УДК 34.096
DOI 10.24411/2078-5356-2018-10405
Лушин Александр Николаевич Alexandr N. Lushin
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (law), associate professor, professor of the chair of theory and history state and law
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: aleksr.lushin@mail.ru
Чудецкая Ксения Александровна Ksenia A. Chudetskaya
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры административного права и процесса
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (history), senior lecturer of administrative law and process
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: lushina_ksen@mail.ru
Российское законодательство XVIII - первой половины XIX века о военном
духовенстве сухопутных войск
Russian legislation of the XVIII - first half of the XIX century on the military
clergy of the land forces
В статье с привлечением документальных ма- The article deals with the historical aspect of the
териалов рассматривается исторический аспект formation and legal consolidation of the foundations of
формирования и правового закрепления основ дея- the Orthodox military clergy in the Russian Empire in the
тельности православного военного духовенства XVIII - first half of the XIX centuries with the involvement
в Российской империи в XVIII - первой половине of documentary materials. XIX веков.
Ключевые слова: российская армия, военное Keywords: Russian army, the military clergy,
духовенство, полковой священник, правовой статус, regimental chaplain, legal status, the legal basis, chief
правовые основы, обер-священник, военное законо- priest, military legislation. дательство.
Проблема восстановления института воен- законодательства. Во второй половине XIX века
ного духовенства в современных российских во- появились связанные с проводимой широко-
оруженных силах для ее успешной реализации масштабной военной реформой исследования
требует комплексного творческого осмысления по изучению организации управления военным
историко-правового опыта Российской империи духовенством, во многом основанные на мате-
в части становления и развития специального риалах Святейшего правительствующего сино-
© Лушин А.Н., Чудецкая К.А., 2018
да (Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. СПб: тип. Ф.Г. Елеонского, 1879; Невзоров Н. Исторический очерк управления духовенством военного ведомства. СПб: тип. Ф.Г. Елеонского и А.И. Поповицкого, 1875). В настоящее время исторический опыт деятельности русского военного духовенства вызывает значительный интерес, появились серьезные работы, в основном связанные с участием священнослужителей в военных кампаниях, содержащие биографические сведения (Капков К.Г. Памятная книга российского военного и морского духовенства XIX - начала ХХ веков: Справочные материалы. М: Летопись, 2008; Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории: учебное пособие. СПб.: МП РПЦ, 2005). Однако законодательство, регулировавшее деятельность военного духовенства сухопутных вооруженных сил имперского периода, не было отдельно и последовательно рассмотрено и требует дальнейшего изучения и анализа для поиска возможностей использования опыта в этой области. Мы не рассматриваем в статье правовые основы деятельности военного духовенства Кавказского корпуса и казачьих войск, которые обоснованно могут быть предметом отдельного исследования.
Создание российской регулярной армии в первой трети XVIII века потребовало от законодателя установления регулирования деятельности военного духовенства, которое органично становится составной частью вооруженных сил. С началом Северной войны несколько священников обычно находились при ставке царя Петра I Алексеевича, но вскоре монарх осознал, что для повсеместного поддержания воинского духа (особенно в солдатской религиозной среде) роль священника будет весьма высокой и ценной в патриотическом и духовном аспектах. Неслучайно в Уставе воинском, принятом 30 марта 1716 года, месту и роли священника в армии отведено значительное внимание. Глава XXIX данного законодательного акта утверждала структуру и обязанности военного сухопутного духовенства, состоящего из обер-полевого священника (или высшего полевого священника) и полевых или полковых священников [1, с. 240].
Обер-полевой священник постоянно должен был пребывать в штате при фельдмаршале или при командующем армией генерале и осуществлять руководство всеми полковыми священниками. В ставке он сам проводил все необходимые церковные службы, на которых
присутствовало высшее военное начальство. Обер-полевой священник разбирал все споры и ссоры между полковым духовенством, наставлял его в прилежном и добросовестном исполнении своих пастырских обязанностей. В указанной главе Устава воинского перечислены требования, предъявляемые к высшему полевому священнику: он должен быть человеком ученым, вести благочестивый образ жизни, пользоваться уважением в обществе. Высокое положение его в военной служебной иерархии начала XVIII века подтверждает установление довольствия (порционов и рационов), приравненного к чинам генерала флигель-адъютанта или генерал-аудитора [1, с. 314]. В полках полевые священники отправляли все молебны по торжественным событиям и праздничным дням, помогали полковым лекарям в облегчении страданий больных и раненых. Они были обязаны регулярно отчитываться перед высшим своим начальством, а также советоваться перед принятием каких-либо решений по церковным делам, связанным с воинской службой. Глава LXIV Устава воинского обязывала полковых священников в церковные праздничные и особо торжественные дни в 9-ом часу перед полуднем служить литургии перед построившимся полком, а повседневные службы отправлять в походных храмах [1, с. 306]. Содержание полкового священника законодательно приравнивалось к довольствию полкового лекаря и полкового аудитора.
В воинских артикулах 14 и 15 были подробно перечислены меры наказания, налагаемые на военное духовенство за различные правонарушения [1, с. 323-324]. За так называемые беззакония и нечестивую жизнь полковой священник может быть предан духовному суду и при установлении вины лишен духовного сана. За пренебрежение церковной службой и за отправление службы в пьяном виде полковой священник получал наказание от обер-полевого священника, но за продолжение нечестивого образа жизни подлежал духовному суду и лишению сана.
Профессор канонического права Т.В. Барсов отмечал, что согласно Табели 1722 года о полевой армии обер-священники назначались по согласованию со Святейшим синодом в основном из белого духовенства и получали жалование 240 рублей годовых и рацион на 91 рубль [2, с. 23-24]. Материалы архива Святейшего синода за XVIII век, исследованные Т.В. Барсовым, свидетельствуют о том, что командующие армиями обычно представляли на рассмотре-
ние Синодом кандидата на должность обер-полевого священника с собственными рекомендациями, после чего издавался ведомственный приказ о назначении духовного лица в штаб армии [2, с. 25-27]. Для осуществления служеб-но-церковной деятельности обер-священникам Синод вручал инструктивные документы.
Однако должности полевых обер-священни-ков вводились только на военное время, поэтому с 15 января 1733 года действовали установленные Святейшим синодом правила, согласно которым полковые священники находились в подчинении епархиальных архиереев, на территории которых были в мирное время расквартированы полки. Кроме того, полковые священники направлялись архиереями на службу из епархий, совпадавших территориально с губерниями, в которых комплектовались и дислоцировались полки, а далее полевой обер-священ-ник принимал их под свое управление.
При императоре Павле I Петровиче, который многое сделал для повышения престижа военного духовенства, 28 августа 1797 года была высочайше утверждена Инструкция полевому обер-священнику [3, с. 700-702]. Этот документ предписывал высшему полевому священнику пребывать при генерал-фельдмаршале и согласовывать с ним свои решения. Обер-священник управлял всеми полковыми священниками, надзирал за их деятельностью и выполнением ими службы в соответствии с Воинским уставом и воинскими артикулами в касающейся их части. Он получал право из числа опытных полковых священников назначать дивизионного старшего священника для наиболее оперативного управления и постоянного надзора за подчиненным военным духовенством. Полковые священники были обязаны отчитываться перед ним с предоставлением аттестатов от полковых командиров о результатах деятельности. В обязанности полевого обер-священника входил регулярный ревизорский объезд полковых церквей. Примечательно, что в инструкции было указано, что в частной переписке сам обер-священник и подчиненные ему пастыри не должны сообщать сведений, содержащих военную тайну. В Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи отмечено, что полевой обер-священник рассматривает жалобы, касающиеся деятельности полковых священников, наказывает виновных согласно церковному праву и светскому законодательству, хранящемуся в походной воинской канцелярии. В случае
совершения духовным лицом серьезного проступка он докладывает рапортом в Святейший синод, а священника препровождают для принятия соответствующих мер в распоряжение епархиального архиерея, давшего направление этому священнику на службу по военно-духовному ведомству.
Идея централизации службы сухопутного военного духовенства успешно реализовалась Павлом I Петровичем в принятии 4 апреля 1800 года Именного указа «О состоянии армейским священникам в военное время под ведением обер-священника» [4, с. 327]. Данный акт закреплял подчинение полевому обер-священнику военного сухопутного духовенства «в рассуждении всего того, что идет и до юридических надобностей», и определял назначение полковых священников в военное и мирное время с обязательным согласованием с обер-священником. 22 апреля 1800 года последовал Именной императорский указ о передаче полковых священников лейб-гвардии в подчинение полевого обер-священника [4, с. 138-139]. Вслед за указанными актами было принято решение военной коллегии о том, что все послужные списки военных священников в обязательном порядке должны срочно направляться в адрес обер-священника для установления централизованного управления подчиненным духовенством.
В развитие данных нормативных актов 9 мая 1800 года был принят Именной указ императора Павла I Петровича, гласивший, что все воинские чины по делам, касавшимся военного духовенства, обязаны обращаться к обер-священнику [4, с. 155]. Следует полагать, что с этого времени юридически устанавливается прямое подчинение полковых священников в судебном и административном отношении обер-священнику. Сам обер-священник вводился в состав Святейшего правительствующего синода, видимо, на правах, приблизительно равных архиерейским. Таким образом, на рубеже XVШ-XIX веков были официально заложены организационно-правовые основы института военного духовенства в российской императорской армии.
Проблема более оперативного управления сухопутным армейским полковым духовенством была некоторым образом решена повелением императора Павла I от 27 июля 1797 года, когда была учреждена должность благочинных священников в 14 так называемых инспекциях. Для благочинных была утверждена подробная ин-
струкция, содержащая их конкретные служебные полномочия и компетенции.
Вначале правления императора Александра I Павловича был принят 14 апреля 1801 года Указ о том, что воинское начальство по вопросам комплектования полков священниками должно обращаться непосредственно в Святейший синод, а полевой обер-священник только управляет полковым духовенством в военное время. Ограничение деятельности последнего в комплектовании штатов военного духовенства было подтверждено Указом от 19 апреля 1801 года, в котором прямо говорилось о подчиненности обер-священника Святейшему синоду [4, с. 611, 616]. Указ от 8 апреля 1804 года объявил о том, что воинское начальство должно обращаться по вопросам комплектования штатов полковых священников к обер-священни-ку, который делает запрос в Святейший синод [5, с. 241]. Последующим Указом от 28 сентября 1804 года были установлены правила отчетности обер-священников перед Синодом.
Дальнейшее развитие законодательства о военном духовенстве проходило в первой четверти XIX века и было связано с российско-французскими (наполеоновскими) войнами, когда стала очевидной и признанной значимая роль военного духовенства на театре боевых действий. Опыт войны 1805-1807 годов показал необходимость реорганизации системы командных органов армии. Решение этой задачи коснулось напрямую и военно-духовного ведомства. «Учреждение для управления большой действующей армии», принятое 27 января 1812 года, в состав главного штаба армии вводило полевого обер-священника, которому передавалось в подчинение все военное духовенство сухопутных войск [6, с. 43-45; 47; 58-59; 87; 125]. Новое законодательство утвердило должности диакона и церковнослужителей при обер-свя-щеннике. В обязанности последнего входили организация церковной службы военного духовенства, надзор за его поведением. В корпусах вводились должности священников при штабе корпуса. Назначенных в армию священников распределяли по полкам дежурные генералы. Полевой обер-священник имел право через дежурного генерала докладывать главнокомандующему о тех военных пастырях, которые отличились при исполнении своих обязанностей, для их поощрения. В отношении провинившихся священников он имел право отстранять их от должности, докладывать об этом в Святейший синод и просить их замены на других пастырей.
Корпусные и полковые священники были обязаны отправлять положенные церковные службы, перед выступлением на передовые позиции и после одержанных побед в сражениях должны были отслужить торжественные молебны, проявлять заботу о раненых и больных воинах. Полковые священники брали под свое попечение военные госпитали. Были установлены для военного духовенства новые нормы довольствия: у полевого обер-священника и корпусных священников они приравнивались к довольствию подполковника, у полковых священников - к довольствию артиллерийского капитана.
В 1815 году прошла реорганизация военного ведомства, в результате которой 12 декабря 1815 года был принят Именной указ «Об управлении военного департамента». В соответствии с этим актом в штаты главного штаба при императоре была введена должность обер-священника [7, с. 399-400].
Император Николай I Павлович военному духовенству отводил немало внимания, в том числе Именным указом от 6 декабря 1829 года значительно повысил жалование пастырям армий, отдельных корпусов, полков и линейных батальонов: обер-священник армии получал 2500 рублей годовых, корпусной обер-священ-ник - 1800 рублей. Дивизионным благочинным доплачивали еще по 50 рублей. Полковые священники по годовым окладам были приравнены к пехотным капитанам тех родов войск, в которых эти священники состояли по службе [8, с. 838-839]. Значительно была переработана служебная инструкция для дивизионных благочинных, утвержденная в 1828 году и впоследствии в 1837 году также измененная в силу ряда преобразований в армии.
Создание отдельного гвардейского корпуса вызвало в декабре 1829 года появление высочайшего распоряжения о том, что обер-священник главного штаба одновременно является обер-священником гвардии, и такое положение в управлении военным духовенством в названных воинских структурах существовало до мая 1844 года. Т.В. Барсов обратил особое внимание на то, что обер-священнику гвардейского корпуса были переданы в подчинение священнослужители гренадерского корпуса, таким образом в российской армии сформировалось отдельное ведомство обер-священника главного штаба гвардейских и гренадерских корпусов [2, с. 77]. При этом существовала строгая подчиненность Святейшему синоду в формировании штатов, в
части награждения и наложения взысканий, выдачи метрических свидетельств, и только в 1853 году Святейший синод дал разрешение названному выше обер-священнику самостоятельно решать некоторые штатные и иные служебные вопросы в отношении духовенства гренадерского корпуса, не затрагивая духовенство гвардейского корпуса.
Император Николай I Именным указом 5 декабря 1846 года военному министру утвердил Устав для управления армиями в мирное и военное время, согласно которому полевой обер-свя-щенник был включен в состав главного штаба армии. В названном документе обстоятельно были изложены обязанности полевого обер-священ-ника, который отныне являлся начальником для всего духовенства армии [9, с. 464; 561]. Надзор за полковыми священниками он осуществлял через дивизионных благочинных. В военное время полевой обер-священник со своим служебным аппаратом находился в месте, указанном ему дежурным генералом, для оперативного управления подчиненным военным духовенством.
Положение в части управления военным духовенством изменилось в связи с приказом военного министра от 27 сентября 1858 года № 218, когда главный священник главного штаба его императорского величества и отдельных гвардейского и гренадерского корпусов и главный священник армии и флота были объявлены начальствующими лицами в своих военно-духовных ведомствах с подчинением им соответствующего духовенства. Оба главных военных священника назначались на свои должности императором, но при этом были важные различия: главные священники главного штаба его императорского величества и отдельных гвардейского и гренадерского корпусов назначались по личному усмотрению монарха, поскольку члены императорской фамилии были шефами гвардейских и гренадерских полков, а главные священники армии и флота назначались по представлениям Святейшего синода. В то же самое время сохранялось положение о том, что оба главных военных священника находились в ведении Святейшего синода.
Долгое время решался вопрос о штатах канцелярии обер-священников армии, которые неоднократно обращались в Святейший синод об учреждении необходимого числа канцелярских служащих с установлением им денежного содержания согласно занимаемым в соответствии с Табелью о рангах должностям. Император Николай I Указом от 1 апреля 1847 года утвердил
новые штаты канцелярии обер-священника армии и флота, которые оставались неизменными до начала проведения военной реформы в 1860-1870 годы [10, с. 251]. Сложнее решался вопрос со штатами канцелярии главного священника главного штаба его императорского величества и отдельных гвардейского и гренадерского корпусов, хотя неоднократно увеличивались размеры жалования канцелярских служителей. Только 19 марта 1855 года последовал именной указ императора о новых штатах ведомственной канцелярии обер-священ-ника гвардейского и гренадерского корпусов и денежном жаловании канцелярским чинам согласно занимаемым ими должностям по Табели о рангах [11, с. 211; штаты и табели, с. 91].
Таким образом, законодательство в области регулирования деятельности военного духовенства сухопутных вооруженных сил Российской империи в XVIII - первой половине XIX веков прошло путь последовательного активного развития в соответствии с проводимыми преобразованиями в армии. Была создана штатная структура военно-духовного ведомства со строгой иерархической подчиненностью духовенства в зависимости от рода воинских формирований (корпусов). Проведение широкомасштабной реформы российских вооруженных сил в 18601870 годы естественным образом отразилось на изменении правового статуса военного духовенства, его материальном содержании и особенностях служебной деятельности.
Примечания
1. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1830. Т. V. 1713-1719. № 3006.
2. Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. СПб.: тип. Ф.Г. Елеонского, 1879.
3. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1830. Т. XXIV. 1796-797. № 18115.
4. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1830. Т. XXVI. 1800-1801. № 19369, 19398, 19415, 19835, 19843.
5. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1830. Т. XXVIII. 1804. № 21242.
6. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1830. Т. XXXII. 1812. № 24975.
7. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1830. Т. XXXIII. 18151816. № 26021.
8. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1830. Собрание второе. Т. IV. 1829. № 3324.
9. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1847. Собрание второе. Т. XXI. 1846. № 20670.
10. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: тип. II отд. СЕИВК, 1848. Собрание второе. Т. XXII. 1847. № 21059.
11. Полное собрание законов Российской империи. СПб: тип. II отд. СЕИВК, 1855. Собрание второе. Т. XXX. 1856. № 29149.
Notes
1. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1830, vol. V, 1713-1719, no. 3006. (In Russ.)
2. Barsov T.V. On the management of the Russian military clergy. St. Petersburg: type. F.G. Eleonsky, 1879. (In Russ.)
3. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1830, vol. XXIV, 17961797, no. 18115. (In Russ.)
4. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1830, vol. XXVI, 18001801, no. 19369, 19398, 19415, 19835, 19843. (In Russ.)
5. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1830, vol. XXVIII,1804, no. 21242. (In Russ.)
6. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1830, vol. XXXII, 1812, no. 24975. (In Russ.)
7. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1830, vol XXXIII, 1815-1816, no. 26021. (In Russ.)
8. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1830, meeting two, vol. IV. 1829, no. 3324. (In Russ.)
9. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1847, meeting two, vol. XXI, 1846, no. 20670. (In Russ.)
10. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1848, meeting two, vol. XXII, 1847, no. 21059. (In Russ.)
11. Complete collection of laws of Russian empire. St. Petersburg: typ. II otd. SEUK, 1855, meeting two, vol. XXX, 1856, no. 29149. (In Russ.)