Пятая международная научно-техническая конференция
УДК 339.5
М.В. Шестернина
Уфимский государственный авиационный технический университет,
Уфа, 450000 e-mail: [email protected]
РОССИЙСКОЕ СПГ-СУДОСТРОЕНИЕ И ЭКСПОРТ ГАЗА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
В статье обоснована необходимость отечественного производства судов-газовозов смешанного типа «река - море» в связи с ростом мирового рынка сжиженного природного газа и геополитическими событиями 2022 года.
Ключевые слова: экспорт, сжиженный природный газ (СПГ), суда-газовозы.
M.V. Shesternina
Ufa State Aviation Technical University, Ufa, 450000 e-mail: [email protected]
RUSSIAN LNG-SHIPBUILDING AND GAS EXPORT UNDER SANCTIONS PRESSURE
The need for domestic production of mixed-type "river-sea" gas carriers due to the growth of the global liquefied natural gas market and the geopolitical events of 2022 is proved.
Key words: export, liquefied natural gas (LNG), gas carriers.
Природный газ - единственное ископаемое топливо, потребление которого по оценкам экспертов будет увеличиваться до 2040 года. По оценкам экспертов, если доля трубопроводного газа в мировом потреблении энергоресурсов в ближайшие 20 лет практически не изменится, то рост мирового рынка сжиженного природного газа будет проходить опережающими темпами [1]. В 2020 г. наша страна занимала 7-8% мирового рынка СПГ; цель - увеличить эту долю до 20% вызвала жесточайшее сопротивление со стороны Запада. Отчаянный поступок англосаксов 26 сентября 2022 г., когда произошел подрыв в Балтийском море сразу двух газопроводов - «Северный поток - 1» и «Северный поток - 2», преследовал цель оторвать европейские государства, и прежде всего Германию, от российского газа и обеспечить поставки на континент американского СПГ. Пиратская ликвидация конкурента и выход на европейский рынок со своим продуктом в вековом характере Великобритании и США.
Несмотря на то, что, по оценкам экспертов [2], ущерб от экспорта в Европу около 20% добываемого Газпромом газа окажется не критичным, российский бюджет может потерять от 700 до 800 млрд руб. Кроме того, в ЕС есть дружественные для нас страны (Сербия, Венгрия), чье состояние является важным для нашей страны. Если обратиться к карте, то Белград и Будапешт расположены рядом с главной водной артерией ЕС - рекой Дунай. А значит, поставки российского СПГ туда возможны. Другое дело - существует ли у нас достаточный парк судов, способный решить эту задачу?
Транспорт сжиженных углеводородных газов морским транспортом на специальных судах-танкерах (газовозах) и судах-контейнеровозах, груженных контейнерами-цистернами или речным транспортом на танкерах типа «река - море», судах-контейнеровозах и баржах, груженных резервуарами, баллонами и контейнерами-цистернами, имеет ряд преимуществ. В частности, наблюдается отсутствие технической привязки поставщика к получателю; уменьшается зависимость от географических препятствий на маршруте доставки; растет экономическая эффективность при перевозках на большие расстояния; снижается уязвимость от геополитических факторов и региональной нестабильности; возможна масштабируемость поставок.
Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития
Экспортные перевозки СПГ РФ судами смешанного плавания «река - море» требуют наличия отечественных разработок, которые до последнего времени были уникальными и касались лишь внутренней транспортировки СПГ. Совсем недавно в области водных перевозок данного вида ресурса мы существенно отставали от других стран-лидеров: подавляющее большинство оборудования для создания судов-газовозов СПГ и береговой инфраструктуры по сжижению и регазификации не имело отечественных аналогов. Появившиеся недавно отечественные суда-газовозы нетипичны для мирового флота, так как будут использоваться для арктических месторождений. Всего в нашей стране 55 газовозов, обслуживающих российские проекты или принадлежащие компаниям с российским участием. Из них 33 судна имеют ледовый класс Arc7; 21 судно относится к конвенциональному классу; одна плавучая регазификационная установка может работать в режиме газовоза.
В результате быстроменяющейся геополитической ситуации у нашей страны появляется возможность занять собственную нишу в СПГ-судостроении. И связана она должна быть не только с производством уникальных СПГ-танкеров для арктической зоны, но и с созданием газовозов среднего класса (до 170 тыс м3) и крупных танкеров (до 260 тыс м3) класса Q-Max, Q-Flex, Yamalmax с унификацией конструкций судна и ростом серийности отдельных элементов.
Появление российских индустриальных цифровых платформ, которые обеспечивают связь с компаниями-смежниками и позволяют уйти от узких отраслевых решений [3], также способствует поставленной задаче. Подобная цифровая платформа уже запущена в ПАО «Газпром нефть», обеспечивая компанию оперативными данными по диспетчеризации производства, сбором и анализом данных о материальном и энергобалансе подразделений. В 2021 году на создание цифровой экосистемы российских предприятий государством было выделено 399 млн руб. До 2024 года на разработку «Модульной мультисервисной промышленной платформы», в том числе на создание сервисов, их внедрение на отечественные предприятия государство планируется вложить еще 2,67 млрд руб. Это повысит эффективность кооперационных связей машиностроительных компаний в ходе строительства 100 российских газовозов в уже реализуемом проекте «Российский газовоз» АО «Атомэнергомаш» с российской комплектацией и позволит задействовать мультипликативный эффект судостроения 6 : 1.
Таким образом, наша страна вынуждена запустить российское СПГ-судостроение в короткие сроки, обеспечивая сбыт СПГ независимо от газопроводного транспорта, связанного с повышенными геополитическими рисками. А завоевать новые рынки без собственного флота СПГ-танкеров просто невозможно. Выделенный в 2022 г. 1 млрд руб. на запуск уже в этом году четырех проектов по созданию СПГ-оборудования в рамках федерального проекта «Прорыв на рынки СПГ» позволит нарастить производство сжиженного газа с 30 млн до 100 млн тонн. Быстрыми темпами создается и инфраструктура подотрасли: новые малотоннажные заводы в Татарстане, Московской, Самарской и Томской областях обеспечат короткий период запуска производства (от запуска до получения СПГ проходит всего 20 минут) и оперативность адаптации технологии к изменению внешних условий. Этот опыт может быть масштабирован и на территории других, дружественных нам стран.
Литература
1. Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в РФ от 16.03.21 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://gazo.ru/upload/iblock/9e1/9e1656feb0cb2991705 c1f490c8b8b28.pdf
2. Что будет, если Россия перестанет поставлять газ в Европу [Электронный ресурс]. -URL: https://journal.tinkoff.ru/europe-gas-export/
3. Шестернина М.В. Развитие промышленного интернета вещей в современной России // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. И.Я. Рувенного. - Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: РИК УГАТУ, 2019. - 273 с. - С. 252-256