Научная статья на тему 'Ротационная модель смешанной формы обучения: расширение диапазона возможностей'

Ротационная модель смешанной формы обучения: расширение диапазона возможностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FACE-TO-FACE LEARNING AND TEACHING / DISTANCE AND FULL-TIME CLASSROOM TUITION FORMS COMBINATION / INTEGRATION / BLENDED LEARNING MODELS / ROTATIONAL MODEL / ONLINE SELFIE-VIDEO TASKS / INFORMATION AND VIDEO COMMUNICATION TECHNOLOGY (IVCT) SKILLS / ESP SPOKEN COMMUNICATION / ORAL DISTANCE PROFESSION-ORIENTED SYNCHRONOUS AND ASYNCHRONOUS ONLINE VIDEO COMMUNICATION / DISTANCE IN CLASS ROLE PLAYING BLEND (DICRPB) / MIXED / HYBRID / BLENDED / ONLINE / DISTANCE / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / СМЕШАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (СФО) / МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / РОТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СФО / СЕЛФИ-ВИДЕО / СЕЛФИ-ВИДЕОЗАДАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВИДЕО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ (ИВКТ) КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ВИДЕООБЩЕНИЕ В УСТНОЙ ФОРМЕ / ДИСТАНЦИОННО АУДИТОРНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ (ДАПОРИ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова И. О.

В статье кратко рассматривается смешанная форма обучения (СФО) иностранным языкам в вузе как отдельная самостоятельная форма изучения и обучения иноязычной коммуникации; приводятся основные модели СФО. В статье также дается определение и описывается алгоритм применения ротационной модели (РМ) СФО как одной из шести базовых моделей смешанного обучения; перечисляются аргументы в пользу РМ СФО как наиболее эффективной для изучения и обучения иноязычной устной речевой веб-коммуникации в видеоаудиоформате в очной системе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blended learning Rotational model: range extension of options

The article is devoted to a brief analysis of blended learning phenomenon and mainly to Rotational model which is seen by the author as one of the key 6 models of blended learning and teaching languages. The author aims to determine and reveal the potential of Rotational model as a combination of online (at home) and face to face (in class) blend for mastering traditional communication as well as oral distance profession-oriented synchronous and asynchronous online video communication and developing information and video communication technology (ICVT) skills.

Текст научной работы на тему «Ротационная модель смешанной формы обучения: расширение диапазона возможностей»

РОТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СМЕШАННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Филиппова И.О.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье кратко рассматривается смешанная форма обучения (СФО) иностранным языкам в вузе как отдельная самостоятельная форма изучения и обучения иноязычной коммуникации; приводятся основные модели СФО. В статье также дается определение и описывается алгоритм применения ротационной модели (РМ) СФО как одной из шести базовых моделей смешанного обучения; перечисляются аргументы в пользу РМСФО как наиболее эффективной для изучения и обучения иноязычной устной речевой веб-коммуникации в видеоаудиоформате в очной системе обучения.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения; смешанная форма обучения (СФО); модели смешанной формы обучения; ротационная модель СФО; селфи-видео; селфи-ви-деозадания; информационная видео-коммуникационная технологическая (ИВКТ) компетенция; дистанционное профессионально ориентированное синхронно асинхронное видеообщение (ДиПОСАВО) в устной форме; дистанционно аудиторные профессионально ориентированные ролевые игры (ДАПОРИ).

BLENDED LEARNING ROTATIONAL MODEL: RANGE EXTENSION OF OPTIONS

Filippova I.O.

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

The article is devoted to a briefanalysis of blended learning phenomenon and mainly to Rotational model which is seen by the author as one ofthe key 6 models of blended learning and teaching languages. The author aims to determine and reveal the potential of Rotational model as a combination ofonline (at home) andface to face (in class) blendfor mastering traditional communication as well as oral distance profession-oriented synchronous and asynchronous online video communication and developing information and video communication technology (ICVT) skills.

Keywords: distance / online / blended / hybrid / mixed/face-to-face learning and teaching; distance andfull-time classroom tuition forms combination / integration; blended learning models; Rotational model; online selfie-video tasks; information and video communication technol-

ogy (IVCT) skills; ESP spoken communication; oral distance profession-oriented synchronous and asynchronous online video communication; distance - in class role playing blend (DICRPB).

Развитие и повсеместное распространение высокоскоростного интернета позволяет встраивать в очную систему смешанную форму обучения, расширяя диапазон возможностей изучения и обучения иноязычному общению за счет задействования дополнительных элементов виртуальной и аудиторной среды общения.

К настоящему моменту термин «смешанное обучение» практически вытеснил синонимичные понятия, употребляемые различными авторами в последние два десятилетия. Так, например, используются такие термины, как: интегрированное обучение (интеграция очного и дистанционного обучения - Е.С. Полат, Е.В. Бутенкова, М.В. Овчинникова и др.), комбинированные (М.А. Бовтенко и др.) или смешанные (С.В. Титова, А.Л. Назаренко, В.А. Фандей и многие другие) формы обучения [7, с. 1675].

Некоторые авторы понимают смешенную форму обучения СФО как инвариантное «встраивание элементов очного» обучения в дистанционное (иногда синонимичное современному заочному обучению) или наоборот, «встраивание элементов дистанционного» в очное в разном процентном соотношении [1], [4, с. 24].

На современном этапе представляется необходимым рассматривать СФО как отдельную самостоятельную форму обучения. При этом сейчас уже не так важно какими электронными устройствами пользуются обучаемые (мобильными или стационарными): видимо теми, которые находятся в пределах доступности в данный момент времени и наиболее удобны (если есть выбор). Можно пользоваться мобильным телефоном в интернет кафе, однако мощный стационарный компьютер с широким экраном, который расположен дома, все-таки дает больше возможностей с точки зрения реализации эффективного и качественного представления информации в видеоаудиоформате устной речевой веб-коммуникации. Важно, что современная СФО обладает: а) мобильностью, б) аудиторной средой и в) виртуальной средой, где можно взаимодействовать и общаться на изучаемом иностранном языке (с другими обучающимися и /или с преподавателем) для решения значимых вопросов.

Поэтому мы считаем, что СФО - синхронное или асинхронное взаимодействие преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой и со средствами обучения как в аудитории, так и дистанционно (в пространстве и / или во времени), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое посредством чередования традиционных методов обучения и методов, использующих специфичные средства ИКТ или другие стационарные или мобильные средства, предусматривающие интерактивность [7, с. 1686-1687].

В зарубежной и отечественной литературе описываются различные модели СФО, такие как, например, Face-to-Face Driver, Rotation, Flex, Online Lab, Self-Blend, Online Driver [12]; Rotation model: Station Rotation, Lab Rotation, Flipped Classroom, Individual Rotation; Flex model; Self-Blend model; Enriched-Virtual model [10]; Supplementary model, Rotational model, Flexible model, Computer lab model, Face to face tests model, 3D model [11] и т.д.

В ходе анализа научной литературы, мы пришли к выводу, что деление на модели СФО лучше всего осуществлять по двум базовым направлениям: а) очно-дистанционному и б) онлайн-традиционному, куда входят шесть основных моделей: а) очно-дистанционное направление (модели, основанные на использовании компонент очной и дистанционной форм обучения): 1) очная модель с элементами ДО / поддерживающая очно-дистанционная модель; 2) ротационная модель; 3) дистанционная с элементами очного обучения / очно-консультационная модель; б) онлайн-традиционное направление (модели обучения внутри и во время аудиторного занятия, основанные на элементах традиционного и электронного обучения): 4) модель нерегулярного чередования внутри аудитории (традиционная модель с онлайн поддержкой); 5) последовательное чередование внутри аудитории; 6) очное онлайн обучение под руководством и контролем преподавателя [7, с. 1677-1678].

Применение ротационной модели (РМ) СФО, в отличие от остальных, наиболее полно и эффективно обеспечивает возможность обучения иноязычной устной речевой веб-коммуникации в видеоаудиоформате взаимосвязано с обучением очному традиционному общению в устной форме. Под ротационной моделью СФО мы понимаем модель последовательного чередования одинаковых по значимости и насыщенности материалом дистанционных и аудиторных занятий, в которой каждое последующее аудиторное занятие строится на материале дистанционной и самостоятельной работы, проверенном преподавателем и/или самими обучающимися дистанционно, а следующее за аудиторным занятием, дистанционное, в свою очередь опирается на материал очного урока и выполненной самостоятельной работы.

При взаимосвязанном обучении очному традиционному общению и видеообщению в устной форме РМ СФО дает возможность:

1. Задействовать в процессе обучения современные мобильные виды связи и тем самым обеспечивать возможность круглосуточного синхронного и асинхронного изучения, обучения, общения и взаимодействия обучаемых и/или преподавателя.

2. Использовать свойства вариативности виртуальной среды обучения и самообучения иноязычному общению (ПТВМ): путь (любая последовательность), темп (с любой скоростью), время (когда удобнее и есть возможность), место (где удобнее и есть возможность) [12. с. 5].

3. Эффективно применять видеозадания селфи-видео для обучения устной речевой иноязычной веб-коммуникации в видеоаудиоформате. Под устным речевым дистанционным виде-

озаданием «селфи-видео» мы понимаем задание, направленное на обучение общению и видеообщению в устной форме, в ходе выполнения которого обучаемые записывают на веб-камеру свою устную речевую деятельность (говорение), в результате чего создается фиксируемое видеозаписью устное речевое произведение [9].

4. Применять дистанционно аудиторные профессионально ориентированные ролевые игры (ДАПОРИ) для обучения устной речевой иноязычной веб-коммуникации в видеоаудиоформате. ДАПОРИ - ролевая игра, которая служит для обучения профессионально ориентированному видеообщению (ДиПОСАВО) и общению в устной форме и проходит по алгоритму последовательного чередования в дистанционной и аудиторной компонентах ротационной модели СФО. Во время проведения ДАПОРИ обучаемым присваиваются различные роли для осуществления видеообщения (ДиПОСАВО) и общения в устной форме на изучаемом иностранном языке в профессионально значимых ситуациях максимально приближенных к реальным [5. с. 1470-1481].

5. Эффективно использовать ограниченное время аудиторного занятия для обучения иноязычному общению в процессе хорошо подготовленного (дистанционно) очного традиционного общения на иностранном языке.

6. Рационально сочетать компоненты дистанционного и аудиторного общения с самостоятельной деятельностью обучаемых.

7. Создавать условия применения новейших технологий для взаимосвязанного развития умений информационной видео-коммуникационной технологической (ИВКТ) компетенции, обеспечивающей коммуникативную компетенцию при реализации иноязычной устной речевой веб-коммуникации в видеоаудиоформате.

Под ИВКТ компетенцией мы понимаем знания используемых для видеообщения технологий, организованных на базе как компьютерной техники, так и современных мобильных средств связи, а также психологические и технологические навыки и умения их применения, которые позволяют преобразовывать информацию и участвовать в речевом видеообщении в его продуктивных и рецептивных видах, обеспечивая коммуникативную компетенцию во время реализации веб-коммуникации в видеоаудиоформате [8, с. 1669].

8. Обучать современному виду речевой деятельности - дистанционному профессионально ориентированному синхронно асинхронному видеообщению (ДиПОСАВО) в устной форме, выступающему как объект и инструмент изучения и обучения иноязычной устной речевой веб-коммуникации в видеоаудиоформате.

Под видеообщением (ДиПОСАВО) в устной форме мы понимаем вид речевой деятельности, зависящий от сформированности ИВКТ компетенции, реализуемый в реальном и виртуальном локусах, опосредованный синхронной или асинхронной онлайн трансляцией видеоизображения участников веб-коммуникации в видеоаудиоформате, в ходе которой происходит

обмен высказываниями в устной форме двух ши более людей удаленных друг от друга (на расстоянии) с целью представления и обмена информацией, воздействия на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением, установления взаимопонимания, эффективного взаимодействия и сотрудничества для решения профессионально значимых задач [8, с. 1664].

Для эффективного обучения ДиПОСАВО, нами был разработан алгоритм применения ротационной модели СФО для организации взаимосвязанного обучения иноязычному видеообщению и очному традиционному общению (ОТО) в устной форме, действенность которого была проверена и подтверждена в ходе эксперимента, проведенного на занятиях по иностранному языку на факультете международных отношений СПбГУ в 2013-2016 гг.

В соответствии с алгоритмом, обучаемые последовательно чередовали: 1) выполнение самостоятельной работы; 2) участие в дистанционном синхронном или асинхронном видеообщении в устной форме между собой и/или с преподавателем (на дистанционном занятии); 3) осуществление очного традиционного общения (на аудиторном занятии).

Самостоятельная работа осуществлялась как подготовка к дистанционным и аудиторным занятиям в ходе которой обучаемые искали и обрабатывали необходимую для видеообщения и общения информацию, создавали асинхронные селфи-видео и т.д.

В ходе дистанционных занятий применялось синхронное и, в большей степени, асинхронное интерактивное видеообщение обучаемых в устной форме (обмен селфи-видеосообщения-ми) между собой и/или с преподавателем, который онлайн проверял и комментировал качество выполнения селфи-видеозаданий. Кроме того, дистанционная компонента (предшествующая аудиторной) давала возможность студентам полностью проговорить (в процессе осуществления селфи-видеозаписи) необходимый текст (на котором строилась аудиторная ролевая игра), высказать свое мнение, сравнить различные точки зрения и т.д., а также получить комментарии преподавателя и исправить свои ошибки до следующего аудиторного занятия. Благодаря этому обучаемые были хорошо подготовлены к общению на изучаемом языке в аудитории.

Как следствие, на аудиторных занятиях был полностью упразднён фронтальный опрос; что позволило высвободить больше времени для качественного закрепления материала и эффективного применения ролевых игр, проходивших в значимых ситуациях профессионально ориентированного иноязычного общения в устной форме.

Таким образом, применение ротационной модели СФО, выполняемой по алгоритму последовательного чередования дистанционных и аудиторных занятий, позволяет наиболее эффективно задействовать потенциал как виртуальной, так и аудиторной среды и тем самым расширить диапазон возможностей обучения, взаимодействия и иноязычного общения, создавая условия и раскрывая перспективы изучения и реализации на практике новых форм межкультурной иноязычной устной речевой коммуникации.

Список литературы

1. Орлова М.С. Модели смешанного обучения и их применение при обучении программированию. URL: //http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/IV/IV-0-5.html (дата обращения 17.09.2014).

2. Полат Е.С., Моисеева М.В., Бухаркина М.Ю. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. М. 2004. 416 с.

3. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М.: П-Центр, 2009. 240 с.

4. Фандей В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.214 с.

5. Филиппова И.О. Дистанционно аудиторные профессионально ориентированные ролевые игры (ДАПОРИ) для обучения общению и видеообщению в устной форме IIВ мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015. № 11.4 (71). С. 1470-1481.

6. Филиппова И.О. Имитативнопрактическое асинхронное онлайн видеозадание «имитативное видеопроговаривание» для обучения говорению и фонетическому оформлению речи. // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2014. №11.5 (59). С. 1744—1759.

7. Филиппова И.О. Основные направления деления на модели смешанной формы обучения иностранным языкам в вузе IIВ мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2015. № 3.3 (63). С. 1675-1690.

8. Филиппова И.О. Роль информационной видео-коммуникационной технологической (ИВКТ) компетенции при обучении профессионально-ориентированному (видео)общению на иностранном языке // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный Центр. 2015. № 3.3 (63). С. 1660-1675.

9. Филиппова И.О. Устные речевые видеозадания «селфи-видео» для обучения иноязычной веб-коммуникации II Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2016. № 2.

10. Heather Staker, Michael В. Horn. 2012, Classifying K-12 Blended Learning. 2012. URL: //http:// www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning. pdf (дата обращения: 17.01.2016).

11. Introduction to Blended Learning URL: //https://www.cambridgeenglishteacher.org/courses/de-tails/18605/introduction-blended-learning. (дата обращения: 17.01.2014).

12. Staker H. The Rise of K-12 Blended Learning. Profiles of emerging models. 2011. URL: //http:// www.vln.vic.edu.au/pdfs/The%20Rise%20of%20Blended%20Learning.pdf (дата обращения: 17.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.