Профессиональные обзоры
РОЗНИЧНЫЙ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС Малышева Ирина Анатольевна
аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Email: [email protected]
Интернет-магазины становятся все более прибыльным видом электронной коммерции и создаются многими компаниями не только как дополнение к основному (оффлайновому) бизнесу, но и как самостоятельное направление.
Лидером по оборотам Интернет-магазинов является США. Статистическое бюро Министерства торговли США [Census Bureau of the Department of Commerce] опубликовало результаты деятельности американских Интернет-магазинов в I квартал 2004 г. Общий оборот составил 15,5 млрд. долл., что на 28% больше соответствующего периода прошлого года. В целом Интернет по-прежнему обеспечивает 1,9% всего торгового оборота в США. За весь прошлый год Интернет-магазины США продали товаров на общую сумму 54,9 млрд. долл., а в текущем году оборот может превысить 100 млрд. долл.
В России развитие рынка Интернет-продаж сдерживают следующие объективные факторы: недостаточное развитие информационной индустрии и распространение персональных компьютеров, небольшое число пользователей Интернета (по данным Фонда «Общественное мнение» летом 2004 г. российская Интернет-аудитория составила 17 млн. человек; для сравнения: Интернет-аудитория США в 2004 г. составила более 185 млн. чел.), пока еще высокая стоимость услуг связи, недостаточное развитие и распространение платежных систем. Несмотря на это перспективность Интернет-магазинов очевидна.
В данной статье содержится обзор наиболее крупных общероссийских, а также нижегородских Интернет-магазинов. В основу статьи положено исследование Интернет-коммерции, проведенное автором в 2003 г. В качестве респондентов выступали: участники молодежной всероссийской конференции «IT-Youth - 2003. Будущее электронного бизнеса в России» (Москва); Всероссийской научно-практической конференции «Технологии Интернет - на службу общества» (Саратов); и эксперты - представители нижегородских фирм (28 человек).
Примеры успешных Интернет-магазинов
Самые яркие примеры успешных Интернет-магазинов - это Amazon.com (на международном рынке) и Ozon.ru (на российском рынке).
Компания Amazon. com
Крупнейший в мире Интернет-магазин Amazon.com, открытый в 1995 г., является первопроходцем в области электронной торговли. В настоящее время магазин предлагает своим виртуальным клиентам книги, музыкальные компакт-диски и кассеты, видеопродукцию, подарки и поисково-справочные услуги. Прибыльность в I квартале 2004 г. составила 111 млн. долл. Руководители Amazon.com объяснили успехи компании ценовой политикой и стимулированием покупателей бесплатной доставкой, что способствовало повышению Интернет-продаж.
Набирают обороты зарубежные продажи Amazon.com (через британский, немецкий французский и японский сайты) - в 2004 г. они составили 684 млн. долл. (на 80% больше, чем в I кв. 2003 г.). Компания пока находится на этапе освоения этих рынков, а значит, темпы прироста являются естественной составляющей данного процесса.
Компания Ozon.ru
Самый успешно развивающийся российский Интернет-магазин «Озон» предлагает книги, музыкальную и видеопродукцию, детские товары, программные продукты и мультимедийные игры с 1998 г. Как сообщает пресс-релиз магазина, в марте 2004 г. ежемесячный оборот превысил 1 млн. долл. США.
Сейчас ассортимент Интернет-магазина «Озон» составляет более 200 тыс. товаров. Ежемесячно «Озон» продает более 80 тыс. книг. На 1 апреля 2004 г. общее количество зарегистрированных клиентов «Озона» составило 680 тыс. человек, проживающих в 97 странах мира. «Озон» объективно является крупнейшим Интернет-магазином Рунета как минимум по двум показателям: ассортименту и количеству принимаемых ежедневно заказов (1500-1600 в январе - марте 2004 г.).
Нижегородские Интернет-магазины
Как видно из обзорной таблицы (см. Приложение в конце статьи), рынок розничной Интернет-торговли в Нижнем Новгороде развит недостаточно. Основная причина - в малой численности нижегородской Интернет-аудитории. По оценкам экспертов, на данный момент в Нижнем Новгороде около 100 тыс. активных пользователей, что составляет около 7% всего населения города. В Нижнем Новгороде также наблюдается недостаточное использование систем электронных расчетов Интернет-магазинами, что обусловлено низким уровнем доверия граждан к платежным системам подобного рода и слабым развитием электронных банковских систем в регионах.
Наибольшей популярностью среди российских онлайн-магазинов пользуются Ozon.ru (29%), Bolero.ru (27%) и Books.ru (11%) (согласно результатам исследований, проведенным автором данной статьи в 2003 г., всего 128 респондентов)
Способы оплаты и доставки, спектр товаров в Интернет-магазинах
Способы оплаты
Самый популярный способ оплаты - это наличными курьеру. Такой способ оплаты используют все Интернет-магазины, но в нижегородских Интернет-магазинах он практически единственный (см. табл. 1).
Таблица 1. Способы оплаты услуг Интернет-магазинов, % (от числа включенных в обзорную таблицу в Приложении)
Способ оплаты %
Наличные курьеру 100
Безналичный расчет для физических лиц (банковский перевод) 80
Кредитные и дебетовые карты 60
Электронные системы Интернет-оплаты 60
Безналичный расчет для юридических лиц 40
Наложенный платеж (на почте) 27
Почтовый перевод 20
При этом Интернет-продажи уже не могут обойтись без использования современных платежных систем. В настоящее время в России используются следующие виды платежных систем: CyberPlat, ASSIST, Рапида, Instant!, ЭлИТ, PayCash, e-port, КредитПилот, EACCESS, Яндекс. Деньги и WebMoney Transfer (см. табл. 2).
Таблица 2. Способы оплаты услуг Интернет-магазинов, % (по данным опроса)1
Способ оплаты %
Расчет наличными курьеру при получении товара 91
Почтовые, телеграфные переводы 33
WebMoney 31
PayCash (ЯЫех.Деньги) 12
Пластиковые карты 3
Недостаточное развитие информационной индустрии в России объясняет недоверие к Интернет-платежам.
В 2004 г. каталог PriceGrabber.ru и электронный магазин Hfree.ru провели на своих сайтах онлайн-опросы с целью изучения мотиваций пользователей при использовании платежных систем . Согласно результатам исследования, за последний месяц 24% участников опроса потратили в Интернете сумму до 100 у.е., 26% - от 100 до 500 у.е. и еще 6% - более 500 у.е. Постоянно делают покупки 34% опрошенных, иногда покупают в Сети 9% респондентов. Чуть больше 10% никогда не покупали товары через Интернет и не собираются это делать.
Способы доставки
Большинство Интернет-магазинов Рунета пользуются услугами сторонних организаций для доставки товаров конечным пользователям. Нижегородцы используют собственную службу доставки, что обусловлено нехваткой служб профессиональной доставки в регионе, а также дороговизной их услуг (см. табл. 3).
Таблица 3. Способы доставки, % (от числа включенных в обзорную таблицу в Приложении)
Способ доставки %
Курьерская служба 80,0
Собственный курьер 26,7
Почта 46,7
Спектр товаров
Предложение товаров распределилось следующим образом: компакт-диски, видеопродукция, книги, персональные компьютеры и комплектующие, сотовые телефоны. Помимо
1 Согласно результатам исследований, проведенных автором данной статьи в 2003 г.; всего 128 респондентов.
2 К сожалению, организаторы опроса не предоставили информации о количестве опрошенных пользователей и социально-демографическом составе участников. Как и многие онлайн-опросы, данный опрос также не может претендовать на репрезентативность.
лидирующих товаров на рынке розничного Интернет-бизнеса постепенно становятся популярными и товары повседневного спроса: продукты питания, товары бытовой химии, одежда и т.д. В данном случае экономия времени выступает решающим фактором при обращении к услугам Интернет-магазинов (см. табл. 4).
Таблица 4. Основные виды товаров, приобретаемых в Интернете, % (по результатам исследований, проведенных автором статьи, см.выше)
Приобретаемая продукция %
Книги 90
СБ 45
Программное обеспечение и компьютерные аксессуары 29
Аудио-, видеопродукция 26
Сотовые телефоны 24
Компьютеры 15
Другое: расходные материалы, канцелярские принадлежности, бытовая техника, фотооборудование, продукты питания, медицинские товары 3
Аудитория Интернет-магазинов и критерии выбора магазина
Компанией БруЬо§ в 2003 г. было проведено исследование «Статистика российского Интернета», объектом которого стали Интернет-магазины.
Недельная аудитория Интернет-магазинов составила 650 тыс. человек, ежемесячная - 2150 тыс. человек. Треть пользователей проживает вне Москвы и Санкт-Петербурга, для них актуальна проблема доставки товаров. Две трети посетителей Интернет-магазинов просматривают в неделю от 1 до 5 страниц на сайте магазина. Таким образом, реальная аудитория магазинов составляет 200 тыс. человек в неделю.
По результатам пилотного исследования3, основными критериями при выборе Интернет-магазина являются:
■ скорость доставки (31%);
■ цена (26%);
■ ассортимент товаров (21%);
■ сервис (наличие дополнительных услуг, скидки и т.д.) (14%);
■ способ оплаты (7,1%).
По мнению экспертов, постепенно акцент работы крупных российских Интернет-магазинов смещается в сторону совершенствования послепродажного обслуживания, поддержки обратной связи с клиентами. Все это будет способствовать росту доверия пользователей к онлайн-покупкам.
В пилотном исследовании приняли участие 28 экспертов из Нижнего Новгорода - опытные интернет-пользователи, занятые в области информационных технологий. Метод сбора информации - формализованная анкета.
Выводы
Проведенное исследование розничного Интернет-бизнеса позволяет сделать основной вывод: магазинам, специализирующимся на продаже персональных компьютеров и комплектующих, расходных материалов, сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов, целесообразно в дополнение к базовому направлению розничных оффлайновых продаж открывать и Интернет-магазин.
В России в целом (и в Нижнем Новгороде в частности) развитие Интернет-бизнеса пока находится на стадии становления. Тем не менее развитие очевидно.
Так, специально для развития регионального рынка электронной коммерции в Яндекс.Маркете появилась информационно-справочная система по товарам и услугам (http://market.yandex.ru), где для региональных Интернет-магазинов имеется возможность показывать свои предложения пользователям только из того региона, где оперирует данный магазин. Это, несомненно, огромный шаг в развитии региональной электронной коммерции.
В ближайшее время, по прогнозам экспертов, Интернет-магазины крупных российских торговых сетей окажут положительное влияние на развитие Интернет-бизнеса в целом. Бюджет этих компаний позволяет проводить полномасштабные рекламные акции в Интернете наряду с мощной оффлайн-рекламой, что приведет к росту доходов индустрии Интернет-рекламы и даст старт к увеличению количества сайтов, работающих по рекламной модели, и усилению конкурентной борьбы за внимание пользователей.
Подводя итоги вышесказанному, можно смело утверждать, что электронная розничная торговля - одно из перспективных направлений электронной коммерции, способное приносить реальный доход при условии скоординированных действий как в Интернете, так и вне Сети.
Обзорная таблица Интернет-магазинов1
Приложение
URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта
Общероссийские Интернет-магазины
book.ru Книги, CD, видеопродук ция Наличными курьеру; наложенным платежом и по предоплате через банк; по картам Visa, MasterCard, DinersClub, JCB, STB; через платежные системы WebMoney, Яндекс. Деньги, Киберплат, КредитПилот Курьером (Москва, С.Петербург, Калининград); почтой по России По Москве: 36-60 часов; С.-Петербург: 9-12 дней; Калининград: 14-18 дней 53 080 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
ozon.ru Книги, CD, видеопродук ция Предоплата через Сбербанк; предоплата почтовым переводом; пластиковыми картами через платежную систему Assist; наличными курьеру; наложенным платежом. Служба курьерской доставки СПСР, (охватывает более 400 городов России); курьерская служба Озона; почтой по России По Москве: 24 часа; по России: от 2 до 7 дней около 80 тыс. чел. в день (по данным SpyLog)
books.ru Книги, CD, видеопродук ция Наличными курьеру; почтовым и банковским переводом; пластиковыми картами; наложенным платежом; через платежные системы Webmoney и Яндекс. Деньги. Курьером (Москва); почтой по России По Москве: 4 часа; по России: 2 недели 55 993 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
1 Интернет-магазинов (как крупных российских, так и региональных) сейчас очень много, поэтому представить хотя бы большинство из них нет возможности. Однако наиболее интересные, перспективные и реально зарабатывающие деньги на онлайн-продажах общероссийские интернет-проекты представлены в данной таблице. Для сравнения дается информация и о нижегородских электронных магагинах.
URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта
nix.ru ПК и комплектующие Наличными; безналичный расчет Курьерская доставка в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья По Москве: 2-3 часа 166 317 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
sunrise.ru Интернет-карты и карты экспресс оплаты WebMoney, PAYMER, e-port, e-gold, Яндекс. Деньги Через Интернет Мгновенно 141 966 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
foto.ru Фототехника Наличными; банковский перевод Курьерская доставка компанией «Скороход» По Москве, МО: несколько часов; по России курьером: 2-6 дней; по России почтой: от недели и более 237 274 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100
e-shop.ru Игры, игровые приставки, цифровая техника Наличными (Москва, МО); безналичная оплата единой картой e-port, электронными кошельками WebMoney, Яндекс. Деньги и картой STB; пластиковыми картами Visa, MasterCard или Euro Card через систему ASSIST Курьером; почтой По Москве: 1 день; по России: курьером от 2 дней; по России почтой: от 5 дней 43 590 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100
colibri.ru Книги, СБ, ПО Наличными курьеру; наложеным платежом по России; предоплата через банк (STB-CARD, VISA, Em^ard / Mastetórd, JCB, Diners Club); предоплата через платежные системы Яндекс. Деньги, WebMoney, КредитПилот Курьерская доставка; почтой по России; международной почтой за пределы России (предоплата картами VISA, Mastercard / Eurocard и др. или через платежные системы). По Москве: 2-3 дня; по России: 4-28 дней, в среднем 5-9 дней; почтой: 2-3 недели за рубеж: 2-4 недели Около 300 тыс. чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта
sotino.ru Сотовые телефоны Наличными; предоплата (WM и Yandex. Деньги); наложенным платежом Курьерская доставка по России службой СПСР По Москве, С.-Петербургу: 1 день; по России: 3-4 дня 245 596 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
porta.ru Цифровая фото и аудиопродук ция, ноутбуки, видеокамеры Наличными; предоплата через WM безналичный расчет для юридических лиц Курьерская доставка По Москве: 2-4 дня; С.-Петербург: 4-5 дней; по России: 7 дней 153 312 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
bolero.ru Книги, видео, программное обеспечение Наложенным платежом; наличными; пластиковыми картами VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club, JCB, карты российской платежной системы STB через систему ASSIST и скретч-карты e-port через систему CyberPlat; платежные системы Киберплат, WM, Кредит Пилот, Rapida Курьерская доставка; почтой Почтой по России: 2-3 дня; курьером: 1-10 дней 410 027 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
piter.com Книги Наличными; наложенным платежом; банковский перевод; пластиковыми картами VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club, STB Card Курьерская доставка; почтой По Москве: 1 день; почтой по России: от 8 дней 105 742 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
bvttehnika.ru Бытовая техника Наличный расчет; банковский перевод Курьерская доставка По Москве и МО: 1 день; по России: 2 дня Более 90 тыс. чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
mvideo.ru Бытовая техника и электроника Наличными курьеру (Москва, МО); банковский перевод; безналичный расчет для юридических лиц; Курьерская доставка Время согласуется с клиентом 328 950 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта
пластиковыми картами курьеру при доставке (Москва, МО): STB Card, VISA (кроме VISA Electron), Eurocard/MasterCard, Русский Стандарт
telephone.ru Сотовые телефоны Наличными; безналичный расчет (для юридических лиц); наложенным платежом Курьерская доставка по России службами EMS и СПСР По Москве: 1 день; по России: 2-5 дней 86 533 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
tmr.ru Сотовые телефоны Наличными; безналичный банковский перевод; оплата пластиковой картой (Москва); оплата через Яндекс. Деньги (Москва) Курьерская доставка По Москве: 24 часа 149 847 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
swaznov.ru Сотовые телефоны Наличными Курьерская доставка По Москве: 1 день 242 020 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
Нижегородские Интернет-магазины2
dvdkino.ru CD Наличными; безналичный расчет Курьерской службой «Cityexpress» по Н.Новгороду Скорость доставки определяется после согласования заказа 3 472 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
dvdru.ru CD Наличными; наложенным платежом; безналичный расчет (предоплата по счету); WebMoney Курьерская доставка В течение 24 часов при наличии на складе или в течение 10-14 дней при отсутствии на складе; 1859 чел. в месяц ( по данным Rambler's Top 100)
pizza.nnov.ru Пицца Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение 1 часа Нет информации
april.nnov.ru ПК Наличными; банковский перевод Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 5 143 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)
2 Список нижегородских интернет-магазинов см.: http://www.nnov.ru/market
URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта
alidi.ru продовольств енные товары и продукты питания Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: 1 день 65 чел. на 14.10.04 (по данным системы статистики ННРУ3)
bomond.nnov.ru СБ Наличными; банковский перевод; почтовый перевод Курьерская доставка по Н.Новгороду; в другие регионы -почтой По Н.Новгороду: 1 день; в другие регионы: 6-24 дня 594 чел. по данным Spy Log на 14.10.04
cek.ru ПК Наличными; безналичный расчет Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 51 чел. на 14.10.04 (по данным системы статистики ННРУ)
standartamt.nnov.ru Аксессуары к сотовым телефонам Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 13 чел. на 17.10.04 (по данным системы статистики ННРУ)
andreevsky.nnov.ru Непродоволь ственные товары и продукты питания Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 44 чел. на 15.10.04 (по данным SpyLog)
tehataka.ru Бытовая техника Наличными; банковский перевод Курьерская доставка по Н.Новгороду и Нижегородской области По Н.Новгороду: в течение дня 12 чел. на 16.10.04 (по данным системы статистики ННРУ)
3 Городской портал http://www.nn.ru