Научная статья на тему 'Рпц за границей: новые тенденции межхристианского сотрудничества'

Рпц за границей: новые тенденции межхристианского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
390
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ / РПЦ И КАТОЛИЧЕСТВО / РПЦ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ДИАСПОРЫ / УКРАИНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ В ЕВРОПЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филатов Сергей Борисович

Статья посвящена двум взаимосвязанным тенденциям в жизни РПЦ. Во-первых, осознанию Московским патриархатом себя интернациональным центром, объединяющим православных верующих во многих странах. Это осознание вынуждает руководство РПЦ учитывать интересы тех государств, где имеются значительные православные общины, а также с большей лояльностью относиться к принципам демократии и гражданских свобод, укоренившиеся в этих государствах. Во-вторых, в последние годы руководство РПЦ начинает осознавать себя частью глобального консервативного христианского интернационала. Оно находит союзников в католиках и консервативных протестантах. Эта тенденция ослабляет антизападные и изоляционистские настроения, а в перспективе усилит в РПЦ демократические тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рпц за границей: новые тенденции межхристианского сотрудничества»

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

УДК 266.3+283/289 Сергей ФИЛАТОВ

РПЦ ЗА ГРАНИЦЕЙ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖХРИСТИАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена двум взаимосвязанным тенденциям в жизни РПЦ. Во-первых, осознанию Московским патриархатом себя интернациональным центром, объединяющим православных верующих во многих странах. Это осознание вынуждает руководство РПЦ учитывать интересы тех государств, где имеются значительные православные общины, а также с большей лояльностью относиться к принципам демократии и гражданских свобод, укоренившиеся в этих государствах. Во-вторых, в последние годы руководство РПЦ начинает осознавать себя частью глобального консервативного христианского интернационала. Оно находит союзников в католиках и консервативных протестантах. Эта тенденция ослабляет антизападные и изоляционистские настроения, а в перспективе усилит в РПЦ демократические тенденции.

Ключевые слова: патриарх Кирилл, РПЦ и католичество, РПЦ и православные диаспоры, украинское православие, православие в Европе.

В первые века христианства иа Руси Запад не представлялся русским чем-то тотально чуждым и враждебным. Не только торговые, политические, культурные, но и религиозные связи были широко распространены [Голубинский: 795-814; Карта-шев: 263-268]. Отчуждение по отношению к Западу росло постепенно, и жёсткое противостояние ему стало неотъемлемой чертой русской религиозности где-то в ХУ-ХУ1 веках. Нельзя сказать, что причина этого тотального противостояния заключается исключительно в особенностях православной веры. Другие православные народы - греки, болгары, румыны и даже украинцы, хотя всегда и сознавали свое духовное отличие от остальной Европы, но никогда столь же решительно, как русские, не противопоставляли себя "еретическому" католическому и протестантскому миру. Не православие, как таковое, а русская интерпретация православия сделала русских чуждыми другим христианским народам.

Историческая миссия православия

Последовательная антизападная идеология, ставшая со временем частью национального сознания, утвердилась в России после падения Константинополя и из-

© Филатов Сергей Борисович - к.и.н., старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России". Адрес: 07031, Москва, ул. Рождественка, д.12. E-mail: sfilatov2006@yandex.ru

бавления от татаро-монгольского ига. Тогда московский князь принял титул самодержца и восторжествовала идеология "Москва - Третий Рим", провозгласившая русского царя единственным хранителем спасительной истины православия и поэтому, по сути, единственным легальным монархом в мире.

Одним из важнейших следствий этой идейной позиции было принятие на себя обязанности защищать православных во всем мире. Защищать приходилось в Польше и Австро-Венгрии, но основным местом, где Москва поддерживала единоверцев стала территория Турции. В течение нескольких столетий Московское государство и Российская империя не только финансово и дипломатически, но и силой оружия защищала православных, проживающих в Оттоманской империи. Несмотря на рост секуляризма в политике России, многочисленные войны с Турцией XVIII-XIX веков среди прочих причин имели и это немаловажное идейное основание.

Наибольшего напряжения русско-турецкие отношения достигали в конце XVIII -начале XIX века, во время Крымской войны и во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Принявшая православие по соображениям государственной целесообразности Екатерина II призывала народы, проживавшие на территории Оттоманской империи, поддержать в знак религиозной солидарности русскую армию, которая вела войну с турками-мусульманами. Этот призыв был услышан, но результатом его стало не завоевание Константинополя, а резкое ухудшение положения православных, оставшихся под властью султана [Красиков: 30]. В 1769-1770 гг. русская военно-морская эскадра была направлена к берегам Западной Европы, и, по словам историка В.О. Ключевского, "тамошние добродушные зрители серьёзно подумали, что идет она разгромить Турцию, а разгромив Турцию, завоюет рано или поздно Европу.... Из Петербурга поддерживали эту политическую сказку" [Ключевский: 4-5]. Падение монархии и Октябрьский переворот, казалось бы, навсегда положили конец заботам русской церкви и русского народа о братьях православных в других странах. Однако уже через 27 лет традиция возродилась.

В 1940-е годы Сталин продолжил древнюю традицию, а лидеры церкви, естественно, поддержали его. РПЦ должна была сплотить вокруг себя (а соответственно и вокруг СССР) православные народы Восточной Европы, и найти в христианах Ближнего Востока просоветскую партию [Васильева, 2003].

Православный проект Сталина оказался безуспешным - РПЦ не смогла сильнее привязать к СССР румын, болгар и сербов, а на Ближнем Востоке православные общины так и не сыграли какой-либо существенной просоветской роли. При Хрущёве и Брежневе власть и церковь вроде бы отказались от древней заботы о братьях меньших.

Крах советской власти и распад СССР предоставили РПЦ не только относительную свободу, но и вновь обретенную поддержку светской власти во внешнеполитических инициативах. Доктрина поддержки православных во всем мире претерпела принципиальное изменение. Спасать православных в Восточной Европе теперь не от кого, а поддержка православных на Ближнем Востоке требует влиятельных союзников, одной поддержкой Кремля тут не обойдёшься. Самая же главная принципиальная особенность нового положения вещей - это существование русской православной диаспоры (по умолчанию принадлежащей к РПЦ) в независимых государствах, ранее включенных в СССР. Патриархом была выдвинута, а государством одобрена доктрина "Русского мира" - всего множества русских (и не только русских) православных людей, живущих в разных странах мира, но окорм-ляемых духовно РПЦ.

После падения коммунистического режима РПЦ впервые в своей истории имеет многочисленную паству не только в России, но и в возникших после распада СССР государствах. Кроме того, массовая эмиграция с территории бывшего СССР в некоторых странах Запада привела к заметному росту паствы РПЦ, которая в будущем может приобрести некоторое значение в жизни РПЦ.

РПЦ и Украина

За 30 лет, прошедшие после распада СССР, сформировалась гибкая система взаимоотношений Отдела внешних церковных связей РПЦ с церковными структурами вне России. Самой сложной и самой важной для РПЦ стала адаптация в Украине. По ситуации в Украине можно делать прогнозы о развитии РПЦ в других странах, где она имеет значительную паству. В Украине в национальном (националистическом) движении сильна религиозная (и в первую очередь православная) составляющая. История украинского православия насчитывает много попыток получения самостоятельности от зарубежных центров. Волна украинского национального возрождения, казалось бы, могла снести РПЦ с украинской земли, тем более что такой вариант событий приветствовался тремя из четырёх украинских президентов. Однако этого не произошло. Возникшие национальные украинские православные церкви сильно уступают Украинской православной церкви Московского патриархата не только в численности, но и в интеллектуальном и духовном потенциале, в авторитете у верующих. Самая крупная из альтернативных православных национальных церквей - Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) постоянно подтверждает свою верность и украинской государственности, и украинской нации, и конкретным правящим в данный момент политическим кругам, но такая политика приводит лишь к ограниченным успехам. В 2011 г. на территории Украины было 4,28 тыс. приходов Киевского патриархата и 11,22 тыс. приходов Московского патриархата. Каким же образом РПЦ процветает в столь неблагоприятных обстоятельствах?

Ещё до распада СССР, в октябре 1990 г., РПЦ даровала украинской церкви полную автономию, обеспечивающую "независимость и самостоятельность в управлении", что среди прочих прав предусматривает полную свободу назначения архиереев, учреждения и упразднения епархий. С тех пор руководство РПЦ не предпринимало сколь-нибудь значимых попыток вмешательства в жизнь УПЦ МП. Патриарх Кирилл часто и много говорит о русской цивилизации или русском мире, который включает в себя и Украину. Во время самых острых политических конфликтов между Москвой и Киевом московский патриарх (в других случаях с энтузиазмом поддерживающий Кремль) избегает однозначной поддержки российской власти. Он делал упор на необходимости мира, поиска взаимопонимания, сохранения церковного единства1. В начале марта 2014 г., в дни, когда происходило воссоединение Крыма с Россией, горячий русский патриот патриарх Кирилл не нашел для этого события слов одобрения и даже не присутствовал на подписании объединительных документов. Не дожидаясь признания Кремлем избрания Петра Порошенко прези-

1 25 февраля 2014 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Патриархия.Яы. URL:

http://www.patriarchia.rU/db/text/3584318.htmlhttp://www.patriarchia.ru/db/text/3584318.html

дентом Украины, его поздравил с избранием патриарх Кирилл. Религиозный православный фланг воинствующего русского патриотизма, когда речь заходит об Украине, молчит. По крайней мере в публичной сфере позиция РПЦ служит смягчению российского общественного мнения по отношению к Украине.

В создавшейся ситуации УПЦ (Московского патриархата) стала единственной церковью, внутри которой представлены полярные точки зрения (за и против единства с РПЦ, отношение к идее "единой церкви" (переговорам с УЦП КП), отношение к войне, к украинизации и десоветизации. На этом фоне глава УПЦ митрополит Онуфрий, с точки зрения националистов, отмалчивается и упускает шанс возглавить гражданское сопротивление "агрессии", не желая отделяться от РПЦ. Однако УПЦ МП и Онуфрия трудно обвинить в непатриотизме - глава УПЦ постоянно объезжает приграничные с регионом ATO епархии, на фронте работают капелланы, гуманитарная миссия УПЦ МП для беженцев и раненых, для солдат в целом, - самая большая из всех церквей. Капелланы работают по обе стороны фронта.

В сложившейся ситуации стоит отметить синхронность действий церковной дипломатии РПЦ в Москве и УПЦ МП в Киеве. РПЦ вступила в борьбу за приходы УПЦ МП, де факто поддерживая любые действия руководства УПЦ МП1.

Знаковое интервью РИА "Новости" дал в сентябре 2015 г. управляющий делами Украинской православной церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). Он попытался впервые предложить определенную программу диалога разных сторон украинского общества: "Во-первых, необходимо начать с преобразования своего сознания и отношения к происходящему. Если мы не отойдем от навешивания ярлыков на своих оппонентов, а также от обобщения всего и вся, никакие дипломатические договоренности на любых уровнях не принесут желаемых результатов. "Укропы", "колорады", "на Донбассе все преступники", а "на западе Украины живут сплошные бандеровцы " — все эти стереотипы и штампы должны остаться в прошлом...

Во-вторых, очень важным моментом является прощение... Совсем недавно Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий отметил, что если бы Восток и Запад Украины простили, а также приняли бы друг друга такими, какими они есть, без дополнительных взаимных требований и обвинений, то война в ту же секунду бы закончилась...

В-третьих, нужно возложить все свои надежды на Бога. Многим кажется, что в нынешних условиях прощение и единение внутри нашего общества нереальны. Нереальны, потому что на их пути стоит кровь, насилие, ненависть и взаимная вражда. Однако, что невозможно человеку, возможно Богу. Сегодняшних противников может примирить общая молитва "2.

Конечно, и слова митр. Антония в условиях жесткого идеологического противостояния и временного перемирия на Донбассе кажутся благими пожеланиями, учитывая, что в самой УПЦ МП далеко не все поддерживают такого рода позицию.

1 Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариоиа со Святейшим Патриархом Варфоломеем. Официальный сайт ОВЦС. 19.10.2015. URL: https://mospat.ru/ru/2015/10/19/news123774

2 Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич): "Взаимная ненависть может поставить будущее Украины на край пропасти". 21.09.2015. РИА Новости Украина. URL: http://rian.com.ua/interview/20150921/374016982.html

Однако очевидно, что в высказываниях митр. Онуфрия и митр. Антония не содержится проклятий в адрес какой-либо одной из сторон [Лункин, 2015].

В связи с этим именно у УПЦ в будущем есть все шансы стать церковью, которая сможет объединить в одном государстве Запад и Восток Украины, непримиримых оппонентов, которых столкнула война уже во всех частях Украины. УПЦ КП, имеющая многочисленную паству и в центральной, и в южной частях Украины, служит объединяющим началом для двух культурно чуждых друг для друга общностей. Когда осядет пыль нынешних конфликтов, строители украинской государственности еще поблагодарят РПЦ за этот действительно существенный вклад в их дело.

Во время межгосударственных конфликтов России и Украины лидеры УПЦ МП неизменно выступают на стороне Украины. Например, с началом процесса воссоединения Крыма с Россией местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Онуфрий выступил с рядом ярких обращений к патриарху Кириллу и президенту Путину с требованием остановить "войну".

Формальное подчинение Московскому патриарху не налагает на УПЦ МП труднопереносимые бремена, но при этом расширяет её свободу от трудно предсказуемой украинской власти. Насколько благороднее выглядит УПЦ МП во взаимоотношениях со светской властью по сравнению с УПЦ КП! Мало того, руководство УПЦ МП ведёт себя в отношениях с украинской светской властью с большей самостоятельностью и с большим достоинством, чем Московская патриархия (которой украинцы формально подчиняются) ведёт себя по отношению к светской власти российской. Одна из важнейших причин большего достоинства украинцев из УПЦ МП - отсутствие автокефалии. Существование высшего авторитета за рубежом психологически облегчает приобретение навыка не расшаркиваться перед всяким начальником и по любому поводу. Православие всегда страдало не от того, что было в рабстве у иностранных церковных центров, а от того что было в рабстве у светского начальства своих национальных государств.

Особенностью современного общественно-политического положения религии на Украине является то, что все сколько-нибудь заметные христианские конфессии (в т. ч. православные всех юрисдикций - и УПЦ МП, и УПЦ КП, и др.) объединились в одной зонтичной организации - Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО). Участники ВСЦиРО имеют общую политическую платформу - поддерживают территориальную целостность (включая Крым) и суверенитет Украины, европейский выбор, демократические ценности и гражданские права. Нынешняя киевская политическая элита стремится ослабить УПЦ МП и исключить из политического процесса. Результатом событий 2014 года стало большое влияние националистов на руководство Украины, в том числе в религиозной сфере. Нельзя сказать, что президент Петр Порошенко (прихожанин УПЦ МП) и правительство А. Яценюка (прихожанин УГКЦ), Верховная Рада отражают мнение какой-либо церкви. При безусловном внимании к патриарху УПЦ КП Филарету (он надеется, что на основе КП и при поддержке государства будет создана "единая церковь") власти скорее сотрудничают в целом с ВСЦиРО, будучи благодарными совету за его позицию по майдану, и всем церквям за поддержку солдат в рамках ATO и не выделяя УПЦ МП. ВСЦиРО лоббирует интересы всех церквей, но в самой структуре ВСЦ и вокруг совета большую роль играют протестанты (через Институт религиозной свободы), униаты, представители Киевского патриархата, а от УПЦ МП добились своего доминирования сторонники "единой церкви " и "пар-

тии войны ". На консультации о мире на Донбассе не приглашают УПЦ МП, в отчетах о гонениях на верующих на Востоке Украины для ОБСЕ УПЦ МП упоминается чуть ли не как пособник гонителей-сепаратистов [Лункин, 2015].

Националистически настроенные политики в Киеве, сторонники "партии войны" в обществе оказывают большое психологическое давление на УПЦ МП, стараются ее дискредитировать, создав "антиукраинский" образ РПЦ. Она якобы управляет УПЦ МП из стана "агрессора", посылает казаков на Донбасс, оправдывает действия В. Путина, руководит "Русской православной армией", благословляет лидеров ЛНР и ДНР, хотя никаких подтверждений этому нет.

Церковно-политические вызовы, с которыми УПЦ МП сталкивалась и ранее, с начала 1990-х годов, после Евромайдана 2014 г. превратились для нее в реальные угрозы. Это стремление украинских националистов с помощью Константинопольского патриархата создать, если не единую поместную православную церковь из всех юрисдикций, то, по крайней мере, признать Киевский патриархат в качестве одной из поместных церквей. Вторая угроза — переход приходов из УПЦ МП в другие православные юрисдикции. В значительной степени этот переход в 1990-е и 2000-е годы происходил постоянно и был взаимным — общины перетекали из одной церкви в другую. С 2014 г. этот поток не стал массовым, несмотря на все заявления в СМИ, но некоторые храмы УПЦ МП стали захватываться представителями УПЦ КП, которые регистрировали параллельные церковные общины [Лункин, 2015].

Приверженцы МП на Украине до сих преодолевают все попытки радикальных националистов маргинализовать их. Таким образом, можно сказать, что "русский мир" (хотя этот термин сейчас на Украине даже сторонники митрополита Онуфрия употребляют редко) оказался на удивление живучим.

В идеологии РПЦ присутствуют некоторые составляющие, принципиально чуждые (если не сказать враждебные) ценностям большинства жителей Украины. Самые очевидные из них - враждебность демократии и правам человека и сакрализация русско-российской государственности. Русский мир по убеждению патриарха разделяет одни и те же православные мировоззренческие ценности, а следовательно, и ценности политические. Однако применительно к Украине патриарх Кирилл никогда не говорит о духовной пагубности парламентаризма, о необходимости отказа от разделения властей и института политических партий. Те компромиссы, на которые идет Московская патриархия, чтобы сохранить свое присутствие на Украине, вынуждают её полностью отказаться почти от всего того, чего боятся и в чём обвиняют её и украинские демократы-западники, и украинские националисты -насаждении авторитаризма, тиранических политических ценностей, русификации.

Тем более не следуют кремлевским лекалам клирики УПЦ МП. Напротив, украинская ветвь РПЦ - за развитие демократии и честные выборы. О цивилизации русского мира большинство архиереев и священников УПЦ МП в своих публичных выступлениях вообще не упоминают. Те же, что упоминают, служат на юго-востоке Украины и, таким образом, выражают взгляды своей паствы, удерживая в ограде единой Украинской церкви (хотя и Московского патриархата). Из церкви с идеологией УПЦ КП эти верующие давно бы ушли.

Украинские националисты видят в УПЦ МП пятую колонну "москальского" империализма, но она скорее является засланным казачком "хохляцких" вольностей в РПЦ. Украинские клирики часто, оказавшись в России, проповедуют запад-

ные свободы, и делают они это успешно. Ярким примером украинского фактора в Москве может служить судьба архимандрита Кирилла (Говоруна), сначала приглашенного из Украины в Москву патриархом Кириллом в руководство синодальным отделом образования, а затем изгнанного за демократические речи в Украину, а затем и на Запад.

Украинский опыт РПЦ - это опыт политического возмужания, один из важнейших шагов по преодолению советского наследия. Наследия, укрепившего в духовенстве манихейские представления о мире, законсервировавшего и даже развившего сталинистскую доктрину "патриотического служения". "Патриотического служения", требующего от церкви поддержки авторитарного государства и религиозного противостояния Западу. Неразрывная связь российского религиозного противостояния Западу и неограниченной власти самодержца имеет древние корни. Она отражает веками сложившуюся формулу национального самосознания, не просто антизападного, но конфессионально и политически ориентированного по своему происхождению. Исходящая с Запада угроза в сознании верноподданнически настроенных русских представляла опасность и чистоте веры, и абсолютности власти самодержца. Такой характер государственного устройства, при котором "цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют", как писал Иван Грозный, возможен только у "безбожных народов"1.

РПЦ в Прибалтике и Западной Европе

Аналогичным украинскому опыту образом, но гораздо медленнее, развиваются отношения РПЦ с её приходами в Прибалтике [Белякова: 341-400]. РПЦ даровала широкую свободу в организации церковной жизни Латвийской церкви в 1992 г., а Эстонской церкви - в 1993 г. Прибалтийские церкви малочисленнее и слабее Украинской церкви, поэтому не могут пользоваться предоставленной свободой в той же мере, что и украинцы. Например, семинария (и та очень маленькая и непрестижная) есть только в Латвии, прибалты вынуждены приглашать священников из России. Это сильно затрудняет формирование собственной прибалтийской национально мыслящей церковной интеллигенции.

С другой стороны, есть и прогресс - прибалтийские православные выработали навыки самоорганизации, использования демократических и правовых методов отстаивания своих законных прав и интересов. В политической сфере они выступают как ответственные, умеренные и лояльные законным властям защитники интересов русской общины. Соблюдение демократических норм - главное основание для отстаивания религиозных и этнических прав православных меньшинств. Вильнюсский архиепископ Хризостом ещё в 1989-1992 гг. поддержал движение за независимость Литвы, что позволило избежать межконфессиональных конфликтов. Во время массовых волнений в Таллине, связанных с переносом "Бронзового солдата", Православная церковь выступила как против диких выходок и погромов некоторых представителей русской молодёжи, так и против неадекватных действий властей. С годами прибалтийские власти, более рациональные по сравнению с украинскими властями, убедились в приемлемости и полезности присутствия "самоуправляемых" православных церквей под омофором РПЦ. К тому же Московская патриархия, заботясь о своем присутствии в Прибалтике, никогда резко не осуждает пра-

1 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: Наука, 1979. С. 123-126.

Современная Европа, 2017, №5

вящие режимы прибалтийских государств. Большинство православных Прибалтики, как и православных на Украине, - носители европейских политических ценностей. Однако голос православных прибалтов еще слишком слаб.

Совершенно иначе патриарх подходит к своей пастве во Франции (а также Англии, Германии и т. д.): "Дай Бог, чтобы все православные русские люди, которые сегодня, находясь в зарубежье, считают себя церковными, посещают храм, имели этот пример старой эмиграции перед собой и ни в коем случае не позволяли своим детям терять язык и культуру. Это ваш долг, вы можете жить где угодно, но вы не должны разрывать духовных и культурных связей со своим народом - это очень опасно для целостности человека, для его культурной идентичности. Поэтому помогай всем вам Бог хранить веру, хранить русскую культуру, русский язык, посещать храмы и делать добрые дела, к которым нас призвал Господь"1. Православные парижане должны быть не только добрыми христианами, но и сохранять верность родине своих предков, их языку и культуре. Таких требований перед православными Украины, Латвии, Молдавии не ставится. Скорее всего, однако, это не принципиальная позиция, а эмоция, связанная с воспоминаниями о героях Белого движения. Но, подобные мысли можно понять и как призывы быть плохими гражданами своей (а не своих предков) родины - Франции (или Англии, или Германии, и т. д.). После таких слов среди православных иноземцев и вообще иноземцев может возникнуть старое подозрение, что патриарх служит не своей многонациональной пастве, а русскому государству. Впрочем, патриарх Кирилл прекрасно осознает стоящую перед ним проблему быть пастырем для верующих, проживающих в различных государствах: "Если говорить о Церкви нашей, о трудностях, с которыми мы сталкиваемся, то нужно в первую очередь понимать, что Русская Церковь -это не только Церковь в пределах Российской Федерации, - продолжил Предстоятель. - В этом смысле наши действия, наши слова, которые мы произносим, и то, что мы делаем, всегда должны иметь в виду в качестве своей цели благо всех народов, на которые простирается каноническая ответственность Русской Православной Церкви. В тех условиях, в которых мы сегодня живем, это служение связано с многими трудностями. По милости Божией удалось избежать действий, которые усугубили бы ситуацию, но, напротив, считаю, что в минувшем году было сделано многое для того, чтобы люди поверили в подлинную, искреннюю миротворческую позицию нашей Церкви"2.

РПЦ и межхристианский диалог

Появление многочисленных православных общин за пределами России - не единственное явление, подвигнувшее руководство РПЦ учиться понимать, взаимодействовать и сотрудничать с носителями христианского сознания. Если до падения советской власти международные межхристианские контакты фактически отражали внешнеполитические интересы кремлевской власти, одним словом заключавшиеся в "борьбе за мир", то ныне РПЦ ведет в значительной степени самостоятельную политику. В этой политике заметную роль играет отстаивание собствен-

1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Трехсвятительском храме в Париже 4 декабря 2016 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4704922.html

2 Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 29 декабря 2016 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4727961.html

ных корпоративных интересов, но гораздо существеннее мировоззренческая позиция РПЦ. Сравнительно новым (прецеденты такие в XIX в. были) стала защита гонимых христиан, не принадлежащих к православной церкви, в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки. РПЦ неоднократно поднимала этот вопрос перед светскими властями в России и на международных форумах.

Принципиально новая черта - тот факт, что РПЦ стала регулярно выступать в поддержку христиан других вероисповеданий. В первую очередь, наметился некий "союз" с католиками. Официальные представители РПЦ критиковали попытки удалить христианские символы из общественного пространства в европейских странах (например, попытку атеистов удалить из государственных школ Италии распятия). РПЦ становится защитницей католиков. Лет 30 назад такого представить себе было невозможно!

Для консервативных, хранящих верность своему догматическому учению церквей (в отличие от церквей либеральных) достижение взаимопонимания и сотрудничества, солидарности в каких-либо сферах сложное дело. Самый яркий пример -США, где слабы старые исторические традиции религиозной вражды, отсутствует национально-конфессиональное разделение, отсутствует территориальное разделение конфессий. Однако при этом сотрудничество между протестантами-евангеликами и католиками налаживается, при значительном сопротивлении части верующих обеих конфессий, только в последние десятилетия. А ведь мировоззренчески и в политических вопросах оба этих консервативных христианских лагеря очень близки.

Официальной позицией РПЦ становится совместная с католиками защита ценностей семьи и традиционной сексуальной морали, развитие солидарности на основе христианских ценностей1. Подлинно прорывным могло стать Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской Конференции Польши Архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского от 17 августа 2012 г., обнародованное во время визита патриарха в Польшу в августе 2012 г. В обществе этому документу было уделено мало внимания - он не укладывался ни в представления российских националистов-державников, ни в представления наших либералов. Российские националисты всегда видели в поляках-католиках одного из главных противников русского православия и вовсе не жаждут с ними мириться. Либералы всегда видят в РПЦ разжигателя ксенофобии к полякам, и они менять свои представления тоже не намерены. Тем более что еще в нулевые годы митрополит Кирилл, нынешний патриарх, поучаствовал в распространении анти-польско-антикатолических настроений. Однако каковы бы ни были мотивы руководства РПЦ, сам факт подобного примирительного обращения - проявление принципиального изменения отношения к западным христианам, поиска друзей и союзников в мире. Вскоре после визита патриарха в Польшу, который при других обстоятельствах мог приобрести историческое значение, разразился политический кризис на Украине. Развившаяся в результате этого кризиса враждебность польской (в т. ч. католической) общественности к России и к православной доктрине "Рус-

1 См.: Митрополит Илларион в интервью парижской Figaro, 27.11. 2013: "Судьба христиан в ближневосточном регионе - сейчас, наверное, самая важная тема для православно-католического взаимодействия".

ского мира" привела к тому, что и патриарший визит, и совместное послание были обесценены. Перспективная инициатива быстро умерла и была забыта.

В 2016 г., однако, произошёл прорыв. В феврале состоялась встреча патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване. В заявлении, принятом по результатам встречи, содержатся мысли, невозможные еще несколько лет назад: "Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5).... 28. В современном мире - многоликом и в то же время объединенном общей судьбой - католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека, "да уверует мир" (Ин. 17:21). Этот мир, в котором стремительно подрываются духовные устои человеческого бытия, ждет от нас сильного христианского свидетельства во всех областях личной и общественной жизни. От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества."1. Католики были признаны братьями и был продекларирован призыв к соработничеству с ними! Такого не было никогда.

В ноябре 2016 г. состоялся XX Всемирный русский народный собор (ВРНС). ВРНС в течение многих лет был форумом консервативных, патриотических, националистических, антизападных сил. Для него обычным делом было обличать Запад во всех возможных пороках, а корень этих пороков видеть в латинской и лютеро-вой ересях. На этом соборе из уст патриарха прозвучали речи, совершенно нетипичные для ВРНС. Патриарх сказал, что на Западе существуют единомышленники РПЦ - консервативные христиане, а в России присутствуют враги традиционного христианства. Граница не совпадает с границей географической: "Внутри американского и европейских обществ существует выраженное стремление сохранить свои христианские корни и культурные традиции. Это стремление находит выражение в религиозных поисках, художественном творчестве и повседневной жизни. Таким образом, вместе с новыми опасностями появляются и новые надежды. Встреча в Гаване с Папой Римским Франциском показала высокую заинтересованность в диалоге с Русской Православной Церковью со стороны католического мира по всему спектру вопросов, которые мы сегодня обсуждаем. Между тем, на мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном "столкновение цивилизаций", не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глоба-листского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов, - не исключаю, что и внутри нашей страны. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации"2.

1 Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла 13 февраля 2016 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074

2 1 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XX Всемирного русского народного собора "Россия и Запад: диалог

Современная Европа, 2017, №5

РПЦ и демократия

Рубикон перейден. В 2016 году принципиальному антизападничеству в официальной идеологии РПЦ пришел конец. РПЦ провозгласила себя частью не имеющего государственных границ консервативного лагеря. Консервативные христиане Европы и Америки ей ближе, чем либералы и коммунисты России. Самый же близкий союзник - католики. Однако у этого союзничества много препятствий, и одно из основных заключается в том, что Католической церкви, равно как и любой другой западной христианской церкви глубоко чужды антидемократические политические ценности.

Общественно-политическая позиция духовенства РПЦ, его отношение к государству и обществу находятся в жёстком противоречии с политическими воззрениями консервативных христиан Европы и Америки. Социально-политическая ориентация большинства духовенства РПЦ, в т. ч. её священноначалия носит антидемократический характер, враждебный принципам прав человека и политических свобод. От представителей РПЦ большая редкость услышать проповеди об укреплении партийной системы, развитии свободы слова или свободы совести. Опубликованные в 2000 г. "Основы социальной концепции РПЦ" утверждают идеальными для православия принципы государственного устройства абсолютной монархии Византии, с её принципами симфонии церкви и государства. Но идеальным её воплощением признаётся монархия российская: "У русских государей, в отличие от византийских василевсов, было иное наследие. Поэтому, а также в силу других исторических причин взаимоотношения церковной и государственной власти в русской древности были более гармоничными". Демократическое правовое государство признаётся лишь как результат секуляризации, с которым по необходимости приходится примириться: "Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему".

Союзы и взаимодействие при этих условиях могут носить лишь поверхностный, ситуативный характер. Возможно, сталкиваясь с непониманием и отчуждением западных партнеров, руководители РПЦ задумаются об истинности своей политической доктрины. Стремление к союзническим отношениям с консервативными христианами Запада выглядит лицемерным, или, мягко выражаясь, не вполне последовательным из-за того, что руководство РПЦ, провозглашая "братские отношения" вовсе не стремится практиковать эти братские отношения на территории России. Католические общины в нашей стране испытывают массу ограничений в своей социальной, катехизической и культурной деятельности. В установлении этих ограничений не последнюю роль сыграла РПЦ. Другой существенный ограничитель поиска РПЦ союзников среди иноземных и инославных христиан заключается в том, что в наши дни наиболее активный поборник традиционных семейных и сексуальных ценностей среди христиан - евангелическое движение, главную роль в котором играют пятидесятники. К пятидесятникам же РПЦ относится резко враждебно, часто даже отказываясь признавать их христианами.

В постсоветское время РПЦ вышла за рамки национальных границ и, кроме того, пытается за российскими рубежами сотрудничать с чем-то близкими ей конфес-

народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы". URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/4656175.html

Современная Европа, 2017, №5

сиями. Это сотрудничество является фактором, способствующим (пусть пока что не очень сильно) изживанию неприязни духовенства РПЦ к правам человека, политическим свободам и демократии, смягчению ксенофобских настроений среди имперски и националистически настроенных слоев населения. Благотворное влияние заграничной деятельности РПЦ в значительной степени недооценивается и российской общественностью, и обществом стран, где находятся общины РПЦ. Причина этого в том, что, с одной стороны, как наши российские империалисты и националисты, так и российские либералы с национальными лидерами Украины и других стран видят в РПЦ a priori силу, продвигающие интересы т. н. "российского империализма". Стереотипы мешают увидеть не вписывающуюся в них реальность.

Список литературы

Белякова Н. (2012) Православная церковь в общественно-политической жизни прибалтийских государств. В: Православная церковь при новом патриархе. Под ред. Алексея Малашенко и Сергея Филатова. Москва. РОССПЭН. 2012.

Васильева О.Ю. (2003) "Церковный сталинизм": мифы и факты. Альфа и омега, 2003, №4.

Голубинский Е.Е. (1997) История русской церкви. Том I. М, 1997.

Карташев А.В. (1991) Очерки по истории русской церкви. Т. I. М.,1991.

Ключевский В.О. (1937) Курс русской истории. Часть V. М., 1937.

Красиков А. А. (2009) Глобализация и православие. в "Религия и глобализация на просторах Евразии" Москва, Московский центр Карнеги, отв. Ред. С. Филатов и А. Малашенко"РОССПЭН " 2009.

Лункин Р.Н. (2015) Украина: конфликт внутри православия. Russian Review (Русское Ревью Кестонского института), № 66, октябрь 2015 года. URL:

http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition66/01%20Lunkin%20about%20Ukraine%20Ortho.htm

References

Beljakova N. (2012) Pravoslavnaja cerkov' v obshhestvenno-politicheskoj zhizni pribaltijskih gosudar-stv. V: Pravoslavnaja cerkov' pri novom patriarhe. Pod red. Alekseja Malashenko i Sergeja Filatova. Moskva. ROSSPJeN. 2012.

Vasil'eva O.Ju. (2003) "Cerkovnyj stalinizm": mify i fakty. Al'fa i omega, 2003, №4.

Golubinskij E.E. (1997) Istorija russkoj cerkvi. Tom I. M, 1997.

Kartashev A.V. (1991) Ocherki po istorii russkoj cerkvi. T. I. M.,1991.

Kljuchevskij V.O. (1937) Kurs russkoj istorii. Chast' V. M., 1937.

Krasikov A.A. (2009) Globalizacija i pravoslavie. v "Religija i globalizacija na prostorah Evrazii" Moskva, Moskovskij centr Karnegi, otv. Red. S. Filatov i A. Malashenko"ROSSPJeN " 2009.

Lunkin R.N. (2015) Ukraina: konflikt vnutri pravoslavija. Russian Review (Russkoe Rev'ju Kestonskogo instituta), № 66, oktjabr' 2015 goda. URL:

http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition66/01%20Lunkin%20about%20Ukraine%20Ortho.htm Russian Church Abroad: new tendencies of the interchristian cooperation

Author. Filatov S., Candidate of Science (History), Senior Researcher at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Head of the project "Encyclopedia of religious life in Russia Today". Address: 12, Rozhdesvenka, Moscow, 07031. E-mail: sfilatov2006@yandex.ru

Abstract. The article focuses on two interlinked trends in the life of the Russian Orthodox Church (ROC). Firstly, on the Moscow Patriarchate's self recognition as an international centre unifying Orthodox believers in many countries. This recognition has made the ROC's leadership take into consideration the interests of the states with significant Orthodox congregations, and has also made it to show higher loyalty to the principles of democracy and civil freedoms embedded in those states. Secondly, in recent years the ROC's leadership has begun to see itself as a part of the global conservative Christian International. It is looking for allies among Roman Catholics and conservative Protestants. This trend weakens anti-Western and isolationist attitudes within the ROC, and in the long run, can strengthen democratic tendencies in it.

Key words: Patriarch Kirill, Russian Orthodox Church, Orthodox diasporas, Ukrainian Orthodoxy, Orthodoxy in Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.