Наука и образование
Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
А.В. Косевич
Всесторонне изучена проблема роста экспорта образовательных услуг (ОУ) России, предложены пути и механизмы ее решения. Раскрыто значение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг, в частности то, что в сфере высшего образования экспорт ОУ предоставляет большие возможности для расширения образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов, повышения престижа российского диплома в мире. Проанализирован опыт зарубежных стран, обучение в вузах которых пользуется наибольшей популярностью среди россиян.
Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, обучение за рубежом, обучение в России, мировой рынок образовательных услуг, модернизация образования в России, престиж российского диплома, высшее образование, национальная система образования, качество образовательных программ.
Российское образование должно быть конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг (МРОУ). В этом - смысл и стратегическая цель модернизации нашей образовательной системы: ради инновационного развития страны, ради повышения национальной конкурентоспособности, то есть устойчивости в условиях экономических и социальных потрясений. И залогом успеха в достижении высокого уровня конкурентоспособности отечественного образования должен стать рост экспорта образовательных услуг (ОУ).
В сфере высшего образования экспорт ОУ предоставляет большие возможности для расширения образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов, совершенствования профессионального уровня их сотрудников, продвижения отдельных образовательных технологий и программ, повышения престижа российского диплома о высшем образовании и престижа национальной системы образования в целом. К сожалению, за последние годы объем средств, затрачиваемых российскими гражданами на обучение за рубежом, стал приближаться к объему, ввозимому в Россию иностранными учащимися. Если такая негативная тенденция продолжится, то Россия может превратиться из страны-экспортера в страну-импортера образовательных услуг.
Обучение российских студентов за рубежом стало возможным благодаря либерализации миграционного законодательства в последнее десятилетие XX в. В середине 1990-х гг. совокупная численность студентов-россиян, обучавшихся в зарубежных вузах, составляла на начало учебного года примерно 13 тыс. чел. По официальным данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2006 г. в странах-членах ОЭСР обуча-
6
Наука и образование
лось 34,74 тыс. россиян. За пределами стран-членов ОЭСР, по версии составителей доклада «Education at a Glance 2008: OECD Indicators», в 2006 г. училось 14,46 тыс. граждан России [1], следовательно, число россиян, обучавшихся в зарубежных университетах, в 2006 г. достигло 49,2 тыс. чел.
Наибольшей популярностью в качестве страны обучения среди россиян пользуется Великобритания, для которой характерны высокое качество образовательных программ, следование традициям в сочетании с использованием самых современных технологий, сокращенные сроки обучения (бакалавриат - 3 года, магистратура - 1 год), высокий уровень жизни. По словам заместителя директора Британского совета в России Кристиана Данкамба, в 2010 г. на программах первого высшего и постдипломного образования обучалось 3,2 тыс. граждан РФ [2].
Второе место в числе приоритетных стран отдается США. Помимо качества образовательных услуг, российских студентов в США привлекают мощная финансовая поддержка системы высшего образования со стороны государства и частного сектора, признанные лучшими в мире материальная база и инфраструктура университетов, большие возможности для научноисследовательской работы.
Третье место делят Ирландия и Австралия, которые также предоставляют на образовательный рынок высококачественный продукт, но по более низким ценам, чем Великобритания и США, и характеризуются относительно низкой стоимостью проживания в стране.
Статистические данные 1999 г. свидетельствуют о превышении финансовых показателей импорта ОУ над экспортом ОУ в объеме более 1,9 млн долл. США. Суммарные доходы от экспорта всех видов российских образовательных услуг в 2008-2009 акад. г. насчитывали 1174,8 млн долл. США. Точных сведений о стоимости импорта ОУ в России в этот период нет, тем не менее, как полагают эксперты, преобладание импорта над экспортом ОУ в финансовом аспекте сохраняется.
Вторая негативная тенденция проявляется в присутствии на территории России различных зарубежных образовательных учреждений. Еще в 2001 г. образовательной деятельностью с использованием новейших сетевых информационных технологий здесь занималось около 100 образовательных учреждений, на которые не распространялось российское законодательство об образовании. Около 50 тыс. граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории, являлись учащимися иностранных учебных заведений и обучались в режиме онлайн и офлайн. На территории РФ образовательную деятельность осуществляли провайдеры 23 стран Западной и Центральной Европы, Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока [3].
Третья негативная тенденция видится в снижении интеллектуального потенциала Российской Федерации. С 1989 по 2004 г. за границу на постоянное место жительства уехали около 25 тыс. российских ученых, еще 30 тыс. -ежегодно работают за рубежом по контрактам. Такие данные сообщил на
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
7
пресс-конференции заместитель министра, статс-секретарь Министерства образования и науки РФ Дмитрий Ливанов [4]. При этом страну чаще всего покидали либо уже состоявшиеся ученые, специалисты высшей квалификации, либо наиболее перспективные молодые научные сотрудники. В первую очередь за границу эмигрировали ученые, занятые в вычислительной математике, физике, генетике, биотехнологиях. Научные школы в этих областях в России традиционно превышали мировой уровень.
Более значительный урон российской науке нанесла так называемая внутренняя утечка. Если на долю зарубежной миграции приходится 10%, то внутренняя утечка умов составляет остальные 90%: в конце 1980-х - начале 1990-х гг. тысячи специалистов были просто вынуждены уйти из науки. В 2006 г. по сравнению с 1990-м численность занятых в сфере научных исследований и разработок сократилась в 2,4 раза - с 1943,4 тыс. чел. до 807,1 тыс. человек [5], при этом основной кадровый обвал пришелся на 1990-1994 гг. Если раньше нашу страну покидали отдельные ученые, то в 2000-2001 гг. уезжали целыми научными коллективами и лабораториями. Всего за годы реформ Россия лишилась примерно трети своего научного потенциала.
По оценкам некоторых аналитиков, прямые потери от утечки мозгов в 1990-х гг. оцениваются в 50 млрд долл. С начала девяностых каждые 5-7 лет Россия теряла один годовой бюджет вследствие интеллектуальной миграции [6]. И старение кадров отечественной науки, вызванное как оттоком из нее лиц в творчески продуктивном возрасте, так и снижением притока молодежи, приняло угрожающие масштабы. Во многих институтах РАН средний возраст ученых, особенно докторов наук, составляет 60 лет и более, кандидатов наук - 53 года, остальных научных сотрудников - 49 лет. Стоит отметить, что в начале 1960-х гг. средний возраст российских ученых составлял всего 38 лет [7].
Социологи объясняют процесс старения российской науки тем, что сегодня молодым специалистам приходится проходить слишком сложный путь для завоевания самостоятельной научной позиции, которая зависит не столько от научных результатов, сколько от места в бюрократической научной иерархии. Другими причинами эмиграции талантливой молодежи за границу являются низкий уровень зарплат, устаревшее научное оборудование, отсутствие перспектив для карьерного роста и практически нулевой статус ученого звания. Вместе с тем результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что падения интереса к науке у молодых специалистов не наблюдается.
Учитывая высокий уровень подготовки специалистов в России, западные страны и в первую очередь США охотно принимают наших ученых, экономя на подготовке собственных кадров. По подсчетам экспертов, в настоящее время в системе образования и науки США работают более 15 российских академиков, несколько тысяч докторов наук и профессоров. Недаром в США бытует шутка, что американский университет - это место, где лекции читают российские профессора для китайских и индийских студентов.
8
Наука и образование
В последние годы ситуация с утечкой российских умов за рубеж стала меняться к лучшему. Как отмечается в аналитической записке, подготовленной к докладу руководителя Центра международных образовательных программ ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, профессора Марины Сирота на форуме «Новые герои нового времени» в 2009 г., существующая сегодня научная миграция стала все больше приобретать форму международного научного сотрудничества, научного обмена как на государственном, так и корпоративном уровнях [8]. Однако это не отменяет необходимости разработки и реализации специальных программ по возвращению интеллектуальных ресурсов в Россию, проведения целевых мероприятий по привлечению молодых ученых -выделения индивидуальных грантов, целевой поддержки групп студентов, занимающихся исследовательской деятельностью, и др.
Четвертая негативная тенденция заключается в отсутствии стратегии по продвижению российского высшего образования на мировой рынок образовательных услуг. Тот вариант организации управления международным сотрудничеством в вузовской среде, что сложился на основе действующей законодательной и нормативной базы в последние полтора десятилетия, фактически стал причиной текучести кадров и снижения профессионального уровня работников международных служб вузов. В системе расстановки кадров в этой области государственный интерес был заменен чисто вузовским. Эта проблема должна решаться при реальной заинтересованности государства.
В России пока нет неправительственных организаций с существенной финансовой поддержкой государства, которые бы работали на распространение российского образования за рубежом, таких как Британский совет, Германская служба академических обменов, Институт международного образования в США и др. Подобная российская общественная организация - Российский совет академической мобильности (РОСАМ) - так и не получает до сих пор государственной поддержки.
Пятая тенденция, сдерживавшая до настоящего времени экспорт российского образования, - недостаточное законодательное обеспечение образования внутри страны. В процессе модернизации системы образования проводятся мероприятия по выявлению и устранению причин, препятствующих экспорту российских ОУ. К основным направлениям совершенствования законодательной базы автор относит следующие:
□ совершенствование нормативно-правовой базы международного сотрудничества России в сфере высшего образования, а также его поддержка со стороны государственных органов власти;
□ подготовка законодательной базы функционирования международных образовательных программ на территории РФ;
□ совершенствование законодательства, касающегося открытия и деятельности филиалов российских вузов за рубежом, а также межуниверситетского сотрудничества;
□ совершенствование миграционного законодательства.
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
9
В последнем случае, в частности, рекомендуется [9]: упростить и ускорить (до 10 дней) процедуру оформления приглашений на учебу иностранных граждан; обеспечить возможность изменения цели въезда на территорию РФ и (или) цели пребывания на территории РФ иностранного учащегося (при поступлении после окончания подготовительного отделения на основную программу обучения, при переводе из одного вуза в другой) без необходимости выезда на родину; разрешить иностранным учащимся осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время.
Важно подчеркнуть, что по всем вышеперечисленным вопросам необходимы скоординированные усилия Минобрнауки РФ и вузов.
Шестая негативная тенденция - это безопасность пребывания на территории Российской Федерации. Хотя в МВД ищут пути решения вопроса, в СМИ постоянно появляются сообщения о том, что кого-то из зарубежных студентов втянули в драку, кого-то ограбили, а кого-то и вовсе убили. Подобные сообщения определенным образом формируют за рубежом общественное мнение, и в результате в российских вузах остаются пустыми места, на которые планировалось принять иностранцев.
Согласно социологическому опросу 522 китайских студентов в 15 городах России, проведенному в 2006-2008 гг., с явлениями национализма и расизма среди местного населения, молодежи и студентов сталкивался каждый второй респондент [10].
Стоит отметить, что много проблем создают сами иностранцы. По официальным данным МВД РФ [11], за январь-октябрь 2010 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ совершено 42,4 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств-членов СНГ - 38,7 тыс. Случается, приезжают учиться и те люди, которые в своих странах преследуются по закону. Есть необходимость персонально знакомиться с каждым кандидатом (претендентом на российский диплом): за знаниями ли он прибыл?
Вариант пессимистического прогноза организации и развития экспорта российских ОУ выдвигают некоторые российские ученые. Так, по оценке экс-заместителя министра образования РФ Л.С. Гребнева, в ближайшей перспективе «Россия не обретет былой привлекательности для народов других стран как общество, уверенно творящее свое собственное светлое будущее как часть безопасного будущего всего человечества, постановка перед нашими вузами задачи значительного расширения экспорта образовательных услуг останется благим пожеланием» [12].
Изучая перспективы российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг, нельзя обойти вопрос о ВТО, к которой Россия стремится присоединиться. При этом следует иметь в виду, что те страны, которые уже давно участвуют в ВТО и имеют в отличие от России большой позитивный опыт развития международного сотрудничества и конкуренции в сфере образования (США, Европа), крайне осторожно относятся
10
Наука и образование
к распространению принципов ВТО на сферу образования. В частности, в 2001 г. президенты четырех представительных общественных структур подписали Совместную декларацию по высшему образованию и Г енеральное соглашение по торговле услугами (ГСТУ): «Страны, которые мы представляем, не должны принимать обязательства в сфере услуг высшего образования (включая образование для взрослых и другие образовательные услуги) в контексте ГСТУ. Поскольку такие обязательства приняты в 1995 г., новые не нужны» [12].
Уточним, о каких представительных общественных структурах в сфере образования идет речь. Это: Ассоциация университетов и колледжей Канады (AUCC), представляющая 92 государственных и частных университета и колледжа; Американский совет по образованию (АСЕ), представляющий 800 аккредитованных колледжей и университетов в США; Европейская ассоциация университетов (EUA), представляющая 30 национальных конференций ректоров и отдельно 537 университетов; Совет по аккредитации высшего образования (СНЕА), представляющий 3 тыс. аккредитованных колледжей и университетов и 60 признанных институциональных и программных аккре-дитаторов в США.
Все это позволяет сделать вывод о том, что возникла острая необходимость проведения взаимосогласованного комплекса мероприятий, позволяющего коренным образом изменить позиции России на мировом рынке образовательных услуг, и выработки государственной стратегии в сфере экспорта ОУ.
Главным направлением экспорта ОУ в этих условиях является подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, которая должна стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Г осударств.
Основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран и прежде всего для государств-членов СНГ являются реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.
Сотрудничество с государствами-членами СНГ в области образования должно строиться исходя из стратегической цели политики России в отношении Содружества Независимых Государств по созданию сообщества государств, способного стать в XXI в. центром устойчивого политического, социального, экономического и научно-технического развития - зоной мира. Основной задачей является восстановление позиций России как главного образовательного центра Содружества.
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
11
Как было объявлено на заседании коллегии Минобрнауки России 12 ноября 2008 г., в настоящее время в странах-членах СНГ действуют на основании российских лицензий на право ведения образовательной деятельности 37 филиалов, созданных 29 российскими вузами (15 - государственными и 14 - негосударственными) [14].
В рамках СНГ одобрены Концепция развития образования взрослых (2006 г.) и Концепция развития дистанционного обучения (2007 г.). Ведется активная работа по подписанию двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере образования (в 2006-2008 гг. такие соглашения подписаны с Молдавией, Туркменистаном и Казахстаном). Особая роль в развитии экспорта образовательных услуг на территории СНГ принадлежит российско-национальным (славянским) университетам совместного ведения, которые открыты в Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Имея статус государственных образовательных учреждений России и стран-партнеров, эти вузы получают финансовую и организационную поддержку от обеих сторон-учредителей. За время своего существования они превратились в ведущие образовательные, культурные и научно-исследовательские центры [15].
Ежегодно выделяются квоты (государственные стипендии) для бесплатного обучения в российских вузах граждан каждого из государств СНГ. Больше всего российских госстипендий на 2009-2010 акад. г. выделено Таджикистану (410), Киргизии (320), Молдавии (320), Белоруссии (310) [16].
Стратегическим направлением международного сотрудничества в сфере экспорта ОУ должно стать использование потенциала соотечественников за рубежом. Это лица, постоянно проживающие за пределами России. В их числе - граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства и иностранные граждане, связанные с Россией историческими, этническими, культурными и духовными узами, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность и испытывающие потребность в поддержании связей с исторической Родиной. Сюда входят все слои российской диаспоры ближнего и дальнего зарубежья, что дает реальный шанс увеличить спектр партнерских контактов и продемонстрировать позитивный потенциал русского мира, готового к диалогу с другими государствами и этнокультурными мирами.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом (11 октября 2001 г.), обозначил три основные модели политики в отношении зарубежных соотечественников: репатриационная, патерналистская, прагматическая. Он особо подчеркнул, что соотечественники - это категория «далеко не юридическая», а «понятие “русский мир”» испокон веку выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса» [17]. Реализация потенциала зарубежных соотечественников возможна при заинтересованной работе российской стороны.
В мае 2010 г. в Берлине прошел Первый конгресс соотечественников-выпускников российских вузов. Конгресс был нацелен на расширение и ук-
12
Наука и образование
репление сотрудничества российской научной диаспоры, работающей за рубежом, с российским научно-образовательным сообществом с целью развития и реструктуризации отечественной науки и системы высшего образования, их интеграции в мировое научно-образовательное пространство, совместной постановки исследовательских задач и разработки подходов к реформированию научной сферы в России [18].
Формирование парт^рских отношений российских образовательных учреждений с зарубежными соотечественниками имеет реальные перспективы расширения через малый и крупный бизнес. Малое предпринимательство может внести весомый вклад в установление деловых контактов с соотечественниками на разных континентах. Для крупного бизнеса характерна постоянная заинтересованность в высокопрофессиональных кадрах, их подготовка и повышение квалификации являются для любой корпорации первоочередной задачей. Российские и прежде всего московские образовательные структуры могут активно включиться в этот процесс, импортируя из страны-партнера контингент для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов высшего звена, осуществляя тем самым корпоративное обучение. Кадровая подготовка возможна непосредственно в странах-партнерах с привлечением к этому бизнесу наших соотечественников. Так действуют многие крупные международные компании, оптимизируя расходы на подготовку кадров и одновременно решая важнейшие социальные задачи.
Ориентация на использование новых информационных технологий в сочетании с традициями российской высшей школы также должна стать одним из стратегических направлений экспорта российских ОУ. Многие наши вузы активно используют в своей работе элементы открытого образования и дистанционного обучения. Одно из главных преимуществ дистанционных образовательных технологий состоит в том, что они устраняют необходимость физического пересечения границ учащимися. На основе зачетов отдельных курсов это дает желающим из развивающихся стран возможность получить хотя бы частичное российское образование. В 2009 г. посредством дистанционных технологий российское образование получали свыше 20 тысяч иностранных граждан, в основном из стран СНГ [19].
Актуальность функционирования дистанционной формы обучения для России, в первую очередь на территории стран СНГ, очевидна: дистанционное образование призвано сыграть жизненно важную роль в сохранении и развитии общего образовательного пространства СНГ.
В рамках федеральной целевой «Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств на 2004-2005 гг.» (утверждена Постановлением Правительства РФ № 572 от 21 октября 2004 г.) в государствах-членах СНГ созданы центры дистанционного обучения для реализации программ дистанционного образования всех уровней на русском языке. Деятельность этих центров постоянно развивается, ведутся подготовка, переподготовка и по-
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
13
вышение квалификации педагогических работников. В составе Совета по сотрудничеству в области образования государств-членов СНГ действует постоянная Комиссия по дистанционному обучению.
К основным направлениям деятельности по экспорту образовательных услуг на основе технологий дистанционного обучения в странах СНГ следует отнести:
□ закрепление понятия «дистанционное образование» в общем законодательном акте стран-членов СНГ, разграничение понятий «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционная форма обучения», «дистанционные образовательные технологии»;
□ координацию усилий по взаимному признанию государствами ближнего зарубежья дипломов о высшем и среднем образовании;
□ согласование деятельности государственных органов управления образованием стран-членов СНГ по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации учебных заведений;
□ согласование стандартов дидактического и материальнотехнического обеспечения процесса внедрения дистанционных образовательных технологий на территории СНГ;
□ совместное внедрение высшими учебными заведениями стран-членов СНГ инновационных дидактических форм и передовых образовательных дистанционных технологий;
□ разрешение проблемы языков преподавания на территории стран-членов СНГ;
□ координацию нормативных документов, учебных программ и тематических планов по направлениям обучения с учетом национальногосударственной специфики стран-членов СНГ;
□ разработку предложений по использованию и распространению инновационных решений в области дистанционного обучения, в том числе в рамках реализации принципов Болонского процесса;
□ обеспечение многоканального финансирования мероприятий по изучению проблем мирового рынка образовательных услуг и экспорта образовательных услуг на основе технологий дистанционного обучения.
Таким образом, при организации экспорта российских ОУ вузы должны ориентироваться на следующие стратегические задачи:
□ вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;
□ развитие международной академической мобильности и обеспечения участия России в подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;
□ разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах;
14
Наука и образование
□ взаимодействие с государствами-членами СНГ в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников;
□ обеспечение подписания межгосударственных соглашений об обмене информацией в сфере образования, о сотрудничестве в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
□ создание и развитие в государствах-членах СНГ совместных российско-национальных образовательных учреждений.
При организации экспорта ОУ важно избегать одномерного понимания мобильности, связывая ее исключительно с сотрудничеством российских вузов с европейскими университетами, требуется развивать контакты со странами СНГ, Азии и Ближнего Востока. В то же время необходимо стандартизировать процедуру отбора абитуриентов российских вузов, что позволит повысить качество отбора, а также установить минимальные тарифы для подготовки иностранных студентов в России. Следует совершенствовать материально-технические условия обучения иностранных студентов в РФ, уделив особое внимание вопросам личной безопасности.
Межуниверситетский обмен опытом и международное сотрудничество должны стать непременным условием для повышения квалификации педагогических и административных кадров, качества образования. Для стимулирования международного сотрудничества в сфере высшего образования важно на межуниверситетском уровне развивать практику создания и внедрения курсов на английском языке и реализовать меры по преодолению нормативных барьеров к преподаванию в вузах на иностранных языках.
15 февраля 2011 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [20], значительно упростившая миграционную процедуру приглашения иностранных граждан для преподавательской и научной деятельности. Теперь в вузах, имеющих государственную аккредитацию, иностранные граждане могут осуществлять преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность свободно, без специальных разрешительных документов, подготовка которых ранее требовала большого количества времени и усилий. Для этих же вузов облегчены условия привлечения на работу иностранных преподавателей в качестве высококвалифицированных специалистов.
Кроме того, в миграционное законодательство внесены изменения, касающиеся оформления виз иностранным преподавателям. С 6 мая 2011 г. иностранные преподаватели могут въезжать на территорию Российской Федерации по деловой либо гуманитарной визе, тогда как до принятия данных поправок иностранному преподавателю, у которого в визе была указана деловая или иная цель въезда, приходилось выезжать из России, чтобы въехать повторно уже с преподавательской целью [21, 22].
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
15
Информационная и организационная поддержка мобильности и функционирования международных образовательных программ должна быть обеспечена на национальном, региональном и университетском уровне. Крайне важной является задача улучшения международного имиджа российской высшей школы, продвижения идей российского высшего образования за рубежом.
До настоящего времени не выработано концепции единой рекламной политики российских образовательных услуг. Как свидетельствуют опросы иностранных студентов в России, почти половина из них получила информацию о вузе, в котором они учатся, от выпускников этого образовательного учреждения, вернувшихся на родину после завершения обучения в Российской Федерации [23].
Выявив потенциальные возможности для выправления ситуации в сфере экспорта ОУ, отметим конкретные мероприятия, проводимые государством в последнее время.
□ В структуре Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России летом 2010 г. создан отдел экспорта образовательных услуг (на базе упраздненного Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию).
□ Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке Национального фонда подготовки кадров разработан проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. [24]. При подготовке проекта учтены рекомендации представителей образовательного и научного сообществ, независимых экспертов (ректоров, проректоров, деканов, преподавателей российских вузов), экспертов, представляющих бизнес и международные организации.
□ Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) совместно с Министерством образования и науки РФ через свои представительства и российские центры науки и культуры (РЦНК) ведет активную работу по набору за рубежом абитуриентов на учебу в российские вузы (на обучение из стран дальнего зарубежья в 2008 г. было принято 76 человек, в 2009 г. - 200 человек, из стран-членов СНГ соответственно - 57 и 100 человек). На базе РЦНК в странах СНГ открыты постоянно действующие экспозиции российских образовательных учреждений. Разрабатывается проект программы дистанционной поддержки русскоязычного образования в странах-членах СНГ [25].
□ Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) предполагается увеличить долю иностранных студентов, обучающихся в России, до 5%. В качестве отдельного показателя в Концепцию включен доход от обучения иностранных студентов в российских вузах, предусматривающий, что к 2020 г.
16
Наука и образование
он должен составить 10% от всего объема финансирования системы отечественного образования [26].
Исходя из того, что в период с 2008 по 2011 г. бюджетные ассигнования на образование увеличивались в среднем на 4,5-4,6 %, их размер в 2020 г. может составить 720 млрд руб. Таким образом, доход от обучения иностранных граждан должен достичь 72 млрд руб., что в 6 раз превысит нынешние совокупные доходы российской высшей школы от оплаты иностранными гражданами своего обучения по очной и заочной форме в России, а также в зарубежных филиалах и иных структурных подразделениях отечественных вузов (12 млрд руб. в 2008-2009 акад. г.). Достижение столь масштабной цели требует реализации научно-обоснованной системы мер по поддержке экспорта всех сегментов российского образования, особенно по увеличению его прибыльности [27].
□ В рамках приоритетного национального проекта «Образование» начаты развертывание сети федеральных университетов и разработка необходимой законодательной базы. В соответствии с указом Президента РФ [28] в результате конкурсного отбора 29 российским вузам (и двум вне конкурса) присвоен статус «национальный исследовательский университет». Оба нововведения преследуют цель повышения конкурентоспособности отечественного образования на МРОУ.
В задачи федеральных университетов входит, в частности, создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий; а также развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах [29].
За период 2009-2010 гг. общий объем средств, выделенных из средств федерального бюджета на реализацию мероприятия по созданию сети национальных исследовательских университетов, составил 12 149,5 млн руб., в 2011 г. на эти цели предусмотрена сумма в размере 10 747,1 млн руб. [30].
Государственная поддержка программ развития федеральных университетов из средств федерального бюджета в 2010-2012 гг. составит 18 млрд руб. Общая сумма финансирования программ развития федеральных университетов из всех источников до 2020 г. планируется в размере более 100 млрд руб., при этом софинансирование из средств субъектов РФ и иных источников должно составить 40% [31] .
□ Созданы сетевые университеты СНГ (с 31 мая 2011 г. в них входит 25 ведущих университетов из 9 стран) и ШОС (в его состав входят 16 российских вузов, 11 вузов из Таджикистана, по 10 вузов из Китая и Казахстана и 6 вузов из Киргизии).
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
17
Сетевой университет коренным образом отличается от широко распространенных университетских ассоциаций и сетей и от онлайновых университетов, действующих преимущественно посредством Интернета. Главным конкурентным преимуществом сетевого университета является его структура, которая позволяет использовать образовательные, исследовательские, интеллектуальные, финансовые, логистические и географические ресурсы его участников системно.
Организация межвузовского взаимодействия в форме сетевого университета предоставляет целый ряд возможностей для развития образовательной, научно-исследовательской, международной деятельности российских вузов. Отметим некоторые из них [32].
□ Создание и поддержание в действии централизованной программы академической мобильности для всех участников сетевого университета.
□ Реализация совместных образовательных программ для российских студентов с участием зарубежных партнеров на основе создания единой постоянно обновляемой базы международных контактов сетевого университета.
□ Развитие гибкой модульной системы образовательного процесса с учетом региональных ресурсов участников сетевого университета и спроса на МРОУ.
□ Многоступенчатая подготовка иностранных студентов (получение степени бакалавра в одном университете и продолжение образования в магистратуре в рамках другого университета, входящего в сетевой университет).
□ Совместное создание программ для иностранных студентов с целью повышения качества, конкурентоспособности этих программ и их привлекательности для абитуриентов.
□ Разработка унифицированных программ адаптации иностранных студентов.
□ Привлечение иностранных преподавателей и специалистов непосредственно в сетевой университет, что позволит повысить эффективность их участия в образовательном процессе, который теперь может не замыкаться на один вуз, и снизить сопутствующие финансовые издержки.
□ Реализация совместных научных грантов и проектов с международными партнерами сетевого университета.
□ Привлечение к научному руководству аспирантами иностранных ученых и осуществление программ «двойного руководства».
□ Мониторинг развития международной деятельности участников сетевого университета.
□ Обеспечение многосторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами.
□ Консолидированное вступление в различные международные ассоциации и сети в области образования и науки.
18
Наука и образование
Были предприняты и другие конкретные шаги. Так, заложена основа системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб образовательных учреждений.
Заслуживает положительной оценки деятельность ведущих российских вузов по разработке соответствующих программ. Так, в РУДН действует программа повышения квалификации «Экспорт образовательных услуг российских вузов: зарубежный опыт и российская практика», предполагающая изучение следующих тематических блоков: «Организация и функционирование международных служб в вузе», «Основные направления развития экспорта образовательных услуг в системах высшего образования», «Создание и сопровождение программ двойных дипломов», «Импорт образовательных услуг в рамках проектов сотрудничества с зарубежными организациями», «Оптимизация системы отбора и приема иностранных учащихся в классические университеты», «Академическая мобильность: программы студенческого обмена и обмена преподавателей», «Сотрудничество с международными организациями» [33].
Кроме того, растет интерес вузов и руководителей их международных служб к участию в совместных действиях по продвижению российских образовательных услуг на мировой рынок образовательных услуг. По словам Н.И. Зверева, «себестоимость набора одного учащегося почти обратно пропорциональна численности набора. То есть если из 10 университетов каждый набирает сам по себе 10 студентов, то денег тратится в 10 раз больше, чем тогда, когда университеты «скидываются» на проведение кампании и набирают тех же 100 студентов сообща» [34]. Эффективность участия российских вузов в международных выставках, ярмарках, семинарах также заметно повысится, если будет строиться на отношениях сотрудничества, а не конкурентной борьбы.
Предпринятые меры позволили преодолеть негативную тенденцию к спаду численности иностранных учащихся в российских вузах. По сравнению с 2001-2002 учебным годом общее число иностранных граждан, обучавшихся в вузах РФ, в 2008-2009 учебном году возросло в 1,8 раза (с 60 674 до 108 565 человек) [35]. Это приводит к выводу, что коллективная работа приносит свои результаты и организация обучения иностранных учащихся в вузах России выведена на качественно новый уровень.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что направление «Экспорт российских образовательных услуг» не нашло отражения ни в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., ни в федеральной целевой Программе развития образования на 2011-2015 гг.
Таким образом, сложившиеся в российской системе образования условия пока позволяют рассчитывать на утверждение и успешную реализацию Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. Основной целью экспорта ОУ являются признание, позиционирование и поступательное продвижение российского образования на
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
19
международном рынке. Это необходимо для международного взаимопонимания и сотрудничества в интересах решения геополитических и внешнеэкономических задач России, а также для привлечения иностранных инвестиций в экономику и систему образования страны.
Потенциал для достижения этой цели пока не утрачен, в частности:
□ значительный объем образовательных услуг системы образования России не потерял своей конкурентоспособности на международном рынке;
□ имеются существенные резервы для увеличения численности приема в образовательные учреждения страны, особенно учитывая предстоящий демографический спад;
□ развернута программа обучения иностранных граждан по государственной линии;
□ накоплен опыт работы на рынке образовательных услуг, ведется его обобщение;
□ в России появились специалисты в области международного менеджмента и администрирования в сфере высшего образования, способные профессионально поставить работу по экспорту образовательных услуг;
□ действуют региональные и межвузовские центры международного сотрудничества и академической мобильности, работает Российский совет академической мобильности (РОСАМ) - ассоциация этих центров, то есть существует структурно-организационная основа экспорта российских образовательных услуг.
Литература и источники
1. URL: http://www.oecd.org
2. Образование в Великобритании: мифы и реальность: Онлайн-конференция Издательского дома «Аргументы и факты». // URL: http://www.aif.ru/onlineconf/5177/1#questions.
3. Тихомиров В.П., Максюков Н.И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. - 2001. - № 4. - С. 12.
4. URL: http://www.rian.ru/society/20051206/42330140.html.
5. Семенов Е.В. «Утечка умов» - средневековое понятие. Каково место России в глобальной циркуляции научных кадров // Независимая газета. -12 ноября 2008 г.
6. Мамедов А.К. Утечка или циркуляция мозгов? // Управление мегаполисом. -2010. - № 4. - С. 32.
7. «Утечка мозгов» чревата потерей собственного будущего: Интервью с председателем Комитета Госдумы по образованию и науке И.И. Мельниковым // Управление персоналом. - 2001. - № 10.
8. «Утечка умов» из России почти прекратилась // URL: http://www.strf.ru/ material.aspx?CatalogId=221&d_no=18029.
20
Наука и образование
9. Обухова И.Г., Юдин А.В. Разработка стратегии экспорта образовательных услуг российского университета с учетом особенностей современного законодательства / Материалы Международной научно-практической конференции «РУДН - знанием объединимся. Итоги 50 лет подготовки кадров для развивающихся стран мира», 3-6 февраля 2010 г. // URL: http://conf.rudn.ru/unesco/materials/1sec/obukhova_udin(4-1).pdf.
Ю.Арефъев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. - 2010. - № 12 - С. 65.
11. Состояние преступности. Январь-октябрь 2010 г. // URL:
http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_85378/.
12. Гребнев Л.Г. Образование: услуга или жизнь? // Вопросы экономики. -2005. - № 3. - С. 35.
13. Joint Declaration on Higher Education and the General Agreement on Trade in Services // URL: http://www.aic.lv/ace/gats/jointdec.html.
14. URL: http://mon.gov.ru/press/reliz/5027
15. Муравьева М. Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России // URL: http://www.strf.ru/ organization. aspx?CatalogId=221 &d_no=16553.
16. Арефъев А.Л. Экспорт российского образования: основные показатели и тенденции // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 138.
17. Митрофанова Э. Судьба соотечественников не безразлична России // Парламентская газета. - 25 ноября 2003 г.
18. Участие Россотрудничества в Конгрессе соотечественников-выпускников российских вузов, работающих в Российской Федерации и за рубежом, в Берлине // URL: http://rs.gov.ru/node/12648.
19. Дмитриев Н.М. Развитие экспорта образовательных услуг российских вузов. // Российское образование для иностранных граждан / URL: http://www.russia.edu.ru/information/analit/official/4069/.
20. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. (в текущей редакции) // URL: http://www.concultant.ru.
21. Яхина Ю., Ксенофонтов А. Как пригласить для работы в России иностранного преподавателя. // Кадровое дело. - 2011. - № 8.
22. Прямилова Я., Бритцова К. Нам нужно 6000 иностранных преподавателей // Труд. - 1 марта 2011 г.
23. Арефьев А.Л. О государственной политике в области экспорта образования // http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Raznoe/arefev_statia_ 6.pdf.
24. Вестник международных организаций. - 2010. - № 1. - С. 96-106 // URL: http://ecsocman. hse.ru/data/2011/05/06/1268032128/Concept_for_Exporting.pdf.
25.О работе Россотрудничества в сфере образования // URL: http://rs.gov.ru/ node/17790.
26. СЗ РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
Кос евич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы
21
27. Арефьев А.Л. О государственной политике в области экспорта образования. Статья пятая. Причины аутсайдеровского положения России на рынке международного образования // Сетевой портал журнала «ПОЛИС» / URL: http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Raznoe/arefev_statia_5.pdf.
28. О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов: Указ Президента РФ № 1448 от 7 октября 2008 г. // СЗ РФ. - 2008. - № 41. - Ст. 4665.
29. Сфера образования в системе Россия - Запад (проблемы эффективности) / Под ред. В.И. Марцинкевича. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - С. 201-202.
30. Справка по вопросу «Об итогах реализации программ развития национальных исследовательских университетов (первая очередь) в 2009-2010 годах: К заседанию коллегии Минобрнауки России 24 мая 2011 г.» // URL: http://mon.gov.rU/files/materials/8519/11.05.24-spravka1.pdf.
31. Опыт создания федеральных университетов // Национальный фонд подготовки кадров / URL: http://univer.ntf.ru/p59aa1.html.
32. Шилов С.М., Круглов А.Ю. Оптимизация международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета // Вестник Г ерценовского университета. - 2010. - № 7. - С. 20-25.
33. URL: http: //www. ido. rudn. ru/su_sng/dpo/export_obraz/ucheb-temat_plan.pdf.
34. О необходимости подготовки профессионалов, владеющих методами и инструментарием маркетингового управления: Интервью с Н.И. Зверевым, заведующим кафедрой Центра международного образования МГУ имени М.В. Ломоносова // URL: http://www.russia.edu.ru/information/analit/ 961/.
35. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сб., вып. 7 / Авт.-сост. А.Л. Арефьев, А.Ф. Шереги. -М.: ЦСПиМ, 2010. - С. 15.