ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКОЕ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТЕНДЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шафиев Руслан Мустакимович
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье оцениваются возможности расширения регуляторного воздействия государства на международную закупочную деятельность, а также перспективы взаимодействия России с региональными банками развития. Определены тенденции развития современной международной тендерной деятельности, выявлены закономерности и особенности проведения тендеров многосторонними и региональными организациями. Рассмотрены вопросы международно-правового и национального регулирования и стимулирования в данной области в интересах более широкого вовлечения России в эту деятельность в целях повышения эффективности последней.
Ключевые слова: международные тендеры, региональные банки развития, международные торги, аукцион, оферта.
RUSSIAN PARTICIPATION IN THE INTERNATIONAL TENDER ACTIVITY
Shafiev, Ruslan M.
Doctor of Economics, Professor of the Department for Global Economy of the PRUE, The Russian Federation State Civil Service Adviser of 1st Class.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Е-mail: [email protected]
In article possibilities of expansion of regulatory impact of the state on the international purchasing activity, and also prospects of interaction of Russia with regional development banks are estimated. Tendencies of development of modern international tender activity are defined, regularities and features of tendering process by the multilateral and regional organizations are revealed. Questions of international legal and national regulation and stimulation in the field in interests of broader involvement of Russia in this activity for increase of efficiency of the last are considered.
Keywords: international tenders, regional development banks, international auctions, offer.
В посткризисный период в условиях глобализации на первый план для России выдвинулись вопросы о месте в мировом разделении труда, позиционировании в мировом производстве, совершенствовании механизмов регулирования экспортных и импортных товарных потоков. Порождая новые возможности по организации потоко-распределительных процессов (материальных, финансовых, интеллектуальных или их сочетаний) условия глобализации ведут и к усилению рисков и внешних угроз для национальной экономики.
Речь идет об улучшении международной производственной специализации национальной экономики таким образом, чтобы страна могла извлечь наибольшие выгоды от участия в глобальных цепочках стоимости. Действия российского государства в этом направлении в целом соответствуют общепризнанным международным нормам и требованиям Всемирной торговой организации. Расширяется использование мер, направленных на поддержку промышленного экспорта, защиту отечественного производителя от несправедливой внешней конкуренции.
Вместе с тем надо отметить, что механизмы регулирования потоковых процессов в сфере российской внешней торговли еще полностью не сформированы. Использование международных тендеров и торгов является одним из таких механизмов.
Дальнейшее включение России в международные товаропотоки должно идти по пути участия российских предприятий в международных тендерах и торгах по приобретению технологий, оборудования, а также продовольственных товаров, сегментированных по конкретной номенклатуре и выбранной группе стран.
Страновые приоритеты могут быть выбраны исходя из сложившейся внешнеэкономической практики импортно-экспортных потоков России и стратегических интересов регионального развития.
Важная задача по оптимизации внешнеэкономической деятельности России состоит в разработке организационно-экономического механизма поддержки экспорта и координации участия российских предприятий в международных торгах по импорту оборудования и продовольствия.
Международные торги и аукционы являются наиболее известными формами соревновательной торговли, появившимися гораздо раньше товарных бирж.
В юридически оформленном виде торги, цены на которых снижались по мере поступления новых предложений от поставщиков и подрядчиков, когда у покупателя создавалась иллюзия нахождения «правильной» цены на закупаемые товары и услуги, известны со времен Римской империи. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. регулирующая роль
торгов была описана французским ученым-экономистом Камю де Мезьером в книге «Наставление желающим строить».
В конце ХХ в. в мировой торговле произошли значительные изменения. Широкое использование международных торгов, а также расширение мер государственного регулирования общих направлений и процессуальных норм их проведения в различных странах наряду с усилением тенденций интеграции и либерализации вызвали необходимость унификации тендерной деятельности на международном уровне. Это выразилось в разработке ФИДИК, ВТО, ООН, МБРР и ЕБРР документов, регламентирующих общий порядок взаимодействия участвующих в торгах сторон, которые расширили и модифицировали положения национальных законодательств относительно областей распространения торгов, их состава, временных нормативов и критериев определения победителей.
В этот же период в нашей стране произошли кардинальные изменения, в результате которых большая часть прежних схем государственного управления экономической деятельностью была отменена. Реформа в сфере госзакупок проходила как часть этих изменений, вследствие чего сложившаяся конкурсная система госзакупок характеризуется фрагментарной правовой основой, практически полным отсутствием квалифицированных кадров и эффективного контроля, а также очень высоким уровнем протекционизма, который значительно ограничивает конкуренцию и наносит ущерб национальным экономическим интересам.
Процесс интегрирования российской экономики в международную экономическую систему определяет необходимость конструктивного пересмотра организационных, технологических и других подходов к деятельности отечественных компаний на внешнем рынке.
Анализ современной практики мировой торговли показывает, что широкое использование международных торгов дает реальные стимулы для развития предприятий и фирм с наилучшей организацией производства, труда и более высоким уровнем управления. В результате происходят интенсивное развитие предметной специализации организаций и разукрупнение монопольных структур. Таким образом, международные торги являются перспективным механизмом всесторонней интеграции отечественной промышленности в мировую торговлю.
В соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ, под понятием «торги» понимают способ заключения договора, при котором одна сторона будущего договора выбирает другую по заранее объявленным условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников. При этом строго соблюдаются два правила: условия торгов
одинаковы для всех; если объявляется победитель, то сделка с ним совершается обязательно. Торги могут проходить в виде конкурса или аукциона.
Победителем на конкурсе признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (статья 447 ГК РФ), а на аукционе -лицо, предложившее наивысшую цену. Однако под термином «международные торги» принято понимать торги на закупку, проходящие в форме конкурса.
Мировая практика демонстрирует, что значительное число контрактов в международной торговле заключается в результате проведения международных торгов путем объявления тендеров.
Жесткий регламент и единообразные требования ко всем участникам позволяют избегать злоупотреблений со стороны участников международных торгов. С точки зрения заказчика международные торги обладают рядом достоинств: минимизируется цена; расширяется представление о круге потенциальных контрагентов; повышается уровень гарантий от заключения сделки с недобросовестным продавцом или подрядчиком.
К началу XXI в. в мировой практике сложились единые требования к международным торгам: публичное оповещение о предстоящих торгах; представление коммерческих предложений в запечатанных конвертах; публичное оглашение победителя международных торгов, его условий и цены.
В то же время в источниках международно-правового регулирования международных торгов имеются определенные расхождения. Так, в документах ГАТТ упоминаются три вида международных торгов: открытые, в которых принимают участие заинтересованные поставщики; с отбором участников, в которых участвуют лишь приглашенные поставщики; единичные.
В документах ЕС международные торги подразделяют на открытые; ограниченные, к которым допускаются только участники, приглашенные организаторами; процедуры с предварительным конкурсным отбором оферентов; процедуры переговоров без предварительного конкурсного отбора, т. е. вступление в международные торги с предпринимателем, выбранным заказчиком.
Международные торги проводят покупатели и заказчики государственного и частного секторов экономики как развивающихся, так и промышленно развитых стран. Законодательства большинства развитых стран разрешают организациям с участием государственного капитала размещать заказы через торги, за исключением случаев закупки уникальных товаров, экстренных закупок для ликвидации по-
следствий стихийных бедствий, а также в случаях приобретений в счет специальных межправительственных соглашений.
Виды международных торгов выбирают исходя из мотивов, целей и статуса заказчика. Предпочтение отдается открытым конкурсным торгам, потому что в этом случае реализуется принцип прокьюремента прежде всего открытости. Практически во всех экономических сообществах обязательным условием для участников является обеспечение гласности при закупках.
В действующей нормативной документации предусматривается, что государственный заказчик осуществляет закупки товаров, работ или услуг для государственных нужд путем проведения открытых конкурсных торгов как наиболее предпочтительного способа закупок.
Типовой закон ЮНИСТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли) рекомендует открытые торги в качестве главного способа закупок для товаров и строительных работ. Всемирный банк обычно в качестве предпочтительного метода закупок рекомендует установление конкурентной цены (конкурентные торги), что по существу является синонимом открытых конкурсных торгов.
Достаточно актуальным для мировой тендерной практики и важным для российских участников международных закупок является определение нижней границы объема закупок, ниже которой регламентировать государственные закупки нецелесообразно.
В правилах проведения конкурсных торгов, установленных многими международными структурами, отсутствует однозначное определение этой минимальной границы. Так, по процедуре конкурсных торгов, установленных Всемирным банком, вопрос о целесообразности проведения конкурса на закупку товаров или работ в счет кредитов, выделенных данной организацией, решается индивидуально по каждому лоту.
Кроме того, участникам торгов нужно иметь в виду, что в случаях закупок с привлечением финансовых средств международных организаций существуют собственные требования соответствующих международных организаций к опубликованию приглашения к участию в торгах.
Согласно директивам Европейского союза, объявление должно быть опубликовано в официальном журнале ЕС и ежедневной электронной базе данных торгов.
Требования Мирового Банка заключаются в необходимости публикации объявления о закупках в национальной газете и официальном бюллетене. Копии объявлений должны быть отправлены торговым представителям стран потенциальных поставщиков, для крупных контрактов необходима публикация в Development Business («Бизнес развития»).
Заметим, что в ряде стран организованы библиотеки конкурсной документации. Туда поступают комплекты конкурсной документации от заказчиков, и все желающие могут ознакомиться с соответствующей документацией за умеренную плату.
Такая база данных создана и в России. Также надо отметить, что степень вовлечения иностранных участников в конкурсных торгах зависит от величины транзакционных издержек осуществления международных торговых операций, которые необходимы для проведения сделки. Если это обязательная публикация в электронном виде на официальных сайтах, то размер транзакционных издержек незначителен, и будет иметь место тенденция к глобализации. Увеличение тран-закционных издержек будет приводить к участию в торгах исключительно национальных компаний. Это в полной мере относится и к участию российских фирм в международных тендерах и торгах.
Важный момент, который должен учитываться при включении России в международные товаропотоки, - необходимость стимулировать российские предприятия к участию в конкурсных торгах других стран.
При системе закрытых торгов участвует ограниченное число фирм и консорциумов, в техническом уровне и надежности которых устроители международных торгов достаточно уверены и к которым обратился заказчик. Международные закрытые торги - это торги, при которых тендерные комитеты не проводят вскрытия предложений в присутствии участников международных торгов и не публикуют сведений о том, какая фирма стала победителем конкурса.
Единичные торги проводятся при наличии одного участника (обладателя ноу-хау, лицензии или патента) для выполнения специализированных поставок или работ. Торги являются разновидностью сделки с использованием механизма оферты и акцепта. В отличие от двусторонних сделок, при совершении которых необходимы и достаточны эти два акта, торги включают в себя четыре этапа с оформлением соответствующих документов.
Единичные и групповые оференты не всегда способны выполнить все контрактные обязательства и обычно выступают в роли генерального подрядчика. Правильный выбор субподрядчиков приобрел немаловажное значение для победы в международных торгах. Такой выбор производится путем проведения вторичных международных торгов оферентом. Субподрядчики могут передавать часть своих обязательств другим фирмам, объявив третичные международные торги.
Одними из главных действующих лиц тендерного соревнования ввиду больших стоимостных объемов заказов выступают финансирующие выполнение заказа финансовые институты, которые в значительной мере и определяют исход конкурентной борьбы. Если источ-
ник финансирования международных торгов не найден, то оферта заказчика включает пункт о сопровождении оферты участников международных торгов условиями финансирования, определяемыми потенциалом банков и правительственным финансированием институтов страны происхождения оферента.
Заказчик должен владеть необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться и пользоваться ими в определенном контрактом периоде. Практика оказания безвозмездной помощи и льготных государственных кредитов в покрытие части или всей стоимости объектов международных торгов привела к особой их разновидности - международным торгам с участием оферентов только из стран происхождения льготных кредитов.
Реализация любого крупного заказа организатором торгов невозможна без финансирующей стороны, которая является важным участником тендерного соревнования и зачастую определяет итог торгов. При этом победитель торгов в той или иной степени кредитует организатора торгов.
Значительные объемы закупок, размещаемые через систему международных торгов, приводят к тому, что торги чаще используются заказчиком для выхода на инвестиционную стадию реализации проекта, когда до начала торгов источник финансирования не найден. В этом случае заказчик включает в тендерную документацию условие о необходимости сопровождать предложения участников вариантами финансирования объекта торгов (как указывалось выше). На практике это приводит к оценке кредитных возможностей оферентов, банков и правительственных структур страны происхождения оферента.
Если со стороны государственных или международных структур проявлена недостаточная заинтересованность в кредитовании инвестиционного объекта торгов, проблема финансирования решается созданием по инициативе участника международных торгов консорциума, куда может войти банк, страховая организация, инвестиционная группа, которая и выступает консультантом в течение всего периода участия в торгах. При этом предложение по финансированию объекта торгов будет представлять нескольких групп участников: подрядчик, поставщики, банки, инвесторы и т. д.
У России есть возможность участвовать в одном из таких важных звеньев существующей глобальной кредитно-финансовой сферы, какими являются ведущие международные региональные банки развития (РБР).
Соответствующие банки начали создаваться с конца 50-х гг. XX в. для решения локальных задач, стимулирования экономического и социального развития стран - членов участников банковского сообщества, углубления регионального сотрудничества. Речь идет прежде всего
о действующих крупных международных финансовых организациях, обладающих высоким и самым высоким кредитным рейтингом. Это Азиатский, Межамериканский и Африканский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Северный инвестиционный банк и вновь созданный Азиатский банк инфраструктурного развития.
За этот период РБР превратились в систему взаимосвязанных кредитно-финансовых институтов, оказывающих существенное влияние на развитие хозяйства стран различных континентов и играющих важную роль в мировой экономике. Состав членов этих банков постоянно увеличивается, растут размеры их уставных капиталов и масштабы кредитования; операции банков все больше выходят за пределы регионов. В настоящее время по размеру ресурсов и объему операций каждый из вышеназванных банков уступает лишь Всемирному банку (ВБ), а их совокупный уставный капитал (350 млрд долларов) почти вдвое превосходит капитал ВБ.
С начала текущего десятилетия Россия активизировала сотрудничество с рядом региональных банков развития на фоне прекращения заимствований у Международного валютного фонда и сокращения объемов заимствований у Всемирного банка.
В то же время под влиянием оживления в экономике возрос интерес к взаимодействию с РБР, которое позволяет получать льготные кредиты и техническое содействие для осуществления конкретных производственных и инфраструктурных проектов, в том числе по финансированию объектов международных торгов, в которых участвуют российские фирмы.
Сотрудничество России с РБР осуществляется в разных формах. Россия является членом Европейского банка реконструкции и развития и Черноморского банка торговли и развития, укрепляет связи с Европейским инвестиционным банком и Северным инвестиционным банком на договорной основе. С середины 90-х гг. XX в. Россия имеет статус наблюдателя в Азиатском банке развития. Начиная с 2006 г. была организована серия консультаций по возможным условиям вступления России в этот банк. Большое количество консультаций проведено с Межамериканским банком развития, руководство которого демонстрирует интерес к взаимодействию с Россией. С 2015 г. Россия является полноправным членом Азиатского банка инфраструктурного развития.
До начала 2014 г. самым важным элементом сотрудничества России с РБР было взаимодействие с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Этот банк был специально создан в 1990 г. 39 странами и двумя международными организациями (ЕС и ЕИБ) для оказания содействия процессу перехода стран Центральной и Восточной
Европы к рыночной экономике. С 1992 г. Россия участвует в капитале (квота РФ - 4%) и деятельности ЕБРР.
Россия также является членом небольших банков развития, которые были созданы странами социалистического лагеря в период существования СЭВ, - Международного банка экономического сотрудничества (МВЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ). С 1991 г. эти банки изменили направления кредитной политики и виды деятельности, сохранив свой международный статус.
Благодаря своему географическому положению и экономическому статусу, Россия, как никакая другая страна, может использовать региональные банки в качестве инструмента стимулирования международных торгов, расширения внешнего финансирования и укрепления собственных геоэкономических позиций, проникновения и закрепления на перспективных мировых региональных рынках.
В этих условиях все более актуальной становится задача разработки комплексной концепции государственной политики в сфере проведения госзакупок на международных тендерах и торгах.
Список литературы
1. Ананьин О. Экономика: наука и/или искусство // Вопросы экономики. - 2007. - № 11.
2. Россия в 2008-2016 годах: сценарии экономического развития. М. : Научная книга, 2007.
3. Перспективы развития мировой экономики, 2012 г. - Вашингтон : МВФ, 2012.
4. Рейнхард К., Рогофф К. На этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудства : пер с англ. - М., 2011.
5. Стратегический глобальный прогноз 2030 / под ред. академика А. А. Дынкина. - М. : Магистр, 2011.
6. Шафиев Р. М. Интеграционное взаимодействие государств СНГ - членов ВТО. Специализированная информация по Программе фундаментальных исследований президиума РАН «Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте». - Вып. 3. - М. : РАН ИНИОН, 2012.
7. Шафиев Р. М., Пискарев Д. П. Стереотипность и вариативность внешнеэкономической деятельности России в условиях глобализации / / Человеческий фактор: общество и власть. - 2010. - № 2 (25).
8. IMF. Balance of Payment Statistice 2014. - Washington, 2014.
9. Kim S. H, Kim K. A. Global Corporate Finance: Text and Case. -7th ed. - NY, Ch. : Blackwell Publishing, 2007.
10. UNCTAD. World Investment Report, 2012. - New York ; Geneva,
2012.
References
1. Anan'in O. Ekonomika: nauka i/ili iskusstvo [Economy: Science and/or Art], Voprosy ekonomiki [Economy Questions], 2007, No. 11. (In Russ.).
2. Rossiya v 2008-2016 godakh: stsenarii ekonomicheskogo razvitiya. [Russia in 2008-2016: Scenarios of Economic Development], Moscow, Nauchnaya kniga, 2007. (In Russ.).
3. Perspektivy razvitiya mirovoy ekonomiki, 2012 g. [Prospects of Development of World Economy, 2012], Vashington, MVF, 2012. (In Russ.).
4. Reynkhard K., Rogoff K. Na etot raz vse budet inache. Vosem' stoletiy finansovogo bezrassudstva [This Time Everything will be Differently. Eight Centuries of Financial Recklessness], per s angl, Moscow,
2011. (In Russ.).
5. Strategicheskiy global'nyy prognoz 2030 [Strategic Global Forecast 2030], editor by A. A. Dynkin], Moscow, Magistr, 2011. (In Russ.).
6. Shafiev R. M. Integratsionnoe vzaimodeystvie gosudarstv SNG -chlenov VTO. Spetsializirovannaya informatsiya po Programme fundamental'nykh issledovaniy Prezidiuma RAN «Perspektivy skoordinirovannogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii i Ukrainy v obshcheevropeyskom kontekste» [Integration Interaction of the States of the CIS - Members of the WTO. Specialized Information on the Program of Basic Researches of Presidium of the Russian Academy of Sciences «Prospects of the Coordinated Social and Economic Development of Russia and Ukraine in the All-European Context»], Issue 3, Moscow, RAN INION,
2012. (In Russ.).
7. Shafiev R. M., Piskarev D. P. Stereotipnost' i variativnost' vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti Rossii v usloviyakh globalizatsii [Stereotype and Variability of Foreign Economic Activity of Russia in the Conditions of Globalization], Chelovecheskiy faktor: obshchestvo i vlast [Human Factor: Society and Power], 2010, No. 2 (25). (In Russ.).
8. IMF. Balance of Payment Statistice 2014, Washington, 2014.
9. Kim S. H, Kim K. A. Global Corporate Finance: Text and Case, 7th Ed., NY, Ch, Blackwell Publishing, 2007.
10. UNCTAD. World Investment Report, 2012, New York, Geneva,
2012.