2010, № 1 (18). С. 34-36
3. Данилов А. П., Константинова Т. В., Носкова И. А. Применение семантической концепции в отраслевых исследованиях// Труды Санкт - Петербугского международного криминологического клуба «Криминология: вчера, сегодня, завтра», 2008, № 2 (15). С. 16-19
4. Анникова Н.Н.Преступное насилие как уголовно-правовая категория // Территория науки. 2013. № 3. С. 86-91
5. Кияткина М.М. Современная реформа уголовного законодательства - непоследовательность уголовной политики // Успехи современной науки. 2015. № 2. 94-95
Сорокин Б.Ф., Сарафонов А.А.
РОССИЙСКОЕ «ГОСУДАРСТВО ВЗРОСЛЫХ» НУЖДАЕТСЯ В ДУХОВНОЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ «НЕДОРОСЛЕЙ»
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: Социальное государство, правовое государство, государственное регулирование, прогрессивный налог, буржуазный социализм.
Аннотация: Авторы данной статьи, стремясь внести свой посильный вклад в развитие концепции Социального государства, обратили основное свое творческое внимание проблеме рассмотрения органической связи «государства вообще», а тем более -«Социального государства» с нраственностью, как, основной детерминанты процесса гуманизации политической системы общества и, прежде всего, - государства.
Keywords: Social state, rule of law, government regulation, progressive tax, bourgeois socialism
Abstract: the Authors of this article, seeking to contribute to the development of the concept of the Social state, drew most of our creative attention to the investigation of organic connection, "General government" and the "welfare state" with nravstvennosti as, the main determinants of the process of humanization of the political system of society and, above all, to the state.
Как остаться человеком, будучи политиком. В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности российского общества, когда оно поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью
экономики, политическими сложностями, все более актуализируется задача сохранения в старшем поколении и формирования в новом духовно-нравственных начал человека.
Современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной «неразумного эгоизма» и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях.
В своих геополитических интересах наши противники ставят перед собой цель — дальнейшее ослабление России в мировом сообществе. Ими стимулируется сепаратизм в национальных республиках, насаждаются несвойственные нашему менталитету морально-нравственные ценности, разжигается межэтническая и межконфессиональная вражда. Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации, возникли деформации её культурного и информационного пространства. Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами и оппозиционными силами для решения деструктивных задач.
Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды и неправды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов.
В частности, сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные, обучающие и воспитательные функции действующей
системы образования. Современная система образования не в состоянии ответить на все вызовы времени, удовлетворить весь спектр интеллектуальных и духовных потребностей человека. В её рамках не могут быть полностью решены вопросы информационной и правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и экологического просвещения и многие другие. Прежде всего, в действующей системе образования нет четко обозначенной системы воспитания, само понятие «воспитание» редуцировано до идеи «адаптации к социуму». А если этот социум больной, то ему нужны не приспособленцы, умножающие число больных, а лекари!» Но идет процесс вытеснения воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализации последнего, не соблюдается принцип культуросообразности в воспитании, нарушаются права ребенка и молодого человека на религиозное самоопределение, допускается проникновение в школу и ВУЗ идей половой распущенности, потребительства, жестокости, оккультизма и т.д.
Удручающим фактом является значительное снижение качества образования, когда учителя и преподаватели ВУЗов, как низко оплачиваемая категория бюджетных работников, стремятся поднять свой нищий жизненный уровень до терпимого посредством не только переутомляющего репетиторства, но и коррупции.
Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по социологическим опросам, мы читаем в 4-5 раз меньше, чем в социальных государствах Европы.
Всякому здравомыслящему и не равнодушному педагогу очевидно: образование и воспитание подрастающего поколения не может и не должно быть отдано на откуп «реформаторам» от образования, плоды, деятельности которых подпадают под смысл известной пословицы: «Гора родила мышь». Очевидно, что наша школа должна опереться в деле нравственного воспитания на уже давно положенное предками основание (фундамент) отечественной духовной культуры, которая неразрывно связана с этническими ценностями национальных культур народов России, христианством, мусульманством и др. религиями. Мыслить иначе - на деле означает непротивление злу массовой безликой культуры, насилию и разврату, насаждаемым под видом западной модели образования и воспитания. Сегодня уже достаточно ясны суть и истоки кризиса, охватившего отечественную систему образования и воспитания.
Во-первых, это кризис целей, поскольку утрачено однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать.
Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку всплыли
«вечные вопросы» об отношениях человека и общества, индивидуального и социального, жизни и ее смысла.
В-третьих, существует кризис теории воспитания, так как появилось множество воспитательных концепций, большинство из которых научно не разработаны до конца и не обеспечены методологически.
В-четвертых, общество испытывает острый недостаток в компетентных воспитателях, то есть страдает система подготовки воспитателей разных уровней. Все это привело и продолжает приводить к ряду деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным.
Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству.
Проблема «очеловечивания» молодого поколения, а всесте с тем и спасения человечества имеет глубокие исторические корни.
Вот почему проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и т.д. Философское представление о нравственности стало формироваться еще в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии.
Они понимали человека как единство: 1) Тела, 2) Души и 3) Духа; и в этом единстве определяющими составляющими рассматривались Душа и Дух, которым служит Тело, как природное вместилище, благодарно уважаемое своими «обитателями».
Человек - настолько человек, насколько в нем развита внутренняя потребность - быть жизненно, душевно, духовно и практически быть нужным ближнему, что выражается в нравственных чувствах и нормах: сострадания, справедливости, совести и долга и пр.
Но нравственность индивида не появляется на свет вместе с его телом, но есть продукт воспитания. Она суть основа личности человека; роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше не только ознакомить становящегося человека с нравственными ценностями, но и быть живым примером действия этих ценностей.
Современное буржуазное, либерально-демократическое общество, основанное на принципах индивидуализма и расширения прав и свобод личности, не смогло удержать себя, а потому и детище свое -индивида в пределах разумной, позитивной меры. Это нашло свое выражение в том, что Тело из «храма Души и Духа» нередко превращается в плоть, требующую от души и духа служения похоти любой ценой, ценой морального или даже уголовного преступления. Это представляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательного нравственного разложения и даже физической гибели.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легкомысленном отношении к любви и семейным ценностям, в распространении насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений. В современной реальности весьма недостает тех исторических основ, моральных принципов на которые опиралась жизнь России в минувшие времена. Самое страшное, что идет процесс вытеснения из сознания нового поколения гордости за свое историческое и культурное наследие и возрастает тлетворное влияние набирающей силу буржуазно-индивидуалистической скверны.
Мы являемся свидетелями того, что все чаще находятся желающие переписать нашу историю так, чтобы объяснить и даже оправдать возникающие духовные пороки наших людей. И, как правило, делается все это совершенно безнаказанно, с подачи наших идеологических противников. А ведь история государства — это его основное богатство, главный рычаг в формировании нового поколения патриотов, истинных граждан России. Тем, кому кажется, что на подобные вещи можно не обращать внимания, стоить заметить, что, например, Япония таким путем старается оспаривать права России на владение Курильскими островами. Другой пример — нездоровый ажиотаж вокруг пересмотра итогов Великой Отечественной войны и роли нашей страны в этой великой победе. Так что очень своевременно создается комиссия при Президенте РФ по предотвращению попыток фальсификации истории, приносящих вред государству.
В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот
смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о пороках и рожденных ими проблемах общества, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. В. Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем».
Средства массовой коммуникации. Существенный вклад, чаще всего сознательный, социально ценный или негативный вносит российское телевидение. Есть новости, дискуссионные площадки, которые еще сохранились на некоторых каналах. Но большая часть телевидения никакого отношения к СМИ не имеет. Это жутко низкопробная продукция, связанная с телесериалами, показом каких-то иностранных фильмов. Вы посмотрите: ни одного современного фильма не проходит, в котором не были бы сказаны нецензурные слова. Мы говорим: «федеральные каналы показывают такую продукцию». Это значит, что государство показывает такую продукцию. Когда мы предъявляем свои претензии телевизионным чиновникам, они объясняют: «Нам нужны деньги». Им нужны деньги на производство таких телесериалов и других развлекательных программ. То есть замкнутый круг: они создают продукцию, чтобы получать деньги для того, чтобы опять делать низкопробную продукцию.
К сожалению, современная телевизионная пропаганда, которая основывается на чуждых для нашего менталитета лозунгах по принципу «бери от жизни все», «добивайся богатства любой ценой» -подрывает нравственные устои российского общества.
Проблема нравственности, патриотизма, интересов общества и проблемы рекламы на телевидении связаны гораздо теснее, чем это может показаться на первый взгляд. Производителям рекламы и современным бизнесменам, заказывающим им рекламу, явно не хватает не только патриотизма, но и обычного рационального мышления. Если они хотят жить в цивилизованной великой стране, где соблюдаются законы и защищаются интересы народа, они должны научиться уважать свой народ, его чувства, нравы и потребности.
В России, когда вы смотрите телевизионную передачу, чаще всего вас никто не предупреждает о том, что она прерывается для рекламы. Реклама может «остановить» футбольный матч, интересную познавательную программу или захватывающий художественный фильм. При этом потребности зрителя никто не принимает во внимание. Потребителя от рекламы никто не защищает. Мы не можем от нее отделаться, нечем защитить свою психику от навязчивой, а часто и вредной рекламы. Эмоции, возникающие во время просмотра
фильма или познавательной передачи, оказываются прерванными, нарушенными, искаженными. Возникает проблема эффективности социального воздействия произведений искусства на человека.
Одна из самых важных задач, которая сейчас стоит перед нашим обществом — наполнение Интернета человеческими ценностями, и сделать их интересными для наших детей. Совсем недавно в 90-е годы перед нами стояла задача компьютеризировать наше общество, сделать доступными возможности современных технологий и Интернета для всех. Идея компьютеризации была поддержана на уровне национальных приоритетных проектов, в которые были включены школы. К сожалению, мы не сразу задумались о том, какие опасности и угрозы несет в себе всемирная сеть. Если бы мы обезопасили себя сразу, опережающим, превентивным образом, у нас было бы сейчас гораздо меньше проблем, потому человек неподготовленный не может себе гарантировать безопасность. На профессиональных сообществах, на институтах гражданского общества лежит громадная ответственность за создавшуюся ситуацию с Интернетом.
Политико-экономические причины падения нравственности в современной России. С необходимостью возникают существенные, как теоретически, так и практически, вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Классик большевизма - В.И. Ленин в свое время утверждал, что в критические исторические переходные периоды в соотношении таких подсистем общества, как экономика и политика, определяющую роль играет политическая. Мы разделяем это методологическое положение, из которого следует, что причиняющей деятельностью, породившей экономические основания падения нравственностьи в российском обществе конца 20 и начале 21-го века является главный политический субъект - государство в лице его президента и трех ветвей власти.
В Конституции РФ (от 12 декабря 1993 г.) утверждается, что российское общество ставит перед собой цель создать не только правовое, но и социальное государство. Следовательно, в этом государстве не только все равны перед законом (включая законодателей и президента), но оно обязано реализовать такие функции, как-то:
1. Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
2. Охрана труда и здоровья людей;
3. Поддержка семьи, материнства, детства;
4. Устранение социального неравенства путем перераспределения
доходов;
5. Поощрение благотворительной деятельности;
6. Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
7. Борьба с безработицей.
Каково действительное положение вещей в России в 2015 году?
Как утверждает Госкомстат России, в 2015 году 23 млн. граждан получало прожиточный минимум - 9662 рубля, то есть представляло категорию бедных; а 16,66%, или около 24 млн. граждан живет за чертой бедности. Итого, каждый третий россиянин (а в живой жизни их число заметно больше - до 60%) живет в бедности, а если учесть существующую инфляцию и ее прогресс, то и количество бедных и нищих, несомненно, возрастет.
Как свидетельствуют статистические исследования социологических центров России, 1420 самых богатых россиян владеют 52% ВВП, а 21 млн. состоятельных граждан России владеют 40% ВВП; и только 8% ВВП приходится на 80% россиян.
Иначе говоря, материально-финансовая сторона, или биосоциальная основа духовности хронически не обеспечивает должной энергией необходимый нравственный потенциал вот уже более 20-ти лет.
Строго говоря, только тот государственный субъект будет стремиться создавать политико-экономические условия поддержания общественной этики, кто сам нравственен. Кто был госсубъектом в 90-е годы? Тот, кто, если и не принимал непосредственного участия в разграблении народного богатства России, то, по крайне мере, политически (активно или пассивно) потворствовал ему. Так, какого же нравственно-политического поведения можно ожидать от такой номенклатуры, поскольку она либо в принципе безнравственна, либо, будучи поставленной к власти олигархами (олигарх по-гречески -вор), покорно и антидуховно служит им.
Возникает кардинальный вопрос: «Почему же российский народ, обретя либерально-демократические условия, добровольно «наложил на себя руки», избрав во власть своих латентных противников.
Потому, во-первых, что будущие избранники притворялись «сонародными», а, во-вторых (и это - самое главное), сам избиратель, сама «народная воля» исторически наивна, потому, что ей присущи такие социально-генетические свойства, как:
1) слаборазвитая индивидуальность, 2) низкая личная политическая активность; 3) конформизм; 4) подданничество; 5) заидеологизированность мышления - вера в идеологию авторитета; 6)
управленческая некомпетентность; 7) правовой нигилизм; 8) неразвитость гражданской позиции.
Поэтому Государство доминирует, общество занимает
подчиненное положение, что обуславливает неравноправные отношения между государством и гражданином. Отсюда:
1) огромная роль бюрократии;
2) патернализм и клиентелизм;
3) выключенность широких народных масс из повседневного политического процесса, следовательно, массовая политичесекая инертность;
4) отсутствие цивилизованных форм взаимоотношений между верхами и низами, правовой нигилизм, который приводит к вспышкам революционаризма и контрреволюционаризма и "сверху" и "снизу".
Нравственное здоровье (или нездоровье) политической элиты, в свою очередь, на протяжении всей истории человечества определяло не только темпы, но и направления экономического развития, позволяя (и не позволяя) разрешить такие этические вопросы, как общая цель экономического развития, главные хозяйственные ценности, соотношение таких категорий, как справедливость, гуманизм, равенство и свобода. Таким образом, недостаток доверия и социальной интеграции, господство эгоистического интереса политэкономической элиты (ярким примером здесь является постсоветская Россия), - всегда становились тормозом для социально-ориентированного экономического развития. В настоящее время в России идет наступление власть имущих на социальные права трудящихся. В этом отношении наблюдается снижение уровня и качества жизни населения страны по целому ряду направлений.
Принятая в налогообложении плоская шкала на доходы является одной из главных причин сложившегося в РФ высочайшего уровня социального неравенства, однако о намерениях смены ее на прогрессивную шкалу ни разу не было заявлено политиками с больших трибун.
Происходит увеличение заниженных социальных стандартов и уменьшение социально ориентированных проектов и мер по обеспечению социальной защиты и достойной жизни населения
В этой связи возрастает необходимость оптимального государственного участия в экономике, где человеческий капитал должен стать доминантой социально-экономического развития общества, а этическая и гуманистическая составляющая - одним из регуляторов этих отношений, основанных на таком договорном механизме, как социальное партнерство
В заключении важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать поначалу:
1) последовательное укрепление индивидуальной потребности в общественной духовной свободе, а затем - ее эффективной реализации;
2) создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.
Иначе говоря, сегодня мы в России нуждаемся в том, что уже имело место в нашей истории - в «народовольческом движении», в активной пропагандистской и агитационной деятельности «народной элиты», коль скоро тому способствует формально обретенная россиянами демократия.
Как убедительно показал успешный опыт современных европейских государств (Норвегии, Швеции, Швейцарии и др.), рыночные отношения в экономике страны не должны однозначно ассоциироваться с социально-экономическим неравенством в обществе, с доминированием в нем большинства бедных и даже нищих, как в современной России. Ведь не случайно китайский мудрец - Ден Саопин предложил своему народу социально-экономическую программу, которую можно определить как «буржуазный социализм». С точки зрения классической, марксистской теории социализма, как первой стадии коммунистической формации, «буржуазный тип социализма» - это нонсенс, или, по крайней мере, -антиномия. Однако мы утверждаем, что этот тип есть историческая реальность, историческая актуальная практика, которую марксизм-ленинизм признает критерием истинности. Возникает вопрос: «Что превращает «будто-антиномию - буржуазный социализм» в позитивно разрешаемое историческое противоречие?
Основанием ответа служат экономическое и духовно-нраственное объяснение. Во-первых (и тут марксизм-ленинизм прав), для создания «среднего класса», как преобладающей части общества, необходим определенный уровень развития экономики, чему, несомненно, способствует государством разумно, гуманно управляемая экономика, которое не подавляет творческую активность предпринимателя и столь же творческую конкуренцию субъектов смешанной экономики, представленных частной, акционерной и государственной собственностью.
Во-вторых, указанные экономические и политические условия решающим образом стимулируют нравственную установку человека-предпринимателя по отношению к работнику-потребителю; что
выражается не только в заработной плате, обеспечивающей среднепринятый в развитых странах уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, но и гарантирует приблизительно такое же качество жизни для таких категорий населения, как пенсионеры, инвалиды, больные, вынужденно временно безработные и дети.
Следовательно, «народная элита» должна убедить страждующее большинство россиян требовать от органов власти, во-первых, срочной переориентации промышленности на высоко технологичные современные отрасли промышленности, а во-вторых, требовать введение прогрессивного налога на богачей в таком размере, который бы гарантировал и срочность переструктурирования и уровень развития экономики России.
Список литературы
1. Бушев А.Б. Мультикультурализм и межконфессиональная коммуникация // Синергия. 2015. № 1. С. 66-70.
2. Газгиреева Л.Х. Развитие духовно-нравственного потенциала современного российского общества в эпоху глобализации // Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 58-60
3. Сорокин Б.Ф. Специфика политического маркетинга, как второй исторической формы социального обмена // Синергия. 2015. № 2. С. 720.
4. Сорокин Б.Ф. Философия экономики в современном мире (Коммерческий маркетинг, как исходная форма социального обмена) // Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России сборник статей II международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. С. 87-96.
5. Сорокин Б.Ф., Медведева Н.В. Коммерческий маркетинг как исходная форма социального обмена // Территория науки. 2015. № 5. С. 129-138.
6. Третьяков Д.В. Формирование патриотического сознания обучающихся в условиях становления вертикально-интегрированных образовательных структур Российского общества // Территория науки. 2015. № 1. С. 43-47.