Научная статья на тему 'Ругаться умеет каждый дурак'

Ругаться умеет каждый дурак Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАТАЛЬЯ КАЗЬМИНА / NATALIA KAZMINA / ИДЕАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ТЕАТРА / THEATRE CRITICISM / IDEAL AIMS OF THE THEATRE / ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Токарева Марина Евгеньевна

Рецензия на книгу Натальи Казьминой, собранную и выпущенную после ее неожиданного ухода. Автор рассматривает текст книги как благородное послание умному читателю критика, который умел следовать идеальным, далеким от сиюминутной конъюнктуры целям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on the book of Natalia Kazmina’s texts collected and published after her sudden death. Author appraises the book as a noble epistle to wise reader written by critic, who was able to strive for ideal aims dissimilar to everyday conjuncture

Текст научной работы на тему «Ругаться умеет каждый дурак»

Рго настоящее

Марина ТОКАРЕВА

«РУГАТЬСЯ УМЕЕТ КАЖДЫЙ ДУРАК...»

Если бы ей сказали, что знаменитую до пошлости цитату из Белинского, начинающуюся вопросом, «любите ли вы театр?», а завершающуюся требованием «... ступайте в театр... и умрите в нем!» - ей было назначено воплотить почти буквально, жизнью, до последнего дня, она б скорее всего усмехнулась - криво, и пошутила б - едко...

Впервые об этой книге было сказано в холодный ноябрьский день последних проводов; в компьютере и в письменном столе Натальи Казьминой остались статьи, рукописи - надо собрать и издать... Мы слушали и не слышали: невозможно было поверить в происходящее: горы цветов, скорбные речи, и только шелковая челка над незнакомым лицом была Наташина.

Через год книга вышла. Наталья Казьмина вернулась как явление театральной прозы и как феномен понимания. Изданную посмертно, книгу назвали «Здравствуй и прощай», как одну из ее статей.

Так устроено в жизни, что мы лишаемся и лишаемся собеседников, и самые важные часто уходят первыми. «Здравствуй и прощай» (Москва, издательство «Навона») - возможность продолжения необходимого диалога. В этой книжке живут мысль, дух и образы автора.

В наших буднях крушения театральных моделей, подмены смыслов, когда пустота манифестируется и объявляется новым словом, профессия критика стала особо ответственной задачей, порою миссией. Казьмина это понимала отчетливо. Театр сегодня сплошь и рядом не площадка безмятежных развлечений, а поле конфликта - идеалистов и циников, исследователей и исказителей, в нем каждый вечер идет спор о том, за кем будущее и кому определять настоящее.

Наталья Казьмина была активным и последовательным субъектом этого процесса.

Ни в одной спорной ситуации современного театра она не страшилась называть новых королей сцены голыми. Но еще важнее - понимала как сложно быть в театре:

Наталья Казьмина.

Здравствуй и прощай.

Театр в портретах и диалогах.

М.: Navona. 2012

актером, режиссером, творящим человеком. Она умела любить и ценить разное и разных, умела быть щедрой и неожиданной, точной и сострадательной.

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне! Как страшно, оказывается (и как смешно), жить на сломе эпох, на стыке тысячелетий. Видеть, что все кончается и все начинается снова. Знать, что все уже было, и уговаривать себя, что все еще будет. .Смотреть новые спектакли и узнавать в них старые, как мир, приемы», - писала Казьмина.

Книжная лавка

Однажды, в споре о том, чем является критика в наши дни, пишет в предисловии Валерий Семеновский, сферой влияния или сферой обслуживания, Казьмина ответила независимо - сферой впечатления.

И она действительно умела воссоздать свое впечатление от взгляда на сцену объемно и ярко. Художественно.

При этом обладала честностью перед лицом задачи, скромностью перед предметом профессии, верностью самооценки. В разные годы находила силы оставаться критиком с идеальными целями, вне интересов конъюнктуры и выгод. И за недлинную жизнь выработала свой кодекс представлений, который сегодня делает ее книгу посланием умным современникам.

Всю жизнь писала театральный дневник, говорят, сейчас еще рано его публиковать; страстно и полно жила в своем времени, в котором ее порой теснили и приводили в досаду «инакомыслящие», а помнила о времени вне и без нас. Уверена: ее оценкам, «как драгоценным винам, наступит свой черед».

«Здравствуй и прощай» несет посыл профессионального благородства. В нашем цехе это второй случай за последние годы, когда книга критика, ушедшего внезапно и трагически рано, посмертно издана коллегами.

Елена Груева сделала замечательную книгу Марины Зайонц. Александра Заславская собрала, продумала и отредактировала книгу Натальи Казьминой.

...На презентацию в фойе Вахтанговского театра пришло очень много людей - критиков, режиссеров, актеров; случился праздник для людей театра, которых в последний раз собрала Наташа. Говорили о том, что Казьмина умела помнить историю, помнить, что все началось не вчера. Что была посредником «между нами, режиссерами» (Михаил Левитин), что актеров жалела; что писала от своего имени, только от своего, и за себя отвечала, что было в ней что-то такое, вне стаи. (Борис Поюровский); что была очаровательной женщиной, и в каждой статье, в каждом человеке находила, что любить (Генриетта Яновская); и если считать, что профессия журналиста

призвана обслуживать, то Наташа «обслуживала» истину (Василий Лановой).

И более чем к месту цитировали Немировича-Данченко: «Ругаться умеет каждый дурак! Вы объясните, что вы думаете, и тогда я решу есть ли у вас голос, и имеете ли вы право что-то чирикать!»

Наташа (не частый, и не обязательный, как сплошь и рядом видим, дар для театрального критика) умела думать: и поденный критический труд, неспешный научный анализ, вне соблазнов сиюминутности, и сверкающая кинжальной полемикой рецензия, и интервью, из которого понятно, как герой ценит тонкого собеседника, - все жанры проходят в этой книге, создавая объем просторной мысли о театре, в которой растворяется второстепенное и проступает главное.

.Как-то нас позвали на премьеру. На сцене была куча песка, герои по ходу спектакля просеивали его между пальцами, месили ногами. Сидя в третьем ряду, я думала только о том, какая у меня сейчас начнется аллергия, а Наташа в первом писала и писала в блокнот. В моем тексте, вышедшем после, сквозило раздражение, ее текст сверкал талантом опережающего прочтения. Этой способностью она обладала в полной мере - считывать еще не проявленный, не совершенный замысел и, облекая в слова, выводить на свет, помогать рождению. Уважение и деликатность, чаще чем неприятие, вели ее руку. Даже пристрастность становилась у нее силой: «.кого любишь, того и даришь: пониманием, прощением» - обмолвилась она как-то в статье.

.Я очень скучаю по Наташе. По ее хмуроватому взгляду, иронической улыбке, по тем разговорам, которые можно было вести только с ней. И по тем временам, когда театр значил больше, чем театр и его отдельные персонажи. Эти времена внутри Натальи Казьминой длились и не кончались, об этом - «Здравствуй и прощай».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.