РШШииМ 2009 август-сентябрь
Мария ДЕНИСОВА, Станислав ЛИВАНСКИЙ, IMS Health
Розничный рынок ГЛС в России
2009
ЗА S МЕСЯЦЕВ
В статье «Российский фармрынок 2008: эскиз в международном интерьере» («Ремедиум» №5, 2009) мы констатировали, что «...по итогам первых трех месяцев 2009 г. розничный аптечный рынок составил 2,4 млрд. долл. Он увеличился на 20% в рублях, тогда как в долларовом эквиваленте вследствие ослабления рубля произошло его сокращение на 15%.
Сократился рынок и в натуральных показателях — на 10%. Уменьшились также средняя стоимость упаковки (с 2,69 долл. до 2,52 долл.) и расходы на душу населения (с 19,7 долл. до 16,7 долл.). При этом аптечная наценка немного увеличилась и составила 31% вместо 30% в аналогичном периоде 2008 г. Структура аптечного рынка страны отличалась стабильностью, что подтверждается незначительными изменениями в анализируемых рейтингах.
Прошло практически полгода, и сегодня мы можем уверенно говорить о тех тенденциях, которые прослеживаются в коммерческом сегменте потребления ЛС.
Его основные показатели таковы:
♦ Согласно данным розничного аудита ГЛС в РФ объем розничного рынка ГЛС в России (без учета ДЛО) за 5 месяцев 2009 г. вырос на 18% в рублевом эквиваленте (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), достигнув отметки 100,8 млрд. руб. в оптовых ценах и 131, 7 млрд. руб. — в розничных (рис. 1).
♦ Объем реализации лекарственных препаратов в натуральном выражении сократился на 10% и составил 1,5 млрд. упаковок.
♦ Средняя стоимость упаковки в роз-
ничных ценах составила 88,2 руб., в аналогичном периоде прошлого года — 66,5 руб.
ТАБЛИЦА 1
Десять ведущих АТС-групп по объему аптечных продаж в январе-мае 2GG9 г. (в оптовых ценах)
Рейтинг АТС (2) Доля в общем объеме аптечных продаж, %
январь-май 2GG9 г. январь-май 2GG8 г.
январь-май 2GG9 г. январь-май 2GG8 г.
1 2 N02 [Анальгетики] б,б б,6
2 1 ¿101 [Антибактериальные препараты для системного использования] б,3 б,6
3 4 А11 [Витамины] 4,6 4,3
4 3 L03 [Иммуностимуляторы] 4,4 4,8
б 6 М01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 4,2 4,0
6 б R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,8 4,0
7 8 С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,7 3,3
8 7 G03 [Половые гормоны] 3,6 3,7
9 9 R01 [Назальные препараты] 3,4 3,2
10 10 N06[Психоаналептики] 3,0 3,0
— — Итого Топ-10 41,4 41,б
According to the retail audit of drugs in RF, the volume of the retail pharmaceutical market of Russia (without the DLO segment) increased 18% in ruble terms during the first 5 months of 2009 (compared to the same period of the previous year) and reached 100.8 bln rubles at wholesale prices and 131.7 bln rub at retail prices. Maria DENISOVA, Stanislav UVANSKTY, IMS Health. The retail pharmaceutical market of Russia (5 months of 2009).
♦ Розничная наценка остается стабильной и составляет в среднем по России 31%.
♦ В I квартале 2009 г. российский потребитель потратил на лекарства (в розничном сегменте) в среднем 930 руб., тогда как в аналогичном периоде 2008 г. — 770 руб.
Несмотря на макроэкономические факторы и лоббирование со стороны государства, в соотношении отечественных и импортных препаратов на российском рынке сохраняется явное преимущество последних.
За исследуемый период, как и следовало ожидать, изменений в структуре потребления ГЛС не произошло. Отмечается незначительная ротация внутри десятки лидирующих АТС-групп (табл. 1).
В Топ-10 корпораций появился «новый» участник — компания Teva, что обусловлено удачной сделкой по приобретению хорватской компании Pliva (табл. 2). Характерно, что при равных макроэкономических условиях в позициях участников «десятки» наметились полярные тенденции. Так, лидеры рейтинга (Novartis, «Фармстандарт») снизили свою долю в сегменте. Другие игроки (Bayer Healthcare, Berlin-Chemie), напротив, продемонстрировали укрепление своих позиций. И хотя говорить о каких-либо значительных сдвигах не приходится, все-таки, учитывая стабильность прошлых лет, этот факт заслуживает внимания.
Топ-10 торговых наименований по итогам анализируемого периода представ-
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС
29
август-сентябрь 2009 PEMCÖU LJ М
1 ТАБЛИЦА 2 Десять ведущих корпораций по объему аптечных 1
продаж в январе-мае 2GG9 г. (в оптовых ценах)
Рейтинг Корпорация Доля в общем объеме аптечных продаж, %
январь-май 2009 г. январь-май 2008 г.
январь-май 2009 г. январь-май 2008 г.
1 1 Новартис (вкл. Сандоз-Лек) 6,5 6,7
2 2 Фармстандарт ОАО 5,2 5,4
3 3 Сервье/Эгис 4,5 4,4
4 4 Санофи-Авентис 4,1 4,2
5 5 Байер Хелскэр 4,1 3,9
6 6 Берлин-хеми АГ/Менарини групп 3,7 3,5
7 7 Никомед 3,1 3,0
8 8 Гедеон рихтер Лтд 3,1 3,0
9 11 Тева 2,3 2,1
10 10 КРКА Д.Д. 2,2 2,2
- - Итого Топ-10 38,7 38,5
ТАБЛИЦА 3 Десять ведущих торговых наименований 1
по объему аптечных продаж в январе-мае 2009 г. (в оптовых ценах)
Рейти нг Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
январь-май 2009 г. январь-май 2008 г. январь-май 2009 г. январь-май 2008 г.
1 1 Арбидол 1,64 1,78
2 3 Эссенциале Н 0,91 0,87
3 2 Актовегин 0,89 0,89
4 4 Виагра 0,79 0,83
5 5 Линекс 0,77 0,83
6 9 Мезим форте 0,63 0,61
7 10 Гептрал 0,60 0,60
8 19 Ярина 0,55 0,49
9 16 Мовалис 0,51 0,49
10 17 Сумамед 0,51 0,49
- - Итого Топ-10 7,80 7,88
РИСУНОК 1
Динамика розничных продаж в январе-мае 2GG9 г.
30
25
20
15
10
лен в таблице 3. Лидером рейтинга, несмотря на сокращение доли в десятке, остается препарат Арбидол отечественной компании «Фармстандарт». Значительные изменения произошли во второй пятерке рейтинга, где наилучшие показатели продемонстрировал препарат компании Bayer Healthcare Ярина, поднявшийся с 19-й позиции в 2008 г. на 8-ю позицию в 2009 г.
Розничный сегмент, который составляет большую часть российского рынка (около 62%), остается определяющим фактором его развития.
Как видно из диаграммы (рис, 1), в течение I квартала 2009 г. розничные продажи демонстрировали рост, однако в апреле-мае темпы его снизились.
Такая динамика — следствие целого ряда факторов (помимо традиционных сезонных), главным из которых является сокращение покупательской способности населения на фоне стремительного роста цен на лекарственные препараты. События последнего полугодия развивались в следующем порядке:
♦ В декабре 2008 г. аптеки активно наращивали запасы, стремясь максимально воспользоваться предложением дистрибьюторов в ценах конца 2008 г.
♦ К концу I квартала аптечный сегмент в полной мере ощутил эффект от девальвации рубля, т.к. предложение дистрибьютора формировалось уже на базе цен 2009 г.
♦ При этом драйвером рынка в этот период являлась инфляция. Так, если в январе цены на лекарства выросли на 21% (по сравнению с январем 2008 г.), то в марте соответствующий показатель составлял уже 31%.
♦ Кроме того, участники рынка отмечают, что в конце I квартала на волне инфляционных ожиданий население активно закупало лекарства «про запас».
♦ В течение апреля-мая сохранялась высокая динамика цен в годовом исчислении при сокращении рынка в натуральном выражении. Несмотря на то что в мае цены по сравнению с апрелем снизились на 1%, говорить о начале снижения инфляционной нагрузки на рынок преждевременно.
Ф
%
%