ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(7). 2014, 131-141
В. А. Есипова
РУКОПИСИ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ К. Н. ЕВТРОПОВУ, В ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ И КНИЖНЫХ ПАМЯТНИКОВ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ОРКП НБ ТГУ)1
Статья посвящена рассмотрению трех рукописей, принадлежавших известному церковному историку Константину Николаевичу Евтропову. Владелец подарил их библиотеке Томской духовной семинарии, ныне они хранятся в ОРКП НБ ТГУ.
Ключевые слова: история Церкви, Евтропов Константин Николаевич, рукописи.
Личности и творчеству известного сибирского историка Церкви Константина Николаевича Евтропова в последнее время уделяется много внимания (ил. 1). Переиздана самая известная его работа об истории томского Троицкого кафедрального собора2, вышел в свет историко-крае-ведческий сборник, посвященный его жизни и творчеству3. Исследователями была довольно подробно реконструирована биография К. Н. Ев-
1 Статья написана на основе доклада, сделанного на конференции «Библиотека в научно-образовательном и культурном пространстве университета», посвященной 125-летию открытия Научной библиотеки ТГУ Конференция проходила 18-19 сентября 2013 г. в Томске.
2 Евтропов К. Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске. (Постройка его с характеристикой времени и деятелей): лепта к трехсотлетию города Томска. Томск: Тип. епархиального братства, 1904. XXIII, 423 с., [3] л. ил. Переиздание: Евтропов К. Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске. Томск: Д-Принт, 2008. 476 с.
3 Константин Николаевич Евтропов: ист.-краеведч. сб. / Том. обл. универсал. научн. б-ка им. А. С. Пушкина, ист.-краеведч. отдел; [сост.: В. М. Костин, А. В. Яковенко; ред. С. С. Быкова]. Томск, 2010. 159 с., [2] л. ил. (Жизнь замечательных томичей; вып. 12).
© В. А. Есипова, 2014
131
тропова4. Константин Николаевич родился в 1838 г. в Самарской губернии, в семье диакона Михайло-Архангельской церкви с. Ново-Спасское. В 1854 г. семья перебралась в Томскую епархию; в этом же году Константин поступил в Тобольскую духовную семинарию, в 1858 г. он вместе с другими учениками семинарии из Томской и Енисейской губерний был переведен во вновь открытую Томскую духовную семинарию. Окончив курс в 1860 г., Евтропов поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1864 г. и был направлен преподавателем в Томскую духовную семинарию. Здесь он, помимо церковной истории, Ил. 1. К. Н. Евтропов преподавал физику, немецкий язык,
педагогику и дидактику. Выполнял он и другую работу в семинарии; в частности, со 2 февраля 1869 г. занимал должность библиотекаря. Кроме того, с 1865 по 1867 г. он являлся смотрителем Томского духовного училища, с 1867 по 1878 г. — членом Цензурного комитета, а с 1869 по 1881 г. исполнял должность секретаря епархиального архиерея.
По приезде в Томск Константин Николаевич женился, у него родилось трое детей: Ольга, Николай и Александра. Однако его первая жена, Надежда Петровна, скончалась в 1878 г.; через несколько лет К. Н. Евтропов вновь женился. Во втором браке (жена — Александра Васильевна) у него также было трое детей: Елена, Петр и Юлия. Служба по духовному ведомству не позволяла нормально содержать большую семью, поэтому в 1878 г. К. Н. Евтропов перешел в гражданское ведомство и устроился на службу в Томскую казенную палату, где в это время трудился в качестве секретаря его старший брат Александр. Здесь он сделал быструю карьеру, дослужившись до начальника второго отделения палаты, и стал фак-
4 Ростислав, архиеп. Томский и Асиновский. К. Н. Евтропов и его труд «История Троицкого кафедрального собора в Томске» // Константин Николаевич Евтропов: ист.-краеведч. сб. С. 7-15; Костин В. м. К. Н. Евтропов: материалы к биографии // Там же. С. 19-52.
тически вторым лицом в учреждении. В этот период К. Н. Евтропов неоднократно избирался гласным Томской городской думы (1883-1909 г.), в работе которой принимал самое активное участие.
Однако не порывал Евтропов своих связей с епархиальными делами. Так, он в течение долгого времени являлся членом-секретарем Комитета по постройке в г. Томске кафедрального собора, входил в состав Попечительства о бедных воспитанниках Томской духовной семинарии, в 1898 г. недолгое время возглавлял епархиальную типографию св. Димитрия Ростовского, а с 1905 по 1908 гг. исполнял обязанности цензора «Томских епархиальных ведомостей». Скончался К. Н. Евтропов 4 октября 1909 г. и был погребен на кладбище Богородице-Алексеевского мужского монастыря в Томске. Библиография работ К. Н. Евтропова также опубликована5.
Как уже упоминалось, Константин Николаевич не порывал связей с духовным ведомством, в частности — с духовной семинарией. Так, в 1904 г., в год 300-летия Томска, он передал в дар семинарии ряд книг, рукописей и документов, о чем была опубликована заметка в «Томских епархиальных ведомостях»6. Среди прочего, там отмечено, что были переданы «рукописный сборник надгробных слов и речей в папке, рукописные семинарские учебники по церковной истории профессоров 1850-х годов Мих. Андр. Смоленского (Тобольской семинарии) и Вениамина, архиепископа Иркутского, — всего три книги».
О библиотеке Томской духовной семинарии следует сказать несколько слов. Она была основана в 1858 г. вместе с семинарией и функционировала более 50 лет. Естественно, формирование фонда такой специфической библиотеки в отдаленном сибирском городе сталкивалось с определенными трудностями: удаленность от центральных издательств, отсутствие в книжных магазинах соответствующей литературы. Но выходить из положения все же удавалось, о чем свидетельствует
5 Библиография // Константин Николаевич Евтропов: ист.-краеведч. сб. С. 84-95.
6 Список рукописей, документов и книг, пожертвованных в фундаментальную библиотеку Томской духовной семинарии 10 октября 1904 года ее бывшим воспитанником, Константином Николаевичем Евтроповым // Томские епархиальные ведомости. 1904. № 23. 1 декабря. С. 5-6 (ч. офиц.). Список воспроизведен: Яковенко А. В. К. Н. Евтропов и книжная культура Томска второй половины XIX — начала XX в. (страницы истории) // Константин Николаевич Евтропов: ист.-краеведч. сб. С. 57-58. (URL: http://elib. tomsk.ru/purl/1-1318/ (дата обращения: 28.02.2013)).
сохранившийся каталог книжного собрания семинарии7. В состав каталога вошло описание не всех книг библиотеки, а лишь ее части, правда, самой значительной по объему — фундаментальной библиотеки. Фонд ее увеличивался довольно быстро: если из отчета семинарского правления за 1883/84 учебный год явствует, что в составе фундаментальной библиотеки «по недавнему ея существованию и ограниченности средств для ея пополнения» было всего 2087 названий8, то на 1912 г. фундаментальная библиотека насчитывала более 15 тысяч томов9.
Во многом библиотека пополнялась за счет пожертвований. Так, завещал передать библиотеке свое книжное собрание (392 названия) епископ Томский Платон, а к 25-летнему юбилею семинарии ее бывший воспитанник В. Е. Пудовиков пожертвовал в библиотеку 130 сочинений в 222 томах. В числе прочего современники отмечали наличие в семинарской библиотеке «собственноручного писания Димитрия Ростовского в деревянной рамке под стеклом»10.
Современники не были высокого мнения о семинарском книжном собрании. По их свидетельствам, «библиотека семинарии не только по количеству книг была незначительна, но и по своему составу не была вполне удовлетворительна, потому что собственно для семинарских преподавателей она не представляла достаточного количества пособий»11. В качестве примеров назывались пожертвования томского гражданского губернатора А. Д. Озерского (в основном книги по фортификации, геодезии, химии, металлургии, статистике и пр.) и коллежского советника Абрамова, подарившего книги по военному и морскому делу. Однако был и ряд других пожертвований, несомненно полезных для семинарии. Среди них можно назвать дары Томских епископов Агапита, Владимира, Парфения, Вениамина, ряда других духовных и светских лиц.
Именно благодаря этим пожертвованиям фонд фундаментальной библиотеки сформировался в том составе, который отражен в каталоге, изданном в 1915 г. В нем было выделено 12 разделов: богословие (эта часть, в свою очередь, разделена еще на 17 подразделов), философия,
7 Систематический каталог книг фундаментальной библиотеки Томской духовной семинарии. Томск, 1915. 196 с.
8 Томские епархиальные ведомости. 1883. № 19. С. 567.
9 Город Томск. Томск, 1912. С. 31 (тр. паг.).
10 Томские епархиальные ведомости. 1883. № 19. С. 567.
11 Там же.
история гражданская, словесность и история литературы, социальные и юридические науки, медицина, музыка и пение, светская периодика, языкознание и смесь. В отдельных разделах были сосредоточены книги на иностранных языках: латинском, французском, немецком, английском, итальянском и языках русских инородцев.
Исследователи отмечают, что «.при учебных заведениях существовали, как правило, две библиотеки: ученическая и фундаментальная. Первая обеспечивала учащихся учебниками и книгами для внеклассного чтения, вторая способствовала повышению профессиональных знаний и всестороннему образованию преподавателей»12. Состав томской семинарской библиотеки был несколько шире. Помимо фундаментальной, имелись при семинарии библиотеки ученическая, безмездная и продажная. Имелась в составе семинарского книжного собрания «раскольничья» библиотека, где хранились книги, изъятые у старообрядцев13.
Практически все семинарские книги имеют ряд характерных внешних признаков, значительно облегчающих их идентификацию. Это, во-первых, овальная печать с надписью: «Фундаментальная библиотека Томской духовной семинарии, отд._№_» (она ставилась на книги не
только фундаментальной библиотеки, но и ученической и процентной). Во-вторых, это типичный ярлык, но он сохранился далеко не на всех книгах, да, видимо, не на всех и был изначально. При наличии одного ярлыка книгу можно уверенно относить к собранию семинарии, к тому же надписи на ярлыках делались характерными почерками. Наконец, на ряде
книг помещалась просто надпись от руки: «Сем. Библ., инв. кат. №_»
(ил. 2). Благодаря этим внешним признакам в настоящее время удалось идентифицировать из фундаментальной библиотеки семинарии: книг кирилловской печати 116 ед., гражданской печати 295 ед. (из них 13 на иностранных языках), 7 книг из процентной библиотеки и 23 из ученической.
После событий 1917 г. библиотека семинарии была конфискована и передана в Научную библиотеку Томского государственного универ-
12 Лукьянова Л. С. Библиотеки учебных заведений и народное образование Тобольской губернии во второй половине XIX в. // Книга в меняющемся мире. VII научн. конф. по проблемам книговедения. Секция библиотековедения. м., 1992. С. 35.
13 См.: Есипова В. А. «Раскольничья» библиотека Томской духовной семинарии // Из истории книжных фондов библиотеки Томского университета. Томск, 1998. Вып. 3. С. 17-25.
дат****! Яи^»
ЕаТрОВОЕ*^
т
Ил. 2. Печати Томской духовной семинарии
ситета 8-13 марта (остальная часть 9 октября) 1920 г.14 Точное число поступивших книг неизвестно. По идеологическим соображениям только небольшая их часть была записана в фонд; основной массив был помещен в резервно-дублетный фонд. Лишь в конце XX в. часть книг была размещена в основном фонде НБ ТГУ а часть передана восстановленной семинарии. Полный разбор и описание семинарских рукописей были произведены лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
При описании коллекции славяно-русских рукописей ОРКП НБ ТГУ были обнаружены три рукописи, соответствующие приведенному выше описанию и имеющие внешние признаки принадлежности К. Н. Евтропову. Это «Сборник надгробных слов и речей» (вторая половина XIX в.)15, «История Церкви» (50-е гг. XIX в.) М. А. Смоленского16 и «Всеобщая церковная история» (1860 г.) архим. Вениамина17. Рассмотрим каждую из них подробнее.
«Всеобщая церковная история» архимандрита Вениамина (1860 г.) представляет собой рукопись в 40, на 164 лл., написана скорописью 6 по-
14 Архив НБ ТГУ Т. 3. Л. 60.
15 ОРКП НБ ТГУ В-5893.
16 Там же. В-5887.
17 Там же. В-5888.
\ < ИТ',
Mftira."
-¿■Ii, Г rtfll'1 "j'," (МЧИМ i-я
■ I fitftJI
черков. Переплет из картона оклеен зеленой мраморной бумагой, корешок и уголки из зеленой ткани (ил. 3). Рукопись включает в себя изложение всеобщей истории Церкви с 622 по 1453 гг. Цифра «2» на ярлыке и содержание рукописи дают основания для предположения, что имелся, как минимум, еще один том лекций архимандрита Вениамина, до нас не дошедший. Автор текста — Вениамин (Благонравов Василий Антонович, 1825-1892)18, окончил Тамбовскую духовную семинарию (1846) и Казанскую духовную академию со степенью магистра (1850). С 1857 г. являлся профессором церковной истории Казанской духовной академии, а в 1858-1861 гг. был первым ректором Томской духовной семинарии. С 1862 г. вступил в должность епископа Селенгинского, викария Иркутского, а с 1868 г. стал епископом Камчатским и Курильским. Завершил карьеру Вениамин в должности епископа Иркутского и Нерчинского (с 1878 г.). С 1875 г. он являлся почетным членом Казанской духовной академии; известен был и как духовный писатель, корреспондент «Православного обозрения», «Православного собеседника», «Странника» и др. Публиковались отдельные его работы и в виде книг19.
18 См. о нем: Вениамин (Благонравов Василий Антонович) (20.01.1825 — 02.02.1892) // Костромское церковно-историческое общество. URL: http://kocio.mrezha.ru/index.php/-qq/72--3 (дата обращения: 19.08.2011).
19 Наставление приходским священникам о церковном обучении детей вере и благочестию. Иркутск, 1884; Жизненные вопросы православной миссии в Сибири. СПб.,
Ил. 3. Вениамин, архим. Всеобщая церковная история. Обложка
К. Н. Евтропов так вспоминает о нем: «Во главе ее (семинарии) были поставлены мужи глубокой веры и серьезного знания, мужи, исполненные энергии и горячей любви к своему высокому и многотрудному делу. Вениамин и Владимир, особенно первый, своей сердечностью и задушевностью в преподавании, своими облагодетельствованными беседами на уроках богословия в течение двух лет сумели пересоздать нас: вложить в нас душу живу, сердце чисто — из маловерующих и рационалистов сделать нас искренно признающими бытие живого и действующего Бога»20. Евтропов слушал лекции Вениамина, ректора семинарии, по догматическому богословию и гомилетике. Лекции по церковной истории в их классе читал Иван Кузьмич Смирнов, позже — инспектор филологического института в Санкт-Петербурге.
Вторая рукопись, также посвященная церковной истории: Смоленский М. А. «История Церкви» (50-е гг., XIX в.). Это рукопись форматом в 40, на 194 лл., написана разными почерками, скорописью XIX в. Среди них на лл. 13-14 имеется и почерк К. Н. Евтропова. Переплет рукописи аналогичен переплету предыдущей. Текст представляет собой изложение всеобщей истории Церкви от времен апостольских (т. е. с основания Церкви) до 1648 г. К сожалению, детальных сведений о биографии М. А. Смоленского пока выяснить не удалось; известно только, что он являлся преподавателем Тобольской духовной семинарии и сотрудничал в тобольских епархиальных и губернских «Ведомостях».
Наконец, «Сборник надгробных слов и речей» (вторая половина XIX в.) представляет собой рукопись форматом в 20 на 24 листах, написанную скорописью XIX в. Рукопись включает 12 текстов надгробных слов, среди которых, например, «Речь при погребении П. Т. Нечаева» (лл. 1415 об), «Речь при погребении почтеннаго гражданина Николая Семеновича Анохина» (лл. 16-17 об), «Речь при погребении X. А. Веретеннико-вой» (лл. 18-19). Переплет ее отличается от предыдущих: он выполнен из более тонкого картона и оклеен черно-серой мраморной бумагой.
Все рукописи несут на себе следы работы над ними писцов, владельческие записи и пометы. Так, первые две рукописи содержат много-
1885; Автобиография высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. Иркутск, 1913.
20 Цит. по: Ростислав, архиеп. Томский и Асиновский. К. Н. Евтропов и его труд «История Троицкого кафедрального собора в Томске»... С. 8-9.
Ил. 4. Запись К. Н. Евтропова численные писцовые пометы, подчеркивания и отчеркивания, примечания на полях. Например, в рукописи с текстом Вениамина имеются записи, указывающие, возможно, на время написания отдельных частей рукописи21; так, на л. 161 почерком основной рукописи в правом верхнем углу написано: «К. Н. Е» (Константин Николаевич Евтропов). В рукописи с работой Смоленского на л. 1 чернилами, скорописью XIX в.: «Евтр.». В тетрадь 2 той же рукописи вшит лист (л. 14 об), на котором чернилами, одним из почерков основной рукописи: «Это прибавок ко второй тетради. 1858 года октября 28 дня. Кон. Евтропов» (ил. 4). Что же касается «Сборника надгробных слов и речей», здесь следов работы писца гораздо меньше, но имеются владельческие записи и штампы. На л. I и внутренней стороне нижней крышки переплета имеется синий оттиск штампа: «Константин Николаевич Евтропов». Также на внутренней стороне нижней крышки переплета имеется экслибрис библиотеки Евтропова с его личным девизом: «Б1Ы е! атюэ» («Себе и друзьям», лат.) (ил. 5).
21 ОРКП НБ ТГУ В-5888. На нижнем поле л. 3, чернилами, скорописью XIX в.: «3 мая 1860 года»; на нижнем поле л. 125 об. чернилами, скорописью: «2 июня 1860 года»; на нижнем поле л. 146 чернилами, скорописью: «15 июня 1860 года» и др.
Об экслибрисе необходимо сказать несколько слов. А. В. Яковенко предположил, что на нем изображен дворянский герб Евтропова22, пожалованный ему в 1892 г. Это действительно так: описание герба имеется в составе «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи»23: «В лазуревом щите серебряная оленья голова с серебряными рогами. На голове высокий золотой крест. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: кедр натурального цвета с плодами. Намет: лазуревый, подложен серебром». К сожалению, только 10 томов Гербовника было издано до 1917 г., остальные введены в научный оборот в рамках проекта Геральдика.ру24 в 2006-2013 г. Так что с описанием герба Евтропова можно ознакомиться либо по рукописи в РГИА, либо по указанному адресу в интернете.
Кроме того, все рукописи имеют следы принадлежности к библиотеке Томской духовной семинарии: библиотечные номера соответствующего формата и штампы библиотеки.
В целом можно сказать, что две из подаренных К. Н. Евтроповым в библиотеку семинарии рукописи (В-5887, В-5888) относятся ко времени его учебы (50-60-е гг. XIX в.) и носят на себе следы активной работы владельца: правку, дополнения и пр. Возможно, он не только учился по
22 Яковенко А. В. К. Н. Евтропов и книжная культура Томска... С. 59.
23 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Т. XIV. С. 131 // РГИА. Ф. 1411. Оп. 1. Д. 79.
24 URL: http://gerbovnik.ru/arms/2600.html (дата обращения: 16.04.2013).
N?
Ил. 5. Экслибрис К. Н. Евтропова
этим рукописям, но и позже использовал их при своем преподавании в семинарии. Третью рукопись не удалось датировать более точно. Надгробные слова, посвященные отдельным персонам, казалось, дают такую возможность, но выяснилось, что эти персоналии не отмечены в «Томском некрополе». Возможно, эти речи были составлены в период учебы К. Н. Евтропова в Казани и привезены им в Томск — как бы то ни было, работа с третьей рукописью еще может быть продолжена.
Valeria A. Esipova
MANUSCRIPTS THAT BELONGED TO K. N. EVTROPOV, KEPT IN THE DEPARTMENT OF MANUSCRIPTS AND BOOKS OF THE SCIENTIFIC LIBRARY OF THE TOMSK STATE UNIVERSITY
The article analyses three manuscripts, which belonged to Konstantin Evtro-pov, a famous Church historian. The owner donated the manuscripts to the Tomsk theological seminary, so now they are stored in the Tomsk State University Library.
Keywords: Church history, Evtropov Konstantin Nikolaevich, manuscripts.