РОСТ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА КАК ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
ИННОВАЦИЙ
ПЛ. ЛЕВЧАЕВ, кандидат экономических наук, доцент Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Приступая к рассмотрению экономических аспектов инновационного развития региона, приходится констатировать, что выбранная направленность и проблематичность этой тематики сегодня, безусловно, важна, она не просто актуальна, она имеет определяющее значение и для экономики нашего государства. После многих лет реформ приходит понимание того, что зачастую реализуемые меры, те или иные теории не приносят ожидаемого результата. В чем же дело? Все так хорошо работало, имело положительную реализацию, опыт применения за рубежом — и вдруг такой часто нулевой результат. Вот и наступает осознание того, что многие положения мировой экономической мысли, реформаторства не могут «прижиться» в отечественной экономике — слишком разные первоначальные условия, особенности менталитета, исторические особенности. Поэтому, задумываясь над инновационной направленностью развития, мы пытаемся не только определить стратегические ориентиры, но и оценить возможность, приемлемость их тактической реализации. Сегодня на самом высоком уровне задаются вопросами о новой
' Признанным [3] является определение инновации - вложения средств в экономику, обеспечивающих смену техники и технологии. Решающим здесь являются достижения НТП, крупные открытия. Очевидна фундаментальность понятия, факторов, лежащих в основе явления. В какой мере способна на такое наша экономика, которая привыкла к тому же к экстенсивной направленности развития, росту, основанному на экспорте сырьевых ресурсов?
2 Если говорить о качестве нового порядка, то 10-кратный рост стоимости — это вряд ли достижимо. В экономике, финансах измеряют процентный прирост, поэтому более 100% прироста - здесь, пожалуй, можно говорить о качественном росте, о создании нового стоимостного образования.
5 Здесь важно также определиться с временными границами реализуемого проекта, ориентиром может служить мировой опыт в аналогичной сфере.
4 Здесь правила задают транснациональные корпорации и банки, интересам которых часто уступают даже государства.
концепции развития, местоположении национальной экономики в мировом разделении труда, направленности ее вектора [1,2], и думается, что если есть вопрос — будет и ответ.
Конечно, сложность исследований данной проблематики обусловлена еще и тем, что отсутствует полное понимание того, что такое инновация, что есть инновация в той или иной сфере науки1. Мы постараемся остановиться на финансовом аспекте этого вопроса, хотя понятно, что в современном мире любая инновация принимается только тогда, когда дает стоимостный прирост экономике. Вот и получается, что с этой точки зрения финансовая инновация — интегральный показатель, имеющий в своей основе факторы самой различной природы и порядка, но неизменно реализующие себя в оценке экономической эффективности.
Таким образом, инновацию с точки зрения финансовой науки, особенностей современного мироустройства мы определяем как нововведение, обеспечивающее в итоге качественный рост первоначальной стоимости. Спорным является вопрос о критериях такого качества, надо полагать, что 15 или 40% здесь будет мало, поскольку мы по-прежнему говорим скорее о приросте к имеющемуся образованию. Нам же принципиально важно новое стоимостное образование2. Выходит, что с финансовой точки зрения по реализации запланированного инновационного проекта3 мы должны иметь более 100 % стоимостного прироста. Другой же прирост в нашей экономике не обеспечит ее выход на уровни, принятые в передовых странах. Так мы получим только «отечественную» инновацию. Но мы стараемся выйти на мировой рынок и соответствовать его требованиям. Кстати, отметим, что там, на мировом финансовом пространстве, нашей стоимости почти что нет [I]4, а за подтверждение нашей состоятельно-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и тяъг&кяем
19
сти (например, через сертификацию продукции и т.д.) нам приходится платить по принятым ценам. Это притом, что отечественная экономика зарабатывает мало, а платить за вхождение в мировую
— ой как много (часто — в разы!). Вот такой подход к финансовой инновации.
Взгляд на инновацию с позиции финансов важен еще и потому, что он сводит воедино, оценивает конечную эффективность самых различных усовершенствований. Рост финансовых ресурсов, стоимости позволяет оценить любые нововведения, будь-то организационная структура, технология, конечный продукт и т.д.
На что же должен опираться рост стоимости? Приходит на ум утверждение Президента РФ о том, что мы можем себя реализовать, только будучи первыми. Действительно, это инновационный путь. В любом другом случае мы идем за лидером, т.е. в лучшем случае вторые. Мы как потребители не задумываемся о том, что вроде бы такое благо, как доступность импорта, совместное производство имеют в конечном итоге для отечественной экономики часто и негативные результаты - мы идем, привыкаем идти в векторе, выбранном не нами, но мировым лидером5. При такой тактике мы в лучшем случае «хватаемся за хвост», но не знаем, куда смотрит лидер. Рост стоимости должен опираться на реальные возможности экономики, в противном случае она не выдержит гонки, развалится (как если бы отечественный автомобиль конкурировал в скорости с иномаркой). Рост стоимости (то же самое удвоение ВВП) есть скорее критерий для отбора лучших проектов, а не для всей совокупности экономических объектов (вспомним, что надежность любой системы определяется слабейшим ее элементом — зачет в командной гонке идет по последнему участнику). Такие критерии определят точки роста на уровне предприятия, региона, национальной экономики. Кстати, есть и точки убытка
— в них уходит стоимость. Итак, рост стоимости отдельного бизнеса, предприятия, отрасли, региональной, национальной экономики — вот критерий эффективности осуществляемых инноваций, стратегия же — это инновационный вектор развития, а инновация — это там, где мы первые.
5 Напомним, что экономическая экспансия может предполагать последовательность этапов реализации услуг и занятия места на рынке: продажа товара; продажа технологической линии по производству комплектующих, товаров; продажа франшизы; продажа технологии производства; продажа и размещение производства.
Концепция стоимости бизнеса сейчас довольно популярна, имеет разработанный инструментарий [4, 5]. Да и каждый руководитель знает, что и с чем сравнить, чтобы объективно оценить стоимость того, чем он управляет. Если предприятие, отрасль и т.д. дают прирост в соответствии с установленными темпами инновационного роста (развития), то, значит, это образование не только востребовано в современной экономике, но и попадает в цикл инновационного экономического развития. Важно еще научиться здесь функционировать. Прирост стоимости какого-либо образования означает, что поведение экономического субъекта положительно оценивается рынком, а при такой оценке оплата бывает больше, чем конкурентам.
Рост стоимости — это подтверждение рынком выбранного предприятием курса, практики хозяйствования руководителя, квалификации работающих (им и заработную плату можно повысить), доверия акционеров (они получат на вложенные средства достойный процент), состоятельности, самостоятельности региона (авторитета его руководства у населения, других губернаторов) и экономической мощи государства (возможности влиять на расстановку сил в мире и реализовывать собственный интерес). Рост стоимости — это показатель того, где завтра она приумножится, а если она уже выведена из оборота (бизнеса, предприятия и т.д.), то, значит, производное от этого не получит развития и о конкуренции в инновациях здесь уже вряд ли можно говорить.
Каким должно быть поведение экономических субъектов, чтобы, не обладая первоначально преимуществом в финансовых ресурсах, стоимости, обеспечить инновационный акцент развития? Эти меры, формы существования и поведения систем давно уже известны экономике — специализация (когда предприятие добивается роста стоимости, делая ставку на конкурентоспособность в отдельном, узком, сегменте), кооперация (рост стоимости происходит за счет финансовой мощи, которая обеспечивает абсолютное превосходство ряда параметров бизнеса и вытеснение «нерентабельных» конкурентов). Только так мы можем осуществить качественно новые введения и, заняв доступные ниши, потеснив конкурентов, впоследствии быть первыми в мировом разделении труда, инновационно развивающимися.
Итак, основными результирующими положениями будем считать:
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и тсРгЖЖгсм
ItUHaêaMjCtu
15 (48) - 2005
необходимость осмысления достигнутого уровня развития, поиск инновационной концепции развития в условиях интеграции и глобализации, научное обоснование вектора движения экономики;
инновационность развития предполагает рост (максимально возможный на основе уникального сочетания используемых факторов, обеспечивающих качественно новый прирост стоимости) стоимости бизнеса, предприятия, отрасли, региональной и национальной экономики; научным подходом теоретико-методологических построений выступает системный подход,
позволяющий органично использовать имеющиеся элементы знаний в конструкции будущего состояния рассматриваемого образования;
планируемые инновации имеют своим ориентиром рост стоимости экономических субъектов, региональной и национальной экономики; оценка исходного состояния экономических субъектов, региональной и национальной экономики, выбор приоритетов развития, оценка осуществленных мероприятий производятся с использованием уже разработанного инструментария стоимостной концепции бизнеса.
Литература
1. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Грязновой и H.H. Думной,- М.:КНОРУС, 2004.
2. Бабинцева Н.С. Некоторые новые подходы в экономической теории: очерки. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003,- 200 с.
3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - Книжный мир, 2002. —895с.
4. Валдайцев C.B. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие ддя вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 720 с.
5. Левчаев П.А. Стоимостная природа финансовых ресурсов и оценка бизнеса // Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» Государственного университета Высшей школы в экономике http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/175859.html.
t \
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.
Тел./факс: 237-8657 Http:/www.financepress.ru
237-8659, 959-6979 e-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгот>ъя ъ
21