Научная статья на тему 'Розничная торговля книжной продукцией'

Розничная торговля книжной продукцией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розничная торговля книжной продукцией»

РОЗНИЧНАЯ торговля книжной

ПРОДУКЦИЕЙ

Е.В. АКИЛОВА,

консультант по налогам ЗАО «ВКЯ-Интерком-Аудит»

общие положения

Если товар приобретается для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, то это свидетельствует об оптовой торговле. Если же товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то имеет место розница.

Причем, если при оптовой продаже отношения продавца и покупателя товара регулируются договором поставки, то при розничной торговле они всегда носят характер договора купли-продажи.

Налоговое же определение розницы закреплено в ст. 346.27 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), из положений которой следует, что в целях налогового учета под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет , а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Так как НК РФ содержит понятие «розничная торговля», отличное от приведенного в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), то налогоплательщикам (в целях налогообложения) следует руководствоваться именно налоговым определением. Ведь институты, понятия, термины гражданского законодательства не применяются в налоговых отношениях, если НК РФ определяет эти институты, термины, понятия иначе (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Чтобы понять принципиальное отличие розницы от оптовой продажи воспользуемся нормами гражданского права.

Согласно ст. 492 «Договор розничной купли-продажи» ГК РФ:

«1. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

2. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (ст. 426).

3. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними».

Таким образом, гражданское законодательство содержит ряд критериев, совокупность которых позволяет отличить розничную торговлю от других разновидностей купли-продажи, а именно, характеристики: продавца как стороны договора, предмета его деятельности и товара, подлежащего передаче по договору.

В качестве продавца по договору розничной купли-продажи выступает юридическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, предметом этой деятельности должна являться продажа товаров в розницу.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Определение публичного договора купли-продажи дано в ст. 426 ГК РФ:

«1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие

товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и тому подобные).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны».

Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет выделить сферу применения норм ГК РФ о договоре розничной купли-продажи, так как отношения по поводу товаров, которые могут использоваться только в предпринимательских целях, ими не регулируются (например, промышленное оборудование, строительная техника и т.п.).

Статья 492 ГК РФ не содержит специальных требований к другой стороне договора — покупателю. Поэтому договор розничной купли-продажи возможен как с гражданином, так и с юридическим лицом, если приобретаемые товары не используются последним с целью получения прибыли.

Так как в большинстве случаев в условиях розничной купли-продажи продавец определяет его условия в одностороннем порядке, то на него будут распространяться условия ст. 428 ГК РФ о публичном присоединении:

«1. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

2. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

3. При наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор».

Отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные ГК РФ, регламентируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства РФ.

По общему правилу, установленному ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара:

«Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий».

Иначе говоря, если у покупателя отсутствуют указанные документы, а ему необходимо подтвердить факт заключения договора, а также его условия, то он может прибегнуть к свидетельским показаниям.

Покупатель по договору розничной купли-продажи совершает покупку за свой счет и в своих интересах. При этом продавец обязан предоставить покупателю всю необходимую покупателю информацию о товаре. Кроме того, покупатель до момента заключения договора розничной купли-продажи (т.е. до момента его оплаты) имеет право осмотреть товар. В том случае, если продавцом покупателю не была предоставлена необходимая информация о товаре, он может требовать возврата уплаченной за товар суммы, а также возмещения других убытков (ст. 495 ГК РФ).

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства вид торговли (оптовая или розничная) определяется в зависимости от целей, в которых товар, приобретенный по договору, должен использоваться. При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и завершается у потребителя.

Розничную торговлю можно разделить на несколько видов, в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения:

• розничная торговля через стационарную сеть;

• розничная торговля через передвижную торговую сеть;

• розничная торговля по почте (рассылка товаров по заказам).

учет поступления товаров и правила

ПРИЕМКИ ТОВАРА В ОРГАНИЗАЦИяХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В розничную торговлю книжная продукция поступает для перепродажи от организаций — изготовителей (издательств) и оптовых организаций торговли, ведущих торговлю со складов книжной продукцией.

Книжная продукция, поступающая в розничную сеть, должна иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и т.д.), предусмотренные условиями поставки, а также правилами перевозки грузов. Порядок поступления и правила приемки товаров в розничной и оптовой торговле практически одинаковые. Отметим, что книжная продукция доставляется от поставщика к розничному продавцу в основном автомобильным транспортом. В этом случае движение товара от поставщика к розничному продавцу оформляется товарно-транспортной накладной, которая состоит из двух разделов — товарного и транспортного.

Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименование, адреса и банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки). Также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар. Так как в товарно-транспортной накладной не предусмотрена графа НДС, целесообразно выписать дополнительно накладную по форме № Торг-12, в которой эта графа предусмотрена.

Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

• дату доставки;

• номер автомобиля и путевого листа;

• наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;

• пункт погрузки и разгрузки (указывается при необходимости);

• сведения о грузе (краткое наименование товара; количество мест; вид упаковки; масса). Кроме того, указываются сопровождающие

груз документы, вид упаковки, количество мест.

Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать товароведу (кладовщику), который является материально ответственным лицом покупателя. Товаровед (кладовщик), принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактическим количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.

Учитывая, что товары в розничной торговле доходят до конечного потребителя, особое внимание в организации розничной торговли должно уделяться проверке качества товара. Поэтому книжная продукция до размещения в местах продажи должна пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товара с целью проверки по внешним признакам отсутствия дефектов (полиграфического брака, повреждений) и наличия необходимой информации об издании, а также комплектацию полагающимися приложениями и суперобложкой. Имеющаяся книжная продукция выставляется в торговом зале и вносится в каталоги изданий, имеющихся в наличии. Вместо ценников на изданиях допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания. Продажа по подписке многотомного издания, выходящего в свет отдельными томами, осуществляется на основании письменного договора.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности отражения товара в учете датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности принятия его к учету.

учет книжной продукции в организациях

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ (п. 6 ПБУ 5/01).

При этом организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной (розничной) стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Это указано в п. 13 ПБУ 5/01.

Обратите внимание, указанная норма бухгалтерского стандарта не является императивной (безусловно обязательной) для организаций розничной торговли. Наличие в п. 13 ПБУ 5/01 слова «разрешается» означает, что организация розничной торговли имеет право вести учет товаров как по покупным ценам, так и по продажным. Так как бухгалтерское законодательство предполагает два возможных варианта, то организация торговли должна сама определить метод оценки товаров, предназначенных для розничной продажи, и закрепить свой выбор в приказе по учетной политике.

Планом счетов и Инструкцией по его применению для обобщения информации о движении товарно-материальных запасов, приобретенных в качестве товаров для перепродажи, предназначен счет 41 «Товары». При принятии к учету полученных изданий на склад счет 41 «Товары» дебетуется в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения без НДС.

Сумма НДС по приобретенным книжным изданиям, подлежащая уплате поставщику, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

При учете книжной продукции по продажным ценам организации розничной торговли отражают торговую наценку по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 41 «Товары».

Выручка от продажи книжной продукции на основании п. 5 Положения по бухгалтерскому

учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 является доходом от обычных видов деятельности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99.

По общему правилу, выручка в бухгалтерском учете отражается в момент перехода права собственности на реализуемые товары от продавца к покупателю, т.е. в момент отгрузки. Это означает, что, отгрузив товары покупателю, бухгалтер в учете отразит выручку от реализации товаров, несмотря на то, что оплата от покупателя еще не поступила (отражается дебиторская задолженность покупателя). В отношении же розничной торговли необходимо отметить следующую особенность: момент передачи товара покупателю практически всегда совпадает с его оплатой, так как именно факт оплаты товара покупателем свидетельствует о заключении розничного договора купли-продажи с продавцом.

Мы уже отмечали, что целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Получить эту прибыль в торговле можно, только реализуя товары покупателям. Учет реализации товаров в розничной торговле зависит от того, какие учетные цены на товары применяются: покупные или продажные.

Если товары учитываются по покупным ценам при организации учета по количественно-стоимостной схеме, то валовая прибыль от реализации товаров выявляется автоматически как кредитовое сальдо счета 90 «Продажи» в результате записей по отражению в учете реализации и списанию реализованных товаров. То есть схема точно такая же, как в оптовой торговле.

Если же розничная организация учитывает товары по продажным ценам, то валовая прибыль от реализации товаров определяется расчетным путем. Основными способами такого расчета являются:

• по общему товарообороту;

• по ассортименту товарооборота;

• по среднему проценту;

• по ассортименту остатка товаров.

Рассмотрим каждый из возможных вариантов.

РАСЧЕТ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОКУПНЫХ ЦЕН

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»:

«1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Этотребованиевполной мерераспространяет-ся и на организации розничной торговли книгами, т.е. расчеты с покупателями за книжную продукцию розничный продавец осуществляет непосредственно с применением контрольно-кассовой техники.

В учете операции по реализации отражаются следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Корреспонденция счетов Содержание операции

Дебет Кредит

50 90-1 Получена выручка от продажи книг

90-3 68 Начислен НДС

90-2 41-2 Списана себестоимость реализованных товаров

Списание книжной продукции на реализацию производится одним из возможных методов, перечисленных в п. 16 ПБУ 5/01, а именно:

• методом ФИФО;

• методом ЛИФО;

• по средней стоимости;

• по стоимости единицы — является самым точным, но применяется очень редко в связи со сложностью определения покупной стоимости конкретной единицы товара. Напомним, что избранный метод закрепляется розничной организацией в учетной политике.

В результате на счете 90 «Продажи» автоматически выявляется финансовый результат от продажи книг в розничной организации, ведущей их учет по ценам приобретения.

Как видим, приведенный алгоритм полностью совпадает с определением финансового результата в оптовой торговле. На первый взгляд, все просто. Но самую большую сложность при розничной продаже представляет то, что у продавца нет в наличии документально подтвержденных данных о том, какое книжное издание реализовано и в каком количестве. Ведь чтобы воспользоваться каким-либо из перечисленных методов, необходимо иметь такую информацию. В оптовой торговле этот вопрос решается просто, покупателю выписывается расходная накладная на товар, где указывается наименование товара

и его количество. В рознице же такой документ покупателю не выписывается, выдается только контрольно-кассовый чек, свидетельствующий о том, что покупатель рассчитался за приобретенное книжное издание.

Отметим, что современные книжные магазины используют систему штрих-кодов, в которых содержится вся необходимая информация о продаваемом издании. При такой системе автоматизации контрольно-кассовая техника подключается к базе данных бухгалтерской программы, используемой организацией.

При поступлении книги в розничный магазин ей присваивается внутренний код, где собирается вся информация о ней: указываются поставщик, покупная цена, количество, ставка НДС и т.п. Эта информация вносится в базу данных. Покупатель, взяв книгу в торговом зале, предъявляет ее кассиру, который при помощи сканера передает всю информацию о реализованном издании также в базу данных. При этом на контрольно-кассовом чеке содержится вся необходимая информация о продаже этого издания по розничной цене. В результате компьютерным способом в организации формируется вся необходимая информация о покупной стоимости реализованных книжных изданий. Метод прост и удобен, но воспользоваться им, конечно, могут только крупные книжные магазины, так как такое оборудование стоит достаточно дорого и приобрести его могут далеко не все.

В небольших книжных магазинах для получения необходимой информации о проданном товаре могут применяться следующие способы:

• каждая продажа фиксируется в специальном журнале;

• сохраняются все копии товарных чеков;

• на каждое издание, находящееся в торговом зале, крепится специальный ярлык, который при продаже товара открепляется и сдается в бухгалтерию.

Пример 1. Книжный магазин приобрел в июле партию научной литературы в количестве 500 штук по цене 275 руб., на общую сумму 137 500 руб. (в том числе НДС 10% — 12 500 руб.). В этом же месяце вся партия была реализована на сумму 187 000 руб. (в том числе НДС 10% - 17 000 руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В учетной политике организации отмечено, что книжная продукция (товары) учитывается по покупным ценам; доходы и расходы для исчисления налога на прибыль определяются по методу начисления.

В бухгалтерском учете книжного магазина сделаны следующие записи (табл. 2):

Таблица 2

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции

Дебет Кредит

41 60 125 000 Принята к учета научная литература

19 60 12 500 Отражен НДС, предъявленный поставщиком к оплате

68 19 12 500 Принят к вычету НДС

60 51 137 500 Произведена оплата поставщику книжной продукции

50 90-1 187 000 Получена выручка от продажи партии научной литературы

90-2 41 125 000 Списана стоимость реализованной партии научной литературы

90-3 68-1 17 000 Начислен НДС

90 99 45 000 Отражен финансовый результат от продажи партии научной литературы

Обратите внимание, в связи с изменениями, внесенными в ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ, вступившими в действие с 01.01.2006, применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.

Достаточно товар (работы, услуги), имущественные права принять к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.

РАСЧЕТ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ В РОЗНИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

ИСПОЛЬЗУЮЩЕЙ ПРОДАЖНЫЕ ЦЕНЫ

Те же книжные магазины, которые ведут учет товаров по продажным ценам, определяют в бухгалтерском учете финансовый результат совершенно другим способом. Так как в учете товар (книги) числится по цене, которую платит за его приобретение покупатель, то фактически списание товара на счет 90 «Продажи» производится по продажной цене. Иначе говоря, выручка, поступившая от покупателей, будет равняться сумме, списанной с кредита счета 41-2 «Товары в розничной торговле» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж». Чтобы определить финансовый результат, нужно списать не продажную стоимость товара, а разницу между розничной ценой и ценой приобретения, т.е. сторнировать сумму торговой наценки, отраженной по счету 42 «Торговая наценка». Эту разницу, представляющую валовый доход, в розничной торговле называют реализованным наложением.

После операции сторнирования суммы торговой наценки, относящейся к реализованным товарам на счете 90 «Продажи», образуется кредитовое сальдо, представляющее собой валовый доход от реализации товаров. В бухгалтерском учете

организации, ведущей учет по продажным ценам, для отражения операций по реализации товаров используются следующие проводки (табл. 3).

Таблица 3

Корреспонденция счетов Содержание операции

Дебет Кредит

50 90 Отражена выручка от продажи товаров

90-2 41-2 Списана себестоимость товаров по продажным ценам

90-2 42 СТОРНО! Отражена сумма торговой наценки, относящаяся к реализованным товарам

90-3 68 Начислена сумма НДС

90-2 44 Списаны расходы на продажу

90-9 99 Определен финансовый результат от продажи товаров

Согласно п. 12 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5, реализованное наложение (валовый доход) можно определить несколькими способами, а именно: по общему товарообороту, по ассортименту товара, по среднему проценту и по ассортименту остатка товаров.

Пример 2. ООО «Мир книги» приобрело партию книжной продукции на сумму 49 500 руб. (в том числе НДС 10% — 4 500 руб.) и партию книжной продукции, на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС 18% — 5 400 руб.). Согласно учетной политике организация учитывает товары по продажным ценам. На весь товар установлена торговая наценка 40%.

В бухгалтерском учете ООО «Мир книги» сделаны следующие записи (табл. 4).

Таблица 4

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции

Дебет Кредит

41 60 75 000 Принята книжная продукция от поставщика

19 60 9 900 Учтен НДС по приобретенной книжной продукции

68 19 9 900 Принят НДС к вычету

41 42 30 000 Отражена сумма торговой наценки на товар (75 000 х 40%)

60 51 84 900 Отражена оплата поставщику

50 90-1 63 000 Отражена выручка от продажи товара, облагаемого по ставке 10%

50 90-1 42 000 Отражена выручка от продажи товара, облагаемого по ставке 18%

90-2 41 105 000 Списана учетная стоимость проданной книжной продукции

90-2 42 30 000 Сторнирована торговая наценка, относящаяся к проданной книжной продукции

90-3 68 5 727 Начислен НДС по ставке 10%

Окончание таблицы 4

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции

Дебет Кредит

90-3 68 6 407 Начислен НДС по ставке 18%

90-9 99 17 866 Отражен финансовый результат от продажи товара

Обратите внимание, в связи с изменениями, внесенными в ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 №119-ФЗ, вступившими в действие с 01.01.2006, применение вычета по НДС не обусловлено оплатой поставщикам.

Достаточно товар (работы, услуги), имущественные права принять к учету и использовать в налогооблагаемой деятельности.

ПОСТУПЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОЗНИЧНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ТОРГОВЛИ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Поставщиком книжной продукции в розничной торговой организации может выступать и физическое лицо. Бывает, что розничные организации, осуществляющие торговлю книжной продукцией, организуют закуп книжной продукции у населения. Осуществляя закупки у физических лиц, организация, как правило, заключает с такими физическими лицами договоры купли-продажи. Напомним, что отношения между сторонами по договорам купли-продажи регулируются положениями § 1 гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ. Особенностью такой сделки является то, что одной стороной договора выступает гражданин - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, другой стороной выступает юридическое лицо, поэтому такой договор в обязательном порядке должен иметь письменную форму (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Кроме того, письменная форма договора необходима организации для документального подтверждения произведенных расходов.

При передаче товаров от физического лица представителю торговой организации заполняется закупочный акт. Составляется этот документ в двух экземплярах: один остается физическому лицу, второй сдается в бухгалтерию организации торговли.

Обратите внимание, данный документ должен содержать паспортные данные физического лица - продавца товара, которые заполняются в обязательном порядке. В дальнейшем эти данные будут использованы организацией торговли для подачи сведений в налоговый орган о суммах выплат в пользу физических лиц.

В торговой организации для осуществления операций по закупу товаров у населения приказом руководителя обычно назначается ответственное лицо, с которым организация в обязательном порядке заключает договор о материальной ответственности. Такое требование изложено в п. 7.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.

Ответственному лицу выдается в подотчет определенная сумма денежных средств, которое самостоятельно рассчитывается с физическими лицами.

По окончании расчетов подотчетное лицо должно предоставить в бухгалтерию авансовый отчет о действительном использовании денежных средств с приложением закупочного акта и копии накладной о сдаче товара на склад организации.

Обратите внимание, выдать следующую подотчетную сумму организация вправе только при условии, что подотчетное лицо полностью рассчиталось по ранее выданным ему суммам.

На основании полученного авансового отчета бухгалтер торговой организации отразит в учете поступление книжной продукции. Напомним, что на основании п. 5 ПБУ 5/01 товар принимается к учету по фактической себестоимости.

В соответствии с требованиями налогового законодательства физические лица не являются плательщиками НДС, поэтому товар, приобретенный у данной категории поставщиков торговой организации, не содержит «входного» НДС.

Пример 3. ООО «Дом книги» занимается розничной продажей книжных изданий. В сентябре через подотчетное лицо организация закупила у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, издания художественной литературы в количестве 10 книг по цене 250 руб. за книгу.

В бухгалтерском учете ООО «Дом книги» данные операции отражены следующим образом (табл. 5).

Таблица 5

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции

Дебет к|К"Ш1

71 50 2 500 Выданы из кассы денежные средства подотчетному лицу

41 71 2 500 Приняты к учету издания, приобретенные через подотчетное лицо

Обратите внимание, торговая организация, приобретающая у населения книжную продукцию, не обязана удерживать и перечислять в бюд-

жет НДФЛ с сумм, выплачиваемых физическим лицам за приобретаемое у них имущество. Физические лица делают это самостоятельно, однако, осуществляя выплаты физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, организация обязана подать в налоговый орган сведения о размере выплаченных сумм.

особенности налогообложения

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КНИЖНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

У розничных книжных магазинов зачастую возникают сложности, связанные с налогообложением. Особенно в отношении НДС, так как указанная категория налогоплательщиков НДС одновременно реализует книжную продукцию с разными налоговыми ставками (10 и 18%).

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом обложения НДС. Налоговая база при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ с 01.01.2002 при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера, налогообложение производится по налоговой ставке 10 %. При реализации иной книжной продукции налогообложение производится по налоговой ставке 18 % (п. 3 ст. 164 НК РФ).

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиком при реализации товаров различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых НДС по разным ставкам. В связи с этим к субсчету 90-1 «Выручка» могут быть открыты субсчета второго порядка, например:

• 90-1-1 «Выручка от продажи книжной продукции, облагаемая НДС по ставке 10%»;

• 90-1-2 «Выручка от продажи книжной продукции, облагаемая НДС по ставке 18%».

В данном случае общая сумма НДС при реализации книжной продукции представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли определенных налоговых баз. Это определено ст. 166 НК РФ.

организация кассовых операций в организациях розничной торговли

Особое место в операциях розничной торговой организации занимают кассовые операции, так как основная часть выручки поступает у данных организаций через кассы.

Торговая организация для приема, хранения, выдачи денежных средств должна иметь кассу. Порядок организации кассы и учета наличных денежных средств устанавливается письмом Центрального банка РФ от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Так как в розничной торговле очень часто встречаются нарушения, связанные именно с кассовыми операциями, то руководителям и главным бухгалтерам необходимо иметь четкое представление об организации кассового хозяйства в организации. Ведь из-за того, что вероятность злоупотреблений на данном участке максимальна, именно касса в организации подвергается различным видам проверок как со стороны налоговых органов, так и других видов контроля.

Мы уже не раз подчеркивали, что розничные организации торговли осуществляют расчеты с населением за товары, работы и услуги с обязательным применением контрольно-кассовой техники. Такое требование выдвигается Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Нарушение требования законодательства чревато для организации достаточно высокими штрафными санкциями. Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальныхраз-меров оплаты труда».

Обратите внимание, розничным организациям торговли, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, стоит обратить внимание на письмо ФНС России

от 27.12.2004 № 22-0-10/1964@ «О порядке применения отдельных положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации».

Положения указанного документа будут интересны субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю одновременно через стационарные объекты розничной торговли с площадями торгового зала более и менее 150 м2.

До появления указанного документа субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, не подлежали переводу на «вмененку», если хотя бы один из объектов розничной торговли превышал критерий, установленный п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Иначе говоря, если субъект предпринимательства осуществлял розничную торговлю одновременно через несколько торговых точек и площадь торгового зала в одной из них превышала 150 м2, то субъект хозяйственной деятельности должен был

использовать только традиционную систему налогообложения.

Своим письмом ФНС России от 27.12.2004 № 22-0-10/1964@ разъяснила, что положения гл. 26.3 НК РФ не ставят возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в зависимость от осуществления налогоплательщиком аналогичной деятельности в объектах розничной сети с площадью торгового зала более 150 м2.

А это фактически означает возможность перевода организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, в том числе через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 м2, на систему налогообложения в виде ЕНВД. Причем сделать это можно начиная с 01.01.2005 без пересчета налоговых обязательств за период применения иных режимов налогообложения.

Более подробно с вышерассмотренными вопросами Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «Б^-Интерком-Аудит» «Книги от производства до списания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.