Михеева, Марина Владимировна ORCID: 0000-0002-6247-5058 SPIN-код: 8595-7059 e-mail: [email protected] Кандидат искусствоведения, ведущий специалист по издательской деятельности Редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2А
Marina V. Mikheeva
ORCID: 0000-0002-6247-5058 SPIN-code: 8595-7059 e-mail: [email protected] PhD (Arts), Leading Specialist in Publishing of Editorial and Publishing Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.
2A, Glinki str., St. Petersburg 190068, Russia
Рукопись «Антара»
Н. А. Римского-Корсакова
из библиотеки В. И. Сафонова
Представленный очерк содержит краткую характеристику рукописной партитуры симфонической сюиты «Антар» Н. А. Рим-ского-Корсакова, хранящейся в Российской национальной библиотеке. Копия, выполненная В. И. Сафоновым, являлась частью нотной библиотеки дирижера.
Ключевые слова: В. И. Сафонов, Н. А. Рим-ский-Корсаков, «Антар», партитура, третья редакция, рукопись.
УДК 78.06 ББК 85.315
The Manuscript of Nikolay Rimsky-Korsakov's "Antar" from the Library of Vasily Safonov
This essay represents the manuscript of Nikolay Rimsky-Korsakov's symphonic suite "Antar" which is now housed at the National Library of Russia. The copy made by conductor Vasily Safonov was earlier kept in his personal music library.
Keywords: Vasily I. Safonov, Nikolay A. Rim-sky-Korsakov, "Antar", score, third version, manuscript.
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.006
Марина Михеева
Рукопись «Антара»
Н. А. Римского-Корсакова из библиотеки В. И. Сафонова
В 2001 году в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) поступила на хранение рукописная копия партитуры третьей редакции симфонической сюиты «Антар» Н. А. Римского-Корсакова, полностью записанная рукой В. И. Сафонова 1
Партитура представляет собой беловик, всего 117 авторских страниц, в картонном переплете темно-коричневого цвета (размер 38 х 25,2 см). На корешке имеется тиснение: «Н. Римский-Корсаков. Антаръ». Текст написан черной тушью; имеются также разного рода пометы простым и цветным (синим) карандашами. Работа над копированием велась в последний месяц 1898 года. Указание на это присутствует в конце каждой части, в нижнем правом углу или в центре листа. Так, I часть была переписана 18-го, II часть — 20-го, III часть — 25-го и IV часть — 27 декабря. На центральном нотоносце последнего листа рукописи — подпись В. И. Сафонова.
Титульный лист партитуры (ил. 1) оформлен немного иначе, чем у композитора — сняты посвящение и сведения о литературном первоисточнике, годы создания перенесены на первую страницу нотного текста :
1 ОР РНБ. Ф. 640. Н. А. Римский-Корсаков. № 1285. Л. 1-61 об.
2 См.: ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Л. 2.
Ил. 1. Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Антар», третья редакция. Рукописная копия партитуры; выполнена В. И. Сафоновым. ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Титульный лист
Fig. 1. N. A. Rimsky-Korsakov. Symphonic suite "Antar", 3rd version. Copy of the score; in hand of V. I. Safonov. National Library of Russia, Manuscript Department. Collection 640. № 1285. Title page
Н. А. Римский-Корсаков
Посвящается Цезарю Антоновичу Кюи
В. И. Сафонов Антаръ
«Антаръ» симфоническая сюита
для оркестра Н. Римскаго-Корсакова
Симфоническая сюита
для оркестра Н. Римскаго-Корсакова ор. 9
Оркестровая партитура
(сюжет изъ арабской сказки Сенковскаго)
ор. 9 1868-1897 г.
Первые две части записаны в более спокойной манере, нежели третья и четвертая, где наблюдается изменение каллиграфического почерка в сторону схематичности, а также большее количество исправлений и вставок. К моменту начала переписывания рукопись Римского-Корсако-ва находилась у Сафонова уже без малого три месяца. Еще 24 сентября он писал: «Дорогой Николай Андреевич, мне весьма хотелось бы исполнить Вашего „Антара" в новой редакции. Будьте добры снабдить меня партитурой и голосами, по которым Вы дирижировали в прошлом году в Пбге. Я собираюсь на днях к Вам, может быть буду в Пбге уже в субботу, и очень хотел бы в воскресенье забрать с собою материал Антара в Москву» [Сафонов 2011, 378].
Однако подготовка премьеры кантаты «Свитезянка», которая состоялась в Москве 7 ноября 1898 года, и ее второе исполнение в Петербурге 14 ноября отняли много времени у В. И. Сафонова, так что он смог приступить к работе над «Антаром» лишь в конце года.
О том, что В. И. Сафонов переписывал произведение с первоисточника, свидетельствуют и две его характерные записи на полях. В III части в партии литавр (ц. 50) 11-й и 12-й такты отделены скобкой и знаком «МБ», сопровождаемым пояснением: «в рукописи у литавр эти 2 такта зачеркнуты» 3. В IV части в партии кларнетов (ц. 65) в 9-м такте исправлены ноты в терции й 2-/ 2 с указанием на полях: «в оригинале у 2-го кларнета карандашом исправлено вместо й - с. (стр. 170)» 4. При изучении авторской партитуры сюиты «Антар», которая также хранится в Отделе
3 См.: ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Л. 46.
4 См.: ОР РНБ. Ф. 640. № 1285. Л. 58.
рукописей РНБ 5, в указанных Сафоновым местах действительно были обнаружены все отмеченные им исправления. Кроме того, при сличении других поправок была подтверждена их идентичность автографу Рим-ского-Корсакова. В основном это касается исправлений лиг и отдельных неверных нот, добавления пропущенных пауз, динамических оттенков, знаков повтора и исполнительских штрихов. Но встречаются и более крупные вставки. Так, в I части в группе деревянных духовых (ц. 16, т. 3-8) дописано несколько тактов в партиях кларнетов и фаготов 6:
Ил. 2. Н. А. Римский-Корсаков. «Антар». I часть. Вставка В. И. Сафонова Fig. 2. N. A. Rimsky-Korsakov. «Antar». 1st movement. Insert by V. I. Safonov
В III части в партии валторн (ц. 38, т. 7-8) исправлен ошибочный текст:
Ил. 3. Н. А. Римский-Корсаков. «Антар». III часть. Исправления В. И. Сафонова Fig. 3. N. A. Rimsky-Korsakov. «Antar». 3rd movement. Correction by V. I. Safonov
5 ОР РНБ. Ф. 640. № 232. Л. 1-90 об. Первоначально партитура принадлежала В. В. Ястреб-цеву, о чем свидетельствует дарственная надпись композитора на листе 73: «Сия рукопись дана на память дорогому Василью Васильевичу Ястребцеву и в вечное потомственное владение. Н. Римский-Корсаков. 19 Декабря 1899». Позднее она была передана владельцем на хранение в РНБ: «Приношу эту рукопись в дар „Публичной библиотеке". (4 Апр[еля] 1930 г.) В. Ястребцев».
6 Здесь и далее в нотных примерах вставки В. И. Сафонова пропущенных им фрагментов партитуры Римского-Корсакова обозначены более мелким размером нот, пауз, динамических указаний; лиги записаны пунктиром.
Далее у фаготов (ц. 42, т. 6-8) дописан пропущенный фрагмент партии 2-го инструмента с динамическими указаниями:
Ил. 4. Н. А. Римский-Корсаков. «Антар». III часть. Вставка В. И. Сафонова Fig. 4. N. A. Rimsky-Korsakov. «Antar». 3rd movement. Insert by V. I. Safonov
Характер этих и других присутствующих в копии записей свидетельствует о том, что по завершении копирования Сафонов еще несколько раз внимательно сличал свою партитуру с рукописью, с целью полного устранения каких-либо неточностей.
В рукописи имеются и собственные вставки Сафонова, отсутствующие у Римского-Корсакова. Очевидно, что они были вписаны дирижером для удобства чтения партитуры: это дублирование знаков альтерации при перевороте страницы и буквенная запись нот в местах их неточного прочтения или ошибочной записи.
Появление копии третьей редакции «Антара» в нотной библиотеке В. И. Сафонова закономерно. По воспоминаниям, «русскую музыку он исполнял в большом количестве, жадно гоняясь за новинками» [Сафонов 2017, 268]. К этому времени (декабрь 1898) В. И. Сафонов уже имел в своем дирижерском репертуаре несколько сочинений Н. А. Римского-Корсакова. Под его управлением в симфонических концертах Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) впервые прозвучали увертюра «Светлый праздник» (2 ноября 1891), симфоническая картина «Садко» (23 октября 1893), а также состоялись московские премьеры «Шехеразады» (15 декабря 1890), сюиты из оперы «Млада» (28 октября 1895) и увертюры к «Майской ночи» (16 ноября 1896). Третья редакция «Антара», исполненная композитором в Петербурге осенью 1898 года 7, рассматривалась Сафоновым как очередная русская новинка концертного сезона ИРМО 1898/99 в Москве.
7 Премьера третьей редакции симфонической сюиты «Антар» под управлением Н. А. Римского-Корсакова прошла в зале Дворянского собрания 15 ноября 1897 года.
Московская премьера сюиты «Антар» состоялась 18 марта 1899 года в Большом зале Благородного собрания. «Русская музыкальная газета» сообщала: «Относительно новостей отличалось девятое симфоническое музыкальное общество. Шел „Антар" в новой обработке, эта дивная сюита Римского-Корсакова. Изменена инструментовка, по сравнению с прежней как-то более мягче, тускловатее звучащая, зато и более рельефно обозначающая скрытые в программе мысли» [Липаев 1899, 413]. Это исполнение оказалось единственным в дирижерской практике Сафонова 8, уступив место увертюре «Светлый праздник» и прежде всего симфонической сюите «Шехеразада», завоевавшей признание аудитории двух континентов именно в интерпретации В. И. Сафонова.
Литература
Липаев 1899 — Липаев Ив. Из Москвы // Русская музыкальная газета. 1899. № 13. Стб. 411-413.
Сафонов 2011 — Сафонов В. И. Избранное. «Давайте переписываться с американскою
быстротою...». Переписка 1880-1905 годов. СПб. : Петроглиф, 2011. 760 с. Сафонов 2017 — «Трудись и надейся.». Василий Сафонов: новые материалы и исследования / Ред.-сост. Л. Л. Тумаринсон. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2017. 703 с.
References
Lipaev Iv. (1899) Iz Moskvy [From Moscow] // Russkaya muzykal'naya gazeta [Russian
Musical Newspaper]. № 13. Col. 411-413. In Russian. Safonov V. I. (2011) Izbrannoe. «Davaite perepisyvat'sya s amerikanskoi bystrotoi...». Pere-piska 1880-1905 godov [Selected Works. «Let's write with American speed.». Correspondence of 1880-1905. St. Petersburg: Petroglif, 2011. 760 p. In Russian. Vasily Safonov (2011) «Trudis' i nadeisya...». Vasily Safonov: novye materialy i issledovaniya [«Work and hope.». Vasily Safonov: the New Materials and Research] / Red.-sost. L. L. Tumarinson. Moscow; St. Petersburg: The Centre of Humanitarian Initiatives. 703 p. In Russian.
8 Симфонической картиной «Садко», как и «Испанским каприччио», В. И. Сафонов также продирижировал один раз.