Научная статья на тему 'Розница без акцента'

Розница без акцента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Наталья

Снижение покупательной способности населения и падение оборотов розничной торговли привели к тектоническим сдвигам в российском ритейле и массовому исходу из страны международных брендов. В чью пользу перераспределяются высвобождающиеся торговые площади?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розница без акцента»

РИТЕИЛ

РОЗНИЦА БЕЗ АКЦЕНТА

НАТАЛЬЯ

ДЕНИСОВА

Сточки зрения самочувствия потребительского рынка Россия сейчас переживает, возможно, самый сложный период со времен шоковой терапии и либерализации экономики начала 1990-х годов. Покупательная способность снижается на глазах. Согласно данным Росстата, в 2015 году количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона человек, а в категорию бедных сегодня попадают 20,3 млн, то есть более 14% населения. Оборот розничной торговли замедлял темпы прироста весь 2014 год, а в 2015-м динамика и вовсе стала отрицательной — минус 10%. Абсолютный антирекорд начиная с 1991 года был достигнут в декабре прошлого года — минус 15,3%.

Все это выглядит весьма печально на фоне наших былых завоеваний. В 2000-е бурный рост объемов потребления сделал российский рынок одним из самых желанных для международных брендов. А масштабное строительство крупных торговых центров, развернувшееся тогда по всей стране, обеспечило иностранным ритейлерам комфорт и размах, к которому они привыкли на Западе. Пиковыми стали 2001-2007 годы, когда нефть дорожала, экономика страны бурно росла, а доходы населения увеличивались. Вплоть до начала 2014-го в России даже слышно не было об уходе международных брендов, зато новости о грандиозных планах по развитию поступали регулярно. «Уверен: если бы не Крым и не санкции, рано или поздно на российском рынке было бы представлено 80-90% международных розничных компаний и еще множество локальных операторов со всего мира, — сетует Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty. — Рынок у нас был огромный, с большим потенциалом роста и развития».

Если обрисовать нынешнюю ситуацию в российском ритейле крупными мазками, то картина выглядит примерно так: премиальные бренды в целом неплохо справляются с неблагоприятной конъюнктурой и удерживают свои позиции; самое большое количество закрытий магазинов наблюдается в среднем ценовом сегменте (90% от общего числа) — и этим вовсю пользуется масс-маркет (80% открытий новых точек

Снижение покупательной способности населения и падение оборотов розничной торговли привели к тектоническим сдвигам в российском ритейле и массовому исходу из страны международных брендов. В чью пользу перераспределяются высвобождающиеся торговые площади?

приходится именно на него, по данным компании «Магазин магазинов»). С точки зрения специализации торговых точек в зоне риска оказались в первую очередь одежные магазины среднего ценового сегмента, в зоне благоприятствования — предприятия быстрого питания и магазины товаров для дома и для детей, которые активно открывались, несмотря на кризис.

В прошлом году в России впервые с начала тысячелетия баланс открытых и закрытых международными брендами торговых точек стал отрицательным: 991 против 1 024, согласно данным исследования компании «Магазин магазинов». Даже в непростом 2014-м наблюдался явный плюс: 1 234 против 314.

Многие иностранные марки оказались просто невостребованными. Больше всех пострадали операторы с низкой маржей, которые закупали товар в долларах и евро. По мнению Антона Белых из DNA Realty, ритейлеры оказались между двух огней: они не могли поднять розничные цены на уровень роста курса валют, поскольку спрос упал, и в то же время не могли себе позволить снизить рентабельность, чтобы удержать покупателей, поскольку она и так была низкой.

Пострадал и относительно спокойный сегмент — рынок бытовой техники и электроники, который ухитрился упасть даже в канун новогодних праздников. В частности, сворачивать бизнес в России начала японская Toshiba: девальвация рубля сделала продукцию иностранных компаний слишком дорогой для среднего класса.

Еще больший вакуум образовался в сегменте одежды, обуви и аксессуаров, где за последний год продажи сократились почти на одну четверть. Как следствие — за два последние

46 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | МАРТ | #3 2016

года с российского рынка ушли десятки международных брендов: Esprit, OVS, Seppala, River Island, Gerry Weber, New Look, Desigual, American Eagle Outfitters и др. «Все началось во втором полугодии 2014-го, когда из России неожиданно и почти одновременно ушли восемь заметных международных игроков, — говорит Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE. — В прошлом году тренд продолжился: нашу страну покинуло еще 11 иностранных ритейлеров. Причем речь идет о сетях, которые активно развивались на нашем рынке и успели завоевать заметную долю: Camaieu, Desigual, Rockport».

Пожалуй, одной из самых резонансных стала продажа магазинов Stockmann, ассортимент которых формировали в основном бренды высокой ценовой категории. Финский ритейлер работал на российском рынке с 1989 года и занимал большие площади в торговых центрах высокого класса. Теряя выручку, он начал сокращать бизнес еще в конце 2014-го, а в декабре прошлого года продал свои российские универмаги Reviva Holdings Limited, в структуру которой входит компания «Дебрусс» — эксклюзивный франчайзи розничной сети британских универмагов Debenhams на территории РФ. После завершения сделки Stockmann решила сконцентрировать свою деятельность в России на недвижимости, продолжая управлять ТК «Невский Центр» в Санкт-Петербурге. В общем-то, это был технически безукоризненный уход: по условиям договора, покупатель имеет право пользоваться торговой маркой Stockmann на территории России в течение двух лет с момента закрытия сделки, поэтому рабочие места сотрудников сохранены, а торговые центры не остались без арендаторов.

Свою ложку дегтя внесло недавнее обострение отношений между Россией и Турцией, которое заставило резко пересмотреть планы агрессивного развития на российском рынке таких турецких брендов, как DeFacto, Kiabi, Colezione

и др. «До начала конфликта мы планировали большой ритейл-тур для турецких ритейлеров, собирающихся открываться в России, — говорит Александра Ромашина, старший консультант «Магазина магазинов». — Однако его тут же пришлось отменить».

Закрытие точек сетевые ритейлеры, разумеется, традиционно преподносят как оптимизацию бизнеса. Для бренда Adidas такая оптимизация вылилась в закрытие 300 торговых точек. Однако были и «выжившие», кто на освобожденной конкурентами поляне сумел отвоевать позиции, пользуясь резким падением арендных ставок, а также уменьшением затрат на открытие магазинов. «Если раньше содержание одного небольшого магазина, включая аренду и зарплату, обходилось в 40-50 тысяч долларов в месяц, то теперь — в 17-20 тысяч», — подсчитал Антон Белых из DNA Realty.

— Больше всего пострадали операторы, торгующие товарами ценового сегмента «средний плюс», а вот «средний минус» чувствует себя относительно спокойно, — поясняет Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG. — Хорошо развивается в России испанская Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Bershka и др.). Такие сети сейчас выбирают площади в качественных концептуальных ТЦ, рассчитывая на преференции и скидки.

По мере охлаждения в отношениях с Евросоюзом растет доля брендов из других частей света. За последние два года в Россию пришли сеть спортивной одежды из Китая Anta Sports, сети косметики Tony Moly и Erborian из Южной Кореи, бутики японской одежды Tsumori Cisato и магазины ювелирных украшений перуанского бренда Ilaria. Кроме того, активно развивается японский бренд Uniqlo, который наращивает свою долю и за последний год стал серьезным конкурентом для успешных брендов масс-маркета.

Российские ритейлеры тоже не спят. Большие помещения, освободившиеся от ушедших международных брендов, с удо-

Рейтинг российских городов по общему количеству представленных международных брендов в ритейле в 2015 году

Топ-10 самых активных в России международных брендов

МЕСТО ГОРОД КОЛИЧЕСТВО БРЕНДОВ ДОЛЯ ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА МЕЖДУНАРОДНЫХ БРЕНДОВ В РОССИИ СЕТЬ ПРОФИЛЬ СТРАНА ОТКРЫТО ТОЧЕК В 2015

1 Москва 429 91% KFC общепит США 9

2 Санкт-Петербург 258 54% Burger King общепит США 7

3 Екатеринбург 169 36% McDonald's общепит США 5

4 Краснодар 152 32% Starbucks общепит США 4

5 Ростов-на-Дону 131 28% Baskin Robbins общепит США 3

6 Новосибирск 112 24% Triumph одежда Великобритания 3

7 Казань 112 24% H&M одежда Швеция 2

8 Уфа 107 23% Chicco детские товары Италия 2

9 Самара 104 22% Takko Fashion одежда Германия 2

10 Тюмень 100 21% Mothercare детские товары Великобритания 2

Источник: «Магазин магазинов»

Источник: «Магазин магазинов»

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | МАРТ | #3 2016 47

РИТЕИЛ

вольствием занимают наши операторы — Gloria Jeans, Fashion House и др. Теперь они могут получить в свое распоряжение престижные места на первых этажах хороших ТЦ, что раньше было почти невозможно.

«Шанс для открытия магазинов получили отечественные дизайнеры, многие из которых сегодня готовы инвестировать в свой бизнес, — добавляет Елена Ключарова (CBRE). — Например, в прошлом году в столичном ТРЦ «Афимолл Сити» открыли монобрендовые бутики дизайнеры Даша Гаузер и Люба Сергеева».

Появляются на рынке и свежие идеи. Среди новых антикризисных стратегий выделяются так называемые комбинированные проекты формата shop-in-shop. Например, немецкий ритейлер Metro Cash & Carry открывает на своих площадках магазины сети Media Markt, что позволяет операторам расширить ассортимент и увеличить посещаемость.

Словом, рынок хотя и просел, но с ног на голову не перевернулся. Как и раньше, в тройку лидеров по присутствию иностранных игроков входят Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, на которые приходится 60% магазинов и точек обслуживания. Эксперты CBRE в список наиболее приоритетных городов для экспансии включают города-милли-онники с высоким уровнем предложения торговых площадей: Краснодар, Самару, Нижний Новгород, Казань, Уфу. Кроме того, за последнее время усилился интерес к Сибири в связи с появлением первых качественных торговых объектов. В частности, в Новокузнецке в конце 2013 года был открыт ТРЦ «Сити Молл», а год спустя — ТРЦ «Планета», и это повлекло за собой массовый приход в город международных брендов — Inditex (Zara, Massimo Dutti, Pull and Bear, Stradivarius), H&M, LPP Group (Reserved, Mohito). В Сочи в 2015 году прибыло 11 новых международных брендов (ТРЦ «Моремолл»), в Архангельск — десять (ТРЦ «Европарк», «Титан-Арена»).

Бренды уходят, бренды приходят. «Ситуация не настолько плачевная, насколько может показаться на первый взгляд, — уверяет Андрей Хитров, руководитель департамента развития компании Welhome. — Если брать столичный рынок, то на него в прошлом году вышел 31 новый бренд, годом ранее — 36». Позитивные планы по развитию на нынешний год анонсировали представители сегментов масс-маркет (H&M, Uniqlo, Forever 21, Monki) и фастфуд (Krispy Kreme, KFC, Subway).

«Иностранный ритейлер сегодня принимает решение о выходе на российский рынок, оценивая потенциал долго-

АНДРЕЙ

ЗАРУЕВ

УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР MOSCOW HOME REALTY

Начиная с 2015 года большинство иностранных ритейлеров в России предпочло перейти от политики захвата рынка к политике оптимизации.

В Москве, например, они все чаще делают выбор в пользу новых торговых центров в спальных районах, покидая дорогие торговые площади внутри Садового кольца. Они стремятся снизить расходы на аренду, но по возможности не повышать цены на товары.

Люксовые бренды не сдают своих позиций в центре Москвы. Для них бренд важнее расходов на помещение. Тем более что на потребителях премиум-марок девальвация рубля сказалась не сильно.

Крупные торговые центры в последнее время заметно смягчили условия по отношению к неякорным арендаторам. А недавно открывшиеся ТЦ демонстрируют чудеса гибкости по отношению к нуждам и требованиям потенциальных арендаторов. Так что для торговых сетей, обладающих ресурсами, нынешний момент весьма благоприятен в смысле экспансии.

срочного присутствия, — говорит Наталья Куваева, руководитель проектов департамента управления объектами NAI Becar. — В следующие два-три года мы будем наблюдать осторожную, взвешенную экспансию иностранцев с критическим выбором площадок». Словом, как и после распада Советского Союза, наш большой и непредсказуемой рынок не перестает интересовать международных ритейлеров, что, в общем-то, хороший знак, ведь степень присутствия иностранного ритейла — не что иное, как показатель уровня развития страны.

Оборот розничной торговли в России с начала 2015 года

млрд руб.

48 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | МАРТ | #3 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.