Значение казанов как артефактов
Казаны, найденные в археологических раскопках, предоставляют учёным информацию о: Технологиях металлургии: из каких сплавов и каким методом они были изготовлены. Эстетических предпочтениях: орнаменты и надписи на казанах свидетельствуют о культурных особенностях того или иного региона.
Социальных связях: крупные казаны часто использовались на праздниках, символизируя единство общества.
Казаны в зарубежных музеях
Многие казаны оказались в зарубежных музеях вследствие: Колониальных экспедиций.
Археологических исследований, проведённых иностранными учёными. Продажи или дарения редких артефактов.
Некоторые из наиболее известных казанов можно увидеть в следующих музеях: Британский музей (Лондон): здесь хранятся древние казаны из Центральной Азии, украшенные уникальными узорами.
Лувр (Париж): в коллекции представлены казаны, происходящие из Персии и Османской империи. Музей Метрополитен (Нью-Йорк): экспонаты из Средней Азии и Кавказа.
Музей исламского искусства (Доха): здесь собрана большая коллекция казанов, относящихся к мусульманскому миру.
Полемика вокруг вывоза казанов
Вывоз культурных артефактов, таких как казаны, за границу является предметом споров. С одной стороны, музеи за рубежом предоставляют доступ к этим артефактам широкой аудитории. С другой стороны, многие страны требуют возвращения утраченного культурного наследия, считая такие предметы частью своей национальной идентичности.
Казаны, хранящиеся в зарубежных музеях, представляют собой мост между культурами и эпохами. Они напоминают нам о богатой истории народов, чья кулинарная и художественная традиция распространилась далеко за пределы их родины. Сохранение этих артефактов важно как для изучения прошлого, так и для укрепления межкультурных связей в будущем. Список использованной литературы:
1. Алексеев С. Н. Металлообработка в древности. Москва: Наука, 2018.
2. Рогожин Д. В. Культурное наследие Средней Азии. Ташкент: Академия, 2020.
3. Каталог Британского музея: Исторические сосуды и утварь. Лондон: British Museum Press, 2021.
© Бекиева А., Аннамырадова Г., 2024
УДК 9
Бекиева А., преподаватель, Туркменский государственный университет им. Махтумкули,
Ашхабад, Туркменистан.
РУКОПИСНОЕ НАСЛЕДИЯ КАК ВАЖНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Аннотация
Великий Шёлковый путь повлиял на распространение множества различных технологий, в том числе
на возникновение производства бумаги в городах Средней Азии, а затем в арабских и европейских странах. Среднеазиатские мастера по изготовлению бумаги освоили искусство кустарной выделки писчей бумаги и в дальнейшем передавали своё умение из поколения в поколение. Подобная передача секретов производства бумаги была одной из причин её высокосортности на протяжении многих веков.
Ключевые слова:
рукопись, манускрипт, диваны, восточный переплёт, дестаны, шелковка.
К концу X в. такая бумага заменила папирус и пергамент в восточных странах. Дошедшие до нас спустя века рукописные источники свидетельствуют о совершенных технологиях, позволявших производить в ту пору бумагу столь высокого качества. Благодаря великому изобретению на свет появились подлинные шедевры, бесценные творения, великие литературные памятники общечеловеческой культуры.
Национальный институт рукописей Академии наук Туркменистана располагает богатым фондом письменных памятников и первоисточников. Национальный институт рукописей Туркменистана -крупнейшее в Центральной Азии хранилище древних манускриптов. В его уникальном фонде собрано свыше 10 тыс. уникальных документов на туркменском, арабском, персидском и других языках. Среди фолиантов - чудом сохранившиеся рукописи Андалиба, Молланепеса, Махтумкули. Подлинной жемчужиной собрания является экземпляр книги «Тарых» («История»), написанной в 1553-54 годах историком Салырбаба ибн Салыр Харидари.
Редкие рукописи бережно сохраняются, внимательно изучаются и при необходимости реставрируются. Только после тщательной проверки их состояния и соответствующей реставрации они предоставляются учёным, литераторам, работникам сферы образования, культуры и искусства для использования в своей практической и научно-исследовательской работе. В нашей лаборатории сохранности и реставрации вторую жизнь получили сотни манускриптов великих личностей - диван Махтумкули, дестан «Шасенем и Гариб», «тюркоязычный словарь, «История пророков» и другие.
При изучении восточных рукописей отмечаются высокие художественные достоинства переплётов, упоминаются материалы, из которых они изготовлены, но без внимания остаются технологические приёмы, используемые при переплетении рукописей. Между тем, эта проблема значительна, важна в научном аспекте при описании рукописей, составлении каталогов, а также для работы реставраторов. Рукописные книги в отличие от музейных экспонатов активно используются после реставрации. Под термином «восточный» переплёт подразумеваются все типы переплётов с арабской графикой, в том числе и среднеазиатские, а различаются они материалами покрытия крышек - кожаным, матерчатым, бумажным и лаковым.
Конструктивные особенности восточного переплёта требуют особого хранения в наших фондах. Если европейская традиция хранения рукописей позволяет размещать книги на полках вертикально, то такая традиция для восточных рукописей противопоказана. Глухой корешок переплёта примыкает к крышкам и клапанам художественно-оформленных тиснениями, росписью или мозаикой. При вертикальном способе хранения восточных рукописей от длительного нахождения на полках ослабляются крепления крышек и блока книг, а старый клей не удерживает его, поэтому нередки случаи отрыва блока от корешка и крышек. При чтении угол разворота таких рукописей не должен превышать 120°, для этого существуют специальные крестообразные подставки, называемые «рахле».
Рукописные книги среднеазиатского происхождения большей частью написаны на бумаге местного изготовления. Особенностью такой бумаги, как и бумаги восточного происхождения, является отсутствие филиграней. Другой существенной особенностью восточной бумаги является её лощёная поверхность, а также традиционное оформление листов рукописей: заключение текста в рамки, состоящие из тонких параллельных цветных и золотых или серебряных линий «джадвал», которые по истечении десятков лет
вызывают характерные для восточных рукописей повреждения. Текст как бы выпадает из листа по этим рамочкам. В процессе реставрации таких рукописей используется тонкая реставрационная бумага -шелковка, которая укрепляет линии и не даёт выпасть тексту из рамки. При написании текста использовались как водостойкие, так и быстро смываемые чернила.
Вполне уместно сказать об эволюции технологий в области ручной реставрации. Манускрипты, созданные народами разных стран в предыдущие эпохи и хранящиеся в фонде Национального института рукописей АН Туркменистана, имеют большое значение для формирования современной культуры и развития исторических знаний. Поэтому изучение, обсуждение и решение вопросов обеспечения сохранности рукописных памятников и их реставрация не остаются вне поля зрения научных сотрудников и специалистов.
Возрождение Великого Шёлкового пути на современном историческом этапе, несомненно, имеет важное экономическое и политическое значение в жизни народов Азии и Европы.
Список использованной литературы:
1. Бердымухамедов Г. Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути. Книга II. А.: Туркменская государственная издательская служба, 2018.
2. Язбердиев А. Письменные системы и библиотеки Туркменистана с древнейших времен до XIII века. -М., 2010.
© Бекиева А., 2024
УДК 9
Гурбанова М.,
преподаватель. Досчанова Ф., студент. Мирабова Дж., студент. Шыхыев Ш., студент.
Туркменский сельскохозяйственный институт.
Дашогуз, Туркменистан.
НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУРКМЕНИСТАНА
Аннотация
Туркменистан обладает богатым культурным наследием, уходящим корнями в глубину тысячелетий. История этого региона тесно связана с древними цивилизациями, великим Шёлковым путём и уникальными традициями, которые продолжают вдохновлять современный мир. Национальное культурное наследие Туркменистана — это не только памятники архитектуры и артефакты, но и живая культура, отражающая дух народа.
Ключевые слова:
Туркменистан, культурным наследием, История, мир, архитектуры.