3. Teatral'nye profili № 7. Illyustrirovannyy gid po amerikanskim nekommercheskim professional 'nym teatram [The Illustrated Guide to America's Nonprofit Professional Theatres]. NYC, Theatre Communications Group Publ., 1986. 199 p. (In Eng.).
4. Teatral'nye direktorii 2006-2007 [Theatre Directory 2006-2007]. NYC, Theatre Communications Group Publ., 2007. 280 p. (In Eng.).
УДК 7:78.075
РОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЛЕГЕНДЫ: К ИСТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Крыловская Изабелла Ильинична, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры культурологии и искусствоведения, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, РФ). E-mail: belcanto@bk.ru
Статья посвящена изучению одной из проблем в истории Хабаровского краевого музыкального театра - установлению верной даты его основания. Исследование архивных источников помогло опровергнуть принятую дату - 1926 год и позволило установить новую - 1 сентября 1932 года, когда был издан приказ о стационировании музыкального и драматического театров Дальневосточного края. Выявленные и представленные в исследовании новые архивные документы позволяют это подтвердить, что способствует достижению цели исследования - внесению коррективов в историю российского дальневосточного музыкального театра. Параллельно ставится новая задача - выявление причин, породивших бытующую сегодня версию истории основания Хабаровского краевого музыкально театра. Для её реализации изучены внутренние документы театра - финансовые отчёты, штатные расписания, приказы по театру. В результате, опираясь на методы источниковедческого анализа и некоторые принципы биографического метода, сформированы выводы о том, что подлинная дата была известна в театре и «забыта» сознательно, рождение театральной легенды о новой дате основания музыкального театра в Хабаровске было продуманной акцией для вывода театра из кризиса в 1951 году, принятая сегодня дата основания - 1926 год - не подтверждается никакими официальными документами.
Ключевые слова: музыкальный театр, театр музыкальной комедии, театр оперетты, музыкальная культура Дальнего Востока, Хабаровский музыкальный театр, театральный юбилей.
BIRTH OF THE THEATRICAL LEGEND: TO HISTORY OF THE KHABAROVSK REGIONAL MUSICAL THEATRE
Krylovskaya Izabella Ilyinichna, PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor of Department of Culturology and Art Criticism, Far East Federal University (Vladivostok, Russian Federation). E-mail: belcanto@bk.ru
Studying the history of the Khabarovsk Regional Musical Theater, the author has revealed discrepancy of the accepted date of the basis 1926 and dates which are specified in archival documents. The research of archival sources helped to determine the exact date, September 1, 1932 when a document on reorganization of musical drama theater and drama theater of the Far East region issued. The undertaken research undertaken by the author to change an old paradigm. The established new data promoted achievement of goals of a research: introduction of amendments into history of the Russian Far East Musical Theater. For scientific community, the new archival documents confirming the author's position are submitted. There was an established fact that theater organization was in 1932 but some circumstances forced to forget and invent about it a new theatrical
legend. The new task: identification of the reasons which have generated the version of history of foundation of regional musically theater of Khabarovsk occurring today is in parallel set. For realization of theater internal documents: financial statements, staff lists, orders on theater are studied. One of the assumptions made by the researcher is a decision of the theater to celebrate the 25th Anniversary of the foundation. In one of theater orders for 1951 a confirmation of this hypothesis has been found. The theater directorate has appointed commission of incompetent workers who on the basis of enough doubtful materials have made the historical chronicle of theater. As a result of the analysis of all available documents and facts, the conclusions about that original date was known in theater and "is forgotten" consciously have been created. The birth of a theatrical legend of a new date of foundation of Musical Theater in Khabarovsk was a deliberate action for a conclusion about a theater foundation in 1951. The date accepted today isn't confirmed as 1926 by any of the official archival documents existing today.
Keywords: musical theater, theater of the musical comedy, operetta theater, musical culture of the Far East, Khabarovsk Musical Theater, theatrical anniversary.
Необходимость изучения проблемы верного исчисления «возраста» Хабаровского краевого музыкального театра1 продиктована не только серьёзными и небезосновательными сомнениями автора в истинности принятой сегодня даты его основания (1926)2. В минувшем 2016 году театр праздновал 90-летний юбилей, в ознаменование которого были проведены концерты и вышла яркая книга, написанная с огромной любовью к театру и его людям Т. С. Бабуровой - заслуженным работником культуры РФ, руководителем литературного отдела театра [1]. Причиной обращения к заявленной теме является в том числе осознание огромной ответственности за иную точку зрения в вопросе верного указания даты основания театра, ломающую многолетнюю парадигму, и её важности для изучения истории музыкальной культуры Дальнего Востока России. Ещё одна не менее существенная причина - выявленные новые документы в архивах Владивостока и Хабаровска, подтверждающие позицию автора статьи. Полагаем, что доведение содержания упомянутых материалов до широкой научной и театральной общественности, поможет внести значительные коррективы также и в историю музыкального театра Дальнего Востока России, что соответствует цели предпринятого исследования. Основу методологии при этом составляют источниковедческие методы и некоторые принципы биографического метода, которые, по убеждению
1 До 2008 года назывался Хабаровским краевым театром музыкальной комедии.
2 Начало было положено автором в статье «Проблема театрального юбилея: к истории Хабаровского краевого музыкального театра» (см. [5]).
автора, вполне могут служить инструментарием при изучении истории становления учреждений культуры и искусства, в том числе театров.
Решающим документом для установления даты основания музыкального театра Хабаровска для нас является приказ Дальневосточного краевого Управления театрально-зрелищными предприятиями (ДВК УТЗП или УЗП) № 191 от 22.08.1932 о стационировании музыкального и драматического театров в конкретных городах Дальневосточного края (ДВК), а также приказ по ДВК УЗП № 193 от 1.09.1932, регламентирующий финансовую сторону процесса стационирования этих театров. В виду важности обоих документов полагаем возможным привести их почти целиком. Приказ № 191 от 22.08.1932: «§ 1. С 1/1Х с. г. (сего года, то есть 1932 года - И. К.) стацио-нируются театры (курсив наш. - И. К.): Музыкальный - в г. Хабаровске и Драматический в г. Владивостоке. §2. Состав драматической труппы и имущество перевезти из Никольск-Уссурийска (ныне г. Уссурийск. - И. К.) во Владивосток до 10/1Х. § 3. Директорам музыкального и драматического театров произвести обмен имуществом по описям и с оценкой стоимости» [10, д. 8, л. 49 об.]. Приказ № 193 от 1.09.1932: «§4. Произвести все расчёты с дебиторами и кредиторами по музтеатру в г. Владивостоке и драматическому театру в Хабаровске по состоянию на 1.09. с. г. (то есть - 1932 года. - И. К.), а также открыть и закрыть соответствующие рассчета в госбанке и законченные денежные документы и делопроизводство отправить по принадлежности» [10, д. 8, л. 51]».
Момент стационирования был важен и для драматических театральных трупп, поэтому счи-
тался отправным для установления даты основания. Подтверждающим примером может служить публикация Филимонова А. В. о драматическом театре г. Пскова, дата основания которого исчисляется с момента постановления партийных органов о его стационировании и создании постоянной труппы - с 1939 года [12, с. 108]. В данном случае уместно и необходимо обратиться и к истории Владивостокского драматического театра им. М. Горького, предтечей которого в середине 20-х годов ХХ века была передвижная труппа и который стационировался (согласно вышеуказанному приказу по ДВК УЗП) с 1 сентября 1932 года вместе с музыкальным театром. Достаточно обратиться к сайту Владивостокского драм-театра им. М. Горького3 и прочитать о том, что творческий путь его начался 3 ноября 1932 года спектаклем «Улица радости» Н. Зархи4. Там же размещена верная, на наш взгляд, и очень корректно поданная информация о том, что театр возник не на «голом» месте [7], потому что уже в начале ХХ века Владивосток имел отдельное театральное здание, где играли драматические труппы. Если же придерживаться логики интерпретации своей истории музыкальным театром Хабаровска, то следует признать, что и Владивостокский драмтеатр может вполне отметить более чем вековой юбилей, учитывая, что драматические труппы работали в городе с начала ХХ века. Однако в нынешнем 2017 году театр им. М. Горького г. Владивостока отмечает свой 85-й сезон (а не 91-й), что вполне соответствует документам.
Продолжая разговор о музыкальном театре ДВК и немного опережая ход изложения, отметим, что окончательная специализация театра (именовавшегося уже после 1932 года в соответствии с местом постоянной «прописки» - Хабаровским) в определённом жанре, а именно -
3 Полное название сегодня - Приморский академический краевой театр имени М. Горького. Имя писателя было присвоено театру в том же 1932 году.
4 Сезон 1932/33 года во Владивостокском драматическом театре им. М. Горького на самом деле открылся
1 ноября премьерой пьесы А. Н. Афиногенова «Страх». Эти сведения автор обнаружил в местной периодике за
1932 год [3, с. 4] в процессе сотрудничества с коллегами из драмтеатра им. М. Горького и оказания консультативной помощи по поиску документов для подготовки празднования 85-летнего юбилейного сезона.
оперетте, произошла в 1933 году, что будет следовать из приведённых далее документов. Сформированный при Владивостокской бирже труда в 1926 году передвижной коллектив безработных артистов комической оперы работал в первом сезоне как опереточный. Но уже следующий сезон труппа была набрана смешанная и называлась во всех документах «оперо-опереточной». В таком виде набирающийся каждый сезон передвижной коллектив просуществовал почти до конца сезона 1932/33 года.
С середины 20-х и до конца 30-х годов ХХ столетия по всей стране шёл интенсивный процесс приведения театров оперетты к государственному статусу. В связи с этим в официальных документах появился специфический термин-неологизм, характеризующий данный процесс -«огосударствление». Его и ряд других новых слов, применяемых к театральной жизни, приводит во вступительной статье к библиографии оперетты в ХХ веке А. Г. Колесников [6, с. 5]. Он же пишет о том, что в указанный период шло сложение профессионального, цехового языка и создавался аппарат управления культурой: «Закладываются основы, на них будет возведена единая система эффективного контроля и руководства, централизующего, властно замыкающего на себе театральные проблемы» [6, с. 5]. Переход опереточных антреприз в новую форму регулярного театра был стимулирован примером Московского театра оперетты в 1927 году. Он стал первым государственным театром, утвердившим, как пишет А. Г. Колесников, идею стациониро-вания, начав процесс и став тем центром, «от которого пошли "круги по воде"» [6, с. 6]. Учитывая, что самым быстрым техническим каналом передачи информации в те годы был лишь телеграф, с помощью которого, однако, невозможно было качественно поделиться театральным опытом, можно сказать, что Дальнего Востока России упомянутые «круги» достигли относительно быстро - за 5 лет, опередив Сибирь5. Необходимо также вспомнить, что официально процесс стационирования театров был санкционирован приказами Комитета по делам искусств при СНК СССР от 4 апреля 1937 года и от 27 апреля 1938
5 В статье А. Г. Колесникова приведённая дата основания Хабаровского театра музыкальной комедии - 1938 год - является неверной [5, с. 8].
года. «О стационировании театральных трупп», то есть уже после того, как практика обнаружила и буквально диктовала необходимость применения этой меры на государственном уровне.
Решение ДВК УТЗП о стационировании театров за 5 лет до выхода правительственного постановления было очень серьёзным событием в театральной жизни региона, и автор посчитал, что подобное событие не могло не найти отражение в документах самого Хабаровского музтеатра. Поэтому дальнейшие поиски были связаны с необходимостью обнаружения подтверждающей информации. И это вполне удалось. В приказе по театру № 78 от 1 сентября 1932 года в § 1 записано: «Ввиду стационирования (курсив наш. -И. А".] музыкального театра в г. Хабаровске, с сего числа вступил в обязанности вр. директора Хабаровского Городского театра»6. В качестве основания для данного приказа указан упомянутый выше приказ по ДВК УЗП № 191 от «22/8 с.г.» (то есть 1932 года) [2, д. 2, л. 49 об.]. В жизни театра начинают происходить некоторые изменения, о чём свидетельствует приказ по театру № 80 от 9 сентября 1932 года: «§ 1. Вследствие реорганизации (курсив наш. - И. К.) музыкального театра ликвидируются уроки по преподаванию пения, а также сокращается имеющаяся по штату должность преподавательницы пения» [2, д. 2, л. 51 об.].
Самым серьёзным открытием для нас стало понимание, что принятая сегодня дата основания Хабаровского краевого музыкальной театра -1926 год - является, своего рода, «соцзаказом». Основанием к такому умозаключению послужили бухгалтерские документы театра, в которых, как все понимают, нет места выдумке, поскольку это документы строгой отчётности. Именно они зафиксировали процесс рождения легенды об основании Хабаровского краевого театра музыкальной комедии в 1926 году. Обратившись к годовым финансовым отчётам за 40-е годы, обнаружили ещё один ошеломляющий факт: в театре знали, что он организован в 1932 году. Для подтверждения достаточно открыть первые страницы объяснительных записок к годовым финансовым отчётам театра за 1943 [2, д. 18, л. 21], 1944
[2, д. 21, л. 10], 1947 [2, д. 24, л. 22] и 1948 [2, д. 24, л. 40] годы. Все они начинаются абсолютно одинаковой констатацией: «Хабаровский краевой театр музыкальной комедии организован в 1932 году (выделенный курсив наш. - И. К.), зарегистрирован в хабаровском крайфо. Типовое положение театра утверждено Краевым отделом по делам искусств в гор. Хабаровске 23 сентября 1938 года».
Но уже в следующем - 1949 году - происходит что-то существенное, резко изменившее положение дел, потому что в объяснительной записке к годовому финансовому отчёту театра уже читаем, что «Театр музкомедии организован в 1926 году» (выделенный курсив наш. - И. К.) [2, д. 33, л. 11]. А в объяснительной записке к отчёту за 1953 год обнаруживается новая версия: «Хабаровский театр музыкальной комедии стационарное театрально-зрелищное предприятие образовавшееся в 1927 году, работает в собственном помещении, зрительный зал театра располагает 863 местами»7 (выделенный курсив наш. - И. К.) [2, д. 53, л. 54]. Именно эти два отчёта зафиксировали момент «забвения» подлинной истории и рождения новой театральной легенды. Оставалось выяснить детерминанту данного процесса.
Продолжая изучать финансовые отчёты, сметы и штатные расписания театра, начиная с середины 30-х и до конца 40-х годов ХХ столетия, обнаруживается характерная тенденция: к началу 50-х годов в штатном составе артистического персонала наблюдалась большая нестабильность и сокращение численности работников. В годы Великой Отечественной войны удавалось удерживать достаточный штат, вполне вероятно, за счёт эвакуированных артистов. После окончания войны начался естественный отток населения, что сказалось и на кадровом обеспечении театров. Сложность обуславливалась также трудным экономическим и хозяйственным положением, характерным в целом для всей страны в послевоенные годы и для её Дальнего Востока8. Театр музкомедии переживал в эти годы кризис - терял зрителя, нёс существенные убытки. Несмотря на то, что хабаровская оперетта всегда поддерживалась властями, полагаем, что именно в этот период руководству театра были даны весьма настоятель-
6 ВРИО директора хабаровского городского театра Приказом № 158 по ДВК УЗП от 02.03.1932 с 01.03.1932 был назначен Александр Филиппович Ахтель [10, д. 8, л. 39].
7 Здесь и далее в архивных документах сохранена пунктуация и орфография оригинала.
8 Динамику формирования штата Хабаровского музыкального театра см. в статье автора [4].
ные рекомендации по исправлению положения. Необходим был какой-то стимул, толчок, чтобы вернуть в театр публику. К тому же в тяжёлые послевоенные годы хотелось больше радостных событий, чтобы поддерживать дух советских людей в деле послевоенного восстановления страны. Не исключено, что в контексте существующего положения дел в театре к концу 40-х годов и возникла идея (несомненно инициированная и стимулированная «сверху») устройства такого праздника.
Подобные предположения также имеют под собой основание. Необходимо вспомнить о приказе Наркомпроса РСФСР № 888 от 16 ноября 1934 года, регламентирующем празднование юбилеев театрами по истечении 10, 25, 50 и 100 лет [5, с. 107]. О нём, скорее всего, и вспомнили в театре или в руководящих органах. Первая юбилейная дата (10 лет) была далеко позади, даже если принимать в расчёт сомнительный 1926 год и документальную дату - 1932 год. Но второй юбилей - 25 лет - можно было вполне отметить уже в ближайшем 1951 году, а для этого и необходимо было математически обозначить 1926 год как точку отсчёта. В нашей публикации 2016 года [5] было констатировано, что музыкальные антрепризы, ставившие оперетту, функционировали как в Хабаровске, так и во Владивостоке и ранее 1926 года, но под приказ 1934 года они не попадали, так как были частными, то есть несоветскими.
Подтверждением нашего предположения о стремлении приблизить юбилей вновь послужили внутренние документы театра. Обратившись к книге приказов за 1951 год, был обнаружен единственный, но весьма информативный документ - приказ № 182 по Хабаровскому краевому театру музыкальной комедии. Число издания приказа не указано (нередкая небрежность в театральных документах), есть только месяц -октябрь и год - 1951. Предыдущий приказ № 181 датирован 27 октября 1951 года, а последующий № 183 - 30 октября 1951 года. Поэтому приказ № 182 следует считать изданным либо 27 октября - в субботу, либо между этими датами, скорее всего, 29 октября в понедельник. Содержание документа подтверждает предположение, что театр ознаменовал начало сезона 1951/52 года празднованием своего 25-летнего юбилея: «В связи с подготовкой проведения 25-ти летнего юбилея театра, создать внутри коллектива инициативную группу - комиссию по подбору имеющихся в
распоряжении театра и отдельных работников, исторического материала (фотографии, афиши, рецензии и т. д.), отображающих развитие и становление театра за 25-ти летний период. Поручить инициативной комиссии написание хронологической истории театра, на основании всех имеющихся материалов (курсив наш. - И. К.)» [2, д. 39, л. 105].
Первое, на что следует обратить внимание, -«исторический материал» собирали у работников театра, а в качестве такового были использованы фотографии, афиши и рецензии. Следует отметить, что фотографии - весьма сомнительный документ, на котором даты в то время выставляли либо от руки, либо они отсутствовали, афиши также зачастую публиковались без указания года, поскольку анонсировали постановки в конкретный сезон, и год a priori подразумевался текущий и поэтому не указывался. Рецензии могли быть просто вырезаны из газетной полосы, где не значились дата и номер выпуска, если их специально не подписывали от руки. И на основе таких зыбких источников комиссии поручили «написание хронологической истории театра». Книги приказов по театру9 стали вестись только с 1929 года. Другие документы, которые объективно не были доступны работникам театра, но которые могли прояснить театральную историю, следовало искать во властных структурах и в Управлении театрально-зрелищными предприятиями края. Но, судя по всему, в оставшейся номинации исторических документов «и т. д.», они не подразумевались. Из собранных материалов, как следует далее из приказа, надлежало оформить выставку «для ознакомления широкого круга зрителей с историей театра» [2, д. 39, л. 105].
Второй факт, на который следует указать, -это сам состав комиссии, приведённый в заключении приказа. Мы не увидели в нём никого, кто бы мог в соответствии со своим образованием или положением в театре взять на себя такую серьёзную ответственность, как составление обоснованной исторической хронологии театра. Должности членов комиссии были установлены по упомянутой книге приказов за 1951 год, а также по имею-
9 Под словом «театр» в то время подразумевалось театральное дело или предприятие, входящее в краевое театральное объединение, а не отдельное стационарное театральное учреждение, специализирующееся в конкретном театральном жанре.
щимся в распоряжении автора архивным спискам художественного и обслуживающего персонала Хабаровского театра музкомедии. В состав комиссии вошли: артист балета Шаповалов В. В., заведующий электрическим цехом Резниченко Г. И., артист оперетты Н. Д. Молчанов, артист оркестра М. Ф. Ягодкин, кассир билетной кассы Югас А. А. Председателем комисси был назначен артист оркестра - трубач Г. А. Тотенцейхнер, секретарём - секретарь-машинистка и по совместительству заведующая кадрами Л. Л. Богданова [2, д. 39, л. 105]. Из всех членов комиссии (впрочем, как и из всех работников театра в 1951 году), кто мог бы что-то вспомнить о создании и деятельности в 1926 году передвижной труппы Первого Дальневосточного коллектива безработных артистов комической оперы10 (а не театра оперетты), был только трубач Г. А. То -тенцейхнер, который числился в списке состава труппы оперетты за 1926 год [11, д. 19, л. 153]. Следующий «по старшинству» идёт артист Н. Д. Молчанов, зачисленный в передвижную труппу в качестве героя-баритона в мае 1930 года приказом № 135 по ДВК УЗП [10, д. 8, л. 13]. Менее всех принести пользу в составлении хронологии могла заведующая кадрами и секретарь-машинистка Л. Л. Богданова, которая, как удалось установить из книги приказов за 1951 год, была принята на работу 24 мая 1951 года.
Дальнейшее изучение документов архива позволило установить, что несмотря на выход официального приказа о стационировании театров в сентябре 1932 года, окончательно процесс утверждения Хабаровского музыкального театра именно как стационарного театра музыкальной комедии завершается лишь осенью 1933 года, то есть только в сезон 1933/34 года театр начал свою деятельность в новом качестве. Свидетельством тому - обнаруженный новый документ, запечатлевший особенности оформления трудовых отношений с работниками театра, которые курировал профсоюз.
Каждый сезон, набрав новую труппу, дирекция театра обязана была составить и утвердить новый коллективный договор. 8 января 1933 года Крайисполком своим постановлением, как сле-
10 Так назывался передвижной коллектив из безработных артистов, созданный при владивостокской бирже труда в 1926 году, чтобы помочь артистам после распада частных антреприз.
дует из телеграммы Краевого союза работников искусств (Крайрабис) № 434 от 10 апреля 1933 года к руководителям местных органов власти, передал в ведение горсоветов все театры со всеми расходами и приходами, а также обязал местные органы ускорить процесс подписания коллективных договоров с работниками театров [8, д. 8, л. 9]. Часть сезона - с мая и до начала сентября 1933 года - труппа Хабаровского музыкального театра работала во Владивостоке, поэтому вопросами подписания колдоговора надлежало заниматься местному комитету профессионального союза Рабис, куда 20 июля 1933 года поступило письмо от председателя месткома музыкального театра Мельника. В нём он просит отложить на месяц - полтора вопрос о заключении коллективного договора с музыкальным театром. Причины он указывал следующие: весной 1933 года театр ещё представлял собой соединение коллективов оперы и музыкальной комедии, а в указанном сезоне уже началась реорганизация в одну музыкальную комедию. Смешанный коллектив был сформирован ранее 1 сентября 1932 года, когда вышел приказ о стациониро-вании. К этому времени уже были заключены трудовые договора, и артистическому составу необходимо было просто дать возможность доработать сезон на принятых условиях этих договоров. Кроме того, реорганизация, как указывает Мельник, должна была затронуть не только артистический, но оркестровый и балетный составы, а они в музкомедии отличаются от таковых в опере. По окончании сезона из артистического состава, таким образом, ожидался отток большой группы работников, что заставило бы после подписания колдоговора уже через 1-1,5 месяца заключать новый, что было нецелесообразным. Не было смысла подписывать этот документ и для новых, и остающихся работников, поскольку не был утверждён сам штат будущего театра музкомедии. А составы его также могли быть разными, в зависимости от финансовых возможностей учредителя. Так, например, могли выделить вакансии для полного состава музкоме-дии, в которой должно быть 3 артиста в амплуа комика, но могли ограничиться и двумя, могли выделить отдельные вакансии для лирической, лирико-каскадной героинь и субретки, но могли выделить штат только для лирико-каскадной
героини и субретки. В такой ситуации, считал Мельник, лучше дождаться окончательных сведений о составе будущей музкомедии, а до этого -руководствоваться Трудовым кодексом, тарифным соглашением и индивидуальными трудовыми договорами [8, д. 9, л. 165].
На данном этапе полагаем, что процесс установления точной даты основания Хабаровского краевого музыкального театра вполне завершён. Итоговыми выводами проведённого исследования могут быть следующие положения:
1. 1926 год, указанный в качестве отправного в организации Хабаровского краевого музыкального театра, - дата мифическая, она была удобна для исчисления юбилейной даты и давала возможность отметить её в 1951 году. Сбор документов к юбилейной выставке и составлению исторической хронологии театра был поручен группе совершенно неквалифицированных людей, получивших отправную установку собирать документы именно с этой даты - 1926 года - для празднования 25-летия театра.
2. В театре были знакомы с приказом 1932 года о стационировании и знали, что Хабаровский краевой театр музыкальной комедии организован в 1932 году, о чём свидетельствуют ряд финансовых документов и приказов по театру. Следовательно, верная историческая дата была заменена сознательно.
3. Пользуясь сегодняшней терминологией экономического рынка, можно сказать, что, санкционируя создание новой театральной легенды, дирекция театра, по сути, применила маркетинговую технологию промоутерства по продвижению театра и его продукции для преодоления кризисной ситуации в конце 40-х - начале 50-х годов, что вполне удалось.
4. Опираясь на приказ от 1 сентября 1932 года, Хабаровский краевой музыкальный театр так же, как и краевой драматический театр им. М. Горького г. Владивостока в настоящем 2017 году должен отмечать свой 85-летний юбилей. После 1932 года в наименовании музыкального театра ДВК начинает фигурировать топоним «хабаровский», с ним в сезон 1933/34 года театр начинает фигурировать в списке театров краевого значения [5, с. 107]. Однако, строго говоря, Хабаровский краевой музыкальный театр «моложе» Владивостокского драмтеатра на 1 год,
поскольку только осенью 1933 года определилась его окончательная жанровая специализация как театра оперетты и музыкальной комедии. Но данное обстоятельство следует отнести к проблемам реорганизации и вести исторический отсчёт всё же с 1 сентября 1932 года, как об этом свидетельствуют официальные архивные документы.
5. В принятой сегодня версии истории Хабаровского краевого музыкального театра постоянно фигурирует ссылка на некое постановление Дальревкома или Дальневосточного исполнительного комитета (Далькрайисполком, ДКИК) от 18 мая 1926 года об организации в Хабаровске театра оперетты1 1 . Ознакомившись с документами фонда Р-2413, опись 4 («Дальневосточный краевой исполнительный комитет») в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока, со всей ответственностью заявляем, что в протоколе № 12 от 18.05.1926 заседания президиума ДКИК зафиксировано только постановление «о предоставлении Дальневосточному краевому отделу народного образования (Далька-райОНО или КрайОНО12) некоторых особых прав и полномочий». Эти полномочия касались передачи КрайОНО прав Главного репертуарного комитета (Главреперткома) [9, д. 58, л. 16, 175]. А на заседании президиума ДКИК 24 августа 1926 года в дополнение к постановлению от 18 мая 1926 года «было признано необходимым организовать Театральное объединение в ДВК» (курсив наш. - И. К.), а не театр оперетты, сосредоточив управление им в ДалькрайОНО. Подразумевало это постановление, как следует из документа, «планомерное обслуживание театральными труппами объединения городов Владивостока, Читы, Благовещенска и Хабаровска» (курсив наш. - И. К.) [9, д. 9, л. 4; д. 43, л. 135]. Иного документа от 18 мая 1926 года, подтверждающего организацию именно театра оперетты, именно в указанном году и именно в Хабаровске, среди официальных документов не выявлено.
11 Данная информация была размещена на муляжах афишных тумб в фойе театра во время проведения юбилейных концертов в ноябре - декабре 2016 года.
12 ДалькрайОНО был головным управлением, в структуре которого было организовано Управление театрально-зрелищными предприятиями, в непосредственном ведении которого, в свою очередь, находились все театры края.
Литература
1. Бабурова Т. С. И в сердце остался след... Театральная летопись. -Хабаровск, 2016. - 248 с.
2. Государственный архив Хабаровского края. - Ф. Р-772. - Оп.2.
3. Красное знамя. - 1.11.1932 // Гос. архив Примор. края. - № 247. - 4 с.
4. Крыловская И. И. Оркестр Хабаровского краевого музыкального театра как часть истории развития театрального дела на Дальнем Востоке России // Приоритетные направления развития образования и науки: мат-лы XII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2017 года). В 2 т. Т. 1.- Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. - С. 60-69.
5. Крыловская И. И. Проблема театрального юбилея: к истории Хабаровского краевого музыкального театра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопр. теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 9 (71). - C. 101-108.
6. Оперетта в России и СССР в ХХ веке: библиография / авт.-сост. и авт. вступ. ст. А. Г. Колесников; ред.-сост. Е. И. Якубовская. - М.; Екатеринбург, 2013. - 292 с.
7. Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gorkytheater.ru/Theater (дата обращения: 17.01.2017).
8. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (далее - РГИА ДВ). - Ф. Р-666. - Оп.1.
9. РГИА ДВ. - Ф. Р-2413. - Оп. 4.
10. РГИА ДВ. - Ф. Р-2480. - Оп. 1.
11. РГИА ДВ. - Ф. Р- 2534. - Оп. 1.
12. Филимонов А. В. Организация и первые шаги стационарного театра в Пскове (1939-1941) [Электронный ресурс] // Псков: науч.-практ., ист.-краевед. журн. - Псков: Псковский гос. ун-т, 2013. - № 38. - С. 107-118. -URL: http://izd.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/psk38.html (дата обращения: 24.11.2016).
References
1. Baburova T.S. I v serdtse ostalsya sled.Teatral'naya letopis'[And in heart there was a trace... Theatrical chronicle]. Khabarovsk, 2016. 248 p. (In Russ.).
2. Gosudarstvennyy arkhiv Khabarovskogo kraya [State archive of the Khabarovsk region], F. R-772, Оp. 2. (In Russ., unpublished).
3. Krasnoye znamya, 1.11.1932 [The red banner, 1.11.1932]. Gosudarstvennyy arkhiv Primorskogo kraya [State archive of the Primorskiy region], no. 247. 4 p. (In Russ.).
4. Krylovskaya I.I. Orkestr khabarovskogo krayevogo muzykal'nogo teatra kak chast' istorii razvitiya teatral'nogo dela na Dalnem Vostoke Rossii [Orchestra of the Khabarovsk regional musical theater as a part of history of development of theatrical business in the Far East of Russia]. Prioritetnyye napravleniya razvitiya obrazovaniya i nauki: materialy XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Cheboksary, 9 aprelya 2017 goda) [Priority directions of development of education and science: materials XII of the International scientific and practical conference (Cheboksary, on April 9, 2017)]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2017, vol. 1, pp. 60-69. (In Russ.).
5. Krylovskaya I.I. Problema teatral'nogo yubileya: k istorii Khabarovskogo krayevogo muzykal'nogo teatra [The problem of theatrical anniversary: to history of the Khabarovsk regional musical theater]. Istoricheskiye, filosof-skiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul 'turologiya i iskusstvovedeniye: voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. Tambov, Gramota Publ., 2016, no. 9(71), pp. 101-108. (In Russ.).
6. Operetta v Rossii v SSSR v XX veke: bibliografiya [The operetta in Russia and the USSR in the XX century: bibliography]. Moscow; Yekaterinburg, 2013. 292 p. (In Russ.).
7. Primorskiy akademicheskiy kraevoy dramaticheskiy teatr imeni M. Gorkogo [Primorskiy academic regional drama theater of M. Gorky]. (In Russ.). Available at: http://www.gorkytheater.ru/Theater (accessed 23.05.2017).
8. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv Dal'nego Vostoka [Russian state historical archive of the Far East], F. R-666, Op. 1. (In Russ. unpublished).
9. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv Dal'nego Vostoka [Russian state historical archive of the Far East], F. R-2413, Op. 4. (In Russ. unpublished).
10. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv Dal'nego Vostoka [Russian state historical archive of the Far East], F. R-2480, Op. 1. (In Russ. unpublished).
11. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv Dal'nego Vostoka [Russian state historical archive of the Far East], F. R-2534, Op. 1. (In Russ. unpublished).
12. Filimonov A.V. Organizatsiya i pervyye shagi statsionarnogo teatra v Pskove (1939-1941) [The organization and the first steps of stationary theater in Pskov (1939-1941)]. Pskov: nauchno-prakticheskiy, istoriko-krayevedcheskiy zhurnal [Pskov. Scientific and practical, local history magazine]. Pskov, 2013, no. 38, pp. 107-118. (In Russ.). Available at: http://izd.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/psk38.html (accessed 21.01.2017).