Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19
УДК 340
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
ДА ГУСЕВА
В статье рассмотрен генезис норм отечественного законодательства об образовании в различные периоды, начиная с конца 18 в. и до современного этапа, проанализированы основные тенденции, соответствующие каждому периоду, определены проблемы развития современного российского законодательства об образовании и намечены перспективы их преодоления.
Ключевые слова: законодательство об образовании, тенденции e-mail: [email protected] развития образовательного законодательства.
Образование является важной социальной сферой, имеющей первостепенной значение на современном этапе развития общества и государства, что подтверждается включением его в число национальных приоритетов Российской Федерации1. Состояние, тенденции и перспективы развития образования в любом государстве определяются образовательным законодательством. За период, прошедший с момента принятия действующей Конституции Российской Федерации2, система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики, интеграции образовательного пространства, что требует надлежащего законодательного оформления.
Развернутая модернизация образования3, объявленная в последние годы, также невозможна без должного законодательного обеспечения, объективно соответствующего ожиданиям и потребностям общества в условиях современных вызовов. Динамичное развитие общественных отношений в сфере образования обусловило внесение многочисленных изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»4 и Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»5 бурный рост подзаконного правотворчества, что привело к снижению авторитета правового регулирования в данной сфере. В этой связи особую актуальность приобретает систематизация образовательного законодательства, чему объективно должны предшествовать целенаправленные исследования различных аспектов правового регулирования образовательных отношений и элементов механизма этого регулирования.
Необходимость гармонизации действующего законодательства об образовании, его устойчивого развития в соответствии с современными вызовами неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, который, характеризуя развитие образовательного законодательства, подчеркнул: «мы должны сформировать прочную современную нормативную базу, которая не должна подвергаться конъюнктурным изменениям» 6.
1 Протокол решения президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов «Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» от 21 декабря 2005 г. № 2 // www. rost. ru/mail/news.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
3 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. II). Ст. 119.
4 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
5 Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
6 Медведев Д.А. Выступление на IX съезде Российского союза ректоров. 20 марта 2009 г. // http:/ / news.kremlin.ru/transcripts/3494
Принятое 19 сентября 2003 г. решение о включении России в объединение европейских государств по созданию единого образовательного пространства и присоединение к Декларации о Европейском пространстве для высшего образования7 обусловили необходимость приведения российского законодательства об образовании в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного образовательного права.
При исследовании развития законодательства об образовании хотелось бы отметить два обстоятельства, имеющих решающее значение. Во-первых, особенности законодательной регламентации и перспективы развития отечественного законодательства об образовании обусловлены спецификой правовых отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере образования. Во-вторых, именно глубокий историко-правовой анализ развития нормативного правового регулирования образования открывает путь к его модернизации в духе современных тенденций развития общества и государства и позволяет одновременно не растерять положительный опыт, накопленный в данной сфере.
С этих позиций, хотелось бы отметить, что специфика образовательных отношений привлекает внимание научной общественности на протяжении длительного периода, тем более, что действующее законодательство не содержит дефиниции понятия «образовательные отношения».
Так, например, имеет глубокие исторические корни научная дискуссия, связанная с отраслевой принадлежностью образовательного права. На сегодняшний момент юридической наукой не выработано единого подхода к решению вопроса о том, является ли образовательное право отраслью российской правовой системы. Ряд исследователей, например, В.М. Сырых8, Е.А. Киримова9, М.Ю. Федорова10 и др. настаивают на том, что образовательное право можно признать отдельной отраслью права, другие, напротив, отрицают такую возможность. Весьма многочисленны мнения ученых и практиков о сохранении образовательного права в качестве подотрасли административного права11. На сегодняшний момент наиболее взвешенным представляется подход, согласно которому образовательное право, являясь комплексной отраслью законодательства, не является самостоятельной отраслью права12.
Специфика образовательных правоотношений и метода их регулирования стала предметом научных дискуссий еще в советский период развития российской государственности и характеризовалась наличием нескольких конкурирующих подходов. Наибольшее распространение получил подход, согласно которому отношения в сфере образования рассматривались преимущественно как объект административно-правового регулирования13. В этих условиях тезис о зарождении комплексной отрасли законодательства не стал определяющим для дальнейших исследований «отношений по народному образованию» 14. Вместе с тем, работы ряда советских ученых, таких как Г.А. Дорохова15, С.С. Алексеев16 и др. заложили основу научной традиции изучения правоотношений, условно называемых «отношениями по обучению и воспитанию», как отдельного вида правоотношений, урегулированных правом, а также форм и способов их законодательной регламентации.
7 Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования > (Болонская декларация) (Принята в г. Болонье 19.06.1999) Россия подписала Декларацию 19.09.2003 // БД «Консультант Плюс».
8 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М., 2002. - С. 271.
9 Киримова Е.А. Об образовательном праве // Право и образование. 2005. N 4.
10 Федорова М.Ю. Образовательное право. - М.: Владос, 2003. - С.15.
11 См., например: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1977. - С. 58; Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юридическая литература, 1976. - С. 113.
12 См.: Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. N 4.
13 См., например: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения // Ученые записки Ленинградского юридического института. Л.: Изд-во Ленинградского Университета. 1954. -С. 41-68; Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1972 . -С. 18-19. С. 23, 26.
14 Сапаргалиев Г.С. Отношения по воспитанию и обучению - предмет правового регулирования // Советское государство и право. 1977. № 8. - С. 123-125.
15 Дорохова ГА. Правовое положение личности в области народного образования (теоретические аспекты) // Советское государство и право. 1978. №11. - С. 33; Дорохова ГА. Теоретические проблемы совершенствования законодательства о народном образовании. Автореферат дис.... доктора юридических наук. М., 1982. - С. 14.
16 Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 224.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19
Отсутствие единого доктринального подхода к определению правовой природы образовательных услуг негативно сказывается на их законодательном урегулировании. Так, специфика образовательных отношений обусловливает проблему определения правовой природы образовательных услуг, имеющую важное значение при определении правовой природы договора оказания образовательных услуг, его разграничения с договором подряда. С этих позиций представляется целесообразным подход, согласно которому договор оказания образовательных услуг является смешанным договором, в котором гражданско-правовое содержание усложняется административно-правовым, а также собственно образовательным или педагогическим элементом17.
Определенная специфика присуща, во-первых, субъектам образовательных правоотношений. Так, предметом острых научных дискуссий является правовая природа образовательной дееспособности. В.В. Спасской18 предложен подход, в рамках которого образовательная дееспособность обучающихся до момента получения основного общего образования признается неполной (частичной) и требует восполнения законными действиями родителей (иных законных представителей) обучающихся. Данный подход представляется достаточно обоснованным и подтверждается позицией законодателя. В.М. Сырых, напротив, полагает, что дееспособность детей как участников образовательных правоотношений, является полной на основании того, что они сами, своими действиями осваивают образовательные программы, а родители не принимают участия в образовательном процессе, и, следовательно, никак не восполняют дееспособность школьников19. В данном контексте хотелось бы отметить, что обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования Конституцией Российской Федерации возлагается именно на родителей или иных законных представителей ребенка (ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации), которые самостоятельно выбирают образовательное учреждение и форму обучения.
Таким образом, следует отметить, что на современном этапе потребности общественного развития привели к увеличению объема образовательных отношений, повышению их значимости, что повлекло за собой углубление правового регулирования. Пока накопленный нормативный массив не позволяет говорить о том, что полностью сформирована новая отрасль права, однако количество нормативных правовых актов и системных связей между ними достаточно велико, что обусловливает в процессе институционализации правового регулирования формирование комплексной отрасли законодательства - образовательного права, представляющей собой массив правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования и обладающих системными связями, обусловленными присущими ему задачами, функциями, структурой и особенностями развития.
Что касается историко-правового анализа развития законодательства об образовании, то его периодизацию логично проводить в контексте развития российской государственности, и с этих позиций выделить следующие этапы:
- досоветский период развития российского законодательства, охватывающий период с конца XVIII по начало ХХ вв., в рамках которого были созданы предпосылки для проведенных реформ, в результате которых в стране была создана национальная система образования; положено начало созданию системы нормативных актов, в которой отражались правовые основы просвещения населения;
- советский период, охватывающий временной промежуток с 1917 г по 1991 г., характеризующийся построением новой системы управления образованием и ее законодательным закреплением на самом высшем - конституционном уровне;
- постсоветский (современный) период с 1992 г. по настоящее время, для которого характерно формирование комплексной отрасли образовательного законодательства в условиях модернизации образования.
17 См., например: Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании (теоретические проблемы совершенствования) / Отв. ред. И.Л. Бачило. М.: Наука, 1985. - С. 47; Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореферат дис.... доктора юридических наук. М., 2006. - С. 19.
18 Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. М., 2006. - С. 24.
19 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. - С 37.
Для первого - досоветского - периода характерна тенденция формирования образовательной национальной системы и ее нормативного регулирования в условиях отсутствия законодательного закрепления основ образования, развитие так называемого «циркулярного права». Кроме того, тенденциями развития законодательства об образовании в данный период являлись: законодательное закрепление основ образовательной политики; увеличение числа правовых норм, посвященных непосредственно педагогической деятельности; включение в нормативные правовые акты норм декларативного характера, регламентирующих государственные требования к идеальному портрету будущего гражданина страны; законодательное признание и закрепление автономии учебных заведений; увеличение объема образовательного законодательства за счет утверждения университетских уставов.
В силу полного обновления законодательного массива после 1917 г., для досоветского законодательства об образовании характерна тенденция отсутствия преемственности.
Основной тенденцией развития законодательства об образовании в советский период является его гуманизация: законодательными нормами регламентированы отделение школы от государства, отмена платы за обучение, реформа правописания, конституционно-правовое закрепление права на образование, дополнительные гарантии его реализации для отдельных слоев и групп населения. Данный период характеризуется также такими тенденциями, как законодательное закрепление централизованного управления образованием, преемственность законодательства, увеличение объема образовательного законодательства за счет подзаконного правотворчества.
После распада Союза ССР и формирования на его основе ряда независимых государств, в том числе Российской Федерации, актуальной тенденцией развития законодательства об образовании стала тенденция гармонизации - приведения не утративших силу нормативных актов бывшего СССР в соответствие с издаваемыми законодательными актами Российской Федерации. С учетом федеративного строения нашего государства, данная тенденция со временем дополнена еще одним аспектом: приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов, принятых органами местного самоуправления в соответствие с федеральными нормативно-правовыми актами.
Кардинальное изменение общественных отношений в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. обусловило третий - постсоветский - период развития отечественного законодательства об образовании, для которого характерно активное правотворчество с целью упорядочивания правового регулирования в условиях динамичной модернизации. Ряд нормативных правовых актов советского периода был законодательно признан недействующим, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, не смотря на обновление редакций, не отвечали реалиям, поспешность в принятии новых нормативно-правовых актов приводила к пробелам и коллизиям правового регулирования. В таких условиях назрела очевидная необходимость обобщения основ правового регулирования в едином нормативном правовом акте, обладающем авторитетом закона. Между тем, разработка рамочного закона требовала времени, и выходом из данной ситуации явилось принятие Временных положений, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР. В результате была нарушена общепринятая последовательность подготовки нормативных правовых актов. В дальнейшем в целях соответствия уровню развития общественных отношений и ввиду необходимости заполнения пробелов в правовом регулировании объем подзаконных нормативных актов увеличивался.
Обобщающим актом для всего массива законодательства, регулирующего образовательные отношения, стал принятый 10.07.1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании», регламентирующий вопросы, как общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, так и непосредственно касающиеся высшего и послевузовского и дополнительного образовании. Указанным нормативным правовым актом было дано определение образования, установлены система образования в Российской Федерации, принципы образовательной политики государства, гарантии реализации права граждан на образование.
Следуя закрепленной советскими конституциями традиции, принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепляет право на образование и содержит систему его гарантий, при этом оставляя за Российской Федерацией полномочия устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживать различные формы образования и самообразования.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19
Через четыре года после принятия базового закона «Об образовании» принят еще один нормативный правовой акт, действующий в сфере урегулирования образовательных отношений - Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», установивший, что государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также на принципах непрерывности и преемственности процесса образования; интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования; конкурсности и гласности при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; государственной поддержки подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Между тем, следует отметить, что развитие системы законодательства Российской Федерации об образовании на современном этапе невозможно рассмотреть в отрыве от мировых тенденций глобализации, так как Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства.
Вышеуказанные тенденции, связанные с изменением государственного строя, основ жизнедеятельности государства и общества, влиянием глобализационных процессов привели к тому, что начиная с 90-х годов ХХ в. в Российской Федерации осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие «как открытой государственно-общественной системы». При этом особое внимание законодателем уделялось соответствию новой системы образования нормам основополагающих международных документов - Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Среди международно-правовых актов, оказавших существенное влияние на модернизацию образования в общеевропейском пространстве, а также на основные направления деятельности государства в сфере образования, следует выделить также Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (БТБ N 165) от 11 апреля 1997 г. (г. Лиссабон) и Совместную декларацию европейских министров образования (Болонская конвенция/декларация) от 19 июня 1999 г. (г. Болонья).
Следовательно, современный период развития законодательства Российской Федерации об образовании характеризуется существенным влиянием норм и принципов международного права, часть которых имплементирована отечественными нормативными правовыми актами.
Система же «внутренних» российских актов представлена нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне и включающими федеральные законы и подзаконные нормативные акты. Кроме того, стратегия развития образования определена государством вплоть до 2025 г. в нескольких концепциях и программах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751)20; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р); Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы21 (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р) и самой Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 6122; Концепции национальной образовательной политики Российской
20 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 41. Ст. 4089.
21 Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 9. Ст. 1255.
22 Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. Ст. 1377.
Федерации, одобренной Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 20123.
Анализ современного состояния отечественного законодательства об образовании и динамики его развития позволяет выявить как позитивные, так и негативные тенденции его развития. Представляется, что обстоятельствами, препятствующими гармоничному развитию отечественного законодательства об образовании, являются следующие:
а) отсутствие на доктринальном уровне единообразного подхода к определению роли и места образовательного права в правовой системе Российской Федерации, правовой природы образовательных правоотношений и их составных элементов;
б) невыработанность отраслевых принципов правового регулирования, которые должны определить направленность и характер правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере образования, системное единство развития данной отрасли законодательства;
в) отсутствие сложившегося понятийного аппарата, обеспечивающего взаимосвязь норм различных отраслей права (конституционного, гражданского, административного, трудового);
г) неполное соответствие отечественного законодательства в области образования международно-правовым обязательствам Российской Федерации; коллизионность нормативных правовых актов в сфере образовательного права федерального уровня, уровня субъектов федерации и местного (муниципального) уровня;
д) несистемное нарастание массива подзаконных актов при одновременном снижении авторитета федерального закона в силу не соответствия его норм современным потребностям общества и государства;
е) сочетание «пробельности» действующего законодательства об образовании в части регулирования ряда важных базовых вопросов, с одновременной избыточной правовой регламентацией обеспечения образовательной деятельности.
Дальнейшие перспективы развития законодательства Российской Федерации об образовании связаны, в первую очередь, с преодолением указанных негативных тенденций. А поскольку правовое регулирование образования в Российской Федерации в настоящее время носит комплексный характер и осуществляется нормами конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового права, в условиях отсутствия объединяющего отраслевого нормативного акта представляется целесообразным принятие нового нормативного правового акта, который имел бы силу федерального закона, носил общий характер, регулировал основы образовательной деятельности в Российской Федерации и устанавливал принципы последующего правового урегулирования специфических особенностей образовательных правоотношений на разных уровнях системы законодательства.
Признавая целесообразность указанного подхода, законодатель во исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. в настоящий момент развернул законопроектную работу по принятию нового федерального закона «Об образовании». Многие положения указанного законопроекта являются новеллами российского законодательства об образовании.
Принятие указанного нормативного правового акта позволит: создать правовые условия для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования; провести комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования; обеспечить стабильность и преемственность в развитии системы образования Российской Федерации и ее законодательных основ.
23 Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 «О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2006. N 11.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. .2009. N 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3.С. 150.
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. .2000. N 41. Ст. 4089.
5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. Ст. 1377.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. II), ст. 119.
7. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 9. Ст. 1255.
8. Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 «О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2006. N 11.
9. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Бо-лонская декларация) (Принята в г. Болонье 19.06.1999) Россия подписала Декларацию 19.09.2003 // БД «Консультант Плюс».
10. Протокол решения президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов «Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» от 21 декабря 2005 г. № 2 // www. rost. ru/mail/news.
11. Алексеев С. С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1975.
12. Дорохова ГА. Законодательство о народном образовании (теоретические проблемы совершенствования) / Отв. ред. И.Л. Бачило. М.: Наука, 1985.
13. Дорохова Г. А. Правовое положение личности в области народного образования (теоретические аспекты) //Советское государство и право, М.: Наука, 1978.
14. Дорохова Г.А. Теоретические проблемы совершенствования законодательства о народном образовании. Автореф. дис.... доктора юридических наук. М., 1982.
15. Кванина В.В. гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореферат дис.... доктора юридических наук. М., 2006.
16. Киримова Е.А. Об образовательном праве // Право и образование. 2005. N 4.
17. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. - М.: Юрид. лит., 1976.
18. Медведев Д.А. Выступление на IX съезде Российского союза ректоров. 20 марта 2009.г. // http://news.kremlin.ru/transcripts/3494.
19. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1977.
20. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения // Ученые записки Ленинградского юридического института. - Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1954.
21. Сапаргалиев Г.С. Отношения по воспитанию и обучению - предмет правового регулирования // Советское государство и право. 1977. № 8.
22. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. М., 2006.
23. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М., 2002.
24. Федорова М.Ю. Образовательное право.- М.: Владос, 2003.
25. Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. N 4.
RUSSIAN LEGAL SYSTEM FOR EDUCATION: KEY TENDENCIES AND PERSPECTIVES
The genesis of norms of the domestic legislation on education during the various periods, since the end of the 18th century and to the present stage, the basic tendencies corresponding to each period are analysed in the article, problems of development of the modern Russian legislation on education are defined and prospects of their overcoming are planned by the author.
Key words: legislation on education; tendencies of development of the educational legislation.
AA. GUSEVA
Belgorod National Research University
e-mail: [email protected]