ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2(30). 323-341
УДК 82-52
Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10214
РУКОПИСНЫЙ СБОРНИК «СТАТИР»
СЛОВО 35. ПОУЧЕНИЕ НА ДЕНЬ ТРИЕХЪ СВЯТИТЕЛЕЙ: ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА
ЗЛАТАУСТАГО. ПОХВАЛА О ПАСТВА ПРИЛЕЖАНИЯ ИХЪ. И О ЛЖИВЫХЪ ПАСТЫРЕХЪ, И НА ЕРЕТИКИ, И НА НЫНЪШНИЯ РАСКОЛНИКИ*
Аннотация. Представленный текст является первой публикацией проповеди «Слово 35» обширного рукописного сборника «Статир» (конец XVII века) — малоисследованного памятника древнерусской письменности, по художественной выразительности сопоставимого с сочинениями выдающихся авторов своей эпохи. Имя автора рукописи по сей день остается неизвестным, однако его личность вызывает интерес как с точки зрения мастера слова, так и с позиции носителя определенного мировоззрения. Тексты сборника дают возможность увидеть общественные процессы переходной эпохи глазами ее современника и взглянуть на принципы мироустройства через призму сознания священнослужителя, погруженного в христианскую традицию. В поучении «Слово 35», написанному на праздник Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, — раскрываются значимые для автора темы, касающиеся слова учения и роли священника как носителя божественного слова, недостойного пастырства и распространения ереси. «Слово 35» объемно по содержанию и включает в себя метафизический план, наиболее ярко проявляющийся в восхвалении святых богословов, планы социальный и бытовой. Все три пласта пронизаны образом идеального взаимодействия пастыря и его паствы, которое служит основой для спасения человеческой души и процветания Церкви и общества, и характеризуются обращенностью к категориям вечности.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00186 «"Культура Духа" У8 "Культура Разума": Интеллектуалы и Власть в Британии и России в эпоху Перемен (XVII-XVIII вв.)»).
© Вступ. ст., публ. и прим. А. В. Нестеровой, 2020
323
Ключевые слова: гомилетика, письменность XVII века, проповедь, сборник «статир», василий великий, григорий Богослов, иоанн Златоуст, слово учения, роль священства.
цитирование. Рукописный сборник «Статир». Слово 35. Поучение на день триехъ святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златаустаго. Похвала о пастве прилежания ихъ. И о лживыхъ пасты-рехъ, и на еретики, и нын-Ьшния расколники» / вступ. ст., публ. и прим. А. в. Нестеровой // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 323-341. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10214
Сведения об авторе вступительной статьи и издателе. Нестерова Анастасия Васильевна — лаборант-исследователь Лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета, магистрант департамента «Филологический факультет» Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, г. Екатеринбург). Email: [email protected]
Поступила в редакцию 01.12.2019 Принята к публикации 14.02.2020
«Статир»1 — сборник авторских проповедей, написанных в Орле-городке Строгановской вотчины в конце XVII в. Он представляет собой один из самых ярких текстов среди многообразия проповеднических памятников древнерусской письменности. Особенностью изучения памятника является то, что по сей день нельзя с научной достоверностью назвать имя автора, однако предыдущие этапы исследования позволяют утверждать, что его труд являет собой исключительный случай сочетания самобытности выводов, творческого переосмысления библейских сюжетов и опоры на святоотеческую традицию. Это обусловливает интерес к личности автора и актуальность изучения памятника.
Одним из первых к исследованию сборника обратился А. X. Вос-токов2, опубликовав некоторые отрывки из Предисловия. П. Т. Алексеев
1 Сборник слов и поучений «Статир». Конец XVII века // НИОР РГБ. Собр. Румянцева № 411. 815 л. 4° (30x25), п/у одного почерка, авторская нумерация листов: 1-17 (I счета), 1-517 (II счета), 1-279 (III счета). Сбой нумерации: пропущены л. 474 (II сч.), 187 (III сч.); нумерованы дважды л. 439, 443 (II сч.), 189 (III сч.). Утрачены л. 250, 251 (III сч.).
2 востоков а. х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. 903 с.
занимался вопросами датировки и структуры рукописи3. В дальнейшем многие исследователи так или иначе обращались к текстам сборника — как правило, затрагивая отдельные аспекты бытования памятника или реализуя частные исследовательские задачи на материале поучений (например, работы Л. С. Соболевой4, П. И. Мангилёва5, статьи Н. Ф. Сгиб-невой6, А. А. Красильниковой7). Однако всестороннего изучения сборника как литературного и культурного феномена проведено не было, в то время как необходимость комплексного исследования довольно высока: «Статир» не только обладает художественной ценностью, но и позволяет найти неожиданный ракурс в раскрытии сущности духовных и социальных процессов переходной эпохи.
До настоящего времени не существует полноценной публикации данного рукописного сборника, которая обеспечила бы широкий доступ к памятнику как исследователей, так и читателей. В конце XIX в. исследователем И. К. Яхонтовым8 была предпринята попытка публикации нескольких проповедей сборника9, но их текст был переведен на современный исследователю язык, что не позволило отразить его существенные особенности, и публикация не ставила задачей адекватную рукописи расшифровку текста, на основе которой возможно было бы
3 Алексеев П. Т. «Статир»: описание анонимной рукописи XVII века // Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965. С. 92-101.
4 Соболева Л. С. Авторский код рукописного сборника «Статир» (Орел-городок, 16831684 годы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 8: Филология. С. 175-186.
5 Соболева Л. С., Мангилёв П. И., прот. Исторический контекст создания сборника проповедей «Статир» и личность автора // Церковь. Богословие. История: мат-лы II Всеросс. научн.-богосл. конф. (Екатеринбург, 12 февраля 2014 г.). Екатеринбург, 2014. С. 134-145.
6 Сгибнева Н. Ф. Памятник уральской словесности XVII в. «Статир»: итоги и проблемы изучения // Камский путь: мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. «Строгановские чтения — 3. Лингвистический и эстетический анализ текста и речи». Соликамск, 2009. С. 87-89.
7 Красильникова А. А. Лепта к «Статиру»: полемические заметки о современной презентации памятника XVII в. // Библиосфера. 2013. № 3. С. 29-35.
8 Яхонтов И. К. Русский проповедник XVII столетия // Духовная беседа. 1858. № 40. С. 26-38; № 44. С. 141-149.
9 Яхонтов И. К. Русский проповедник семнадцатого века и несколько статей из его сочинения «Статир». СПб., 1883. Переиздано с готовых диапозитивов: М, 1997. 205 с.
научное рассмотрение памятника. В данной публикации делается попытка наиболее полно представить текст одной из проповедей.
По объему рукопись «Статир» составляет 815 листов. Авторское разделение на две части имеет логическое обоснование: первая содержит проповеди на праздники пасхального и послепасхального циклов (111 текстов), вторая — проповеди, посвященные дням памяти святых, годовым праздникам и церковным таинствам, в которых принимали непосредственное участие члены прихода (45 текстов). В данном номере журнала впервые осуществляется публикация одной из 156 проповедей — «Слово 35. Поучение на д(е)нь триехъ с(вя)т(ите)лей: Василия Великаго, Григория Б(о)гослова, Иоанна Златаустаго. Похвала о паства прилежания ихъ. И о лживыхъ пастырехъ, и на еретики, и н(ы)н^шния расколники». Эта проповедь раскрывает важнейшую для автора сборника тему слова действенного, которая конкретизируется в аспекте роли священства как носителя праведного слова в системе мироустройства, рассуждениях о пагубности еретических учений, и восхвалении великих святителей, явивших собой образец единства жизни и слова учения.
«Слово 35» относится ко второму циклу сборника, проповедь обширна по объему и разнородна по содержанию. Автор поднимает различные темы, органично перетекающие одна в другую и дополняющие друг друга. «Слово» обладает композиционной завершенностью и имеет внутреннюю логику: от восхваления и характеристики святителей автор переходит к описанию состояния современного ему священства, затем — к критике раскольников, и завершает проповедь наставлением пастве и упоминанием насущных, бытовых вопросов. Таким образом, текст плавно двигается от небесного уровня к земному, от вселенских святых к священникам, а затем и к мирянам, от метафизических вопросов к церковным, социальным, и, наконец, бытовым, постепенно «спускаясь» по лестнице мироздания. В силу невероятной значимости для автора трех поименованных в названии святых данная проповедь вбирает в себя рассуждения о жизненно важных для него явлениях окружающего и духовного мира. Используя определенные средства художественной выразительности, построения суждений и логики проповеди, автор транслирует свое понимание мира и актуальных событий пастве, стремясь убедить ее в справедливости своих слов и наставить на истинный путь. Автор чувствует себя погруженным в христианскую духов-
ную традицию, и потому изложение своих взглядов на те или иные вопросы понимается им как трансляция общехристианских ценностных установок, основанных на Писании и учении святых отцов. Создатель рукописи ощущает себя звеном вневременной иерархически выстроенной цепи, берущей начало от апостолов, продолжающейся в святителях и учителях Церкви и включающей любого представителя священства, что налагает на последнего определенную ответственность и требует творческого выражения имеющейся способности к убеждению и красноречию. Создатель сборника касается и духовных, и насущных вопросов, соединяя их в неразрывное целое. Автор выстраивает свою речь так, что оказывается в одном ряду с апостолами и святителями-проповедниками — безусловно, не приравнивая себя к ним, но ощущая прямую преемственность, что только придает, как думается, веса его словам в сознании слушателей и позволяет с большей силой воздействовать на их взгляды и духовную жизнь.
В проповеди можно наблюдать определенную логику развития тем, которые переплетаются и плавно вытекают друг из друга, образуя сложную структуру. Если обозначить тематическую схему проповеди в самых общих чертах, она будет представлять следующую последовательность: от прославления святителей автор переходит к темам их противостояния ересям и высокой пастырской роли, затем раскрывает тему недостойного образа жизни современных священников, причиной которого является их богословское невежество, а следствием — распространение ереси и раскола. Здесь стоит отметить, что довольно трудно определить, о какой группе, общине говорит автор, используя определения «раскольники» и «еретики», поскольку во второй половине XVII в. система течений, отпавших от официальной Церкви, стала довольно сложной: они переплетались, взаимодействовали и расходились. Можно допустить, что в данной проповеди автор говорит о течении капито-новцев, которое также упоминается в тексте, однако этот вопрос остается открытым и требует отдельного исследования. Далее в проповеди следует характеристика еретического течения и его резкое осуждение с параллельным обозначением причины отпадения паствы от Церкви и примыкания к нему. Анализ этой причины (гордость и нежелание следовать слову истинных пастырей) позволяет автору развернуть наставление членов паствы, в котором смирение и уважение к священникам
определяются как непременные условия праведной жизни. Завершает проповедь тема необходимости оказания материальной помощи священнику, которая связывается с темой служения Богу и спасения души. Как правило, четкая граница тем отсутствует — вкрапления, подготавливающие слушателей к восприятию каждой следующей темы, появляются задолго до непосредственного перехода к ней. Так проповедь обретает форму живого рассуждения, многоаспектной беседы, выстроенной нелинейно, и служит главной задаче автора — исправлению жизни паствы и, в более широком смысле, преобразованию окружающей действительности.
Публикуемый в Приложении текст отражает авторскую пунктуацию, которая передавала интонационные особенности и была скорректирована только в тех случаях, когда создавала затруднения в понимании смысла. Разбивка на абзацы соответствует авторской. Разбивка на строки осуществлена редактором в соответствии с ритмическими особенностями текста. Отсутствующие в тексте рукописи пробелы внутри сложных предлогов и между предлогами и существительными как правило добавлялись редактором для упрощения восприятия текста. В словах, семантически относящихся к Богу, буква исправлена на заглавную в соответствии с нормами XVIII-XXI вв. Из дублетных графем отражается только написание е и Ъ. Дублетные графемы в надстрочных знаках восстанавливались по корням слов из словаря И. И. Срезневско-го10. Круглые скобки выделяют восстановленные по надстрочным знакам буквы, квадратные — вставку букв, не обозначенных в рукописи. Границы листов рукописи обозначаются двумя вертикальными линиями (||), после которых указывается следующий лист.
Вступительная статья, публикация и примечания
А. В. Нестеровой
Список литературы
1. Алексеев П. Т. «Статир»: описание анонимной рукописи XVII века // Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965. С. 92-101.
2. Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.
10 Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам: в 3-х т. СПб., 1893-1902.
3. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений в 12-ти томах в русском переводе. Т. 8. Свято-Успенская Почаевская лавра, 2005.
4. Красильникова А. А. Лепта к «Статиру»: полемические заметки о современной презентации памятника XVII в. // Библиосфера. 2013. № 3. С. 29-35.
5. Сгибнева Н. Ф. Памятник уральской словесности XVII в. «Статир»: итоги и проблемы изучения // Камский путь: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Строгановские чтения — 3. Лингвистический и эстетический анализ текста и речи». Соликамск, 2009. С. 87-89.
6. Соболева Л. С. Авторский код рукописного сборника «Статир» (Орел-городок, 1683-1684 годы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 8: Филология. С. 175-186.
7. Соболева Л. С., Мангилёв П. И., прот. Исторический контекст создания сборника проповедей «Статир» и личность автора // Церковь. Богословие. История: материалы II Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 12 февраля 2014 г.). Екатеринбург, 2014. С. 134-145.
8. Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам: в 3 т. СПб., 1893-1902.
9. научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Собр. Румянцева. № 411. 815 л.
10. Яхонтов И. К. Русский проповедник семнадцатого века и несколько статей из его сочинения «Статир». СПб., 1883. Переизд.: М.: Синтагма, 1997.
11. Яхонтов И. К. Русский проповедник XVII столетия // Духовная беседа. 1858. № 40. С. 26-38; № 44. С. 141-149.
MANUSCRIPT COLLECTION "STATIR". ORATION 35. TEACHING FOR THE DAY OF THE THREE HOLY HIERARCHS: BASIL OF CAESAREA, GREGORY OF NAZIANZUS AND JOHN CHRYSOSTOM. PRAISE OF THEIR CARE FOR THE FLOCK. AND ABOUT THE FALSE SHEPHERDS, AND ON HERETICS, AND ON THE CURRENT SCHISMATICS
Introductory article, editing and comments by Anastasia V. Nesterova
Abstract. The presented text is the first publication of the sermon "Word 35" from the broad manuscript collection "Statir" (of late 17th century), a little-explored monument of the ancient Russian writing, comparable in artistic expression to the works of another prominent authors of that epoch. The name of the manuscript's author remains unknown to this day, but his figure piques interest as the master of the word and as a person of a certain world view. The texts of this collection provide an opportunity to see social processes of the transitional era through the eyes of its contemporary and see the principles of world order from the point of view
of a clergyman, immersed in the Christian tradition. The sermon "Word 35", written on the feast of the three saints — Basil the Great, Gregory the Theologian and John Chrysos-tom — reveals significant for the author topics of the teaching word, the priest role as a bearer of divine word, the unworthy shepherding and the spread of heresy. "Word 35" is vast and includes a metaphysical plane, most clearly manifested in the praise of holy theologians, along with a social and domestic planes. All the three layers are imbued with the image of perfect interaction between pastor and his flock, which serves as the basis for the salvation of human soul and for the prosperity of church and society, and are characterized by their appeal to the categories of eternity.
Keywords: homiletics, 17th century writing, sermon, collection "Statir", Basil the Great, Gregory the Theologian, John Chrysostom, the teaching word, role of the priesthood.
Citation. Nesterova A. V. (ed.). Rukopisnyi sbornik «Statir». Slovo 35. Pouchenie na den' triekh sviatitelei: Vasiliia Velikago, Grigoriia Bogoslova, Ioanna Zlataustago. Pokhvala o pas-tve prilezhaniia ikh. I o lzhivykh pastyrekh, i na eretiki, i nyneshniia raskolniki [Manuscript Collection "Statir". Oration 35. Teaching for the Day of the Three Holy Hierarchs: Basil of Caesarea, Gregory of Nazianzus and John Chrysostom. Praise of Their Care for the Flock. And about the False Shepherds, and on Heretics, and on the Current Schismatics]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 2 (30), pp. 323-341. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10214
About the author and editor. Nesterova Anastasia Vasilievna — Laboratory Assistant of the Laboratory for Studying Primary Sources of the Ural Federal University, Master's student of the Philology Faculty of the Humanities and Arts Institute of the Ural Federal University (Russia, Ekaterinburg). Email: [email protected]
Submitted on 01 December, 2019 Accepted on 12 February, 2020
References
1. Alekseev P. T. «Statir»: opisanie anonimnoi rukopisi XVII veka ["Statir": A Description of an Anonymous Manuscript of the 17th Century]. Arkheograficheskii ezhegodnik za 1964god — Archaeographic Yearbook of 1964. Moscow, 1965, pp. 92-101.
2. Iakhontov I. K. Russkii propovednik semnadtsatogo veka i neskol'ko statei iz ego sochine-niia «Statir» [Seventeenth-century Russian Preacher and Several Articles from His Writing "Statir"]. Saint Petersburg, 1883; Moscow, r1997.
3. Iakhontov I. K. Russkii propovednik XVIIstoletiia [The 17th Century Russian Preacher]. Dukhovnaia beseda — Spiritual Conversation, 1858, no. 40, pp. 26-38; no. 44, pp. 141-149.
4. Ioann Zlatoust, svt. Polnoe sobranie sochinenii v 12 t. v russkom perevode [Complete Works in 12 Volumes in Russian Translation]. Sviato-Uspenskaia Pochaevskaia Lavra, 2005, vol. 8.
5. Krasil'nikova A. A. Lepta k «Statiru»: polemicheskie zametki o sovremennoi prezentatsii pamiatnika XVII v. [Mites to the "Statir": Polemic Notes about the Modern Presentation of the Monument of the 17th Century]. Bibliosfera — Bibliosphere, 2013, no. 3, pp. 29-35.
6. Nauchno-issledovatel'skii otdel rukopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki [Research Department of manuscripts of the Russian state library]. Rumyantsev's Collection, no. 411.
7. Sgibneva N. F. Pamiatnik ural'skoi slovesnosti XVII v. «Statir»: itogi i problemy izucheniia [Monument of the 17th Century Ural Literature "Statir": Results and Problems of Study]. Ka-mskii put': materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Stroganovskie chteni-ia — 3. Lingvisticheskii i esteticheskii analiz teksta i rechi [The Kama Way: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Stroganov Readings — 3. Linguistic and Aesthetic Analysis of Text and Speech]. Solikamsk, 2009, pp. 87-89.
8. Soboleva L. S. Avtorskii kod rukopisnogo sbornika «Statir» (Orel-gorodok, 1683-1684 gody) [The Author Code of the Manuscript Collection "Statir" (Oryol-Gorodok, 1683-1684)]. Vest-nik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia, filologiia — Novosibirsk State University Bulletin. Series: History and Philology, 2011, vol. 10, issue 8: Philology, pp. 175-186.
9. Soboleva L. S., Mangilev P. I., prot. Istoricheskii kontekst sozdaniia sbornika propovedei «Statir» i lichnost' avtora [The Historical Context of Creation of the Sermon Collection "Statir" and the Personality of Its Author]. Tserkov'. Bogoslovie. Istoriia: materialy II Vserossiiskoi nauchno-bogoslovskoi konferentsii (Ekaterinburg, 12 fevralia 2014 g.) [Church. Theology. History: Materials of the 2-nd All-Russian Scientific and Theological Conference (Ekaterinburg, February 12, 2014)]. Ekaterinburg, 2014, pp. 134-145.
10. Sreznevskii I. I. Materialy dlia slovaria drevne-russkogo iazyka po pis'mennym pamiatni-kam: v 3 t. [Materials for the Dictionary of the Ancient Russian Language Based upon Written Monuments: in 3 vols.]. Saint Petersburg, 1893-1902.
11. Vostokov A. Kh. Opisanie russkikh i slovenskikh rukopisei Rumyantsevskogo muzeuma [Description of Russian and Slovenian Manuscripts of the Rumyantsev Museum]. Saint Petersburg, 1842.
л. 193 Слово 35. Поучение на д(е)нь триехъ с(вя)т(ите)лей:
Василия Великаго, Григория Б(о)гослова, Иоанна Златаустаго. Похвала о паства прилежания ихъ. И о лживыхъ пастырехъ, и на еретики, и н(ы)нЪшния расколники
Восхвалимъ братия мужи славныя,
и о(т)цы наши великия1:
во всемъ мирЪ знаменитыя,
во вся концы вселенныя просиявшия,
иже свЪтомъ благочестия миръ про(св^)тиша2,
вЪру православия утвердиша,
ц(е)ркви Хр(ис)товы украсиша.
Поистинн'В у Бога честни, во а(н)г(е)л^хъ чюдни,
в человЪцехъ славни, бЪсомъ страшни.
Светила пресвЪтлая3,
иже свЪтятъ безъ угашения
дЪлы и учениемъ.
Пастыри предобрии Хр(ис)товыхъ овецъ,
иже д(у)ши своя положити не отрекошася,
ц(е)рк(о)внии хранители, воини Ц(а)ря Н(е)б(ес)наго,
во оружие Б(о)жие облекошася,
свЪтомъ Б(о)ж(ес)твеннымъ наполнени,
н(е)б(ес)ною премудростию умудрени.
Дивныхъ таинъ зрители,
яснии трубы б(о)гословии,
яко от самыхъ н(е)б(е)съ глашающе,
яснЪе грома гласъ испущающе.
Не стЪны чювственнаго Иерихона рассыпаша, но вся легеоны бъсовския устрашиша, еретическая суемудрая плетения рассыпаша, и стЪны грЪховныя и оплоты беззаконныя разориша. И вся красная и прелесная мира сего, яко разореннаго Ерихона, огнемъ сожгоша, || л. 193 об. пламенемъ Д(у)ха С(вя)т(а)го.
Паки глашаютъ ясностию своего языка, грЪховныя с(е)рдца до покаяния возбуждаютъ,
1 На бок. полеркп.: Сирах 44. Имеется в виду: Сир 44. 1.
2 Испр., в ркп. автором на бок. поле добавлено свЪ.
3 Испр., в ркп. автором зачеркнуто иже пресвЪтлая.
и возвещаютъ намъ брань и ополчение по Павлу с(вя)тому:
Братие бодрствуйте стойте4,
ибо несть наша брань к крови и плоти,
но к началомъ, и ко властемъ, и миродержителемъ тмы века сего, к духовомъ злобы подн(е)б(е)снымъ5.
О семъ нашихъ о(те)цъ прилежание, сие имъ тшание, да со Хр(ис)томъ соберутъ, да овцы Его сп(а)сутъ,
да не бу[ду]тъ снедь лву, иже ходитъ рыкая, обтича вселенную, иский кого поглотити6.
Оле тшания и усердия нашихъ о(те)цъ, коего достойни суть похваления? Преславнии б(о)гословцы, б(о)гоизбраннии ерарси, вселенныя светилницы. Иже во с(вя)тыхъ о(т)цы наши, пастыри и учители Василий ц(а)р(с)кое священное,
краситель хр(ис)т(о)вы Невесты, столпъ ц(е)рк(о)вный.
Григорий труба б(о)гословии,
цевнице Д(у)хомъ С(вя)тымъ бряцающая.
Иоанъ Златогл(аголи)вый,
покаянию пресладкий проповедникъ.
Б(о)гоосвещенная земная тр(ои)це.
Неделимаго и несекомаго
триипостаснаго Б(о)ж(ес)тва проповедницы,
яснии зрители сокровеннаго света,
вне7 тления и плоти водворяемаго,
а(н)г(е)л(ьс)каго вмещения превосходящаго.
Сего сладкаго сияния наслаждаются н(ы)не наши о(т)цы8, уже || непосредствен- л. 194 но, не вещественному Б(о)ж(ес)тву предстоятъ, но откровенным окомъ безсмертной д(у)ши, ясно зрятъ славу триипостаснаго Б(о)га, с херувимы и серафимы удостоишася.
Яко много в мире потрудишася о сп(а)сении д(у)шъ людскихъ,
4 1 Кор 16. 13.
5 На бок. полеркп.: Ефес 6. Имеется в виду: Еф 6. 12.
6 1 Петр 5. 8.
7 Над буквой е надписана буква е.
8 На бок. поле ркп.: Кирилл Ставром.
и о славе Б(о)жии подвизашася.
Светъ знания Б(о)жия проявиша ч(е)л(о)в(е)комъ.
От сокровища с(е)рдца своего,
в немже обита Д(у)хъ С(вя)тый
многия книги изнесоша,
и неудоборазумЪвателная писания
ясно протолковаша.
Нелепая и ложная выклады
б(о)гохулныхъ еретикъ обличиша,
и посрамиша, и ни во что вмениша.
И тако пресветлии ерарси,
велицыи9 светилницы
яко с(о)лнце на тверди
ц(е)р(ко)внаго н(е)ба просияша.
И яко звезды нелестии миру явишася,
паче чювственных звездъ и денницы,
просияша зарею Д(у)ха С(вя)т(а)го,
и житиемъ своимъ чюднымъ,
чистымъ и безгрешнымъ.
На земли яко а(н)г(е)ли пожиша,
а на н(е)б(е)сВхъ умъ свой выну имеша,
ни на что же земное зрящи,
но всегда н(е)б(ес)ная желающи,
и нетленная созидаху,
яко странницы и бездомницы пребываху.
Ибо велми ползоваша общее ч(е)л(о)в(е)ческое естество: яко неисчетныхъ даровъ Д(у)ха сподобишася, и глубину таинства иследоваша, и светомъ б(о)горазумия миръ просветиша, л. 194 об. своим витийствомъ || и премудростию
н(е)б(ес)наго наслаждения,
иже хощетъ Б(о)гъ по разорении мира сего воздати, ясно сказаша. Геенское мучение,
ея же и самъ сатана трепещетъ и ужасается, Истинно обьявиша, блудящую мысль нашего невежества, о судбахъ Б(о)жиихъ, устаятися удержаша.
9 Испр., в ркп. велицый.
Поистинне сладкии бряцала, д(у)х(о)внии органы, славиеве краснопеснивии, вся понуждающе,
от лести бесовской ко истинному Б(о)гу обратитися,
от тмы к свету преводящи,
о суетныхъ в покой н(е)б(ес)ный,
тшатися повелевающи.
Грешныхъ до покаяния, возбуждающи,
блудниковъ на чистоту,
сребролюбивыхъ на м(и)л(ос)т(ы)ню,
пияницъ до трезвости,
чревообьястныхъ до воздержания,
малодушныхъ до терпения.
Аще стоиши гл(агол)ютъ, бодръствуй, аще падъ востани, не лежи в злобе, да не раслабеютъ ти составы, да не10 согниютъ ти раны, и не умножатся червие, и не снедятъ твою д(у)шу, но востани пойди к твоему Вл(ады)це: м(и)л(ос)т(и)въ есть, бездну имать щедрот, ожидаетъ твоего приходу, точию простри умъ твой, готовъ тя прияти. Ибо не победиши Его ч(е)л(о)в(е)колюбие своими грехами.
Но токмо отчаяниемъ, не отдалися, не бежи от своего Вл(ады)ки, весть твою немошъ, и поползновение естества: зане прилежитъ помы- || шление ч(е)л(о)в(е)ку л. 195 прилежно на злая, от юности его11. Не бойся закоснения и далекаго отбежания, при-иди не усумнися, прииметъ тя г(оспо)дь любезно.
Се бо нашихъ о(те)цъ о пастве овецъ потшание, дабы заблуждшаго взыскати, отбегшаго возвратити, немощнаго уврачевати, сокрушеннаго укрепити.
Истиннии пастыри, а не наемницы, не самоволствомъ12 приидоша, но от Хр(ис)та избрани быша, по степенемъ с(вя)щенства чиновне возведени быша. От всехъ пастырей
Началнейшаго Пастыря хр(ис)та г(оспо)да, прияша Ц(е)ркви правителство, и страшнаго таинства служителство.
10 В ркп. не надписано сверху.
11 На бок. поле ркп.: Быт. 8. Имеется в виду: Быт 8. 21.
12 В ркп. замоволствомъ; над первой буквой надписана с.
Аще чюденъ бысть во архиереехъ
Ааронъ Ветхаго Закона служитель,
его же Моисей облече одеждею св(я)щенства.
Коея славы и похвалы,
достойни суть наши о(т)цы,
велицыи светилницы?
Ихъ же Моисеовъ Творецъ,
облече в светлую ризу безсмертия,
и венецъ славы неувядамаемый
возложи на главу ихъ.
Избра ихъ от всехъ живущихъ на земли.
Не кровь козлию и телчию приносити.
Но Самаго Агнца безгрешнаго,
вземлющаго грехи всего мира,
кровь бесценную Ц(а)ря и Б(о)га И(зра)ил(е)ва,
еяже а(н)гг(е)ли желаютъ зрящи приникнути13.
Сего ради с(вя)тии наши о(т)цы, прославишася, и болшихъ даровъ сподобишася, л. 195 об. паче || а(н)гг(е)ловъ,
оны бо трепещутъ зрети, а они руками подъемлюще, и вернымъ подающе.
Ибо о(т)цы с(вя)тии имеютъ власть на н(е)б(е)си и на земли, паче ц(а)рей и князей земныхъ. Сии бо имуть власть в телесномъ богатстве, и владеютъ теломъ ви-димымъ.
А с(вя)тии патриарси имутъ власть в небесномъ богатстве, и владеютъ невидимою д(у)шею, по неложному словеси Сп(а)сову, аще свяжете на земли, будутъ связани на н(е)б(е)си, аще разрешите на земли, будутъ разрешени на н(е)б(е)си14. И аще отпустите грехи, отпустятся имъ, аще удержите, удержатся15.
И что сего болши, ибо можетъ еп(ис)к(о)пъ, или с(вя)шенникъ, самого диядиму ц(а)р(с)твия носящаго связати его закономъ д(у)х(о)внымъ. А к тому и самъ ц(а)рь покланяетъ главу свою ко с(вя)тителю, и с(вя)щеннику, и проситъ бл(а)гословения, и посему болши суть с(вя)ти(те)ли ц(а)ря и князя.
Таковы быша велицыи с(вя)т(ите)ли, и всея вселенныя учители, Василий Великий, Григорий Б(о)гословъ и Иоанъ Златоустый и инии мнози, тии бо добре пр(ес)т(о) лъ архипастыря Хр(ис)та содержаша, и санъ с(вя)тителства почтоша, не взирающи на лица силныхъ, и земныхъ ч(е)л(о)в(е)къ не бояхуся, Б(о)жия чести не воздаяху. Не-радяху о славе мира, и суетныя похвалы от ч(е)л(о)в(е)къ не искаша: но токмо славу и л. 196 похвалу Единаго || Хр(ис)та имуще.
13 На бок. поле ркп.: Кирилл Ставром.
14 На бок. поле ркп.: Мф 16. Имеется в виду: Мф 16. 18-19.
15 На бок. поле ркп.: Ин 20. Имеется в виду: Ин 20. 21-23.
Сопротиво же борющимъ трудницы крепцы показашася, яко воини храбрии волковъ от стада отганяху, и разбойниковъ корабля Хр(ис)това, сие есть Ц(е)ркви, побеждаху и отражаху, не дающе татю дырою16 нечестия во овчарню Хр(ис)тову вни-ти. Добре утвержену со всяцемъ попечениемъ, о стаде стражю полагающе: не уснуша умомъ, ниже д(у)шевныма очима воздремаша, но всегда овцы глашающе по имяни хр(ис)тиянства.
Сице гл(агол)юще:17
Послушайте православнии и съ еретики не смешайтеся, да не сведени будете с ними в вечныя муки.
И паки послушайте пастырие, иже есть с(вя)щенницы, не ужаснитеся, и не умолчите, но проповедуйте слово, не дадите места дияволу, не дадите дверей волкомъ.
Сице бо гл(агол)а пресладкий учитель вселенныя Иоанъ Златоустый. Той бо древнихъ пастырей воспоминая болезнуетъ, а при немъ бывшихъ, и впредь хотящихъ явитися сетуетъ, гл(агол)я: многажды вижду от иже древле бывшихъ пастырей, и о су-щихъ н(ы)не различие.
Оныя бо храбри бяху, н(ы)н(е)шнии же пастыри бегуны, и предатели. Они подвижницы, сии же питающиися. Они книгами красящеся и заповедми, сии же ризами и кощунами, и яко на изъядение оставляюще овцы и бегаютъ, а оныя д(у)ши своя по-ложиша за овцы, подобящеся || доброму Пастырю, Самому Г(оспо)ду нашему Ии(су) л. 196 об. су Хр(ис)ту. А сии оставляютъ овецъ, а инии и сами приедаютъ.
Оныя силни быша словомъ и деломъ. Сии же имениемъ и скотомъ, и конми, селами, и поварами, и красными трапезами. Сластолюбия ядениемъ и питиемъ исполне-ни, и о сихъ точию днию и нощию беседуютъ: а о словеснемъ стаде бесловесни суще, о нем же имутъ слово воздати, в день онъ великий судный.
Аще ли кто ихъ вопрошаетъ о книгахъ, то отвещаютъ гл(агол)ющи: убози есмы, не имамъ чимъ книгъ стяжати. ходятъ же не яко убози, носяще ризы светлыя и блеща-щася, разширяющи воскрылия18. Шии же яко у телцовъ, еже на заколение упитанныхъ.
Аще кто от безбожныхъ еретикъ явится, гл(агол)я: разв[р]ащенная. То никтоже отвещая: никтоже сопротивъ гл(агол)яй обрящется. Вси убози будутъ, вси молчаливи, вси бегуны.
Питающеся, упивающеся и веселящеся хощете одолети ересемъ. Никакоже.
Ибо невозможно безъ оружия идущу на брань спастися, тако невозможно некнижному противу враговъ Хр(ис)товыхъ, стояти, ниже о своей д(у)ши исправити.
16 В ркп. дирою.
17 На бок. поле ркп.: Иоанн Златоуст, «Слово о лживых учителех» (Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений в 12-ти томах в русском переводе. Т. 8. Свято-Успенская Почаевская лавра, 2005). Верность указания данного источника спорна и требует отдельного рассмотрения, поскольку цитаты, приведенные автором, наиболее близки к сочинению под названием «Слова о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего» раздела «Spuria», однако тоже не являются точными. Принадлежность обоих сочинений перу Иоанна Златоуста спорна, оба переписывались и претерпевали изменения в течение нескольких веков, и установить, на какой вариант текста опирался автор сборника при цитировании, пока представляется затруднительным.
18 Мф 23. 5.
Яко невозможно велбуду сквозе иглине19 уши проити20, тако азъ мню, нево(з) л. 197 можно в дебелую плоть бл(а)г(ода)ти д(у)х(о)вной внити, || иже д(у)ша вонями пиш-ными смердитъ, не обитаетъ ту чистота н(е)б(ес)ной прем(уд)р(о)сти.
Простите мя, братия, нечто рещи, не о владыцехъ21 нашихъ архиереехъ, о сихъ бо ничтоже дерзаю, да не буду овца сый22 пастырей си судити. Но о своемъ окаянстве гл(агол)ю и о подобныхъ мне таковыхъ же невеждъ якоже и азъ.
Понеже бо н(ы)не сущии невежди приходятъ во с(вя)щенство, паче же буи и ненаказаннии в б(о)ж(ес)твенномъ писании, ниже во бл(а)гочестии воспитающии-ся, но премежду домы и скитающеся, во всякомъ похабстве, бе[зъ] страха Б(о)жия возрастоша, не ведуще что есть хр(ис)тиянство, не точию высочайшее достоинство с(вя)щенства. Ибо сущии работницы греху, и прелести мирской, ихъ же что можетъ бесчестнее быти, митр(с)кия бродяги, иже всякому бесчинию навыкоша.
Таковии бо н(ы)не похищаютъ санъ с(вя)щенства. И сего ради не Ц(е)рк(о)вь пасутъ, но домъ строятъ, на жене ихъ шелковыя ризи, от бисера запястия, златыя ма-нисты: а в ц(е)ркви книги обетшали, и издраны23, а во иной и таковых не обрящешъ. О вине и повсядневномъ веселии промышляютъ и пекутся, а о книзе учителной, ниже помышляютъ, а о пастве стада своего, ниже во уме приемлютъ. л. 197 об. Увы мне бедному, горе окаянному, ибо н(ы)не || о б(о)гословии и о с(вя)тыхъ
таинствахъ истязание творятъ блудницы, и корчемницы, и бабы, и не на месте достой-номъ, но в блудилище и в корчемнице о вере беседуютъ, не на ползу, но на соблазнъ простейшимъ.
Вся сия от невежества иерейскаго изыдоша, ибо они без разума, а овцы ихъ злобою суще обогащени, и бестрашиемъ упоены. Того ради н(ы)не мнози вь ереси и во отступство впадоша. И на Ц(е)рковь С(вя)тую хулная гл(аголю)тъ, и архиереовъ Б(о) жиихъ всячески укоряютъ.
Все бо хотятъ н(ы)не учители быти, а сами не научившеся волю Б(о)жию твори-ти, и верити писанию24. Ап(ос)т(о)лъ гл(аголе)тъ: братия не мнози учители бывайте25, но их же Б(о)гъ избра, и строение таинъ Своихъ вручи. Но сему никтоже внимаетъ.
Но вси н(ы)не чести ищутъ чре(зъ) притворное смирение, чрезъ ложное бл(а) гоговение. Или златомъ, или чрезъ ходатаевъ входятъ во с(вя)щенство, не яко бы та-лантъ Б(о)жий умножити, но чтобы сугубо и трегубо свое злато собрати. И симъ не Хр(ис)тосъ есть дверь до овчарни Своей, но мамона.
И от таковыхъ простяковъ велми н(ы)не в нашей России умножилося ц(е)рк(о) вныхъ мятежниковъ, и бл(а)гочестию ругателей. А они ихъ с(вя)щенницы не истязу-ютъ, и оттого б(о)гопротивнаго раскола не возбраняютъ, и истиннаго имъ бл(а)гоче-л. 198 стия || не возвещаютъ. Ово за свою грубость, ово за страхъ, и за ч(е)л(о)в(е)коугодие.
19 В ркп. на бок. поле добавлено иглине.
20 На бок. поле ркп.: Лк 18. Имеется в виду: Лк 18. 25.
21 В ркп. влцехъ, над строкой надписано ла.
22 В ркп. добавлено на бок. поле сый.
23 В ркп. израны, над строкой надписана буква д.
24 Испр., в ркп. писанию повторено дважды.
25 На бок. поле ркп.: Иак 3. Имеется в виду: Иак 3. 1-2.
Азъ зрю у многихъ с(вя)щенниковъ жены, и дети, капитонствуютъ: и тремя персты не крестятся, но по арменнскому преданию двема. Аще дому своего с(вя)щен-никъ наказати не можетъ26, да иныхъ ли накажетъ.
И того ради н(ы)не мнози от Ц(е)ркви Хр(ис)товы отторгнушася, да вследъ бегуновъ поидоша. Иже по лесамъ по кустамъ, по пещерамъ крыются ложныя учители, и непоставлении27 с(вя)щенная действуютъ по простымъ домехъ служатъ, и приношение приносятъ. И учатъ всякому растлению, пиянству, обьядению, и блудный грехъ вменяютъ ни во что. Иноки со инокинями смешаются, и покаяние отмещутъ, и за грехи епитимий не приемлютъ. И многая писания о(те)ческая, и пр(о)р(о)къ с(вя) тыхъ протолковали по своему мнению и темному разуму, по научению дияволю, ниже древнии еретицы тако мудръствовали.
А здраваго учения не приемлютъ, и мудрыхъ мужей, и ведущихъ с(вя)тое писание, иже д(е)нь и ношъ тружаются в книжномъ читании, и от пеленъ м(а)т(е)рнихъ во училищахъ пребыша. И они ихъ не слушаютъ. И во всемъ Ц(е)ркви С(вя)тей, иже на камени веры основаной, за ню же Хр(ис)тосъ С(ы)нъ Б(о)жий, и Б(о)гъ нашъ кровь Свою излиялъ, о ней же с(вя)тии ап(ос)т(о)ли мно- || гия болезни и труды прияша, и л. 198 об. мученицы с(вя)тии д(у)шы своя положиша. А они проклятии отметницы противятся, и рать сотворяютъ. Архиереовъ же, иже образъ Хр(ис)товъ на себе имутъ, а они всячески укаряютъ, и неистовее лаютъ, яко нелепо есть истинному хр(ис)тиянину таковая и слышати, не точию гл(агол)ати.
И тако велми возмутиша простую чадь людей и вследъ своея погибели отведо-ша б(о)г(о)проклятаго отступства.
Вы же о православнии народи аще хощете истиннии хр(ис)тияне быти, послушайте пастырей своихъ, иже от Хр(ис)та избраны и Д(у)хомъ пос(вя)щени, тии бо бдятъ о д(у)шахъ вашихъ28. И учатъ вы среди хр(ис)тиянъскаго собору, в ц(е)ркви с(вя) тей, а не в корчемнице, и по лесамъ, и по кустамъ, якоже н(ы)нешнии самозваннии ка-питони, паче же от диявола послани. И ложнымъ своимъ учениемъ противятся Хр(ис) ту, и с(вя)тымъ ап(ос)т(о)ломъ, и с(вя)тымъ о(т)цемъ.
Вы же имъ не имите веры, не суть бо истиннии пастыри, но волцы, и татие, и разбойницы, не суть бо истязани, ниже свидетельствовани ниже от коего с(вя)тителя рукоположени.
Аще ли кия быша прежде и рукоположени, но упрямствомъ и отступствомъ своимъ отбегоша, от с(вя)тыя и соборныя Ц(е)ркви, || и всяко с(вя)щенства недостой- л. 199 ни сотворишася.
Сего ради не созидаютъ сп(а)сение ч(е)л(о)в(е)ческое, но покрадаютъ, и д(у)ши ихъ убиваютъ, истиннии Хр(ис)тови врази, и овецъ Его д(у)шехишницы: от света вос-хищаютъ, и во тму влекутъ.
И мнози от хр(ис)тиянъ вследъ ихъ н(ы)не потекоша, а Ц(е)рк(о)вь Хр(ис)тову оставиша. И от истинныхъ пастырей, иже светъ правды Б(о)жия возвещаютъ, и хо-щутъ всемъ вернымъ сп(ас)тися, отбегаютъ, и вследъ волка шествуютъ: хотятъ жити во ослабе, и грешить без боязни.
26 В ркп. не можетъ добавлено на бок. поле.
27 В ркп. доставлении, над строкой надписано не.
28 Евр 13. 17.
Сего ради по воли с(е)р(д)ца своего, и учителя себе избираютъ. Чтобы имъ послабляли, и грехи имъ туне прощали, безъ епитемий29, и от всякаго бы имъ злодеяния не возбраняли, от пиянства, и от лихоимания. Таковыхъ любятъ пастырей н(ы)нешнии хр(ис)тияне: чтобы пред ними трепетали, и чинъ с(вя)щенства уничижали, и всегда бы имъ покланялись. И сие творится наипаче в велицехъ домехъ.
Но обаче молю, о овчата Хр(ис)товы паствы, послушайте не моихъ худыхъ и гни-лыхъ словесъ, но премудрыхъ учителей ц(е)рк(о)вныхъ, яковымъ подобаетъ быти вамъ.
Ибо первее познайте яко Хр(ис)товы суть: и яко немошни в разуме, и не можете себе сами пасти, на пажити бл(а)г(о)честия30. Сего ради31 дарова вамъ Хр(ис)тосъ || л. 199 об. пастырей, да вы слушайте гласа ихъ, не своя бо гл(агол)ютъ, но Б(о)жия. Ибо удалившаяся овца от пастыря, скоро снедь волку губителю бываетъ.
Темже не уповайте о своемъ разуме, и не возноситеся высокоумиемъ надъ пастырей: аще величается овца надъ пастыремъ, несть овца кроткая Хр(ис)това стада, но козелъ смрадный-свирепый и непокоривый.
Аще тако твориши. О смрадный козле и надутый баране. Или не веси яко гор-дымъ Б(о)гъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать32. Ибо смирение есть Хр(ис) тово учение: той33 бо Самъ былъ кротокъ и смиренъ34. А гордость есть дияволе исчадие: той бо гордости ради с высоты н(е)б(е)сныя спаде.
Ибо смиреннии в д(е)нь Страшнаго суда Хр(ис)това одесную Его станутъ, во светлости и славе. А гордии ошуюю во ужасе и страсе. Ибо сего ради овцею назвася да знаеши своего Пастыря гласъ, якоже выше рехомъ.
Второе, никогоже обидиши, и поелику возможеши подобитися во всемъ истинному Агнцу и Пастырю Хр(ис)ту Б(о)гу нашему.
И да не будеши горделива, яко велбудъ, ниже ленива яко козелъ, ниже чрево-обьястлива яко вепрь, или яко медведь. Ниже нечиста яко козелъ, ниже завидлива и л. 200 гневлива яко песъ, ниже лакома яко волкъ, ниже лукава || яко лисица. Но во всемъ буди подобенъ кроткому и бесловесному овчате: Ибо тая приноситъ господину своему: волну, млеко, и тучная, и паки совершенное смирение. Тако и ты принеси своему Вл(ады)це кротость, та бо есть Ему угодная жертва: по д(а)в(и)д(о)ву слову: жертва Б(о)гу д(у)хъ сокрушенъ35.
Принеси же и волну, дай нищимъ, и одей я, то бо есть уды Хр(ис)товы. И млеко, и тучная дай по силе: на здания ц(е)рк(о)вная, в монастыри, на размножение хвалы Б(о)жия.
И самъ приноси Хр(ис)ту истинному Пастырю моления, хваления и бл(а)года-рения за толикия дары Его: иже приведе тя от небытия в бытие, изятъ тя от устъ лва, и породи тя паки С(вя)тымъ Крещениемъ. В с(ы)н(о)в(с)тво Б(о)жие.
29 В ркп. испр. автором безъимимей на безъ епитимий, надписано над строкой.
30 На бок. поле ркп.: Кириллъ Став.
31 В ркп. ради приписано под строкой.
32 На бок. поле ркп.: Иак 4. Имеется в виду: Иак 4. 6-7.
33 Испр., в ркп. тои.
34 На бок. поле ркп.: Мф 11. Имеется в виду: Мф 11. 28-30.
35 На бок. поле ркп.: Пс 50. Имеется в виду: Пс 50. 18-19.
А другаго пастыря о(т)ца своего д(у)ховнаго, который тя ко Хр(ис)ту привелъ, в крещение и познание Б(о)жие, и Таинъ С(вя)тыхъ причастникъ ты бысть. Ибо видимый пастырь образъ носитъ невидимаго Пастыря Хр(ис)та: и попечение имать о д(у) ши твоей, да сп(а)сена будетъ.
И тому воздавай должную честь и послушание, и бл(а)гий его советь любезно приемли, и наказание его с радостию терпи. Спомогай же в нужныхъ ему от имений своихь, и давай потребная ему.
Кая бо полза, аще ты овца сый, питаешися и во всемь || изьобилуеши, а пастырь л. 200об. алчеть, и нищенствуетъ. Ибо с(вя)тый Павель гл(аголе)тъ: кто пасяй стадо и от млека его не ясть, или делаяй виноградь и от плода его не ясть.
Ты бо дай ему земная, а онь подаеть н(е)б(ес)ная. Ты бо тленная, а онь нетленная. Не будеть твое равно даяние ко оному, яко н(е)бо от земли отстоить, тако и твое даяние от его.
Сего ради возлюбленнии, почитайте пастырей вашихь, да и вы почтени от Хр(ис)та будете, дайте имь: да и вы мзду от Хр(ис)та восприимете. И истиннии овцы стада Его избраннаго будете, и в д(е)нь Его пришествия одесную станете, и бл(а)жен-ный Его глась услышите: приидите бл(а)гословеннии 0(т)ца Моего, наследуйте уготованное вамь Ц(а)р(с)твие прежде сложения мира36.
Егоже сподоби и нась бл(а)годатию Своего человеколюбия, и м(о)л(и)тва триехь с(вя)т(ите)лей всея вселенныя предстателей яко благословень еси во веки вековь Аминь.
36 Мф 25. 33-34.