г
Ч
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
j
РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ (По материалам Национального доклада РФ) 1
АРТАМОНОВА Юлия Дмитриевна - канд. филос. наук, доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт Ассоциации классических университетов России (АКУР). E-mail: Москва, j [email protected]
ДЕМЧУК Артур Леонович* * - канд. филос. наук, доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова, член Наблюдательной группы по Болонскому процессу от Российской Федерации. E-mail: [email protected]
КАМЫНИНА Надежда Ростиславовна* - канд. техн. наук, начальник управления международного сотрудничества, Московский государственный университет геодезии и картографии, член Наблюдательной группы по Болонскому процессу от Российской Федерации. E-mail: [email protected]
КОТЛОБОВСКИЙ Игорь Борисович - канд. экон. наук, проректор, МГУ им. М.В. Ломоносова, генеральный секретарь Ассоциации классических университетов России. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приведена характеристика основных проблем развития Европейского пространства высшего образования в контексте прошедшей в мае 2015 г. конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса. Представлены результаты исследования, проведенного в 2014 г. с целью подготовки Национального доклада России об интеграции в европейское образовательное пространство.
Ключевые слова: Россия, высшее образование, Европейское пространство высшего образования, Болонский процесс
К настоящему моменту в Болонском процессе (БП) участвуют 47 государств, включая все страны Евросоюза. Решение о присоединении Российской Федерации было принято в сентябре 2003 г. В развитии Болонского процесса принято выделять два этапа: 1999-2010 гг. - этап формирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и этап консолидации ЕПВО, начавшийся в 2010 г. и планируемый до 2020 г.
Организационная структура Болонского процесса следующая. Ключевые решения по приоритетам развития БП принима-
ются на конференциях министров образования стран-участниц БП, которые в период с 1999 по 2009 гг. проводились раз в два года. Между конференциями все организационные мероприятия осуществляет Наблюдательная группа по реализации Болонского процесса (BolognaFollow-up Group - BFUG). В группу входят представители всех стран, присоединившихся к Болонскому процессу. Как правило, один представитель - из министерства образования и один - от академического сообщества каждой страны-участницы. Кроме того, в Наблюдательной группе есть представи-
1 Краткая аналитическая справка по материалам Национального доклада Российской Федерации к Конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса (Ереван, май 2015 года). URL: http://www.acur.msu.ru/docs/reference_national_report.pdf
*Члены делегации Российской Федерации на конференции министров образования стран -участниц Болонского процесса в Ереване.
Интернационализация образования
47
тель Европейской Комиссии и представитель страны, председательствующей в ЕС. Работу группы координирует Совет, который состоит из председателя, вице-председателя от страны-организатора очередной конференции министров образования, представителей стран, которые председательствовали в Европейском Союзе в предыдущем периоде и будут председательствовать в следующем, а также представителей трех стран, избираемых Наблюдательной группой на один год. Кроме того, в ее состав входят председатель Еврокомиссии и представители трех образовательных организаций (с правом совещательного голоса): Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации учебных заведений профессионального (высшего) образования (EURASHE) и Конфедерации национальных союзов студентов Европы (ESIB).
Из числа членов Наблюдательной группы по реализации Болонского процесса сформированы рабочие группы (по мобильности и интернационализации, по отчетности о реализации БП, по социальному измерению и обучению в течение всей жизни, по структурным реформам), а также временные рабочие группы (по вопросам третьего уровня высшего образования, по обновлению Руководства по применению Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц и другие).
Полноправными участниками Болонского процесса являются Европейская комиссия, Совет Европы и ЮНЕСКО, а также ряд заинтересованных организаций,ко-торые участвуют в программе в качестве консультативных членов. Всего за период с 1999 г. проведено девять конференций в различных городах Европы: Болонье (1999), Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007), Лёвене/ Лувене-ля-Нёв (2009), Будапеште/Вене (2010), Бухаресте (2012), Ереване (2015). В последнее время параллельно с конференцией министров стран Европейского пространства
высшего образования, проводящейся раз в три года, собирается форум Болонского процесса (The Bologna Policy Forum).
Конференция министров стран ЕПВО и форум Болонского процесса, состоявшиеся 14-15 мая 2015 г. в Ереване, прошли с участием более 100 делегаций из 47 стран. Российскую делегацию возглавил министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов. В ходе более 10 пленарных заседаний, интерактивных групп и сессий форума и конференции обсуждались важнейшие вопросы гармонизации высшего образования стран, входящих в ЕПВО, ключевые факторы, влияющие на развитие высшего образования: фундаментальные ценности высшего образования в контексте современных политических, социальноэкономических и демографических вызовов, новые технологии, миграционные потоки, запросы рынка труда, способы наилучшего использования новых технологий в высшем образовании.
Выступая в первый день перед участниками конференции, Д.В. Ливанов подчеркнул, что Россия позитивно оценивает достигнутые результаты Болонского процесса, главным из которых является формирование общеевропейского пространства высшего образования, и готова к дальнейшему активному сотрудничеству с партнерами в рамках общего пространства высшего образования, «отбирая те элементы, которые усиливают наше высшее образование, и не применяя те, которые его ослабляют и не создают условий для движения вперед». Докладчик также рассказал о программах, ориентированных на развитие и повышение качества высшего образования в России: программе повышения конкурентоспособности вузов «5-100», программе «Глобальное образование », которая усиливает мобильность и даёт возможность талантливым студентам получить образование в лучших мировых вузах при условии, что они потом будут работать постоянно в России.
48
Высшее образование в России • № 8-9, 2015
Участию российской делегации в Конференции министров стран ЕПВО и в форуме Болонского процесса в Ереване предшествовала большая подготовительная работа.
Для обеспечения мониторинга реализации Болонского процесса предусмотрено регулярное представление отчетов (Национальных докладов)странами-участница-ми, которые содержат сведения о ходе реализации БП, достигнутых результатах и имеющихся трудностях (формат представления национальных докладов определяет BFUG). В период 2004-2009 гг. Россией были подготовлены и направлены в наблюдательную группу по реализации Болонского процесса: Национальный отчет о мероприятиях за 2004-2005 гг. (исполнитель
- СПбГУ) и два Национальных доклада: за 2005-2007 и за 2007-2009 гг. (исполнитель
- НФПК). Национальный доклад за 20102012 гг. к Конференции министров образования в Бухаресте (2012) Российской Федерацией представлен не был, хотя именно этот период можно охарактеризовать как время самых существенных преобразований в структуре и содержании российского высшего образования.
В апреле 2014 г. из Наблюдательной группы по реализации Болонского процесса были получены формы представления Национальных докладов 2015 года - электронные анкеты, структурированные по семи разделам:
1) степени и квалификации;
2) обеспечение качества;
3) социальное измерение;
4) оплата обучения, финансовая поддержка и право переноса средств;
5) трудоустройство и переход на рынок труда;
6) обучение в течение всей жизни;
7) интернационализация и мобильность.
Национальные доклады стран-участниц Болонского процесса должны были формироваться на основе статистических дан-
ных за 2012, 2013 и половину 2014 г. При Министерстве образования и науки Российской Федерации 27 февраля 2015 г. была создана Рабочая группа по Болонскому процессу во главе с заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым. В состав группы вошли специалисты Минобрнауки России, Главэкспертцентра, ФРБУ «Интеробразование », Донского государственного технического университета, Московского государственного университета геодезии и картографии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Тверского государственного университета, Уральского федерального университета, Ассоциации классических университетов России, Болонского клуба, Национального офиса ERASMUS+.
Для подготовки материалов для Национального доклада 2015 года Ассоциация классических университетов России (АКУР) и Центр изучения проблем профессионального образования в апреле-июне 2014 г. провели специальное исследование. В подготовленной Аналитической справке (ее краткую версию можно найти на сайте АКУР по ссылке, указанной выше; полная версия справки будет опубликована и представлена общественности в сентябре 2015 года) период 2010-2014 гг. в целом рассматривается как важный этап интеграции системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования, однако выявлен и целый ряд «проблемных зон», которые также описаны в указанной справке.
Система высшего образования Российской Федерации значительно продвинулась по сравнению с 2009 г. (датой предыдущего Национального доклада России) в плане реализации трехуровневой структуры высшего образования. В 2011 г. был осуществ-
Интернационализация образования
49
лен законодательный перевод большинства программ непрерывной пятилетней подготовки специалистов на программы подготовки бакалавров (4 года) и магистров (2 года), были внедрены ФГОС ВПО, основанные на компетенциях и системе зачетных единиц, что способствовало сближению российских программ с программами европейских университетов. В настоящее время осуществлена редакция ФГОС высшего образования, в результате которой образовательные стандарты стали носить рамочный характер, расширена самостоятельность университетов в разработке и реализации образовательных программ, введены требования к универсальным компетенциям выпускников для всех программ одного уровня, созданы условия для проектирования модульных программ в формате ECTS. Однако для дальнейшей интеграции системы высшего образования России в ЕПВО необходимо официально «привязаться» к Руководству по применению ECTS (новая версия этого документа одобрена Конференцией министров в Ереване), одновременно требуется привести формы используемых внутри России документов (Диплом о ВО и Приложения к нему, академические справки, информационный пакет документов об образовательной программе) к формам, утвержденным в системе ECTS.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перевел программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре из разряда программ «послевузовского образования» в разряд программ «третьего уровня высшего образования». По результатам освоения программы аспирантуры (включающей государственную итоговую аттестацию) выпускнику будет выдаваться диплом о высшем образовании и присваиваться квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь ». Однако указанный закон не включил в содержание программ аспирантуры процеду-
ру защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Для полноценной интеграции в ЕПВО необходимо упорядочить «взаимоотношения» между дипломом выпускника аспирантуры и ученой степенью «кандидат наук». Одновременно необходимо гармонизировать программы аспирантуры с программами PhD, сопоставив их по результатам обучения.
Обеспечение качества является ключевым приоритетом Болонского процесса, от которого зависит признание степеней и квалификаций, мобильность и международное сотрудничество, доверие к национальным системам образования в целом. Общие цели, стратегия и технологии обеспечения качества представлены в ESG (Европейских стандартах и рекомендациях по обеспечению качества - The Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area). На конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса в Ереване в 2015 г. был принят обновленный вариант Руководства (ESG), который, по общему мнению, является более технологичным и удобным для использования. При внедрении в полном объеме стандартов и рекомендаций, закрепленных в ESG, будут необходимы серьезные изменения во внутрироссийской системе обеспечения качества (подробно этот вопрос освещен в тексте Аналитической справки).
«Социальное измерение образования» не было изначальным приоритетом Болонского процесса; это понятие впервые упоминается в Пражском коммюнике министров образования стран-участниц в 2001 г. В настоящее время основной упор сделан на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми группами населения (прежде всего теми, которые получили название «недостаточно представленные» целевые группы) путем реализации мер по снижению неравенства доступа к высшему образованию, развития различных форм поддержки в пе-
50
Высшее образование в России • № 8-9, 2015
риод обучения, роста возможностей использования гибких образовательных траекторий и альтернативных путей доступа к разным уровням образования, включая признание ранее полученного образования, в том числе неформального. Выделение «недостаточно представленных» групп ведется на основе регулярного мониторинга контингента студентов (он осуществляется в 90% стран ЕПВО, в том числе в РФ). В основном имеются в виду следующие группы: инвалиды, студенты старшего возраста, студенты, работавшие до поступления в вуз, студенты из недостаточно обеспеченных семей, представители этнических, культурных, языковых меньшинств, мигранты. Важным является также гендерное равенство. В некоторых странах также учитывается семейное положение студентов и уровень образования родителей. Вопросы вероисповедания и принадлежности к конфессиям не рассматриваются. Важными являются не только условия поступления в вуз, но и возможность завершить обучение. В этой связи в центре внимания оказываются, с одной стороны, различные меры поддержки студентов, с другой - процент отсева студентов, в особенности из «недостаточно представленных» групп. В Российской Федерации целесообразно ввести практику официального ежегодного сбора данныхот образовательныхорганизаций о проценте отчисленных за неуспеваемость или по собственному желанию из числа обучающихся по образовательным программам ВО, прежде всего - из недостаточно представленных групп.
Отдельным разделом Национального доклада являются вопросы оплаты обучения, финансовой поддержки студентов и возможностей переноса средств. Это связано с приоритетной значимостью финансовой стороны как для обеспечения равных возможностей получения образования, так и для развития академической мобильности. Ранее в российских Национальных докладах (в 2004-2005 гг., 2005-2007 гг. и
2007-2009 гг.) специального раздела о финансировании не было. В Национальном докладе 2015 г. самостоятельный раздел «Оплата обучения, финансовая поддержка и право переноса средств» появился впервые. В тексте указанного раздела отмечен целый ряд достоинств отечественной системы государственного финансирования обучения граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства по программам высшего образования. На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» бесплатность высшего образования гарантируется на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и сти-мулирования:получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат; предоставление в установленном порядке образовательного кредита. Указом Президента РФ от 28 декабря 2013 г. №967 «О мерах по укреплению кадрового потен-
Интернационализация образования
51
циала Российской Федерации» предусмотрены следующие меры социальной поддержки граждан РФ, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы и обучающихся в них по очной форме обучения по образовательным программам высшего образования (программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры): материальное стимулирование (получение стипендий,материальной помощи и других денежных выплат); транспортное обеспечение; предоставление жилых помещений; предоставление образовательного кредита. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » также предусматривает направление обучающихся российских вузов в иностранные вузы, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом.
Следует отметить, что при подготовке ответов на поставленные вопросы в данном разделе Национального доклада эксперты столкнулись с трудностями, связанными как с используемым понятийно-категориальным аппаратом, так и с отсутствием необходимых статистических данных. Например, имеются расхождения в использовании термина «финансовая поддержка студентов» в России и в европейских странах; в российских нормативных документах нет четкого разграничения понятий «грант» и «стипендия » и т.п.).
В предыдущих форматах Национальных докладов вопросам трудоустройства выпускников университетов было уделено значительно меньше внимания, чем в докладе 2015 г.
В рамках Болонского процесса «обучение в течение всей жизни» является отдельным направлением с самого его начала. Имеется в виду обучение, осуществляемое как в рамках, так и за рамками системы формального образования, а это означает, что основным ключевым умением учащегося становится способность осуществлять
поиск новых знаний и развивать собственные компетенции.
Стратегия обучения в течение всей жизни в Европе уже получила определенные формальные признаки. К ним относятся, в частности: приближение обучения к потребителю, изменение роли преподавателя, участие общества в организации образования в форме различных партнерств и т.д. В настоящее время в РФ окончательно не сформирована концепция обучения в течение всей жизни, при этом наблюдается смешение понятий «обучение в течение всей жизни» и «непрерывное образование и обучение ». Согласно задачам Болонского процесса университеты призваны играть более весомую роль в обществе, направляя свои усилия на то, что в российской академической среде традиционно называют «дополнительное профессиональное образование» (ДПО), а также распространяя свое влияние на местное сообщество, работая с различными категориями населения.
В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО разрабатывается концепция непрерывного профессионального образования взрослых, которая охватывает только одну часть обучения в течение всей жизни и более созвучна с модернизацией существующей системы ДПО.
Учет требований профессиональных стандартов и рамок квалификации при разработке и реализации образовательных программ - существенное условие повышения эффективности российской системы высшего образования, продиктованное потребностями динамичной экономики и требованием трудовой и профессиональной мобильности работников. В состоянии запуска сейчас находится процесс сопряжения профессиональных и образовательных квалификаций и формирования российской Национальной рамки квалификаций, соответствующей Европейской рамке квалификаций для образования в течение всей жизни.
52
Высшее образование в России • № 8-9, 2015
Развитие академической мобильности студентов, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала всегда находится в центре внимания Болонского процесса. Приоритетами для мобильности в рамках ЕПВО в настоящее время являются: развитие академической мобильности преподавателей, стремление к более сбалансированной мобильности, реализация мер финансовой, организационной и законодательной поддержки государством академической мобильности (в частности, создание структур по координации обучения и исследований в конкретных странах, вопросы переноса финансовых средств при реализации академической мобильности, признание квалификаций и степеней).
Понятие «интернационализация образования» впервые появилось в Бухарестском коммюнике (2012 г.), в настоящее время речь идет об интеграции международного, межкультурного и глобального измерения в высшее образование (в его цели, функции и практики); содержание данного понятия постоянно уточняется. Академическая мобильность - один из аспектов интернационализации образования. Далеко не все страны ЕПВО утвердили стратегию интернационализации образования, однако она активно реализуется как политика отдельных образовательных организаций.
Хотя официальной стратегии интернационализации высшего образования в России нет, ее необходимость в образовательной деятельности закреплена рядом нормативных документов. Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, в соответствии с международ-
ными договорами участвует в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также с иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством.
Статья 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вводит понятие «сетевая форма реализации образовательных программ». Данная форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также с использованием ресурсов научных и других организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В настоящее время сетевая форма реализации образовательных программ развивается достаточно динамично, в том числе в виде совместных программ с зарубежными партнерами.
Необходимо заметить, что из-за отсутствия нормативных определений таких понятий, как «совместная образовательная программа» и «программа двух дипломов», российские университеты трактуют эти понятия достаточно произвольно, особенно с учетом того факта, что показатель наличия в образовательной организации совместных образовательных программ вошел в ключевые параметры, определяющие эффективность деятельности образовательных организаций. Реально же по совместным образовательным программам с зару-
Интернационализация образования
53
бежными университетами в РФ обучается не более 1% студентов.
На основе материалов Национального доклада и анализа выявленных «проблемных зон» был подготовлен проект Комплексного плана по активизации процессов интеграции системы высшего образования Российской Федерации в ЕПВО, который в настоящее время находится на рассмотрении Рабочей группы по Болонскому процессу.
Участвуя в процессах интернационализации в сфере образования, Россия опирается на свои сильные стороны, обусловлен-
ные традициями и всей историей ее развития, а именно: социально-ориентированный и фундаментальный характер, универсальность, бесплатность и доступность образования.
В силу географического положения России Болонский процесс - не единственный проект в рамках международного сотрудничества в сфере высшего образования, в котором заинтересована и участвует страна. Россия также активно выстраивает контакты с Азией и Тихоокеанским регионом в формате БРИКС и в формате АТЭС.
Статья поступила в редакцию 19.07.15.
RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE BOLOGNA PROCESS
(On the materials of the Russian Federation National Report for the EHEA
Ministerial Conference)
ARTAMONOVA Yulia D. - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Lomonosov Moscow State University, expert of the Association of the Classical Universities of Russia (ACUR), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
DEMCHUK Artur L. - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Lomonosov Moscow State University, Association of the Classical Universities of Russia (ACUR), Russian Federation Member of the Bologna Follow-Up Group (BFUG), Member of the Russian Federation Delegation at the EHEA Ministerial Conference in May 2015, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KAMYNINA Nadezhda R. - Cand. Sci. (Technical), Head of the Department for International Cooperation, Moscow State University of Geodesy and Cartography, Russian Federation Member of the Bologna Follow-Up Group (BFUG), Member of the Russian Federation Delegation at the EHEA Ministerial Conference in May 2015, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KOTLOBOVSKYIgorB . - Cand. Sci. (Economics), Vice-Rector of Lomonosov Moscow State University, Secretary General of the Association of the Classical Universities of Russia (ACUR), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article describes the major issues of the European Higher Education Area development in the context of the Yerevan Ministerial Conference and the Fourth Bologna Policy Forum (May 2015), and the place of Russia in the European Higher Education Area.
Keywords: Russia, higher education, European Higher Education Area, Bologna process, internationalization of education
The paperwas submitted 19.07.15.