- Искусствоведение -
РОЖДЕНИЕ ФОРТЕПИАНО КАК МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА Чжэн Дунсинь
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-145-147
Аннотация. В рамках настоящей статьи автор описывает процесс рождения фортепиано как музыкального инструмента. Особое внимание уделяется эпохе Просвещения, во время которой использовались достижения и модификации музыкальных инструментов эпохи барокко.
Ключевые слова: фортепиано, музыка, клавесин, изобретение, музыкальные инструменты.
Помимо своей простой практической функции, музыкальные инструменты имеют особое значение для тех, кто их разрабатывает и использует, и они являются отражением звукового воображения и мышления людей того времени. Историческое появление инструмента в определенный момент времени в результате эволюции, одновременно эпистемологической, философской, эстетической и технической, никогда не является результатом случайности. Именно потому, что в какой-то момент люди думают о мире иначе, они затем чувствуют необходимость вооружиться новым инструментом, чтобы выразить чувствительность своего времени. Вторая половина XVIII века - один из тех особенно ярких моментов, когда меняется философско-эстетическая парадигма и инструменты, доступные музыкантам, больше не кажутся им адекватными. Замена клавесина фортепиано является свидетельством глубокого потрясения чувствительности людей того времени.
В рассказе о своем визите к органисту-виртуозу и композитору эпохи барокко Клоду Бальбастру в Париж в 1770 году английский музыковед Чарльз Берни дает подробное описание клавесина его хозяина. Он упоминает «игру в буффало», которой наделен этот клавесин. Считается, что это нововведение в преобразовании звука клавесина было инициировано самим Бальбастром мастеру клавесинов Паскалю Таскину, который, вероятно, приступил к уничтожению своего клавесина Ракерса. В 1773 году Жильбер Труфло (1736-1820),
священник, каноник и органист собора Сен-Сир в Невере, был представлен как великий музыкант и один из самых искусных теоретиков своего века. Он написал интересное «Письмо о клавесинах из буйволиной шкуры, изобретенных г-ном Шарлем Паскалем» [1, с. 60]. Несмотря на неисчерпаемые ресурсы, которые клавесин предлагал исполнителю, нельзя не согласиться с тем, что равенство его звуков было очень реальным недостатком. Возникает вопрос, связанный с выражением: как модулировать звуки от громкого к мягкому и наоборот? Труфло приписывает Паскалю Таскину («Мистер Паскаль») изобретение, позволившее преодолеть препятствия, которые могли остановить его предшественников. В 1768 году Таскин заменил вороньи перья кусками шкуры буйвола: в результате палец он больше не щипал, а гладил струну; наконец, одного прикосновения клавесиниста было достаточно, чтобы попеременно и без смены клавишных или регистров действовать в этих перипетиях. Прикосновение становится первостепенным. Фактор делает возможными все нюансы, которым подвержена современная музыка. Труфло уточняет, что открытие Таскина принесло ему единодушное одобрение знатоков и что Бальбатр, не замедлили воспользоваться преимуществами этого изобретения.
Внедрение игры буффало на клавесине было частью широкого движения в поисках новых звуков во второй половине XVIII века и преследовало ту же цель, что и исследования, предпринятые в то же
- Искусствоведение -
время для развития фортепиано. Несмотря на некоторых критиков, таких как сам Труффло, который считал клавесин «намного превосходящим фортепиано», или Вольтер, который писал, что фортепиано - это инструмент котельщика по сравнению с клавесином, многие во Франции, как и за рубежом, проявляют себя с лучшей стороны. Сторонниками нового инструмента стал певец Антуан Альбанезе, итальянский кастрат, служивший в Королевской капелле, или герцогиня Шуазель, которая с волнением описала в письме к своей подруге Мадам дю Дефан прибытие ее собственного фортепиано в 1769 году. Фортепиано выходит из-под контроля интеллекта и разума. Его тонкое звучание позволяет ему перенести музыку в сферу поэзии и эмоций. Теперь грубость клавесина была очевидна [2, с. 172].
Лондонский почтальон (немецкого происхождения) Йоханнес Цумпе (1726-1790) успешно сконструировал маленькие, так называемые «квадратные» пианино, которые во Франции назывались «английское фортепиано», и именно они помогли запустить моду на эти инструменты в Париже, имитируемую еще в 1777 году Себастье-ном Эраром. С начала 1760-х годов одной из особенностей этих инструментов было стремление к особым звуковым эффектам с помощью различных регистров или педалей, позволяющих изменять тембр и отдавать предпочтение постепенным изменениям интенсивности. Например, так создавался эффект лютни, имитирующий пиццикато, или возможность создания специальных звуковых эффектов с помощью различных регистров или педалей. Необходимо было освободить глушители, создающие эффект непрерывного резонанса и таинственный ореол звуков. Новый инструмент предлагает ранее неизвестную палитру звуков [3, с. 185].
Если клавесин - это инструмент эпохи барокко, то фортепиано - это инструмент по преимуществу, знаменующий музыкальную эпоху Просвещения, вместивший в себя сочетание традиций и инноваций, публичных разговоров и одиноких мечтаний, национальных стилей и музыкантов без гражданства, технико-рациональный
подвиг на службе обществу, выражение страстей. Фортепиано воспринималось как инструмент, означающий наступление царства интуиции, что соответствовало эпистемологическому перевороту, который происходит в конце эпохи Просвещения: вхождение воображения и чувствительности в категорию организованного фортепианного знания.
Во Франции Клод Бальбастр был одним из первых, кто выступил в защиту этого «инструмента эпохи Просвещения». Именно он побудил Франсуа-Анри Клико создать новый инструмент, состоящий из комбинации фортепиано с органными трубами. Эти двое мужчин выступают в роли посредников при импорте фортепиано, в том числе для нужд королевской семьи. Однако авторство аранжированного фортепиано явно приписывается Клико в письме некоего Феррье, опубликованном в 1772 году в «Сюите де ла Клеф», или историческом журнале по материалам темы, а затем, анонимно, в «Литературном году» [4, с. 150]. Автор превозносит достоинства нового инструмента, объясняет его происхождение и настаивает на успехе, которого он добился среди представителей аристократии и хорошего общества. По словам Траверсье, идея соединить трубы с фортепиано, чтобы усилить его звук, который считается слишком «скудным», принадлежит Бальбастру. В письме рассказывается о партнерстве Бальбастра и Клико, в котором в качестве отправной точки используются фортепиано Zumpe. Автор называет новый инструмент «инструментом дня», власть которого будет прочной, поскольку его соблазнительные способности велики. Но этому не должно было случиться, поскольку после Французской революции от него отказались. Одной из основных проблем этого инструмента было удержание аккорда, струнные и трубы реагировали на изменение влажности противоположно друг другу. Инструмент неизбежно требовал частой настройки, что ограничивало его распространение с простой практической точки зрения. Еще одним дополнительным недостатком была его непомерная цена.
Искусствоведение ■
Инструмент представлен королевскому двору и общественности Саймоном Саймоном, мастером игры на клавесине королевской семьи. Похоже, он позаботился о том, чтобы аранжировать и сочинять произведения, которые были ему свойственны, чтобы подчеркнуть качества этого нового музыкального инструмента. Так появилось организованное фортепиано -синтезирующий инструмент, который выполняет функции сразу нескольких инструментов. На этом инструменте могли
исполняться некоторые пьесы для клавесина или фортепиано под аккомпанемент скрипки. Инструмент также должен был хорошо подходить для сопровождения голоса, что доказал английский певец Чарльз Дибдин. Можно также предположить, что значительная часть репертуара Бальбастра для организованного фортепиано должна состоять из тех рождественских праздников, которые он сочиняет в особом контексте своего пребывания в Шантелупе у герцога и герцогини Шуазель.
Библиографический список
1. Азизов Ф.С. Об истории музыкального инструмента фортепиано // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2016. - № 8 (122). - С. 59-60.
2. Динг Х. Из истории фортепиано // Российское национальное музыкальное образование в прошлом, настоящем и будущем: историко-теоретические и методические аспекты. -Москва, 2023. - С. 170-175.
3. Синельникова Т.П. К истории создания фортепиано // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. - Белгород, 2022. - С. 184-187.
4. Коноплева И.М. Строгий и свободный тип препарации фортепиано в истории инструмента // Музыкальная летопись. - Краснодар, 2021. - С. 145-157.
THE BIRTH OF THE PIANO AS A MUSICAL INSTRUMENT
Zheng Dongxin Herzen University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. In this article, the author describes the process of the birth of the piano as a musical instrument. Particular attention is paid to the Age of Enlightenment, during which the achievements and modifications of musical instruments of the Baroque era were used. Keywords: piano, music, harpsichord, invention, musical instruments.