОЖЬЕ И МОЛИТВУ С ВОЗЛОЖЕНИЕМ РУК: НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ПОРЯДКА РУКОПОЛОЖЕНИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА

Статья представляет собой перевод работы, опубликованной в коллективной монографии «Servant of Christ's Church — A Festschrift in Honour of John R. Stephenson» (2023). Перевод осуществлен И. О. Ряси-ком и О. А. Сосниной. В статье основное внимание уделено служебнику Мартина Лютера «Посвящение в сан служителя Слова». Очевидно, что Лютер рассматривал назначение человека на Священное служение как процесс призвания (vocatio), благословения (benedictio) и отправления (missio). Этот процесс был церковным, теологическим, литургическим и юридическим. Порядок сосредоточен, в частности, на благословении Словом Божьим и молитве с возложением рук в контексте общины и таинства Евхаристии. В свете обряда рукоположения Лютера нет никакой поддержки широко распространенному учению о том, что служение обществу происходит от человека, основано на потребностях общины и делегировании полномочий, а призвание и избрание человека на служение является единственным определяющим фактором и, в конечном счете, что сам обряд рукоположения — это адиафора, потому что он только подтверждает призыв и публично поручает служить в служении. В этой модели рукоположение — это скорее вопрос контракта, чем дар благодати. Этот функциональный взгляд на служение, демонстративное понимание рукоположения и судебного разрешения как единственного дара в обряде рукоположения не имеет под собой оснований в служебнике Лютера.

Key words: служебник, евхаристия, порядок молитвы, адиафора, благодать

« Введение

н

н 12 мая 1535 г. курфюрст Иоганн Фридрих постановил, что

и в его владениях рукоположения будут производиться в Виттен-берге. После Рейхстага в Аугсбурге (1530) стало ясно, что ни один и римский епископ не станет призывать и рукополагать еванге-

§ лических проповедников, но, напротив, будет всячески проти-

р ,

н виться учению Реформации. Потребность в новых пасторах для ^ евангелических приходов была велика, но Мартин Лютер отверг ES просьбы тех, кто хотел осуществлять св. Причастие без предва-S рительной публичной ординации во время литургии, о чем сам н говорит в письме Иоганну Зютелю (Johan Sutel) 1531 г. Он также подготовил специальный трактат для будущих служителей «Частная месса и рукоположение в священники» (1533 г.). Переход к евангелическому порядку ординации был экклезиологиче-ским, юридическим, теологическим и литургическим по своей сути. Экклезиологический аспект касался как местной церкви, так и совокупности церквей. Те, кого рукополагали (ordinandi), сначала выбирались и призывались из числа членов приходов на местах. Указ курфюрста юридически закреплял избрание, тогда как богословский факультет в Виттенберге осуществлял их непосредственную подготовку и экзаменацию. Литургический обряд ординации проходил централизованно в кафедральной церкви св. Марии в Виттенберге. Его проводил сам Лютер или старший проповедник Виттенберга Иоганн Бугенхаген, который подготовил несколько церковных служебников, включивших обряд ординации (первый был отпечатан в Гамбурге в 1529 г.). Однако в 1535 г. доктор Лютер составил очень авторитетный впоследствии и получивший широкое распространение «Чин рукоположения служителей Слова» (Ordinatio ministrorum verbi), который был опубликован в 1539 г.1

1 Smith R. Luther. Ministry, and Ordination Rites in the Early Reformation Church. New York, 2000. P. 61-87; Lieberg H. Office and Ordination in Luther and Melanchton / Transl. by M. Carver. St. Louis, 1963. P. 157-165; D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Weimer, 1983. Bd 38. Р. 423-431 (далее — WA). Этот чин упоминался в письме к Фридриху Миконию от 24 октября 1535 г.: «Мы отправляем обратно к тебе твоего Иоганна, призванного и избранного тобой, которого мы испытали, рукоположили и утвердили публично перед лицом нашей церкви с молитвами и славословиями к Господу, для служения у тебя, в соответствии с указом нашего князя» (WA Br 7302).

Ю.ПЬОХОЛА

ОРДИНАЦИЯ — ДЕЙСТВЕННАЯ И ИМЕЮЩАЯ СИЛУ ИЛИ р

ДЕКЛАРАТИВНАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА? У

Я

Во времена Лютера в Западной Церкви шла дискуссия о мате- П риальных и формальных элементах таинства рукоположения Л (ординации). Наиболее важными пунктами для Лютера были О Слово Божие, молитва и возложение рук. Однако позднее в прак- Е тике лютеранских церквей не было ясности, как сам Лютер понимал и как в лютеранском богословии, воспринимался обряд Е рукоположения в священники и ординация. Особенно в XIX в. ^ либеральные протестантские теологи, например, Ф. К. Баур р и А. Ричль под влиянием неокантиантской теологии рассматри- 3 вали вопрос священства в этических категориях. Это было отра- Л жением типичных антикатолических и антиметафизических настроений. Священство не было установлено Богом, но было О обусловлено практической необходимостью, т. е. проистекало из нужд общины. Такое понимание подчеркивало, что лютеране Ж рассматривали оридинацию в рамках юридических категорий, что существенно отличалось от католического сакраменталь- ... ного понимания. Ординация духовно не влияла на рукополагаемых, но наделяла правами и обязанностями в церкви. Кроме того, в традиции «низкой церкви» делался акцент на священство всех верующих и права общины ценой потери установленного свыше апостольского преемства (И. В. Ф. Хефлинг). С другой стороны, некоторые неолютеранские теологи (В. Леэ, Т. Ф. Д. Клифот, А. Ф. К. Вильмар) учили, что служение является установленным свыше и, хотя ординация и не является таинством, она, несомненно, дает благодатный дар (Amtsgnade) ординируемым (ordinandi)2.

Ниже мы рассмотрим два возможных взгляда на ордина-цию у Лютера и в лютеранской традиции. В центре внимания будет находиться восприятие публичного служения священства и литургический аспект ординации на самом деле. Все сводится к двум вопросам: 1) Ординация действенна и производит сущностные изменения в человеке при поставле-нии его на установленное Богом служение священства или она — чисто внешняя и декларативная процедура официального подтверждения священства, уже полученного избранием

Heubach J. Die Ordination zum Amt der Kirche. Bd II. Berlin, 1956. S. 11-37.

2

га и призванием (то есть ординация воспринимается как адиафо-

и ра или введение в должность)? 2) Является ли ординация истин-

tj ным духовным даром человеку через Слово Божье и молитву или

q она лишь дает литургические полномочия, права и обязанности

¡.q осуществлять служение Слова и Таинства в церкви? Наиболее

о известным и общепринятым воззрением стало декларативное

л и юридическое понимание ординации Лютером3. Однако в насто-

^ ящее время наибольшее распространение получило представ-

« ление о действенности ординации и ее сакраментальных свой-

^ ствах4. В дальнейшем мы сделаем несколько замечаний о важных

к

Ч -

Н 3 В своей главной работе «Лютер и ординация» (1883) Г. Ритшель утверж-

дает, что ординация для Лютера была только церковным юридическим актом подтверждения призвания. П. Граф поддержал эту точку зрения в исследовании по истории литургии: «Таким образом, ординация является церковным обрядом, с точки зрения богослужения не обязательным» (Graff P. Geschichte der Auflösung der alten gottesdienstlichen Formen in der evangelischen Kirche Deutschlands. Göttingen, 1937. S. 385-386). «Ординация — это лишь публичное подтверждение призвания, а то, что приобретается в призвании, не является особым даром благодати или силы, но лишь назначением на должность» (Hök G. Luthers läran om kyrkans ämbete // En bok om kyrkans ämbete / Utgiv. av H. Lindroth. Uppsala, 1951. S. 145). «Лютер не видел в ординации ничего, кроме публичного засвидетельствования призвания» (Vajta V. Luther on Worship: An Interpretation / Transl. by U. S. Leupold. Philadelphia, 1958. P. 118). Аналогично у В. Бруно (Brunotte W. Das geistliche Amt bei Luther. Berlin, 1959. S. 189). В предисловии к одному из томов собрания сочинений Лютера (1965) утверждается: «Обряд ординации, составленный Лютером, был совершенно новым явлением. Кроме названия, он не имел ничего общего с таинством рукоположения Римской Церкви. <...> Лютеранская ординация приписала обряду некоторые функции» (WA 38. Р. 423-431). См. также у Я. Аартса: «Ординация — это правовой акт, в котором встречаются призвание от Господа и от общины» (Aarts J. Die Lehre Martin Luthers über das Amt in der Kirche. Eine genetisch-systematische Untersuchung seiner Schriften von 1512 bis 1525. Helsinki, 1972. S. 312). Аналогично: Goertz H. Allgemeines Priestertum und ordiniertes Amt bei Luther. Marburg, 1997. S. 317-319; Krarup M. Ordination in Wittenberg. Die Einsetzung is das kirchliche Amt in Kursachsen zur Zeit der Reformation. Tübingen, 2007. S. 258.

4 См., например: Heubach J. Die Ordination zum Amt...; Lieberg H. Office and Ordination...; Stein W. Das Kirchliche Amt bei Luther. Wiesbaden, 1974. S. 194-196; Scaer D. Ordination: Human Rite or Divine Ordinance. Fort Wayne, 1978; Smith R. F. Luther, Ministry, and Ordination Rites... P. 119-127; Nagel N. Laying on of Hands // All Theology is Christology: Essays in Honor of David P. Scaer / Ed. by D. O. Wenthe. Fort Wayne, 2000. P. 243-257; Sander A. Ordi-natio Apostolica. Studien zur Ordinatiostheologie im Luthertum des 16. Jahrhunderts. Bd. I: Georg III. von Anhalt (1507-1553). Innsbruck, 2004; Pohjola J. Kutsuminen, siunaaminen ja lähettäminen: Ordinaatiokaavojen käsitys pap-pisvihkimyksestä ja-virasta Suomen evankelis-luterilaisessa kirkossa. Porvoo,

и НОВИЗНА

аспектах понимания Лютером рукоположения в свете обряда р

ординации, составленного им. ^

Я о

Структура чина ординации — по следовательность а

о

о

Анализ чина ординации позволяет выявить общий подход ^ Лютера, как и в других его работах по литургии, отличающийся литургической последовательностью и новизной. Лютер никогда не отвергал своего собственного канонического рукоположения 4 в священники (1507 г.) и считал его имеющим силу. Отправной р точкой для него было не избавиться в революционном порыве и от средневековой литургической практики, а обновить учение ^ о священническом служении и тем самым обряд ординации. О Лютер был критически настроен в отношении понимания Рим- О ской Церковью природы священства и ординации, в которой щ рукоположение воспринималось как таинство, что нашло отражение во всей совокупности средневековых служебников, а поз- и же выразилось в сборнике Pontificale Romanum 1596 г. Служебник . выделял две главные задачи священника: совершение жертвоприношения мессы и осуществление таинства покаяния. Частная исповедь была обязательной, по крайней мере, раз в год для каждого христианина со времени Латеранского собора 1215 г. Лютер исключил те части чина, которые составляли формальные и материальные аспекты (forma, materia) таинства ординации и миропомазания рук. В соответствии с Флорентийским Собором 1439 г., материальным аспектом (materia)) чина было вручение Причастной Чаши и патены (traditio instrumentorum), а формальным аспектом (forma) была формула провозглашения: «Прими власть совершать жертвоприношение Богу и совершать мессу как за живых, так и за мертвых» — и при втором возложении рук слова «Прими Духа Святого...» (Ин 20:22). Лютер опустил эти части, так как задачей священника было не получение власти (potestas ordinis), чтобы быть способным совершать жертвоприношение во время мессы, которая к тому же во многих случаях совершалась священником индивидуально, без прихода. Для Лютера служение Слова и Таинства всегда было служением среди Божьего народа. Лютер понимал, что придание ординации статуса таинства (sac-

2014; Masaki N. Call and Ordination // Logia. 2014. Vol. 23. N 4. Р. 25-32.

га ramentum ordinis) и рассмотрение этого обряда как преобража-и ющего священника дара, который поднимал его на более высо-^ кую духовную ступень по сравнению с мирянами, противоречит 0 Писанию и дару крещения. Вместо Римского обряда, в котором л присутствовал иерархический авторитет и послушание священен ника епископу, который и совершал посвящение, Лютер сделал л акцент на покорности Слову Божьему. Позже в лютеранские ^ служебники было добавлено требование подписаться под коней фессиональными документами (впервые в Гессене в 1574 г.), но, ^ к сожалению, в некоторых более поздних лютеранских служеб-ч никах чин ординации также подразумевал дачу обетов или лич-л ных клятв гражданским правителям, и, таким образом, пасторы становились также гражданскими служителями5.

Лютер также отверг спиритуалистические тенденции в призвании и ординации, которые были характерны для служебных книг реформатов и англикан. Он следовал за моделью ранней христианской Церкви, ориентируясь на три условия призвания: потребность общины и необходимость ее удовлетворить; наличие веры и пригодность для избрания; призвание Церкви. Жан Кальвин ввел четвертое требование. В дополнение, он подчеркивал необходимость прямого (внутреннего или тайного) призвания Св. Духа. Тексты многих служебников реформатов содержат соответствующие вопросы. Мартин Буцер из Страсбурга передал эту традицию Томасу Кранмеру, откуда они вошли в англиканские служебники 1552 г., а далее в «Книгу Общих Молитв» 1662 г.: «Считаешь ли ты в своем сердце, что ты был истинно призван в соответствии с волей Иисуса Христа?». Лютер также сохранил практику возложения рук с «рукопожатием помощи» (Гал 2:9), которая была опущена Жаном Кальвином в Женеве и восстановлена в ходе реформ Джоном Ноксом («Книга Общего Порядка», 1562 г.)6.

5 «Не будет неверным указать на сходство между обетом послушания епископу в средневековом обряде Римской Церкви и подобными лютеранскими требованиями подчинения конфессиональным документам» (Smith R. Luther. Ministry, and Ordination Rites... Р. 216).

6 Puglisi J. Process of Admission to Ordained Ministry. A Comparative Study. Epistemological Principles and Roman Catholic Rites. Vol. 1. Minnesota, 1996. Р. 89, 106-117. Мы можем найти как возложение рук, так и рукопожатия позже также в Датских и Норвежских лютеранских служебниках.

Лютер считал важной составляющей жизни церкви, чтобы ^ постановка на священническое служение производилась в форме обряда. Ординация происходила во время литургии с Прича- ° стием в присутствии общины. Позже в лютеранской традиции О ординация стала отдельным обрядом, проводимым клириками, О отделенным от общины и богослужения с Причастием. Лютер ^ же объединил ординацию с Таинством Алтаря, что выража- ^ ло единство церкви, миссию рукополагаемого в конкретной общине и эсхатологическую перспективу паломничества народа ^ Божьего. и

Сам по себе обряд был отсылкой к событиям Пятидесятницы, м сопровождаемый гимнами и молитвой эпиклезиса. Пневматоло- п гическое содержание обряда усиливало ощущение присутствия О Святого Духа и последующего послания на апостольское служе- в ние после первой Пятидесятницы. Ординация проводилась во Б время богослужения после проповеди до Причастия. Главными о частями обряда ординации были следующие: U

1. Наставление общины; .

2. Veni Sancte Spiritus — гимн; .

3. (Пс 52:12) и коллекта Пятидесятницы;

4. Чтения (1 Тим 3:1-7, Деян 20:28-31);

5. Обращение к ординируемому;

6. Вопрошание и обещание;

7. Возложение рук и Молитва Господня;

8. Молитва ординации;

9. Послание в мир (1 Пет 5:2-4);

10. Благословение и осенение крестным знамением;

11. Nun bitten wir den Heilig Geist — гимн («Теперь мы просим Дух Святой.»);

12. Господня Молитва;

13. Причастие Господне.

Чин рукоположения был гораздо более коротким и простым, чем в средневековой традиции. Основными частями чина были Слово Божье, возложение рук и молитва. Эта последовательность, действительно, была намного ближе к практике Ранней Церкви, чем средневековый чин7.

7 «Три институциональных элемента единого процесса — избрание (vocatio), призывание всего собрания с возложением рук, наделение полно-

га Значение в структуре обряда Слова Божьего и молитвы может

и быть определено следующим образом8.

I

к

н Применение и значение Слова Божьего

Лютер понимал служение священства как служение Слова Божьего. В самой ординации подчеркивалась не передача личной власти (potestas) рукополагаемому, но утверждение его в служении Слова Божьего и в церкви. Само название «ординация служения Слова» (Ordinatio ministrorum verbi) указывает на это. Лютер выбрал четыре библейских отрывка для своего служебника: Мф 9:37 (молитва наставления и ординации), 1 Тим 3:1-7, Деян 20:28-31, 1 Пет 5:2-4 (посылание в мир и введение в должность). Реформатор не принял доминиканские фрагменты «поручения» как Мф 28:18-20, Мк 16:15-16, Ин 20:21-23, столь наглядные в Книге Согласия9. Вероятно, Лютер пытался дистанцироваться от средневекового служебника Вильгельма Дуранда (1237-1296 гг.) и его формулы «Прими Духа Святого» во время второго возложения рук епископом, связанного с передачей в таинстве покаяния власти прощать грехи. Однако в 1545 г. Лютер использовал цитату из Ин 20:21-23 из служебника при рукоположении князя Георга фон Ангальтского в еписко-

мочиями (missio) — соединялись в Ранней Церкви» (Puglisi J. Process ofAd-mission... Vol. 1. Р. 204).

8 Frieder S. Die Ordination als Gemeindegottesdienst. Neue Untersuchungen zur evangelischen Ordination // Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie. 1979. Bd 23. S. 13.

9 См. доминиканское «поручение» в виде «слов установления» в служении священства в «Книге Согласия»: Winger T. The Office of the Holy Ministry according to the New Testament Mandate of Christ // Logia. 1998. Vol. 7. N 2. Р. 37-46.

Слово Божье Молитва

Библейское основание Чтения (1 Тим 3:1-7, Деян 20:28-31) Господня Молитва

Воплощение в жизнь Речь Возложение рук и молитва

Личное обращение Вопрошание Послание в мир (1 Пет 5:2-4)

10 Sander А. Ordinatio Apostolica. S. 124. Николай Зельнекер (1530-1592 гг.) поместил в свою формулу ординации отрывок из Ин 20: 21-23 с возложением рук до молитвы рукоположения: Sander А. Ordinatio Apostolica. S. 297.

11 В своем трактате «О Соборах и Церкви» (1539 г.) Лютер пишет: «В-пятых, церковь узнается извне по факту рукоположения и призвания священников» (WA 50: 633).

12 WA 38:427.

пы Мерзебурга10. Мы можем выделить несколько применений и назначений Слова Божьего в обряде. ^

Во-первых, Слово Божие устанавливает и поручает служе- ° ние. Библия подчеркивает, что именно Бог устанавливает слу- О жение, а Святой дух наделяет человека духовным саном: «Он О посылает делателей» (Мф 9:38), «Святой Дух поставил Вас блю- ^ стителями» (Деян 20:28). Это служение не является передачей полномочий общины, но дается Господом. Служение не порож- к дается общиной, но создается для нее. Слово устанавливает слу-

ьч

жение и дает надежду священнику. Для Лютера не только служе- м ние, но также рукоположение в священники было учреждено для м жизни Церкви11. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, Слово Божие — действенный дар и освящает О служение через рукоположение. Слово — инструмент Св. Духа, в чтобы освятить и установить рукополагаемого в священстве. Б Писания не столько несут информацию, сколько преобразуют. о Чтение Слова Божьего с молитвой — духовный и действенный акт. И Лютер делает на этом акцент в одной из рукописей служебника: . «Св. Павел говорит: „Всякое творение Божие хорошо" и т. д., так как освящается (1 Тим 4:4-5). Вы не только благие создания, освященные Словом и Таинством Крещения, но во втором освящении вы также называетесь святым и божественным священством, так что многие другие могут быть освящены и получить примирение с Господом через ваши слова и дела»12. Если в первом освящении в Крещении святость достигается через оправдание, то во втором освящении при рукоположении на служение освящающее Слово доставляется общине. Лютер проповедовал подобным образом в 1529 г. Человек может иметь Св. Дух двумя способами. в первую очередь для себя самого, для своей личности, так что Св. Дух через Слово просвещает, освящает, оправдывает и спасает этого человека, даже если он не находится в служении и не имеет задачи управлять другими при помощи Слова Божьего. Это наилучший

га и наиболее благословенный способ обладать Св. Духом. Кроме и того человек может обладать им не только для себя, но для слу-tj жения, как нечестивые пасторы, сектанты и еретики могут иметь О св. Дух не для себя (чтобы быть спасенными), но для своего служения, которое они осуществляют, так как служение это не челове-о ка, а Христа, Который возлагает служение на людей и управляет л ими, чтобы служить другим13. Не помазание рук елеем, а Св. Дух ^ через Слово освящает пасторское служение.

« В-третьих, Слово Божие — основание для молитвы и надежды

к

^ того, кого рукополагают. Для Лютера деяние Бога всегда пред-s

ч варяет действие людей. Божественный акт всегда предшествует л реакции человека. Этот принцип служит для доктрины оправдания и учении о таинствах Лютера, и мы может увидеть, что этот подход относится и к обряду ординации. Все начинается с библейского поручения и обещания, затем следует реакция человека, тогда как чтение св. Писания предшествуют вопрошанию и обещанию. Таким образом, Живое Слово Божие (Wort) делает возможным ответ и обещание рукополагаемого (Antwort)). Также ясно, что Божественное повеление молиться и связанное с ним обетование составляют основу молитвы. Лютер в своей молитве ординации сначала обращается к Слову Божьему, в котором Отец посылает делателей на жатву (Мф 9:37), а затем продолжает: «В соответствии с этим повелением мы молимся.». Мы можем молиться, с уверенностью уповая на то, что Бог обещал дать нам в Своем Слове. В этом отношении молитва не только действие человека (actio hominis), но также и Бога (actio Dei).

В-четвертых, Слово Божие описывает задачи и обязанности священника. Очень часто чтения Писания понимают только как паранезис (практические наставления) и предупреждения по укреплению в вере паствы, нацеленные на святую жизнь и твердое исповедание в испытаниях среди волков. Эти аспекты представлены в таких текстах, как Деян 20 и пастырском послании (Bischof spiegel) 1 Тим 3, которые перечисляют качества духовенства. С одной стороны, эти качества являются условием для ординации, но с другой стороны, это священное призвание для рукополагаемых, обязывающее их жить в соответствии с ними не только в общине (ecclesia), но также в семье

13 WA 28. P. 467.

(oikonomia). Слово Божие дает задачу (Aufgabe), но вначале оно р вручает рукополагаемому дар (Gabe).

В-пятых, Слово Божье раскрывает в избранных текстах одно °

божественно установленное служение. Лютер не следовал сред- О

невековой восходящей семеричной структуре младших и стар- О

ших орденов и не разработал тройной порядок, как это позже ^

сделал Томас Кранмер (1489-1556 гг.) для епископов, пресвите- ^

ров и дьяконов в англиканской церкви. Лютер установил единый к

порядок рукоположения для служителей Слова. Это было выра- ^

жением теологического принципа единого, Богом установлен- и

'"d

ного апостольского служения. Это, однако, оставило некоторые открытые вопросы относительно того литургического порядка ^ постановления людей на другие должности в церкви и соотноше- О ние должностей епископа и дьякона с пасторским служением. в

Лютер лично рукополагал служителей, хотя и не был епи- Б скопом. Важно понимать, что в то время в определенном смыс- о ле священство, то есть совершение жертвоприношения мес- U сы — высшего церковного служение, рассматривалось как . сакраментальная полнота. Епископат обладал юрисдикцией и полномочиями рукополагать, но эта должность была достоинством, присваиваемым не сакраментальным рукоположением, а отдельным мандатом папы римского. Только после Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) в Риме епископство стало рассматриваться как полнота священства и сакраментального рукоположения. В служебнике Лютера раздел о 1 Тим 3 говорит о «епископах», и этот текст использовался при епископском рукоположении. Лютер целенаправленно использовал этот текст, чтобы подчеркнуть важность одного служения. Когда в служебнике ординирующий обращается к рукополагаемым, Лютер подчеркивает единство одного служения: «Послушайте, что мы, епископы, то есть пресвитеры и пасторы, призваны присматривать не за гусями и коровами, а за собранием Божьим»14. Как упоминалось ранее, Лютер посвятил (consecrare, weihen) в сан епископов Николауса фон Амсдорфа в 1542 г. и Георга фон Ангальта в 1545 г. В этих церемониях он также использовал литургические формулы, которые были близки к его собственному порядку, но включали некоторые дополнительные элементы, такие как возведение

14 WA 38. P. 428.

Амсдорфа на епископскую кафедру. Лютер, как и апологет XIV в., хотел сохранить епископальную структуру в жизни церкви, но в Германии ему это не удалось15. Церковный порядок Лаврентия Петри, учрежденный в 1571 г. в Швеции, обозначает разницу при рукоположении епископа и священника.

Использование и функция возложения рук

В центре обряда рукоположения находится возложение рук и молитва. Затем, когда вся пресвитерия возлагает руки на головы ординируемых, руководитель церемонии произносит молитву Господню16. Лютер придерживался imposito manuum, библейского и апостольского обычая, который использовался на протяжении всей истории Церкви при рукоположении. Хотя для этого нет божественного повеления, апостольский пример и практика очевидны17. Лютер часто использовал термин «возложение рук» как синекдоху — часть, обозначающую целое, — для обозначения рукоположения. Возложение рук имело несколько функций.

Прежде всего, это внешний знак молитвы и благословения. Руки складываются только во время молитвы. Хотя руки не обладают и не передают никакой духовной силы, кроме слов, это конкретный, осязаемый и выразительный жест, который можно почувствовать и увидеть. Человек не возлагает свои собственные руки, но получает руки и дар служения вне себя.

15 В тексте, подписанном кроме прочих Лютером, «Виттенбергская реформация 1545 года» говорится: «Следовательно, должны быть епископы, стоящие на ступень выше священников, и они должны осуществлять определенное управление, требующее большого количества людей для рукоположения, для обучения порядку, для посещений, для суда, для наставления, для написания писем, для общения и для синодов и соборов» (Corpus Reformatorum, V, 579). См. проепископскую позицию Лютера: Stephenson J. Towards an Exegetical and Systematic Appraisal of Luther's Thoughts on Episcopacy // You, My People, Shall Be Holy. A Festchrift in Honour of John W. Kleinig / Ed. by J. R. Stephenson, T. M. Winger. St. Catharines, 2013. P. 275-296.

16 WA 38. P. 428.

17 Доктор Д. Скаер, размышляя над отрывками из Пасторских посланий, в которых говорится о возложении рук (1 Тим 4:14; 5:22; 2 Тим 1:6), отмечает: «Рукоположение — это церемония, посредством которой люди принимаются на должность пастора (обозначается как пресвитер). трижды в Пастырских посланиях. Во всех трех цитатах возложение рук упоминается как часть обряда» (Scaer D. Ordination: Human Rite... P. 19).

О я н a

н ^

и О

л я О

и л

н

S

S ч н л

Руки — это благословляющие руки, означающие, что молитва р о посвящении (ordinandi ) услышана. ^

Во-вторых, возложение рук выражает непрерывность ° служения. По замыслу Лютера, только рукоположенные люди О должны были возлагать руки на священнослужителей. В одном О из служебников Иоганна Бугенхагена («Померанский устав», ^ 1535 г.) миряне также принимали участие в возложении рук, но не Лютер. Задачей служения Слова и Причастия является s рукоположение для служения Слова и Причастия. Здесь мы ^ находим идею преемственности рукоположенных служителей и в Церкви. Рукоположитель действует от имени Христа (in nomine м Christi), чьим служением он является и на чью должность назначен ^ человек. Возлагая руки и возглавляя молитву, рукоположитель О действует также от имени всей церкви (in nomine ecclesia). в Прихожане молча участвуют в молитвах и поют эпиклектический Б гимн Veni Sancte Spiritus. О

В-третьих, возложение рук означает подтверждение И призвания. Возложение рук ординатором и пресвитерией, . а также представителями соседних конгрегаций, означает как . признание законности процесса избрания и призвания, так и принятие нового пастора на служение. Священнослужители свидетельствуют о соответствии избранного учению и жизни, а также принимают его как нового члена духовенства. Рукоположение — это подлинное подтверждение призвания. Не только местная община, но и вся Церковь и Una Sancta находятся в действии. Сложение рук также выражает единство церкви.

В таком случае, является ли возложение рук обязательным для рукоположения? Это излишний вопрос. Для Лютера рукоположение означало, что Слово, молитва и возложение рук были единым целым, как это всегда было в жизни Церкви. В рукоположении богословское «что» и литургическое «как» неразрывно связаны18.

18 «Обязательно ли нам совершать возложение рук? На законный вопрос следует законный ответ, а законность лучше всего проявляется в деталях. ... Следовательно, то, что мы исповедуем о рукоположении, является средством благодати, Евангелием, даром, extra nos, externum verbum. И возложение рук свидетельствует об этом» (Nagel N. Laying on of Hands. P. 250-251). «По сути, христианину не нужно ничего,

га Использование и функция молитвы посвящения в сан

н Мартин Лютер не взял ни одной молитвы из средневекового

щ служебника, потому что они были наполнены образами жертвоприношений, характерными для служения левитов. га Поскольку в Библии не было предписания о какой-либо § конкретной молитве, Лютер не стеснялся делать то, чего не было н в истории Церкви. Он решил использовать молитву «Отче ^ наш» в качестве молитвы при рукоположении с возложением к рук. Позже многие критиковали Лютера за это литургическое к новшество, поскольку в молитве Господней прямо не говорится н о рукоположении или о публичном служении как таковом. Однако для Лютера основой обряда было Слово Божье. «Отче наш» был подходящим текстом, потому что через собственные слова Господа человек вступал в служение Господу. Молитва, которой учил Господь Иисус, давала как повеление молиться, так и обещание быть услышанным. Это укрепило мысль о том, что этот обряд был совершен Богом19. Сразу после молитвы «Отче наш» рукоположение продолжается молитвой, которая более полно раскрывает и детально описывает особые дары, о которых просили в ходе обряда. В центре молитвы и возложения рук находится прошение о даре Св. Духа: «По этому Твоему божественному повелению мы от всего сердца молимся, чтобы Ты обильно даровал Своего Святого Духа этим слугам Твоим, нам и всем тем, кто призван служить Твоему Слову, чтобы достой-

кроме Божьей благодати, ни крещения, ни конфирмации, ни евхаристии, ни рукоположения, ни чего-либо еще. Но такое теоретически обоснованное богословское утверждение бессмысленно, если "необходимость" предполагает взгляд на инструментальность, который чужд посланию Воплощения о неизбежном воплощении Божьей благодати. Для Лютера необходимость не означала принуждение. Самопожертвование Бога в Иисусе открыло, что благая весть является материально обусловленной реальностью для христианства. Для Лютера молитва с возложением рук определяла библейское содержание рукоположения» (Smith R. Luther. Ministry, and Ordination Rites... Р. 119-120).

19 «Необычное использование Лютером молитвы «Отче наш» для сопровождения возложения рук указывало на его желание связать это центральное действие со словами и деяниями Иисуса. ... Это связало нынешнее действие с основополагающим церковным событием» (Smith R. Luther. Ministry, and Ordination Rites... Р. 125; Sander А. Ordinatio Apostolica. S. 131).

ным было наше служение возвещения благой вести»20. Если мы ^

внимательно присмотримся к этой части обряда, то сможем <<;

различить несколько аспектов того, как Лютер воспринимает °

рукоположение. О

Во-первых, служение священства совершается через Слово О

и молитву, сопровождаемые возложением рук. В этот момент ^

человек приступает к служению. Служебник раскрывает эту

действительную реальность. Надлежащая процедура призвания к

м

не только подтверждается, но и допускает человека к служению

в результате проведения обряда. Перед началом молитв, отвечая и

на вопрос о готовности приступить к обязанностям служения, м

настоятель спрашивает: «Готовы ли вы сейчас к этому?» Сразу ^

после решающего акта молитвы рукоположения и возложения О

рук обряд завершается словами напутствия (1 Пет 5:2-4): в

«пасите Божие стадо...» Теперь они получили должность, Б

полномочия и мандат на Богом установленное служение. Хотя о

нельзя выделить только этот момент из всего процесса призвания И

(избрания и проверки), благословения и послания, факт остается .

фактом: назначение на служение происходит только после . молитвы и возложения рук21.

Во-вторых, молитва с возложением рук — это реальное и действенное благословение, которое передает дар Св. Духа получателю для служения Словом и Таинством22. Для Лютера благословение — это божественная реальность, которая является

20 WA 38. P. 429.

21 Lieberg H. Office and Ordination... P. 173.

22 В 1522 г. в полемическом письме против короля Генриха VIII Лютер отвергает таинство рукоположения, но признает видимый знак и дарование дара Святого Духа: «Возложение рук было видимым даянием Святого Духа» (WA 10/2. P. 221). В 1528 г. Лютер писал: «Он получил этот дар от возложения рук. В то время Святой Дух также был дан зримо, когда они возлагали руки, как в ранней Церкви в Деяниях» (WA 26. P. 83). В проповеди 1544 г. Лютер утверждает: «Не подлежит сомнению, что при такой молитве и возложении рук Святой Дух не только обязательно приходит, но и не уходит, не принеся плода» (WA 52. P. 569). В своем комментарии к Книге Бытия Лютер, как известно, описал посвящение в сан: «Возложение рук — это не человеческая традиция, но Бог назначает служителей» (WA 43. P. 600). Лютер выделяет благословляющий аспект молитвы как первый: «Возложение рук — они благословляют, подтверждают и свидетельствуют об этом» (WA 53. P. 257). См.: Lieberg H. Office and Ordination... P. 185-199.

га реальнымдаром(^огаайо), ане просто пожеланием(optatгo)23. Лютер

н

а понимает, что основным даром рукоположения является Св. Дух. tj Речь идет не о личной, привычной духовной силе, поднимающей q таинство на более высокий духовный уровень по отношению л к другим крещеным христианам. Что же тогда является духовным о даром (Amtsgnade)? Это передача служения Духа, которое является л служением благодати, служением передачи даров Христа. Но, ^ кроме того, это также личный дар Св. Духа для осуществления « этого служения. Как мы упоминали ранее, св. Дух дается ^ не только для человека (Крещение), но и для служения ч (рукоположение). Лютер не подходит к пневматологической л одаренности с количественной точки зрения. Св. Дух — это личность, и Он наделяет божественными дарами так, как Ему заблагорассудится (1 Кор 12: 11). Выражение «обильно» означает, что дары Духа даются различными, постоянными и обильными способами. Все служители полностью зависят от Св. Духа не только при рукоположении, но и каждый день. Вот почему Лютер молит Отца ниспослать Св. Духа в изобилии и на тех, кто уже призван служить. В рукоположении сочетаются как разовый акт дарования св. Духа, так и постоянная зависимость от работы и присутствия Духа через Слово и Таинства в служении. Дар дается в одном действии и является неповторимым. Благословение (benedictio) остается всегда, но отправление (mission) может измениться и даже быть отнято в Церкви. Благодаря этому внешне и конкретно данному дару рукоположения служитель может в испытаниях и сомнениях утешать себя дарами Господа, Крещения и рукоположения: «Тем не менее, я рукоположен (ordinatus sum)».

В-третьих, Лютер рассматривает молитву и возложение рук как инструмент совершения священного служения, а не как декларативную формулу. Как упоминалось выше, в римском средневековом служебнике в основе обряда лежала декларативная формула: «Прими Святого Духа...». Позднее мы также можем найти в англиканской традиции («Книга общей молитвы», 1662 г.), а также в лютеранской традиции декларативные формулы (Vollzugformuel), в которых перед молитвой и возложением рук совершается служение во имя

23 WA 43. P. 524.

Триединого Бога (например, Гессен, 1574 г.). Эта практика была принята в северных лютеранских церквях через церковный орден Лаврентия Петри (1571 г.), но она была известна и в североамериканском лютеранстве как благодаря англиканскому влиянию, так и благодаря программе Вильгельма Лехе (1844 г.). Проблема с декларативной формулой заключается в неясности ее действительного значения и функции. Является ли она объяснительной — вряд ли, если провозглашается от имени Триединого Бога? Если это действительно передача дара служения, то в чем тогда смысл молитвы посвящения в сан и возложения рук? Декларативная формула таит в себе опасность затмить то, что считается центральным элементом: молитву с возложением рук. Кроме того, модель декларативного распространения Духа со стороны настоятеля, а не совместного обращения к Духу в молитве, ставит во главу угла настоятеля иисключает прихожан, которые также должныпринимать участие в эпиклетической молитве. Во многих новых экуменических орденах прослеживается тенденция к принятию модели молитвы вместо декларативной формулы. 24

Заключение

Для Лютера Сам Христос учредил апостольское служение и дал мандат и власть от своего имени раздавать дары, полученные в результате Его искупительной работы на кресте. Ради Евангелия и прощения грехов, ради жизни и спасения, в Церкви Христа должны быть служители, которые раздавали бы и охраняли эти дары, и люди назначаются на эту должность через посвящение в сан согласно апостольскому пути через Слово Божье, молитву с возложением рук. Рукоположение — это действие Бога через Его Церковь, как местное, так и коллективное, совершаемое как мирянами, так и духовенством, каждым в соответствии со своим призванием в Церкви. Как пасторское служение, так и посвящение в него необходимы для жизни Церкви. Обряд рукоположения — это неповторимый единократный акт, необходимый для вступления человека в пасторский сан.

24 Pohjola J. Kutsuminen, siunaaminen ja lähettäminen... P. 216-226; Ralph W. Quere, The Spirit and the Gifts Are Ours: Imparting or Imploring the Spirit in Ordination Rites? // The Lutheran Quarterly. 1975. Vol. 27. N 4. P. 322-346.

4 У Я О

a о л о

ж

M

к s

M

ч

m ч

M ы

с л о и о

Б

s

M

га Действенное и освящающее слово и молитвы с возложением

н

а рук подтверждают процесс призыва и дают человеку настоящий

tj духовный дар, а именно Св. Духа, для того, чтобы он мог

q служить в Церкви, проповедуя Евангелие и совершая Крещение,

¡.q Вечерю Господню и Ключи. Пасторское служение является

га

о институциональным, рукоположение — инструментальным, л дар рукоположения — пневматологическим, а назначение — ^ функциональным для созидания эсхатологического народа « Божьего средствами благодати. В своем «Большом катехизисе» ^ Лютер говорит об искренней и самоотверженной любви Бога, ч выраженную в Символе веры: «Отец дарует нам все творение, л Христос — все свои дела, а Святой Дух — все свои дары» (Gros. Kat. 2:70). В обряде рукоположения мы можем найти тот же акт божественной самоотверженной любви и благодати к падшему миру, к Церкви и к посвященным. Резюмируя значение рукоположения, можно сказать, что Отец наделяет созданного Им человека всеми Своими дарами, Христос наделяет его собственным служением, а Св. Дух освящает и вооружает человека Своими дарами благодати для Слова и служения церковных таинств для жизни мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список ЛИТЕРАТУРЫ / References

1. Aarts J. Die Lehre Martin Luthers über das Amt in der Kirche. Eine genetischsystematische Un-tersuchung seiner Schriften von 1512 bis 1525. Helsinki, 1972.

2. Brunotte W. Das geistliche Amt bei Luther. Berlin, 1959.

3. Frieder S. Die Ordination als Gemeindegottesdienst. Neue Untersuchungen zur evangelischen Ordination // Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie. 1979. Bd 23. S. 1-31.

4. Graff P. Geschichte der Auflösung der alten gottesdienstlichen Formen in der evangelischen Kirche Deutschlands. Göttingen, 1937.

5. Goertz H. Allgemeines Priestertum und ordiniertes Amt bei Luther. Marburg, 1997.

6. Heubach J. Die Ordination zum Amt der Kirche. Bd II. Berlin, 1956.

7. Hök G. Luthers läran om kyrkans ämbete // En bok om kyrkans ämbete / Utgiv. av H. Lindroth. Uppsala, 1951.

8. Krarup M. Ordination in Wittenberg. Die Einsetzung is das kirchliche Amt in Kursachsen zur Zeit der Reformation. Tübingen, 2007.

9. Lieberg H. Office and Ordination in Luther and Melanchton / Transl. by M. Carver. St. Louis, 1963.

10. Luther M. The Ordination of Ministers of the Word / American p edition. Philadelphia, 1965. P. 122-126. y

Study: The First Lutheran, re-formed, Anglican and Wesleyn Rites. Vol. 2. Minnesota, 1998.

11. Masaki N. Call and Ordination // Logia. 2014. Vol. 23. N 4. P. 25-32.

12. Nagel N. Laying on of Hands // All Theology is Christology: Essays y in Honor of David P. Scaer / Ed. by D. O. Wenthe. Fort Wayne, 2000. O P. 243-257. o

13. Pohjola J. Kutsuminen, siunaaminen ja lahettaminen — ^

M

Ordinaatiokaavojen käsitys pappisvi-hkimyksestä ja -virasta Suomen evankelis-luterilaisessa kirkossa 1963-2003. Diss. Porvoo, 2014. §

M

14. Puglisi J. F. Process of Admission to Ordained Ministry. A Comparative Study. Epistemological Principles and Roman Catholic rites. Vol. 1. Minnesota, 1996. e

15. Ralph W. Quere, The Spirit and the Gifts Are Ours: Imparting or 3 Imploring the Spirit in Ordination Rites? // The Lutheran Quarterly. 1975. O Vol. 27. N 4. P. 322-346. 0

16. The Process of Admission to Ordained Ministry. A Comparative

O

17. Quere R. W. The Spirit and the Gifts are ours: Imparting or Imploring ^ the Spirit in Ordination Rites // The Lutheran Quarterly. 1975. Vol. 27. S P. 322-346 .

18. Sander A. Ordinatio Apostolica. Studien zur Ordinatiostheologie im Luthertum des 16. Jahrhunderts. Bd. I: Georg III. von Anhalt (1507-1553). Innsbruck, 2004.

19. Scaer D. Ordination: Human Rite or Divine Ordinance. Fort Wayne, 1978.

20. Schulz F. Die Ordination als Gemeindegottesdienst. Neue Untersuchungen zur evangelischen Ordination. Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie. 1979. Bd 24. S. 1-31.

21. Smith R. F. Luther, Ministry and Ordination Rites in the Early Reformation Church. New York, 1996.

22. Stein W. Das Kirchliche Amt bei Luther. Wiesbaden, 1974.

23. Stephenson J. Towards an Exegetical and Systematic Appraisal of Luther's Thoughts on Episcopacy // You, My People, Shall Be Holy. A Festchrift in Honour of John W. Kleinig / Ed. by J. R. Stephenson, T. M. Winger. St. Catharines, 2013. P. 275-296.

24. Vajta V. Luther on Worship: An Interpretation / Transl. by U. S. Leupold. Philadelphia, 1958.

25. Winger T. The Office of the Holy Ministry according to the New Testament Mandate of Christ // Logia. 1998. Vol. 7. N 2. P. 37-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.