Научная статья на тему 'Российское общество и социально-политические риски цифровой эпохи в глобальном измерении'

Российское общество и социально-политические риски цифровой эпохи в глобальном измерении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-политические риски / политический кризис / социальное неравенство / цифровое неравенство / информационная война / санкции / политические элиты / доверие / socio-political risks / political crisis / social inequality / digital inequality / information warfare / sanctions / political elites / trust

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горлов Константин Николаевич, Рогачев Сергей Владимирович

В современном мире глобальные кризисы, такие как экономическая нестабильность, социальные напряжения и политические вызовы усугубляются быстрым развитием цифровых технологий. Эти технологии, будучи двойственными по своей природе, могут как способствовать решению многих проблем, так и усиливать их. В этой сложной и динамичной ситуации Российское общество сталкивается с рядом социально-политических вызовов и рисков, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними процессами. В статье проведено системное исследование причин и последствий кризисов, которое позволило выявить ключевые факторы каждого кризиса в их взаимосвязи с процессами глобальной цифровизации. Рассмотрены вопросы о том, какое место занимает Россия и какую роль играет в новых глобальных процессах, каким рискам подвержена в условиях цифровой трансформации, как может противостоять современным геополитическим вызовам, использовать цифровые инновации для укрепления своего политического и экономического положения на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Горлов Константин Николаевич, Рогачев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Society and Socio-Political Risks of the Digital Era in the Global Dimension

In the modern world, global crises such as economic instability, social tensions, and political challenges are exacerbated by the rapid development of digital technologies. These technologies, being dual in nature, can both contribute to solving many problems and intensify them. In this complex and dynamic situation, Russian society faces a series of socio-political challenges and risks, driven by both external factors and internal processes. The article conducts a systematic study of the causes and consequences of crises, which has identified the key factors of each crisis in their interrelation with the processes of global digitization. The issues of Russia’s position and role in the new global processes are explored, including the risks it faces in the context of digital transformation, how it can counter modern geopolitical challenges, and utilize digital innovations to strengthen its political and economic position on the international stage.

Текст научной работы на тему «Российское общество и социально-политические риски цифровой эпохи в глобальном измерении»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

POLITICAL INSTITUTIONS, PROCESSES AND TECHNOLOGIES

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-29-37 УДК: 323 ГРНТИ: 11.15.25 EDN: XXWBTJ

Российское общество и социально-политические риски цифровой эпохи в глобальном измерении

К.Н. Горлов1, 2' а ©, С.В. Рогачев3, b ©

1 Мичуринский городской Совет депутатов Тамбовской области, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация

2 Мичуринский государственный аграрный университет,

г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация

3 Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН),

г. Москва, Российская Федерация

а E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Аннотация. В современном мире глобальные кризисы, такие как экономическая нестабильность, социальные напряжения и политические вызовы усугубляются быстрым развитием цифровых технологий. Эти технологии, будучи двойственными по своей природе, могут как способствовать решению многих проблем, так и усиливать их. В этой сложной и динамичной ситуации Российское общество сталкивается с рядом социально-политических вызовов и рисков, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними процессами. В статье проведено системное исследование причин и последствий кризисов, которое позволило выявить ключевые факторы каждого кризиса в их взаимосвязи с процессами глобальной цифровизации. Рассмотрены вопросы о том, какое место занимает Россия и какую роль играет в новых глобальных процессах, каким рискам подвержена в условиях цифровой трансформации, как может противостоять современным геополитическим вызовам, использовать цифровые инновации для укрепления своего политического и экономического положения на международной арене.

Ключевые слова: социально-политические риски, политический кризис, социальное неравенство, цифровое неравенство, информационная война, санкции, политические элиты, доверие

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Горлов К.Н., Рогачев С.В. Российское общество и социально-политические риски цифровой эпохи в глобальном измерении // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 5. С. 29-37. DOI: 10.33693/2223-00922023-13-5-29-37. EDN: XXWBTJ

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-29-37

Russian Society and Socio-Political Risks of the Digital Era in the Global Dimension

K.N. Gorlov1, 2' 3 ©, S.V. Rogachev3, b ©

1 Michurinsk City Council of Deputies of the Tambov Region, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation

2 Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation

3 Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS),

Moscow, Russian Federation

a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Abstract. In the modern world, global crises such as economic instability, social tensions, and political challenges are exacerbated by the rapid development of digital technologies. These technologies, being dual in nature, can both contribute to solving many problems and intensify them. In this complex and dynamic situation, Russian society faces a series of socio-political challenges and risks, driven by both external factors and internal processes. The article conducts a systematic study of the causes and consequences of crises, which has identified the key factors of each crisis in their interrelation with the processes of global digitization. The issues of Russia's position and role in the new global processes are explored, including the risks it faces in the context of digital transformation, how it can counter modern geopolitical challenges, and utilize digital innovations to strengthen its political and economic position on the international stage.

Key words: socio-political risks, political crisis, social inequality, digital inequality, information warfare, sanctions, political elites, trust

FOR CITATION: Gorlov K.N., Rogachev S.V. Russian Society and Socio-Political Risks of the Digital Era in the Global Dimension. Sociopolitical Sciences. 2023. Vol. 13. No. 5. Pp. 29-37. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-29-37. EDN: XXWBTJ V_/

ВВЕДЕНИЕ

Геополитическая карта современного мира активно перестраивается. При этом цифровая трансформация, ускоряющаяся разработка и внедрение информационных ресурсов и цифровых технологий, не только меняют экономическую и социальную структуру, но и влияют на геополитическую обстановку. Россия, как один из ключевых игроков на мировой арене, стоит перед необходимостью адаптации к этим изменениям, анализа текущих рисков и определения своего места в новом цифровом мире.

Современные кризисы, которые ощущаются на глобальном уровне, отражаются и в российском контексте, делая актуальным вопрос о том, как страна может использовать цифровые инновации для укрепления своего политического и экономического положения на международной арене. При этом следует учитывать тот факт, что в условиях недавней пандемии коронавируса и специальной военной операции на Украине локальные социальные и экономические кризисы, политические и технологические риски, биосферные и техносферные вызовы резко обострились, а проблемная ситуация приняла комплексный характер [1: 5].

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология исследования направлена на всесторонний анализ сложной и многогранной проблемы воздействия цифровой трансформации на геополитическую обстановку, а также на выявление специфики российского опыта и возможных путей его развития в условиях глобальных мировых вызовов. Основными задействованными в исследовании подходами стали общепризнанные методы: компаративный, системного и структурно-функционального анализа, концепт глобализации.

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЦИФРОВОГО МИРА

Глобальный политический кризис последних лет является последствием сложного взаимодействия экономических, социальных, культурных и технологических факторов. Он характеризуется рядом ключевых особенностей, которые влияют на международные отношения и внутренние политические процессы в различных странах.

После окончания холодной войны мир вступил в период, который можно назвать «постбиполярным»,

Горлов К.Н., Рогачев С.В.

с доминированием США. Однако последние годы показали, что этот порядок подвергается эрозии. Происходит переформатирование международных альянсов: традиционные блоки и союзы подвергаются давлению и переосмыслению, новые региональные державы стремятся к автономии и влиянию на мировой арене. Внутренние дисбалансы и политические кризисы во многих западных демократиях создают вакуум власти на международной арене. Кроме того, в последние десятилетия наблюдается усиление националистических и популистских тенденций во многих странах, что отражает реакцию на глобализацию и ее последствия. Эти движения часто выступают против традиционных политических элит и международных институтов, считая их оторванными от интересов обычных людей. Кроме того, многие государства сталкиваются с вызовами внутренней политической стабильности, вызванными этническими, религиозными или региональными напряжениями. Эти конфликты усугубляются внешним вмешательством и геополитическими играми, что делает международную обстановку еще более нестабильной. Социальные причины также вносят свой вклад в сложную картину мировой политики. Переход к информационному обществу привел к радикальным изменениям в социальной структуре. Традиционные социальные институты и иерархии подвергаются давлению, поскольку новые технологии и коммуникационные платформы предоставляют людям новые инструменты для самовыражения и взаимодействия. Создаются условия для более горизонтальных и децентрализованных форм социальной организации, что вызывает конфликты с традиционными структурами власти.

Кризис заметен даже на примере давно сложившихся и устоявшихся политических связей. Особенно это проявляется в отношениях США с Европой, где отсутствие ярко выраженного лидерства приводит к усилению американского влияния и делает Европу более зависимой от экономической и политической стратегии США. Европа теряет свою ключевую роль в мировой экономике и политике, становясь, по сути, вассалом США.

Кроме того, многие страны, особенно в Азии и Африке, ищут альтернативные модели развития, отличные от западного либерализма. Происходящее переформатирование отношений дает возможность одним региональным державам, утверждать свои интересы и расширять свое влияние. Другие державы действуют в ключе новой вассальной зависимости, преследуя при этом сугубо прагматические интересы и торгуя своей лояльностью к государству-суверену [2: 10].

Описанные тенденции проявляются на фоне экономического кризиса, который только усиливается в контексте значительного влияния технологического прогресса на геополитическую динамику. Развитые страны Запада, такие как США, Канада и страны Западной Европы, демонстрируют высокий уровень цифровизации своих экономик. Они активно интегрируют новейшие технологии в производственные и социальные процессы, что позволяет им сохранять лидирующие позиции в мировой экономике.

Однако, с другой стороны, развивающиеся страны, особенно находящиеся в Африке и Латинской Америке, сталкиваются с проблемой технологического от-

ставания. Таким образом экономическое неравенство становится последствием неравенства цифрового, когда значительная часть населения этих стран остается в стороне от глобального цифрового прогресса, лишаясь доступа к качественному образованию, медицине и другим социальным благам.

Среди прочего, у таких изменений геоэкономического и геополитического балансов есть глубокая мировоззренческая причина. По замечанию В.К. Левашова, «экономические интересы новых геополитически поднимающихся сообществ и объединений стран мира -БРИКС, ЕАЭС, ШОС, культура сотрудничества и кооперации развивающихся рынков и экономик вошли в противоречие с культурой конкуренции, войны, насилия и разбоя» [1:8].

Таким образом, цифровые технологии стали инструментом трансформации мирового экономического и политического балансов сил, перераспределяя вес и влияние с традиционно развитых экономик Запада к растущим региональным державам. Все это указывает на необходимость переосмысления основных принципов мирового порядка и места России в нем. При этом положение России в данной ситуации неоднозначно, ряд серьезных вызовов и рисков возникает сегодня из-за ослабления ее международных связей. Этот процесс является следствием не только двусторонних отношений, но и уменьшения авторитета и эффективности международных институтов на фоне изменения мирового баланса сил. В условиях глобализации, когда многие проблемы требуют коллективного решения, дестабилизация таких институтов приводит к уменьшению возможностей для диалога и сотрудничества. Это не только экономические риски (примером может служить ситуация с ограничением доступа России к некоторым международным финансовым инструментам или технологиям), но и политические, (например, отсутствие понимания среди партнеров для конструктивного диалога по ситуации на Украине). Идеологи англосаксонского превосходства активно продвигают политику «отмены русской культуры», в том числе в сферу межгосударственных отношений. Ситуация осложняется тем, что, несмотря на возобновление напряженности в отношениях между Россией и Западом, которую даже называют «холодная война 2.0»1, современный мир отличается от прошлого столетия. Многие инструменты и методы, применявшиеся во времена противостояния социалистического и капиталистического блоков в XX в., сегодня стали неэффективными или даже контрпродуктивными. Цифровая эпоха породила новые угрозы и риски.

НОВОЕ ЛИЦО ГИБРИДНЫХ КОНФЛИКТОВ

Информационные войны, направленные против России, стали одним из ключевых инструментов внешнеполитического давления в последние десятилетия. Эти войны представляют собой серьезную угрозу информационной безопасности страны, а также ее суверенитету. В условиях глобализации и цифровизации общества

1 Дипломат заявил о «холодной войне 2.0» в отношениях России и Запада // Интернет-портал «РИА Новости» [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20211228/polyanskiy-1765920418.html (дата обращения: 16.08.2023).

информация становится не только средством коммуникации, но и инструментом влияния, манипуляции и даже агрессии.

Влияние западной культуры на российское общество остается одним из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов в контексте информационных войн. Западная культура, с ее ценностями, стандартами и образами жизни, активно продвигается через массовые медиа, кино, музыку и, конечно же, через цифровые платформы и социальные сети. Это влияние может нести в себе определенные риски для России. Прежде всего, активное продвижение западных культурных стандартов может привести к утрате национальной идентичности, размыванию культурных и традиционных ценностей. В условиях глобализации и цифровиза-ции общества российская молодежь может столкнуться с дилеммой выбора между отечественной и западной культурой, что, в свою очередь, может вызвать конфликты поколений и социокультурные диссонансы. Кроме того, сильное влияние западной культуры может стать инструментом политического воздействия и манипуляции общественным мнением. Через культурные продукты, такие как фильмы, музыка или литература, могут быть заложены определенные политические послания или стереотипы, которые формируют отношение к мировым событиям, внешнеполитическим курсам и даже к отдельным лидерам стран.

Информационные ресурсы и технологии, разработанные и контролируемые недружественными странами, могут быть использованы для воздействия на общественное мнение, манипуляции сознанием граждан и даже для кибератак на критическую инфраструктуру. В то время как западные IT-гиганты, такие как Google, Facebook и Twitter, доминируют в глобальном информационном пространстве, российские ресурсы и технологии остаются менее развитыми и менее защищенными от внешних угроз. Попытки блокировки российских медиаресурсов или ограничение доступа к отечественным цифровым платформам могут стать серьезной проблемой в условиях информационной войны.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Санкции, введенные западными странами против России, стали одним из ключевых инструментов геополитического давления в последние годы. Воздействие санкций на экономику страны ощущается в виде снижения прямых иностранных инвестиций, ухудшения условий кредитования и увеличения стоимости заемных средств. Эти ограничения привели к сокращению доступа российских компаний к мировым финансовым рынкам, что, в свою очередь, затруднило финансирование крупных инфраструктурных проектов и инновационных исследований. Кроме того, санкции оказали влияние на внешнеторговые отношения, приведя к снижению экспорта в ряде ключевых отраслей, особенно в нефтегазовом секторе. Социально-экономические последствия санкций также оказались заметными. Возросла инфляция, что привело к снижению реальных доходов населения и ухудшению качества жизни многих граждан. А вот политический эффект, который должен был проявится, по задумке западных «авторов», в виде трансформации государственной политики

Российской Федерации и иных социально-политических изменений, не достигнут. На такое несоответствие реального положения дел теории санкций обратили внимание отечественные исследователи, выявив рост консолидации российского общества и ответственности за негативные последствия санкционной политики, снижение качества и уровня жизни на западные государства, инициировавшие масштабные санкционные запреты [3:102].

Конечно, не все последствия санкционного давления сегодня очевидны. Эти ограничения, нацеленные на различные секторы российской экономики, имеют далеко идущие последствия, затрагивая и цифровую сферу, в которой санкции сделали невозможным или крайне затруднительным доступ России к передовым западным технологиям в таких ключевых отраслях, как нефтегазовая промышленность, авиастроение, 1Т и многих других. Ограничения, введенные в отношении ряда российских 1Т-компаний и технологических стартапов, затруднили их доступ к мировым рынкам, инвестициям и передовым технологическим решениям. Также санкции усилили риски для российских пользователей и компаний, использующих зарубежные цифровые платформы и сервисы.

При этом, санкционное давление усилило в России процессы поиска альтернативных партнеров, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это привело к углублению экономического и технологического сотрудничества с такими странами, как Китай и Индия. Введение против страны санкций, несмотря на все его негативные последствия, также стало стимулом для России к поиску новых путей развития, укреплению экономической независимости и разработке собственных технологических решений. Санкции стали неким катализатором для развития отечественных цифровых технологий. Появление и активное продвижение на рынке отечественных операционных систем, облачных платформ и других 1Т-решений свидетельствует о стремлении России к технологическому суверенитету в цифровой сфере.

КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ

Существующий политический кризис на Западе, в частности, связан с качеством и характером современных политических элит. В сравнении с прошлыми десятилетиями, сегодняшние лидеры крупнейших западных стран не обладают таким ярко выраженным авторитетом, как, например, Гельмут Коль или Франсуа Миттеран. Это свидетельствует о смене поколений в политическом лидерстве и потере определенных качеств, присущих лидерам прошлого. Анализируя политическую ситуацию в Соединенных Штатах, можно заметить, что современные американские лидеры, во многом, формировали свои взгляды в период холодной войны. Для них характерно восприятие США как гегемона, противостоящего блоку социалистических стран. Эта парадигма противостояния глубоко укоренилась в их мировоззрении, что, в свою очередь, влияет на текущую внешнеполитическую стратегию США, особенно в отношении России. Отсутствие молодых и инновационно мыслящих политических лидеров с новым видением мировой политики ставит под вопрос

Горлов К.Н., Рогачев С.В.

способность современных государств адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Необходимость гибкости в подходах и стратегиях становится очевидной в условиях глобализации и цифровизации.

Неоднородность элит в России - серьезнейший вызов для современного общества, результат длительного и сложного исторического процесса, который начался еще в советский период. Во времена СССР, общество была относительно однородным, «номенклатура» основывалась на идеологических принципах коммунизма и членстве в КПСС. Однако с распадом Советского Союза начался процесс диверсификации элит, когда различные группы начали формироваться на основе региональных, экономических, политических и других интересов. В этот период многие представители бизнес -и политической элиты активно встраивались в западное общество, инвестировали в экономику западных стран и отправляли своих детей на обучение за рубеж.

В последние десятилетия процесс встраивания российских элит в западное общество фактически завершился. Это создало дополнительные внутренние напряжения, так как различные группы влияния имеют свои представления о будущем страны, ее месте в мировом порядке и стратегии развития, сталкиваются в борьбе за ресурсы или властные позиции. С укреплением государственной власти и централизацией ресурсов, а также с ростом геополитической напряженности, часть элиты стала вновь ориентироваться на внутренний рынок и государственные ресурсы. Однако это привело к дальнейшему расколу между «силовиками», «либералами», «националистами» и другими группами. Эти разногласия остаются источником внутренних конфликтов и напряжений. В мировом контексте Россия не является исключением. Многие страны сталкиваются с проблемой неоднородности элит, особенно в условиях глобализации, когда национальные интересы сталкиваются с транснациональными. Однако в России эта проблема особенно остро стоит из-за исторического наследия, геополитического положения и сложной внутренней динамики.

Информационное общество и цифровая экономика оказывают глубокое влияние на динамику отношений внутри элитного слоя, как в России, так и на мировой арене. Эти факторы вносят как стабилизирующие, так и дестабилизирующие элементы в структуру элитных отношений. В условиях, где доступ к информации становится все более открытым, различные группы элиты получают возможность быстро реагировать на изменения в политической и экономической среде. Это может способствовать быстрому формированию коалиций, однако также может стать причиной конфликтов интересов. Развитие цифровых технологий привело к появлению новых экономических акторов и бизнес-моделей, что создает новые возможности для накопления капитала. Однако это также вносит элемент неопределенности в отношения, что может вызвать напряженность между «новыми» и «старыми» представителями элиты, кто стремится адаптироваться к новым условиям и кто пытается сохранить статус-кво. В условиях глобализации информационных потоков Россия сталкивается также с внешними вызовами, что может способствовать консолидации внутри элиты против общего «внешнего» врага.

Таким образом, Россия стоит перед сложной задачей: с одной стороны, необходимо учитывать изменяющуюся международную обстановку и адаптироваться к ней, с другой - обеспечивать внутреннюю стабильность, учитывая интересы и амбиции различных групп.

СДВИГ ПАРАДИГМ: ОТ ДЕМОКРАТИИ К УСИЛЕНИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В последние десятилетия мировая политическая арена стала свидетелем роста авторитарных тенденций даже в странах с устойчивыми демократическими традициями. Этот процесс можно объяснить рядом факторов, включая экономические, социальные и, конечно же, технологические. Экономические кризисы, социальное неравенство и рост безработицы во многих странах привели к обострению социальной напряженности. В условиях нестабильности население часто склонно поддерживать сильную руку, которая обещает порядок и стабильность. Сложные международные отношения и рост геополитической конкуренции также способствуют усилению авторитарных тенденций. В условиях внешней угрозы правительства часто используют риторику национальной безопасности для ограничения гражданских свобод.

Например, в США, традиционно считающихся бастионом демократии, были приняты законодательные акты, которые определенно можно назвать поворотом к авторитарному стилю правления. Принятый после терактов 11 сентября Закон о патриотизме (USA PATRIOT Act) 2001 г., расширил полномочия правоохранительных органов в отношении слежки за гражданами. Он позволил, например, проводить без санкции суда слежку за телефонными и электронными переписками подозреваемых в связях с терроризмом. Закон о Национальной обороне (NDAA) 2012 г. содержит положения, которые позволяют военным задерживать граждан США и иностранных граждан без предъявления обвинений на неопределенный срок, если их подозревают в поддержке терроризма. Проекты законов типа SOPA (Закон о прекращении онлайн-пиратства) и PIPA (Закон о защите интеллектуальной собственности) также вызвали опасения о возможных ограничениях свободы интернета и цензуре. Президенты США все чаще используют исполнительные указы для обхода Конгресса и достижения своих политических целей.

Справедливости ради стоит отметить, что многие из этих законов и инициатив столкнулись с сильным общественным сопротивлением и были подвергнуты судебной проверке. В некоторых случаях это привело к изменениям или отмене спорных положений. Тем не менее, они иллюстрируют сложный баланс между национальной безопасностью и гражданскими свободами в современной Америке.

Россия не осталась в стороне от мировых тенденций в этом вопросе. Существующую сегодня политическую систему Российской Федерации некоторые эксперты характеризуют как смешанную, неоавторитарную или «мягкий авторитаризм», что коррелирует с определенными особенностями внутренней политики страны: лидерский, персоналистский политический режим; сокращение поля публичной политики; «вертикали-зация», усиление роли исполнительной власти за счет

ослабления парламентских механизмов; наличие привилегированной партии и минимизация роли оппозиции; уменьшение возможностей для активного участия гражданского общества в общественнойжизни [4:14-15; 5: 75]. Эти тенденции указывают на сложную динамику развития политической системы страны в условиях глобализации и изменяющегося мирового порядка.

Причина такого неоавторитарного поворота кроется в самой сути современного цифрового мира. Для такого общества естественным становятся не только процессы планирования и определения условий жизни своих членов, но и попытки диктата смыслов индивидуального и социального бытия, стремление подавить волю человека. Большие данные, искусственный интеллект и современные технологии слежения позволяют властям не только эффективно отслеживать оппозиционные движения и формировать общественное мнение, но и контролировать практически все стороны жизни своих граждан, включая глубоко личные. В Китае, например, система социального кредита использует цифровые технологии (систему распознавания лиц, сбор данных мобильными приложениями и городскими датчиками) для мониторинга поведения граждан и награждения или наказания их в зависимости от их «социальной надежности». Как отмечали исследователи, в технократическом обществе «демократия теряет... свою классическую субстанцию: на месте политической воли народа вступают вещные законы. В этих условиях демократия как форма политики... становится чистейшей иллюзией» [6:15].

ВНУТРЕННИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Растут внутренние конфликты. Многие страны все чаще сталкиваются с внутренними протестами, социальным недовольством, вызванным экономическими и политическими проблемами. Внутренние конфликты зачастую подогреваются внешними вмешательствами и использованием «мягкой силы» со стороны крупных государств или международных организаций. Причем череда «цветных революций» и их попыток тесно связаны с активным использованием социальных сетей, интернета и иных коммуникационных цифровых технологий для мобилизации населения, координации действий и распространения информации.

Примером такого явления может служить Арабская весна, где социальные сети играли ключевую роль в мобилизации протестов против авторитарных режимов. Однако, несмотря на первоначальные успехи, многие из этих революций не привели к стабильности или демократии, а, наоборот, усилили хаос и конфликты в регионе. В условиях глобализации и цифровизации мировой экономики и политики, внутренние конфликты становятся все более сложными и многогранными. Они не только отражают внутренние противоречия и несправедливости, но и взаимодействуют с глобальными процессами и внешними вмешательствами. В этом контексте понимание роли цифровых технологий и их воздействия на социально-политическую динамику становится ключевым для предотвращения и разрешения конфликтов в современном мире.

Ширятся международные военные конфликты, которые безусловно, являются одним из наиболее ярких

и драматичных проявлений глобального политического кризиса. Они часто возникают на стыке различных политических, экономических, религиозных и этнических интересов и могут иметь как локальный, так и глобальный характер. Примеров множество. Начавшийся как протест против режима Башара Асада (под действием как внутренних, так и внешних акторов), сирийский конфликт быстро перерос в гражданскую войну с участием множества внешних игроков, включая Россию, США, Турцию и другие страны. События на Майдане, присоединение Крыма к России и военные действия на востоке Украины стали следствием глубоких политических разногласий между Западом и Россией, а также внутренних противоречий в самой Украине. Территориальные претензии и напряженность между Китаем и его соседями, поддерживаемые США, являются проявлением растущего геополитического соперничества между ведущими мировыми державами. Все эти конфликты иллюстрируют, как глобальные политические напряжения и противоречия могут привести к военным столкновениям. Они также подчеркивают роль новых технологий, в частности, цифровых, которые могут как усиливать конфликты (через пропаганду и кибератаки), так и предоставлять инструменты для их разрешения (через кибердипломатию и онлайн-пе-реговоры).

Терроризм и военные конфликты являются одними из ключевых угроз безопасности России в современном мире. Внешние силы, стремясь дестабилизировать ситуацию в России, финансируют и поддерживают радикальные элементы, используя их как инструмент воздействия на внутреннюю политику страны. Политическая нестабильность в соседних государствах, особенно на южных и западных границах России, создает дополнительные риски. Вмешательство западных стран во внутренние дела этих государств, часто под видом «поддержки демократии», усугубляет ситуацию, делая регион менее предсказуемым и стабильным. Особое внимание следует уделить ситуации на Украине. Поддержка действий киевского режима в угоду сиюминутной конъюнктурной выгоды, поставки вооружения и военной техники из западных стран на Украину, включая высокотехнологическое оружие, не только усиливают напряженность в зоне СВО и на границе России, но и создает риски распространения вооруженного конфликта на более широкую территорию. По сути, опосредованное участие Запада в военном конфликте на Украине (специальной военной операции) направлено не на обеспечение мира или даже не на поддержание украинского политического режима, а на обрушение экономики и ослабление России, снижение ее конкурентных преимуществ, раскол и деконсолида-цию ее общества [7:12-13].

По сути, Россия находится сейчас в «новой социально-политической гибридной реальности параллельного сосуществования войны и мира» [1:10]. Страна стоит перед сложным выбором: с одной стороны, необходимо обеспечить безопасность своих границ и граждан, с другой - стремиться к мирному урегулированию конфликтов и диалогу с соседями и мировым сообществом. Но в условиях постоянного внешнего давления и вмешательства во внутренние дела соседних государств, такой диалог становится все более сложным.

Горлов К.Н., Рогачев С.В.

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ДЕКОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Структурные изменения современного общества, во многом обусловлены внедрением и распространением цифровых технологий, которые, несмотря на свои многочисленные преимущества, также способствуют усилению социальных дисбалансов. Основной формой его проявления является усиление социального неравенства.

Цифровая экономика, хотя и создает новые рабочие места и возможности, также усиливает разрыв между высококвалифицированными специалистами и теми, кто не имеет доступа к образованию или ресурсам для адаптации к новой экономической реальности. Это приводит к тому, что выгоды от цифровой революции неравномерно распределяются между различными слоями населения.

Причем наблюдается этот процесс не только в развивающихся странах, но и в странах с передовой экономикой. Несмотря на технологический прогресс и экономическое развитие, многие молодые люди в Европе и США сталкиваются с реальностью, в которой их перспективы оказываются менее обнадеживающими, чем у их родителей. Это связано с тем, что цифровая экономика требует новых навыков и компетенций, и те, кто не может их приобрести или не имеет к ним фактического доступа, оказываются в уязвимом положении. В парадигме современного общества цифровой разрыв определяется не бинарной возможностью доступа к глобальной коммуникации (есть доступ - нет доступа), речь идет о цифровой вовлеченности в информационные потоки. Согласно оценкам, 37% мирового населения никогда не пользовались интернетом, у 47% нет высокоскоростного широкополосного доступа к глобальной цифровой сети, 10% не имеют доступа даже к сервису 5М5-сообщений [8: 286]. Большое количество людей в разных частях мира остаются вне рамок экономического роста и социального прогресса, что ведет к усилению социальной поляризации и обострению социальных конфликтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, суть глобального политического кризиса заключается в том, что традиционные механизмы и инструменты управления, которые служили миру десятилетиями, становятся неэффективными в условиях быстро меняющегося мира. Это создает необходимость в поиске новых подходов к решению международных и внутренних проблем. Ведь в условиях перманентного политического кризиса глобальные вызовы остаются без глобального решения. Проблемы, такие как изменение климата, миграционные кризисы, военные конфликты, терроризм и пандемии, требуют скоординированных действий на международном уровне.

В современном мире глобальные кризисы, такие как экономическая нестабильность, социальные напряжения и политические вызовы усугубляются быстрым развитием цифровых технологий. Эти технологии, будучи двойственными по своей природе, могут как способствовать решению многих проблем, так и усиливать их. Доступность и универсальность цифровых

технологий позволили странам с быстрорастущими экономиками, активно интегрироваться в мировую экономическую систему. И даже уровняли шансы для многих стран, предоставляя им возможность обойти традиционные промышленные этапы развития и сразу перейти к высокотехнологичной экономике. С одной стороны, цифровые технологии стали катализатором инноваций и экономической эффективности, с другой - усилили концентрацию капитала, углубив социальное неравенство и создав новые вызовы для экономической стабильности. Так, мировая экономика сталкивается с рядом противоречий: между потребностями реального сектора и финансовой сферой, между интересами транснациональных корпораций и национальными государствами, между центром и периферией глобальной экономики.

Таким образом, цифровые технологии стали инструментом трансформации мирового экономического баланса сил, перераспределяя вес и влияние с традиционно развитых экономик Запада к растущим региональным державам. Все это указывает на необходимость переосмысления основных принципов мирового экономического порядка и места России в нем.

2022 г. оказался переломным в истории Российской Федерации и ее общественной жизни. Политика геноцида по отношению к жителям восточных областей и практически открытое поощрение идей крайнего национализма, осуществляемые украинским руководством, а также односторонний отказ от соглашений о нерасширении НАТО на Восток, претензии на глобальное лидерство со стороны Соединенных Штатов, постоянные экономические и политические угрозы, манипуляции информацией, усиление санкционной политики со стороны недружественных России государств и многие другие действия, направленные против интересов России, стали катализатором для активных контрмер со стороны российского руководства. Эти обстоятельства подчеркивают сложность и многогранность международных отношений в современном мире, где геополитические интересы и амбиции крупных игроков часто сталкиваются, вызывая напряженность и конфликты.

В современном мире, где цифровые технологии становятся ключевым фактором развития, Россия занимает особое место в глобальном цифровом ландшафте. Оценивая позицию России, следует учитывать как ее вклад в развитие цифровых технологий, так и вызовы и возможности, которые эта позиция предоставляет. Первым и, возможно, самым важным из них является необходимость адаптации к быстро меняющемуся цифровому миру, где технологии меняют не только экономические, но и социальные и политические реалии. Вторым вызовом является необходимость обеспечения информационной безопасности и суверенитета в условиях глобальной цифровой угрозы, что требует координации усилий на международном уровне. В этой связи следует отметить особую важность бесконфликтного согласования интересов государства, 1Т-сообщества и гражданского общества, связанных с обеспечением прав и свобод граждан в цифровом пространстве путем грамотного использования как механизма правового воздействия на государство, так и саморегулирования самого гражданского общества [10: 20].

Таким образом, роль и место России в глобальной повестке дня определяются как внешними факторами, так и внутренними процессами. В этом контексте понимание и анализ социально-политических рисков, связанных с внедрением цифровых технологий, становятся ключевыми для обеспечения стабильности и безопасности России в будущем. Тем не менее, позиция России в строящемся цифровом мире предоставляет и ряд возможностей. В частности, Россия может стать мостом между Востоком и Западом в области цифрови-зации, стать лидером в области разработки и внедрения новых технологий, используя свои уникальные культурные и исторические связи. При этом особое положение между Европой и Азией дает стране не только уникальное географическое преимущество, но и особую социокультурную и политическую значимость, «органичным образом соединяя единое новые целые элементы евро-

ЛИТЕРАТУРА

1. Левашов В.К. Проблемная ситуация // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 549 с.

2. Осипов Г.В. Новые социальные реальности: угрозы и вызовы XXI // Россия в новой социально-политической реальности. Риски: стратегия, практика оптимизации и упреждения. М.: ИСПИ РАН, 2015. 288 с.

3. Мустакимов A.B. Санкции и консолидация общества // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 549 с.

4. Дорожкин Ю.Н. Политическая система современной России: демократия или авторитаризм? // Власть. 2018. № 8. С. 14-18.

5. Великая Н.М. Легитимность власти в условиях спецоперации Ц Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.549 с.

6. Арзаканян Ц.Г., Горохов В.Г. Философия техника в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. 528 с.

7. Шушпанова И.С. Консолидация и тревоги гражданского общества // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.549 с.

8. Цветкова H.A., СытникА.Н., Зиновьева Е.С. и др. Цифровые международные отношения. Т. 1. М.: Аспект Пресс, 2023. 354 с.

9. Комаровский B.C. Формирование национально-государственной идентичности России: диагностика вызовов и рисков Ц Россия в новой социально-политической реальности. Риски: стратегия, практика оптимизации и упреждения. М.: ИСПИ РАН, 2015. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ильичева Л.Е., Лапин A.B. Партнерство государства и гражданского общества в цифровом пространстве какусловие реализации прав граждан // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 2. С. 3-26. DOI: 10.24412/2071-61412023-2-3-26.

пейской и азиатской культуры, ценностей, политико-государственного и социального устройства» [9: 88].

Все вышесказанное подтверждает влияние цифровых технологий на глобальные политические и социально-экономические процессы. В эпоху цифровых технологий информация стала мощным оружием. Страны и негосударственные акторы используют ее для манипуляции общественным мнением, воздействия на политические решения и дестабилизации ситуации в оппонирующих странах. Таким образом, экономический, социальный и политический кризисы, усугубленные технологическим разрывом между странами, становятся ключевыми факторами, определяющим геополитическую динамику XXI в. В таком контексте становятся понятными и ситуация конфликта между Россией и Украиной, которая является частью более широкой геополитической игры.

REFERENCES

1. Levashov V.K. Problematic situation. In: Russian society and state in the conditions of global multipolarity. Socio-political situation of Russia in 2022. Moscow: FRSC RAS, 2023. 549 p.

2. Osipov G.V. New social realities: threats and challenges of the XXI. In: Russia in a new socio-political reality. Risks: Strategy, optimization and preemptive practice. Moscow: ISPR RAS, 2015.288 р.

3. Mustakimov A.V. Sanctions and the consolidation of society. In: Russian society and state in the conditions of global multipolarity. Socio-political situation of Russia in 2022. Moscow: FRSC RAS, 2023. 549 p.

4. Dorozhkin Y.N. Political system of modern Russia: Democracy or authoritarianism? Vlast. 2018. No. 8. Pp. 14-18. (In Rus.)

5. Velikaya N.M. Legitimacy of power in the conditions of special operations. In: Russian society and state in the conditions of global multipolarity. Socio-political situation of Russia in 2022. Moscow: FRSC RAS, 2023. 549 p.

6. Arzakanyan T.G., Gorokhov V.G. Philosophy of technique in the FRG. Moscow: Progress, 1989. 528 p.

7. Shushpanova I.S. Consolidation and anxieties of civil society. In: Russian society and state in the conditions of global multipolarity. Socio-political situation of Russia in 2022. Moscow: FRSC RAS, 2023. 549 p.

8. Tsvetkova N.A., SytnikA.N., Zinovieva E.S. et al. Digital International Relations. Vol. 1. M.: Aspect Press, 2023. - 354 p.

9. Komarovsky V.S. Formation of the national-state identity of Russia: diagnostics of challenges and risks. In: Russia in the new socio-political reality. Risks: Strategy, optimization and preemptive practice. Moscow: ISPR RAS, 2015. 288 p.

10. Ilyicheva L.E., Lapin A.V. Partnership of the state and civil society in the digital space as a condition for the realization of citizens' rights. News of TulSU. Humanities. 2023. Issue 2. Pp. 3-26. (In Rus.) DOI: 10.24412/2071-6141-20232-3-26.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 84,53%

Рецензент: Ильичева М.В., кандидат политических наук; научный сотрудник; Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

Статья поступила в редакцию 18.08.2023, принята к публикации 20.09.2023 The article was received on 18.08.2023, accepted for publication 20.09.2023

Горлов К.Н., Рогачев С.В.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Горлов Константин Николаевич, магистр политологии, соискатель; Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН); Москва, Российская Федерация; председатель; Мичуринский городской Совет депутатов Тамбовской области; старший преподаватель, кафедра управления и делового администрирования; Мичуринский государственный аграрный университет; Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-8724-1277; SPIN: 9063-0544; Author ID: 1055888; E-mail: [email protected]

Рогачев Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор; главный научный сотрудник; Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН); Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-3991-813Х; SPIN: 3467-1751; Author ID: 583506; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Konstantin N. Gorlov, master's degree of Political Science; applicant; Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS); Moscow, Russian Federation; chairman; Michurinsk City Council ofDeputies ofthe Tambov Region; senior lecturer, Department ofManagement and Business Administration; Michurinsk State Agrarian University; Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-87241277; SPIN: 9063-0544; Author ID: 1055888; E-mail: [email protected]

Sergey V. Rogachev, Doctor of Economics, Professor; chief researcher; Institute of Socio-Political Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS); Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-3991-813X; SPIN: 3467-1751; Author ID: 583506; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.