УДК 614.841.48
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК © 2017г. И.Э. Липкович, И.В. Егорова
Переход к рыночной системе хозяйствования привел к изменениям структуры и субъекта собственности автотранспорта. В результате этого доля транспорта, подконтрольного Департаменту автомобильного транспорта, сократилась. Это привело к снижению контроля за состоянием пожарной безопасности на приватизированных автотранспортных предприятиях. Следовательно, ежегодно происходит примерно 4,5 тыс.
пожаров, связанных с автомобильным транспортом. Основными причинами пожаров на автотранспортных предприятиях являются неосторожное обращение с огнем - до 30%, нарушение правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ - до 20% и эксплуатации электрооборудования - до 10%. По мнению специалистов, снижению количества пожаров и улучшению противопожарного состояния объектов автотранспортного профиля могло бы помочь внедрение ряда организационных и практических мероприятий. Прежде всего, это создание необходимой нормативно-правовой базы; разработка противопожарных мероприятий на стадии проектирования строительства и реконструкции зданий автотранспортных предприятий. Организация противопожарной защиты автотранспортных объектов будет эффективной лишь при условии делового взаимодействия руководителей автохозяйств с государственной противопожарной службой ГИБДД, Российской транспортной инспекцией. Наиболее опасными в пожарном отношении считаются ремонтные мастерские, поэтому их необходимо размещать в изолированных от стоянки автомобилей помещениях. Если пожар все-таки произошел, то наиболее важным мероприятием является эвакуация людей из горящего здания. Для немедленной эвакуации людей, имущества и обеспечения работ по тушению пожара запрещается: загромождать незастроенную территорию предприятия, проходы, проезды, запасные ворота, подъездные пути к пожарным кранам водопровода, к месту пожарного инвентаря и оборудования; иметь число автомобилей, превышающих проектную мощность предприятия. На предприятиях автомобильного транспорта должна вестись пожарно-профилактическая работа. Основной задачей данного вида работы является проведение комплекса мероприятий, предупреждающих возникновение пожара и обеспечивающих пожарную безопасность объекта. Противопожарный режим устанавливается правилами, инструкциями или приказами и распоряжениями работодателя объекта.
Ключевые слова: автотранспортное предприятие, автомобиль, безопасность, пожар, опасность, ремонт, обслуживание, эксплуатация, организация, оборудование, авария.
The transition to a market-based management system led to changes in the structure and ownership of motor vehicles. As a result of this, the share of transport controlled by the Department of Road Transport has decreased. This led to a decrease in control over the state of fire safety on privatized motor transport enterprises. Consequently, there occurs annually about 4.5 thousand fires associated with automobile transport. The main causes of fires on motor transport enterprises are careless handling of fire - up to 30%, violation of fire safety rules during welding operations - up to 20% and electrical equipment operation - up to 10%. According to experts, the intrusion of a number of organizational and practical measures could help to reduce the number of fires and improve the fire safety of road transport facilities. First of all, this is the creation of the necessary regulatory framework; development of fire safety measures at the stage of construction design and reconstruction of buildings of motor transport enterprises. The organization of fire protection of motor transport facilities will be effective only if business leaders interact with the state fire fighting service of the State traffic safety inspectorate of the Russian transport inspectorate. The most dangerous in terms of fire are repair shops, so they need to be placed in isolated premises from parking. If the fire still happened, the most important action is the people evacuation from a burning building. For immediate evacuation of people, property and provision of fire extinguishing work, it is prohibited to clutter undeveloped territory of the enterprise, passages, driveways, spare gates, access roads to fire water supply faucets, to the place of fire inventory and equipment; have a number of cars that exceed the design capacity of the enterprise. At the road transport enterprises fire prevention work should be conducted. The main task of this type of work is to carry out a set of measures to prevent the occurrence of fire and ensure the fire safety of the facility. The fire prevention regime is established by rules, instructions or orders and directions of the employer of the facility.
Keywords: motor transport enterprise, automobile, safety, fire, danger, repair, maintenance, operation, organization, equipment, accident.
Введение. Автомобильным транспортом в России к концу 90-х годов перевозилось около 17 миллиардов тонн грузов. Около 3 миллиардов тонн перевозилось автотранспортом общего пользования, автопарк которого составлял более 350 тысяч автомобилей. В составе транспорта общего пользования было около 170 тысяч автобусов и 50 тысяч легковых автомобилей.
На обеспечение пожарной безопасности автопредприятий затрачивалось около 0,3% стоимости основных и оборотных фондов отрасли.
Переход к рыночной системе хозяйствования привел к изменениям структуры и субъекта собственности автотранспорта. В результате этого доля транспорта, подконтрольного Департаменту автомобильного транспорта, сократилась.
Это привело к снижению контроля за состоянием пожарной безопасности на приватизированных автотранспортных предприятиях (АТП). Следовательно, ежегодно происходит примерно 4,5 тысяч пожаров, связанных с автомобильным транспортом.
Пожары на таких объектах случаются вследствие неосторожного обращения с огнем (до 30%), нарушения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ (до 20%) и эксплуатации электрооборудования (до 10%).
Методика исследований. Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях и в гаражах являются:
1) грубое нарушение требований пожарной безопасности при работе с легковоспламеняющимися горючими жидкостями;
2) незнание работающими требований пожарной безопасности и действий на случай пожара;
3) неудовлетворительное противопожарное состояние объектов и плохая организация их охраны.
При приватизации АТП проводится строительство новых или реконструкция существующих зданий и сооружений, проводимая с нарушениями требований противопожарной безопасности.
По мнению специалистов, снижению количества пожаров и улучшению противопожарного состояния объектов автотранспортного профиля могло бы помочь внедрение ряда организационных и практических мероприятий. Прежде всего, это создание необходимой нормативно-правовой базы; разработка противопожарных меро-
приятий на стадии проектирования строительства и реконструкции зданий автотранспортных предприятий.
Организация противопожарной защиты автотранспортных объектов будет эффективной лишь при условии делового взаимодействия руководителей автохозяйств с государственной противопожарной службой ГИБДД, Российской транспортной инспекцией.
Самыми опасными являются ремонтные мастерские, следовательно, для безопасности их нужно размещать в изолированных от стоянки автомобилей помещениях.
Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожаробезопасно-сти можно условно разделить на мероприятия, обязательные при строительстве и реконструкции автопредприятий и обязательные при эксплуатации действующих предприятий.
В таблице 1 приведены допустимые расстояния от строительных конструкций, а также между автомобилями для различных категорий автотранспорта.
При длительных стоянках автотранспорта места стоянки оборудуются пунктами обслуживания. Количество пунктов обслуживания принимается исходя из количества автомобилей, находящихся на хранении. Нормативные данные о количестве пунктов обслуживания приведены в таблице 2.
Таблица 1 - Допустимые расстояния между автомобилями и строительными конструкциями
Расстояние Для категорий
I II и III IV и V
Между автомобилями, а также между стеной и автомобилем, установленным параллельно стене 0,5 0,6 0,8
Между продольной стороной автомобиля и колонной или пилястрой стены при отсутствии проезда 0,3 0,4 0,5
То же, при наличии проезда 0,4 0,5 0,6
Между передней стороной автомобиля и стеной или воротами: - при прямоугольной расстановке автомобилей; - при косоугольной расстановке автомобилей 0,7 0,5 0,7 0,5 0,7 0,5
Между задней стороной автомобиля и стеной или воротами: - при прямоугольной расстановке автомобилей; - при косоугольной расстановке автомобилей 0,5 0,4 0,5 0,4 0,5 0,4
Между автомобилями, стоящими один за другим 0,4 0,5 0,6
Таблица 2 - Количество постов обслуживания в зависимости от количества автомобилей
Количество автомобилей в помещении для хранения Количество постов для обслуживания автомобилей Степень огнестойкости
Более 100 Более 30 II
От 51 до 100 От 11 до 30 III
От 21 до 50 10 и менее IV
20 и менее 10 V
В таблице 3 приведены нормативные служиванию автотранспорта на месте их расстояния при проведении работ по об- длительного хранения.
Таблица 3 - Допустимые расстояния между автотранспортом, а также между автотранспортом и строительными конструкциями при проведении обслуживания автомобилей на месте длительного хранения
Расстояние В метрах, м, не менее
Между продольными сторонами автомобилей: а) на постах мойки и уборки; б) на постах обслуживания, за исключением постов мойки и уборки 2,0 1,2
Между автомобилями, стоящими один за другим 1,0
Между автомобилями и стеной или стационарным технологическим оборудованием 1,2
Между автомобилем и колонной 0,7
Между автомобилем и наружными воротами, расположенными против поста 1,5
В помещениях технического обслуживания транспорта ширина проезда определяется из того, что автомобиль въезжает на пост передним ходом, при повороте -задним ходом, расстояние при этом должно быть:
- для транспорта I, II, Ш категорий -0,3 м, а для IV и V категорий - 0,5 м;
- до границ проезда для транспорта I, II, III категорий - 0,8 м, а для IV и V категорий - 1 м.
Результаты и их обсуждение. На участке ремонта и обслуживания автомобилей запрещается хранить тару из-под смазочных материалов и топлива. На данных участках необходимо проводить ежедневную уборку после окончания каждой смены. Топливо и разлитые масла убирают при помощи песка. Использованные материалы складывают в специальные ящики с крышками и по окончании смены выносят в отведенное место.
В помещениях для покраски автомобилей при работе с огнеопасными раство-
рителями и нитрокрасками не должно применяться печное, электрическое и газовое отопление. Отопление помещений, предназначенных для окраски автомобилей, должно быть только водяное с гладкими радиаторами, с температурой на поверхности трубопроводов не более 80 °С.
Важное значение придается вытяжной и приточной вентиляции. Сушилки и камеры снабжают местным отсосом. На окрасочных участках приточный воздух подают рассеянно в верхнюю зону. Из нижней зоны на высоте 0,5-0,7 м от пола следует производить систему вентиляции. Местные отсосы производят от рабочего места. Распределительная, пусковая аппаратура и искусственное освещение выполняются во взрывобезопасном исполнении. Спецодежду рабочих, работающих в цехе, следует хранить в индивидуальных металлических ящиках.
В деревообрабатывающих цехах стружка, опилки и различные древесные отходы могут быть причиной пожара. По-
жары могут возникнуть из-за небрежного обращения с огнем или воспламенения пыли от искры электродвигателей, а поэтому в этих цехах следует использовать электрооборудование и электроосветительную арматуру со степенью защиты не ниже 1Р54.
Возможность взрыва при повышении давления выше допустимого представляет опасность для вулканизационного аппарата. Вулканизационный аппарат необходимо оборудовать краном, водомерным стеклом, манометром и предохранительным клапаном для предотвращения взрыва. Кроме того, проводка осветительной и силовой
линий должна быть выполнена в трубах с герметичной арматурой; отопление должно быть водяное или паровое; хранение бензина в большом количестве в отделении не разрешается.
Гидранты располагаются на расстоянии не более 100 м один от другого вдоль проездов и дорог, не менее 2,5 м от края дороги и 5 м от водопроводной сети главным образом для наружного пожаротушения.
Пожарные водопроводы и их устройство могут быть выполнены по двум схемам: тупиковой (рисунок 1) и кольцевой (рисунок 2).
1 - гидрант; 2 - наружный водопровод; 3 - резервуар; 4 - насосная станция;
5 - магистраль; 6 - здания Рисунок 1 - Схема тупикового водопровода
1 - гидрант; 2 - резервуар для воды; 3 - насосная станция; 4 - городская магистраль; 5 - здания; 6 - наружный водопровод
Рисунок 2 - Схема кольцевого водопровода
Пожарные линии водопровода тупикового типа прокладываются к зданиям при длине трубопровода не более 200 м. Прокладка водопровода тупикового типа менее надежна в процессе эксплуатации.
Более широкое применение получила схема кольцевого типа, так как в случае аварии она позволяет подавать воду на одной стороне магистрали с другой ее стороны.
В зданиях предусматривается устройство противопожарных водопроводов, так как внутренняя сеть снабжена пожарными
кранами диаметром 51 мм, а в помещениях с повышенной пожароопасностью - 61 мм. Расход воды на тушение пожаров принимают по 2,5 л/с на каждый ствол.
Если произошел пожар, то основным мероприятием является эвакуация людей из опасного помещения.
Исходя из степени огнестойкости зданий нормируется время эвакуации. В таблице 4 приведены нормативы времени эвакуации из зданий I, II и III степеней огнестойкости.
Таблица 4 - Необходимое время эвакуации (в мин) при объеме помещений в зависимости от категории производства
Категория производств Необходимое время эвакуации (в мин) при объеме
до 15 30 40 50 60 и более
А, Б, Е 0,50 0,75 1,00 1,50 1,75
В 1,25 2,00 2,00 2,50 3,00
г, Д не ограничено
Для эвакуации людей, имущества запрещается:
1. Загромождать проезд к пожарным кранам, пути к месту пожарного инвентаря, проходы и территорию предприятия в целом.
2. Иметь в наличии число автомобилей выше проектной мощности предприятия.
Пожарно-профилактическая работа должна вестись на предприятиях АПК. На предприятии основной задачей является проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность и предупреждающих возникновение пожара.
На предприятии автомобильного транспорта работа по пожарной безопасности проводится в трех направлениях: административном, общественном и профессиональном.
Административная работа определяется такими документами, как: должностные инструкции, правила, приказы с указанием фамилий ответственных за противопожарный режим автопредприятия.
Противопожарный режим устанавливается правилами, инструкциями или приказами и распоряжениями работодателя объекта.
Противопожарный режим включает в
себя:
- соблюдение норм хранения в помещениях материалов, сырья и готовой продукции;
- надлежащее содержание проходов и эвакуационных путей;
- уборка помещений и рабочих мест;
- закрытие помещений после окончания работы.
На автопредприятиях пожарная безопасность зависит от устранения причин пожаров и безопасной работы оборудования. На автотранспортном предприятии создается пожарно-техническая комиссия для предупреждения возникновения пожаров.
Основной фронт работы пожарно-технической комиссии - это осмотр или обследование производственных и складских помещений для выявления причин пожаров.
В обязательном порядке администрация предприятия обязана организовывать занятия по пожарно-техническому минимуму со всеми работниками предприятия. Обучение ведется по следующим темам:
1. «Меры пожарной безопасности на автопредприятии» (2-6 ч).
2. «Меры пожарной безопасности в цехе (на участке)» (4 ч).
3. «Вызов пожарной помощи» (1 ч).
4. «Противопожарное оборудование и инвентарь, порядок использования их на пожаре» (2 ч).
5. «Действия на пожаре» (2 ч).
По окончании прохождения обучающей программы пожарно-технического минимума все работающие должны сдать зачеты. Результаты проведения зачетов оформляются ведомостью с указанием оценок.
Заключение. Общественное направление работы по пожарной безопасности на предприятии состоит в организации добровольной пожарной дружины (ДПД).
Состав ДПД определяет работодатель. ДПД организуется на добровольных началах из числа рабочих в возрасте до 18 лет. Работники, вступающие в ДПД, должны подать письменное заявление на имя начальника дружины. Комплектование ДПД производится таким образом, чтобы в каждом цехе и смене имелись члены дружины.
Профессиональное направление работы по пожарной безопасности осуществляется объектовой военизированной и профессиональной пожарной охраной МВД РФ (на крупных АТп).
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (редакция от 05.10.2015).
2. Липкович, И.Э. Деятельность инженера по охране труда на предприятиях автомобильного транспорта / И.Э. Липкович, А.В. Пикалов, И.В. Орищенко // Грузовое и пассажирское автохозяйство. -2015. - № 9. - C. 36-42.
3. Липкович, И.Э. Основы безопасности при эксплуатации компрессорных установок на АТП / И.Э. Липкович, А.В. Пикалов, И.В. Орищенко // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2015. - № 4. - С 56-63.
4. Левшин, А.Г. Сельскохозяйственная техника и работоспособность механизатора / А.Г. Левшин // Механизация и
электрификация сельского хозяйства. -2006. - № 1. - С. 15-19.
5. Лейтас, А.М. Модель переработки информации человеком в процессе управления мобильной машиной / А.М. Лейтас, О.М. Макаревич // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2008. -№ 3. - С. 4-7.
6. McFarland, R.C. Human Factors in air transport design. - New York: McGraw-Hill, 2007.
7. Pew R.W., Green P. Introduction to Human factors engineering // Human factors engineering, Ann. Arbor. Me.: The University of Michigan College of Engineering, 2009.
8. Chapanis A., Gerner W.K., Morgan C.T. Applied Experimental psychology. -New York: Wiley, 2010.
9. РТМ 10.13.003-90. Термины и определения, применяемые при эксплуатационно-технологической оценке сельскохозяйственной техники. - Новокубанск: РосНИИТиМ, 1990.
10. Bekey G.A., De Green KB. The human operator in control systems // Systems psychology. - New York: McGraw-Hill, 2011.
References
1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (redakcija ot 05.10.2015) [The Labor code of the Russian Federation, No. 197-FZ on 30.12.2001 (edited on 05.10.2015)].
2. Lipkovich I.Je., Pikalov A.V., Ori-shhenko I.V. Dejatel'nost' inzhenera po ohrane truda na predprijatijah avtomobil'nogo transporta [Activities of labor safety engineer at automobile transport enterprises], Gruzovoe i passazhirskoe avtohozjajstvo, 2015, No. 9, pp. 36-42.
3. Lipkovich I.Je., Pikalov A.V., Ori-shhenko I.V. Osnovy bezopasnosti pri jek-spluatacii kompressornyh ustanovok na ATP [Safety basics at operation of compressor units at motor transport enterprise], Gruzovoe i passazhirskoe avtohozjajstvo, 2015, No. 4, pp. 56-63.
4. Levshin A.G. Sel'skohozjajstvennaja tehnika i rabotosposobnost' mehanizatora [Agricultural machinery and working capacity of
machine operator], Mehanizacija i jelektri-fikacija sel'skogo hozjajstva, 2006, No. 1, pp. 15-19.
5. Lejtas A.M., Makarevich O.M. Model' pererabotki informacii chelovekom v processe upravlenija mobil'noj mashinoj [The model of processing information by a person in the process of commanding mobile machine], Mehanizacija i jelektrifikacija sel'skogo hozjajstva, 2008, No. 3, pp. 4-7.
6. McFarland R.C. Human Factors in air Transport design. New York, McGraw-Hill, 2007.
7. Pew R.W., Green P. Introduction to Human factors engineering, Human factors
engineering, Ann. Arbor. Me., The University of Michigan College of Engineering, 2009.
8. Chapanis A., Gerner W.K., Morgan C.T. Applied Experimental psychology, New York, Wiley, 2010.
9. RTM 10.13.003-90. Terminy i opre-delenija, primenjaemye pri jekspluatacionno-tehnologicheskoj ocenke sel'skohozjajstvennoj tehniki [Terms and definitions used in the operational and technological assessment of agricultural machinery], Novokubansk, Ros-NIITiM, 1990.
10. Bekey G.A., De Green KB. The human operator in control systems, Systems psychology, New York, McGraw-Hill, 2011.
Сведения об авторах
Липкович Игорь Эдуардович - доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт -филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Россия).
Егорова Ирина Викторовна - кандидат технических наук, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт -филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Россия). E-mail: [email protected].
Information about the authors
Lipkovich Igor Eduardovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Techno-sphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russia).
Egorova Irina Victorovna - Candidate of Technical Sciences, assistant of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russia). E-mail: [email protected].