Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Рукописи, поступившие в библиотеку в 1904 году
Опубликовано:
Христианское чтение. 1905. № 12. С. 826-833.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Рукописи, поступившія въ академическую библіотеку
въ 1904 году.
(Къ Отчету но Библіотекѣ).
1. АдрбСЬ нреосв. Епископу Анатолію — на еврейскомъ языкѣ, въ бол. листъ, писанъ въ 1887 году,—съ русск. переводомъ на особой тетрадѣ въ 7 страницъ, въ 4-ку.
Адресъ поднесенъ каменецъ-подольскими евреями преосв. Анатолію епископу Балтскому, викарію кам.-подольскому. Преосв. Анатолій (Станкевичъ)—магистръ спб. дух. академіи ХХ-го курса (вып. 1853 г.), 26 мая 1886 г. хиротонисанъ во епископа Балтскаго, а 24 апрѣля 1887 года переведенъ вч> Воронежъ викарнымъ же. Так. обр. онъ и года не служилъ въ Подольскѣ, но пріобрѣлъ уваженіе и расположеніе даже у евреевъ. Это объясняется личными качествами пок. 'архипастыря. Онъ былъ архипастырь добрый, мягкій, обходительный, благоговѣйный въ служеніи и поучительный въ проповѣдяхъ, которыя любилъ говорить и всегда „наизустъ“. Онч. скончался на покоѣ въ Новоспасск. монастырѣ въ Москвѣ сгь 22 на 23 апрѣля 1903 г.—На русскій языкъ „Адресъ“ переведенъ проф. казанск. дух. академіи протоіереемъ Ево. Александр. Маловымъ, и начинается: „Во славу Преосвященнѣйшаго изъ братій своихъ, святому отцу братій нашихъ согражданъ, имя коего украшено святостію,—это именно во славу Анатолія. Да просвѣтится свѣтъ его!“. Составитель „Адреса“ заканчиваетч» его такъ: „Рабъ твой, который имѣетъ честь валяться въ прахѣ и пыли подошвы ногъ твоихъ“.—Вообще „Адресъ“ замѣчателенъ и въ литературномъ отношеніи. Онъ присланъ изъ Казани бывш. питомцемъ здѣшней академіи преподавателемъ Каз. дух. семинаріи К. Харламповичемъ (магистръ LI-го курса, вып. 1894 г.). „Адресъ“ вмѣстѣ съ переводомъ хранится къ акад. биліотекѣ за № А'/а-г.
2. Атѳістъ (и Служба) преп. о. н. Александру Ошевен-скому чудотворцу (память 20 апрѣля) — рукопись въ 4-ку
писана на „пишущей машинѣ“ въ Спб. въ 1897 г., на 19 листахъ. Она содержитъ: а) Акаѳистъ-—л. 1—12, и б) Службу тому же преп. Александру на день его преставленія 20-го апрѣля. И Акаѳистъ и Служба составлены іером. Никодимомъ (Кононовымъ) *). Рукопись въ корешковомъ переплетѣ.— Ак. б. № А11/»«. NB. Есть и 2-й экземпляръ какъ Акаѳиста такъ и Службы этому преподобному —того же автора и писанъ также на „пишущей машинѣ“—Ак. б. № А "/а**.
8. Атѳістъ преп. и богон. о. н. Адріану, игумену Ондру-совскому, олонецкому чудотворцу — рукопись машинной печати въ листъ, на 4 листахъ. Рукопись начинается кондакомъ (1-мъ): „Избранниче Божій, преп. отче Адріане“,.... Акаѳистъ составленъ о. Никодимомъ (Кононовымъ).—Ак. б. № А'/гтз.
4. Акаѳістъ иже во св. о. н. Іоанну архіеп. Константиня-града Златоустому—рукопись въ листъ, на 40 листахъ (изъ нихъ 21 и 40 чистые) XIX стол. Листы 1—20 (въ 4-ку) содержатъ черновой Акаѳистъ съ поправками красными чернилами, а листы 22 — 39 тотъ же Акаоистъ въ чистомъ, перебѣленномъ видѣ. Листъ 22-й содержитъ письмо къ А. М. Кононову; изъ него видно, что авторъ акаѳиста есть о. Никодимъ (Кононовъ), который въ „Примѣчаніи“ (л. 20 обор, или 39 обор.) указываетъ на источники, которыми онъ пользовался при составленіи сего Акаѳиста. — Рукопись въ корешковомъ переплетѣ.—Ак. б. № А /т.
5. Акаѳістъ преп. о. н. Іову, Ущѳльскому чудотворцу—
рукопись въ 4-ку, на 10 листахъ (по нумераціи со 2 по 10-й л.) уставнаго почерка конца ХІХ-го стол., съ киноварью. Составленъ іеромон. Никодимомъ (Кононовымъ). Въ текстѣ рукописи сдѣланы поправки. Экземпляръ въ переплетѣ.-Ак. б. № А"/:Л«.
6- Акаѳістъ преп. и богон. о. н. Мартирію игумену Зеленецкому, чудотворцу (1 марта и 11 ноября)—рукопись въ листъ, нисана на „пишущей машинѣ“, на 10 листахъ (изъ нихъ: 2-й съ изображеніемъ и 10-й съ печатною Молитвою)—Спб. 1902 г. Начинается кондакомъ (І-мъ): „Избранниче благодати Божіей, преп. о. нашъ Мартирій“.... Авторъ этого Акаѳіста — о. Никодимъ (Кононовъ). Рукопись въ корешк. переплетѣ -Ак. б. № А'/гт.-,.
7. Акаѳістъ преп. и богон. о. н. Ѳеофилу, Игумену Омуч-скому, лужскому чудотворцу (память 29 дек. и іюня 8)— рукопись вл> листъ, на 9 листахъ, Спб. 1902 г. На 2-мъ Листѣ изображеніе преп. Ѳеофила, — оканчивается Молитвою къ нему. Акаоистъ составленъ о. Никодимомъ (Кононовымъ). Рукопись въ корешковомъ переплетѣ—Ак. б. Л» А'/зш.
*) Питомецъ спб. дѵх. Академіи выпуска ІЛІІ-го (1896 г.).
8. ..Богомысліе Пресв. Дѣвы Маріи, Матери Господа Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа“—рукопись въ 12 д. листа, на 87 листахъ, писана собственноручно преосв. Іереміею (Соловьевымъ) *) и окончена имъ 29 іюня 1875 г. Содержаніе рукописи. „Призвавъ, говоритъ преосв. Іеремія (л. 2-й), въ помощь Духа Святаго, Духа Очистителя и Просвѣтителя, коснись душе моя благоговѣйно, смиренно и трепетно Бого-мыслія Пресвятыя Дѣвы Маріи Богородицы—
1. Іерусалимскаго въ храмѣ.
2. Назаретскаго подъ кровомъ Іосифа.
3. Виолеемскаго.
4. На пути въ Египетъ и въ Египтѣ.
5. Голгоѳскаго“.
Этими 5-ю главами исчерпывается все содержаніе рукописи. Рукопись въ корешковомъ переплетѣ.—Ак. б. № А1",-'tos.
9. Врачество духовное, отъ міра собираемое, или Духовный лечебникъ—въ листъ, на 87 листахъ. Авторъ этого сочиненія преосв. Іеремія (Соловьевъ), а настоящая рукопись есть копія съ рукописи, переписанная для келейника преосв. Іереміи о. Никона (у въ санѣ архимандрита, въ Спб. въ ноябрѣ 1904 г.), которымъ она и пожертвована въ акад. библіотеку. „Врачество духовное“ напечатано, по сообщенію преосв. Мисаила, быв. еп. Орловскаго, въ „Душ. Чтеніи“ за 1896 г., т. III, и за 1897 г., томы I, II и III.—Описыв. рукопись Ак. б. № А'/ако.
10. Дневникъ преосв. Іереміи (Соловьева) съ его письмами къ разнымъ лицамъ—рукопись въ листъ, на 169 (съ чистыми) листахъ. Рукопись содержитъ:
а) Листы 1—40, дневныя записи съ генваря 1850 года по 1858 годъ.
б) Листы 41—97: Воспоминаніе въ седмицу крестопоклонную, разныя замѣтки, выписки и копіи съ писемъ преосв. Іереміи—съ 1840 г. по 1877 г. Здѣсь—на л. 71 перечислены гдѣ н въ какихъ мѣстахъ хранятся и куда пожертвованы имъ собственныя рукописи (еще ниже л. 110),—затѣмъ, съ л. 93-го слѣдуетъ описаніе прощанія съ о. архим. Владиміромъ (f архіеп. Казанскимъ въ 1897 г.), отправлявшимся въ 1866 г. въ Алтайскую миссію.
в) Листы 98—іб9: Письма преосв. Іереміи, надписи и замѣтки (окончив. 1881 годомъ).
Рукопись въ корешков. переплетѣ, пожертвована бывшимъ келейнымъ преосв. Іереміи о. архим. Никономъ.—Ак.
б. До А'/214.
11. ЖиПШ, чудеса и подвиги раба Божія пустынножителя старца Амфилохія Реконскаго, написанное ученикомъ его
:::) Магистръ УІІ-го курса (1823—1827 г.) спб. д. Академіи, f въ Нижнемъ, на покоѣ, 4 дек. 1884 года.
Ѳеодоромъ (въ монаш. Ѳеодосій),—рукопись на 32 листахъ, писана однимъ почеркомъ въ 90-хъ годахъ XIX стоя. Она содержитъ въ себѣ, послѣ загл. листа, а) Предисловіе (о. Никодима Кононова) и б) самое Житіе съ описаніемъ 2-хъ чудесъ исцѣленія на могилѣ преподобнаго. Въ концѣ „Предисловія“ (листъ 4-й) сказано: „Предлагаемое Житіе, не смотря на свою краткость, даетъ много подробностей касательно интимной подвижнической жизни о. Амфилохія, освѣщаетъ цѣлые періоды его жизни, неизвѣстные, невидимому, составителю печатнаго житія, напр., періодъ юродства и др. Безъискусственная простота разсказа, въ которомъ мы поправляли лишь орфографію, искренность религіознаго чувства, которымъюнъ дышетъ, масса бытовыхъ подробностей,— все это даетъ предлагаемому Житію право на вниманіе и агіолога и бытописателя".—Ак. б. № A'Vss*.
12. КаиОНЪ за умершихъ—рукопись въ 12 д. листа, писана уставнымъ почеркомъ начала XIX вѣка, съ киноварью, на 34 нум. листахъ, занумерованныхъ славянскими буквами въ два счета: й и ді.—Рукопись представляетъ списокъ съ печатнаго старообрядческаго изданія XVIII вѣка и содержитъ а) „Канонъ за умершихъ общій“, л. 1—5, и б) „Канонъ за едпноумершаго“, л. 16—34. О печатныхъ изданіяхъ сего Канона см. въ пашемъ „Описаніи староп. книгъ...“, вып. 2-й (Спб. 1899), стр. 473. Описываемая рукопись въ корешковомъ переплетѣ.—Ак. б. № Аш/нм.
13. Письма преосв. Іереміи (Соловьева) и переписка съ разными учрежденіями и лицами — рукопись въ листъ, на 316 страницахъ, писанныхъ, за исключеніемъ первыхъ 24 стран., собственноручно преосв. Іереміею. Рукопись содержитъ:
а) Въ началѣ на 1—25 стр. изложенія чувства по поводу событія 19 февраля 1861 года.
б) Съ 27 стран. начинаются „Письма на Алтай къ нѣкоему миссіоноруг иноку и другимъ“.
в) Съ 81 страницы „Краткое поясненіе нѣкоторыхъ псалмовъ Псалтири Давида Пророка и царя для новокрещеныхъ кавказскихъ и алтайскихъ“.
г) Съ 102 страницы — снова „Письма“ на Алтай, потомъ выписки, замѣтки и Письма къ архіереямъ...
Рукопись въ кореіпков. переплетѣ, пожертвована бывшимъ келейнымъ преосв. Іереміи о. Никономъ. — Ак. б. Л? А.'/tin.
14. Письма преосв. Іереміи (Соловьева) въ Брянскій Свѣнскій монастырь къ нѣкоему брату—рукопись въ листъ, на 130 страницахъ собственноручнаго письма пок. преосв. Іереміи. Это—черновыя письма. Они хранились у его б. келейника о. Никона, которымъ и пожертвованы въ академ. библіотеку. Рукопись въ корешк. переплетѣ. — Ак. б. Л? А 'hm.
15. Письма къ іюк. преосв. Іереміи (Соловьеву) — рукопись въ бол. 4-ку, на 112 листахъ (съ чистыми). Эта рукопись съ письмами къ преосв. Іереміи по счету 4-я ').
Рукопись содержитъ свыше 32 писемъ къ преосв. Іереміи разныхъ лидъ отъ 1869 по 1876 г.) именно: Алекс. Алексѣева (изъ евреевъ), Антонія Еп. Старицкаго, Асафа Волкова, Викторина Еп. Чебоксарскаго, Строителя Виталія, Германа Еп. Кавказскаго, Н. Елагина (4), архим. Іоакима (2), свящ. Крылова (2), архим. Лаврентія, Макарія Еп. Орловскаго (2), Н. Миллера, архим. Моисея (2), прот. А. Садовскаго (4), Игуменіи Серафимы (2), преосв. Филарета Гумилевскаго (4) и др. Кромѣ того, нѣсколько черновыхъ писемъ самого преосв. Іереміи. Рукопись поступила въ даръ отъ бывшаго его келейника, впослѣдствіи архим. Никона (у въ ноябр. 1904 г.).—Ак. б. «N® А'/гм.
16. ПиСЬМСІ и записки пок. нроф. И. Е. Троицкаго къ
06.-Прокурору Св. Синода К. II. Побѣдоносцеву—на отдѣльныхъ листахъ и тетрадяхъ,—всего съ чистыми 133 листа,— за время отъ января 1883 по 1889 г., м. апрѣль. Они касаются церковныхъ дѣлъ и событій въ Константинополѣ, на Аѳонѣ и др. Такъ—листъ 4-й: „О нов. Сербскомъ церковномъ законѣ“;—листъ 12-й: „Новые подвохи русскихъ на Аѳонѣ“:— листъ 2-й: „Вѣсти изъ Константинополя“:—листъ 27-й:
„Карловицкая митрополія, ея положеніе въ правосл. мірѣ и вѣроятная роль въ Сербскомъ церковномъ вопросѣ“: •— листъ 43-й: „Положеніе православныхъ церквей въ конституціонныхъ государствахъ“... 2) Ак. б. Л» Au/asi.
17. ПиСЬМО „М. Г. Гр. Дм. An.“ (т. е. Толстому)—въ листъ, всего 16 листовъ, содержащихъ а) листы 1—14: Записку (въ формѣ письма) къ Об.-Прок. Св. Синода графу Дмитрію Андреевичу Толстому о церковныхъ вопросахъ и б) листы 15—16: Письмо преосв. Павла, бывш. Пензенскаго, къ Его Высопреосвященству митроп. Спб. Антонію съ препровожденіемъ самой рукописи—о церковныхъ вопросахъ. Въ письмѣ своемъ преосв. Павелъ изъясняетъ, что посылаемая рукопись „не имѣетъ надписи автора“, адресована Об.-Про-курору графу Толстому въ бытность его вмѣстѣ и Министромъ Нар. Просвѣщенія, слѣд. написана неизвѣстнымъ послѣ 1866 года,—что рукопись эта принадлежала преосв. Антонію, архіеи. Казанскому 3), по смерти котораго остались многія и разнаго рода рукой пси, что онѣ еще при жизни ие-
Ч 3-я поступила въ 1900 г,—см. „Христ. Чтеніе“ за 1901 г., м. октябрь, стр. 607.
2) Послѣднее напечатано въ „Русскомъ Архивѣ“ за 19п4 г., м. декабрь, стр. 586, но съ выпускомъ конца—въ 2 страницы.
•') Амфитеатровъ, у $ нояб. 1879 г.
реданы Владыкою ему, преосв. Павлу, для передачи ихъ по его усмотрѣнію. Неизвѣстный составитель Записки о церковныхъ дѣлахъ, въ которой онъ касается вопросовъ объ обезпеченіи духовенства, о дух. семинаріяхъ и училищахъ, о монастыряхъ, о размноженіи викаріатствъ и проч., упоминаетъ о своей службѣ въ Св. Синодѣ при кн. Мещерскомъ, Нечаевѣ и гр. Пратасовѣ и въ заключеніи касается „предмета весьма деликатнаго“, о которомъ разговоръ съ графомъ онъ имѣлъ „на послѣднемъ выходѣ въ Дворцѣ, когда поздравлялъ (Толстого) съ новою дѣятельностію“. Интересная Записка начинается: „Незнаю, до какой степени благоразумно съ моей стороны излагать свое мнѣніе о церковныхъ вопросахъ, когда меня о томъ не спрашиваютъ; но совѣсть христіанская не позволяетъ мнѣ молчать“.... Оканчивается: „Многіе государственные люди, даже и самые геніальные, видятъ въ Церкви одно лишь политическое учрежденіе, нужное только для государственнаго строя, и потому не разумѣютъ ея высокаго духовнаго значенія, ни того, сколько можетч» пострадать самое государство, когда унизится достоинство Церкви въ самыхъ ея началахъ, т. е. во главѣ ея управленія. Простите, что я, какъ православный сынъ этой Церкви и уважающій лично всѣ Ваши достоинства и заслуги, рѣшился высказать предъ Вами такъ смѣло мою задушевную мысль. Я порадовался, когда Васъ назначили Оберъ-Прокуроромъ и Вы уже оправдали во многомъ свое назначеніе; порадовался и тому, что Васъ назначили Министромъ Просвѣщенія, зная что Вы къ этому наипаче способны; но не могу радоваться, если эти обѣ должности будутъ соединены въ одномч» лицѣ.—Простите за многословіе; оканчиваю словомъ псалом-скимъ: „гнѣвайтесь, но не согрѣшайте“ (Псал. IV, ст. 4)“.— Описываемая рукопись Ак. б. № А '/іы.
18. ПОМЯННПКЪ келейный — рукопись въ 4-ку, писана собственноручно преосв. Іереміею, на 31 листѣ. На 1-мъ листѣ надпись его келейника іород. Никона (f въ санѣ архимандрита) о томъ, что „Сія собственноручная рукопись преосв. Епископа Іереміи, въ схимонасѣхъ Іоанна, которую онъ носилъ на персяхъ за подрясникомъ при каждомъ служеніи“...., а въ концѣ послѣдняго листа (31-го) собственноручная надпись самого преосв. Іереміи о томч»—въ чемч» и какъ его похоронить,-—Рукопись вгь корешковомъ переплетѣ. — Ак. б. Д» А11/зг»о.
19. „ Описаніе, жизни преосв. Тихона 1-го Епископа Воронежскаго и Елецкаго,—въ Бозѣ почившаго въ Богородицкомъ Задонскомъ монастырѣ“—рукопись въ 4-му, занумерована но листами» слав. буквами—всего 5(5 листовъ, писанныхъ полууставнымъ почеркомъ первой половины XIX стол., съ кнноварыо. Въ началѣ на 1-мъ листѣ сказано: „Спнсаное (т. е. Описаніе...) въ (сч,) собственноручныхъ тетрадей быв-
шаго присѣмъ преоси. Тихона келейникъ изъ елецкихъ мѣщанъ Василій Ивановичъ Чеботаревъ, который уже старецъ былъ, то для оскудѣвающей своей памяти написалъ сіе жизни описаніе“.... Так. обр. настоящая рукопись есть списокъ съ Чеботаревской рукописи. Такихъ списковъ сохранилось не мало. Самыя записки Чеботарева въ 1-й разъ въ извлеченіи напечатаны въ журналѣ „Маякъ“ за 1845 г., а затѣмъ.—въ „Прав. Обозрѣніи“ за 1861 г., м. іюль, но здѣсь напечатано не съ подлинныхъ записокъ Чеботарева, а съ своднаго списка, къ которому подходитъ наша рукопись. Впрочемъ, въ послѣдней есть много, что выпущено въ печатныхъ изданіяхъ.. Такъ, выпущены разсказы о видѣніяхъ и снахъ святителя Тихона и др., а также въ концѣ прибавленіе Чеботарева о внѣшнемъ видѣ свят. Тихона, подъ заглавіемъ „Реторическій портретъ“. Этотъ „Реторическій Портретъ“ напечатанъ въ первомъ составленномъ м. Евгеніемъ. (Болховитиновымъ) жизнеописаніи нреосв. Тихона, изданномъ въ Спб. въ 1796 г. (см. наше „Описаніе книгъ гражд. печати“,.. Спб. 189!) г., стр. 455). Печатныхъ изданій „Житія“ святит. Тихона въ XIX стол. было нѣсколько, такъ въ 1862 г. вышло 2-мъ изд. подробное описаніе „Житія“ св. Тихона, въ 2-хъ частяхъ, сч. предисловіемъ, а въ 1867 г. оно вышло 5-мъ изданіемъ. Подробно о твореніяхъ, святителя Тихона и о его жизнеописаніяхъ у Брокгауза въ „Энцик.і. Словарѣ“ т. 33,
стр. 299 и дал..Описыв. рукопись въ корешк. переплетѣ.—
Ак. б. № Au/a«.
20. „Служба тріемъ святителямъ и чудотворцамъ всероссійскимъ: Митрофану, Димитрію и Тихону — рукопись въ 4-му, на 95 листахъ, писана скорописью въ 1878 году— съ собственноручной рукописи пок. преосвящ. Іереміи — автора службы и нроч.
Содержаніе. 2-й листъ рукописи содержитъ „Предувѣдомленіе“ преосв. Іереміи, въ которомъ онъ говоритъ о побужденіи къ составленію „Молебной и хвалебной службы симъ тріемъ святителямъ“, именно, что въ Нижнемъ Новгородѣ возникла мысль сооружить Божій храмъ въ мѣстности, носившей имя языческаго божества Ярило—да уничтожится и изгладится изъ памяти это позорное названіе, и самый храмъ, или его предѣлъ, посвятить имени означеннымъ 3-мъ рос-сійск. святителямъ, какъ ревнителямъ православія и искоренителямъ. празднества и памяти Чрилы.
— Листы 3—11 содержатъ самую службу тріемъ святителямъ и чудотворцамъ.
— Листы 12—39 содержатъ „Канонъ молебный и хвалебный тріемъ святителямъ“... Въ концѣ (на обор. 39 л.) при-
писка: „8 ноября 1877 года“.
— Листы 42—66 содержатъ: „Предсмертное моленіе къ Ангелу Божію, хранителю“, съ собственноручною помѣтою
(въ концѣ 60-го листа) самого преосв. Іереміи: „Кончено перепискою и переписчикамъ подано, и съ благодарностію
отъ него принято 2 января 1878 года“...
— Листы 67—95 содержатъ: „Покаянный Акаѳистъ св. Ангелу неусыпному хранителю человѣческія жизни. Епископа Іереміи твореніе“.
Рукопись въ корешковомъ переплетѣ.—Ак. б. № Аи/м9.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки