Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3
Социология
УДК 94:310
Российское направление в деятельности современных польских неправительственных организаций
Щуклая С.Э.
Аспирантка кафедры зарубежной истории и регионоведения Казанского (Приволжского) федерального университета
Л!
С 1990-х гг. в Польше начался активный рост численности неправительственных организаций. Направления их деятельности достаточно разнообразны. В статье раскрываются механизмы деятельности части польских НПО, которые занимаются сотрудничеством с Российской Федерацией. Рассматриваются появившиеся в Польше в 2000-е гг. тенденции к расширению совместной работы государственных структур с органами местного самоуправления и НПО. Автор также приводит примеры возросшей активности организаций соотечественников на территории Польши. В статье выявляются и анализируются причины появления новых тенденций и изменений активности неправительственных организаций, исследуются факторы, которые привели к росту влияния института НПО на современное польско-российское сотрудничество.
Ключевые слова: неправительственная организация, российско-польские отношения, НПО, социальное партнерство, третий сектор.
В последние годы исследователи наблюдают расширение деятельности неправительственных организаций как на мировом уровне, так и в масштабах отдельных государств и регионов. В Польше начало активного роста численности неправительственных организаций (далее - НПО1) и качества их работы пришлось на начало 1990-х гг. В это время стала проявляться многопрофильность направлений деятельности польских НПО, включающая в себя такие сферы, как здравоохранение, региональное развитие, образование, культура и др. Значимость данных организаций проявилась в том, что в политически сложные для России и Польши периоды, во времена перехода государств из одних общественно-политических систем в другие инициативы отдельных культурных, национальных и других обществ позволили сохранить связи и дали возможность дальнейшего развития определенной части польско-российских контактов. Сегодня гражданские инициативы
1 В настоящей статье автор использует термин «неправительственная организация», традиционно используемый в литературе по международным отношениям. Данный термин подразумевается как эквивалент синонимам «некоммерческая организация» (НКО), «добровольческая ассоциация» и др.
(именно их исследователи определяют как источник появления НПО [1]) в наших странах приобретают все больший размах. Развитие гражданского общества в Польше и России, укрепление так называемого «третьего сектора»2 позволяют говорить о НПО как о весомых и амбициозных участниках польско-российского сотрудничества. Согласно исследованиям Общества «Явор» и Фонда гражданской инициативы, в 2011 г. в Польше было зарегистрировано более 80 тысяч неправительственных организаций, в том числе 72 тысячи обществ и 11 тысяч фондов [2, с. 10]. По данным на 2012 г., в Польше наибольшее количество НПО по отношению к численности населения приходится на Мазовецкое, Дольнощленское, Варминско-Мазурское и Поморское воеводства [3]. Основными сферами деятельности польских НПО на настоящий момент являются спорт, туризм и отдых (ок. 53 %), образование и воспитание (ок. 15 %), культура и искусство (14 %), оказание услуг и общественной помощи (7 %), здравоохранение (7 %) и местное развитие (5 %) [4, с. 121]. Часть НПО занимается международным сотрудничеством с Россией.
2 «Третий сектор» составляют некоммерческие неприбыльные организации (НПО или НКО).
254
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Социология
Одним из главных факторов успешного функционирования НПО ученые называют социальное партнерство, которое определяют как «конструктивное взаимодействие между государственными структурами, органами местного самоуправления, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями» [5, с. 102]. Государство здесь выступает в качестве создателя законодательных и нормативных условий, в которых предполагается осуществление гражданских инициатив, иными словами, создание и функционирование НПО. Участие местного самоуправления, обладающего информацией о конкретных потребностях региона, помогает в постановке целей и задач. В свою очередь, участие коммерческого сектора может являться одной из финансовых опор деятельности НПО. Польские НПО следуют в направлении развития социального партнерства, о чем свидетельствуют крепкие партнерские связи между ними, местным самоуправлением и государственными органами.
Примером устойчивых партнерских связей между НПО и государственным сектором могут послужить несколько польских организаций, приоритетным направлением в деятельности которых является Российская Федерация. Ассоциация сотрудничества «Польша-Восток»3 действует с 1992 г. (название на момент основания в 1945 г. - «Товарищество польско-советской дружбы»). Ассоциация по территориальному обхвату превосходит многие другие польские НПО, поскольку практически в каждом воеводстве имеет свое представительство. Ее центральный офис находится в столице Мазо-вецкого воеводства г. Варшаве. Рассматривая деятельность Ассоциации, в первую очередь, можно заметить ее сильные связи с государственным сектором, а конкретно - с дипломатическим корпусом
- Посольством РФ, Консульствами РФ и Российскими центрами науки и культуры в Варшаве и Гданьске (далее - РЦНК) и др. Данный факт увеличивает возможности Ассоциации, позволяя использовать дополнительные ресурсы, например, площадки для проведения мероприятий. С 2003 г. Поморский отдел Ассоциации большую часть своих проектов осуществляет не только в сотрудничестве с РЦНК в Гданьске, но и в их здании [6]. Ассоциация поддерживает крепкие связи со сферой бизнеса, участвуя в развитии экономических связей со странами СНГ, в том числе с Россией. Имели место встречи представителей Ассоциации и польских властей с дипломатами (в т.ч. с российским послом) по вопросам развития деловых связей. В период с 2006 по 2011 гг. Ассоциацией, а точнее, входящим в ее состав Центром информации, мониторинга, обучения
3 Исследования деятельности Ассоциации Сотрудничества Польша-Восток были проведены при поддержке Касы имени Юзефа Мяновского - Фонда поддержки науки (Kasa im. J. Mianowskiego
- Fundacja Popierania Nauki).
и издательства, совместно с Торговой палатой РП и Польским агентством развития предпринимательства было проведено около 13 семинаров, посвященных проблемам организации и ведения бизнеса в России, а также таможенным вопросам [7, с. 27]. Ассоциация не оставляет без внимания области культуры и образования (олимпиады русского языка для школьников, межшкольные конкурсы на мастера в области чтения русской поэзии и др.) [7, с. 36]. Данная организация открыта на сотрудничество как с государственными, так и с бизнес-структурами. Следует отметить, что трансляция их деятельности охватывает достаточно широкий круг получателей - от школьников и студентов, которым в будущем предстоит формировать ход событий в различных областях жизни общества, до предпринимателей и чиновников, обладающих ресурсами и возможностями по развитию польско-российского сотрудничества уже сегодня.
Наиболее ярким примером социального партнерства НПО и местного самоуправления может послужить Ассоциация «Культурное сообщество “Боруссия”» (действующее с 1990 г.) и Фонд «Бо-руссия» (действующий с 2006 г.) из г. Ольштын Варминско-Мазурского воеводства. В отличие от Ассоциации сотрудничества «Польша-Восток», «Боруссия» сотрудничает главным образом с НПО и местной администрацией. С момента своего появления «Боруссия» участвует в развитии диалога на польско-российском пограничье с участием местного самоуправления как с польской, так и с российской стороны. Одними из первых проектов в этой сфере стало совместное с Фондом им. Стефана Батория исследование, посвященное направлениям и барьерам в польско-российском трансграничном сотрудничестве в 1990-2003 гг., а также инициированная в 2002 г. деятельность Форума добрососедства. На последнем обсуждались вопросы сотрудничества между польскими и российскими органами местного самоуправления, бизнеса, НПО, научных и образовательных учреждений. Дальнейшее развитие идей Форума продолжило Эльблонгское общество поддержки неправительственных инициатив совместно с Фондом польско-российского молодежного сотрудничества. Благодаря проведенной работе, «Боруссия» стала не только обладателем ценного опыта в вопросах трансграничного диалога, но и смогла выработать схему сотрудничества с российскими коллегами, которую активно использует и по сей день. На развитии российского направления в деятельности «Боруссии» благоприятно сказалось вступление в силу Соглашения о местном приграничном передвижении [8], действующего с 27 июля 2012 г. В рамках трансграничной деятельности «Боруссией» был организован проект «Вармия и Мазуры - Калининградская область. Новое качество партнерства», целью которого было поддер-
255
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Социология
жать гражданское общество и социальные аспекты внешней политики Польши на польско-российском пограничье, развитие общественных отношений между двумя регионами. Проект был ориентирован на три группы получателей: журналистов, активистов НПО и представителей органов местного самоуправления, занятых в сфере международного сотрудничества.
Деятельность «Боруссии» плотно связана с Вар-минско-Мазурским воеводством, историческим регионом так называемой Боруссии (бывшие территории Восточной Пруссии), сохранением и развитием своего региона. В таких проектах, как международные волонтерские программы «От прошлого к будущему» и «Защита культурного пейзажа Вармии и Мазур», она находит свое осуществление [9]. Первая программа - это молодежный лагерь в Калининградской области, во время которого участники занимались реконструкцией и поддержанием в чистоте памятников старины. Вторая программа заключалась в годовом участии волонтеров в работе организаций и учреждений, связанных с защитой исторического и культурного наследия Вармии и Мазур. Оба проекта осуществлялись с 2006 по 2010 гг. в сотрудничестве с калининградскими НПО, а также благодаря программам и грантам Европейского Союза, таким как «Молодежь в действии», «Управление человеческим капиталом» и при помощи волонтеров.
В Польше существует целое ответвление НПО, созданных россиянами, проживающими в Польше или поляками русского происхождения. Часто деятельность таких НПО в большой степени направлена на развитие польско-российских связей, в том числе в области бизнеса, или посвящена российской культуре, истории и т.п. Например, Общество «Российский Дом», начавшее свою деятельность в начале 2000-х гг. и Общество «Малая Россия», созданное в 2008 г., занимаются благотворительностью, социальной помощью, развитием культурных связей, а также ведут издательскую деятельность [10]. Для большинства НПО, работающих в российском направлении, характерно тесное сотрудничество друг с другом. Общество «Российский Дом», к примеру, поддерживает контакт, с «Обществом любителей русского языка и культуры» в г. Кельце, однако роль ведущего партнера для такого рода НПО обычно остается за Российским центром науки и культуры (г. Варшава, г. Гданьск) [11], оказывающего как информационную поддержку, так и помощь в организации и проведении мероприятий.
Активное развитие сектора НПО и стабильное увеличение его численности, занимающихся как российским направлением, так и стремящихся к партнерским отношениям с российскими НПО, обуславливается не только большим количеством наших соотечественников, проживающих в Польше. Живой интерес поляков к русской культуре, а также
заинтересование российским бизнесом, повлиял на то, что в Польше на протяжении нескольких десятков лет успешно действуют такие НПО как Ассоциация сотрудничества «Польша-Восток». Благоприятная обстановка в стране делает возможным создавать и развивать организации соотечественников, такие как общества «Российский Дом» и «Малая Россия». Создаваемые поляками НПО, подобные Ассоциации «Культурное сообщество “Боруссия”», принесли много новых методов и подходов в деятельность польских НПО в целом и в сотрудничество с Россией в частности. «Боруссия» успешно развивает тему трансграничного сотрудничества Польши с Калининградской областью, при этом используя средства и возможности не только местного самоуправления, но и Европейского союза. Проведение форумов НПО положительно сказывается на укреплении связей российских и польских НПО и расширении их знаний друг о друге. На примере неправительственных организаций Польши мы можем наблюдать необходимость стратегического планирования деятельности НПО, умения вести конструктивный диалог с партнерами из государственных и коммерческих структур как факторов успешного развития данного института.
Литература:
1. Андреева О.С. Неправительственные организации как институт развития и переустройства мира // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2010. - № 13. -С.219-226.
2. Kondycja sektora organizacji pozarz^dowych
w Polsce 2012 // Zycie codzienne organizacji pozarz^dowych w Polsce. - Warszawa, 2012. - 120 s.
3. Rodzaje i liczba organizacji pozarz^dowych
w Polsce // Wiadomosci ngo.pl. - URL: http:// wiadomosci.ngo.pl/wiadomosci/768625.html.
4. Гомулка К. Трансграничное сотрудничество неправительственных организаций в Поморском и Варминско-Мазурском воеводствах // Балтийский регион. - 2013. - Вып. 2. - С. 120-138.
5. Чумаков В.А. Социальное партнерство, созда-
ваемое неправительственными организациями в Европе в условиях глобализации // Актуальные проблемы Европы. Неправительственные организации Европы в условиях глобализации. -
2005. - № 3. - C. 93-104.
256
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3
Социология
6. Informacje o imprezach, organizowanych przez Oddzial Pomorski SWPW w latach 2003-2012 // Archiwum Stowarzyszenia Wspolpracy «Polska-Wschod» w Gdansku. Teczka 2. Karta 1-30.
7. XVIII Kongres Stowarzyszenia Wspolpracy «Polska-Wschod», 25 listopada 2011 roku. Materialy i dokumenty. - Warszawa, 2012. - 157 s.
8. Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 68-ФЗ «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения» // Российская газета. - 2012. - 18 июня.
9. Wykaz imprez organizowanych przez Stowarzyszenie Wspolnota Kulturowa «Borussia» w latach 19982008 // Archiwum Stowarzyszenia Wspolnota Kulturowa «Borussia». Teczka 1. Karta 1-48.
10. О nas // Официальный сайт Общества «Малая Россиия». - URL: http://pl.mala-rosja.pl/o-nas.html.
11. Коротко oбо всем 2005 г. / Официальный сайт Общества «Российский Дом». - URL: http:// rosyjski-dom.waw.pl/index.php?option=com_ content&view=article&id =49:2005&catid=34:2009-03-11-14-41-07&Itemid=34.
Russian Course in the Activities of Modern Polish Non-Governmental Organizations
S.E. Shchuklaya
Kazan (Volga Region) Federal University
1990-s in Poland traced the active growth in the amount of non-governmental organizations. Their activities are rather diverse. Some Polish NGOs cooperate with Russia. In 2000 the tendency to broaden cooperation of state organizations and local government authorities and NGO appeared and, as a result, activities of countrymen organizations grew. New tendencies and changes of the activities of non-government organizations in Poland have led to the raise of impact of NGO on Polish-Russian cooperation.
Key words: non-government organization, Russian-Polish relations, NGO, social partnership, third sector.
257