УДК 338.23:332.142.4
И.Б. Халилов
канд. геогр. наук, доцент, кафедра «Охрана и экономика окружающей среды», Азербайджанский государственный экономический университет
С.И. Султанлы
старший преподаватель, д-р филос. по географии, кафедра «Охрана и экономика окружающей среды», Азербайджанский государственный экономический университет
РОСТ МИРОВОГО ТУРИЗМА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Аннотация. В статье представлены показатели роста международного туризма и туристских прибытий в регионах мира в последние годы. Проведен комплексный анализ конкурентоспособности Азербайджана в сфере туризма и путешествий. Нами определены основные условия, необходимые для привлечения туристов в страну.
Ключевые слова: туризм, отрасль экономики, прибытия, индекс, показатели.
I.B. Xalilov, Azerbaijan State University of Economics
S.I. Sultanli, Azerbaijan State University of Economics
THE GROWTH OF WORLD OF TOURISM AND THE EVALUATION OF THE COMPETITIVENESS OF AZERBAIJAN
Abstract. In the article presented indicators of increase of international tourism and tourist arrivals to regions of the world in last years. Performed analysis of the competitiveness of Azerbaijan in the sector of travel and tourism. Our defined the basic conditions necessary in order to attract of tourists in the country.
Keywords: tourism, branch of economy, arrivals, index, indicators.
Развитие сферы туризма значительно влияет на экономику многих стран и регионов мира. Эффективная деятельность этой отрасли способствует развитию новых отраслей экономики и удовлетворяет потребности различных слоев населения в услугах. В настоящее время туризм стал отраслью национальной экономики в разных по уровню развития странах. Анализ конкурентоспособности Азербайджана в сфере туристских услуг и путешествий необходим для привлечения новых туристов и роста внешних инвестиций в экономику страны.
Несмотря на мировой кризис, сфера международного туризма проявляет высокие темпы роста. В 2015 г. количество международных туристских прибытий увеличилось на 4,4% за год и достигло 1 млрд 184 млн по всем турнаправлениям мира (рис. 1).
При этом следует отметить, что туристских прибытий стало на 256 млн больше, чем в предкризисный 2008 г. С 2005-2014 гг. темпы роста международных прибытий проявляли наибольший рост в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский (6,2%) и Африка (Средний Восток) (5,2%) [1]. В 2015 г., в Европе, Американском и Азиатско-Тихоокеанском регионах, рост составил около 5% (рис. 1). Однако, в Африке в 2015 г. число прибытий сократилось (-2,9%) вследствие конфликтов и кризисов в Северной части континента.
По оценкам экспертов Всемирной туристской организации (UNWTO), описанная тенденция сохранится, и этот показатель составит от +3,5% до +4,5% в 2016 г. Мировые доходы от международного туризма также неуклонно растут и достигли показателя в 1159 млрд долл. в 2015 г.
Рост количества туристских прибытий по регионам в 2015 г.: Н Средний Восток И Америка Азиатско-Тихоокеанский ■ Европа
4,9%
1184
1134 1088 ^^^
911 ?28 8д1 855 ^---\ /
809
2005 2006 2007 2008 200Э 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 1 - Международные туристские прибытия в 2005-2015 гг. (млн чел.) и прирост в 2015 г. по регионам мира (в %) [1]
В докладе Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС) отмечается, что благодаря туристам в 2015 г. доходы от туризма в Азербайджане составили примерно 2,5 млрд долл. США, что в пять раз превосходит аналогичные показатели 2010 г. По прогнозам экспертов WTTC, в 2016 году прибыль от прибытий иностранных туристов возрастет на 6,4% по сравнению с 2015 г., а число посетивших страну туристов достигнет 2,67 млн.
Из-за резких колебаний валютных курсов, стихийных бедствий, падения цен на нефть и другое сырье турнаправления в разные регионы мира выглядят неоднозначно, а на первый план выходят вопросы безопасности туристов при организации путешествий.
По последним показателям Всемирного экономического форума ^ЕБ), Азербайджан по конкурентоспособности в сфере туризма находится на 84-м месте среди 141 страны мира (табл. 1).
Рейтинг для каждой страны составлялся WEF с учетом таких показателей, как законодательство и политика, регулирующие вопросы туризма, туристская бизнес-среда и инфраструктура, природные и культурные ресурсы. В каждый из них включались такие индикаторы (порядка 90) как: приоритетность для правительства отрасли туризма и расходы на нее, эффективность маркетинга по привлечению туристов, доступность получения виз в страну, сборы в аэропортах, цены в отелях и на топливо, развитость дорожной сети, возможности аренды транспорта, количество объектов культурного наследия, проводимые международные мероприятия и другие.
Таблица 1 - Рейтинг конкурентоспособности Азербайджана в сфере туризма в 2015 г. [2]
Показатель Место АР
Индекс конкурентоспособности сектора туризма 84
Уровень развития транспортной инфраструктуры 87
Обеспеченность культурными и бизнес ресурсами 75
Уровень конкурентоспособности цен 65
Уровень туристского сервиса 93
Обеспеченность человеческими ресурсами 36
Созданная бизнес среда 65
Уровень безопасности и защиты 36
Уровень здравоохранения и гигиены 44
Степень экологической устойчивости 94
Возможности ИКТ 52
Данные для расчета индекса основаны на статистических данных из различных источников и специализированных организаций (UNWTO, ЦКСТАО, 1АТА и др.), на опросах, проводимых WEF. Полученный рейтинг позволяет оценить конкурентоспособность страны в сфере туризма, сделать сравнения по странам и регионам мира.
Анализируя данные таблицы 1 и основные индексы WEF [2], отметим, что конкурентоспособность Азербайджана в сфере развития туризма пока недостаточно высока, что объясняется:
- высоким уровнем цен на туристские маршруты и программы оздоровления;
- малым количеством полноценной современной инфраструктуры для отдыха и развлечений;
- недостаточной информированностью туристов о региональных туристских программах и маршрутах;
- низкой конкурентоспособностью туристского сервиса;
- высокими ценами на воздушный транспорт;
- недостаточностью мер по улучшению экологических показателей.
Определенные конкурентные преимущества у Азербайджана имеются по индикаторам обеспеченности больничными койко-местами, численности медицинских работников, инвестициями в транспортную сеть, проводимой государственной политикой в сфере туризма, организацией крупных предметных международных мероприятий (политических, спортивных и др.), возможностями информационно-коммуникационных технологий, доступностью терминальной сети и др.
В этих условиях важно, чтобы в нашей стране была продолжена политика, способствующая неизменному и устойчивому росту туризма, которая включает следующие условия:
- улучшение качества путешествий, облегчение получения виз в страну;
- планирование правительством структур и новых процедур по обеспечению мер
безопасности туристов;
- развитие человеческих ресурсов и подготовку трудовых кадров разного профиля;
- снижение цен на проживание, питание и услуги туристам.
В экономике Азербайджана доходы от туризма пока еще не превышают 4,5%. Выявление новых тенденций в этой сфере и превращение туристской индустрии в одну из отраслей экономики в постнефтяной период - важнейшие задачи, стоящие перед страной.
Список литературы:
1. Всемирная туристская организация - ВТО Организации Объединенных Наций (UN World Tourism Organization) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284416899 (дата обращения: 16.04.2016).
2. Всемирный экономический форум (World Economic Forum). The T&T Competitiveness Report 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf (дата обращения: 16.04.2016).